Государственный кредит представляет собой достаточно специфическое звено государственных финансов. Он не имеет ни отдельного денежного фонда (средства, которые мобилизируются с его помощью, проходят, как правило, через бюджет), ни отделенного органа управления. Вместе с тем он характеризует особую форму финансовых отношений государства и поэтому выделяется в отдельное звено.
Государственный кредит непосредственно связан с бюджетным дефицитом, будучи источником его покрытия. В отдельных случаях с его помощью могут мобилизироваться средства в фонды целевого назначения или под целевые проекты. Кроме того, к системе государственного кредита принадлежат ссуды, которые предоставляются под государственные гарантии и на пополнение валютных резервов центрального банка от Международного валютного фонда.
Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные ссуды.
Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту, если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки независимо от формы собственности действуют на коммерческих основах и мобилизованные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и поэтому принадлежать к государственному кредиту.
Государственные ссудыявляются основной формой государственного кредита. По правовому оформлению различают государственные ссуды, которые предоставляются на основании соглашений и обеспечены выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других стран, международных организаций и финансовых институций. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.
Оформление государственных ссуд может осуществляться двумя видами ценных бумаг – облигациями и казначейскими обязательствами (векселями). Облигация представляет собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (на покрытие бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты). Облигация имеет нарицательную стоимость — отмеченную сумму долга — и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от нее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценой и нарицательной стоимостью облигации составляет курсовую разницу. Казначейские обязательства (векселя) имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в
форме процентов или на дисконтной основе. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются краткосрочные ссуды (иногда среднесрочные – казначейские ноты), облигациями — средне- и долгосрочные.
В зависимости от места размещения ссуд их разделяют на внутренние — на внутреннем финансовом рынке (предоставляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) и внешние — поступают извне от правительств, юридических и физических лиц других стран, международных организаций и финансовых институций.
По праву эмиссии различают государственные и местные ссуды. Государственные ссуды выпускаются центральными органами управления. Поступления от них направляются в центральный бюджет. Местные ссуды выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.
По характеру использования ценных бумаг есть рыночные и нерыночные ссуды. Облигации (казначейские обязательства) рыночных ссуд свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг. Нерыночные ссуды не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродать.
В зависимости от обеспеченности государственные ссуды разделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые ссуды отражают один из главных принципов кредитования — принцип материальной обеспеченности. Залоговые ссуды обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения, их надежность определяется авторитетом государства.
В соответствии со сроком погашения задолженности различают краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
За характером выплаты дохода государственные ссуды разделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном). По процентным ссудам доход устанавливается в виде заимообразного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период ссуды ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от разных факторов, в первую очередь, предложения на кредитном рынке. Выплата процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводится ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. При выигрышных ссудах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход в этом случае получают не все кредиторы, а только те, чьи облигации выиграли. Такая система целесообразна при незначительных суммах ссуды, которая приходятся на одно лицо, в результате чего процентный доход не может существенно стимулировать предоставления ссуды государству. Дисконтные ссуды характерны тем, что государственные ценные бумаги покупаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Отмеченная разница формирует доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствующие купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном.
По характеру погашения задолженности различают два его варианта: одноразовая выплата и выплата частями. При погашении частями может применяться три варианта. Первый — ссуда погашается равными частями на протяжении нескольких лет. Второй – ссуда погашается каждый раз нарастающими суммами. Третий — каждый раз сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодный рост доходов государства, третий — наоборот, когда доходы будут уменьшаться или расти государственные расходы.
В зависимости от обязательств государства в погашении долга различают ссуды с правом и без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения дает возможность государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.
Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений. Такой подход направлен на создание благоприятных предпосылок для привлечения средств как для государства, так и для ее кредиторов. Разнообразие форм дает возможность максимально учесть разносторонние интересы юридических и физических лиц. В общем виде классификация государственного кредита приведена на схеме 35.
Государственный кредит, как и какая-либо другая форма кредитных отношений, требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заимообразных средств, так и на их погашение.
Привлечение ссуд должно основываться на двух факторах: минимизации стоимости ссуды и установления стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.
Минимизация стоимости ссуды достигается, во-первых, с помощью соответствующей процентной политики, во-вторых, через установку соответствующих условий выпуска и погашения ссуды. Процентная политика отражает при этом два противоположных фактора: минимизацию стоимости ссуды и максимизацию ее привлекательности, которая, в свою очередь, зависит от достаточно высокого процента. На финансовом рынке государственные ценные бумаги имеют самый низкий процент, который является своеобразным индикатором этого рынка. Следовательно, сама ситуация на рынке способствует минимизации стоимости ссуд. Поэтому привлекательность государственных ссуд достигается в первую очередь за счет высоких гарантий государства относительно возвращения средств и выплаты дохода.
Стабильность государственных ценных бумаг достигается через оптимизацию насыщенности ими финансового рынка. Ценных бумаг, с одной стороны, должен быть достаточно для максимизации поступлений от государственных ссуд, а с другой — не должно быть их избытка, который может повлечь падение курсовой цены.
Государственное заимствование может осуществляться только тогда, когда исчерпаны другие источники формирования доходов государства или когда целесообразно ограничить уровень налогообложения. При этом обязательно должна обеспечиваться эффективность и результативность использования одолженных средств.
Выпуск государственных ссуд основывается на таких предпосылках:
— наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;
— доверие кредиторов к государству;
— заинтересованность кредиторов в предоставлении ссуд государству;
— возможность государства своевременно и полностью вернуть долг и выплатить доход.
Исходной предпосылкой является наличие кредиторов – без этого выпуск ссуд просто бессмысленный. Доверие кредиторов государству может быть высоким или низким, однако феномен государства заключается в том, что оно практически никогда не может полностью потерять доверие. При этом доверие к нему всегда несколько выше, чем к эмитентам — юридическим лицам. Именно этот фактор надежности составляет основную заинтересованность кредиторов.
Важнейшим фактором государственных ссуд является возможность своевременного и полного возвращения долгов и выплаты дохода. Это обеспечивает в будущем и доверие к государству, и заинтересованность в предоставлении ему ссуд. Главное при этом — реальное обеспечение долгов, что, в свою очередь, достигается за счет заработанных на привлеченных средствах доходов.
Источниками погашения государственных ссуд могут быть:
— доходы от инвестирования одолженных средств в высокоэффективные проекты;
— дополнительные поступления от налогов;
— экономия средств от уменьшения расходов;
— эмиссия денег;
— привлечены от новых ссуд средства (рефинансирование долга).
Наиболее реальным источником являются доходы, полученные от инвестирования одолженных средств. Они полнее всего отражают сущность и принципы кредита и обеспечивают финансовую стабильность. Поступление от увеличения налогов или экономия от уменьшения расходов также реальный источник, однако здесь есть определенные ограничения. Если увеличение налоговых поступлений достигается за счет расширения налоговой базы в результате использования ссуд, то это вполне приемлемое. Однако если существует необходимость введения для покрытия задолженности новых налогов или увеличения ставок действующих (аналогично уменьшение расходов для экономии средств), то лучше это сделать сразу, а не выпускать ссуду. Ведь по ссуде нужно выплачивать доход, то есть увеличение налогов при возвращении долга будет больше, чем в момент выпуска ссуды. Аналогично сокращение расходов в будущем должно быть больше, чем в данный момент.
Эмиссия денег является фиктивным источником погашения долга, поскольку она ведет к инфляции, которая обесценит возвращенные государством кредиторам средства. Поэтому при отсутствии реальных источников погашения долга более целесообразно сразу использовать денежную эмиссию для покрытия бюджетного дефицита, чем выпускать ссуды, для погашения которых в будущем придется печатать больше денег, то есть уровень инфляции в данный момент будет меньше, чем в будущем.
Погашение старых долгов за счет выпуска новых ссуд ведет к росту государственного долга. Такой источник может использоваться только как разовое мероприятие. Если же оно используется постоянно, то это не что другое, как так называемая «финансовая пирамида». Подобная финансовая политика является необоснованной и ведет к финансовому краху, поскольку государство рано или поздно становится неплатежеспособным.
Использование государством в своей финансовой политике привлечения средств на кредитной основе предопределяет формирование государственного долга и необходимости четкой системы управления им.
Государственный долг – это сумма задолженности государства своим кредиторам. Различают текущий и капитальный, внутренний и внешний долг. Текущий долг – это сумма задолженности, которая подлежит погашению в текущем году и надлежащих к уплате в этот период процентов из всех выпущенных на данный момент ссуд. Капитальный долг — это общая сумма задолженности и процентов, которые должны быть оплачены по ссудам. Внутренний долг — это задолженность кредиторам государства в данной стране. Внешний долг — это задолженность кредиторам за пределами данной страны.
Управление государственным долгом заключается в обеспечении платежеспособности государства, то есть возможности погашения долгов. Это касается как текущего, так и капитального долга. Что касается текущего долга, то необходимо обеспечить реальные источники его погашения. Для капитального долга важно установить такие сроки его погашения, когда будут иметься соответствующие для этого источника.
Проблемы государственного долга не в его величине — в абсолютных суммах и относительно ВВП и объема бюджета, а в обеспечении платежеспособности государства.
В управлении внутренним и внешним долгами существует определенная специфика. Платежеспособность по внутренним ссудам обеспечивается, как правило, за счет внутренних источников. Платежеспособность по внешнему долгу зависит в первую очередь от валютных поступлений. Возможности в погашении этого долга определяются состоянием торгового баланса. Позитивное сальдо характеризует те ресурсы, которые обеспечивают платежеспособность государства и дают возможность урегулировать платежный баланс.
В отдельных случаях в результате изменения ситуации в экономике и на финансовом рынке или ухудшение финансового состояния государства она не может обеспечить достаточную платежеспособность. Тогда государство вынуждено вносить определенные коррективы в свою ссудную политику. Такие коррективы, как правило, нежелательны, поскольку подрывают доверие к государству. Но лучше своевременно внести определенные коррективы и обеспечить реальную платежеспособность государства, чем допустить ее финансовый крах, что приведет к дефолту – признанию государством своей неплатежеспособности.
Существуют такие способы коррекции ссудной политики:
— конверсия;
— консолидация;
— унификация;
— обмен по регрессивным соотношениям;
— отсрочка погашения;
— реструктуризация;
— аннулирование.
Конверсия государственного долга — это изменение доходности ссуд. Она осуществляется в случае изменения ситуации на финансовом рынке (например, уровня учетной ставки центрального банка) или ухудшение финансового состояния государства, когда оно не в состоянии выплачивать предполагаемый доход.
Консолидация — это передача обязательств по ранее выпущенной ссуде на новую ссуду с целью продолжения срока ссуды. Она проводится в форме обмена облигаций предыдущей (или предыдущих) ссуды на новые. В отдельных случаях может применяться и сокращение сроков ссуды.
Унификация представляет собой объединение нескольких ссуд в одну. Она упрощает управление государственным долгом. Унификация может проводиться как отдельно, так и в сочетании с консолидацией.
Обмен по регрессивным соотношениям облигаций предыдущих ссуд на новые проводится с целью сокращения государственного долга. Это крайне нежелательный способ, поскольку он означает не что другое, как частичный отказ государства от своих долгов.
Отсрочка погашения означает перенесение сроков выплаты задолженности. При этом за период перенесения сроков погашения долга выплата доходов не проводится.
Реструктуризация – это использование в комплексе полностью или частично отмеченных выше методов.
Аннулирование долгов означает полный отказ государства от своей задолженности. Однако это не может рассматриваться как допустимый вариант. Авторитет государства, как и какого-нибудь должника, зависит от признания им своих долгов и обеспечения их полного погашения в установленные сроки.
7 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ
Источник
Государственный долг — долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Формы государственного долга — в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в состав государственного долга включаются:
кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Внешний долг Российской Федерации — долговые обязательства Российской Федерации в иностранной валюте.
Государственные внешние заимствования — используются для покрытия дефицита Федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.
Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации — перечень внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования.
Реструктуризация долга — основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
Государственные гарантии — способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу чего Российская Федерация — гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед кредиторами этого лица полностью или частично.
Государственная долговая книга Российской Федерации — книга, в которую заносится информация о долговых обязательствах Российской Федерации. Информация в книгу заносится в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства. В государственную долговую книгу Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) Российской Федерации, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация.
Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией — кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией.
Инвестиционная политика — система мероприятий по оптимальному размещению капиталовложений с целью достижения желаемой доходности, обеспечения безопасности и ликвидности инвестиций.
Инвестиционный климат — экономические, денежно-кредитные, финансовые и иные условия работы предприятий, оказывающие воздействие на результаты инвестирования финансовых ресурсов.
Целевой иностранный кредит (заимствование) — форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основе путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.
Связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств правительств иностранных государств, банков и фирм в основном в стране кредитора.
Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов и проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.
Международные финансовые организации — межгосударственные финансовые институты, специализирующиеся на кредитовании и других финансовых операциях в соответствии с уставами, утвержденными странами-членами.
Международный валютный фонд — ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон-Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами; координирует международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере, финансирует страны-члены и консультирует их по различным экономическим вопросам, выпускает СДР; ресурсы МВФ состоят из взносов стран-членов и рыночных заимствований.
Международный банк реконструкции и развития — международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон-Вудской конференции в 1944 г.; первоначально ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы, а сегодня, главным образом, кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии; не конкурирует с коммерческими банками и аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций; группа МББР включает также Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития, Многостороннее агентство гарантий по инвестициям и другие международные финансовые организации.
Лондонский клуб — неинституциализированное объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с официальными заемщиками (в случае России объединяет свыше 600 банков, деятельность которых координируется Банковским консультационным комитетом во главе с «Дойче банком»).
Парижский клуб — неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств; Россия — член Парижского клуба с 1997 года.
Источник