Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный). Поскольку основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. В то же время международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими достижениями, необходимость оказания финансовой помощи иностранным государствам обусловливают развитие международного государственного кредита, т. е. осуществление государственно-кредитных отношений в иностранной валюте.
Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы.
Государственные займы как формы государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий, привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Облигация — наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и процент. Нарицательная стоимость (номинальная цена) облигации, устанавливаемая государством, выражает денежную сумму, предоставляемую держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения, и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента, поскольку облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательной стоимости. Отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов (величины номинального процента по облигации, насыщенности рынка ценными бумагами, доверия населения правительству и др.).
Казначейские обязательства, в отличие от облигаций, подлежат реализации только среди населения. Средства от их реализации государство направляет только на пополнение бюджета.
В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которого опосредствуется системой сберегательных учреждений — обращение части вкладов населения в государственные займы. Такое обращение осуществляется через покупку особых ценных бумаг (в частности, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначей-ских обязательств), а также путем оформления бе- зоблигационных займов (путем подписания соглашений — договоров или выдачи особых свидетельств).
Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма кредита была распространена в советский период и в определенной мере (до 1995 г.) — в реформируемый период.
Казначейские ссуды (бюджетные кредиты) как форма государственного кредита выражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Бюджетные кредиты, в отличие от банковских кредитов, выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели, являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.
В тех случаях, когда правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного местными органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему, речь идет об условном государственном кредите — гарантированных займах. По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.
Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях возвратности, срочности, платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.
Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов.
Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.
Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме, выпускаются они в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны. Погашение займов осуществляется по соглашению сторон товарными поставками или валютой.
Основными кредиторами нашей страны выступают развитые капиталистические страны, международные финансовые организации — Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.
Деятельность Российской Федерации как кредитора и гаранта на международной арене крайне ограничена в связи с неблагоприятным финансово-экономическим положением страны.
Государственные займы классифицируются по ряду признаков.
- 1. По субъектам заемных отношений — займы, ‘размещаемые центральными и территориальными органами власти.
- 2. По месту размещения — внутренние и внешние.
- 3. По обращению на рынке — рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита они основные. Нерыночные не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Нерыночные государственные облигации выпущены в нашей стране для привлечения средств пенсионных фондов или страховых компаний. Их выпуск был определен постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. № 316 “О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственных нерыночных займов”.
- 4. В зависимости от срока привлечения средств — краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя.
- 5. По обеспеченности долговых обязательств — закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.
- 6. По характеру выплачиваемого дохода государственные займы делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Поэтому основной вид — процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение таким долговым обязательствам.
Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.
7. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения процента.
Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20-30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Избежать подобной ситуации позволяют два варианта:
- • покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением еще одного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки инвесторы не проявят интереса ко второму займу;
- • систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В качестве базы обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране. Такие займы имеют большой недостаток — должник не в состоянии спланировать свои расходы. Но этот вариант решает все названные проблемы.
- 8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Например, заемщик выпустил облигации с ежегодным фиксированным доходом в 12%, а через год ставка упала и составила 6%. В этом случае заемщик терпит существенные потери, тогда как инвестор получает значительный выигрыш. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, инвестор может уменьшить свои потери, выпустив и разместив новый заем и погасив старый.
Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и частями. Если заем гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения, выделяются три варианта:
- • заем погашается равными частями в течение определенного срока, например четырех лет. Так, если сумма займа составила 100 млн руб., ежегодно будет выплачиваться 25 млн руб.;
- • возрастающими долями. Например, в первый год гасится 10 млн руб., во второй — 20 млн руб., в третий — 30 млн руб., в четвертый — 40 млн руб. Такая система удобна при наращивании доходов заемщика. Например, в связи с подъемом деловой активности предполагается рост налоговых поступлений или объект, на строительство которого привлекались заемные средства, постепенно набирает мощность и начинает приносить все большую прибыль;
- • снижающимися долями. Например, в первый год погашается долг на 40 млн руб., во второй — на 30 млн руб. и т. д. Такая система предпочтительна, когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов.
- 9. По методам размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке, и принудительные. Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации. В основном облигации размещаются на добровольной основе, свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями.
- 10. Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее время безоблигационные займы используются на межправительственном уровне.
Источник
Отношения финансовые могут существовать в следующей форме гос кредит:
1. Внутренний государственный кредит – реализуется по следующим направлениям, так как он неоднороден по суди:
**Государственные займы – основная форма реализации внутреннего государственного кредита. Они представляют собой реализацию государством физическим и юридическим лицам своих долговых ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств. Облигации, как правило, являются долгосрочными ценными бумагами, а казначейские обязательства – краткосрочными или среднесрочными. Краткосрочные называют также казначейскими векселями. Реализуются чаще всего на открытом финансовом рынке.
**Безоблигационные займы – в безоблигационной форме, когда займ оформляется как кредитный договор или кредитное соглашение с крупной кредитной организацией.
**Кредитование государством юридических лиц – бюджетные кредиты или ссуды предоставляются юридическим лицам под конкретные инвестиционные проекты, бизнес планы на конкурсной основе (государственный тендер) на гораздо более выгодных, нежели банковских, условиях. Ниже ставки, формы обеспечения возвратности иные. Интерес государства в этом случае заключается в развитии либо данного вида экономической деятельности, либо территории или региона.
**Предоставление государством гарантий, как юридическим лицам, так и органам власти другого уровня по займам, долговым инструментам.
2. Внешний государственный кредит – это отношения, связанные с либо получением кредита, либо предоставлением кредита на внешнем финансовом рынке за пределами данной страны. Здесь государство может выступать и как кредитором, и как заемщиком, возможно даже гарантом (как правило, по экспортным операциям). Государство вступает в отношения
**На открытом рынке – с любыми субъектами: государствами, юридическими лицами
**Если межправительственные, то субъектами являются правительства других стран.
**Могут быть заключены договоры с международными кредитно-финансовыми организациями (МВФ, МБРР). РФ является полноправным участником мирового финансового рынка с 1996 года (была допущена на рынок еврооблигаций). Существует вторичный рынок российских долговых обязательств, основными их держателями являются банки США. Еврооблигации – это ценные бумаги в основном на предъявителя, которые выпускаются и продаются за пределами внутреннего рынка той валюты, которые указаны в достоинстве. Они подразделяются на евробонды и европейские среднесрочные долговые ценные бумаги. Обычно они размещаются на срок от 5 лет и более. Доход устанавливается в фиксированной процентной ставке. В последние годы применяют в том числе и плавающий процент. Также применяются выплаты в нескольких валютах. Цена еврооблигаций определяется на базе рейтинга заемщика того или иного государства, который присваивается из основных рейтинговых агентств. Доходность колеблется от 10-11% в год. Они крайне привлекательны для инвестора, так как не облагаются налогом на прибыль.
Условный государственный кредит – в некоторой литературе к условным государственным кредитам относят гарантийные обязательства государства. РФ на внутреннем рынке в основном выступает гарантом ипотечного агентства и по обязательствам страховых компаний, страхующих авиаперевозки. Основные гарантии в иностранной валюте (относящиеся к внешнему долгу (долг номинирован всегда в иностранной валюте)). Основные гарантии государство предоставляет Росэксимбанку.
Государственные займы РФ сегодня представлены на данный момент следующими ценными бумагами:
**Облигации государственного займа с постоянным купонном в доходе – номинированы в 1000 рублей, выпущены на 30 лет, процентная ставка фиксирована, выплачиваются доходы раз в год, погашение в конце срока обращения.
**Облигации федерального займа с амортизацией долга – основной долг погашается частями в течение всего периода обращения. Точной даты погашения нет, для различных траншей были разные.
Первые две бумаги образуют рыночный сектор государственного займа, т.е. данные ЦБ могут попадать на вторичный рынок ЦБ.
29. Государственный долг: понятие, структура и управление им
Получение государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Различают государственный долг, подразумевая под ним долг центрального правительства, и общегосударственный, который включает обязательства также субфедерального и всех нижестоящих субъектов. Также различают текущий и капитальный долг. Текущий долг – это сумма обязательств, включая проценты, которые необходимо выплатить в текущем финансовом году. Капитальный долг – это вся сумма выпущенных и непогашенных облигаций, включая начисленные проценты на данный момент. Это также задолженность государства, образовавшееся за весь период существования государственного кредита. Кроме того, государственный долг делится на внутренний и внешний. К внутреннему государственному долгу относят обязательства по кредитам, займам и гарантиям, выраженные в национальной валюте (в данном случае в рублях). Внешний государственный долг по кредитам, займам и гарантиям, выраженный в иностранной валюте.
2461,591 млрд. р. – внутренний долг РФ на 1 января 2011 года. 50,4% — облигации, 33,1% — ОФЗАД
Внешний – 40736,7 млн. долларов США, основная задолженность по еврооблигациям (75%).
Наличие долгов у государства приводит к необходимости управлять ими. Необходимо осуществлять управление государственным долгом с помощью следующих мероприятий:
**Выплата доходов кредиторам и погашение займов**Изменение условий выпущенных займов
**Определение условий эмиссии и выпуск новых займов**
Органами управления государственным долгом в РФ является федеральное собрание, правительство в лице министерства финансов, а также в лице его казначейства, центральный банк РФ. Правительство ежегодно составляет программы государственных внутренних и внешних заимствований, в которых указывается цель кредита, источник и срок погашения долга. Данные программы ежегодно рассматриваются и утверждаются федеральным собранием в рамках бюджетного процесса. Аналогичные процедуры имеют место и на субфедеральном уровне. В субъектах РФ. Единый учет и регистрация государственных и муниципальных заимствований ведется в так называемых долговых книгах на всех уровнях управления.
Оперативное управление государственным долгом включает
**экстренные меры : 1,Государственные интервенции на рынке ценных бумаг 2,Изменения процентных ставок
**стандартные способы управления государственного долга заключаются в операциях прямого и обратного РЕПО между центральным и коммерческими банками.
Государство устанавливает в бюджетах на каждый период предельный объем заимствований. Предельный объем заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственных,… в законе о бюджетах суммы годовых заимствований могут быть конкретизируются и уточняются.
Предельный объем долга субъекта РФ, муниципального объекта не должен превышать статью дохода соответствующего в бюджетные уровни других бюлд.
Запишем специальные приемы регулирования объема государственного долга
Цель – контроль, снижение государтсвеннного:
**Конверсия – изменение первоначальных условий займа, касающиеся доходности**Унификация — это объединение нескольких ранее выпущенных займов новыми.***Обмен облигаций по регрессивному соотношениям (например 3 новых вместо 1 старой)***Рефинансирование старого долга. Рефинансирование- это выпуск новых займов с целью погасить долги по ранее выпущенному займу***Аннулирование государственного долга – это отказ государства от обязательств по внутреннему, внешнему или всему долгу.
Диверсификация инструментов управления государственным долгом являются следующие приемы:
**Плавающая процентная ставка по ценным бумагам и облигациям, **меняющиеся или гибкие сроки погашения***погашение полностью всего долга на фиксированную дату, при фиксированной процентной ставке**Освобождение от налога доходов на облигацию, что сопровождается, как правило, снижением ставки процента по облигации.**Совмещение процентного и дисконтного дохода по облигациям одной и той же транши
Выпуск ценных бумаг связан с некоторыми расходами государства: Расходы по изготовлению, пересылке, реализации, проведение тиражей выигрышей и т.д.
Имеются некоторые подходы к оценке эффективности государственного кредита внутреннего и внешнего:
**Эффективность внутреннего государственного кредита оценивается отношением превышением поступлений над расходами к расходам по государственному кредиту
**Эффективность внешнего долга определяется по коэффициенту обслуживания = платежи по государственному кредиту/валютные поступления от экспорта товаров и услуг
30.Внебюджетные фонды: сущность, классификация и значение
Внебюджетные фонды — это совокупность финансовых ресурсов, не включаемых в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение.
В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на централизованные и децентрализованные.
1. Централизованные (государственные) внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. В состав централизованных (государственных) внебюджетных фондов входят:
Пенсионный фонд Российской Федерации;
Фонд социального страхования Российской Федерации;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
К централизованным также относятся Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Федеральный фонд социальной поддержки населения и др.
Средства большинства централизованных внебюджетных фондов служат финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения.
2. Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач. К ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые:
по решению региональных и муниципальных органов власти для решения региональных и местных задач;
для решения отраслевых задач (фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, Фонд конверсии и др.)
Источниками формирования внебюджетных фондов являются: 1) обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решениями местных органов власти; 2) добровольные взносы юридических и физических лиц; 3) прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами—юридическими лицами; 4) другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.
Средства государственных и территориальных (региональных и местных) внебюджетных фондов находятся соответственно в федеральной, региональной и муниципальной собственности.
Доходами ОМС:
1. Страховые взносы работодателей – 3,0% с 2011 года.
2. Страхование платежей органов исполнительной власти субъектов РФ на страхование неработающего населения
3. Субсидии федерального фонда ОМС
4. Целевое финансирование из федерального фонда
5. Доходы от использования временно свободных средств
6. Добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц
Расходы территориальных ОМС
1. Финансирование территориальных программ ОМС через филиалы территориальных фондов ОМС, либо через страховые медицинские организации
2. Формирование резерва страхового
3. Финансирование или содержание аппарата фонда
31. Государственные социальные внебюджетные фонды: их состав, задачи, характеристика источников их образования, основные направления расходования средств.
Государственные внебюджетные фонды, как часть финансовых отношений представляют собой Отношения, связанные с формированием за счет целевых взносов участников, специальных фондов, предназначенных для финансирования наиболее важных государственных расходов. С организационной точки зрения государственные внебюджетные фонды – это финансово-кредитные организации, находящиеся в собственности государства, являющиеся частью бюджетной системы, задачей которых является финансовое обеспечение важнейших государственных функций.
Финансовые отношения в рамках бюджета регулируются Бюджетным Кодексом РФ.
Функции государственных внебюджетных фондов:
1. Перераспределение ВНП в пользу наиболее приоритетных государственных функций
2. Функция выравнивания доходов членов общества и сглаживание тем самым социальных противоречий
3. Внебюджетные фонды являются встроенным макроэкономическим стабилизатором и, выполняя свои функции, также способствуют регулированию конъюнктуры рынка на различных фазах макроэкономического цикла
4. В социальной сфере государственные внебюджетные фонды позитивно влияют на состояние рынка труда и качества трудовых ресурсов
Преимущества финансирования государственных расходов внебюджетными фондами, по сравнению с бюджетными:
1. Обеспечение целевого использования мобилизованных доходов – до реформы все эти расходы тоже имели место, они были строчками в бюджете СССР на выплату пенсий и т.д. Был государственный фонд страхования, фонд, в котором имелись целевые доходы
2. Возможность оперативного анализа и корректировки доходов, объемов использования, дефицита, профицита средств фонда
3. Возможность маневрирования путем формирования новых внебюджетных фондов или ликвидации фондов, утративших свою актуальность в зависимости от складывающейся макроэкономической ситуации
4. Расширение возможностей формирования государственных доходов по сравнению с бюджетными методами.
Пенсионный фонд РФ
Задачи пенсионного фонда заключались в финансовом обеспечении пенсионных выплат и таким образом выполнение государственной гарантии на поддержку конституционного права социальной обеспеченности в старости.
Доходы пенсионного фонда формировались за счет
1. страховых взносов работодателей, а также работников,
2. поступлений из федерального бюджета на финансирование государственных пенсий,
3. доходы от капитализации временно свободных государственных ресурсов и
4. прочие не запрещенные законом поступления.
Расходы :
1. финансирования трудовых и государственных пенсий.
2. Финансирование содержания структуры
3. Инвестирование временно свободных ресурсов
На современном этапе ПФРФ функционирует в соответствии с бюджетом, принимаемым как закон, половина финансовых ресурсов это страховые взносы работодателей по тарифу 26% фонда оплаты труда.
Источник