По оценкам Министерства экономического развития РФ в 2020 году общий дефицит бюджетов всех уровней, в том числе федерального, региональных, пенсионного фонда (ПФР) и фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) составит 8,5 % ВВП (порядка 8 трлн рублей). Эта сумма приближается к размеру фонда национального благосостояния (ФНБ), который на 1 мая 2020 составил 12,4 трлн рублей. Это означает, что в текущей ситуации для финансирования расходов государство вынуждено значительно увеличить выпуск ОФЗ (облигаций федерального займа). С начала года Минфин РФ продал ОФЗ на 1,15 трлн рублей, министр финансов РФ Антон Силуанов заявлял, что объем привлечения средств с помощью ОФЗ в 2020 году может составить до 4,0-4,5 трлн рублей.
Российскими покупателями ОФЗ выступают, как правило, коммерческие банки, причем покупка осуществляется, в основном, за счет средств Банка России:
купленные ОФЗ банки в рамках операции РЕПО (кредит под залог ценных бумаг) размещают в ЦБ, а полученные средства снова используют для покупки ОФЗ.
Схема осуществления операции РЕПО
То есть, по сути, коммерческие банки выступают в качестве «прокладки» между ЦБ и Минфином РФ для, если вещи называть своими именами, покупки ОФЗ ЦБ, т.е. финансирования государственного долга за счет средств ЦБ. Возникает вопрос:
а почему ЦБ не выступить прямым покупателем ОФЗ, исключив посредников в виде коммерческих банков, как это имеет место, например, в США, где Федеральная резервная система (ФРС – ЦБ США) может напрямую кредитовать государство и экономику страны (путем выкупа государственных и корпоративных облигаций)?
Российское законодательство (ст. 22 ФЗ-86 о ЦБ) ставит прямой запрет на возможность осуществления таких операций: «Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.
Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов».
Формально возможность прямого финансирования государственного долга ЦБ предусмотрена («за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете»), но по факту не была еще ни разу использована.
То есть государственные долги России ЦБ не покупает, но при этом он покупает «надежные и ликвидные финансовые инструменты» для пополнения своих резервов в виде государственного долга США, государственного долга Китая и так далее. На первый взгляд – парадокс.
Не будем здесь вдаваться в детали того, под чьим «руководством» был написан закон о ЦБ, кто фактически «руководит» его деятельностью, почему золотовалютные резервы ЦБ в значительной степени находятся за пределами страны – об этом написано здесь и здесь.
Коснемся только того неоспоримого критерия, по которому можно отделить государства, проводящие независимую экономическую политику, от всех остальных:
возможности центрального банка кредитовать свое государство.
В соответствие с законом Китая «О Народном банке Китая» (принят на третьей сессии 8-го съезда Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) 18 марта 1995 года), ст. 22 «С целью проведения в жизнь монетарной политики, Народный банк КНР может применять следующие методы и инструменты:
« …покупать и продавать государственные облигации…».
Народному Банку Китая для финансирования государственного долга никакие «прокладки» не нужны. И еще момент: тот же закон, ст. 2 «Народный банк КНР должен формировать и проводить в жизнь монетарную политику и под руководством Госсовета осуществлять надзор и контроль за финансовой отраслью». В ФЗ-86 вы не найдете упоминаний о подчинении в любой из областей своей деятельности Банка России каким- либо государственным органам.
Народный банк Китая
Резервный банк Индии в соответствии с законом Reserve Bank of India Act, 1934 ст. 21а не просто может кредитовать государство, а осуществляет
управление государственным долгом (т.е., в том числе, выпуск государственных облигаций).
Резервный банк Индии
СТАВЬТЕ ЛАЙК, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, ОСТАВЛЯЙТЕ СВОЁ МНЕНИЕ. Я ЕГО ПРОЧТУ И ДЛЯ МЕНЯ ОНО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВАЖНО
Также по этой теме рекомендую почитать:
1) Банк России снова показал, кому он на самом деле подчиняется
2) Где реально находятся золото- валютные резервы России?
Источник
6.2. Финансирование дефицита бюджета
Финансирование дефицита денежных средств сектора государственного управления включает консолидированное финансирование дефицита федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных образований и внебюджетных фондов. Центральное место занимает финансирование дефицита федерального государственного бюджета. Финансирование дефицита государственного бюджета представляет собой покрытие недостатка доходов и соответственно равно величине дефицита.
Общий объем финансирования определяется на основе сопоставления расходов органов государственного управления и источников их покрытия. Он равен величине заимствования, осуществленного органами государственного управления, минус погашение долга, минус приобретение финансовых требований к субъектам других секторов экономики в целях управления ликвидностью за вычетом продаж или погашения таких требований, плюс чистое уменьшение остатков денежных средств (без учета изменений, вызванных переоценкой их стоимости). Следует отметить, что в финансирование включается только погашение основной суммы долга, в то время как выплата процентов отражается в категории расходов.
Финансирование дефицита бюджетов осуществляется двумя основными способами: за счет государственных и муниципальных займов и за счет эмиссии новых денег. На финансирование дефицита оказывает так же влияние увеличение или уменьшение у органов государственного управления остатков ликвидных финансовых средств. Таким образом, категория финансирования включает заимствование, погашение (выплату) задолженности и изменение остатков средств органов государственного управления на счетах в банках, государственных резервов национальной валюты и ценных бумаг.
Финансирование дефицита с помощью займов. Категория финансирования охватывает потоки платежей, поступающих к сектору государственного управления и исходящих от него, которые приводят к возникновению или погашению платежных требований. К ней относятся операции, посредством которых осуществляется управление ликвидными средствами в целях обеспечения бесперебойного функционирования органов государственного управления. Таким образом, государственные финансы оказываются участниками рынка денежных капиталов. В отличие от обязательных и безвозвратных налоговых и неналоговых поступлений заемные средства предоставляются на условиях возвратности и платности. При этом денежные средства могут предоставляться либо в виде непосредственных банковских ссуд, либо в обмен на ценные бумаги.
Для финансирования дефицита бюджетов с помощью займов привлекаются свободные денежные средства других секторов экономики и внешнего мира путем использования различных финансовых инструментов: размещение государственных долговых обязательств и прямые кредиты от других уровней государственного управления, международных организаций развития, правительств, банков и поставщиков. В этом плане заимствование как категория государственных финансов отражает денежные отношения между органами государственного управления и юридическими и физическими лицами, в которых первые могут выступать как в роли кредиторов, так и заемщиков. Государство прибегает к выпуску долговых обязательств (эмиссии ценных бумаг) для финансирования дефицита бюджета, рефинансирования старых долгов, финансирования различных программ, например проведения антиинфляционных мероприятий, финансирования непредвиденных государственных расходов, например в случае выпуска жилищных сертификатов и облигаций внутренних займов. Государственные долговые обязательства считаются наиболее надежным видом ценных бумаг. Этим обусловлена их повышенная привлекательность для инвесторов и одновременно относительно низкая доходность.
Возможности размещения государственных ценных бумаг и стоимость обслуживания государственного долга во многом определяются их качественными характеристиками. Они могут быть обращающимися или необращающимися, именными или предъявительскими, размещаемыми в принудительном порядке или на основе добровольности, размещаемыми на аукционах или по подписке, краткосрочными или долгосрочными, купонными или дисконтными, индексируемыми или неиндексируемыми, погашаемыми в установленный срок или с правом досрочного погашения. Существенной характеристикой государственных долговых обязательств является их доходность, определяемая купонной ставкой или величиной дисконта. Возможен также выпуск выигрышных займов, по которым выплата дохода осуществляется на основе тиражей выигрышей. Однако инвесторы в большинстве предпочитают получение стабильного дохода на основе процентов, объявляемых при эмиссии облигаций и других ценных бумаг.
Краткосрочные государственные ценные бумаги выпускаются, как правило, с дисконтом. Долгосрочные, как показывает мировая практика, в основном являются купонными ценными бумагами. К краткосрочным относятся ценные бумаги со сроком обращения до одного года, к средне срочным — со сроком обращения от одного года до пяти лет. Долгосрочные государственные долговые ценные бумаги выпускаются правительством и другими органами государственной власти со сроком погашения свыше пяти лет. Они размещаются по цене, близкой к номиналу, с регулярной (раз в год или полгода) выплатой по купонам и погашаются по номиналу. Купонный доход может быть фиксированным или с плавающей ставкой. Может иметь место индексация. В большинстве стран используются долгосрочные государственные долговые обязательства с фиксированными процентными ставками.
Развитие рынка государственных и корпоративных ценных бумаг позволяет создать финансовый фонд для регулирования экономической конъюнктуры и денежного обращения. Этот фонд может быть использован для формирования портфеля ценных бумаг и операций по сглаживанию ценовых колебаний и иных операций с ценными бумагами.
Финансирование дефицита за счет выпуска новых денег. Государственное заимствование, погашение задолженности и изменение остатков ликвидных финансовых активов являются неэмиссионными способами покрытия дефицита бюджета. Покрытие дефицита за счет выпуска новых денег увеличивает денежную массу в обращении и способствует развитию инфляционных процессов. При этом собственно эмиссия новых денег рассматривается как функция финансового сектора экономики, в то время как сделанные на этой базе займы у центрального банка отражаются в категории финансирования. В условиях неразвитого рынка государственных ценных бумаг займы у центрального банка являются основным внутренним источником финансирования дефицита бюджета. Однако и в условиях высокоразвитого рынка государственных долговых обязательств органы государственного управления могут и практически используют займы у центральных банков.
Изменение остатков ликвидных финансовых активов включает изменение остатков денежных средств (наличных и депозитов) и изменение финансовых требований к другим секторам, приобретенных органами государственного управления в целях управления ликвидностью. Такой подход позволяет определить, насколько сектор государственного управления в состоянии покрывать свои расходы и обеспечивать кредитование, не увеличивая при этом объема своих финансовых обязательств и (или) не уменьшая резервов ликвидных средств. Включение изменения остатков денежных средств органов государственного управления на счетах в банках и резервов наличных денег в состав операций финансирования объясняется тем, что влияние этих операций на экономическое развитие аналогично операциям заимствования. Хотя использование ранее накопленных ресурсов не сопровождается привлечением заемных средств, оно также приводит к увеличению общего спроса в экономике, как и по лучение кредитов из центрального банка, поскольку и в том и в другом случае потребности других секторов экономики в финансовых ресурсах в текущем периоде не уменьшаются. Подобным образом увеличение остатков средств органов государственного управления на банковских счетах за счет использования средств других секторов ведет к сокращению общего спроса на ресурсы в данном периоде аналогично погашению задолженности центральному банку.
Наряду с указанными выше инструментами факторами финансирования дефицита бюджета могут быть трансферты центрального банка, представляющие собой внереализационную прибыль (убытки) от переоценки иностранной валюты и золота в результате изменения валютного курса. Такие трансферты аналогичны получению кредита от центрального банка, хотя и не означают увеличения долговых обязательств правительства перед центральным банком. Внереализационная прибыль представляет собой бухгалтерскую запись, появляющуюся в результате переоценки в национальной валюте резервов иностранной валюты или золотого запаса. Подобное начисление внереализационной прибыли не означает поступления каких-либо денежных средств из-за границы и не уменьшает размера требований на финансовые ресурсы со стороны других экономических единиц внутри страны. Поэтому любые трансферты внереализационных прибылей, связанных со стоимостной переоценкой, должны включаться в объем финансирования органов государственного управления центральным банком. Внереализационные убытки вследствие стоимостной переоценки, понесенные органами государственного управления, отражаются в виде отрицательной записи в финансировании, получаемом от центрального банка. Этот вид операций финансирования имеет существенное значение при плавающем валютном курсе. В условиях «валютного коридора» роль этого вида операций финансирования снижается.
Финансирование дефицита государственного бюджета может осуществляться как за счет внешнего заимствования, так и за счет заимствования внутри страны. Влияние внутреннего и внешнего заимствования на величину финансовых ресурсов страны, платежный баланс и рост экономической активности различно. С этой точки зрения существенным является разграничение между внутренним и внешним заимствованием.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. При этом кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. В качестве источников финансирования дефицита федерального бюджета Бюджетным кодексом РФ предусмотрены следующие. Внутренние источники: кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Внешние источники: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте. В качестве источников финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ Бюджетным кодексом предусмотрены внутренние государственные займы за счет выпуска субъектом РФ ценных бумаг, бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы РФ, и кредиты, полученные от кредитных организаций. Согласно Бюджетному кодексу субъекты Федерации могут также привлекать внешние займы в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты кредитных организаций.
Профицит представляет собой превышение полученных органами государственного управления доходов, официальных трансфертов и сумм в счет погашения кредитов над расходами и валовым кредитованием. Он используется для уменьшения объема долговых обязательств органов государственного управления, увеличения запасов ликвидных средств или на увеличение расходов. Превышение суммы доходов и полученных трансфертов над величиной текущих расходов характеризует величину сбережений, которые могут быть использованы для чистого приобретения сектором государственного управления финансовых активов, нефинансовых активов, оплаты долговых обязательств и чистых капитальных трансфертов, а если исключить полученные трансферты, то получится величина собственных сбережений.
Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, согласно Бюджетному кодексу РФ направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размеров дефицита и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения дополнений и изменений в закон (решение) о бюджете. В случае необходимости направить дополнительные доходы на иные цели либо в случае превышения ожидаемых фактических расходов над утвержденными более чем на 10% финансирование расходов бюджета сверх ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в этот закон (решение).
Источник
(введена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. 02.11.2007))
1. Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Действие абз. 2 п. 1 ст. 93.2 приостановлено до 01.01.2021 в случае предоставления бюджетного кредита в соответствии с ч. 17 и ч. 17, 17.1 и 22 ст. 2.1 ФЗ от 12.11.2019 N 367-ФЗ (ФЗ от 12.11.2019 N 367-ФЗ (ред. от 08.12.2020)).
Бюджетный кредит (за исключением бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) может быть предоставлен только субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим публично-правовым образованием, а для юридических лиц — также неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Бюджетные кредиты юридическим лицам могут предоставляться только за счет средств целевых иностранных кредитов, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, для целей закупки и доставки топлива, муки и других товаров по перечню, утверждаемому нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, в соответствующие субъекты Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
Особенности предоставления Российской Федерацией юридическим лицам бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов устанавливаются статьей 93.5 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.01.2021 в абз. 6 п. 1 ст. 93.2 вносятся изменения (ФЗ от 27.12.2019 N 479-ФЗ). См. будущую редакцию.
Особенности предоставления Российской Федерацией бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета и взыскания задолженности по ним устанавливаются статьей 93.6 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Особенности предоставления Российской Федерацией бюджетных кредитов иностранным государствам устанавливаются главой 15 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Бюджетный кредит может быть предоставлен государственному внебюджетному фонду Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 93.6 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 307-ФЗ)
2. Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности.
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Действие абз. 2 п. 2 ст. 93.2 приостановлено до 01.01.2021 в случае предоставления бюджетного кредита в соответствии с ч. 17 и ч. 17, 17.1 и 22 ст. 2.1 ФЗ от 12.11.2019 N 367-ФЗ (ФЗ от 12.11.2019 N 367-ФЗ (ред. от 08.12.2020)).
При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов.
Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.
3. Бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), за исключением случаев, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект Российской Федерации, государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».
(см. текст в предыдущей редакции)
Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором, могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные (муниципальные) гарантии, залог имущества в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень надежности (ликвидности).
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Не допускается принятие в качестве обеспечения исполнения обязательств заемщика:
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
государственных гарантий иностранных государств, государственных (муниципальных) гарантий публично-правовых образований, имеющих просроченную (неурегулированную) задолженность по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, предоставляющим бюджетный кредит;
(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
банковских гарантий и поручительств юридических лиц, имеющих просроченную (неурегулированную) задолженность по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, предоставляющим бюджетный кредит, и неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
банковских гарантий и поручительств юридических лиц, стоимость чистых активов которых меньше величины, составляющей трехкратную сумму предоставляемой банковской гарантии (предоставляемого поручительства), юридических лиц, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), юридических лиц, которые находятся в процессе реорганизации или ликвидации.
(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
Оценка рыночной стоимости (с выводами о ликвидности) имущества, передаваемого в залог, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности на основании договора на проведение оценки, заключенного с оценочной компанией. Оценка передаваемого в залог имущества осуществляется оценщиком, состоящим в штате указанной оценочной компании (заключившим трудовой договор с указанной оценочной компанией). Передаваемое в залог имущество должно быть свободно от прав на него третьих лиц, в том числе не должно быть предметом залога по другим договорам. Принятие в залог имущества, которое залогодатель приобретет в будущем, а также последующий залог имущества, переданного в залог публично-правовому образованию, предоставляющему бюджетный кредит, не допускается.
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Оценка надежности банковской гарантии, поручительства осуществляется в соответствии с актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования или по их поручению уполномоченным лицом, указанным в пункте 5 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При неспособности заемщика (юридического лица, муниципального образования) обеспечить исполнение обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), способами, предусмотренными настоящим пунктом, бюджетный кредит не предоставляется.
В случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, бюджетный кредит может быть предоставлен муниципальному образованию без предоставления им обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением).
4. Уполномоченные в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, нормативными актами муниципальных образований органы государственной власти, органы местного самоуправления представляют соответственно Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование в договоре о предоставлении бюджетного кредита, а также в правоотношениях, возникающих в связи с его заключением.
5. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита юридическому лицу является проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица — получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя органами, указанными в пункте 4 настоящей статьи, или, по их поручению, уполномоченным лицом (далее — уполномоченное лицо).
Обязательными условиями предоставления бюджетного кредита, включаемыми в договор о его предоставлении, являются согласие получателя бюджетного кредита на осуществление уполномоченным органом, указанным в пункте 4 настоящей статьи, и органом государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателем бюджетного кредита условий, целей и порядка их предоставления, а также положения об ответственности получателя бюджетного кредита за нарушение обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Уполномоченный орган, указанный в пункте 4 настоящей статьи, обеспечивает соблюдение требований к условиям предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление указанных бюджетных кредитов, и договорами о предоставлении бюджетных кредитов.
(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. До полного исполнения обязательств по бюджетному кредиту органы, указанные в пункте 4 настоящей статьи, или по их поручению уполномоченные лица ведут учет основных и обеспечительных обязательств, а также в соответствии с условиями заключенных договоров (соглашений) осуществляют проверку финансового состояния заемщиков, гарантов, поручителей, достаточности суммы предоставленного обеспечения, за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии со статьей 93.6 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Проверка целевого использования бюджетного кредита осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления, обладающими соответствующими полномочиями.
При выявлении недостаточности имеющегося обеспечения исполнения обязательств или существенного ухудшения финансового состояния гаранта или поручителя обеспечение исполнения обязательств заемщика подлежит полной или частичной замене в целях приведения его в соответствие установленным требованиям. При неспособности заемщика представить иное или дополнительное обеспечение исполнения своих обязательств, а также в случае нецелевого использования средств бюджетного кредита он подлежит досрочному возврату.
7. При невыполнении заемщиком, гарантом или поручителем своих обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных заключенным с ним договором, органы, указанные в пункте 4 настоящей статьи, или по их поручению уполномоченное лицо принимают меры по принудительному взысканию с заемщика, гаранта или поручителя просроченной задолженности, в том числе по обращению взыскания на предмет залога.
8. Заемщики, гаранты, поручители и залогодатели обязаны предоставлять информацию и документы, запрашиваемые органами, указанными в пункте 4 настоящей статьи, или по их поручению уполномоченными лицами в целях реализации ими своих функций и полномочий, установленных настоящим Кодексом и иными правовыми актами.
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.01.2021 в п. 9 ст. 93.2 вносятся изменения (ФЗ от 27.12.2019 N 479-ФЗ). См. будущую редакцию.
9. Если иное не установлено договором, обязанность по возврату бюджетных кредитов считается исполненной со дня совершения Центральным банком Российской Федерации операции по зачислению (учету) денежных средств на единый счет соответствующего бюджета, по внесению платы за пользование ими, а также по внесению штрафов и пеней в случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, на счет, указанный в пункте 1 статьи 40 настоящего Кодекса.
(п. 9 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10 — 11. Утратили силу. — Федеральный закон от 02.08.2019 N 278-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать правила (основания, порядок и условия) списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией юридических лиц, являющихся конечными получателями средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, учитываемой в составе задолженности уполномоченных организаций (кредитных и иных организаций, их правопреемников), осуществлявших предоставление и (или) обеспечивавших возврат средств федерального бюджета на основании заключенных с федеральными органами исполнительной власти договоров, а также правила (основания, порядок и условия) списания и восстановления в учете задолженности физических лиц по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, в том числе устанавливать состав документов, необходимых для списания и восстановления в учете указанной задолженности, требования к указанным документам.
(п. 12 введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 434-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ст. 93.2 БК РФ. Бюджетные кредиты
Источник