Понятие государственного кредита
Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.
Государственный кредит как экономическая категория является важнейшим существенным элементом финансов и проявлением системы финансовых отношений.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.
Его специфическими чертами являются:
- добровольность;
- возвратность и платность;
- на общегосударственном уровне не имеет конкретного целевого характера.
Сама природа существования государства характеризуется целым рядом объективных противоречий. Среди них — противоречие между потребностями государства в финансовых ресурсах для выполнения общегосударственных функций и возможностями мобилизации требуемых ресурсов. Возникновение государственного кредита — один из вариантов разрешения данного противоречия.
Государственный кредит является формой дополнительной мобилизации государством финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций. Он затрагивает вторичное распределение стоимости внутреннего валового продукта общества, касается значительных объемов финансовых ресурсов, которые не распределяются через бюджетную сферу. В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный кредит (заем) используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета. Такой метод значительно эффективнее, чем эмиссия денежных ресурсов. Государственный заем временно сокращает платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулирует (балансирует) натурально-вещественные и стоимостные пропорции общества. С помощью займа в рамках закона денежного обращения регулируется необходимое количество денег в обращении.
Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.
Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо конкретные ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли
- заёмщика,
- кредитора
- поручителя
В первом случае, органы власти привлекают на добровольной, платной и возвратной основах временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, на внутреннем и внешнем рынках для финансирования дефицитов бюджетной системы. Эти операции опосредуются эмиссией государственных и муниципальных ценных бумаги организацией их обращения на фондовом рынке. Данная деятельность реализует фискальную функцию государственного кредита и ведет к образованию государственного внутреннего и внешнего долга и необходимости его обслуживать. Такой государственный кредит называется внутренним.
Во втором случае, органы власти кредитуют: ниже стоящие уровни бюджетной системы, предоставляя им бюджетные ссуды ан покрытие временных кассовых разрывов; юридических лиц, предоставляя им целевые бюджетные кредиты на реализацию программ социально-экономического развития территории; другие иностранные государства, предоставляя им внешние кредиты за счет федерального бюджета на платной возвратной основе. Эта деятельность формирует возвратные финансовые потоки и служит регулированию экономического и социального развития страны. Такие отношения называются внешним государственным кредитом.
В третьем случае, органы власти предоставляют государственные и муниципальные гарантии и поручительства нижестоящим уровням бюджетной системы и юридическим лицам под долгосрочные целевые кредиты, внешние займы и др. Необоснованная выдача гарантий и поручительств может вести к увеличению государственного долга, т.к. это пролонгированные финансовые обязательства. Такие отношения называются условным государственным кредитом.
Существуют как минимум три причины, по которым экономическая деятельность государства невозможна без государственного кредита:
- Наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, т. е. разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;
- Дефицит государственного бюджета;
- Усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.
Формы и виды государственного кредита
Государственные займы являются основной формой государственного кредита
Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный).
Поскольку основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит.
Внутренний государственный кредит имеет следующие формы:
- Государственные займы (внешние и внутренние);
- Обращение части вкладов населения в государственные займы;
- Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда (было в СССР, что недопустимо);
- Казначейские ссуды (ссуда из бюджета на принципах срочности, платности и возвратности);
- Гарантированные займы (правительство несет ответственность по займам нижестоящих органов власти)
Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях возвратности, срочности, платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.
Структура государственного кредита образуется из различных взаимосвязанных компонентов и видов.
В зависимости от статуса заемщика различают, такие виды государственных кредитов, как
- централизованный государственный кредит;
- и децентрализованный государственный кредит.
В первом случае государственные ценные бумаги выпускаются правительством (Министерством финансов), во втором — местными органами власти. Местные займы являются важной составной финансов регионального самоуправления. Они позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства для нужд развития конкретных регионов. Децентрализованных государственный кредит и местные займы в перспективе могут стать важным финансовым инструментом развития народного хозяйства.
В зависимости от места размещения различают такие формы государственных кредитов, как
- внутренние государственные займы (размещаются в данном государстве в национальной валюте)
- и внешние займы (размещаются за рубежом в иностранной валюте).
Однако в процессе размещения внутренних государственных займов могут принимать активное участие и нерезиденты. Либерализация порядка инвестирования средств нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг расширяет его финансовые возможности.
Внутренний государственный кредит
Государственные займы как формы государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий, привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Облигация — наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и процент. Нарицательная стоимость (номинальная цена) облигации, устанавливаемая государством, выражает денежную сумму, предоставляемую держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения, и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента, поскольку облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательной стоимости. Отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов (величины номинального процента по облигации, насыщенности рынка ценными бумагами, доверия населения правительству и др.).
Казначейские обязательства, в отличие от облигаций, подлежат реализации только среди населения. Средства от их реализации государство направляет только на пополнение бюджета.
В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которого опосредствуется системой сберегательных учреждений — обращение части вкладов населения в государственные займы. Такое обращение осуществляется через покупку особых ценных бумаг (в частности, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также путем оформления безоблигационных займов (путем подписания соглашений — договоров или выдачи особых свидетельств).
Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма кредита была распространена в советский период и в определенной мере (до 1995 г.) — в реформируемый период.
Казначейские ссуды (бюджетные кредиты) как форма государственного кредита выражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Бюджетные кредиты, в отличие от банковских кредитов, выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели, являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.
В тех случаях, когда правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного местными органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему, речь идет об условном государственном кредите — гарантированных займах. По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.
Внешний (международный) государственный кредит
Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов.
Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.
Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме, выпускаются они в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны. Погашение займов осуществляется по соглашению сторон товарными поставками или валютой.
Основными кредиторами нашей страны выступают развитые капиталистические страны, международные финансовые организации — Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.
Деятельность Российской Федерации как кредитора и гаранта на международной арене крайне ограничена в связи с неблагоприятным финансово-экономическим положением страны.
Функции государственного кредита
Как финансовая категория государственный кредит выполняет функции:
- распределительную,
- регулирующую,
- контрольную.
1) Важнейшая функция государственного кредита – распределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности.
Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование. Распределение осуществляется между:
- федеральным бюджетом и региональными бюджетами;
- региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;
- международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;
- иностранными юридическими и физическими лицами, федеральным и региональными бюджетами;
- федеральным, региональными, местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.
2) Регулирующая функция государственного кредита проявляется в воздействии государства на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег капиталов и занятость. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов, когда выделение денежных средств на безвозмездной основе не всегда оправдано, наиболее эффективно использовать их на возвратной и платной основе.
Регулирующая функция проявляется при получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п. С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное использование бюджетных ссуд.
Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.
3) Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет и свои специфические особенности, порождаемые особенность этой категории:
- очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
- охватывает движения стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
- осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
Контроль осуществляется за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Контроль осуществляется за:
- движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;
- соблюдением условий кредитного договора;
- целевым использованием заемщиком выделенных средств;
- выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и т.д.
Список используемой литературы
- АН Азрилиян «Большой экономический словарь». М. Фонд
- ГН Белоглазова «Банковское дело». СПб: Питер 2003
- ВИ Букато « Банки и банковские операции в России». М.: Финансы и статистика, 2001
- ЮВ Головин «Банки и банковские услуги в России: вопросы теории и практики» М.: Финансы и статистика 1999
- Ред. ОИ Лаврушин «Банковское дело». М.: Финансы и статистика 2001.
- МА Хохленкова «Банк России как орган банковского регулирования и надзора». Банковское дело.- 2002. — № 8.
- www.cbr.ru
- www.vedomosti.ru
Источник
Чтобы бесперебойно финансировать нужды в условиях дефицита бюджета, государство должно привлекать ресурсы от субъектов хозяйственной деятельности. В таких случаях используется кредит. Но в данной сделке заемщиком выступает не физическое лицо, а государство.
Суть
Государственный заем – это способ привлечения на фиксированный срок средств в бюджет. Кредиторами в таких сделках выступают юридические и физические лица, инвесторы из других стран. Сложно найти в мире государство, которое не нуждалось бы в дополнительных средствах. Если внутренних поступлений от налогов и иных доходов недостаточно, для покрытия дефицита привлекаются денежные средства из внешних источников на условиях возврата.
Данный способ финансирования так же популярен, как и эмиссия. По окончании срока кредитования заемщик должен вернуть долг с учетом процентов. Сумма всех невозвращенных обязательств формирует долг страны в целом.
Характеристика
Государственный заем может привлекаться на различные цели и сроки. Ему также свойственны такие признаки, как срочность, платность и возвратная основа. Также не стоит путать внешний государственный займ с внутренним. В первом случае кредиторами выступают финансовые организации, предприятия и граждане самого государства, а во втором – из других стран.
Данный вид кредитования имеет свои особенности:
- он обычно привлекается для покрытия дефицита;
- обеспечением по сделке выступает все госимущество;
- целевой характер не такой четкий, как в обычном коммерческом кредите;
- источником погашения займа являются налоги, а не доход от результатов хозяйственной деятельности;
- следствием сделки является сокращение обращения денежной массы.
Функции
- Распределительная – размещение средств по централизованным фондам по принципу приоритетности (деньги выделяются по тем направлениям, где они больше всего нужны).
- Регулирующая – с помощью таких займов можно воздействовать на денежное обращение, уровни ставок рефинансирования и т. д.
- Контрольная – средства должны использоваться в тех целях, для которых они привлекались.
Государственный VS банковский кредит
Эти два вида займа отличаются. При оформлении банковского кредита обеспечением являются конкретные ценности: акции, товары, оборудование. Во втором случае залогом выступает государственная собственность. Поэтому в случае объявления дефолта может быть наложен арест на все имущество, находящееся за границей. Под санкции могут попасть здания торговых представительств, счета компаний с государственной собственностью, открытые в банках. Исключению подлежат только имущества консульств. Если предоставленные средства используются эффективно, то это положительно влияет на уровень занятости и производства в стране. Во многих странах используются госгарантии кредитов, полученные от экспортеров, для расширения рынка сбыта продукции.
Виды государственных займов
По месту эмиссии:
- внешние (в иностранной валюте) кредиты — предоставляют международные фонды, другие страны и их субъекты;
- внутренние займы — предоставляются в национальной валюте;
- муниципальные кредиты — могут выдаваться в любой валюте.
По сроку:
- краткосрочные (до 12 месяцев);
- среднесрочные (1-5 лет);
- долгосрочные (20–30 лет).
По обеспеченности:
- закладные, по которым предоставляется залог в виде определенного имущества;
- в беззакладных сделках объект залога в договоре четко не описан.
По субъектам-держателям:
- займы только для населения;
- кредиты для юридических лиц;
- займы для организаций и населения.
По методам размещения:
- добровольные;
- по подписке;
- принудительные.
В зависимости от формы предоставления средств, госзаймы делятся на облигационные, процентные, гарантийные, межправительственные и «стриженые».
Облигационные займы
Самый популярный способ покрытия дефицита бюджетных средств – это эмиссия ЦБ. Этот способ также используется для решения проблемы кассовых разрывов, привлечения дополнительных источников финансирования масштабных проектов и погашения иных обязательств.
Займы государственных ценных бумаг предоставляются в виде:
- облигаций: в 1995 году с их помощью финансировался дефицит госбюджета;
- краткосрочных обязательств Минфина, направленных на финансирование расходов государства и покрытие бюджетного недостатка средств;
- бескупонные облигации Центробанка;
- долговые обязательства внутреннего валютного займа;
- еврооблигации.
Держатели облигаций могут перепродать долговые обязательства. Номинальная стоимость ЦБ соответствует сумме займа, а по рыночной стоимости указывается возможная цена продажи.
Векселя
Выпуск государственных займов может осуществляться в казначейских обязательствах. Векселя используются для покрытия дефицита муниципального бюджета. Чаще всего они выпускаются на срок от 1 до 5 лет.
Государственные займы РФ классифицируются по выпуску. В зависимости от того, кто проводит эмиссию ЦБ, все привлеченные средства могут поступать в государственный или местный бюджет. При этом условиями выпуска может быть предусмотрен досрочный выкуп.
Обращение
В странах с развитой промышленностью доля ЦБ, которые после выпуска попадают на рынок, составляет примерно 70 % от суммы госдолга. Такие облигации составляют достойную конкуренцию банковским депозитам и применяются для привлечения свободных денежных средств. Инвестор, которые приобрел нерыночные ЦБ, может продать их только государству. Такие облигации не оборачиваются на фондовом рынке и выпускаются исключительно с целью привлечения мелких кредиторов.
Выплаты
Погашения государственных займов могут осуществляться в форме процента, дисконта. Условием контракта может быть предусмотрен смешанный характер выплат. Доход, выплачиваемый по процентной ставке, изменяется в зависимости от ситуации на рынке и существующих предложений по кредитам. Фиксированная ставка сдерживает инвесторов, желающих получить больший доход, и увеличивает расходы на выплату процентов. Суть дисконтной суды заключается в том, что держатели ЦБ сначала приобретают облигации со скидкой, а затем государство выкупает их по полной стоимости.
Договор федерального займа
Этим документом оформляется факт предоставления средств государству. Договор предусматривает добровольное сотрудничество заемщика и кредитора. Если юридическое или физическое лицо хочет стать инвестором, ему необходимо приобрести выпущенные в оборот государственные ЦБ. Облигации дают право держателям взыскать сумму долга с учетом процентов. Так предоставлялся государственный займ СССР. Изменять условия ЦБ, которые находятся в обращении, ни одна из сторон сделки не может.
Обязательными условиями кредитного договора являются:
- погашение задолженности в согласованный срок;
- обеспеченность сделки;
- размер ставки, на которую предоставляется государственный кредит.
Займы, полученные внутри страны, образуют внутренний долг, а от международных организаций – внешний. Эти два показателя играют важную роль.
Макроэкономика
Государственный внутренний заем, который получен от Центральных банков, фиксируется в пассивах в виде роста денежной массы за счет купленных облигаций. Так осуществляется монетизация внутреннего долга. То есть выданный кредит является обеспечением эмитируемых денег.
Проценты, на которые предоставляется государственный внутренний заем, также являются макроэкономическим регулятором. Если будут привлечены очень большие объемы ресурсов под высокий процент, то общая учетная ставка вырастет. Это сразу негативно скажется на предпринимательской деятельности.
Государственный заем должен эффективно использоваться. Например, направляться на строительство железной дороги, покупки производственных мощностей. В ином случае бремя выплаты долга ложится на налогоплательщиков на несколько десятилетий вперед. То есть можно сказать, что увеличение госдолга – это моральная проблема.
Управление госдолгом
Государство и Центробанк используют целый комплекс мер, направленных на погашение обязательств. В частности:
- погашают государственные займы;
- государственный долг обеспечивают залогом;
- осуществляют отчисления займодателям;
- выпускают новые кредиты и т. п.
Данные методы управления применяются с целью:
- снижению расходов по обслуживанию кредитов;
- обеспечения финансирования социально-значимых программ;
- поддержания стабильной политической системы.
Государственный выигрышный займ
Сегодня практически каждый кредит является целевым. Более того, банки разрабатывают программы под конкретные цели и клиентов. Поэтому и существует деление на потребительский, автокредит и ипотеку.
Государственный заем также является целевым. Учитывая проблемы в большинстве секторов экономики, как можно занять деньги, не указывая конкретное направление их использования? На практике такие кредиты не предоставляются. Поэтому займы и считаются целевыми. Направления использования средств четко прописываются в договоре. Если в документе перечислены финансируемые сферы развития образования, а по факту средства потрачены на приобретение производственных заводов, то кредитор может потребовать досрочного возврат всей суммы долга.
Госзаймы в СССР
Во времена СССР привлеченные правительством средства направлялись на финансирование основных производственных затрат. Происходило перераспределение капитала. Временно свободные средства физических и юридических лиц трансформировались в те, которые пригодны для длительного финансирования. Предприятия инвестировали в платежные обязательства Центрокассы НКФ СССР. Ценная бумага выпускалась 6 месяцев. Но с помощью этого инструмента государство получало доступ к долгосрочному кредиту на несколько миллионов рублей.
Второе преимущества госкредита заключалось в том, что он стимулировал накопление капитала. Темпы роста народного хозяйства страны при заданном уровне национального дохода зависят от объема средств, направляемых на потребление и накапливание. Госзаймы стимулируют к сбережению капитала.
Периоды войн, социальных потрясений и революций уничтожают саму идею накопления средств. Процесс восстановления хозяйства требует капиталовложений. Приходится снова воспитывать навыки к сбережению. Эту проблему можно решить с помощью госзаймов. Из рынка изымаются избыточные денежные знаки, снижается спрос на товары, уменьшаются цены.
В таблице ниже расписан госдолг СССР.
Условно 1924-1926 года можно разделить на два периода. Первые два года характеризуются большим количеством краткосрочных займов с принудительным характером реализации. В этот период правительство пыталось покрыть дефолт без денежной эмиссии. Поэтому в 1924-1925 годах было оформлено несколько очень крупных займов. Их целью было ускорить поступление средств в казну. Первые принудительные займы были рассчитаны на денежные накопления населения. Эти кредиты фактически не увеличивали сумму денежных ресурсов, а только передвигали сроки их поступления во времени.
Второй этап кредитования
С февраля 1925 г. начался оздоровительный период. Выпущенные займы размещались на добровольной основе и по требованиям рынка. Доходы от сделок направлялись на хозяйственное строительство.
Попытка разместить первый добровольный выигрышный заем оказалась провальной. В стране не были созданы предпосылки к развитию долгосрочных кредитных операций. Этому мешали высокая учетная ставка, ограниченные свободные средства, недоверие к новому инструменту финансирования с низким уровнем доходности. Поэтому следующий займ был размещен среди рабочих и плательщиков доходного налога в принудительном порядке. Второй кредит уже распределялся между не трудовыми слоями населения. Последующие займы только назывались добровольными. На тех или иных стадиях реализации все равно имело место принуждение. Такие меры имели ряд негативных последствий.
Население стремилось побыстрее избавиться от ЦБ, выбрасывая их на рынок. Налог, уплаченный в обязательном порядке при реализации облигации, полностью исключал ее ценность. Из-за избыточного предложения рыночная цена снизилась до 20 % от номинала. Несмотря на высокую доходность облигации (130 %), желающих прибрести ее не было.
В результате резкого снижения курса гособлигации сначала котировались на фондовой бирже по реальной стоимости, а затем и вовсе переместились на черную биржу и превратились в неликвидные ЦБ. Только после отказа от принудительных методов размещения займа начался процесс оздоровления рынка.
Вывод
Займы государственных ценных бумаг могут потребоваться как экономически слабым государствам, так и странам с развитой экономикой. Независимо от первопричины, перед принятием решения нужно всесторонне изучить вопрос и обосновать получение кредита.
Источник