Журнал «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера» № 4/2017
Комментарий к письму Минфина РФ от 30.01.2017 № 02-05-12/4613 «О правомерности заключения бюджетным учреждением кредитного договора».
В комментируемом Письме Минфина РФ от 30.01.2017 № 02 05 12/4613 рассмотрен вопрос о правомерности заключения бюджетным учреждением кредитного договора. По мнению Минфина, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Однако из текста письма не совсем ясно, в качестве кого выступает бюджетное учреждение – заемщика или заимодавца. Рассмотрим оба варианта.
Бюджетное учреждение – заимодавец.
Напомним, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ч. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях[1]).
В силу ч. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными согласно федеральным законам, иным нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу. Бюджетное учреждение вправе осуществлять виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется посредством предоставления из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на выполнение госзадания на оказание государственных услуг, субсидий на иные цели, предоставленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и средств от иной приносящей доход деятельности, осуществляемой согласно уставам указанных учреждений.
Вместе с тем согласно положениям ч. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся для него основными (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), но соответствующие указанным целям – при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Кроме того, по норме п. 3 ст. 298 ГрК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), если она соответствует этим целям и указана в его учредительных документах.
При этом доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Как мы уже отметили, по мнению Минфина, высказанному в комментируемом письме, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Вместе с тем законодательного запрета на такую деятельность нет.
Однако в Письме от 26.11.2013 № 02 01 007/51169 Минфин сообщал о подготовке поправок в ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, дополняющих ее нормами о том, что бюджетные учреждения не вправе предоставлять и получать кредиты (займы). В этом же письме сказано, что в силу Федерального закона № 83-ФЗ [2] контроль деятельности государственных (муниципальных) учреждений возложен на орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этих учреждений.
Федеральным законом № 83-ФЗ установлены механизмы контроля за деятельностью учреждений, в том числе за выполнением ими государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), состоянием размера кредиторской задолженности, совершением крупных сделок, а также предусмотрена ответственность руководителя учреждения за результаты деятельности учреждения.
Кроме того, планируемые объемы поступлений, в частности поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, и поступлений от иной приносящей доход деятельности, а также планируемые объемы выплат за счет указанных поступлений учитываются в плане финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемом и утверждаемом в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.
В соответствии с положениями п. 6 Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 № 11н (далее – Порядок), орган Федерального казначейства принимает платежные документы на осуществление кассовых выплат за счет средств, предоставленных федеральным бюджетным учреждениям в виде субсидий на выполнение государственного задания, а также за счет средств, полученных учреждением от приносящей доходы деятельности, к исполнению в случае выполнения следующих условий:
- платежный документ соответствует требованиям, установленным Порядком;
- указанные в платежном документе коды классификации операций сектора государственного управления (далее – код КОСГУ) являются действующими на момент представления платежного документа;
- указанные в платежном документе коды КОСГУ соответствуют текстовому назначению платежа;
- суммы, указанные в платежном документе, не превышают соответственно остаток на открытом клиенту в органе Федерального казначейства лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетного учреждения.
Таким образом, в случае соответствия платежных документов, представленных бюджетным учреждением, требованиям, установленным Порядком, у органов Федерального казначейства отсутствуют основания для отказа в принятии этих документов к исполнению.
Учитывая вышеизложенное, по мнению Минфина, в случае принятия решения о предоставлении бюджетным учреждением займа и утверждения указанных выплат в плане ответственность за нарушение законодательства РФ несут руководитель указанного учреждения и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.
Бюджетное учреждение – заемщик.
Запрет на получение бюджетными учреждениями кредитов и займов содержался в ст. 161 БК РФ, до внесения в нее изменений Федеральным законом № 83-ФЗ определявшей особенности правового положения указанных учреждений. В настоящее время аналогичная норма БК РФ распространяется исключительно на казенные учреждения. Таким образом, отсутствует законодательно установленный запрет на получение бюджетным учреждением заемных средств.
Но в уставе должен содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и видов деятельности, не являющихся таковыми), которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. Таким образом, получается, что возможность привлечения бюджетным учреждением заемных средств должна быть закреплена в его уставе.
Вместе с тем следует помнить, что если сделка, совершаемая учреждением, относится к категории крупных, действуют особые правила. Согласно ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя этого учреждения. Крупной признается сделка (или несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.Руководитель бюджетного учреждения несет перед ним ответственность в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.
[1] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
[2]Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Источник
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, на основании п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Перечень форм некоммерческих организаций содержит и п. 3 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях). Этот перечень включает в себя учреждения, автономные некоммерческие организации, ассоциации и союзы.
Согласно положениям ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждения делятся на частные и государственные или муниципальные учреждения, причем ст. 120 ГК РФ установлено, что государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации. Такое определение научной организации содержит ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
Из вышеизложенного следует, что научные организации могут создаваться в форме государственных (муниципальных) автономных, бюджетных или казенных учреждений, большая часть научных организаций — это государственные учреждения. Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 539.
Автономное научное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение — п. 4 ст. 3 ФЗ от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» . Остальным имуществом, в том числе недвижимым, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Согласно п. 10 ст.9.2. Закона о некоммерческих организациях, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и 14 настоящей статьи или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 настоящего Федерального закона.
Особенности правового положения казенных учреждений закреплены в ст. 161 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с п. 10 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги.
Таким образом, законом прямо предусмотрен запрет на предоставление займов только для казенных учреждений.
Если Государственное научное учреждение Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук не является казенным учреждением, он вправе предоставить заем ООО, при соблюдении иных норм законодательства РФ о государственных учреждениях.
Источник
Да, это возможно.
Закон не предусматривает ограничений по выдаче займов сотрудникам. В данном случае между сторонами возникают гражданско-правовые отношения, а не трудовые. Поэтому ограничений нет.
1. Гражданский кодекс РФ
Статья 807. Договор займа
1. По договору займа одна сторона (займодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг.
Если займодавцем в договоре займа является гражданин, договор считается заключенным с момента передачи суммы займа или другого предмета договора займа заемщику или указанному им лицу.
2. Иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа на территории Российской Федерации с соблюдением правил статей 140, 141 и 317 настоящего Кодекса.
3. Если займодавец в силу договора займа обязался предоставить заем, он вправе отказаться от исполнения договора полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленный заем не будет возвращен в срок.
Заемщик по договору займа, в силу которого займодавец обязался предоставить заем, вправе отказаться от получения займа полностью или частично, уведомив об этом займодавца до установленного договором срока передачи предмета займа, а если такой срок не установлен, в любое время до момента получения займа, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором займа, заемщиком по которому является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.
4. Договор займа может быть заключен путем размещения облигаций. Если договор займа заключен путем размещения облигаций, в облигации или в закрепляющем права по облигации документе указывается право ее держателя на получение в предусмотренный ею срок от лица, выпустившего облигацию, номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента.
5. Сумма займа или другой предмет договора займа, переданные указанному заемщиком третьему лицу, считаются переданными заемщику.
6. Заемщик — юридическое лицо вправе привлекать денежные средства граждан в виде займа под проценты путем публичной оферты либо путем предложения делать оферту, направленного неопределенному кругу лиц, если законом такому юридическому лицу предоставлено право на привлечение денежных средств граждан. Правило настоящего пункта не применяется к выпуску облигаций.
7. Особенности предоставления займа под проценты заемщику-гражданину в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, устанавливаются законами.»
По-новому оформляйте и учитывайте займы
Главное изменение
В договоре можно обязать кредитора выдать заем.
С 1 июня закон предусматривает два варианта договора займа между компаниями. Поправки действуют для договоров, которые компании заключают после 1 июня 2018 года. Первый вариант — договор действует с даты, когда стороны его подписали. С этого момента у кредитора появляется обязанность передать заемщику деньги в сроки, которые установили в договоре (п. 1 ст. 807 ГК). Формулировка условия договора — в образце 1 ниже.
Несмотря на то что подписанный договор сразу вступает в силу, кредитор вправе отказаться предоставлять заем, если стало очевидно, что заемщик его не вернет (п. 3 ст. 807 ГК). Например, если заемщик перестал оплачивать долги перед кредитором по другим договорам.
Заемщик может отказаться от займа, если договор это не запрещает. Об отказе сообщите кредитору до установленного срока передачи денег.
Второй вариант — договор действует с даты передачи денег заемщику. В этом случае заемщик не вправе потребовать с кредитора деньги, если тот их не перечислит. Формулировка условия договора — в образце 2 ниже.
Первый вариант договора удобно использовать, когда кредитор выдает заемщику деньги по частям. С момента, когда компании подпишут договор, у кредитора появится обязательство выдать деньги. Значит, заемщик сможет планировать свои расходы с их учетом.
Второй вариант используйте, когда нет необходимости закладывать в договор обязанность кредитора выдать деньги. Например, если кредитор выдает заем одновременно с оформлением сделки.
Если вы получаете заем от физлица, то договор заключайте только по второму варианту. В данном случае вы не можете в договоре обязать кредитора предоставить вам заем. Сделка состоится только после передачи денег.
До 1 июня закон предусматривал договор займа только по второму варианту.
Как отразить в налоговом учете. При расчете налога на прибыль сумму займа кредитор не учитывает в расходах, а заемщик — в доходах (подп. 10 п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270 НК). НДС выдача займов не облагается.
Как отразить в бухучете. Кредитор отражает выдачу процентного займа проводками:
ДЕБЕТ 58 субсчет «Предоставленные займы» КРЕДИТ 51 (50)
выдали заем под проценты.
Беспроцентный заем не является финансовым вложением, так как не приносит выгоды (п. 2 ПБУ 19/02). Поэтому отразите его на счете 76:
ДЕБЕТ 76 субсчет «Предоставленные займы»
КРЕДИТ 51 (50)
выдали беспроцентный заем.
Беспроцентные займы работникам отражайте на счете 73. Процентные займы работникам можно отражать на счете 58 или 73 — это вы определяете в учетной политике.
Заемщик отражает в учете фактически полученную сумму займа (письмо Минфина от 28.01.2010 № 07-02-18/01):
ДЕБЕТ 51 (50) КРЕДИТ 66 (67) субсчет «Расчеты по основной сумме долга по займу»
получили заем.
Суммы, которые заемщик недополучил по сравнению с условиями договора, он отразит в пояснительной записке к годовой отчетности (п. 18 ПБУ 15/2008).
Проценты
Главное изменение
Договор займа между ИП в пределах 100 000 руб. по умолчанию беспроцентный.
Договор займа между предпринимателями или физлицами на сумму не более 100 000 руб. теперь по умолчанию будет беспроцентным. Если кредитор хочет получать проценты, об этом нужно сказать в договоре.
Если сделку бесплатного займа на любую сумму заключают компании, нужно явно указать в договоре, что проценты заемщик не платит. Иначе придется начислять проценты исходя из ключевой ставки (п. 1 ст. 809 ГК). Следовательно, налоговики потребуют от кредитора ежемесячно включать проценты в доходы при расчете налога на прибыль. Аналогичные правила для компаний действовали и до 1 июня. Формулировка условий договора — в образце 3.
Проценты могут быть фиксированными или плавающими (п. 2 ст. 809 ГК). Заемщик платит их ежемесячно до дня возврата включительно, если в договоре вы не установили другие условия (п. 3 ст. 809 ГК). Раньше закон требовал платить проценты «до дня возврата суммы займа». Эту формулировку можно было трактовать так, что на день возврата проценты начислять не нужно. Поправки исключили эту неясность.
Таким образом, если в договоре не сказано, как считать проценты, начисляйте их со следующего дня после передачи денег заемщику и до дня возврата включительно. Формулировка условий договора — в образце 4 ниже.
Источник