Сегодняшний мой фотопост посвящен облигациям государственных займов Временного правительства и СССР. Предлагаю также, друзья, ознакомиться с отличным историческим материалом:
Вся правда об облигациях госзаймов СССР
[Spoiler (click to open)]
В среде антисоветчиков бытует устойчивое мнение о госзаймах СССР, как об еще одном виде грабежа населения советской властью. Как любое устойчивое мнение и тем более антисоветчиков это мнение является обычной ложью. Понять про механизм и суть облигаций можно из первоисточника под названием Постановлениe СНК СССР от 1936 года «Условия и правила выпуска Государственного внутреннего займа второй пятилетки (выпуск четвёртого года) и конверсии ранее выпущенных внутренних государственных займов»:
Утверждено Советом Народных Комиссаров Союза ССР 1 июля 1936 г.
В соответствии с постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 1 июля 1936 года «О Государственном внутреннем займе второй пятилетки (выпуск четвёртого года) и о конверсии ранее выпущенных внутренних займов» (С 3, СССР 1936 г. № 38, ст. 329), установить следующие условия и правила выпуска этого займа и проведения конверсии:
- Заём подразделяется на два выпуска: беспроигрышный и процентный .
- Заём выпускается в облигациях достоинством в 500, 300, 200, 100, 50, 25 и 10 рублей по беспроигрышному выпуску и в 500, 200, 100, 25 и 10 рублей по процентном) выпуску.
Облигации достоинством в 500, 300 и 200 рублей состоят соответственно из пяти, трёх и двух сторублёвых облигаций с пятью, тремя и двумя номерами и дают право: а) по беспроигрышному выпуску — на пять, три и два выигрыша, которые одновременно падают на каждый из номеров, обозначенных на облигации, б) по процентному выпуску — на процентный доход со всей нарицательной стоимости облигации.
Облигации достоинством в 50, 25 и 10 рублей являются частями сторублёвых облигаций и дают право на соответствующую долю (1/2, 1/4, 1/10) выигрыша или процентного дохода, причитающегося на сторублёвую облигацию.
Примечания. Облигации по 25 и 10 рублей выпускаются лишь для расчётов с займодержателями в тех случаях, когда по сумме подписки не могут быть выданы облигации более крупного достоинства.
- Оба выпуска займа делятся на разряды по 100 миллионов рублей в каждом. Каждый разряд беспроигрышного выпуска имеет 20 тысяч серий по 5.000 рублей в серии. Каждый разряд процентного выпуска имеет 100.000 серий по 1.000 рублей в серии.
- В течение двадцатилетнего срока займа выигрывает каждая облигация беспроигрышного выпуска.
Выигрыши устанавливаются в 3.000, 1.000, 500, 200 и 150 рублей на сторублёвую облигацию, включая нарицательную стоимость облигации (сто рублей).
Облигация, на которую нал выигрыш, погашается и исключается из дальнейших тиражей.
- По беспроигрышному выпуску за двадцатилетний срок производится 80 тиражей выигрышей — по четыре тиража каждый год.
В каждом тираже выигрышей на каждый разряд беспроигрышного выпуска, т. е. на каждые 100 миллионов рублей займа, разыгрывается следующее количество выигрышей:
- Облигации беспроигрышного выпуска, на которые пали выигрыши, могут быть предъявлены для оплаты до 1 сентября 1957 г.; по истечении этого срока держатель облигации теряет право на получение выигрыша и стоимости облигации.
- Доход по облигациям процентного выпуска выплачивается один раз в год в размере 4% — по купонам, сроки которых наступают 1 сентября каждого года, начиная с 1 сентября 1937 года.
- Выкуп облигаций процентного выпуска начинается с 1 сентября 1952 г. и производится в течение пяти лет (1952, 1953, 1954, 1955 и 1956 гг.) равными частями ежегодно. Держателям облигаций выплачивается при выкупе нарицательная стоимость облигации.
Облигации, подлежащие выкупу в 1952—1955 гг., определяются ежегодными тиражами погашения, производимыми 1 сентября каждого года. Облигации, не погашенные тиражами, выкупаются с 1 сентября 1956 года.
- По облигациям, вышедшим в тираж погашения, оплачиваются все купоны, включая купон сроком 1 сентября того года, в котором происходил тираж. Купоны последующих сроков, а также доплатные талоны к облигациям займа «Пятилетка в четыре года» оплате не подлежат.
- Облигации, подлежащие выкупу, а также купоны, срок которых наступил, могут быть предъявлены для оплаты до 1 сентября 1957 г. По истечении этого срока держатели облигаций и купонов теряют право на получение стоимости купонов и облигаций.
- Подписчики, не получившие оплаченных ими облигаций займа второй пятилетки (выпуска четвёртого года) от предприятий, учреждений и сельских советов, могут востребовать облигации этого займа на уплаченную сумму в городских или районных сберегательных кассах по месту подписки до 1 июня 1938 года. По истечении этого срока подписчики теряют право на получение облигаций, которые обращаются в доход государственного бюджета.
- Покупка у трудящихся облигаций займа второй пятилетки (выпуска четвёртого года) и выдача ссуд под залог этих облигаций производится государственными трудовыми сберегательными кассами по разрешениям комиссий содействия государственному кредиту и сберегательному делу. Разрешения эти выдаются на основаниях, установленных постановлением ЦИК и СНК Союза ССР от 22 февраля 1930 г. (С. 3. СССР 1930 г. № 12, ст. 139).
- Облигации, выигравшие или погашенные в тиражах, произведенных до 1 сентября 1936 г. (за исключением выигравших облигаций беспроигрышного выпуска займа четвёртого завершающего года пятилетки), обмену не подлежат и оплачиваются сберегательными кассами.
Облигации беспроигрышного выпуска займа четвёртого завершающего года пятилетки, по которым выплачены выигрыши, выпавшие в произведённых по этому займу тиражах, подлежат обмену на облигации займа второй пятилетки (выпуска четвёртого года) на общих основаниях.
- Выигрыши, выпавшие до 1 сентября 1936 г. на облигации, подлежащие обмену, а также купоны, срок оплаты которых наступил до 1 декабря 1936 г. включительно, оплачиваются до 1 сентября 1937 г.
Нарицательная стоимость облигаций, вышедших в тираж погашения до 1 сентября 1936 г., выплачивается также до 1 сентября 1937 г.
С 1 сентября 1937 г. держатели теряют право на получение нарицательной стоимости облигаций, вышедших в тираж погашения до 1 сентября 1936 года, и невостребованных по ним доходов (процентов и выигрышей).
- До обмена облигаций ранее выпущенных внутренних государственных займов производится проверка этих облигацией выплата по ним займодержателям выигрышей и процентов.
Народный Комиссар Финансов Г. Гринько.
Опубликовано в № 152 Известий ЦИК Союза ССР и ВЦИК от 2 июля 1936 г.
Как понятно из этого документа, было два вида займов: беспроигрышный и процентный. Т.е. государство брало у населения взаймы деньги на 20 лет и расплачивалось за это или процентами каждый год в размере 4% годовых или выигрышами, где облигация выступала лотерейным билетом. Причем выиграть должна была каждая облигация за 20 лет, для этого розыгрыши проводились по 4 раза каждый год, а размер выигрыша был уже делом случая. По истечении срока облигация выкупалась государством по нарицательной стоимости. В итоге людям возвращались все средства + проценты или выигрыши. То есть ни каким грабежом займы не являлись, а вполне выгодным финансовым вложением.
https://burckina-faso.livejournal.com/1064816.html
Источник
Брокерские услуги оказывает ПАО Сбербанк (Банк), генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015г., лицензия на оказание брокерских услуг № 045-02894-100000 от 27.11.2000г.
Подробную информацию о брокерских услугах Банка Вы можете получить по телефону 8-800-555-55-50, на сайте www.sberbank.ru/broker или в отделениях Банка. На указанном сайте также размещены актуальные на каждый момент времени Условия предоставления брокерских и иных услуг. Изменение условий производится Банком в одностороннем порядке.
Содержание настоящего документа приводится исключительно в информационных целях и не является рекламой ценных бумаг и/или иных финансовых инструментов и/или финансовых услуг. Никакая часть настоящего документа не рассматривается и не должна рассматриваться как предложение со стороны Банка о покупке или продаже каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг какому-либо лицу. Никакие финансовые инструменты, продукты или услуги, упомянутые в настоящем документе, не предлагаются к продаже и не продаются в какой-либо юрисдикции, где такая деятельность противоречила бы законодательству о ценных бумагах или другим местным законам и нормативно-правовым актам или обязывала бы Банк выполнить требование регистрации в такой юрисдикции. В частности, доводим до Вашего сведения, что ряд государств (в частности, США и Европейский Союз) ввел режим санкций, которые запрещают резидентам соответствующих государств приобретение (содействие в приобретении) долговых инструментов, выпущенных Банком. Банк предлагает Вам убедиться в том, что Вы имеете право инвестировать средства в упомянутые в настоящем документе финансовые инструменты, продукты или услуги. Таким образом, Банк не может быть ни в какой форме привлечен к ответственности в случае нарушения Вами применимых к Вам в какой-либо юрисдикции запретов.
Никакие положения настоящего информационного материала не являются и не должны рассматриваться как индивидуальные инвестиционные рекомендации и/или намерение Банка предоставлять услуги инвестиционного советника. Банк не может гарантировать, что финансовые инструменты, продукты и услуги, описанные в нем, подходят лицам, которые ознакомились с такими материалами. Банк рекомендует Вам не полагаться исключительно на информацию, с которой Вы были ознакомлены в настоящем материале, а сделать свою собственную оценку соответствующих рисков и привлечь, при необходимости, независимых экспертов. Банк не несет ответственности за финансовые или иные последствия, которые могут возникнуть в результате принятия Вами решений в отношении финансовых инструментов, продуктов и услуг, представленных в информационных материалах.
Банк прилагает разумные усилия для получения информации из надежных, по его мнению, источников. Вместе с тем, Банк не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся в настоящем информационном материале, являются достоверными, точными или полными. Любая информация, представленная в данном документе, может быть изменена в любое время без предварительного уведомления. Любая приведенная в настоящем документе информация и оценки не являются условиями какой-либо сделки, в том числе потенциальной.
Финансовые инструменты и инвестиционная деятельность связаны с высокими рисками. Настоящий документ не содержит описания таких рисков, информации о затратах, которые могут потребоваться в связи с заключением и прекращением сделок, связанных с финансовыми инструментами, продуктами и услугами, а также в связи с исполнением обязательств по соответствующим договорам. Стоимость акций, облигаций, инвестиционных паев и иных финансовых инструментов может уменьшаться или увеличиваться. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходов в будущем. Прежде чем заключать какую-либо сделку с финансовым инструментом, Вам необходимо убедиться, что Вы полностью понимаете все условия финансового инструмента, условия сделки с таким инструментом, а также связанные со сделкой юридические, налоговые, финансовые и другие риски, в том числе Вашу готовность понести значительные убытки.
Банк и/или государство не гарантирует доходность инвестиций, инвестиционной деятельности или финансовых инструментов. До осуществления инвестиций необходимо внимательно ознакомиться с условиями и/или документами, которые регулируют порядок их осуществления. До приобретения финансовых инструментов необходимо внимательно ознакомиться с условиями их обращения.
Банк обращает внимание Инвесторов, являющихся физическими лицами, на то, что на денежные средства, переданные Банку в рамках брокерского обслуживания, не распространяется действие Федерального закона от 23.12.2003. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.
Банк настоящим информирует Вас о возможном наличии конфликта интересов при предложении рассматриваемых в информационных материалах финансовых инструментов. Конфликт интересов возникает в следующих случаях: (i) Банк является эмитентом одного или нескольких рассматриваемых финансовых инструментов (получателем выгоды от распространения финансовых инструментов) и участник группы лиц Банка (далее — участник группы) одновременно оказывает брокерские услуги и/или (ii) участник группы представляет интересы одновременно нескольких лиц при оказании им брокерских или иных услуг и/или (iii) участник группы имеет собственный интерес в совершении операций с финансовым инструментом и одновременно оказывает брокерские услуги и/или (iv) участник группы, действуя в интересах третьих лиц или интересах другого участника группы, осуществляет поддержание цен, спроса, предложения и (или) объема торгов с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, действуя, в том числе в качестве маркет-мейкера. Более того, участники группы могут состоять и будут продолжать находиться в договорных отношениях по оказанию брокерских, депозитарных и иных профессиональных услуг с отличными от инвесторов лицами, при этом (i) участники группы могут получать в свое распоряжение информацию, представляющую интерес для инвесторов, и участники группы не несут перед инвесторами никаких обязательств по раскрытию такой информации или использованию ее при выполнении своих обязательств; (ii) условия оказания услуг и размер вознаграждения участников группы за оказание таких услуг третьим лицам могут отличаться от условий и размера вознаграждения, предусмотренного для инвесторов. При урегулировании возникающих конфликтов интересов Банк руководствуется интересами своих клиентов. Более подробную информацию о мерах, предпринимаемых Банком в отношении конфликтов интересов, можно найти в Политике Банка по управлению конфликтом интересов, размещённой на официальном сайте Банка: (https://www.sberbank.com/ru/compliance/ukipk)
Источник
Банковский вклад – надежная инвестиция, поскольку денежные средства передаются на сохранение надежной компании. Однако уровень доходности критически мал. Иногда дивидендов не хватает даже для перекрытия инфляции. Поэтому сбережения граждан РФ продолжают постепенно обесцениваться, находясь при этом в банке. Отличной альтернативой банковскому депозиту станут облигации государственного займа.
Российский чиновник А. Кудрин, ранее занимавший должность министра финансов, считает, что ОФЗ – выгодный и надежный инвестиционный инструмент. Государственные облигации способны обеспечить минимальный уровень финансового риска. Однако действительно ли население сможет зарабатывать на ценных бумагах этого типа?
Понятие облигаций государственного займа
Облигации государственного или федерального займа – рублевые ценные бумаги, выпущенные Министерством финансов России. ОФЗ принято считать одним из наиболее стабильных инвестиционных инструментов отечественного фондового рынка. Главная особенность облигаций, выпущенных государством, заключается в том, что они представлены в качестве документов. Тип хранения – централизованный.
Абсолютно все бумаги подкреплены специальными сертификатами. Они хранятся в Министерстве финансов или у депозитария (это профессиональный участник финансового рынка, оказывающий услугу хранения ценных бумаг). Облигации государственного займа выпускаются со сроком погашения от 1 до 50 лет. Дивиденды выплачиваются преимущественно один раз в год, но могут быть исключения.
Инвестирование в приобретение облигаций государственного займа заключается в том, что вкладчик передает денежные средства государству в долг на установленный срок. Министерство финансов выпускает долговые обязательства с целью урегулирования непредвиденных расходов, которые не были предусмотрены бюджетом. Инвестор получает купонную прибыль до погашения ценной бумаги. Полная стоимость облигации возвращается после окончания срока действия актива.
Наглядный пример
Предположим, что Министерством финансов РФ выпущено долговое обязательство с номиналом 1000 рублей. Правительство устанавливает купонные выплаты в размере 8% годовых. Облигации попадают на фондовую биржу. Однако продажа осуществляется не по номинальной, а по рыночной цене. Это означает, что теоретически инвесторы смогут купить ОФЗ дешевле первоначальной стоимости, или же дороже.
Держатели государственных облигаций получают статус инвестора. Ценная бумага этого типа предполагает, что вкладчик будет получать купонные дивиденды – 8% в год. Во время наступления срока погашения, долговое обязательство продается по номинальной цене. В рамках нашего примера – 1000 рублей.
Первый источник прибыли – купонные выплаты. Второй – погашение или перепродажа. Например, вы сумели купить облигации государственного займа по более низкой рыночной стоимости – 800 рублей. Перепродайте актив, чтобы извлечь из него дополнительный профит.
Доходность облигаций государственного займа
Расчет прибыльности осуществляется на основе всего двух показателей – купонные выплаты и приобретение ценной бумаги ниже номинальной стоимости. В первом случае в учет берутся годовые дивиденды, актуальная цена актива. Второй вариант предполагает сопоставление стоимости покупки и продажи долгового обязательства, стоимости погашения.
На стоимость ОФЗ оказывает воздействие экономический климат в государстве и рыночная стоимость ценной бумаги.
Расчет доходности: наглядный пример
Номинал облигации – 1000 рублей. Рыночная и номинальная цена полностью совпадают. Годовые купонные выплаты – 8,6%. Инвестор за 12 месяцев получит 86 рублей прибыли. Теперь нужно поделить дивиденды на стоимость актива. Получаем 8% — это доходность облигации государственного займа.
Однако на практике не редко возникают дополнительные сложности. В процессе расчета доходности проявляются погрешности, поскольку в расчет берутся следующие показатели:
- налоговые издержки;
- номинальная купонная стоимость;
- разница прибыльности последней торговой операции и актуальной цены.
Чтобы определить доходность с минимальной погрешностью, воспользуйтесь специальным облигационным калькулятором. Например, доступ к такому сервису предоставляет портал Cbonds. Обязательно отслеживайте изменение актуальной цены ОФЗ в режиме online через программу SmartX, скачать которую можно абсолютно бесплатно.
Практика показывает, что зачастую годовая доходность федеральных облигаций варьируется в диапазоне 9-14%.
Классификация облигаций государственного займа
ОФЗ для розничных инвесторов подразделяются на несколько видов. Классификация может изменяться в зависимости от выбранного критерия. По способу выплат:
- Облигации с регулярным купонным доходом. Дивиденды выплачиваются один раз в течение 12 месяцев. Размер выплат не изменяется с момента выпуска ценной бумаги до наступления срока погашения. Покупайте активы этого вида, когда аналитики прогнозируют снижение процентных ставок.
- Облигации государственного займа с фиксированными купонными выплатами. Размер дивидендов определяется перед приобретением ценной бумаги. Однако с течением времени может изменяться. Например, изначально размер купона – 7% от номинальной стоимости, но уже спустя 2 года ставка снижается до 6%.
- Облигации с переменным купоном. Дивиденды привязаны к показателю плавающей ставки, например, к официальной инфляции. Ценные бумаги этого вида необходимо покупать, когда аналитики прогнозируют рост процентных ставок. Их повышение поспособствует максимизации прибыли.
Вторая классификация осуществляется в соответствии с номиналом облигации:
- Амортизация долга – погашение номинала осуществляется частями. Деньги выплачиваются по предварительно установленному графику, не исключено, что в нем будут предусмотрены перерывы.
- Индексируемый номинал – стоимость облигации индексируется в соответствии с показателем потребительской инфляции. Деньги выплачиваются 1 раз в 6 месяцев. Покупайте такие облигации в кризисные периоды, когда растет инфляция, ведь в это время повышаются процентные ставки.
ОФЗ могут также подразделяться на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные виды. Критерием выступает срок погашения.
Инструкция по приобретению ОФЗ для розничных инвесторов
Купить облигации государственного займа намного проще, чем может показаться с первого взгляда. Это доступная операция для всех розничных инвесторов. Первый шаг – выбор брокера. Затем необходимо зарегистрироваться на сайте компании и внести денежные средства на баланс торгового счета.
Сегодня торговля на фондовых рынках осуществляется в режиме online. Поэтому инвесторам необходимо установить на компьютер специальное ПО. Ссылки на скачивание, ключи активации, пользовательское руководство – все это предоставляет брокерская фирма. После инсталляции софта, нужно купить ценную бумагу. Выберите облигацию с выгодными для вас условиями, заполните ордер, кликните на кнопку «Купить».
Денежные средства будут списаны с баланса торгового счета. Инвестор станет официальным владельцем облигации. Продажа актива осуществляется по такому же принципу.
В России функционирует примерно 50 организаций, оказывающих брокерские услуги. Клиенты этих компаний смогут приобрести ОФЗ. Условия торговой операции во многом зависят от выбранного брокера. Брокерская фирма – посредник между розничным инвестором и биржей. Сотрудничайте исключительно с компаниями, получившими лицензию от ЦБ РФ.
Каждый розничный инвестор примет окончательное решение самостоятельно. Инвестиции в облигации государственного займа более чем оправданы. Держатель ценной бумаги получит гарантированный регулярный доход. Финансовые риски минимальны. Поскольку Министерство финансов РФ не обанкротится и не прекратит существование. Банковский депозит практически по всем статьям проигрывает инвестированию в ценные бумаги. ОФЗ – один из самых надежных и безопасных инструментов на современном фондовом рынке России.
Преимущества и недостатки государственных облигаций
ОФЗ доступны всем без исключения розничным инвесторам. Поэтому высокий уровень популярности этого финансового инструмента – вполне обоснованное явление. Статистика подтверждает рост интереса населения к государственным облигациям, который обуславливается широким спектром преимуществ:
- максимальный уровень надежности – в качестве эмитента выступает Правительство РФ, а именно Министерство финансов. Государственные институты абсолютно точно не обанкротятся, следовательно, инвесторы получат обратно свои деньги, а также прибыль в виде дивидендов;
- минимальная стоимость облигаций – сегодня можно приобрести одну ценную бумагу, потратив около 1000 рублей;
- высокий уровень ликвидности – дневной торговый оборот переваливает отметку в 1 000 000 рублей;
- большое количество уже готовых стратегий инвестирования в ценные бумаги, что значительно упрощает работу новичку;
- широкий выбор сроков погашения – от 12 месяцев и до 50 лет. Инвесторы смогут подобрать оптимальные облигации государственного займа;
- большое количество различных видов позволяет подобрать оптимальные ценные бумаги для своей стратегии и актуальной рыночной ситуации;
- льготное налогообложение – физ. лицам не придется платить налог с купонной прибыли. В стоимость ценной бумаги включены все расходы, связанные с заключением торговой операции.
Преимуществ действительно достаточно много. Однако вместе с этим, ОФЗ свойственны определенные недостатки, о которых также нельзя ни в коем случае умалчивать:
- с инвесторов взимается 13% налог с разницы между ценой покупки и продажи ценной бумаги;
- риск минимален, но он есть. Если произойдет дефолт, то инвестор не сможет вернуть свои деньги;
- есть вероятность, что рыночная стоимость облигации государственного займа снизится из-за масштабного финансового кризиса.
Сопоставив преимущества и недостатки ОФЗ, можно прийти к выводу, что положительных качеств у этого инструмента намного больше. Поэтому инвестирование в облигации федерального займа – оправданный шаг.
Все тексты с нашего сайта Школа Инвестора.
Поделитесь своим опытом инвестирования в облигации государственного займа на нашем форуме.
Источник