От имени Российской Федерации право осуществления государственных внутренних и внешних заимствований и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредиторов (займов) принадлежит Правительству РФ либо уполномоченному им Министерству финансов РФ.
Под государственными заимствования РФ понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства РФ (ст. 103 БК РФ).
В отношениях по государственным заимствованиям РФ кредиторами могут выступать публично-территориальные образования РФ (субъекты РФ и муниципальные образования), физические лица, юридические лица, иностранные государства, международные финансовые организации и другие субъекты международного права.
Государственные заимствования РФ могут быть внутренними и внешними.
Государственные внутренние заимствования — займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.
Право на их осуществление предоставлено Правительству РФ либо Минфину России (как уполномоченному органу).
Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, проживающие на территории данного государства. Внутренние займы выпускаются в национальной валюте.
Внешние заимствования РФ — займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.
Право осуществления государственных внешних заимствований РФ и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредиторов (займов) принадлежит РФ. От имени РФ осуществляя внешние заимствования может Правительство РФ либо уполномоченное им Министерство финансов РФ.
Нововведением БК РФ является определение муниципальных заимствований. Под муниципальными заимствованиями понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в соответствии с БК РФ в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.
Право на осуществление муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с БК РФ и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации.
Субъекты РФ и муниципальные образования вправе осуществлять заимствования у РФ в иностранной валюте, предоставлять РФ гарантии в иностранной валюте исключительно в рамках использования целевых иностранных кредитов.
Размещаются займы всех уровней на добровольных началах. Принцип добровольности размещения госзаймов закреплен в п.4 ст. 75 Конституции РФ.
Источник
Понятие и необходимость государственных заимствований
Государственные заимствования являются частью системы государственных финансов. В связи с частой недостаточностью бюджетных средств для выполнения возложенных на государство функций возникает объективная необходимость в дополнительных заемных средствах, которые, в свою очередь, могут быть получены путем осуществления государственных заимствований.
Определение 1
Государственные заимствования представляют собой отношения, по которым государство является заемщиком, либо поручителем иного заемщика.
Определение 2
Государственный займ представляет собой передачу в собственность страны денежных средств на условиях возвратности, срочности и платности.
Заимодавцами могут выступать хозяйствующие субъекты (физические или юридические лица), иностранные государства и иностранные инвесторы, международные финансово-кредитные организации.
Кроме того, государство может выступать гарантом возврата займов и кредитов. В этом случае их называют гарантированными. Их использование – это обычная практика для любого государства, в том числе и для Российской Федерации. Государственный займ является добровольным, а условия выпущенного в обращение займа не могут быть изменены.
Замечание 1
Государственные займы позволяют решать лишь временные проблемы нехватки бюджетных средств. Результатом государственных займов является появление внутреннего или внешнего государственного долга, размеры которого оказывают значительное влияние на социально-экономическое положение страны, поэтому должны контролироваться.
Предоставление государственных гарантий также ведет к формированию государственного долга, поскольку государство несет реальные расходы: несмотря на то, что государство не обязательно погашает впоследствии гарантируемые им обязательства, неизбежны расходы по выпуску (оформлению) и обслуживанию гарантии. Если заемщик не имеет возможности рассчитаться с кредиторами, государство несет финансовое бремя в полном объеме.
Виды государственных займов
Государственные займы можно классифицировать следующим образом:
в зависимости от валюты займа:
- внешние займы, выдаваемые в иностранной валюте;
- внутренние займы, выдаваемые в национальной валюте.
по срокам действия долговых обязательств:
- краткосрочные займы (до $1$ года);
- среднесрочные займы ($1-5$ лет);
- долгосрочные займы ($5-30$ лет).
по праву эмиссии долговых ценных бумаг:
- займы за счет выпуска ценных бумаг центральным правительством;
- займы за счет выпуска ценных бумаг региональными и местными органами власти, если это предусмотрено законом;
по признаку субъектов-держателей ценных бумаг:
- займы, реализуемые среди населения;
- займы, реализуемые среди юридических лиц;
- займы, реализуемые как среди населения, так и среди юридических лиц;
по признаку пользования ценными бумагами:
- рыночные займы, обеспечиваемые облигациями, свободно обращающимися на рынке;
- нерыночные займы, запрещающие обращение ценных бумаг на рынке.
по форме выплаты доходов субъектам-держателям ценных бумаг:
- дисконтные займы, позволяющие приобрести ценные бумаги со скидкой (дисконтом), а погасить по стоимости номинала;
- процентные займы, подразумевающие ежегодную выплату держателю бумаг дохода в форме процентов по фиксированной или плавающей ставке, либо одноразовую процентную выплату при погашении займа;
- выигрышные займы, подразумевающие выплату дохода держателю в момент погашения займа только в случае попадания его в число выигрышных ценных бумаг;
- беспроцентные (целевые) займы.
по методам размещения:
- добровольные займы;
- займы, размещаемые по подписке;
- принудительные займы.
Управление государственными займами
Министерство финансов РФ и Банк России являются основными органами управления государственными займами.
Министерство финансов занимается разработкой общей политики по управлению бюджетными средствами, государственным долгом и государственными займами, эмитирует государственные ценные бумаги, а реализация государственных ценных бумаг, их погашение и выплата доходов по ним происходит через банковскую систему страны (через Банк России и коммерческие банки). Иными словами, Банк России через систему коммерческих банков занимается обслуживанием процесса государственных заимствований.
Источник
Государственные заимствования Российской Федерации — государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации.
Они могут быть внутренними и внешними (ст. 103, п. 1 БК РФ).
Под государственными внутренними заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.
Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации.
Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций,
ого
иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте.
Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита (ненефтегазового дефицита) федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации (ст.
103, п. 4 БК РФ).
Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство Российской Федерации либо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации.
Государственные заимствования субъектов Российской Федерации
Под государственными заимствованиями субъектов Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации (ст. 103, п. 6 БК РФ).
Государственные внутренние заимствованиями субъектов Российской Федерации — государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.
Государственные внешние заимствованиями субъектов Российской Федерации — государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от иностранных банков, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте.
Государственные внешние заимствования субъекта Российской Федерации осуществляются в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ в целях обеспечения погашения существующего
010
государственного долга субъекта Российской Федерации и (или) финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Право осуществления государственных внутренних и внешних заимствований субъектов Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и принятым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации принадлежит высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовому органу субъекта Российской Федерации.
Источник
1. Под государственными заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации.
2. Государственные и муниципальные внутренние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, а также для погашения долговых обязательств.
3. Под государственными внутренними заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.
Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации.
4. Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте.
Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.
Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство Российской Федерации либо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации.
5. Правительство Российской Федерации или уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации вправе осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга Российской Федерации в целях замещения внешних (внутренних) заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации в рамках верхнего предела государственного долга Российской Федерации (суммы верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и верхнего предела государственного внешнего долга Российской Федерации, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период), а также с превышением верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации и верхнего предела государственного долга Российской Федерации в случае, установленном пунктом 14 статьи 241 настоящего Кодекса.
6. Под государственными заимствованиями субъектов Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями настоящего Кодекса в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации.
Государственные внутренние заимствования субъектов Российской Федерации — государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями настоящего Кодекса в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации.
Государственные внешние заимствования субъектов Российской Федерации — государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями настоящего Кодекса в бюджет субъекта Российской Федерации от иностранных банков, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте.
Государственные внешние заимствования субъекта Российской Федерации осуществляются в соответствии с положениями настоящего Кодекса в целях обеспечения погашения существующего государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации и (или) финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Право осуществления государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и принятым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации принадлежит высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовому органу субъекта Российской Федерации.
7. Под муниципальными заимствованиями понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, размещаемых на внутреннем рынке в валюте Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями настоящего Кодекса в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.
Заимствования муниципальных образований в валюте Российской Федерации за пределами Российской Федерации не допускаются.
Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с настоящим Кодексом и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации.
Комментарий к статье 103 БК РФ
1. В пункте 1 комментируемой статьи определено понятие государственных заимствований. К таковым относятся:
государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени России, по которым возникают долговые обязательства России;
кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства России.
Как определено в ст. 6 Кодекса, целевой иностранный кредит (заимствование) — это форма финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований РФ, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основе путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты (заимствования) включают связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.
Там же определено, что:
связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц — это форма привлечения средств на возвратной и возмездной основе для закупок товаров, работ и услуг за счет средств иностранных государств, иностранных юридических лиц в основном в стране кредитора;
нефинансовые кредиты международных финансовых организаций — это форма привлечения средств на возвратной и возмездной основе для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.
2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет цели осуществления государственных и муниципальных внутренних заимствований, т.е. заимствований, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ в валюте РФ:
финансирование дефицитов соответствующих бюджетов. Государственные внутренние заимствования России осуществляются для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета, представляющего собой согласно п. 1 ст. 96.7 Кодекса разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году;
погашение долговых обязательств соответственно России, субъекта РФ или муниципального образования.
3 — 4. В пункте 3 комментируемой статьи определено понятие государственных внутренних заимствований России, а в п. 4 статьи — понятие государственных внешних заимствований России. Говоря упрощенно, к первым относятся заимствования, по которым возникают долговые обязательства России в валюте РФ, ко вторым — заимствования, по которым возникают долговые обязательства России в иностранной валюте.
Пункт 4 комментируемой статьи, кроме того, определяет цели осуществления государственных внешних заимствований России: финансирование ненефтегазового дефицита федерального бюджета, а также погашение государственных долговых обязательств России.
Право осуществлять государственные внутренние и внешние заимствования России от имени России предоставлено Правительству РФ. При этом предусмотрено, что таким правом Правительство РФ может наделить Минфин России. Соответствующие полномочия Минфина России закреплены в ст. 165 Кодекса, а также в Положении о Минфине России.
5. Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает право Правительства РФ (в случае наделения соответствующими полномочиями — Минфина России) осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга РФ.
Такие заимствования могут осуществляться в целях замещения внешних (внутренних) заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга РФ в рамках установленного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период общего объема государственного долга РФ (суммы внутреннего и внешнего долга).
Верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга России на конец очередного финансового года и каждого года планового периода согласно п. 2 ст. 199 Кодекса относится к основным характеристикам федерального бюджета.
Законом о федеральном бюджете на 2008 — 2010 гг. (ст. 1) утверждены:
верхний предел государственного внутреннего долга России на 1 января 2009 г. в сумме 1824700,7 млн. руб., на 1 января 2010 г. и на 1 января 2011 г. — 2275764,7 и 2856847,4 млн. руб. соответственно;
верхний предел государственного внешнего долга России на 1 января 2009 г. в сумме 43,3 млрд. долларов США, или 32,1 млрд. евро, на 1 января 2010 г. — 43,9 млрд. долларов США, или 32,3 млрд. евро, на 1 января 2011 г. — 45,0 млрд. долларов США, или 33,0 млрд. евро.
6. В п. 6 комментируемой статьи определено понятие государственных заимствований субъектов РФ. К таковым относятся:
государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта РФ, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ;
кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями Кодекса в бюджет субъекта РФ от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ.
Также определены понятия внутренних и внешних заимствований субъектов РФ. Говоря упрощенно, к первым относятся заимствования, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ в валюте РФ, ко вторым — заимствования, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ в иностранной валюте.
Целями осуществления государственных внешних заимствований субъекта РФ являются обеспечение погашения существующего государственного внешнего долга субъекта РФ и (или) финансирование дефицита бюджета субъекта РФ. Как говорилось выше, целями осуществления государственных внутренних заимствований субъекта РФ является финансирование дефицита бюджета субъекта РФ, а также погашение долговых обязательств субъекта РФ.
Государственные внутренние и внешние заимствования субъекта РФ осуществляются в соответствии с Кодексом и законами субъекта РФ. Право осуществлять государственные внутренние и внешние заимствования субъекта РФ от имени субъекта РФ принадлежит высшему исполнительному ОГВ субъекта РФ. Таким правом законом субъекта РФ может быть наделен финансовый орган субъекта РФ, т.е. орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий составление и организацию исполнения бюджета субъекта РФ.
Следует отметить, что в ранее действовавшей редакции Кодекса (т.е. до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ) об осуществлении субъектами РФ заимствований в иностранной валюте не говорилось вообще, что являлось одним из пробелов Кодекса.
7. Пункт 7 комментируемой статьи определяет понятие муниципальных заимствований. К таковым относятся:
муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, по которым возникают муниципальные долговые обязательства;
кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями Кодекса в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.
Осуществление муниципальных заимствований предусмотрено в ст. 64 Закона о местном самоуправлении: муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленном представительным ОМСУ в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных ОГВ.
Как говорилось выше, целями осуществления муниципальных внутренних заимствований является финансирование дефицита местного бюджета, а также погашение долговых обязательств муниципального образования.
Муниципальные заимствования осуществляются в соответствии с Кодексом и уставом муниципального образования. Право осуществлять муниципальные заимствования от имени муниципального образования принадлежит местной администрации.
Другой комментарий к статье 103 Бюджетного Кодекса РФ
В статье сформулировано общее правило, в соответствии с которым долговые обязательства РФ, субъекта РФ, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.
Определены взаимные обязательства названных субъектов в данных отношениях. Так, РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если ранее эти обязательства не были гарантированы РФ.
Аналогичным образом регулируются вопросы ответственности субъекта РФ перед РФ, иными субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также муниципальных образований перед РФ, субъектами РФ и иными муниципальными образованиями.
Источник