Наибольший
удельный вес в структуре внешних
финансовых пассивов на протяжении почти
всего рассматриваемого периода занимали
прочие инвестиции. Прочие инвестиции
в российскую экономику более чем на 80%
представлены ссудами и займами.
Анализ
показателей платежного баланса
и международной инвестиционной
позиции имеет важное значение при
выработке экономической политики страны.
Как видно из приведенных выше данных,
на протяжении последних трех лет чистая
международная инвестиционная позиция
РФ является положительной. Это означает,
что наша страна является нетто-кредитором,
хотя до 2008 года она являлась нетто-должником.
В
последующих годах ожидается
продолжение положительной динамики
относительно резервных активов
страны. Усиление вывоза капитала частным
сектором в форме активов и незначительный
рост обязательств относительно предыдущего
года будут способствовать формированию
положительного сальдо в международной
инвестиционной позиции.
Перейдем
к рассмотрению краткосрочной и
долгосрочной структуры внешнего долга
Российской федерации в 2010-2011 гг. (табл.
2.1. Приложение). Рассмотрим основные методы
стимулирования эффективного притока
иностранного капитала. В этой связи возникает
два вопроса: во-первых, в какие сферы приток
должен быть ограничен, а во-вторых, в какие
отрасли и в каких формах следует в первую
очередь его привлекать.
России
необходимо прилагать все усилия
к привлечению разных видов инвестиций
(прямых и портфельных), т.к. каждая из них
способствует будущему увеличению производительной
мощи экономики. На прямые иностранные
инвестиции должны распространяться отраслевые
ограничения. Их приток следует ограничить
в отрасли, связанные с непосредственной
эксплуатацией национальных природных
ресурсов (например, добывающие отрасли,
вырубка леса, промысел рыбы), в производственную
инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы
и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую
связь. Подобные ограничения закреплены
в законодательствах многих развитых
стран, в частности США. В перечисленных
отраслях целесообразно использовать
альтернативные прямым инвестициям формы
привлечения иностранного капитала –
зарубежные кредиты и займы, несмотря
на то, что они увеличивают бремя государственного
долга.
Объем
иностранных инвестиций зависит
от привлекательности объекта инвестирования.
В данном случае уместно говорить
о привлекательности или непривлекательности
так называемого «инвестиционного
климата» государства.
Инвестиционный
климат представляет собой определенную
среду, в которой осуществляются
инвестиционные процессы, формирующуюся
под влиянием экономических, политических,
социальных, юридических и т.п. факторов,
которые, в свою очередь, определяют
условия инвестиционной деятельности
и уровень риска инвестиций в
том или ином регионе. Благоприятным
является инвестиционный климат, который
будет способствовать притоку капитала
и активной деятельности инвесторов.
Инвестиционный
климат того или иного государства
непосредственным образом влияет на
объемы иностранных инвестиций, которые,
в свою очередь, являются одним из
показателей, указывающих на степень
интеграции государства в мировое
сообщество. Чем больше иностранных
инвестиций поступает в государство,
тем более тесно оно связано
с глобальной экономической системой
и тем более надежным партнером
оно может быть признано со стороны
других государств. Для успешного
функционирования национальной экономики
необходимо соблюдение разумного баланса
между ввозом и вывозом капитала
(в различных его формах) –
для того, чтобы международное
экономическое сотрудничество было
взаимовыгодным обеим сторонам.
В
последнее время среди стран,
осуществляющих крупнейшие инвестиции
в экономику России на долю 10 крупнейших
стран-инвесторов пришлось 87% иностранных
инвестиций. Эти страны можно условно
разделить на 2 группы: государства, входящие
в оффшорные зоны, где зарегистрированы
дочерние структуры российских компаний,
и остальные государства, чьи компании
инвестируют в Россию для расширения собственного
присутствия или предоставляют кредиты
российским предприятиям
К
первой группе можно отнести такие
страны, как Люксембург, Кипр, Нидерланды,
Виргинские и Багамские острова.
Из этих стран в 2010 г. поступило 61,6% всех
иностранных инвестиций в российскую
экономику. Данный показатель свидетельствует
о растущем доверии российских инвесторов
к государству. Ко второй группе стран
относятся Германия, Великобритания, США,
Франция, Швейцария, которые инвестировали
2811 млн. долл. в 2010 г., что меньше, чем за
аналогичный период прошлого года ($3180
млн.). Тем не менее, инвестиции из этих
стран отражают реальную заинтересованность
иностранных инвесторов в выходе на российский
рынок.
Табл.
1.2
Иностранные
инвестиции в страновом разрезе
в
2009-2010 годах (млн. долл. США)3
При
покупке ценных бумаг инвестор преследует
определенные цели (цели инвестирования).
Принято выделять три главные
цели:
- безопасность
вложений — отсутствие риска потерь капитала
(вложенных денежных средств и предстоящих
доходов); - доходность
вложений — получение текущего дохода
на вложенный капитал в виде дивиденда
или процента; - рост вложений
— увеличение капитала (рост рыночной
цены ценной бумаги).
Между
этими целями существуют противоречия.
Например, самые безопасные ценные
бумаги (краткосрочные долговые обязательства
государства) являются наименее доходными;
ценные бумаги, подверженные значительным
ценовым колебаниям, являются самым ненадежным
объектом для помещения капитала. При
покупке ценных бумаг инвестор должен
отвечать на вопрос, насколько ликвидна
ценная бумага. Ликвидность ценной бумаги
также является целью инвестирования,
однако эта цель не зависит от других и
ее принято рассматривать отдельно. Ликвидность
— быстрое и безущербное для держателя
ценной бумаги превращение ее в деньги.
Государственные
облигации в нашей стране, в
отличие от других стран не являются
более надежными, чем облигации
иных эмитентов. Поэтому более актуальными
является разделение облигации на кратко-
и долгосрочные, чем на государственные,
муниципальные и облигации предприятий.
В
последние годы имеет место тенденция
снижения платежеспособности России по
выполнению внешних обязательств. Повышается
нагрузка на федеральный бюджет по
выполнению долговых обязательств.
Различают
три способа возможного использования
государственных займов:
- Финансовое
размещение, когда за счет займа осуществляется
финансирование инвестиционных проектов
и развитие экономики. Данный способ является
наиболее распространенным для стран
с развивающейся экономикой, однако он
практически не используется в развитых
странах в связи с налагаемыми тяжелыми
обязательствами по обслуживанию такого
рода заимствований. - Бюджетное
использование, при котором привлеченные
ресурсы направляются на финансирование
текущих бюджетных расходов, в том числе
на обслуживание внешней задолженности.
Этот способ использования привлекаемых
ресурсов — наименее эффективный из существующих
— используется в основном в странах,
экономика которых не справляется с выплатами
ранее взятых на себя обязательств. - Смешанное
бюджетно-финансовое размещение, при котором
заимствования используются как на финансирование
текущих бюджетных потребностей, так и
на развитие экономики в целом. Такой способ
принят в странах с развитой рыночной
экономикой, где средства, получаемые
государством благодаря займам под государственные
долговые обязательства, идут не только
на текущие нужды, но и закладываются в
долгосрочные программы использования,
причем не только в масштабе страны, но
и в европейском масштабе.
Финансирование
доходных статей государственных и
местных бюджетов за счет привлечения
средств зарубежных портфельных
инвесторов в выпускаемые соответствующими
органами власти долговые ценные бумаги
является очень широко применяемым
в странах способом решения бюджетных
проблем. Существенным его преимуществом
является то, что такое финансирование
бюджета является неинфляционным —
это особенно важно для тех
государств, которые, подобно России,
наряду с финансированием бюджета
нуждаются в проведении жесткой
денежной политики.
К
сожалению, в России этот способ приобрел
специфическую российскую окраску
и из средства лечения болезни
превратился в дополнительный фактор
заболевания (особенно для муниципальных
бумаг). Существует две традиционных
методики привлечения таких инвестиций
в государственные ценные бумаги:
— привлечение (допуск) иностранных
портфельных инвесторов на рынок
государственных (муниципальных) облигаций
внутренних займов, как правило, номинированных
в национальной валюте; — размещение
государственных (муниципальных) облигаций,
специально предназначенных для
зарубежных инвесторов, на зарубежных
финансовых рынках. Такие облигации,
являющиеся частью внешнего государственного
долга, обычно номинируются в одной
из ведущих мировых валют.
Инвестиционные
процессы являются одним из ключевых
факторов, определяющих динамику капитала
в экономике, темпы и характер
экономического роста. Статистические
данные о темпах совокупных реальных
инвестиций за последние годы свидетельствуют
о повышении активности экономических
агентов в этой области.
Вместе
с тем на динамику инвестиций в
России накладывается множество
процессов, связанных с особенностями
современного состояния экономики:
отсутствие действенных институтов
рыночной экономики, специфика отношений
собственности, отсутствие четкого понимания
характера инвестиционной деятельности,
а также ряд других факторов, препятствующих
разработке и реализации адекватной государственной
политики, улучшению общего инвестиционного
климата в стране и формированию долгосрочных
инвестиционных стратегий самих хозяйствующих
субъектов.
Происходящие
в стране преобразования обуславливают
необходимость смены основополагающих
принципов организации и функционирования
инвестиционной политики в Российской
Федерации.
Согласно
общепринятому мнению, в зависимости
от цели заимствований, эффект политики
государственных заимствований
может быть:
- положительным,
если политика заимствований направлена
на инвестиционные цели; - отрицательным,
если, напротив, целью займов является
решение краткосрочных экономических
проблем, в частности, «латание» бюджетных
«дыр» или покрытие расходов на функционирование
экономики (поскольку полученные займы
не направляются на модернизацию промышленности
и, соответственно, не способствуют ускорению
экономического роста).
В
любом случае, вне зависимости
от поставленных целей, при отсутствии
последовательной политики управления
задолженностью накопленный объем
долга становится существенным препятствием
для экономического роста вне
зависимости от цели полученных займов.
Проведение
анализа используемых инструментов
политики заимствований, требует, прежде
всего, определения уровня стабильности
долга с помощью специально выработанных
для этого критериев. Оценка данных
критериев позволит в дальнейшем
рассуждать как в терминах его
устойчивости, так и в целом, кредитоспособности
правительства.
Для
выработки серьезных подходов к
анализу условий платежеспособности
бюджета, ключевую роль играют следующие
факторы:
Источник
Различают три способа возможного использования государственных займов:
- 1. Финансовое размещение, когда за счет займа осуществляется финансирование инвестиционных проектов и развитие экономики. Данный способ является наиболее распространенным для стран с развивающейся экономикой, однако он практически не используется в развитых странах в связи с налагаемыми тяжелыми обязательствами по обслуживанию такого рода заимствований.
- 2. Бюджетное использование, при котором привлеченные ресурсы направляются на финансирование текущих бюджетных расходов, в том числе на обслуживание внешней задолженности. Этот способ использования привлекаемых ресурсов — наименее эффективный из существующих — используется в основном в странах, экономика которых не справляется с выплатами ранее взятых на себя обязательств.
- 3. Смешанное бюджетно-финансовое размещение, при котором заимствования используются как на финансирование текущих бюджетных потребностей, так и на развитие экономики в целом. Такой способ принят в странах с развитой рыночной экономикой, где средства, получаемые государством благодаря займам под государственные долговые обязательства, идут не только на текущие нужды, но и закладываются в долгосрочные программы использования, причем не только в масштабе страны, но и в европейском масштабе.
Финансирование доходных статей государственных и местных бюджетов за счет привлечения средств зарубежных портфельных инвесторов в выпускаемые соответствующими органами власти долговые ценные бумаги является очень широко применяемым в странах способом решения бюджетных проблем. Существенным его преимуществом является то, что такое финансирование бюджета является неинфляционным — это особенно важно для тех государств, которые, подобно России, наряду с финансированием бюджета нуждаются в проведении жесткой денежной политики.
К сожалению, в России этот способ приобрел специфическую российскую окраску и из средства лечения болезни превратился в дополнительный фактор заболевания (особенно для муниципальных бумаг). Существует две традиционных методики привлечения таких инвестиций в государственные ценные бумаги: — привлечение (допуск) иностранных портфельных инвесторов на рынок государственных (муниципальных) облигаций внутренних займов, как правило, номинированных в национальной валюте; — размещение государственных (муниципальных) облигаций, специально предназначенных для зарубежных инвесторов, на зарубежных финансовых рынках. Такие облигации, являющиеся частью внешнего государственного долга, обычно номинируются в одной из ведущих мировых валют.
Инвестиционные процессы являются одним из ключевых факторов, определяющих динамику капитала в экономике, темпы и характер экономического роста. Статистические данные о темпах совокупных реальных инвестиций за последние годы свидетельствуют о повышении активности экономических агентов в этой области.
Вместе с тем на динамику инвестиций в России накладывается множество процессов, связанных с особенностями современного состояния экономики: отсутствие действенных институтов рыночной экономики, специфика отношений собственности, отсутствие четкого понимания характера инвестиционной деятельности, а также ряд других факторов, препятствующих разработке и реализации адекватной государственной политики, улучшению общего инвестиционного климата в стране и формированию долгосрочных инвестиционных стратегий самих хозяйствующих субъектов.
Происходящие в стране преобразования обуславливают необходимость смены основополагающих принципов организации и функционирования инвестиционной политики в Российской Федерации.
Согласно общепринятому мнению, в зависимости от цели заимствований, эффект политики государственных заимствований может быть:
- — положительным, если политика заимствований направлена на инвестиционные цели;
- — отрицательным, если, напротив, целью займов является решение краткосрочных экономических проблем, в частности, «латание» бюджетных «дыр» или покрытие расходов на функционирование экономики (поскольку полученные займы не направляются на модернизацию промышленности и, соответственно, не способствуют ускорению экономического роста).
В любом случае, вне зависимости от поставленных целей, при отсутствии последовательной политики управления задолженностью накопленный объем долга становится существенным препятствием для экономического роста вне зависимости от цели полученных займов.
Проведение анализа используемых инструментов политики заимствований, требует, прежде всего, определения уровня стабильности долга с помощью специально выработанных для этого критериев. Оценка данных критериев позволит в дальнейшем рассуждать как в терминах его устойчивости, так и в целом, кредитоспособности правительства.
Для выработки серьезных подходов к анализу условий платежеспособности бюджета, ключевую роль играют следующие факторы:
инфляция — как потенциальный способ снижения реального объема государственного долга;
масштаб и действенность эффектов вытеснения в краткосрочном и долгосрочном периодах;
база экономической политики и трудности реализации этой политики;
стратегический выбор при решении о сокращении дефицита, а именно скорость и методы этого сокращения, а также их связь с экономической ситуацией;
взаимодействие между текущими, настоящими или ожидаемыми стратегиями бюджетной политики и динамика потребления;
способы финансирования государственного долга.
Можно сказать, что проведение данной бюджетной политики является оправданным в том случае, «когда она обеспечивает временную платежеспособность государства, то есть гарантирует, что государственный долг не вырастет в избыточных масштабах, при которых государство больше уже не сможет его погашать».
При отсутствии последовательной политики управления задолженностью накопленный объем долга становится существенным препятствием для экономического роста вне зависимости от цели полученных займов. Проведение анализа используемых инструментов политики заимствований, требует, прежде всего, определения уровня стабильности долга с помощью специально выработанных для этого критериев, что позволит в дальнейшем сделать выводы относительно устойчивости долга и о кредитоспособности правительства в целом.
Источник
Экономическое содержание государственных займов РФ. Субфедеральные и муниципальные облигации, эмиссия. Государственный долг в системе активов, пассивов государства. Роль государственных займов в финансировании текущих и инвестиционных процессов экономики.
Подобные документы
Социально-экономическое содержание государственного кредита. Государственный долг, его формы и управление. Классификация муниципальных займов. Общая характеристика рынка государственных ценных бумаг. Долговой рынок и Государственный сберегательный займ.
курсовая работа, добавлен 01.03.2017
Понятие государственного кредита и займа, их отличительные черты и место в экономической системе страны. Классификация займов по различным критериям, условия межправительственных займов. Виды и назначение муниципальных займов, отличия от государственных.
реферат, добавлен 21.05.2009
Сущность государственного кредита, его виды и формы. Государственный долг, причины его роста в современных условиях. Проблемы управления государственным долгом и характеристика займов и источников погашения государственных и муниципальных займов.
курсовая работа, добавлен 05.08.2010
Характеристика отношений, связанных с процессом государственных заимствований Российской Федерации. Особенности государственных кредитов и займов, их роль для инвестиций и экономики. Анализ динамики структуры государственного долга Российской Федерации.
контрольная работа, добавлен 23.05.2012
Понятие и отличительные черты внешних государственных займов Республики Беларусь. Правовое регулирование и функции государственного кредита. Формы внутреннего и внешнего государственного долга, управление им. Роль международных кредитных организаций.
курсовая работа, добавлен 02.05.2010
Основной признак государственного кредита. Формы государственного кредита, государственные гарантии. Динамика государственного внутреннего долга России. Оформление и классификация государственных займов. Облигации (казначейские вексели) рыночных займов.
контрольная работа, добавлен 28.03.2012
Характеристика источников формирования и поступления государственных доходов в казну РФ. Централизованные и децентрализованные доходы. Налоговые и неналоговые доходы, займы, эмиссия, трансферты. Децентрализованные государственные и муниципальные доходы.
реферат, добавлен 08.04.2015
Аккумулирование средств для осуществления государственных расходов посредством государственного кредита. Международный государственный кредит, виды государственных займов. Цели осуществления управления государственным кредитом и государственным долгом.
реферат, добавлен 18.02.2014
Источник погашения государственных займов и выплата процентов по ним. Правовые основы государственного кредита. Кредитный ресурс в области государственного кредита. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ. Классификация государственных займов.
доклад, добавлен 19.05.2010
Понятие государственного бюджета и бюджетной системы. Структура и основные функции бюджетных расходов. Анализ государственных займов, сущность государственного долга. Способы финансирования бюджетного дефицита: выпуск займов, кредитно-денежная эмиссия.
реферат, добавлен 10.03.2012
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник