1. Содержание и функции госкредита.
2. Виды госзаймов.
3. Управление госдолгом.
Иногда государство выступает в качестве гаранта, оно выступает в качестве кредитора. Мы видим косвенное влияние государства в кредитных отношениях.
Одной из актуальных задач экономической политики различных государств мира является решение проблемы сбалансированности бюджетов и поиск способов финансирования их дефицита. Это как правило реализуемо с помощью госкредита. В современных условиях гос кредит — это совокупность финансовых отношений между государством с одной стороны и физическими и юридическими лицами с другой стороны. В сфере таких отношений государство в большинстве случаев выступает как заемщик средств, а население, предприятие, различные банки и фонды как кредиторы. Кроме того государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических и юридических лиц, те это означает что государство берет на себя ответственность за погашение обязательств или юр или физ лиц. В рамках кредитных отношений государство может выступать и как кредитор, при этом оно предоставляет кредиты юр или физ лицам и иностранным государствам. Государство может направлять эти средства на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые либо не обладают достаточной инвестиционной привлекательностью для частного капитала, либо имеют высокую социальную значимость. (проблема социальной напряженности может надломить экономику, что потребует более крупной доле ресурсов для покрытия последствий). Выделение государством кредитов может быть продиктована необходимостью продвижения интересов нац бизнеса на международной арене.
Государственные кредиты предоставляются либо непосредственно министерством финансов, либо через коммерческие банки.
Основным отличием гос кредита от банковского является отсутствие инвестиционной направленности привлеченных ресурсов, те взятые средства государством трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и используются на покрытие всей совокупности государственных расходов, а не на обеспечение условий расширенного воспроизводства( нет цели увеличения прибыли, а цель полной реализации важных целей). Источником погашения госзаймов и выплаты процентов по ним служат бюджетные средства.
Таким образом функционирование механизма госкредита приводит к появлению государственного долга. Сущность гос кредита заключается в перераспределении капитала меж частным сектором и государством на условиях срочности, платности и возвратности. (обеспеченность возвратности -залог, поручительство; дифференцированность заемщиков). Вся сумма неоплаченных обязательств государства представляет собой величину государственного долга. Гос долг образуется в результате осуществления гос органами различных видов заимствований. В соответствии с БК гос долг РФ — это долговые обязательства РФ перед физ и юр лицами, ин государствами, международными организациями, и иными субъектами международного права, включая обязательства по гос гарантиям, предоставленным РФ.
(кредитные отношения — движение ссуженной стоимости(ссуженная стоимость, кредитор, заемщик)).
(долг и кредит понятия разные, кредит становится долгом когда наступает дата возврата).
Долговые обязательства — это категория отличающаяся :
1. По форме образования и обслуживания.
2. По объектам долговых отношений.
3. По срокам обязательств.
Основные формы долговых обязательств РФ:
1. Кредитные соглашения и договоры.
2. Государственные ценные бумаги.
3. Договоры о предоставлении гарантий. И тп
Основным фактором или условием, обуславливающим возникновение и рост гос долга является дефицит бюджета, а возникновение дефицита бюджета порождается временной неравномерностью развития экономической активности и чрезвычайными обстоятельствами.
Госкредит оказывает регулирующее воздействие на политику банков, общую денежную массу.
Сущность гос кредита свидетельствуют, что он совмещает и функции финансов и функции кредита, те:
1. Образование денежных фондов.
Означает привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные фонды государства на принципах возвратности, срочности и платности. При этом условием добровольного предоставления инвесторам своих средств в распоряжение государство служит обязательство заемщика, вернуть к определенному моменту времени сумму заимствования с процентами. Основным инструментом при этом являются государственные ценные бумаги, они выпускаются в виде срочных долговых обязательств. Государственные ценные бумаги считаются надежным финансовым инструментом со средним или низким уровнем доходности. В России наиболее распространенной формой госзаймов является облигация.
Гос облигация — это ценная бумага, являющаяся долговым обязательством государства, которая дает ее держателю право получить в определенный срок основную сумму долга и проценты.
Номинальная цена облигации устанавливается эмитентом и выражает сумму, полученную во временное пользование и подлежащую возврату с начисленными на нее процентами в оговоренный срок.
2. Использование денежных фондов.
Полагает необходимость возврата заемных средств, который осуществляется как за счет налоговых так и не налоговых доходов или за счет механизма рефинансирования.
Механизм рефинансирования — есть погашение задолженности по ранее выпущенным обязательствам с помощью средств полученных от размещения новых обязательств.
3. Контроль.
Определяет влияние на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платежеспособного спроса, темпы экономического роста и объем денежной массы в обращении.
Госкредит играет важную роль:
1. В перераспределении фин ресурсов. Когда происходит перераспределение капитала меж сферами производства и обращения.
2. В повышении эффективности использования средств.(изъятие свободных денежных ресурсов при кассовом разрыве)
3. В ускорении концентрации фин ресурсов. (за незначительный период времени аккумулируются ресурсы для покрытия прорех бюджета)
Последние три роли госкредита выражают функции присущие кредиту как таковому. Есть определенные сложности при оценки роли воз действия гос кредита на социально экономические процессы в обществе. Средства, использованные в качестве кредитных ресурсов, направляются на финансирование всех совокупности госрасходов и при этом они не приносят дополнительного дохода, а увеличивают «цену» бюджетных доходов государства, тк в последующем необходимо будет выплатить проценты за его использование.
#2. Механизм функционирования государственного кредита реализуется путем размещения госзаймов. Впоследствии эти займы приводят к появлению гос долга. В экономическом словаре государственный долг определяется как сумма задолженности по выпущенным и не погашенным госзаймам, сюда включаются начисленные по ним проценты.
Для полной классификации госзаймов необходимо учитывать расширенное понятие государственного долга — это сумма всех неоплаченных финансовых обязательств государства с учетом начисленных процентов, к определенному моменту времени.
Госдолг классифицируется по следующим признакам:
1. По месту размещения:
Внешние и внутренние.
Внешние — это займы у нерезидентов.
Внутренние — обязательства перед резидентами.
Резиденты это представители нашего государства и обеспечивающий свою деятельность в течение 183 дней в РФ, а также физические лица РФ.
2. По способу размещения и обращения:
Рыночные и нерыночные.
Рыночные — займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются и передаются после их первичного размещения на рынке. (70%)
Нерыночные — займы оформленные в фондовые инструменты, не имеющие фторичного фондового рынка. Такие займы выкупаются и вновь продаются правительству, их основная цель — это привлечение кредитных ресурсов мелких сбережений населения.
3. По сроку заимствования:
Краткосрочные( продолжительность обращения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5), долгосрочные (обращение свыше 5 лет).
4. По способу обеспечения возвратности заемных ресурсов:
Закладные и беззакладные.
Закладные — это займы возвратность которых обеспечивается конкретным залогом.
Беззакладные — займы оформленные в облигации и др обязательства не имеющие конкретного имущественного обеспечения.( На практике применяются чаще).
5. По уровню эмитента:
Федеральные, региональные и местные, те в зависимости от уровня к которому принадлежит госорган.
6. По форме выплаты дохода:
1)Процентные — доход по ним устанавливается в виде фиксированного процента от наминала (основная разновидность)
2)Дисконтные займы — доход по ним инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости.
3)Выигрышные займы — доход по ним осуществляется на основе тиражей выигрыша (привлекательность таких займов меньше, тк доход по ним не всегда гарантирован)
4)Индексационные займы — доход по ним выплачивается по средствам индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.
7. По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения:
Обязательства без погашения и с правом досрочного погашения.
Обязательства с досрочным погашением означает что заемщик имеет право на досрочный выкуп своих долговых обязательств.
8. По способу погашения:
Займы подлежащие оплате единовременно или займы подлежащие оплате частям.
Если погашение происходит частями, то есть три варианта оплаты:
1)Равными долями на протяжении установленного срока.
2)Погашение происходит увеличивающимися долями на протяжении всего установленного срока.
3)Погашение уменьшающимися долями на протяжении установленного срока.
9. По способу определения предлагаемого инвестору дохода:
Займы с постоянным фиксированным уровнем дохода или с переменным уровнем дохода.
С постоянным доходом — эмитенту заранее известна сумма обслуживания долга.
С переменным — зависит от изменения какого-либо экономического индикатора.(ставка по межбанковским кредитам).
10. По направлениям использования заемных средств:
Целевые(должны быть использованы для финансирования конкретных программ) и нецелевые (могут быть направлены на покрытие текущих расходов, на рефинансирование текущей задолженности).
#3. Управление государственным долгом это совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга. Цель управления госдолгом заключается в том, чтобы найти оптимальное соотношение между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.
Принципы управления государственным долгом:
1. Безусловности (обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий)
2. Принцип единства учета (учет в процессе управления госдолгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федорганами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.)
3. Единство долговой политики (обеспечение единого подхода в политике управления госдолга со стороны фед центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям)
4. Принцип согласованности (согласование интересов кредиторов и заемщика, в лице государства)
5. Снижение рисков (выполнение всех необходимых действий позволяющих уменьшить риск как кредитора так и инвестора)
6. Оптимальности (создание такой структуры гос займов, при которой выполнение обязательств по ним было бы сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало бы наименьшее отрицательное влияние на экономику страны)
7. Принцип гласности (предоставление достоверной и своевременной информации о параметрах займов всем заинтересованным пользователям)
В широком понимании управление госдолгом предполагает:
1. Формирование политики в отношении госдолга.
2. Определение основных показателей и предельных значений гос задолженности.
3. Установление основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели.
4. Выделение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов.
Определение политики в отношении госдолга, его верхний предел устанавливают законодательные органы власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть. В узком понимании управление госдолгом вкл в себя определение условий выпуска обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг. Кроме того сюда вкл регулирование состава и структуры совокупного гос долга при его неизменной величине.
Методы, обеспечивающие управление госдолгом:
1. Метод рефинансирования — погашение части госдолга за счет вновь привлеченных средств.
2. Конверсия — изменение доходности займа.
3. Консолидация — превращение части имеющийся задолженности в новую с более длительным сроком погашения.
4. Новация — соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора.
5. Унификация — решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов.
6. Метод отсрочки — консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам.
7. Метод дефолта — отказ государства от выплаты государственного долга.
Для того чтобы управлять госдолгом на госуровне должна быть сыормирована отлаженная система управления госдолгом, однако не всегда данная система может справлятся с различными изменениями в социально экономической и политической жизни государства. Для реагирования на меняющиеся условия всегда необходимо оценивать состояние долговых обязательств. Для этого в управлении госдолгом должны быть учтены следующие параметры:
1. Общий объем госдолга РФ.
2. Соотношение расходов на обслуживание госдолга и доходов госбюджета.
К 2015 году долговые обязательства РФ возрастут.
Для управления госдолгом необходимо усиливать госвлияние и контроль за госдолгом и стремиться к снижению зависимости госбюджета от складывающейся с заимствованиями ситуаций. Для этого необходимо:
1. Повышать эффективность госзаимствований.
2. Оптимизировать структуру госдолга.
3. Сокращать риски связанные с существованием заимствований.
4. Совершенствовать правовые основы управления госдолгом.
5. Создавать единую структуру, в полномочия которой будет входить управление госдолгом.
6. Разработать единую систему учета госдолга.
7. Создать единую централизованную систему анализа и управления рисками заимствований.
8. Разработать единую систему стратегического планирования госдолга.
9. Создать систему взаимодействия с денежно-кредитной и валютной политикой.
10. Разработать систему учета долговых обязательств региональных и муниципальных властей, а также заимствований негосударственного сектора экономки.
Кроме того, при управлении госдолгом необходимо разграничивать полномочия различных органов госвласти, управляющих госдолгом, и разработать порядок их взаимодействия.
Президент устанавливает основные приоритеты бюджетной политики на краско и среднесрочную перспективы. Фед собрание устанавливает в законе о фед бюджете верхний предел госдолга. Правительство РФ организует систему оперативного управления госдолгом и утверждает источники и параметры заимствований. ЦБ РФ согласует вопросы политики управления госдолгом с денежнокредитной и валютной политикой. Минфин осуществляет заимствования от имени правительства и реализует правительственную долговую стратегию.
Министерство эк развития и торговли анализирует эффективность проектов источниками финансирования которых являются внешние займы.
Источник
Управление госкредитом и госдолгом является важным направлением финансовой политики государства. Оно должно начинаться заблаговременно, а не тогда, когда долговая петля становится смертельной удавкой, как это случилось с Россией в 90-е г. Такое управление должно охватывать все этапы государственных заимствований и погашения долга. Сюда относятся анализ и оценка методов финансирования бюджетного дефицита и возможных источников его покрытия, определение предельно допустимых размеров государственного долга, оценка влияния государственного долга на развитие экономики страны, определение мер по стабилизации размеров госдолга.
Одной из основных мер по регулированию государственных заимствований является установление предельных объемов государственного долга. Это должно делаться высшими законодательными органами. Российское законодательство предусматривает ряд организационных методов управления государственным долгом. Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От ее имени это делает Правительство, либо уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти.
До недавнего времени право осуществлять государственные внешние заимствования имели и субъекты РФ, бюджеты которых не получали финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (регионы-доноры). С января 2002 г. Субъектам Федерации запрещены внешние заимствования. Это разрешено только субъектам Федерации, уже имеющим внешнюю задолженность для ее рефинансирования в пределах финансового года. Определены лимиты заимствований и долга различных бюджетных уровней. Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, границы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.
Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации, согласно Бюджетному кодексу, не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга страны. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не должен превышать доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В Российской Федерации вводится единая система учета и регистрации государственных заимствований. Субъекты РФ и муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ, которое ведет Государственную долговую книгу Российской Федерации.
Система управления государственным кредитом по идее должна включать определение цели и обоснованности государственных заимствований, минимизацию стоимости долга для заемщика, эффективное использование, учет и контроль за расходованием привлекаемых ресурсов, усиление инвестиционного характера займов, обеспечение своевременного возврата полученных кредитов. Поскольку государственный долг является величиной постоянной и значимой, важное место в экономической и финансовой политике государства занимает обслуживание государственного долга, т.е. полный и своевременный возврат основной суммы долга, процентов по нему, а также штрафов и других платежей в случае несвоевременной уплаты долга.
Обслуживание государственного долга Российской Федерации осуществляется Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ. Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию госдолга безвозмездно. Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга производится за счет средств федерального бюджета.
Разумеется, идеальным способом обслуживания государственного долга является своевременный возврат полученного кредита и процентов по нему. Однако слишком часто намерения заемщика не совпадают с реальными возможностями. Появляются какие-то непредвиденные обстоятельства, возникает необходимость в отсрочке уплаты долга или изменении условий займа и т.п. Поэтому государство-заемщик вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга. Основными из них являются: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация, аннулирование государственного долга.
Рефинансирование государственного долга — это погашение старой задолженности за счет выпуска нового займа. Конверсия — изменение доходности займов. Она производится в целях снижения расходов заемщика по обслуживанию госдолга или повышения дохода кредитора. Консолидация — изменение срока действия уже размещенных займов в сторону увеличения или сокращения. Пролонгация займов производится с целью облегчения выплаты долга. Нередко консолидация (как правило пролонгация) совмещается с конверсией. Унификация займов — это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Унификация государственных займов может производиться вместе с консолидацией и конверсией или без них. Наконец, отсрочка погашения займа заключается в том, что как и при консолидации отодвигаются сроки погашения займа и кроме того прекращается выплата доходов.
Все указанные способы регулирования государственного долга объединяются одним понятием — реструктуризация. Но государство-заемщик может не прибегать к реструктуризации, а аннулировать государственный долг, т.е. полностью отказаться от обязательств по своим долгам, как это сделало Советское правительство в 1918 г., отказавшись платить по всем царским долгам как внешним, так и внутренним.
Реструктуризация является важным инструментом регулирования государственного долга в реформируемой экономике России.
Первое неофициальное соглашение с членами Парижского клуба о реструктуризации внешнего долга России было достигнуто в 1992 г., когда наша страна еще не была членом Парижского клуба. Речь шла о долге, имевшемся на 1 января 1991 г. и подлежавшем оплате к декабрю 1991 г. в сумме 3,2 млрд. долл. Согласие на отсрочку платежей, подлежавших оплате в декабре 1991 г. — марте 1992 г., дали также кроме государств-членов Парижского клуба, 12 крупнейших коммерческих банков-кредиторов бывшего СССР.
Второй этап реструктуризации иностранной задолженности охватывает 1993-1995 гг., Россия подписала первые официальные соглашения о реструктуризации своего внешнего долга. В апреле 1993 г. было заключено соглашение на 14,36 млрд. долл. сроком на 9,5 лет, с льготным периодом в пять лет и консолидационным периодом, равным 12 месяцам; в июне 1994 г. — заключено аналогичное соглашение на сумму 7,1 млрд. долл., сроком на 15,3 года и льготным периодом в 2 года и 8 месяцев.
Третий этап начался в апреле 1996 г., когда договоренности с Парижским клубом были дополнены официальным соглашением. В соответствии с ним Россия должна была выплатить кредиторам Парижского клуба около 38 млрд. долл. Из них 45% должны были быть выплачены в течение последующих 25 лет вплоть до 2020 года, а остальные 55%, включавших наиболее краткосрочные обязательства перед членами Парижского клуба в течение 21 года.
В феврале 2010 г. завершились переговоры с Лондонским клубом кредиторов о списании более трети задолженности СССР и переоформлении оставшейся части долга в еврооблигации со сроком погашения в 30 лет. Однако в результате пролонгации и изменения условий заимствований произошло удорожание оставшейся части долга с 32,6 млрд. до 42 млрд. долл.
Основная задача управления государственным долгом России — изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга, в первую очередь внешнего. Бремя внешних долгов еще много лет будет требовать от государства крупных ресурсов, о чем свидетельствуют следующие данные.
Поскольку основными причинами роста внешнего долга были низкая эффективность национальной экономики и функционирования налогово-бюджетной системы, то решение проблемы надо искать прежде всего на путях структурной перестройки экономики, повышения ее эффективности.
Рассмотрим порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, субъектов РФ, муниципального долга.
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет средств федерального бюджета. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится, как правило, Центральным банком РФ и его учреждениями путем осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним.
Выполнение ЦБ РФ, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с эмитентом государственных ценных бумаг.
Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта РФ, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.
По соглашению сторон государственный или муниципальный долг, возникший из купли-продажи государственных или муниципальных ценных бумаг, может быть заменен заемным обязательством. Замена государственного и муниципального долга заемным обязательством осуществляется с соблюдением требований о новации и совершается в форме договора займа.
Новация связана с тем, что обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим другой предмет или способ исполнения. Новация прекращает дополнительные обязательства, связанные с первоначальным обязательством.
Результатом новации является совокупность обязательств по вновь выпускаемым государственным ценным бумагам и по выплате денежных средств Минфином России.
Для подтверждения новых обязательств осуществлен выпуск следующих видов государственных ценных бумаг:
- 1) ОФЗ с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) со сроками обращения четыре и пять лет. Эти облигации выпущены 12 равными траншами с начислением процентного дохода начиная с 19 августа 2008 г. Купонный доход по этим облигациям начисляется начиная с 19 августа 2008 г. и равен 30% годовых в первый год после 19 августа 2008 г., 25% — во второй, 20% — в третий, 15% — в четвертый, далее — 10% годовых. Начиная со второго купона выплаты купонных доходов производятся каждые три месяца;
- 2) ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) со сроком обращения три года. По этим облигациям установлен нулевой купонный доход, и они могут быть использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшейся по состоянию на 1 июля 2008 г., а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций.
Минфин России принял на себя обязательства по выплате рассмотренных выше денежных средств. Размер этих обязательств в отношении облигаций, срок погашения которых наступил до момента осуществления новации, увеличен в зависимости от периода отсрочки из расчета 30% годовых до момента официального опубликования соответствующих нормативных документов. При этом 2/3 денежных обязательств были оформлены в равных долях ГКО со сроками обращения, не превышающими три и шесть месяцев, и доходностью 30% годовых.
При осуществлении новации право получить 30% от суммы новых обязательств денежными средствами с соответствующим уменьшением до 50% доли ОФЗ с фиксированным купонным доходом предоставлено владельцам ГКО и ОФЗ с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 2009 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 2008 г., которым федеральными органами исполнительной власти устанавливался норматив вложения средств в государственные ценные бумаги, а также другим владельцам, являющимся резидентами РФ, кроме кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, органов государственной власти и местного самоуправления.
При осуществлении новации право получения полной суммы погашения в денежной форме в сроки, установленные при выпуске принадлежащих им облигаций, предоставляется владельцам ГКО и ОФЗ с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 2009 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 2008 г.: физическим лицам — резидентам РФ; созданным в соответствии с законодательством РФ; образованиям, не являющимся юридическими лицами; организациям, являющимся издателями периодических печатных изданий, кроме рекламных изданий, и имеющим соответствующую лицензию; фондам обязательного медицинского страхования и страховым компаниям, имеющим соответствующую лицензию (только в отношении средств обязательного медицинского страхования и средств государственного обязательного личного страхования); фондам по защите прав вкладчиков и акционеров; жилищным кооперативам; гаражно-строительным кооперативам; садово-огородническим и дачным объединениям граждан; кредитным союзам; другим некоммерческим организациям, кроме организаций, которым устанавливался норматив вложения средств в государственные ценные бумаги.
Источник