Специальные займы для юридических лиц
Среди специальных федеральных займов выделяют займы для юридических лиц.
Казначейский вексель — государственная ценная бумага, краткосрочное денежное обязательство, распространяется среди банков или других юридических лиц. По казначейскому векселю не выплачиваются проценты. Его эмиссия и погашение производятся центральными банками по поручению казначейств. К марту 1994 г. задолженность государства организациям-поставщикам составляла порядка 11 трлн. руб. При этом каждый рубль государственного долга стимулирует 2-3 руб. долгов организаций. Пытаясь разрешить эту проблему хотя бы частично безынфляционным способом, Правительство Российской Федерации решило переоформить 10% своей задолженности в казначейские векселя 1994 г. Министерства финансов Российской Федерации. Объем выпуска векселей составил 1100 млрд. руб. Векселя выпускались сериями с единой датой выпуска и погашения внутри серии сроком на один год от даты составления. Вексельная сумма составила 14 млн. руб., и ею оформляется государственная задолженность в 10 млн руб., т.е. доходность векселей составляет 40% годовых.
Центральный банк Российской Федерации выступает генеральным агентом по размещению, обращению и погашению векселей. Он хранит их бланки без выдачи на руки владельцам и регистрирует все сделки по их купле-продаже.
Казначейские обязательства (КО) — российские государственные ценные бумаги, обращение которых в данный момент уже прекратилось. КО могли появиться уже в начале 1994 г., когда согласно Указу Президента Российской Федерации от 19.10.1993Уг. №1662 «Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение» планировалось выпустить казначейские векселя, но по ряду причин появление первых казначейских обязательств было отсрочено до конца 1994 г. — именно тогда появилось положение, утвержденное Минфином России от 21.10.1994 г. № 140 «О порядке размещения, обращения и погашения казначейских обязательств».
Согласно этому положению казначейские обязательства являются государственной ценной бумагой (с доходностью 40% годовых), которая одновременно может приниматься в качестве оплаты за товары, работы и услуги, а также выступать в качестве залога.
До середины февраля 1996 г., когда под давлением международных финансовых организаций было принято решение об отказе от эмиссии КО, общий объем эмиссии составил 29107,02 млрд, руб., количество серий — 635, погашаемых серий ~ 544, находящихся в обращении — 90.
Выпускались КО сериями, буква индекса серии соответствией; вала отрасли промышленности, для которой они выпущены, первые четыре цифры обозначали день и месяц выпуска, а последние две — порядковый номер серии.
Каждая серия КО обслуживалась банками-депозитариями, которые регистрировали все сделки с КО «своей» серии и занимались их погашением. Как видим, и на рынке КО крупные коммерческие банки занимали ключевую позицию, извлекая при этом хороший доход — 2% за депозитарное обслуживание владельцев КО и 1%- за расчетное обслуживание. Цифры кажутся небольшими, но следует помнить, что КО было выпущено на сумму порядка 10 трлн руб. и указанные проценты распределялись ореди небольшого чиста банков. Подобная практика выбора банков-депозитариев приводила к затруднениям при осуществлении расчетов по КО, существовавших в бездокументарной форме, в тех местах, где банки-депозитарии не имели своих отделений, что, естественно, не способствовало повышению ликвидности рынка.
Погашению КО должно было предшествовать учинение на них нескольких индоссаментов обязательное минимальное число которых зависело от серии. Министерство финансов Российской Федерации планировало использовать КО как неинфляционное средство обращения.
Рынок вначале проявил настороженность к новой бумаге. Однако Минфин России погашал свою задолженность в сроки и в полном объеме. Самое последнее погашение КО произошло 28 марта 1996 г. Учитывая это, уже в начале 1996 г. участники рынка потеряли к КО интерес.
Текущий курс КО рассчитывается как сумма номинала КО и номинала обязательства, умноженного на процентное число Процентные числа рассчитываются как срок нахождения в обращении данного казначейского обязательства, умноженный на ставку процентного дохода, деленную на 100 и деленную на 360.
Для каждого казначейского обязательства:
где Тк текущий курс КО; N — номинал казначейского обязательства; t— срок, который данное казначейское обязательство находится в обращении, но не более срока обращения, установленного при выпуске данной серии КО; Р — ставка процентного дохода по казначейским обязательствам.
Государственный республиканский внутренний заем РСфрР 1991 г. был выпущен Минфином СССР на покрытие задолженности республиканского бюджета Банку России на 1 декабря 1990 г. в 79,7 млрд руб., на основе ст. 25 Закона РСФСР «О государственной бюджетной системе в 1991 году». Займ выпускается в виде облигаций сроком обращаемости 30 лет (с 01.07.1991 г. по 30.06.2021 г.). Котировка устанавливается еженедельно. Покупателями могут быть российские юридические лица, а посредником при обслуживании этих ценных бумаг выступает Банк России. Размещение осуществляется через территориальные подразделения Центрального банка Российской Федерации.
Процентный доход установлен на уровне 15% годовых от нарицательной стоимости облигации, которая составляет 100 тыс. неденоминированных рублей. Доход (Д) выплачивается один раз в год, определяется на любую дату по формуле
где К — процентная ставка купона;
Цн — номинальная цена облигации в рублях;
Т — количество календарных дней в расчетном периоде, начина ющемся со дня, следующего после выплаты последнего купона и завершающегося днем расчета по сделке включительно.
Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). В июне 1991 г. Внешэкономбанк CCGP обанкротился и не мог вернуть валютные средства юридическим и физическим лицам. С целью гарантий возвращения средств российским резидентам Минфина России в 1993 г. был выпущен внутренний валютный заем, в соответствии с которым долги переводились в ОВВЗ. Форма их выпуска — предъявительская облигация с купоном, который действует в течение 10 лет. Облигации являются валютными ценностями и .могут обращаться на территории Российской Федерации с учетом требований валютного законодательства без специального разрешения Банка России, их вывоз запрещен, они свободно покупаются и продаются за рубли и конвертируемую валюту.
Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ) — это федеральные государственные ценные бумаги, выраженные в валюте Российской Федерации (рубли), выпускаемые в документарной форме.
Генеральные условия эмиссии и обращения ОГНЗ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. №316 «О генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов». Эмитентом ОГНЗ от имени Российской Федерации выступаем Минфин России. Характерная особенность ОГНЗ, прямо вытекающая из их названия, состоит в том, что эти облигации не обращаются на вторичном рынке.
Эмиссия ОГНЗ в 2000 г. проводилась в рамках осуществления мероприятий по урегулированию задолженности перед головными исполнителями государственного оборонного заказа на основании ст. 131 и 131.1 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год», а также постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1020 «О погашении задолженности федеральных органов исполнительной власти по оплате государственного оборонного заказа».
В соответствии с указанным выше нормативно-правовыми актами федеральные органы исполнительной власти, являющиееся государственными заказчиками, должны были погасить задолженность по оплате обязательств, возникших в связи с исполнением государственных контрактов (договоров) по государственному оборонному заказу, на общую сумму до .32500,0 млн руб., при этом часть задолженности по оплате выполненных в предыдущие фды работ (услуг) по государственному оборонному заказу в сумме до 16250,0 млн руб., переоформлялась в государственный внутренний долг Российской Федерации со сроком погашения до 1 января 2003 г.
Эмиссия облигаций государственных нерыночных займов осуществлялась на основании приказа Минфина России от 29 декабря 2000 г. № 8дсп Об эмиссии облигаций нерыночных займов». Размещение ОГНЗ проводилось в рамках верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации, предусмотренного законом о федеральном бюджете на 2000 г. (609450,0 млн руб.).
На сновании договора эмиссионного счета «Национальный депозитный центр» (НДЦ) открыл Минфину России эмиссионный счет, предназначенный только для перевода на него ОГНЗ до размещения и при погашении, а. также приведения иных операций, предусмотренных регламентом обслуживания эмиссионного счета. Все операций по эмиссионному ёчету проводились НДЦ на основании указаний эмитента, представляемых в виде поручений депо и в соответствии с требованиями регламента взаимодействия НДЦ if Минфина России. В течение срока действия договора НДЦ пред оставлял в Минфин России отчетные документы о проведенных депозитарных операциях по данному счету.
Согласно условиям договора о специальном резервном счете НДЦ открыл Минфину России специальный резервный счет, предназначенный для отражения обязательств Минфина России в пользу третьих лиц (головных исполнителей) государственного оборонного заказа, заключивший; Минфином России договоры об урегулировании задолженности по государственному оборонному заказу
Размещение облигаций, оформление глобального сертификата, передача его на хранение в НДЦ, а также внесение сведений о выпуске ОГНЗ в Государственную долговую книгу Российской Федерации осуществлялись Департаментом управления государственным внутренним долгом Минфина России. Помимо этого на указанный департамент был возложен учет ОГНЗ, использованных для урегулирования задолженности по государственному оборонному заказу и учет лиц, в пользу которых осуществлялось исполнение обязательств по ОГНЗ. Параметры эмиссии ОГНЗ были определены приказом Минфина России от 2f декабря 2000 г. №8дсп «Об эмиссии облигаций нерыночных займов» и характеризуются следующими данными:
объем эмиссии облигаций государственных нерыночных займов — 16250,0 млн руб., при номинале одной облигации, составляющем 1000,0 руб.;
период размещения облигаций с 29 декабря по 30 декабря
2000 г.;
дата погашения выпуска 17 декабря 2002 г.; процентная ставка — 0,0 %;
владельцы облигаций — резиденты Российской Федерации.
В настоящее время выпусков ОГНЗ в обращении нет.
Источник
1. 15 марта 1993 г. Правительство РФ утвердило условия выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа(ОВГВЗ). Он явился мерой по урегулированию задолженности бывшего СССР перед российскими клиентами обанкротившегося Банка внешнеэкономической деятельности СССР. Заем был выпущен на общую сумму 7885 млн. долларов США пятью сериями со сроками погашения 1, 3, 6, 10 и 15 лет. Номинал облигаций каждой серии в различных пропорциях составляет 1, 10 и 100 тысяч долларов. Датой выпуска займа является 14 мая 1993 г.
Заем является документарным предъявительским с доходностью 3% годовых. Каждая облигация имеет комплект из купонов, количество которых определяется сроком погашения облигации. Проценты выплачиваются один раз в год 14 мая в долларах США.
Распределение и выдачу облигаций российским юридическим лицам проводил Внешэкономбанк. Он же организовал вторичное обращение облигаций и ведет соответствующие облигационные счета. Основным платежным агентом, осуществляющим выплату основного долга и процентов, является Банк России. Функции платежных агентов могут выполнять также по отношению к российским держателям облигаций российские уполномоченные банки, а по отношению к иностранным держателям облигаций — соответствующие иностранные банки и их отделения.
К 1996 г. выявилась неучтенная ранее задолженность Банка внешнеэкономической деятельности СССР и в соответствии с Указом Президента РФ № 126 от 31 января 1996 г. Правительство РФ выпустило дополнительное количество облигаций II, III, IV и V серий на общую сумму 1,55 млрд. долларов США на тех же условиях, что и в 1993 г. (облигации 1 серии к этому моменту уже были погашены).
2. Государственные сберегательные облигации(ГСО).
Рынок государственных сберегательных облигаций (ГСО) организован Министерством финансов РФ в 2006 году[9].
Рынок ГСО является принципиально новым сегментом внутреннего рынка государственного долга в России, аналогичным существующему в ряде развитых стран сегменту нерыночных государственных ценных бумаг, ориентированных на институциональных инвесторов.
ГСО представляют собой облигации с фиксированной процентной ставкой, не обращающиеся на вторичном рынке.
Владельцами ГСО могут быть юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации:
— страховые организации;
— негосударственные пенсионные фонды;
— акционерные инвестиционные фонды;
— Пенсионный фонд Российской Федерации;
— иные государственные внебюджетные фонды Российской Федерации;
— управляющие компании, осуществляющие доверительное управление средствами пенсионных накоплений.
Инвестируя средства в ГСО, институциональные инвесторы получают возможность осуществлять безрисковые вложения денежных средств без необходимости дальнейшей переоценки вложений при изменении рыночной цены.
В качестве Агента (организации, уполномоченной от имени и по поручению Эмитента размещать ГСО на аукционе, проводить дополнительное размещение ГСО, размещение по закрытой подписке, а также совершать иные действия, определенные соглашением с Эмитентом) и Депозитария выступает Сбербанк России ОАО. Организатором торговли по ГСО является ЗАО ММВБ, а эмитентом – Министерство финансов РФ.
Размещение ГСО осуществляется на аукционе, проводимом Организатором торговли, либо по закрытой подписке. При этом ГСО, не размещенные на аукционе в дату начала размещения выпуска (дополнительного выпуска, транша), могут быть дополнительно размещены путем продажи на аукционе по единой цене, установленной Агентом.
Для покупки ГСО на аукционе с размещением по различным ценам, инвесторы подают конкурентные заявки с указанием цены покупки ГСО и неконкурентные заявки, предусматривающие приобретение ГСО по средневзвешенной цене аукциона.
На аукционе с размещением по единой цене допускается выставление инвесторами только конкурентных заявок с указанием цены покупки ГСО. При этом ГСО размещаются по единой цене равной цене отсечения, установленной Эмитентом.
Размещение ГСО по закрытой подписке осуществляется без участия Организатора торговли (ЗАО ММВБ).
В декабре 2006 г. на ММВБ впервые был проведен аукцион по размещению ГСО. Размещаемый объем выпуска ГСО 35001 составил 1 млрд.руб. Совокупный спрос по номиналу составил 415,13 млн.руб. и был удовлетворен полностью.
3. Облигации Банка России.Облигации Банка России (ОБР), получившие статус государственных ценных бумаг, номиналом 1000 руб. появились сразу после финансового кризиса в 1998 г. как полный аналог ГКО, т.е. их характеристики идентичны.Размещение и обращение ОБР организовано на ММВБ.
Эмиссия ОБР была призвана восполнить исчезновение большинства инструментов, ранее использовавшихся коммерческими банками для инвестирования свободных ресурсов и регулирования собственной ликвидности, вследствие процесса реструктуризации государственного внутреннего долга РФ.
Облигации Банка России выпускаются в документарной форме на предъявителя с обязательным централизованным хранением.
Размещение и обращение облигаций Банка России осуществляются только среди российских кредитных организаций.
Эмиссия облигаций Банка России осуществляется без государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) таких облигаций, без проспекта указанных облигаций и без государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) облигаций.
4. Государственные облигации, размещаемые на мировом рынке (еврооблигации)[10].С 1996 г. Россия осуществляет размещение своих долговых ценных бумаг на мировом рынке. На европейском рынке эти бумаги называются еврооблигациями.
Основные характеристики:
— сроки обращения — 5—10 лет;
— номинал — в долларах США, в евро или других валютах, кроме российского рубля;
— доход: фиксированный на весь срок обращения купонный доход; устанавливается в процентах к номиналу примерно на уровне 9—13% годовых; выплачивается в валюте номинала 1-2 раза в год;
— форма существования — обычно документарная;
— первичное размещение — через международный синдикат банков сразу не менее чем в двух или более странах мира; эмиссия еврооблигаций не подлежит регистрации ни в какой стране мира;
— обращение — еврооблигации свободно обращаются на мировом рынке ценных бумаг.
В США облигации сроком до года называются казначейскими векселями, сроком до 10 лет — ноты, с еще большими сроками — бонды.
ГЕНЕРАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ эмиссии и обращения на международном рынке капитала облигаций внутренних облигационных займов Российской Федерации (УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2010 г. № 824)[11].
1. Настоящие Генеральные условия определяют порядок эмиссии и обращения на международном рынке капитала облигаций внутренних облигационных займов Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации (далее — облигации).
2. Эмитентом облигаций от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации.
3. Эмиссия облигаций осуществляется отдельными выпусками. Облигации в рамках одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых ими прав.
4. Владельцами облигаций являются российские и иностранные юридические и физические лица.
5. Облигации являются государственными ценными бумагами, предоставляющими их владельцам право на получение основной суммы долга (номинальной стоимости) в соответствии с графиком, установленным условиями эмиссии и обращения облигаций, а также дохода в виде процентов, начисляемых на остающуюся непогашенной часть основной суммы долга.
6. Условия эмиссии и обращения облигаций и решение об эмиссии облигаций утверждаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с настоящими Генеральными условиями.
7. Стоимость облигаций выражается в валюте Российской Федерации.
8. По срокам обращения облигации могут быть среднесрочными и долгосрочными.
9. Облигации являются именными ценными бумагами, выпускаются в документарной форме и подлежат централизованному хранению.
10. Выпуски облигаций оформляются глобальными сертификатами, которые передаются в один или более депозитариев, определяемых в установленном порядке Министерством финансов Российской Федерации.
11. Облигации могут быть предъявлены к досрочному погашению в случаях, определенных условиями эмиссии и обращения облигаций.
Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»
Региональные и муниципальные займы. Причины выпуска и виды ценных бумаг, выпускаемых субфедеральными органами власти. Причины роста популярности секъюритизации долгов региональных и местных органов власти.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Источник