Чтобы иметь возможность постоянно финансировать все свои нужды при наличии дефицита бюджета, государство вынуждено привлекать дополнительные ресурсы. Для этого существует государственный займ.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
+7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
В современном мире существует множество способов для того, чтобы взять займ. Можно воспользоваться услугами банка либо микрофинансовой организации (МФО), если вас интересует небольшая сумма на более короткий срок.
Физическое лицо взять кредит у другого физического лица с составлением договора займа, а юридические лица могут взять кредит у своего учредителя, по правилам, которые не отличаются от правил взятия займа юридическим лицом.
Но, мало кому известно про такую возможность в 2019 году, как взятие государственного займа.
Кредиторами, при этом, могут быть как различные юридические лица, и даже иностранные инвесторы. Возможен даже случай, когда в лице кредитора выступает другое государство. Договор займа можно скачать здесь.
Чтобы как можно детальнее разобраться в этом вопросе, нам необходимо начать с самых азов, а именно, узнать, что такое государство.
В Российской Федерации существует такая форма привлечения капиталовложений в бюджет, как государственный займ.
Среди различных видов займа, самым распространенным считается такой, когда государство выступает одной из сторон кредитного соглашения.
Существует такой вид государственного займа, как муниципальный заем. При таком займе, государство может обратиться за помощью к любому субъекту или объекту государства.
По-другому, такой вид ссуды можно назвать государственным кредитом субъекта государства.
Такой долг государства может быть погашен абсолютно любой валютой, в отличие от внутреннего государственного займа Российской Федерацией, который должен быть выплачен только в национальной валюте, то есть, в рублях.
Финансовые займы, так же, кроме субъекта кредитора, можно разделить еще и по другим особенностям. Но, об этом чуть позже.
В современной экономике, правовое регулирование народных займов, занимает одно из самых значимых мест, так как вопрос регулирования стоит очень остро, что делает его очень актуальным, а решение этого вопроса найти не так уж и просто.
Для начала, следует сказать, что с точки зрения законов Российской Федерации государственный займ является сделкой, которая, как и любая сделка, регулируется нормами права.
В данной сделке заемщик, государство, привлекает финансовую помощь со стороны физических и юридических лиц, зарегистрированных в данном государстве.
Делается это по доброй воле заимодателя, а так же, с учетом того, что государство обязуется вернуть взятую финансовую помощь. Срок, в который государство обещает вернуть занятые деньги, может колебаться.
То есть, бывают три вида кредитов, взятых Российской Федерацией по срочности оплаты:
Так же, обязательно знать, что в соответствии со статьей 97 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, государственным долгом Российской Федерации можно считать долги перед физическими лицами, юридическими лицами.
Так же иностранными государствами. Значит, что государственный долг субъекта Российской Федерации, муниципальный долг — это совокупность обязательств Российской Федерации в отношении взятых долгов и муниципального образования.
Государственная казна и все, что туда входит, то есть является частью федеральной собственности РФ, обеспечивает государственный долг.
В соответствии Бюджетному Кодексу Российской Федерации существует ряд форм, в которых существуют обязательства Российской Федерации относительно долга:
- кредитные договоры и прочие соглашения, которые были заключены от имени РФ с другими государствами, кредитными учреждениями и так далее;
- муниципальные займы, которые были взяты благодаря выпуску ценных бумаг Российской Федерацией;
- кредитные соглашения, по которым Российская Федерация получает денежные средства от бюджетов разных уровней бюджетной системы;
- предоставление Российской Федерацией гарантий, которое закреплено договором.
Главное отличие договора займа от кредита состоит в том, что он может выдаваться государству не только в виде финансовой помощи, а точнее, денег, а так же, можно выдать его, например, с помощью ценных бумаг или других облигаций.
В таком случае, возвращаться долг будет не теми же облигациями или другим имуществом, что понятно.
Возвращение финансовой помощи государство должно будет осуществить с помощью других , не менее ценных бумаг, акций или такой же суммой денег, какую взяло.
Право заключать договор займа принадлежит любому юридическому или физическому лицу (ст.807 ГК РФ).
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (в ред. от 31.07.1998) осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном законом. К числу банковских операций относятся привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Исходя из сути договора займа можно сделать вывод, что заимодавец не занимается привлечением и размещением во вклады денежных средств других лиц, не открывает и не ведет банковские счета и, следовательно, не осуществляет лицензируемых банковских операций.
Кроме того, по данному вопросу существует арбитражная практика. Так, в п.4 Письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.08.1994 N С1-7/ОП-555 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно — арбитражной практике» сообщается, что получение лицензии не требуется, если одна организация в соответствии с гражданским законодательством передает заемщику свои свободные денежные средства по договору займа, а последний обязуется возвратить эту сумму, и такая деятельность прямо не запрещена законом и не носит систематического характера. (К сожалению, законодательно не установлено, что считать систематическими сделками. По нашему мнению, систематические сделки совершаются, как минимум, ежеквартально. Если же сделка имела место один или два раза в течение одного года, ее можно квалифицировать как сделку, не носящую систематического характера.) Получение лицензии не требуется и в случае предоставления займа на условиях уплаты определенных процентов.
Банковской операцией предоставление займа будет являться только в случае, когда это осуществляется за счет привлеченных средств (ст.5 Закона N 395-1). Таким образом, лицензия на осуществление деятельности по предоставлению займов (кредитов) необходима только тем организациям, которые предоставляют займы (кредиты) за счет привлеченных средств. Действия организации по предоставлению займа за счет собственных средств банковской операцией не являются и соответственно лицензия на такую деятельность не требуется даже тогда, когда она носит систематический характер и займы предоставляются под проценты.
Подписано в печать Т.Панченко
17.09.1999 Аудитор
ООО «Аудиторская фирма
«Русский стиль»
«Финансовая газета», 1999, N 38
Бюджетная система РФ
К государственным займам как методу привлечения доходов в бюджет государство обращается в случае необходимости преодоления бюджетного дефицита, который предусматривается при составлении бюджета на предстоящий год. Займы могут осуществляться в двух формах: во-первых, путем выпуска государственных облигаций и других ценных бумаг для продажи широким слоям населения и, во-вторых, путем выпуска государственных ценных бумаг для продажи национальному банку и коммерческим банкам.
Государственным долгом называется вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.
В государственном долге особенно выделяют внешний государственный долг — задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Обслуживание государственного долга, под которым понимаются операции по размещению и погашению долговых обязательств и выплате по ним процентов, зачастую осуществляется за счет выпуска новых займов и утяжеления налогового бремени.
Государственные займы отражают одну из форм кредитных отношений между государством и физическими и юридическими лицами, в которых государство выступает как заемщик средств. В отличие от налогов государственный заем имеет добровольный характер и основан как и всякие кредиты, на принципах возвратности и платности. Государственные займы отличаются и от займов, предоставляемых кредитными учреждениями, в части обеспечения кредита, которым выступает все имущество, находящееся в государственной собственности, а не какие-то конкретные ценности, принадлежащие получателю банковской ссуды.
Обязательным условием привлечения государством средств в виде займов является определение предельных сроков погашения долговых обязательств государства перед кредиторами, устанавливаемое на законодательном уровне.
Как и налоги, государственные займы играют важную фискальную роль, т.е. позволяют осуществить пополнение государственных денежных фондов. Это особенно актуально в условиях опережения темпа роста бюджетных расходов по сравнению с темпом роста налоговых поступлений, приводящее к дефициту государственного бюджета, что характерно для бюджетов большинства промышленно развитых стран. Особое место государственных займов в доходах бюджета объясняется и тем, что они являются эффективным источником финансирования капитальных вложений, которые носят долгосрочный характер. Выпуск государственных ценных бумаг, срок погашения которых совпадает с завершением капитальных вложений, помогает распределить финансовое бремя на кредиторов более равномерно по времени, не повышая резко уровень взимаемых налогов.
Необходимость погашения кредита влечет за собой необходимость решения задачи сбора налогов, достаточных для погашения основной части государственного долга и процентов по нему. Однако налоги не являются единственно возможным средством погашения и обслуживания государственного долга. В случае осуществления капитальных вложений в объект производственного характера прибыль от его дальнейшей эксплуатации может являться источником для погашения займа государством.
Ситуация складывается по-иному, если займы направляются государством на финансирование непроизводительных расходов, например на социальные или военные нужды. В этом случае единственным источником погашения займов являются налоги и новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным займам называется рефинансированием государственного долга.
Государственные займы можно классифицировать в зависимости:
• от места размещения государственного займа: на внутренние и внешние;
• от характера заемщиков: на размещаемые центральными и местными органами управления;
• от возможности обращения на рынке: на рыночные и нерыночные;
• от срока привлечения средств: на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше);
• от обеспеченности долговых обязательств: на закладные и беззакладные;
• от характера выплачиваемого дохода: на выигрышные, процентные, с нулевым купоном;
• от метода определения дохода: на долговые обязательства с твердым доходом и с плавающим доходом;
• от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа: на займы с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
В случаях, когда первые два метода мобилизации национального дохода в бюджет — налогообложение и государственные займы — являются недостаточными, применяется третий метод — денежная эмиссия.
Государственные займы и государственный кредит
Источник
Государственный заем — это кредит, в котором одной из сторон является государство.
Происходит это тогда, когда бюджет страны становится мал и не позволяет растрачивать себя на все необходимые нужды, например, поступлений от сборов и налогов недостаточно.
Благодаря займам государство финансирует все свои потребности. В таких случаях займодателями являются физические лица, юридические лица, инвесторы из других государств, другие страны. Такие займы признаны одним из приоритетных элементов финансовой системы.
Для чего государство берет ссуду
Основные функции государственного займа это:
- Регулирующая функция.
- Распределительная функция.
- Заключительная функция.
В этом случае деньги направлены на воздействие или контроль денежного обращения. Иногда берутся под контроль уровни ставок рефинансирования.
Денежные средства распределяют по различным фондам. Тут действует принцип приоритетности. Благодаря этому деньги появляются там, где это необходимо больше всего.
Деньги используют именно так, как планировалось при их привлечении.
Возможно, Вас заинтересует статья о том, как оформить займ под залог недвижимости, автомобиля и т.д.
Как оформить кредит безработному, читайте в этой статье.
Некоторые свойства государственной ссуды похожи на обыкновенный банковский кредит. Несмотря на это, виды данных займов имеют много различий.
Например, залогом для оформления кредита в банке служат конкретные ценные вещи:
- акции;
- различные товары;
- ценное оборудование.
Обратите внимание: если страна взяла ссуду, а после был объявлен дефолт, то на всё ее имущество, которое находится за пределами границы, будет наложен запрет.
А обеспечением для государственного кредита служит собственность страны.
Классификация государственной ссуды
Классификация государственных займов (нажмите для увеличения)
Государственный кредит классифицируют по многим признакам.
- Первый признак это эмиссия.
- Далее срок, на который оформлен кредит.
В этом случае данный вид займа определяется по праву выпуска и по месту эмиссии. Также стоит учитывать, что если кредит государства берется наличными, то деньги могут выдаваться как в валюте иностранных государств, так в национальной валюте.
Когда кредит оформляется в иностранной валюте, то кредитором является любой субъект. Выпуск облигаций также считается наличной формой эмиссии. Безналичным типом эмиссии является внесение записей и ведение отчетов о кредите на специальных счетах.
Ссуда для страны может быть:
- краткосрочной (выдается на срок до одного года);
- среднесрочной (срок оформления до 5 лет);
- долгосрочной (оформляется на 20-30 лет).
Залоговая форма кредитования является стандартной, где обеспечением является какая-то часть имущества или прибыли государства. Беззалоговая форма займа выдается только тем государствам, которые обладают высоким авторитетом среди остальных. Ведь эти страны гарантируют выплатить кредит точно в указанный срок.
Доход по ссудам может носить следующий характер:
- дисконтные выплаты;
- процентные;
- беспроигрышные;
- выигрышные;
- беспроцентные, их также называют нулевыми выплатами.
Полезно знать: иногда доход по госкредиту имеет смешанный тип. Например, он может быть процентно-выигрышным или процентно-дисконтным.
В том случае, когда начисление дохода процентное, ставка может быть плавающей либо фиксированной. На плавающую ставку влияют ситуации на финансовом рынке, предложения и спрос по кредитам.
Как распределяется государственная ссуда
Для погашения обязательств, страна вместе с Центробанком использует все доступные средства. Ведь государству просто необходимо:
- Обеспечить должное финансирование значимым для общества программам.
- Снизить убытки во время обслуживания кредитов.
- Поддержать стабильную политическую систему.
Ввиду этого для выплаты и соблюдения всех вышеперечисленных обязательств используются следующие меры:
- в срочном порядке погашают госзаймы;
- обеспечивают стабильным залогом внутренний долг государства;
- в сторону займодателей осуществляются отчисления;
- выпускают новые ссуды.
Информацию о государственном займе смотрите в следующем видео:
Источник
Минфин рассматривает возможность введения принудительного займа, впервые с 1982 года.
«В свете значительных незапланированных государственных расходов, вызванных эпидемией коронавируса и введением карантинных мер, в министерстве финансов рассматривают возможность введения принудительного займа для их покрытия», — сообщают ленты информагентств. К счастью, речь пока идет об Израиле.
Здесь можно было бы подавить зевок: дескать, нас это не касается. Дело, однако, в том, что российские финансовые власти также могут пойти на такой шаг, поскольку обстановка в экономике РФ складывается тяжелая.
Цены на нефть Urals свалились в штопор, из-за карантина целые отрасли — автозаводы, шахты, предприятия сферы услуг — на грани свертывания. В результате, на кубышку ФНБ претендуют, помимо пенсионеров, буквально все — начиная от авиакомпаний и турфирм, и заканчивая нефтяными концернами. При этом капитал бежит из России как ошпаренный — с 12 по 18 марта, по данным BCS Global Markets, инвесторы вывели из российских активов рекордные $ 1,4 млрд.
Это значит, денег правительству Михаила Мишустина взять неоткуда. В такой ситуации израильский опыт может оказаться востребованным.
Механизм принудительного займа, в израильском варианте, предельно прост. Займ взимается вместе с подоходным налогом или с налогом на определенные виды сделок. Государство одалживает эти деньги на определенный срок, и под процент заметно ниже рыночного. По окончании срока заемные средства возвращаются населению с выплатой процентов. Вот и все.
Но вернемся к России. Для нас принудительные займы — тоже не новинка. Еще в конце 1920-х годов в СССР стартовал негласный принудительный займ — подписка на очередные выпуски облигаций государственных займов. В послевоенное время эта практика стала обычной частью быта советских людей. Каждого гражданина страны, исключая детей, обязывали приобретать облигации в размере, равном одному месячному окладу в год.
Чуть позже партия и правительство разрешили отдавать деньги за облигации частями — по 7−8% зарплаты в месяц. Займом эти облигации можно считать, поскольку государство обещало когда-нибудь вернуть деньги гражданам.
И вот тут-то проходит водораздел между израильскими принудительными займами и советскими. Израиль занятые у граждан деньги всегда им возвращал. СССР — возвращал крайне неохотно, десятилетия спустя.
В 1956 году долг СССР населению перевалил за 259,6 млрд. рублей. На его обслуживание стало уходить до 17 млрд руб. в год, и, по расчетам Минфина, рост этих расходов в обозримом будущем должен был сравняться с объемом средств, собираемых с населения. Проблему решили одним махом — в 1957 году власти де-факто объявили дефолт по внутреннему долгу: выплаты по облигациям прекратили. А чтобы народ не особо возмущался, по выпущенным бумагам стали проводить лотереи. Получив крупный выигрыш, можно было купить официально и легально нечто дорогое — автомобиль или дачу.
Только в 1974 году было объявлено, что государство погасит старые облигации.
Другим советским «принудительным займом» можно считать денежную реформу 1991 года. Вечером 22 января, когда закрылись все отделения Сбербанка, в программе «Время» объявили об обмене денег. С полуночи крупные купюры (50 и 100 рублей) образца 1961 года прекратили хождение. Гражданам дали три дня, чтобы обменять их на новые. Суммы обмена были ограничены 1000 рублей, а с банковского счета можно было снять 500 рублей — остальные деньги на вкладах были заморожены. В итоге, правительству удалось «нагреть» свой народ, по разным оценкам, на сумму от 1 млрд. до 7,5 млрд. рублей.
И возникает вопрос: может ли Мишустин решиться на принудительный займ сейчас? И каким путем он пойдет — израильским или советским?
— Я очень подозрительно отношусь к идее принудительного займа, — говорит президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — У нас в советское время были облигационные займы, и назад по ним люди ничего не получали. Все к этому привыкли, никто не протестовал — считалось, так надо.
После же преобразований 1990-х — фактической экспроприации вкладов в Сбербанке, и рухнувшей в 1998-м пирамиды ГКО, — население явно не готово к новым государственным внутренним займам.
На деле, сейчас принудительный займ будет выглядеть, как конфискация. К тому же непонятно, на кого он будет распространяться. Если на олигархов — есть другие методы инвентаризации средств сверхбогатых. Если на население — получится, что деньги забирают у тех, кому надо помогать. У нас, думаю, в ближайшее время до 70% граждан начнут испытывать экономические трудности, у них точно ничего не займешь.
«СП»: — Почему на такой займ идет Израиль?
— Не факт, что Израиль пойдет на это. Раньше, с 1950-х, Израиль находился в ситуации становления государства — выживания, войны со всей округой. Это означает совершенно другой уровень доверия внутри страны, и принудительные займы тогда воспринимались иначе.
На если сейчас даже в Израиле объявить принудительный займ — не уверен, что идея пройдет. Напротив, такой шаг может вызвать недоверие к власти, и отторжение гражданами финансовой системы.
В России о таком доверии вообще говорить не приходится. А если кабмин начнет подобные действия — доверия вообще не останется.
«СП»: — Внутренний займ мог бы спасти экономику России?
— Думаю, нет. Я не вижу, зачем это делать. Вообще, идея займа исходит из того, что сейчас все должны сбежаться и получить помощь. Мол, так происходит в Америке и Европе — там всем что-то раздают.
Но надо пронимать: нынешний кризис на Западе — чисто финансовый, коронаравирус тут ни при чем. Властям в США и ЕС просто необходимо раздавать — это их финансовая система грохнулась, и падение надо компенсировать. Отсюда, кстати, и колоссальные суммы помощи — из-за дисбаланса между реальным сектором и финансовым, и даже в самом финансовом секторе.
В России у кризиса совершенно другая природа: у нас нет дисбаланса, и наша финансовая система очень маленькая — просто ничтожная, по сравнению с мировой. С одной стороны, это убожество. Но в ситуации стресса это выгодно — в нашей системе, по сути, просто нечему лопаться. И дисбаланс у нас в другом: у людей нет денег.
«СП»: — Может, нам тоже надо раздать каждому гражданину по $ 1000, как в Америке?
— Можно в теории, но на это уйдет весь Фонд национального благосостояния. И тогда все сразу рухнет — государство рухнет — пусть у людей на руках останется по $ 1000. По большому счету, эти деньги никому не помогут.
«СП»: — Если не внутренний займ — где кабмину взять деньги в кризис?
— Правительству надо уменьшить налогообложение — прекратить высчитывать, бедный гражданин или нет, есть у него, условно, курица или мотоцикл. Нужно ввести налогооблагаемый минимум — не трогать граждан с низкими доходами.
Огромные резервы в системе ЖКХ — там, по сведениям ФАС, в 2−3 раза завышены тарифы. Ну, зачем нам все эти коммунальные управляющие компании? Ведь даже если раздать российским семьям по 10 тысяч рублей — система мгновенно высосет эти деньги: повысит тарифы на услуги, увеличит платежки.
Кабмину нужно систему ломать — и понятно, как. У нас только незначительную часть жилого фонда составляют богатые дома. Но в остальных домах действительно бедствие: у людей нет денег, а платят они за жилье, относительно своих доходов, чрезмерно много. Вот там надо наводить порядок — убирать посредников, которые выводят деньги за границу.
Если государство национализирует большую часть системы ЖКХ, установит контролируемые тарифы, и обеспечит ее жизнедеятельность силами военных — для людей будет колоссальная экономия. Суммарно население в этом случае выиграет, по моим оценкам, до 3 трлн. рублей. А государство на эту реформу потратит максимум 500 млрд. рублей.
Вот это была бы серьезная мера поддержки. Люди бы успокоились, из них бы не сосали деньги каждый месяц.
«СП»: — Есть еще подобные меры?
— Навести порядок в обеспечении продовольствием. Сейчас мы видим, что торговые сети искусственно создают панику, манипулируют с ценами. Между тем, в стране полно продовольствия — просто производители не могут проникнуть на рынок и предложить товар.
Это тоже решаемая задача: обеспечить логистику, защитить мелких производителей. А сети — оптовое звено — в этих чрезвычайных условиях тоже надо национализировать. Там наценка — в 3−4 раза по многим позициям, это же беспредел! Получается, оптовое звено высасывает из каждого товара 70−80% стоимость — разве это нормально?!
Если торговые сети не могут сами справиться, если провоцирует дефицит — нужно действовать как в военное время. Нужно изъять у них имущество — торговые площади, склады, — чтобы туда свозили продовольствие, которое существует, и которое можно быстро произвести.
И это — тоже колоссальный резерв. Если люди будут получать дешевое продовольствие, у них получится ощутимая экономия, и бюджет сойдется.
Снижение тарифов ЖКХ и дешевое продовольствие — это принципиально лучшее решение, чем внутренний займ, принудительный или добровольный. Потому что займ в итоге означает распределение, причем заранее известно, в пользу кого — структур, аффилированных с властью. А предлагаемые мной меры — это прямая помощь гражданам, которая даст реальную отдачу.
— Не думаю, чтобы наше правительство пошло на такие чрезвычайные меры, как облигации или внутренние займы, реализуемые в принудительном порядке, — считает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Пока ситуация не настолько катастрофична: она сложная, но не кризисная.
Так что в краткосрочной перспективе принудительные займы нам не грозят. А дальше многое будет зависеть от мировой конъюнктуры — не только от нефти, но и от глобальной кризисной ситуации, которая развивается по нарастающей.
Там уже сложно сказать, какие потребуются меры — может быть, они будут связаны и с выпуском внутренних облигаций. Тем более, в свое время были и военные выпуски облигаций, и выпуски на развитие народного хозяйства 1951−1953 годов, которые были погашены десятилетия спустя.
Конечно, к такого рода займам граждане любых стран относятся, мягко говоря, без восторга. У нас, если до подобного дойдет, людей придется подталкивать — по большому счету, заставлять их покупать облигации. Тем более, наше население в последние годы было развращено свободой и относительной демократией. И когда его будут загонять в мобилизационные рамки, оно будет протестовать и плеваться.
Но это, повторюсь, будет уже реально чрезвычайная мера. В настоящий момент есть гораздо более терапевтические методы, которые способны поддерживать стабильность российской экономики.
Новости социальной политики: Кризис не причина: Поднимать пенсии никто не будет
Коронавирус: Глава МВФ рассказала, когда мир оправится от коронавируса
Источник