Вторым источником доходной части бюджета являются государственные займы. Считается, что государственные ценные бумаги — самый ликвидный вид финансовых активов. Владелец такой бумаги, или инвестор, практически не несет риска, вкладывая деньги в такие бумаги. Но что касается нашего государства, то мы получили в наследство потенциальное недоверие населения к действиям государства на финансовом рынке. Государство не выполняло свои обязательства перед населением (инвесторами). Займы 1948—1956 гг. (осуществляемые на недобровольных началах) были заморожены, и только через 20 лет было принято решение о возврате этих займов. Облигации гасили в течение длительного времени. При этом деньги подвергались инфляции, и их покупательная способность не соответствовала первоначально выплаченным суммам. Следующей попыткой был выпуск внутреннего 3-процентного займа союзного правительства 1961 г., который затем был переоформлен в заем 1981 г. Значительная часть населения держала сбережения в трехпроцентных облигациях. Развал СССР привел к тому, что у них не оказалось единого эмитента. Каждая из республик приняла свое решение. В России была произведена конверсия займа в заем РФ 1991 г., по нему несколько раз повышались проценты, но их рост отставал от темпов инфляции. Доверие к государственным ценным бумагам снова было подорвано. В новых условиях Министерство финансов и ЦБ России приложили немалые усилия для создания рынка государственных ценных бумаг, обеспечения их высокой ликвидности, восстановления доверия к государству как заемщику. На рынке появились трех- и шестимесячные государственные краткосрочные обязательства ГКО—3 и ГКО—6 и золотые сертификаты. Этот рынок успешно развивается и дает легальную возможность абсолютно безрискового использования «коротких денег». Планируется размещение вновь имитируемых среднесрочных (1—3 года) облигаций с гибкой ставкой преимущественно среди населения. Государственные облигации закупаются банками, затем банки торгуют ими (занимаются размещением), получая от этих операций определенную прибыль, В 1995 г. выпущены государственные казначейские обязательства на 30 трлн. руб. Кроме того, выпущены в обращение сберегательные облигации для населения, пользующиеся большим спросом. Минфин планирует также эмиссию новой ценной бумаги — «золотого» сертификата. Сертификаты будут выпущены на 3 года, а в конце срока могут погашаться золотом. Каждый сертификат эквивалентен 1 кг золота. Выпуск казначейских обязательств, сберегательных облигаций стал постоянным источником бюджетных поступлений. Прорабатывается вопрос о государственном займе реконструкции экономики.
Третий путь увеличения государственных доходов — это эмиссия денег, она ведет к тяжелым последствиям для экономики.
Инфляционный налог. Использование эмиссии денег для пополнения казны является на самом деле формой налогообложения — инфляционным налогом.
Инфляционный налог — это те потери, которые несут владельцы денег из-за инфляционного роста цен. Предположим, что вы получили зарплату 100 тыс. руб., норма инфляции 10% в месяц, следовательно, ваши потери будут составлять 10 тыс. руб. Это и есть инфляционный налог.
Авторы «Экономики» С.Фишер и др. указывают, что сегодня в некоторых слаборазвитых странах правительства собирают до 5% валового национального продукта в виде инфляционного налога.
Д.Кейнс по этому поводу писал: «Это такая форма налогообложения, ускользнуть от которой наиболее трудно. Даже самое слабое правительство в состоянии ввести его в действие в той ситуации, когда оно уже не способно ни на что другое».
Источник
Займы государственные, разновидность кредитных отношений, в которых государство (или его местные органы) выступает заёмщиком или кредитором. Обычно Займы государственные выпускаются в денежной форме, хотя иногда (при обесценении денег) они выпускались в натуральной форме и погашались продуктами.
Государственные займы бывают: краткосрочные (текущие) со сроком погашения до года, среднесрочные (от года до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). По видам доходности различают Займы государственные: процентные (их держатели получают твёрдый доход по фиксированной ставке) и выигрышные (по которым доход выплачивается при выходе облигации в тираж погашения). Размещаются Государственные займы по подписке среди населения, через банки или сберегательные кассы, путём продажи на бирже и с аукциона. По месту размещения Займы государственные делятся на внутренние (в национальной валюте) и внешние, реализуемые на иностранных денежных рынках (в валюте страны-кредитора, государства-заёмщика или какой-либо третьей страны). Облигации внутренних займов могут покупать в выпустившей их стране иностранные граждане (общества), и наоборот, облигации внешних займов часто скупаются за границей выпустившим их государством или его гражданами и возвращаются в страну-должник (репатриация займов). Размер внешнего долга определяется стоимостью облигаций всех займов данной страны, размещенных среди иностранных держателей.
Денежная эмиссия. Банковская система должна обеспечивать национальное хозяйство денежными средствами в объеме, который нужен для его нормального функционирования. Увеличение потребности экономики в деньгах в связи с ростом национального продукта, повышением уровня цен или в силу других причин приводит к необходимости в соответствующем увеличении денежного предложения со стороны банков, то есть в осуществлении ими денежной эмиссии.
Эмиссия денег — это дополнительный выпуск денег в оборот, приводящий к росту обращающейся денежной массы.
Выпуск денег в оборот осуществляется ежедневно в процессе проведения банковских операций. Выпуск наличных денег в оборот происходит при проведении кассовых операций, когда банки выдают наличность из своих касс клиентам (выплата заработной платы, ссуды населению в наличной форме и т.д.), а также при замене центральным банком ветхих купюр новыми. Выпуск безналичных денег в оборот осуществляется при проведении ссудных операций, когда банки предоставляют кредиты своим клиентам в безналичной форме.
Однако не каждый выпуск денег в оборот приводит к увеличению денежного предложения, то есть является эмиссией. При проведении кассовых и ссудных банковских операций происходит не только выпуск денег, но одновременно и возврат их в банки. Так, наряду с выдачей наличности банки в то же время осуществляют прием наличных денег (инкассацию выручки торговых предприятий, прием наличных денег во вклады и т.п.), а наряду с выдачей кредитов происходит возврат ранее выданных ссуд. Эмиссия произойдет только в случае, когда выпуск денег в оборот превысит их возврат в банки.
Таким образом, в отличие от эмиссии, выпуск денег в оборот далеко не всегда приводит к росту денежной массы.
В зависимости от вида денежных средств, дополнительно поступающих в оборот, различают наличную и безналичную денежную эмиссию.
Наличная денежная эмиссия осуществляется путем дополнительного выпуска в обращение денежных знаков — банкнот и монет.
Источник
Система
доходов в условиях капитализма
определяется сущностью буржуазного государства, выступающего в качестве
совокупного капиталиста и осуществляющего свою деятельность в интересах
буржуазии и в первую очередь крупного капитала. Главным материальным источником
государственных доходов является национальный доход.
Образование государственных доходов происходит в процессе перераспределения национального
дохода, которое осуществляется присущими государству финансовыми методами. Во
второй половине 80-х годов ведущие капиталистические государства
перераспределяли от 40 до 50% национального дохода.
В периоды чрезвычайных обстоятельств, главным
образом затяжных и дорогостоящих войн, когда вновь созданной стоимости не
хватает для покрытия финансовых нужд, государство нередко обращается к такому
источнику, как национальное богатство. Это означает реализацию отдельных
видов государственной собственности, например иностранных ценных бумаг,
золотого запаса, государственных предприятий, других видов имущества. В годы
первой мировой войны к такой мере прибегала Франция. Во время второй мировой
войны за счет национального богатства финансировали свои военные расходы
фашистская Германия, Япония, Великобритания. Использование национального
богатства в качестве источника доходов приводит к сокращению материальных
ценностей, принадлежащих государству: уменьшению золото-валютных резервов,
капиталовложений за границей, а в отдельных случаях и основного капитала.
Все источники доходов делятся на две
группы — внутренние и внешние. К внутренним относятся национальный
доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые
государством для осуществления своих классовых функций и задач; к внешним
— национальный доход другой страны, если он заимствуется, например, в форме
внешних займов, а также национальное богатство, если оно выступает источником
формирования доходов для другой страны. Использование национального богатства
как источника доходов для другой страны нередко носит характер финансового
ограбления на основе таких методов, как принудительные валютные клиринги,
эмиссия военных денежных знаков. Эти формы финансового ограбления широко
применялись гитлеровской Германией в годы второй мировой войны в отношении
оккупированных стран Западной Европы.
Состав доходов в значительной мере зависит от
методов, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему средства.
В условиях капитализма основными методами, используемыми государством тля
перераспределения национального дохода и образования за счет этого требуемых
ему доходов являются налоги, займы и эмиссия денег Соотношение этих
финансовых методов неодинаково. Оно зависит от финансовой политики,
определяемой хозяйственной конъюнктурой, степенью остроты экономических,
социальных и других противоречий.
Центральное место в система доходов
капиталистического государства занимают налоги, выступающие главным
инструментом перераспределения национального дохода в интересах
господствующего класса буржуазии. Они служат основной доходной базой почти во
всех звеньях финансовой системы. Так, в доходах государственного бюджета
налоги составляют от 80 до 90%. В местных финансах на долю налогов приходится
более 50% всех поступлений в местные бюджеты. За счет налоговых источников, в
форме перечислений из государственного бюджета, создается ряд специальных
правительственных фондов.
Каждый налог в законодательном порядке
закрепляется за соответствующими властями. Центральные правительства имеют в
своем распоряжении наиболее крупные налоги, как, например, подоходный, налог
с корпораций, а во Франции, Великобритании, Италии также основные косвенные
налоги. Они поступают в государственный бюджет, обеспечивая функционирование
центрального правительственного аппарата и осуществление возложенных на него
задач. За местными властями закрепляются менее крупные налоги. Они
направляются в местные бюджеты, а в отдельных случаях — для формирования
некоторых специальных фондов (по поддержанию дорог, благоустройству).
Подавляющая часть всех налогов ложится на плечи широких слоев населения, существенно
сокращая их доходы.
Систематический рост налогов обостряет
внутренние противоречия капиталистического хозяйства, усиливая разрыв между
покупательной способностью трудящихся и расширяющимися под влиянием
научно-технического прогресса производственными возможностями.
Вторым по своему финансовому значению доходом
являются государственные займы. Если до общего кризиса капитализма
займы выступали в качестве чрезвычайного источника доходов, к которому
буржуазные правительства прибегали при необходимости покрытия возникающих при
исполнении государственного бюджета дефицитов, то ныне они превратились в
обычный доход. За счет займов покрываются различные капитальные затраты.
Кроме того, во многих странах бюджетные дефициты стали планироваться при
составлении бюджета, а размер займов, как и налогов, устанавливается до
начала исполнения бюджета.
На современном этапе под влиянием
значительного увеличения размеров бюджетных дефицитов, разрыва между
налоговыми поступлениями и бюджетными расходами происходит возрастание
значения этого вида доходов. Причем, помимо государственного бюджета, дефицит
имеет место и в других звеньях финансовой системы — местных финансах,
государственном секторе. Все большее обращение к займам является результатом
увеличения финансовой напряженности, испытываемой звеньями финансовой
системы. Оно связано с высоким уровнем военных расходов, крупными платежами
процентов по займам, обременяющими бюджеты, необходимостью вмешательства
государства в экономику.
Наиболее широко используются займы в звене
государственный бюджет. В настоящее время все капиталистические государства в
ходе исполнения бюджета вынуждены обращаться к займам. Во многих странах
поступления от займов достигают весьма крупных размеров. Так, в США (в
отдельные годы) они составляют до 20% всех расходов федерального бюджета, в
других странах — 10% и болee.
Особенно важную роль играют займы в периоды
войн, экономических кризисов, когда налоги в силу их недостаточной
эластичности, неспособности быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы,
подверженности влиянию конъюнктуры теряют свое обычное значение. В эти периоды
удельный вес займов приближается, а иногда даже перекрывает налоги. В годы
второй мировой войны, например, в таких странах, как Великобритания, США,
Япония, за счет займов было профинансировано от 30 до 40% всех затрат,
проходивших по государственным бюджетам. Остальная часть бюджетных расходов
была покрыта налогами и эмиссией бумажных денег.
Выпуск займов образует государственный долг. Государственный долг, возникающий для
финансирования расходов государственного бюджета, представляет собой долг
центрального правительства. Характерной чертой нынешнего периода эволюции
капитализма является стремительное возрастание государственного долга.
Значительно также возросло значение займов в
звене местные финансы, где они служат все более важным средством покрытия
расходов местных бюджетов. Рост местного хозяйства, стремление больше
использовать местные финансы в интересах монополистического капитала, решения
общенациональных задач при существующей узкой базе местных доходов заставляют
местные власти все чаще обращаться к займам. Размеры эмиссии кредитных
обязательств систематически увеличиваются. В результате темпы роста местной
задолженности нередко опережают увеличение долга центральных властей.
Происходит возрастание удельного веса местной задолженности в общей сумме
долга центральных и местных органов власти. Местный кредит становится все
более важным элементом системы местных финансов.
Широко используются займы государственными
предприятиями. Преследуемые этими предприятиями задачи по оказанию поддержки
монополистического капитала и проводимая отсюда политика цен на реализуемую
ими продукцию и услуги обусловливают сравнительно низкий уровень их
доходности. В отличие от частнокапиталистических предприятий монопольная
прибыль не является целью их деятельности. Поэтому при финансировании
капиталовложений для модернизации, расширения этих предприятий основная часть
средств привлекается с помощью займов. Они регламентируются и гарантируются
правительствами и представляют собой часть общегосударственного долга. Нередко
займы выступают также источником формирования специальных правительственных
фондов.
Государственные займы тесно связаны с налогами. Их погашение, процентные
платежи осуществляются в значительной мере за счет новых налогов. Как отмечал
К. Маркс, «займы позволяют правительству покрывать чрезвычайные расходы
таким образом, что налогоплательщик не чувствует сразу всей тяжести
последних, но те же займы требуют, в конце концов, повышения налогов»1.
Таким образом, государственные займы непосредственно опираются на налоги. Как
и налоги, они выступают инструментом дополнительной финансовой эксплуатации.
Наряду с внутренними займами существуют внешние займы. Правом их выпуска
обладают только центральные власти. Внешние займы связаны с платежным
балансом страны и нередко используются для покрытия его дефицита.
Распространенным методом мобилизации средств
является также эмиссия бумажных а в настоящее время кредитных денег.
Право эмиссии принадлежит центральным властям, которые прибегают к этой мере
в случаях, когда налоговые поступления не покрывают расходы государственного
бюджета, а на рынке ссудных капиталов складывается конъюнктура, не
благоприятная для выпуска новых займов. Эмиссия кредитных денег, преследующая
задачу покрытия дефицита государственного бюджета, ведет к усилению инфляции,
инфляционных процессов. Выпуск денег, не связанных с потребностями
хозяйственного оборота, вызывает дальнейшее переполнение каналов обращения
избыточной массой денежных знаков.
Инфляция, тяжело отражающаяся на экономике и особенно на всей
социальной сфере, приводит к тому, что капиталистические государства в
обычных условиях стараются не прибегать к прямому использованию эмиссии
кредитных денег — наиболее быстрому и легкому пути получения необходимых
средств. Эмиссия денег заменяется выпуском займов. Однако в нынешних условиях
государственные займы, легко превращаемые их владельцами в наличные деньги,
выступают в свою очередь побудителем инфляции. Займы, хотя и в несколько
меньших пропорциях, а также большей растянутостью во времени, чем
бумажноденежная эмиссия, оказывают значительное воздействие на переполнение
денежного обращения излишними для обращения средствами.
Инфляция, с помощью которой происходит
дополнительное перераспределение национального дохода в интересах
монополистического капитала, всей своей тяжестью ложится на широкие слои
трудящихся, сокращая их реальные доходы, объем потребления, удовлетворение
наиболее насущных потребностей. В. И. Ленин подчеркивал, что «выпуск
бумажных денег является худшим видом принудительного займа, что он ухудшает
положение всего сильнее именно рабочих, беднейшей части населения…»
Источник