Рынок государственных долговых ценных бумаг является исключительно важным элементом экономической структуры страны с рыночной экономикой. Государственные долговые ценные бумаги для государства выступают механизмом мобилизации и привлечения свободных денежных средств в экономику страны, а для инвесторов — выгодным вложением денежных средств.
Российские государственные ценные бумаги, образующие государственный долг, можно классифицировать по следующим основаниям:
- — в зависимости от субъекта, реализующего права эмиссии, — федеральные, региональные;
- — по признаку держателей — универсальные, специальные;
- — по форме обращаемости — рыночные, нерыночные;
- — по срокам обращения — краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
- — по способу выплаты доходов — процентные, дисконтные, процентно-дисконтные, выигрышные, беспроцентные;
- — по методу определения купонного дохода — с постоянным, фиксированным, переменным купонным доходом;
- — по соблюдению сроков погашения — с правом досрочного погашения, без права досрочного погашения, рентные;
- — по форме выпуска — документарные, бездокументарные.
Предельные объемы выпуска государственных ценных бумаг РФ устанавливаются Правительством РФ в соответствии с верхним пределом государственного долга Российской Федерации, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (ст. 114 БК РФ). Процедура эмиссии государственных ценных бумаг РФ регламентируется Федеральным законом 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», который установил порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг Российской Федерации, субъектов РФ, а также муниципальных ценных бумаг. Кроме того, Закон закрепил ряд ключевых положений в регулируемой области: установил иерархию нормативных актов, необходимых для выпуска государственных ценных бумаг, — постановление Правительства РФ, нормативный акт Минфина России, Генеральные условия эмиссии, условия эмиссии и иные распорядительные акты Минфина России, подробно регламентирующие все вопросы эмиссии и обращения государственных ценных бумаг.
Федеральными государственными ценными бумагами в соответствии с указанным Законом признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации. Долговые обязательства, закрепленные государственными ценными бумагами, удостоверяют право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих цепных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии. Эмитентом ценных бумаг РФ выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и исполнение федерального бюджета. Постановлением Правительства РФ функции эмитента государственных ценных бумаг возложены на Минфин России.
В соответствии с законодательством государственные цепные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных цепных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам.
Число видов государственных облигаций, обращающихся на российском рынке, довольно велико, однако наибольшее распространение получили облигации федеральных займов (ОФЗ) и государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО). Кроме них в обращении находятся облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ), облигации внешних облигационных займов. Названные виды имеют разновидности. Так, облигации федеральных займов выпускаются с постоянным (ОФЗ-ПД), переменным (ОФЗ-ПК), фиксированным (ОФЗ-ФК) купонным доходом, с амортизацией долга (ОФЗ-АД), обязательным хранением в депозитарии либо без него. К иным ценным бумагам, упоминаемым в Федеральном законе «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», относятся, например, товарные долговые обязательства в виде целевых товарных чеков.
Особенности эмиссии и обращения отдельных видов государственных долговых бумаг определяются постановлениями Правительства РФ.
Рынок государственных валютных облигаций — важный и наиболее значимый по объемам сегмент в структуре рынка государственных долговых инструментов РФ. Государственные валютные облигации — ценные бумаги РФ, выраженные в иностранной валюте и размещаемые, как правило, на мировых рынках цепных бумаг. Государственные валютные облигации представляют собой форму государственного внешнего долга. Рынок валютных облигаций состоит из нескольких видов ценных бумаг: облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ); облигаций государственного валютного займа 1999 г. (ОГВЗ), выпущенных по результатам новации ОВГВЗ III серии; облигаций внешних облигационных займов (ОВОЗ).
Источник
1. Под государственными заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации.
2. Государственные и муниципальные внутренние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, а также для погашения долговых обязательств.
3. Под государственными внутренними заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.
Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации.
4. Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте.
Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.
Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство Российской Федерации либо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации.
5. Правительство Российской Федерации или уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации вправе осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга Российской Федерации в целях замещения внешних (внутренних) заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации в рамках верхнего предела государственного долга Российской Федерации (суммы верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и верхнего предела государственного внешнего долга Российской Федерации, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период), а также с превышением верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации и верхнего предела государственного долга Российской Федерации в случае, установленном пунктом 14 статьи 241 настоящего Кодекса.
6. Под государственными заимствованиями субъектов Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями настоящего Кодекса в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации.
Государственные внутренние заимствования субъектов Российской Федерации — государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями настоящего Кодекса в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации.
Государственные внешние заимствования субъектов Российской Федерации — государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями настоящего Кодекса в бюджет субъекта Российской Федерации от иностранных банков, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте.
Государственные внешние заимствования субъекта Российской Федерации осуществляются в соответствии с положениями настоящего Кодекса в целях обеспечения погашения существующего государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации и (или) финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Право осуществления государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и принятым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации принадлежит высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовому органу субъекта Российской Федерации.
7. Под муниципальными заимствованиями понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, размещаемых на внутреннем рынке в валюте Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями настоящего Кодекса в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.
Заимствования муниципальных образований в валюте Российской Федерации за пределами Российской Федерации не допускаются.
Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с настоящим Кодексом и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации.
Комментарий к статье 103 БК РФ
1. В пункте 1 комментируемой статьи определено понятие государственных заимствований. К таковым относятся:
государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени России, по которым возникают долговые обязательства России;
кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства России.
Как определено в ст. 6 Кодекса, целевой иностранный кредит (заимствование) — это форма финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований РФ, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основе путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты (заимствования) включают связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.
Там же определено, что:
связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц — это форма привлечения средств на возвратной и возмездной основе для закупок товаров, работ и услуг за счет средств иностранных государств, иностранных юридических лиц в основном в стране кредитора;
нефинансовые кредиты международных финансовых организаций — это форма привлечения средств на возвратной и возмездной основе для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.
2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет цели осуществления государственных и муниципальных внутренних заимствований, т.е. заимствований, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ в валюте РФ:
финансирование дефицитов соответствующих бюджетов. Государственные внутренние заимствования России осуществляются для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета, представляющего собой согласно п. 1 ст. 96.7 Кодекса разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году;
погашение долговых обязательств соответственно России, субъекта РФ или муниципального образования.
3 — 4. В пункте 3 комментируемой статьи определено понятие государственных внутренних заимствований России, а в п. 4 статьи — понятие государственных внешних заимствований России. Говоря упрощенно, к первым относятся заимствования, по которым возникают долговые обязательства России в валюте РФ, ко вторым — заимствования, по которым возникают долговые обязательства России в иностранной валюте.
Пункт 4 комментируемой статьи, кроме того, определяет цели осуществления государственных внешних заимствований России: финансирование ненефтегазового дефицита федерального бюджета, а также погашение государственных долговых обязательств России.
Право осуществлять государственные внутренние и внешние заимствования России от имени России предоставлено Правительству РФ. При этом предусмотрено, что таким правом Правительство РФ может наделить Минфин России. Соответствующие полномочия Минфина России закреплены в ст. 165 Кодекса, а также в Положении о Минфине России.
5. Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает право Правительства РФ (в случае наделения соответствующими полномочиями — Минфина России) осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга РФ.
Такие заимствования могут осуществляться в целях замещения внешних (внутренних) заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга РФ в рамках установленного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период общего объема государственного долга РФ (суммы внутреннего и внешнего долга).
Верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга России на конец очередного финансового года и каждого года планового периода согласно п. 2 ст. 199 Кодекса относится к основным характеристикам федерального бюджета.
Законом о федеральном бюджете на 2008 — 2010 гг. (ст. 1) утверждены:
верхний предел государственного внутреннего долга России на 1 января 2009 г. в сумме 1824700,7 млн. руб., на 1 января 2010 г. и на 1 января 2011 г. — 2275764,7 и 2856847,4 млн. руб. соответственно;
верхний предел государственного внешнего долга России на 1 января 2009 г. в сумме 43,3 млрд. долларов США, или 32,1 млрд. евро, на 1 января 2010 г. — 43,9 млрд. долларов США, или 32,3 млрд. евро, на 1 января 2011 г. — 45,0 млрд. долларов США, или 33,0 млрд. евро.
6. В п. 6 комментируемой статьи определено понятие государственных заимствований субъектов РФ. К таковым относятся:
государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта РФ, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ;
кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями Кодекса в бюджет субъекта РФ от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ.
Также определены понятия внутренних и внешних заимствований субъектов РФ. Говоря упрощенно, к первым относятся заимствования, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ в валюте РФ, ко вторым — заимствования, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ в иностранной валюте.
Целями осуществления государственных внешних заимствований субъекта РФ являются обеспечение погашения существующего государственного внешнего долга субъекта РФ и (или) финансирование дефицита бюджета субъекта РФ. Как говорилось выше, целями осуществления государственных внутренних заимствований субъекта РФ является финансирование дефицита бюджета субъекта РФ, а также погашение долговых обязательств субъекта РФ.
Государственные внутренние и внешние заимствования субъекта РФ осуществляются в соответствии с Кодексом и законами субъекта РФ. Право осуществлять государственные внутренние и внешние заимствования субъекта РФ от имени субъекта РФ принадлежит высшему исполнительному ОГВ субъекта РФ. Таким правом законом субъекта РФ может быть наделен финансовый орган субъекта РФ, т.е. орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий составление и организацию исполнения бюджета субъекта РФ.
Следует отметить, что в ранее действовавшей редакции Кодекса (т.е. до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ) об осуществлении субъектами РФ заимствований в иностранной валюте не говорилось вообще, что являлось одним из пробелов Кодекса.
7. Пункт 7 комментируемой статьи определяет понятие муниципальных заимствований. К таковым относятся:
муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, по которым возникают муниципальные долговые обязательства;
кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями Кодекса в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.
Осуществление муниципальных заимствований предусмотрено в ст. 64 Закона о местном самоуправлении: муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленном представительным ОМСУ в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных ОГВ.
Как говорилось выше, целями осуществления муниципальных внутренних заимствований является финансирование дефицита местного бюджета, а также погашение долговых обязательств муниципального образования.
Муниципальные заимствования осуществляются в соответствии с Кодексом и уставом муниципального образования. Право осуществлять муниципальные заимствования от имени муниципального образования принадлежит местной администрации.
Другой комментарий к статье 103 Бюджетного Кодекса РФ
В статье сформулировано общее правило, в соответствии с которым долговые обязательства РФ, субъекта РФ, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.
Определены взаимные обязательства названных субъектов в данных отношениях. Так, РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если ранее эти обязательства не были гарантированы РФ.
Аналогичным образом регулируются вопросы ответственности субъекта РФ перед РФ, иными субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также муниципальных образований перед РФ, субъектами РФ и иными муниципальными образованиями.
Источник