Государственный долг является суммой выпущенных, но не погашенных еще государственных займов, которые начисляются с процентами. Данная сумма должна выплачиваться вместе с процентами через определенный срок или к определенной дате.
Текущий и капитальный государственный долг
Капитальным государственным долгом называют всю сумму выпущенных и не погашенных государственных долговых обязательств, к которым относятся начисленные по ним проценты на определенную дату.
Текущим государственным долгом называют расходы по выплате кредиторам доходов по всем государственным долговым обязательствам, время которых наступило.
К общегосударственному долгу России относится федеральный долг (долги Правительства РФ), долг муниципальных образований и государственный долг субъектов страны.
Внешний и внутренний долг
В зависимости от вида валюты государственный долг подразделяется на внешний (выражается в иностранной валюте) и внутренний (выражается в валюте РФ).
Внешним долгом является долг иностранным государствам, лицам, организациям. Для страны он очень обременителен, так как необходимо отдавать товары, ценное сырье, оказывать определенные услуги для оплаты процентов и погашения долга. Если по внешнему долгу платежи составляют в диапазоне 20 – 30% от деятельности внешнеэкономического направления, то страну относят в разряд должников, а привлекать новые займы для такого государства будет довольно затруднительно.
Внутренним долгом государства является долг своему населению. Сюда относятся долговые обязательства правительственных органов перед физическими, юридическими лицами.
Виды долговых обязательств государства:
- Государственные займы, которые осуществлены посредством выпуска от имени Центрального банка или правительства ценных бумаг.
- Полученные правительством кредиты.
- Иные долговые обязательства, которые гарантированы Правительством РФ.
Виды и классификация государственного долга
Внешний и внутренний государственный долг являются наиболее значимыми позициями в классификации государственных долговых обязательств по источнику заимствования. В России учет долговых обязательств в валюте иных стран осуществляется в составе внешнего долга. В рублевом эквиваленте долговые обязательства входят в состав внутреннего долга. В настоящей классификации кроме валюты займа может учитываться и иной признак – категория кредиторов (нерезиденты или резиденты) и держатели государственных ценных бумаг.
В зависимости от периодичности погашения, обслуживания обязательств выделяется в составе государственного долга его капитальная и текущая составляющая. Под капитальным государственным долгом понимаются все выпущенные и непогашенные долговые государственные обязательства, куда входят проценты, начисленные по данным обстоятельствам. В текущий долг входят государственные долговые обязательства, срок погашения уже наступил по которым.
Пассивный и активный государственный долг – это такая характеристика долгов, которая зависит от их социально-экономического показателя и использования в виде инструментария экономической государственной политики. К активной составляющей государственного долга относятся заимствования, которые размещаются для финансирования определенных социально-экономических программ, а также инвестиционных проектов, реализуемых на среднесрочный и долгосрочный период. Под пассивным государственным долгом понимается получения займов для финансирования покрытия дефицита бюджета и текущих расходов.
Для характеристики общего положения долговой государственной зависимости определенное значение имеет понятие чистого долга государства – отрицательного или положительного значения, которое определяется при помощи вычитания из зарубежных активов и общего объема долговых обязательств суммы долгов иных стран перед этим государством. На практике зачастую применяется понятие «чистых заимствований» в виде разницы между получением и погашением долгов.
Если говорить про совокупный объем долговых обязательств и учитывать разный уровень управления ими, можно выделить понятие общегосударственного, государственного и муниципального долга. В общегосударственный долг входит задолженность не только России, но и ее субъектов с муниципальными образованиями.
Получается, что построить классификацию государственного долга можно с помощью нескольких детализированных уровней, что имеет существенное значения для полного и корректного учета долга государства и эффективного управления им.
Больше информации в сфере экономике: economista.ru
Источник
Государственный долг, его структура и объем
Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.
- Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.
- Внутренний долг — обязательства перед резидентами в рублях.
Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.
Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:
- кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
- государственных ценных бумаг;
- договоров о предоставлении государственных гарантий;
- переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.
Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).
Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.
Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ.
Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.
Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.
Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.
Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.
В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.
Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.
Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.
Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.
В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.
Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.
В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.
Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.
Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга. Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.
Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:
- консолидация — объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;
- конверсия государственного займа — изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;
- конверсия внешнего долга — средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;
- новация — замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.
В 1985 г. внешний долг СССР составлял 22,5 млрд. долл., в 1991 г. — 65,0 млрд. долл. Внешний долг России, включая долг СССР, составил на 1 января 2003 г. 124,5 млрд. долл. Для его полного погашения в течение 30 лет вместе с процентными платежами предстоит выплатить не менее 300 млрд. долл.
Таблица 6 Динамика государственного внешнего долга Российской Федерации (млрд. долл. США)
В целях обеспечения своих внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Россия предоставляет кредиты иностранным государствам. Программа предоставления таких кредитов утверждается законом о федеральном бюджете на очередной год. Эта программа состоит из перечня кредитов с указанием целей их предоставления, получателей и суммы. Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией должны быть ратифицированы Государственной думой.
Понятие и структура внешнего финансирования и внешнего долга
Внешнее финансирование государства — следствие объективной необходимости привлечения дополнительных источников для финансирования госрасходов и дефицита госбюджета при исчерпании всех возможных источников мобилизации денежных ресурсов внутри страны.
Внешнее финансирование привлекается государством для финансирования своих расходов и дефицита госбюджета при невозможности мобилизовать эти средства внутри страны. Другими словами, международное финансирование используется тогда, когда государственные финансы имеют высокую дефицитность и потребности в финансировании расходов. Внешнее финансирование привлекается по двум направлениям: государственному и частному (по источникам) (рис. 50).
Рис. 50. Структура внешнего финансирования по источникам
Внешнее финансирование различается также по формам. Оно осуществляется как в форме безвозмездного финансирования, так и в форме возвратного кредитования (рис. 51).
Рис. 51. Структура внешнего финансирования и кредитования по формам
Международное финансирование структурируется и по срокам (в части кредитования) на кратко- (до 1 года), средне- (от 1 до 7 лет) и долгосрочное.
Управление государственным долгом
Система государственного кредита создает систему государственных долгов: внутренних и внешних
Система обслуживания долгов требует создания системы управления долгами.
Система госдолгов требует создания системы управления долгами. Обслуживание госдолгов, внутренних и внешних, включает в себя поэтапно: погашение процентов; погашение капитальной суммы долга и его рефинансирование в случае необходимости.
Если условный долг государства 100тыс.ед. и представлен он из 20% годовых (обычный процент на международном рынке ссудных капиталов для государств — сомнительных заемщиков) на 4 года с однолетним льготным периодом (период, когда гасятся только проценты), а сумма долга не гасится, то к реальной сумме долга (100 тыс. ед.) нужно добавить 80 тыс. ед. процентов (80% годовых умноженные на 4 года). Тогда график обслуживания такого долга будет выглядеть следующим образом (рис. 52): 180тыс. ед. за 4 года.
Рис. 52. График обслуживания госдолга (со сроком 4 года из 20% годовых)
Таким образом, самая простая схема обслуживания госдолга иллюстрирует достаточную сложность управления им. В связи с высокой стоимостью госдолгов в систему управления ими включены и переговоры по изменению условий долгов, и сам механизм рефинансирования долга, и мониторинг показателей объема и уровня долга, и сопоставление их с другими показателями госфинансов (ВВП, госбюджета и т. п. ).
Рефинансирование долгов — это целый механизм (другое название — реструктуризация) (рис. 53).
Управление государственным долгом — одно из основных направлений государственной финансовой политики.
Рефинансирование долгов — это система мер по изменению условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов).
Рис. 53. Методы рефинансирования государственного долга
Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства как должника).
Пролонгация — это удлинение сроков долга и погашения процентов.
Секьюритизация — это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).
Капитализация — это реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.
Государственный долг и методы управления государственным долгом
Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
Долговые обязательства РФ могут быть в форме:
- кредитов, полученных Правительством РФ;
- государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
- других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.
Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется: управление государственным долгом.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.
Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.
К основным методам управления государственным долгом следует отнести:
- Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
- Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
- Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.
- Унификация — объединение нескольких займов в один.
- Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.
- Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.
- Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
Источник
Наличие в экономике страны значительного бюджетного дефицита, влечет необходимость привлечения большого количества как внутренних, так и внешних государственных займов, что неминуемо приводит к образованию государственного долга.
Государственныйдолг — сумма задолженности государства по своим обязательствам перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами, возникающая в результате заемной деятельности.
Практически во всех странах мира к настоящему времени сложилась долговая экономическая система. Но наличие государственного долга еще не означает, что страна испытывает серьезные трудности или находится на грани критической черты. То есть получение кредитов — явление само по себе нормальное и полезное, если оно осуществляется в разумных количественных пределах и сопровождается рациональным и эффективным использованием, обеспечивающим необходимую прибыль для уплаты процентов, при точном и своевременном выполнении обязательств по возврату занятых средств.
Однако, если страна наращивает свой долг, а выплачивать его в полном размере не в состоянии, то она может значительно ухудшить свое экономическое положение. К тому же накопление государственного долга носит взрывной характер, поскольку существующий долг надо обслуживать (по крайней мере, выплачивать проценты). Таким образом большая часть средств государства (налоги и новые займы, которые должны идти на развитие экономики) пойдет на погашение государственного долга.
Основополагающим является деление долга на внешний и внутренний долг. В соответствии с рекомендациями МВФ в качестве внутреннего долга рассматриваются обязательства органов государственного управления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами.
Законом же РФ «О государственном внутреннем долге РФ» (1993 год) определено разделение государственного дола на две основные части (в основном по валютному кредитованию) — на внешний и внутренний долг, в связи с чем, валютные заимствования и возникающие в связи с этим обязательства относятся к внешнему долгу, а рублевые заимствования — к внутреннему долгу.
Данная ключевая классификация на практике дополняется еще рядом классификационных схем: классификация долга по типу кредитора (держателя долгового обязательства) и по типу долгового обязательства.
Принципиальная классификация государственного долга по типу кредитора имеет следующий вид:
— внутренний долг (органам кредитно-денежного регулирования, коммерческим банкам, другим членам госсектора, прочим финансовым учреждениям);
— внешний долг (международным организациям, органам управления зарубежных государств, прочая внешняя задолженность, включая банковские ссуды и авансы, кредиты поставщиков).
Классификация долга по типу долгового обязательства имеет важное аналитическое значение, так как она выявляет типы долговых активов и характеризует типы активов, которыми располагают кредиторы (либо это долгосрочные облигации, краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные и краткосрочные ссуды).
Государственный долг оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет собой сумму непогашенных обязательств, выплачиваемую при наступлении срока выплаты. Долг — это состояние (запас), а не движение (поток), так как он оценивается на определенную дату, а его изменение в определенном периоде (между датами) происходит за счет чистого заимствования (заимствование минус погашение).
Величина государственного долга в национальной части внешней задолженности зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины долга государства.
Это особенно важно в связи с тем, что структурно государственный долг складывается из двух частей: основной долг и непогашенный долг, включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы. К этому необходимо добавить, что государственный долг — это не только объем заимствований государственных органов, но и долги внебюджетных фондов всех уровней государственного управления.
Государственный долг может быть текущим и капитальным.
Текущий государственный долг — сумма задолженности, срок возврата которой наступил или наступит в данном календарном году.
Капитальный государственный долг — сумма задолженности государства по всем своим обязательствам вместе с процентами.
Необходимо также учитывать и федерально-региональную структуру долга государства. На практике различают государственный долг, образовавшийся в результате бюджетной задолженности федерального правительства. Но более правильным было бы говорить о консолидированном государственном долге, включающем задолженность региональных и муниципальных органов власти.
Оценивая влияние государственного долга на развитие экономических процессов в обществе, нельзя не отметить, что значительный его рост оказывает негативное воздействие на экономику, так как его рост или рост расходов по обслуживанию государственного долга ведут к сокращению инвестиций в производительный капитал (особенно при использовании государственных заимствований на нужды текущего потребления через государственный ценные бумаги). Но при этом необходимо учитывать, что государственный долг (особенно его внутренняя составляющая) является задолженностью населения самому себе, а использование этой задолженности может обеспечить решение многих экономических проблем развития страны. Опыт многих стран показывает, что сам по себе дефицит бюджета и нормальный уровень государственного долга на являются негативными факторами, так как позволяют решить сложные экономические проблемы на определенных этапах развития общества.
Управлениегосударственнымдолгом — совокупность мероприятий государства по выплате долгов кредиторам, выпуску государственных займов и их погашению, а также изменению условий уже выпущенных займов и определению условий выпуска новых.
Порядок, условия выпуска и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ.
Любое государство в своей политике в области займов решает следующие задачи:
— минимизация стоимости долга для заемщика;
— недопущение переполнения фондового рынка государственными ценными бумагами;
— предотвращение резкого колебания курса государственных ценных бумаг;
— эффективное целевое использование мобилизованных средств;
— обеспечение своевременного возврата кредита.
Погашение накопленного государственного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органом и т.д.
Эффективность государственного кредита обеспечивается следующими мерамипоуправлениюгосударственнымдолгом:
1. Конверсия займа (изменение первоначальных условий займа, касающихся его доходности);
2. Консолидация займа (увеличение срока его действия);
3. Унификация займа (объединение нескольких займов в один. В этом случае полученный долг называется консолидированным);
4. Рефинансирование (выпуск новых займов для погашения ранее выпущенных);
5. Отсрочка погашения одного или всех выпущенных ранее займов. Проводится в условиях, когда дальнейшая работа по выпуску новых займов уже не имеет финансовой эффективности (банкротство);
6. Обмен ценных бумаг по регрессивному курсу (несколько старых займов приравниваются к одному новому, что снижает расходы государства по обслуживанию займов);
7. Выкуп государством своих ценных бумаг на вторичном рынке;
8. Создание специальных погасительных фондов, куда направляются суммы превышения доходов бюджета над расходами;
9. Аннулирование государственного долга — отказ государства от обязательств по выпущенным займам.
Источник