Привлечение денежных средств со стороны, порой, является единственным выходов из сложившейся затруднительной финансовой ситуации. Но, можно попросить помощи и у государства.
Какие виды займов от государства существуют в 2020 году?
Что это такое
Государственный заём — это важнейший инструмент финансового регулирования, который позволяет избежать дефицита бюджета страны.
В узком смысле, это разновидность государственного кредита, который может быть выдан в денежной форме, или в виде ценных бумаг. В первом случае, кредиторами выступают другие страны, а во втором — учреждения внутри страны.
Государственному займу свойственны следующие характеристики:
Как и другие виды займов, государственный оформляется для удовлетворения нужд страны. Его нужно вернуть в оговоренный срок вместе с процентами. Как и любое другое заимствование, этот вид имеет свои положительные и отрицательные стороны.
К плюсам можно отнести:
- Инфляция в стране имеет тенденцию на снижение.
- Такой займ довольно легко получить.
- Количество денежной массы, хранящейся у населения в виде вкладов и депозитов, регулируется государством.
Отрицательные стороны заключаются в следующем:
Существующая классификация
Как и любой другой вид кредитования, государственные займы могут быть поделены по определённым признакам.
В зависимости от субъекта таких отношений:
- размещаются федеральными органами власти;
- размещаются муниципальными органами власти.
По месту эмиссии:
По сроку возврата:
По обеспеченности:
По способу обеспечения:
- Добровольные.
- Принудительные.
- По подписке среди граждан или организаций.
Видео: государственный займ
Правовое регулирование
Правовое регулирование внутренних государственных займов производится Федеральным законом «О государственных внешних заимствованиях РФ» от 26. 12. 1994 года № 76-ФЗ.
Также не стоит забывать и о:
- главе 7 ГК РФ;
- Федеральном законе от 22. 04. 1996 года № 39-ФЗ;
- Федеральном законе от 29. 07. 1996 года № 136-ФЗ.
Государственные займы и ценные бумаги
Как правило, госзаймы выдаются в виде кредитных продуктов от различных кредитных учреждений мирового уровня. Выдаваться они могут в виде ценных бумаг, международных ссуд, гарантий и поручительств самой страны.
То есть, государство выпускает некоторый объём своих ценных бумаг, затем размещает их на площадках, на которых присутствуют международные банки или другие финансовые учреждения, способные эти ценные бумаги купить, предоставив, тем самым, займ.
Государственные ценные бумаги выпускаются для того, чтобы уравновесить и уравнять поступление налогов в бюджет страны. Между доходами, которые поступают в бюджет страны, и расходами, может возникнуть незапланированный дисбаланс.
Важно уравнять его в течении финансового года. А сделать это можно только выпустив определённое количество государственных ценных бумаг.
Но, выпуск госбумаг осуществляется не только для этих целей. Они необходимы для того, чтобы провести целевое финансирование приоритетных государственных программ и проектов, которым необходимы государственные вливания.
Ценные бумаги государственного назначения имеют несколько ощутимых плюсов, по сравнению с другими. Это:
- Они более надёжны, так как обеспечены государством.
- Риск потери заёмщиком своих основных средств минимизирован до предельного уровня.
- Их держатель может рассчитывать на получение льгот при налогообложении.
Если говорить о внутренних займах, то наиболее надёжной компенсацией нехватки бюджета страны является дополнительный выпуск денежной массы или получение займа в ЦБ РФ.
Облигации и векселя
Это наиболее распространённый вид ценных бумаг, применяемый при государственном заимствовании. В некоторых странах, эти бумаги называются несколько по-другому, но суть от этого не меняется.
Облигация — это такая ценная бумага, которая накладывает на государство обязательство по выплате долга в определённый и оговоренный ранее срок. Также, при её выпуске, определяется и порядок погашения долга, и способ.
Облигации делятся на:
Облигации имеют:
Погасить такое обязательство можно:
- в денежной форме;
- в имущественной форме.
Понятие векселя раскрывается следующим образом — это разновидность ценной бумаги, которая компенсирует дефицит бюджета. Погашать вексель нужно с учётом процентов по займу.
Отличие облигации от векселя в том, что последний выпускается на достаточно короткий период — на срок до полугода. Облигации — это ценные бумаги с более длительным сроком заимствования.
По праву выпуска (эмиссии)
Выпускать государственные ценные бумаги имеет право только ЦБ РФ. Он является их эмитентом. Выпуск ценных бумаг производится строго ограниченными партиями, каждой из которых присваивается свой регистрационный номер по порядку.
Облигации внутреннего государственного займа, которые были выпущены в одной партии, имеют одинаковые родовые признаки:
- Номер.
- Дата закрытия обязательства.
- Одинаковый объём прав и обязательств.
Стать владельцами государственных облигаций могут и граждане. И предприятия, если иное ограничение не было наложено при их выпуске.
Рыночные и нерыночные
Ценные бумаги можно разделить по признаку ограничений в их обороте:
В развитых странах, в которых наблюдается дефицит бюджета, доля рыночных ценных бумаг может достигать 70%, а остальное — нерыночные бумаги. Как правило, они используются в НПФ, в страховых компаниях и у частных инвесторов.
С обеспечением залога и беззалоговые
Государственный, как и любой другой займ, может быть обеспечен чем-либо или же нет. Как правило, обеспечивают его имуществом. Такой займ называют залоговым, а ценные бумаги, которые выпускаются под займ — закладные.
Закладные или залоговые ценные бумаги, как правило, выпускаются муниципальными органами власти. Закладом или залогом по ним выступает некое муниципальное имущество.
Позволить себе выпуск и выдачу беззалоговых ценных бумаг могут только те страны, которые обладают авторитетом на международном рынке. Заключение с ними договора априори не допускает просрочек по платежам.
Оформление договора
Договор государственного займа заключается в соответствии со ст. 817 ГК РФ. Здесь сказано, что:
Как и любая другая сделка, государственный займ — это изъявление доброй воли сторон относительно обязательств. Суть данного вида договора состоит в следующем — заёмщик (это может быть как страна в целом, РФ, так и её субъект или иное муниципальное образование) приобретает у займодателя (чаще, это государственные структуры, частные лица редко выступают в роли займодателем по таким видам займа) пакет государственных ценных бумаг.
Эти бумаги удостоверяют право займодателя требовать от заёмщика погашения долга. Погашение, как правило, происходит с процентами.
Формы осуществления доходных выплат
Доходные выплаты по госзаймам бывают следующих категорий:
Удивительно, но выигрышные ценные бумаги не являются ходовыми для инвесторов. Они предпочитают использовать процентные, так как доход по ним стабилен, а не зависит от случая, как с выигрышными.
Последние оба вида облигаций и ценных бумаг являются ходовыми, так как покупаются они с большим дисконтом, а продаются по номинальной стоимости. Определённая сумма дохода их держателю перепадает.
Управление государственным долгом
Государственный займ не регулируется точно так же, как и обычный. Как уже упоминалось выше, получить и предоставить госзайм можно различными способами, которые удобны обеим сторонам процесса.
Это разнообразие даёт возможность странам-участникам, которые заинтересованы привлекать заёмные средства извне, разрабатывать и предоставлять наиболее благоприятные условия для сторонних инвесторов.
Как и любой другой займ, государственный нужно постоянно контролировать, особенно, в части погашения долга.
Чтобы привлечь как можно больше средств, необходимо:
- установить минимальную стоимость займа;
- обеспечить надёжность и стабильность государственных ценных бумаг.
Эта «миссия» возложена на ЦБ РФ. Именно Центральный банк осуществляет управление внешним и внутренним долгом страны. Чтобы своевременно погашать наши долги, и взимать плату по предоставленным кредитам, ЦБ РФ разработал ряд эффективных мероприятий.
К таковым можно отнести:
Чтобы управлять внешним долгом страны, необходимо:
Не стоит забывать, что целью предоставления госзайма является, также, и поддержка государственных программ и проектов, в том числе и социально значимых. Поэтому от грамотного управления госдолгом зависит и социальная, и финансовая политика государства.
Но, на сегодняшний день, таким способом пользуются только те страны, которые имеют нестабильную экономику. Россия к таковым не относится, мы выступает только в роли займодателя, не смотря на пошатнувшуюся, в последнее время, экономику.
Как уже упоминалось, от грамотного и эффективного управления государственным займом и долгом зависит не только дефицит или профицит бюджета, но и социальная политика государства в целом.
Но, прежде чем оформить госзайм, проводится кропотливая и тщательная работа по выявлению гарантий обеспечения и возврата заёмных средств.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- 8 (800) 700 95 53
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник
Правительственные кредиты сопровождают выпуском казначейских обязательств, но государственные займы, следует учесть, бывают облигационные, безоблигационные. Чем служит описанный инструмент финансовой политики РФ? Влияет ли кризис на размер и процент госзайма?
- Чем отличается государственный займ от потребительского кредита?
- Высока ли цена облигации государственного займа?
- Как осуществляются погашения государственных займов?
- Какие формы государственных займов могут вас заинтересовать?
Чем отличается государственный займ от потребительского кредита?
Существует ряд отличий госзайма от привычного кредита:
- В первом случае ответчик – государство, и тяжесть кредита ложится на все население путем ужесточения налоговой политики.
- Во втором, займополучатель – частное лицо, приобретающее сразу товар, а не наличность. Такое потребительское кредитование отличает целевое использование выданных средств.
В период кризиса государственный займ растет в связи с милитаризацией экономики, покрытием валютных провалов на экспортных сделках, шаткостью национальной валюты. Однако именно отсутствие внешних кредитов в период спада экономики может усилить ее монетарную политику.
Грамотное построение правительственного имиджа может помочь получить кредит на внутреннем рынке от населения. В подобном случае займ выторговывается на фондовой бирже.
Высока ли цена облигации государственного займа?
Облигации государственного займа – выгодные ценные бумаги для небольших инвесторов. Заметьте, именно облигация становится гарантом выплаты госкредита. Держатели, в свою очередь, получают причитающееся вознаграждение. Так все деньги остаются внутри государства, выигрывает правительство и население.
Формы облигаций:
- Краткосрочные.
- Среднесрочные.
- Долгосрочные.
Хотя описанные ценные бумаги отличаются высоким уровнем безопасности, особой привлекательностью в виде существенного вознаграждения при дефолте вы можете не получить моментальной выплаты, ведь государство объявляет себя банкротом.
Выплата наступит, но намного позже расчетного периода. За этот промежуток времени средства могут потерять актуальность и стоимостную значимость. Однако государство – единственный займополучатель, заинтересованный в своей реальной платежеспособности.
Как осуществляются погашения государственных займов?
Погашения государственных займов осуществляет Банк России и его филиалы. Оплата кредитных обязательств осуществляется порой раз в квартал. В период финансовых потрясений государство вынуждено использовать определенные методы регулирования собственных займов.
Способы управления госкредитом:
- Рефинансирование.
- Консолидация.
- Конверсия.
- Унификация.
- Обмен облигаций.
Чтобы максимально сохранить прибыль, можно выгодно продать облигации на пике их стоимостного роста. Для мониторинга ситуации отслеживайте заявления основных лиц МинФина и ЦБ.
Какие формы государственных займов могут вас заинтересовать?
Формы государственных займов:
- межбанковские займы;
- казначейские ссуды;
- вклады населения;
- займ общегосударственного ссудного фонда;
- гарантированные займы.
При скупке конверсионных облигаций, учтите, выплаты по ним производятся раз в год.
Источники погашения госкредита:
- доходы от инвестиционной деятельности;
- налоги;
- экономия за счет снижения расходов, связанных с обслуживанием госаппарата;
- эмиссия;
- рефинансирование долга.
Эффективность использования заемных средств отображается на бюджете страны.
Рассчитать указанный показатель можно по формуле:
Эффективность = ((Поступления – Расходы) / Расходы) х 100%.
При стабильном режиме, высоком уровне доверия населения подобные меры позволяют держать экономику страны на конкурентоспособном уровне.
Источник
Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Структура и сущность государственного бюджета 4
1.1 Понятие и сущность бюджета 4
1.2 Профицит и дефицит бюджета 6
Глава 2. Государственные займы 13
2.1 Понятие, формы и виды государственных займов 13
2.2 Анализ рынка заимствований РФ в период 2010-2013 годов 16
2.2.1 Внутренние заимствования РФ 16
2.2.2 Внешние заимствования РФ 19
2.2.3 Внешние и внутренние государственные заимствования 22
Глава 3. Сбалансированность госбюджета 24
3.1 Условия и инструменты балансировки бюджета 24
3.2 Сбалансированность бюджета РФ и ее основные инструменты 26
3.3 Сбалансированность бюджета РФ за счет государственных займов 28
3.4 Проблемы и перспективы балансировки госбюджета РФ с помощью госзаимствований 30
Заключение 33
Список литературы 34
Введение
Бюджет является связующим звеном всех финансовых отношений страны. Государственный бюджет — управляющая и управляемая система в масштабах всего общества. Таким образом, бюджет является одним из важнейших институтов любого государства. С помощью государственного бюджета власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.
Сейчас уделяется большое внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Причиной тому является стремительное увеличение государственных долговых обязательств. На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития. В связи с этим одной из важных задач экономической политики государства является поиск оптимального решения проблем дефицитного бюджета и его сбалансированности.
Одним из инструментов сбалансированности бюджета являются государственные заимствования. В связи с этим, целью написания курсовой работы является анализ балансировки бюджета с помощью государственных займов.
Для достижения указанной выше цели поставлены следующие задачи:
— Изучить теоретические основы структуры и сущности государственного бюджета, условий и инструментов сбалансированности государственного бюджета;
— Проанализировать рынок государственных заимствований РФ в 2010-2013 г.г.
— Выявить проблемы и перспективы балансировки государственного бюджета РФ при помощи займов.
Глава 1. Структура и сущность государственного бюджета
1.1 Понятие и сущность бюджета
«Бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.» Бюджет страны — это содержание и суть государственной политики.
Сущность бюджета заключается в вопросе о роли государства в рыночной экономике. Государству необходимо участие в различных масштабах и формах в воспроизводительном процессе, например, регулирование экономического равновесия, перераспределение ВВП или законодательное регулирование, а также контроль. В данных экономических процессах бюджет используется как инструмент государственного регулирования.
По своей структуре, с одной стороны, бюджет — это форма образования и расходования ресурса денежных средств, а с другой — это роспись доходов и расходов денежных средств в целях финансового обеспечения задач, стоящих перед государством.
Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных ресурсов. С помощью бюджетных средств государственные и местные органы власти получают финансовые ресурсы на содержание аппарата власти, органов обороны и безопасности, реализацию социальных мероприятий и решение экономических задач, т.е. выполнение государством своих функций перед обществом через органы власти.
Функции государственного бюджета:
· Распределительная. Бюджет производит обеспечение общественными благами. Как известно, производство общественных благ является неэффективно с точки зрения коммерческой деятельности, поэтому рынок неспособен самостоятельно его обеспечить. Следовательно, данную функцию, называемую распределительной, а иногда аллокационной, берет на себя государство.
· Перераспределительная. Если рассматривать экономические субъекты (территории, предприятия, домашние хозяйства) страны, то можно заметить, что у одних накапливаются излишки денежных средств, а у других, наоборот, недостаток. Поэтому государство с помощью бюджета производит перераспределение денежных средств с наиболее приемлемыми для всех этих участников условиями для достижения макроэкономического равновесия. При перераспределении денежных средств с помощью бюджета достигается развитие наиболее приоритетных отраслей экономики, а также поддерживание убыточных, в том числе сельское хозяйство.
· Стабилизационная. Кризис 2008 года ярко выделил данную функцию бюджета. Эта функция отражается в воздействии бюджета на основные макроэкономические показатели, например, уровень цен, занятость населения и т.д.
· Контрольная. Для реализации этой функции государство создает органы государственного (муниципального) финансового контроля. Она заключается в том, что принимая ежегодный бюджет, государство должно обеспечить его обязательное выполнение.
· Информационная. Заключается в роли бюджета как индикатора состояния экономики государства и всей социальной сферы. Эта информация важна для обширного круга лиц, в число которых входят внешние и внутренние инвесторы, хозяйственные субъекты, а также граждане данной страны.
В некоторых источниках также выделяются и иные функции государственного бюджета, характеризующие отдельные стороны его участия в социальных и экономических процессах. Все перечисленные выше функции присущи бюджету независимо от конкретной экономической и политической ситуации данного государства.
Законодательное регулирование бюджета и бюджетного процесса производится в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ. Он устанавливает «общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной систему РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.» Также он устанавливает бюджетные полномочия для каждого уровня публично-правовых образований (РФ, субъектов РФ и муниципальных образований).
1.2 Профицит и дефицит бюджета
Для того чтоб разобраться в дефиците и профиците государственного бюджета нужно сначала понять что такое расходы и доходы бюджета государства.
«Доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, за исключением денежных средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ источниками финансирования дефицита бюджета.»
Рис.1. Формирование доходов бюджета
«Расходы бюджета — выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ источниками финансирования дефицита бюджета.» Формирование бюджетов происходит соответственно расходным обязательствам. «Расходные обязательства — это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.» Расходные обязательства, которые подлежат исполнению в текущем финансовом году называются бюджетные обязательства. Расходы бюджетных средств делятся на два вида:
· Капитальные расходы бюджетов представляют только часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов сформулирован бюджет развития, средства которого используются для кредитования, инвестирования проектов. Объём денежных средств, направленных в бюджетное развитие, устанавливается федеральным законом о бюджете на следующий год
· Текущие расходы бюджета — это часть расходов бюджета, обеспечивающая: текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетных учреждений; оказание государственной поддержки другим бюджетным и отдельн……..
Список литературы
1. «БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998)
2. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. — 486 с.
3. Бюджетная система России: учебник для вузов /Под ред. проф. Поляка Г.Б. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 540 с.
4. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт, 2010.
5. Бюджетная система РФ: учебник / Н.Б. Ермасова. — М.: Высшее образование, 2009.
6. Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. — М.: Финансовый контроль, 2005.
7. Государственные и муниципальные финансы, Учебник под редакцией С. И. Лушина и В. А. Слепова, — М.: Экономистъ, 2006г. — 763 стр.
8. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие для вузов / Амаглобели Н. Д., Литвиненко А. Н., Сохадзе З. З., Титов В. А., Поляк Г. Б. / Под ред. Поляка Г.Б. М.:ЮНИТИ, 2010. 319с.
9. Грицюк Т.В. Механизмы межбюджетного выравнивания // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2009. №7. С.7-23
10. Гришанова О.А. Сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации: теория и методы: диссертация доктора экономических наук 08.00.10. Иваново, 2005. 411с.
11. Иванова Н.Г. Учебное пособие по дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации» для студентов, обучающихся по специальности 080105 «Финансы и кредит». — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. — 103 с.
12. Камаева В.Д. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ под ред.- 7-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2010, — 578с.
13. Колесов А.С. Бюджетная система: сущность и вопросы ее развития. // Финансы. — 2011. — №7. — стр.7 — 10.
14. Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2011.
15. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 367 с. (Серия «Профессиональный учебник: Финансы»).
16. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. — М.: Финансы и статистика, 2011.
17. Финансы бюджетных организаций / Под ред. Г.Б. Поляка.- М.: Вузовский учебник, 2009.
18. Финансы и кредит. Под ред. О.И. Лаврушина. — М.:КНОРУС, 2009.
19. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. — М.: ТКИ Велби, 2010.
20. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды. Под ред. В.В. Кравченко. — М.: Вузовский учебник. 2008.
21. Электронный учебник изд. ТИДОТ ДВГУ Н.Н. Ханчук БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОК, 2011 г. — 240с.
Ресурсы Internet
1.
2. Источник информации курса валют —
3. Официальный сайт Министерства Финансов РФ
Источник