Приобретение ценных бумаг — прекрасный способ сохранить и приумножить свой капитал. Работа с ними достаточно комфортна: они понятны, ликвидны и подходят для регулярной торговли в спокойном темпе. Эмитентами подобных инструментов выступают юридические лица и органы власти, в том числе местного уровня, которым предоставлено право выпуска различных ценных бумаг, подкреплённых обязательствами. Наша статья об одних из самых надёжных их видов — государственных ценных бумагах (ГЦБ).
Понятие и сущность термина
ГЦБ — это ценные бумаги, чаще всего облигации, обязательства по которым гарантированы государством. Их выпуск преследует конкретную цель — наполнить бюджет свободными денежными средствами. Поступления из основных источников — налогов и госпошлин — привязаны к определённым срокам, установленным нормативными актами. Расходы же регулярны, поэтому дефицит финансов на исполнение государственных программ и проектов — вполне закономерное и ожидаемое явление.
ГЦБ относятся к долговым бумагам, эмитенты которых должны погасить задолженность и выплатить проценты в строго оговорённые сроки. Договор купли-продажи ценных бумаг, помимо начисления процентного дохода, может предусматривать иные способы выполнения обязательств, например, индексацию стоимости или выигрыши.
Суть эмиссии государственных ценных бумаг заключается в привлечении правительством страны средств на развитие и выполнение собственной экономической и социальной политики. Интерес покупателей ГЦБ также понятен — получение гарантированного дохода. Напрашивается вывод: подобные финансовые инструменты — взаимовыгодный и надёжный способ денежного оборота для обеих сторон сделки.
Виды государственных ценных бумаг
Рынок ГЦБ в России насчитывает около сорока видов бумаг. Все они имеют одну общую черту — приносят доход. Классифицировать их можно по различным параметрам:
- по срокам обращения — долгосрочные (более пяти—семи лет), среднесрочные (до пяти—семи лет), краткосрочные (до одного года);
- по способу обращения — рыночные (со свободной продажей), нерыночные (нет права перепродажи) и целевые (для определённого круга лиц);
- виду эмитента — федеральные, муниципальные, госучреждений, со статусом государственных;
- виду дохода — процентные с фиксированной или плавающей ставкой, дисконтные (прибыль — разница в цене), индексированные (номинальная цена со временем растёт), выигрышные и комбинированные.
Некоторые специалисты выделяют ещё один определяющий фактор — цель выпуска. В соответствии с ним эмиссия ГЦБ обоснована:
- дефицитом федерального или регионального бюджета;
- долгов по ранее выданным займам;
- средств на конкретные проекты;
- выплат по долговым обязательствам.
Сегодня ГЦБ представлены тремя основными направлениями — облигации, казначейские обязательства и сберегательные сертификаты. Наиболее ходовыми являются облигации. Эти государственные ценные бумаги относятся к долговым. Их эмитент обязан выплатить сумму займа и процент по нему после оговорённого срока. Доход по ним может быть купонным и дисконтным. Первый — периодическое начисление процентов по фиксированной или плавающей ставке. Второй — получение прибыли за счёт разницы в цене при покупке и погашении бумаги.
По времени обращения к ним применима стандартная классификация — кратко-, долго- и среднесрочные. В мировой истории встречались случаи, когда государство эмитировало бессрочные бумаги. Например, так было с военным займом Великобритании — War Loan — во время Второй мировой. Доход по ним составлял 3,5% годовых, а цена на бирже — около 70% от номинала.
Казначейские обязательства — это ценные бумаги, которые оформляются на предъявителя. Их владение — знак участия в бюджете страны и право получения дохода. В нашей стране казначейские обязательства эмитировались в 1994-м, но уже через год их выпуск был прекращён.
Последняя разновидность государственных ценных бумаг — сберегательные сертификаты. Это свидетельства, которые выдаёт банк в качестве подтверждения депонирования денежных средств на определённый срок. После его окончания владелец ценной бумаги возвращает средства и процент по ним. Также термин может использоваться для обозначения облигаций государственных сберегательных займов.
Российская история облигаций обширна. В разные годы в стране выпускались следующие бумаги.
- Облигации российского внутреннего выигрышного займа. Выпущены в свободное обращение в октябре 1992 года, в 2009-м все выплаты прекращены.
- Облигации внутреннего валютного государственного займа. Эмитированы в счёт задолженности Внешкэномбанка СССР в мае 1993-го.
- Облигации государственных сберегательных займов. Выпускались Минфином в 1995–1998 гг.; их отличительная черта — повышенный доход.
- Облигации федерального займа (ОФЗ). Купонные бумаги от российского Министерства финансов. Впервые появились в 1995 году. Сегодня это наиболее надёжный вид вложения денег на биржевом рынке.
- Государственные краткосрочные обязательства. Первая эмиссия ценных бумаг состоялась весной 1993-го, её целью было получение средств для бюджета без повышения уровня инфляции. Доходность была выше средней, и в итоге настал момент, когда налоговые поступления оказались меньше трат на обслуживание долга. Всё рухнуло вместе с кризисом 1998-го.
- Государственные долгосрочные облигации. Увидели свет в 1991 году, торговые операции начались летом 1992-го. Срок обращения заканчивается в конце июня 2021 года.
- Золотые сертификаты. Ценные бумаги, которые выпускались в 1993–1994 гг. сроком на один год. Номинальная стоимость — 10 килограмм золота. Были обеспечены реальными золотыми запасами в размере 100 тонн драгметалла.
- Казначейские обязательства. Выпущены в 1994 году, предназначались для ликвидации долгов перед предприятиями. Последним было разрешено оплачивать налоги данными ценными бумагами.
- Приватизационные чеки. Целевые бумаги, используемые для оплаты приватизированных объектов. Вошли в оборот в начале 1992 года.
Рынок государственных ценных бумаг России
Рынок ГЦБ — особый мир, где посредством торговли ценными бумагами происходит перераспределение финансовых потоков. Его развитие находится в прямой зависимости от типа и состояния экономики страны, ведь это непосредственно влияет на основополагающие механизмы работы рынка — законодательную базу, взаимоотношения Центробанка с рынком и цели, выполнение которых он должен обеспечивать.
С точки зрения обоснованной потребности государства в средствах населения, на него возлагаются определённые роли в работе рынка — эмиссионная (для привлечения финансовых ресурсов в бюджет), координирующая (для обеспечения развития экономики) и контролирующая (для поддержания и роста торговых оборотов).
Эмитенты, которые имеют право на выпуск государственных ценных бумаг, в нашей стране определены статьёй 121.1 Бюджетного Кодекса РФ. Это органы исполнительной власти федерального, регионального и муниципального значения, Правительство РФ или уполномоченное им Министерство финансов. У них есть право на выпуск долговых ценных бумаг в виде облигаций в документарной или бездокументарной форме.
Координация рынка и контроль за ним осуществляется с помощью регулирования экономических механизмов через административные ресурсы. Это работа с нормативной базой по обороту ГЦБ, управление ресурсами страны, корректировка кредитно-денежной политики и специфики налогообложения. Подобные функции доступны для Банка России и Правительства Российской Федерации.
Любой рынок государственных ценных бумаг, в котором государство выступает эмитентом и гарантом исполнения обязательств, имеет свои особенности — и российский не исключение. Сегодня для него характерны следующие черты:
- низкий процент задействованного в инвестициях населения, что обусловлено отсутствием доверия к власти и низкой финансовой грамотностью;
- высокая волатильность и краткосрочность обращения ценных бумаг, обеспечивающие рост спекулятивных операций;
- небольшие торговые обороты, которые в основной своей массе приходятся на постоянных крупных инвесторов;
- невысокая доходность по государственным бумагам, на фоне которой ПИФы выглядят гораздо привлекательнее;
- недостаточно продуманная и удобная нормативная база по обороту и налогообложению финансовых инструментов;
- отсутствие разнообразия инструментов и их низкая привлекательность для частных инвесторов.
Особенности работы рынков ценных бумаг других стран
Нюансы работы с ценными бумагами во многом определены состоянием экономики и экономической моделью страны. Любая из них имеет свои особенности и проблемы. Так, ГЦБ в США считаются самыми надёжными инвестиционным инструментами. Будучи доступными для иностранных инвесторов, они выступают прекрасным индикатором общего состояния мировой экономики.
Всего выпускают три вида бумаг — краткосрочные бескупонные казначейские обязательства, казначейские процентные облигации (от одного до девяти лет) и процентные облигации со сроком обращения более десяти лет. Львиная доля госдолга приходится на эмитированные страной ценные бумаги, при этом среднесрочные инструменты составляют более половины от общего объёма.
В Японии ценные госбумаги также представлены в трёх категориях — краткосрочные (с периодом погашения до двух месяцев), среднесрочные (до пяти лет) и долгосрочные (от десяти до двадцати лет). Причём для средне- и долгосрочных существует собственный рынок — Gensaki. Большая часть ценных бумаг принадлежит различным банкам и страховым компаниям. Доля задействованного населения — около 5%. Контролирует рынок центральный банк, а для иностранных инвесторов существует утверждённый лимит по объёму владения бумагами. Большинство ГЦБ относятся к бездокументарным.
Китай — практически закрытый для иностранцев рынок. Основные владельцы государственных ценных бумаг — коммерческие банки. Эмитентами выступают Народный Банк и Министерство финансов, есть несколько отраслевых банков, чьи облигации входят в зону гарантирования государством. Сделки по ценным бумагам не попадают под налогообложение.
ГЦБ в России — есть ли перспектива?
Особенности российского рынка ГЦБ отрицательно сказываются на скорости его развития рынка, и существование проблем нельзя не признать. Но заинтересованность страны в притоке капитала и повышение финансовой грамотности населения способны сотворить чудо. Спустя одиннадцать лет после дефолта доверие к органам власти растёт, как и уверенность в завтрашнем дне. При возможности выгодного взаимодействия перспективы развития экономики и рынка государственных бумаг кажутся оптимистичными.
Источник данных: investing.com
Ценные бумаги, гарантом которых выступает государство, отличаются надёжностью, следовательно, не слишком высокой прибылью в сравнении с другими инструментами. Средняя доходность по российским ОФЗ — именно они сегодня являются государственными ценными бумагами, эмитентом которых выступают органы власти, — составляет 6–8% годовых. Тем не менее вкупе с льготами по части налогообложения и высокой ликвидностью они представляют интерес для желающих сберечь собственные средства.
Если сравнивать доходность ОФЗ и проценты по банковским депозитам, сравнение будет явно не в пользу последних. А на фоне регулярных снижений ключевой ставки Центробанком, наблюдаемых в 2019 году, и перспективы сохранения тенденции разница становится ещё заметнее. Этот фактор в сочетании с увеличением объёма торгов гособлигациями за последние пару лет вселяет уверенность, что востребованность подобных ценных бумаг на ближайший год как минимум не упадёт.
Мы рады, если ответили в этой статье на все ваши вопросы по теме. Если нет — вы всегда можете задать нам новые, для этого просто заполните форму обратной связи.
Источник
В соответствии с Законом Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» от 23 февраля 2006 облигация — это ценная бумага, которая удостоверяет внесение ее владельцем денег, определяет отношения займа между владельцем облигации и эмитентом, подтверждает обязательство эмитента вернуть владельцу облигации П номинальной стоимости в предусмотренный условиями размещения облигаций срок и выплатить доход по облигации, если иное не предусмотрено условиями размещения.
Государственные облигации по срокам могут быть:
— Долгосрочные-со сроком обращения свыше 5 лет;
— Среднесрочные — со сроком обращения от 1 до 5 лет;
— Краткосрочные — со сроком обращения до 1 года. Государственные облигации подразделяются на:
1) облигации внутренних государственных займов:
2) облигации внешних государственных займов;
3) целевые облигации внутренних государственных займов.
Облигации внутреннего государственного займа Украины — государственные ценные бумаги, размещаемые исключительно на внутреннем фондовом рынке и подтверждают обязательство Украины относительно возмещения предъявителям этих облигаций их номинальной стоимости с выплатой дохода в соответствии с условиями размещения облигаций.
Основные условия выпуска и порядка размещения облигаций внутренних государственных займов Украины утверждены Постановлением Кабинета Министров Украины «О выпуске облигаций внутреннего государственного займа» от 31 января 2001 № 80. Они выпускаются в виде записей на соответствующих электронных счетах в депозитарии Национального банка Украины. Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом, который хранится в депозитарии Нпционального банка. Облигации внутреннего государственного займа реализуются физическим и юридическим лицам на добровольных началах.
Краткосрочные облигации внутренних государственных займов имеют процентную ставку дохода в размере 0 (ноль) процентов, реализуются по цене ниже, чем их номинальная стоимость, а доход составляет разницу между номинальной стоимостью, возмещается владельцу при ее погашении, и ценой ее приобретения.
Среднесрочные и долгосрочные облигации внутренних государственных займов имеют купоны, а размер купонного платежа на одну облигацию определяется по формуле. Годовая процентная ставка дохода по таким облигациям определяется как средневзвешенная доходность по конкурентным заявкам, которые поступили на аукцион по первичному размещению этих облигаций и подлежат удовлетворению по решению Министерства финансов.
Купонный период среднесрочных облигаций внутренних государственных займов составляет три или шесть месяцев (13 или 26 недель). Продолжительность купонного периода определяется эмитентом при размещении таких облигаций. Купонный период долгосрочных облигаций внутренних государственных займов с досрочным погашением и долгосрочных амортизационных государственных облигаций составляет три месяца.
Долгосрочные облигации внутренних государственных займов с досрочным погашением могут быть досрочно предъявлены для погашения собственниками и безусловно погашены эмитентом после осуществления пяти купонных платежей на долгосрочные государственные облигации с досрочным погашением. Досрочное погашение производится на дату осуществления купонного платежа. Порядок досрочного погашения определяется Министерством финансов. Погашение номинальной стоимости долгосрочных амортизационных государственных облигаций осуществляется после 18 месяцев их обращения равными частями в момент совершения купонных платежей.
Купонный период долгосрочных государственных облигаций составляет шесть месяцев. Во время их размещения эмитент может определить дату, на которую возможно осуществление их досрочного погашения. Владельцы такого выпуска облигаций могут досрочно предъявить на указанную дату облигации, которые безусловно погашаются эмитентом. Досрочное погашение производится исключительно на дату, определенную эмитентом в ходе первичного размещения облигаций. Датой досрочного погашения может определяться только одна из дат, на которые осуществляются купонные платежи по облигациям. Досрочное погашение производится одновременно с осуществлением купонного платежа на облигации. Порядок досрочного погашения определяется Министерством финансов.
Целевые облигации внутренних государственных займов Украины-это облигации внутренних государственных займов, эмиссия которых является источником финансирования дефицита государственного бюджета в объемах, предусмотренных на эти цели законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, и в пределах предельного размера государственного долга. Основным реквизитом целевых облигаций внутренних государственных займов Украины является указание предусмотренного законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год направления использования привлеченных от размещения таких облигаций средств.
Средства, привлеченные в Государственный бюджет Украины от размещения целевых облигаций внутренних государственных займов Украины, используются исключительно для финансирования государственных или региональных программ и проектов на условиях их возврата в объемах, предусмотренных на эти цели законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год. Финансирование осуществляется в соответствии с кредитными договорами, которые заключаются между государством в лице Министерства финансов Украины и получателем средств. Условия кредитных договоров должны отвечать условиям выпуска целевых облигаций внутренних государственных займов Украины с обязательным установлением даты обслуживания и погашения кредита за пять дней до даты обслуживания и погашения целевых облигаций внутренних государственных займов Украины.
Облигации внешних государственных займов Украины — это государственные долговые ценные бумаги, размещаемые на международных фондовых рынках и подтверждают обязательство Украины возместить предъявителям этих облигаций их номинальную стоимость с выплатой дохода в соответствии с условиями выпуска облигаций.
Размещение, обслуживание и погашение облигаций внешних государственных займов Украины осуществляет Министерство финансов Украины, которое может привлекать для этого банки, инвестиционные компании и тому подобное. Отношения между Министерством финансов Украины и этими организациями регулируются соответствующими договорами.
Эмиссия всех видов государственных облигаций является частью бюджетного процесса и не подлежит регулированию Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Эмиссия государственных облигаций Украины регулируется законом Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, которым устанавливаются предельные размеры государственного внешнего и внутреннего долга. Решение о размещении облигаций внешних и внутренних государственных займов Украины и условия их выпуска принимается согласно Бюджетному кодексу Украины.
Размещение государственных облигаций Украины осуществляется при соблюдении на конец года предельных размеров государственного внешнего и внутреннего долга, предусмотренных Верховной Радой Украины в законе о Государственном бюджете Украины на соответствующий год. Условия размещения и погашения облигаций внутренних государственных займов Украины и целевых облигаций внутренних государственных займов Украины, не определены условиями размещения, устанавливаются Министерством финансов Украины в соответствии с законодательством.
Национальный банк Украины выполняет операции по обслуживанию государственного долга, связанные с размещением облигаций внутренних государственных займов и целевых облигаций внутренних государственных займов Украины, их погашением и выплатой доходов по ним, а также осуществляет депозитарную деятельность относительно этих ценных бумаг. Порядок проведения операций, связанных с размещением этих облигаций, устанавливается Национальным банком Украины по согласованию с Министерством финансов Украины. Особенности осуществления депозитарной деятельности с государственными облигациями Украины определяются Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку совместно с Национальным банком Украины,
Расходы на подготовку размещения, а также на размещение, погашение государственных облигаций Украины, выплату доходов осуществляются в соответствии с условиями размещения государственных облигаций Украины за счет средств, предусмотренных на эти цели в Государственном бюджете Украины.
Продажа облигаций внутренних государственных займов осуществляется в национальной валюте, а облигаций внешних государственных займов Украины — в валюте заимствования. Выплата доходов и погашение государственных облигаций Украины осуществляются деньгами или государственными облигациями Украины других видов по соглашению сторон.
Продажа облигаций внутренних государственных займов осуществляется в национальной валюте, а облигаций внешних государственных займов Украины — в валюте заимствования. Выплата доходов и погашение государственных облигаций осуществляются деньгами или государственными облигациями других видов по соглашению сторон.
Казначейское обязательство Украины — это государственная ценная бумага, размещается исключительно на добровольных началах среди физических лиц, удостоверяет факт задолженности Государственного бюджета Украины перед владельцем казначейского обязательства Украины, дает владельцу право на получение денежного дохода и погашается в соответствии с условиями размещения казначейских обязательства вязаный Украины.
Объем эмиссии казначейских обязательств Украины в совокупности с эмиссией государственных облигаций внутренних государственных займов Украины не может превышать предельного объема внутреннего государственного долга и объема связанных с обслуживанием государственного долга расходов, определенных законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.
Эмиссия казначейских обязательств Украины является частью бюджетного процесса и не подлежит регулированию Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Погашение и уплата дохода по казначейским обязательствам Украины гарантируется доходами Государственного бюджета Украины.
Казначейские обязательства Украины могут быть:
— Долгосрочные — со сроком обращения свыше 5 лет;
— Среднесрочные — со сроком обращения от 2 до 5 лет;
— Короткострокови- со сроком обращения до 1 года.
Эмитентом казначейских обязательств Украины выступает государство в лице Министерства финансов Украины по поручению Кабинета Министров Украины. Казначейские обязательства Украины могут быть именными или на предъявителя. Казначейские обязательства Украины размещаются в документарной или бездокументарной форме. В случае размещения казначейских обязательств Украины в документарной форме выдается сертификат.
Особенности погашения и реализации прав по казначейским обязательствам Украины определяются условиями их размещения. Решение о размещении казначейских обязательств Украины принимается согласно Бюджетному кодексу Украины. В решении предусматриваются условия размещения и погашения казначейских обязательств Украины. Условия размещения казначейских обязательств Украины могут предусматривать их погашение путем уменьшения обязательств перед Государственным бюджетом Украины владельца казначейского обязательства Украины на стоимость этого обязательства. Порядок определения стоимости продажи казначейских обязательств Украины во время их размещения устанавливается Министерством финансов Украины.
Особенности осуществления депозитарной деятельности с казначейскими обязательствами Украины определяются Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку совместно с Национальным банком Украины.
Источник