Кредитование как финансовая услуга рынка займов
На рынке финансовых услуг рынок займов занимает одно из ведущих мест поскольку формирует кредитную политику хозяйствующих субъектов.
Рынок займов — это совокупность отношений между юридическими и физическими лицами, между хозяйствующими субъектами, государствами относительно процесса передачи денежных средств, товаров или имущества в долг на условиях платности, срочности и возврата.
Основными прямыми участниками рынка займов является заимодавцы (кредиторы) — лица, которые предоставляют заем и заемщики — те, кто одалживает предметы займы на определенный срок.
Финансовые услуги на рынке займов предоставляют финансовые учреждения, наиболее распространенными из которых являются банки, кредитные союзы, лизинговые и факторинговые компании, ломбарды и другие. Наибольшее количество услуг на рынке займов, как и на других сегментах рынка финансовых услуг, предоставляют банки.
Основные виды финансовых услуг рынке займов представлены на рис. 8.1.
Рис. 8.1. в Основные виды финансовых услуг рынке займов (Предложено автором)
Среди финансовых услуг, которые осуществляются на рынке займов, ведущее место принадлежит кредитованию.
Заем в денежной или товарной форме, предоставляемая заемщику на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и платности, называют кредиту.
Кредит появился в результате развития товарно-денежных отношений и существовал сначала в форме ростовщического кредита, который предоставлялся мелким производителям сначала в товарной, а затем в денежной формах. Характерными признаками ростовщического кредита были непроизводственный характер его использования и высокий ссудный процент.
Участие кредита в системе товарно-денежных отношений обусловлено рядом обстоятельств, в том числе:
— потребностью в дополнительных средствах для формирования основных производственных фондов и оборотных средств;
— временной (сезонной) потребности в средствах, вызванной большой длительностью производственного процесса;
— потребностью в финансовых ресурсах между периодами изготовления продукции, ее отгрузки и оплаты потребителем подобное.
Население использует кредитные ресурсы для покупки или строительства жилья, приобретение автомобилей, товаров бытового употребления. Крупными заемщиками являются государства.
Как финансовая услуга кредит представляет собой финансовые операции по передаче заемщиком в пользование денежных средств, товаров или имущества на принципах платности, срочности, возвратности и целевого характера их использования. Предоставление кредитных услуг регламентируется кредитным договорам, которые заключаются в письменной форме и определяют взаимные обязательства и ответственность сторон. Наибольший объем кредитных услуг предоставляется банками, для которых кредитование является основным видом активных операций. Банки самостоятельно определяют порядок проведения кредитных операций, установления уровня процентных ставок и комиссионных вознаграждений. В современных условиях именно банкам принадлежит ведущая роль в кредитовании субъектов хозяйствования.
Банковские кредитные операции — это действия банков, связанные с размещением от своего имени, на собственных условиях и на собственный риск привлеченных средств юридических лиц и граждан.
Кредитование базируется на принципах кредитной политики банка, при проведении которой банковские учреждения учитывают направления денежно-кредитной политики государства и интересы вкладчиков и заемщиков денег.
При предоставлении кредитных услуг банки в основном учитывают параметры кредитной политики, принципы кредитования и условия предоставления кредитов субъектам хозяйствования (см. рис. 8.2).
С целью защиты интересов кредиторов и вкладчиков банков кредитования осуществляется с соблюдением установленных НБУ экономических нормативов деятельности банков. Общий объем предоставленных кредитов не может превышать восьмикратного размера собственных средств банка. Банковские кредиты предоставляются всем субъектам хозяйствования независимо от формы собственности, статуса и отраслевой принадлежности.
Законодательством Украины запрещается предоставление банковских кредитов на покрытие убытков хозяйственной деятельности заемщика и на формирование или увеличение уставного капитала банков и других хозяйственных обществ. (Основные виды банковских кредитов рассматривались в теме 5).
Рис. 8.2. в Факторы влияния на банковское кредитование (Построено автором на основе собственных исследований)
Среди банковских кредитов выделяют:
• бланковый кредит — относится к категории кредитов с повышенным кредитным и портфельным риском. Предоставляется на короткий срок (обычно до 90 дней). Целью предоставления является преимущественно оперативное покрытия ликвидности или осуществления выплат по конкретным договорам. В Украине банк может предоставлять бланковый кредит без залога имущества или других видов обеспечения-только под обязательство вернуть кредит. Предоставляется в пределах имеющихся собственных ресурсов с применением повышенной процентной ставки надежным заемщикам, имеющим стабильные источники погашения кредита и проверенный авторитет в банковских кругах. Предоставление беспроцентных кредитов запрещается, за исключением предусмотренных законом случаев;
• консорциумный кредит — предоставляется банковским объединением — консорциумом, образованным для предоставления крупных кредитов. Для консорціумних кредитов характерны большие размеры, длительные сроки пользования, многочисленный состав кредиторов, несколько заемщиков;
• овердрафт — краткосрочный кредит по текущему счету клиента, представляет собой кредитную услугу, что предоставляется надежному клиенту сверх остатка средств на его текущем счете;
• факторинговый кредит — отображает отношения между субъектами факторинговой сделки по поводу приобретения банком денежных требований поставщика к покупателю и их досрочной инкассации за вознаграждение;
• форфейтинг — обеспечивает кредитование внешнеэкономических операций в форме покупки у экспортера векселей, акцептованных импортером.
На межбанковском рынке используют овернайт — межбанковский кредит на 1 день. Еще овернайт предоставляется НБУ банкам по объявленной процентной ставке через линию рефинансирования, которая действует постоянно и предоставляется на 1 день.
НБУ, кроме кредита овернайт, использует стабилизационный кредит, предоставляет банку на поддержку осуществления мероприятий финансового оздоровления для обеспечения его ликвидности на определенный срок.
За предоставление кредитной услуги банк получает процентный доход, который зависит от уровня процентной ставки определяется кредитором самостоятельно с учетом таких факторов, как кредитный риск, ликвидность предоставленного обеспечения, конъюнктура рынка займов, срок пользования кредитом, уровень учетной ставки НБУ и процентных ставках по депозитам банка и тому подобное. Банкам запрещается предоставлять кредиты под процентную ставку, уровень которой ниже процентные ставки, по которым банк формирует свои кредитные ресурсы.
До кредитных услуг на рынке займов относят ипотечный кредит. Ипотека — это один из разновидностей залога недвижимого имущества (домов, зданий, земельных участков, квартир и т. п) или залоговая недвижимость. Ипотечный кредит — это ссуда, которая предоставляется банком или небанковским финансовым учреждением под залог недвижимого имущества. Кредиторами по такому кредиту могут выступать специализированные ипотечные банки, ипотечные компании и банки. Предметом ипотеки по таким кредитам могут быть жилые помещения, производственные дома, сооружения, магазины, земельные участки, являющиеся собственностью заемщика и не является объектом залога по другому соглашению.
Одной из разновидностей кредитных услуг является лизинг (аренда). Лизинг — это деятельность, направленная на инвестирование собственных или привлеченных финансовых средств. в Финансовый лизинг — это вид гражданско-правовых отношений, возникающих из договора финансового лизинга. По договору финансового лизинга лизингодатель обязывается приобрести в собственность вещь у продавца (поставщика) согласно установленным лизингополучателем спецификациям и условиям и передать ее в пользование лизингополучателю на определенный срок не меньше одного года за установленную плату (лизинговые платежи).
Предметом лизинга (предметом договора лизинга может быть всякое движимое и недвижимое имущество, в том числе машины, оборудование, транспортные средства, вычислительная и другая техника, системы телекоммуникаций и другое, что принадлежит к основным фондам и не запрещенное к свободному обращению на рынке и относительно которого нет ограничений о передаче его в лизинг. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, единые имущественные комплексы предприятий и их обособленные структурные подразделения (филиалы, цеха, участки).
Оферентами лизинговых операций являются банки, специализированные лизинговые компании и субъекты хозяйствования, которые занесены в реестр и взяты на учет Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг.
Итак, услуги кредитного характера, которые предоставляются финансовыми учреждениями, являются одними из наиболее распространенных для финансирования потребительских и инвестиционных целей юридических и физических лиц. Рассмотрим конкретные услуги, которые связаны с кредитованием.
Источник
Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическим лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Главная форма кредитных отношений — когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
Государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов, путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств). Функционирование системы государственного кредита имеет следствием рост государственного долга.
Традиционная роль государственных займов — обеспечение финансирования государственных расходов при недостатке бюджетных средств — дополняется стремлением использовать государственный кредит для проведения регулирующих мероприятий. Другими словами, выпуск займов, сроки и время их размещения определяются не только дефицитом государственного бюджета, но и потребностями регулирования денежного обращения.
Во многих странах государственные займы — один из важных методов мобилизации государственных доходов (второе место после налогов). Государства в условиях хронической дефицитности государственных бюджетов вынуждены постоянно и все более широко привлекать государственные займы для финансирования возрастающих расходов. Налоги, несмотря на их систематический рост, не могут обеспечивать растущие расходы государства, доходы от госпредприятий и государственного имущества занимают в системе государственных доходов весьма скромное место. Государственные займы дают государству возможность в сжатые сроки мобилизовать огромные денежные средства.
Сущность государственного займа состоит в том, что кредиторами государства выступают собственники ссудного капитала, добровольно дающие денежные средства государству в ссуду. В то же время источником погашения государственных займов и уплаты по ним процентов, являются средства, мобилизуемые государством посредством налогов. Кредиторы государства получают гарантированный доход в виде процентов, т. е. таким образом через займы происходит дополнительное перераспределение национального дохода.
Государственные займы, как правило, имеют денежную форму, хотя в условиях резкого обесценения бумажных денег иногда применялась и их натуральная форма. Основную долю в общей сумме государственных займов составляют внутренние займы (в Великобритании — 97%, во Франции — 96, в Италии — 90 и в Японии — 87%). В связи с интернационализацией мировых рынков ссудных капиталов провести грань между внутренними и внешними займами достаточно трудно.
Государственные займы выпускаются как центральным правительством, так и местными органами управления. В общей сумме долга преобладают займы центральных правительств, хотя с 60-х годов более высокими темпами растут займы местных органов власти. По займам центрального правительства в отдельных странах устанавливается предел задолженности (лимит государственного долга). Обострение финансовой неустойчивости, рост бюджетного дефицита, инфляция ведут к резкому возрастанию краткосрочной задолженности, увеличению ее доли в общей сумме государственного долга. Наличие огромного краткосрочного долга вынуждает государство ежемесячно осуществлять рефинансирование государственных займов, т. е. выпускать новые казначейские векселя взамен тех, срок обращения которых истек.
Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.
Выпуск государственных займов основывается на следующих условиях:
- — наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;
- — доверие кредиторов государству;
- — заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;
- — возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.
Источниками погашения государственных займов могут выступать:
- — доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;
- — дополнительные поступления от налогов;
- — экономия средств от сокращения расходов;
- — эмиссия денег;
- — привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).
Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:
1) по субъектам заемных отношений займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления;
Поступления по государственным займам, которые выпускаются центральными органами управления, направляются в государственный бюджет. Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.
- 2) в зависимости от места размещения государственные займы делятся на внутренние — на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) — и внешние — поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов.
- 3) в зависимости от обращения на рынке государственные заемные инструменты бывают рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев. Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств не государственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.
Различают рыночные и нерыночные облигации и специальные выпуски займов. Рыночные облигации государственных займов свободно продаются и покупаются на денежном рынке, они не могут быть предъявлены к оплате до установленного при выпуске государственного займа срока, подобные облигации составляют от 2/3 до 4/5 всей суммы государственного долга. Нерыночные облигации государственного займа не продаются и не покупаются, могут быть предъявлены к оплате по желанию вкладчика в любой момент до истечения срока займа, однако, в этих случаях процент по облигациям уменьшается. Специальные выпуски государственных займов размещаются среди правительственных учреждений и фондов (страховых, пенсионных и др.), облигации специальных выпусков не подлежат купле-продаже.
- 4) в зависимости от срока привлечения средств государственные займы делятся на краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше).
- 5) в зависимости от обеспеченности долговых обязательств они делятся на закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются чем-то конкретным, например, определенными доходами имуществом. Такие облигации обычно выпускаются местными органами власти. Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным. В качестве обеспечения служит все имущество государства данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются в каких-либо дополнительных гарантиях.
- 6) по характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на: выигрышные, процентные, дисконтные (с нулевым купоном). Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Те же, кто хочет получить выигрыш, предпочитают покупать лотерейные билеты. Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается 1,2, 4 раза в год на основе купонов. По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке. Большинство инвесторов отдает предпочтение этим долговым обязательствам.
Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Кроме краткосрочных и некоторые долгосрочные долговые обязательства не имеют купонов. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном;
7) в зависимости от метода определения дохода долговые обязательства государства делятся на: с твердым доходом и с плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.
Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20-30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Чтобы избежать подобной ситуации, возможны два варианта.
Первый предполагает покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением долгосрочного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки, инвесторы не проявят интереса к долгосрочному кредитованию.
Второй вариант решает все названные проблемы, поскольку предусматривает систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В качестве базы для этого обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране. Однако такие займы имеют большой недостаток — должник не в состоянии спланировать свои расходы.
8) в зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, потери заемщика и выигрыш инвестора сводятся к минимуму.
- 9) по характеру погашения задолженности разделяются два варианта: одноразовая выплата и выплата частями. При погашении частями может применяться три варианта:
- — займ погашается равными частями на протяжении нескольких лет;
- — займ погашается постоянно возрастающими суммами;
- — постоянно сумма уменьшается.
Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий — напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы.
10) по способу размещения государственные займы делятся на несколько основных групп: свободно обращающиеся, размещаемые по подписке, принудительные.
Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при посредничестве банков и небанковских финансовых институтов. Облигации, предназначенные для реализации основной суммы займа, обычно размещаются через банки, а для мобилизации сбережений населения — через систему сберегательных касс (банков). Основными подписчиками по государственным займам выступают правительственные учреждения, специальные доверительные фонды, управляемые правительством, промышленные корпорации, банки, местные органы власти, частные инвесторы, страховые компании и т.п.
11) по правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизуются средства на финансовом рынке.
Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг — облигациями и казначейскими обязательствами (векселями).
Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).
Облигация имеет номинальную стоимость — обозначенную сумму долга — и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценою и номинальной стоимостью представляет собой курсовую разницу.
Казначейские обязательства (вексели), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы (иногда среднесрочные — казначейские ноты), облигациями — средне- и долгосрочные.
Источник