1.1 Государственные(в том числе муниципальные)займы – основная форма ГК. Как экономическая категория – это кредитные отношения, в которых государство выступает в качестве заемщика. Представляют собой денежные средства, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета.
Именно в рамках государственных займов временно свободные денежные средства привлекаются на финансирование государственных расходов при нехватке бюджетных средств.
ГЗ осуществляются путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
Облигации – самый распространенный вид ценных бумаг – это долговое обязательство государства, выдаваемое на определенный срок, с выкупом и выплатой заранее оговоренных сумм.
Важнейшие свойства:
– заранее оговоренный срок жизни;
– четко фиксированный объем созданного с их помощью государственного долга.
Другой вид ценной бумаги – это казначейские обязательства. В отличие от облигаций:
– средства от их реализации идут только на пополнение бюджета (облигации – не только бюджета, но и ВБФ, или специально оговоренные цели);
– по КО доход выплачивается только в виде % (по облигациям – в виде %, выигрышей, а может не выплачиваться вовсе);
– ранее КО можно было обменивать на налоговые освобождения.
Классификация государственных займов:
1. По месту размещения (в зависимости от валюты заимствования):
– внешние
– внутренние
2. По субъектам заемных отношений (по праву эмиссии):
– федеральные – выпускаемые центральным правительством;
– региональные – выпускаемые республиканским правительством;
– местные (муниципальные) – выпускаемые местными органами власти.
3. По категории держателя ценных бумаг:
– займы, реализуемые только среди населения;
– займы, реализуемые только среди юридических лиц;
– универсальные.
4. В зависимости от обращения на фондовом рынке:
– рыночные – свободно обращаются на рынке, свободно продаются и покупаются, имеют рыночный курс. Реальная доходность таких бумаг определяется курсом продажи, которая зависит от величины номинального процента по ней, насыщенности рынка данным видом ценных бумаг и др. При финансировании бюджетного дефицита они основные;
– нерыночные – не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на фондовом рынке. Они обычно выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают.
5. По форме выплаты доходов:
– процентные – купонный доход по ним в виде % выплачивается на основе купонов, предъявляемых к оплате в установленное при выпуске займа время. Являются основным и самым распространенным видом.
– облигации с нулевыми купонами, т.е. не имеют купонного дохода. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу, т.е. у них дисконтный доход. Доход по ним выплачивается с суммой основного долга. В основном это касается краткосрочных государственных займов.
– выигрышные, по которым весь доход владельцы облигаций получают в виде выигрыша на основе тиражей выигрышей. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей.
– процентно-выигрышные займы*, по которым часть дохода выплачивается в виде %, а часть в виде выигрышей.
– беспроигрышные займы* гарантируют то, что за время действия займа выигрыш падет на каждую облигацию.
– беспроцентные (целевые) займы*, не дающие твердого дохода владельцам их облигаций, но предусматривающие получение ими соответствующего товара, спрос на который удовлетворен не полностью: автомобили, холодильники, ТВ и т.д. Примером такого займа является государственный целевой заем 1990 года, целевые займы местных органов власти, средства от которых идут на муниципальные нужды – жилье, благоустройство.
* – в настоящее время не выпускаются
6. По срокам погашения (по сроку привлечения средств):
– краткосрочные (до 1 года). Обычно используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов;
– среднесрочные (от 1 до 5 лет);
– долгосрочные (от 5 лет и выше).
7. В зависимости от соблюдения сроков погашения:
– с правом досрочного погашения
– без права досрочного погашения
8. По методу определения дохода:
– с твердым доходом, т.е. с фиксированной ставкой %;
– с плавающим доходом
В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам может иметь негативные последствия:
а) являться причиной роста расходов государства на выплату процентов, т.к. зачастую государству приходится размещать займы при относительно завышенной ставке %;
б) в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.
9. По обеспеченности долговых обязательств:
– закладные
– беззакладные
Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти.
Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или выпускающей их территории (данного муниципалитета). Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации.
10. По форме выражения:
– облигационные или бланковые, т.е. непосредственно выпускаются государственные ценные бумаги
– безоблигационные займы. Они оформляются подписанием соглашений, договоров, записей в долговых книгах, выдачей особых свидетельств. Используются, например, на межправительственном уровне.
11. В зависимости от вида ценной бумаги, обслуживающей займы:
– облигации
– векселя
– сертификаты
– казначейские обязательства
– и др.
12. По методам размещения:
– добровольные. Они свободно продаются и покупаются.
– размещаемые по подписке. Формально являются добровольными, но в условиях административной экономики носят, по сути, принудительный характер.
– принудительные, размещаемые среди кредиторов по постановлению Правительства, предусматривающему строгую ответственность за уклонение от покупки обязательства.
В настоящее время остались только добровольные.
Источник
Гос. займы — форма получения кредита государством, при которой государство получает взаймы денежные средства, но становится должником. Представляют важный, значимый способ получения государственных доходов, однако приводят одновременно к образованию государственного долга. Могут быть как внутренними, размещаемыми среди банков, предприятий, граждан, так и внешними, получаемыми от внешних кредиторов.
Гос. займы можно классифицировать по ряду признаков:
- * по субъектам заемных отношений — займы, размещаемые центральным и территориальными органами власти;
- * по обращению на рынке — рыночные, которые свободно покупаются и продаются, и нерыночные, которые не могут менять своих владельцев;
- * по валюте заимствований — внутренние и внешние;
- * в зависимости от срока привлечения средств — краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные ( от 5 лет и выше);
- * по методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом;
- * по обеспеченности — закладные и беззакладные ;
- * по характеру выплачиваемого дохода — выигрышные, процентные, беспроигрышные; * и др.
Гос. займы как форма гос. кредита характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
Гос. и муницип. займы осуществляются путем выпуска ц. б. от имени РФ, субъекта РФ или муницип. образования. Таким образом, по договору гос. и муницип. займа заемщиком и эмитентом выступает РФ, субъект РФ или муницип. образование, а инвестором — гражданин или юр. лицо-резидент или нерезидент. Гос. внутренние и внешние заимствования осуществляются в соответствии с программами, утверждаемыми на очередной финансовый год.
В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средств населения. Главным способом их получения является гос. кредит. При осуществлении гос. кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации — кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.
Особенности государственного кредита состоят в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств. Однако эти отношения нельзя смешивать с банковским кредитом.
При государственном кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества.
Государственный кредит может быть внутренним (гос.займы, вклады населения, казначейские ссуды) и внешним (международный, где государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора). Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам — все это способствует интенсивному развитию международного государственного кредита. В систему государственных кредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.
Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга — внутреннего и внешнего.
Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере государственного кредита.
Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашение займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.
Методы управления государственным долгом:
- 1. Важную роль в управлении государственным долгом играет вторичный рынок государственных облигаций, где обращаются ценные бумаги предыдущих выпусков. В условиях резкого роста гос. задолженности правительства редко погашают займы за счет текущих доходов. Нередко они выпускают новые займы, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа. Такой способ погашения государственных займов называется рефинансированием и связан с конверсией и консолидацией.
- 2. В ряде стран к управлению государственным долгом относятся и попытки ограничить его рост путем установления лимита (потолка, максимального значения).
- 3. Операции по управлению государственным долгом тесно связаны с кассовым исполнением бюджета и выполняются обычно эмиссионными банками. Эти банки участвуют в выпуске займов, выплате процентов по ним (оплачивают выигравшие облигации по выигрышным займам и проценты по процентным займам), а также производят оплату облигаций, подлежащих выкупу (часто суммы выплачиваемых процентов по государственному долгу превышают суммы его чистого прироста).
- 4. Гос-во вправе уточнять первоначальные условия займа. Изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности, называется конверсией. Чаще всего при конверсии правительство меняет размер номинального процента, иногда уменьшая его и ставя целью снижение государственных расходов, связанных с выплатой процентов по долгу.
- 5. Довольно часто государство, не изменяя доходность облигаций, превращает краткосрочные обязательства в средне- или долгосрочные. Изменения условий займа, касающиеся его сроков, называются консолидацией государственного долга. Консолидация займов, как правило, проводится одновременно с их унификацией, т. е. объединением нескольких займов в один заем. В результате этой операции образуется консолидированный (или фундированный) долг.
- 6. Помимо этих основных методов управления гос. долгом, правительство может выкупать займы, обращающиеся на рынке ссудного капитала, давая такое поручение центральным и коммерческим банкам. К мероприятиям по управлению государственным долгом относятся также и поддержание курса гос. ценных бумаг путем проведения определенной финансово-кредитной политики.
- 7. Своеобразным способом решения проблемы гос. долга является банкротство, когда гос-во аннулирует заем или отказывается от его уплаты из-за отсутствия средств.
- 8. Важной задачей государства является достижение оптимальной временной структуры внутреннего госдолга, которая определяется конъюнктурой рынка государственных ценных бумаг, динамикой доходности по гос. ценным бумагам с различными сроками погашения, предпочтениями инвесторов и т.п.
- 16. Рынок ценных бумаг как сегмент финансового рынка и альтернативный источник финансирования экономики
Рынок ценных бумаг входит в структуру финансового рынка как составная часть, объединяя сегменты денежного рынка и рынка капиталов. Он позволяет осуществить и ускорить переход капитала от денежной к производительной форме. На рынке ценных бумаг происходит перераспределение капиталов между отраслями и сферами экономики, между территориями и странами, между различными слоями населения. РЦБ, являясь одной из составляющих рыночной экономики, имеет возможности через свои механизмы мобилизовать инвестиционные ресурсы в целях экономического роста, развития научно-технического прогресса, инновационной деятельности, освоения новых производств. Как синоним термина «рынок ценных бумаг» в современной отечественной экономической литературе используется термин «фондовый рынок».
Эффективное функционирование современной экономики невозможно без существования развитого и стабильно работающего рынка ценных бумаг, на котором происходит перераспределение свободных финансовых ресурсов от инвесторов к заемщикам. Кроме того, такое перераспределение средств с помощью фондового рынка является наилучшим из возможных, так как только рыночное распределение финансовых ресурсов наиболее эффективно. Острая потребность российской экономики в инвестициях и возможность их получения при помощи эмиссии ценных бумаг и их размещения на фондовом рынке обусловливают необходимость формирования в России современного эффективного рынка ценных бумаг.
Общепризнанными источниками финансирования экономики являются государственный бюджет, кредиты, субсидии, прибыль хозяйствующих субъектов. В этих условиях российский РЦБ приобретает важное значение как альтернативный источник финансирования экономики. Он позволяет правительствам и предприятиям расширять круг источников финансирования, не ограничиваясь самофинансированием и банковскими кредитами. Потенциальные инвесторы в свою очередь с помощью рынка ценных бумаг получают возможность вкладывать свои сбережения в более широкий круг финансовых инструментов, тем самым получая большие возможности для выбора.
Рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений его участников по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг является важной составной частью финансового рынка (наряду с рынком ссудного капитала, валютным рынком и рынком золота). Основная его цель заключается в аккумулировании временно свободных денежных средств с целью их инвестирования.
Источник
Государственные займы являются основной формой государственного кредита.
По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов.
С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.
Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг – облигациями и казначейскими обязательствами (векселями).
Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).
Облигация имеет номинальную стоимость – обозначенную сумму долга – и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности.
Казначейские обязательства (вексели), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов.
В зависимости от места размещения займов их подразделяют на внутренние – на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) – и внешние – поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов.
По праву эмиссии подразделяют государственные и местные займы.
Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный бюджет.
Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.
По признаку характера использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы.
Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг.
Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать.
В зависимости от установления обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые.
Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования – материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами.
Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства.
В зависимости от срока погашения задолженности подразделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
По характеру выплаты дохода государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном).
По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке.
По выигрышным займам выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигации выиграли.
Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном.
По характеру погашения задолженности разделяются два варианта: одноразовая выплата и выплата частями.
При погашении частями может применяться три варианта. Первый – займ погашается равными частями на протяжении нескольких лет. Второй – займ погашается постоянно возрастающими суммами. Третий – постоянно сумма уменьшается.
В зависимости от обязательств государства по погашению долга различают займы с правом и без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения дает возможность государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |
Источник