Относительно гос. (муниципального) кредита у ученых имеется 2 мнения.
Первое высказывается большинством ученых, которые считают, что использовать долговое финансирование не следует, от этого только вред экономике.
Другое мнение, высказываемое учеными, заключается в том, что государство не может в определенные периоды существовать без займов.
Применение гос. кредита воздействует на экономику положительно и отрицательно.
Положительное воздействие заключается в более равномерном распределении налогового бремени во времени. При использовании гос. кредита происходит безэмиссионное пополнение доходов бюджета, что также положительно влияет на состояние расчетов и стабилизацию экономики. Гос. кредит положительно влияет на денежное обращение. При приобретении населением гос. ценных бумаг происходит изъятие излишней денежной массы на определенный срок. Если изъятые денежные средства будут направлены в производство, то произойдет сокращение денежной массы в обращении, уменьшится платежеспособный спрос и сократится рост инфляции.
Если мобилизованные средства будут направлены на оплату труда, то объем денежной массы в обращении не изменится. Если кредиторами являются юридические лица, а средства будут направлены на выплаты населению, то количество денежной массы возрастет.
Отрицательное влияние гос. кредита на экономику заключается в том, что:
- 1. если объем средств, привлекаемых государством взаймы велик, то отвлекает все свободные денежные средства на обслуживание гос. долга, тем самым ограничивая возможности развития производства.
- 2. гос. кредит, сдерживая инфляцию, с одной стороны, стабилизирует денежное обращение, а с другой стороны имеет отрицательное следствие, выражающее в том, что привлечение государством временно-свободных средств физических и юридических лиц отвлекают их от вложений в реальный сектор экономики.
- 3. расходы на обслуживание гос. кредита могут потребовать в дальнейшем увеличение налоговой нагрузки на экономику.
- 73. Виды гос займов
Механизмы функционирования государственного кредита на практике реализуются посредством размещения государственных займов, которые приводят к появлению государственного долга. Под государственным долгом подразумевается сумма всех неоплаченных финансовых обязательств государства с учётом процентов, начисленных на них, к определённому моменту времени.
Государственные займы, которые оставляют государственный долг, могут быть классифицированы по ряду следующих признаков.
- 1. По месту размещения займы могут быть подразделены на внешние и внутренние. Внешние займы — это обязательства государства перед нерезидентами, а внутренние займы — пред резидентами.
- 2. По способу обращения займы могут быть подразделены на рыночные и нерыночные. Рыночные займы — это займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке. В промышленно развитых странах доля таких займов составляет до 70% всех долговых обязательств государства. Нерыночные государственные займы — это займы, оформленные в фондовые инструменты не имеющие вторичного фондового рынка, т. е. они покупаются инвестором у правительства и могут быть проданы только ему. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные бумаги, — это привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения. Выпуская такие ценные бумаги, правительства промышленно развитых стран оказывают влияние на депозитную политику коммерческих банков по отношению к населению, поскольку нерыночные ценные бумаги государства выступают альтернативой вложению средств на депозиты частных кредитных учреждений.
- 3. По сроку заимствования средств займы делятся на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до одного года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от одного года до пяти лет) и долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше пяти лет).4. По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы подразделяются на закладные и беззакладные. Закладные займы — это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом, т. е. каким-либо имуществом. К данному способу получения заёмных средств прибегает заёмщик, надёжность которого в глазах потенциальных кредиторов недостаточна, поэтому он вынужден предоставлять дополнительные гарантии возвратности ресурсов. Беззакладные займы — это займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения. На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, поскольку государство считается надёжным заёмщиком.
- 5. По уровню размещающего заём государственного органа займы могут быть подразделены на федеральные, региональные и местные.
- 6. По форме выплаты дохода государственные займы могут быть следующих видов:
- — процентные займы — доход по ним устанавливается в виде фиксированного процента от номинала. Этот тип займа является основным, именно в процентных бумагах размещена основная часть государственного долга в промышленно развитых странах;
- — дисконтные займы — доход по ним инвестор получает за счёт приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заёмщику;
- — выигрышные займы — доход по ним осуществляется на основе тиражей выигрыша. Такие займы наименее привлекательны для инвестора, поскольку не предоставляют гарантированного дохода к определённому моменту времени;
- — индексационные займы — доход по ним выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретённых инвестором ценных бумаг.
- 7. По обязанности заёмщика соблюдать сроки погашения займа эмитированные им обязательства можно разделить на обязательства без погашения и с правом досрочного погашения. Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие у заёмщика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств. Такое право может быть выгодно эмитенту при значительном снижении стоимости заёмных ресурсов на рынке ссудного капитала. В этом случае он имеет возможность разместить новый заём, обслуживание которого будет более дешёвым, и за счёт полученных средств выкупить ранее эмитированные обязательства. При этом достигается экономия средств, направляемых на обслуживание долга. В случае если обязательства были выпущены без права их досрочного погашения, то при снижении рыночной цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговых обязательств, и несёт в связи с этим обстоятельством определённые потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную выгоду.
- 8. По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории:
- а) займы, подлежащие оплате одновременно;
- б) займы, подлежащие оплате частями.
При условии того, что эмитированный заём подлежит оплате частями, то заёмное соглашение может предусматривать следующие три варианта его погашения:
- — погашение равными долями на протяжении оговоренного срока;
- — погашение увеличивающимися долями на протяжении оговоренного срока. Подобная форма наиболее удобна, если привлечённые средства направлены на реализацию какого-либо инвестиционного проекта. Соответственно по мере его реализации идёт и рост поступлений от объекта и инвестиций, что упрощает погашение обязательств;
- — погашение уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока.
- 9. По способу определения предлагаемого инвестору дохода эмитент может предложить займы с постоянным фиксированным и переменным уровнем дохода. Заключение сделок по займам с постоянным фиксированным доходом предоставляет инвестору гарантированный доход, а эмитенту заранее известную стоимость обслуживания долга, однако при необходимости размещения долгосрочных займов и низких возможностей прогнозирования ситуации на рынке ссудного капитала государство может испытывать трудности в финансировании дефицита бюджета посредством размещения займов среди инвесторов. Эта проблема возникает, когда инвесторы опасаются изменения конъюнктуры на рынке. «Страховкой» для инвесторов в подобной ситуации и выступает заём с переменным уровнем дохода, изменение которого зависит от изменения какого-либо экономического индикатора, например от ставки по межбанковским кредитам в стране.
- 10. По направлениям использования заёмных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлечённые по целевым займам, должны быть использованы только для финансирования отдельных конкретных программ, для реализации которых они и размещаются. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, рефинансирование текущей задолженности или же на другие нужды согласно решению уполномоченных органов власти и управления.
- 74. Гос долг: сущность и основные формы
Объем непогашенных долговых обязательств государства называется государственным долгом. (Бюджетном кодексе РФ (ст. 97)). Под государственным долгом РФ понимают долговые обязательства российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. В зависимости от заемщика он может быть публичным долгом Российской Федерации, государственным долгом субъекта РФ и муниципальным долгом. Каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы.
Основными вопросами при характеристике государственного долга являются: структура и динамика государственного долга, механизм управления, обслуживания и реструктуризации, влияние госдолга на развитие экономики страны.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
- -кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
- -государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- -договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- -договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
- -соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).
Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
- -основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации в валюте РФ;
- -объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией в валюте РФ;
- -объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней в валюте РФ;
- -объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией в валюте РФ.
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
- -объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией в валюте иностранных государств;
- -объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций в валюте иностранных государств.
Современный внешний долг Российской Федерации складывается из трех составляющих:
- 1. Долги перед кредиторами из западных стран. Их можно разделить па четыре группы:
- -задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т.е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности этого вида является компетенцией Парижского клуба — особого международного координирующего органа, членами которого являются официальные представители стран — наиболее крупных международных кредиторов;
- -кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, т.е. без государственных гарантий. Регулирование такой задолженности осуществляется Лондонским клубом, который представляет собой неофициальное объединение представителей банков-кредиторов;
- -кредиты, предоставленные различными западными коммерческими структурами. Они связаны в основном с поставкой товаров и оказанием услуг;
- -кредиты международных валютно-финансовых организаций (МВФ, Международного банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития).
Источник
Ýêîíîìè÷åñêîå ñîäåðæàíèå ãîñóäàðñòâåííûõ çàéìîâ ÐÔ. Ñóáôåäåðàëüíûå è ìóíèöèïàëüíûå îáëèãàöèè, ýìèññèÿ. Ãîñóäàðñòâåííûé äîëã â ñèñòåìå àêòèâîâ, ïàññèâîâ ãîñóäàðñòâà. Ðîëü ãîñóäàðñòâåííûõ çàéìîâ â ôèíàíñèðîâàíèè òåêóùèõ è èíâåñòèöèîííûõ ïðîöåññîâ ýêîíîìèêè.
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Ïðèçíàêè êëàññèôèêàöèè ãîñóäàðñòâåííûõ çàéìîâ: ïî ñóáúåêòó, ðåàëèçóþùåìó ïðàâî ýìèññèè äîëãîâûõ îáÿçàòåëüñòâ, ïî ïðèçíàêó äåðæàòåëåé, èñòî÷íèêó çàèìñòâîâàíèé, îòíîøåíèþ êî âòîðè÷íîìó ðûíêó. Òðåáîâàíèÿ ê óñëîâèÿì âûïóñêà è îáðàùåíèÿ ãîñóäàðñòâåííûõ çàéìîâ.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [16,9 K], äîáàâëåí 15.01.2011
Ñîäåðæàíèå è ôóíêöèè ãîñóäàðñòâåííûõ è ìóíèöèïàëüíûõ ôèíàíñîâ â ôèíàíñîâîé ñèñòåìå ÐÔ. Ãîñóäàðñòâåííûé è ìóíèöèïàëüíûé ôèíàíñîâûé êîíòðîëü. Áþäæåòíàÿ ñèñòåìà è ìåæáþäæåòíûå îòíîøåíèÿ. Ôîðìû êðåäèòà è äèôôåðåíöèàöèÿ çàéìîâ. Îðãàíèçàöèÿ ñîöèàëüíûõ óñëóã.
ëåêöèÿ [539,7 K], äîáàâëåí 19.02.2009
Ãîñóäàðñòâåííûé è ìóíèöèïàëüíûé âíóòðåííèé äîëã è åãî ôîðìû. Âèäà êðåäèòà. Ãîñóäàðñòâåííûå çàéìû. Ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå çàéìîâ è êðåäèòîâ. Ðåôèíàíñèðîâàíèå. Âèäû è ôîðìû ñòðàõîâàíèÿ. Ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå ñòðàõîâàíèÿ. Ñìåòíî-áþäæåòíîå ôèíàíñèðîâàíèå.
ðåôåðàò [36,8 K], äîáàâëåí 02.06.2008
Ñóùíîñòü è êëàññèôèêàöèÿ ãîñóäàðñòâåííûõ öåííûõ áóìàã. Ïîðÿäîê è óñëîâèÿ èõ ðàçìåùåíèÿ. Îïðåäåëåíèå ìåõàíèçìà ãîñóäàðñòâåííûõ çàèìñòâîâàíèé ïóò¸ì ýìèññèè ÖÁ. Àíàëèç îáëèãàöèîííûõ çàéìîâ ñóáúåêòîâ ÐÔ. Ñîâðåìåííîå ñîñòîÿíèå ðûíêà è ïåðñïåêòèâû ðàçâèòèÿ ÖÁ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [122,9 K], äîáàâëåí 11.08.2017
Èçó÷åíèå ïðîöåññà ôîðìèðîâàíèÿ è ðåãóëèðîâàíèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî äîëãà â Ðîññèè. Îïðåäåëåíèå ïîíÿòèé «ãîñóäàðñòâåííûé äîëã», «ãîñóäàðñòâåííûé çàéì». Êëàññèôèêàöèÿ ãîñóäàðñòâåííûõ çàéìîâ. Ñîâðåìåííàÿ ñèòóàöèÿ íà ðûíêå âíåøíèõ è âíóòðåííèõ çàèìñòâîâàíèé.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [49,3 K], äîáàâëåí 04.03.2010
Ïîíÿòèå è êëàññèôèêàöèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî äîëãà, ïðè÷èíà âîçíèêíîâåíèÿ è ñïîñîáû óïðàâëåíèÿ èì. Âíåøíèé è âíóòðåííèé ãîñóäàðñòâåííûé äîëã Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, ñóùíîñòü ôåäåðàëüíûõ çàéìîâ è èíñòðóìåíòû èõ ðåãóëèðîâàíèÿ. Óïðàâëåíèå ãîñóäàðñòâåííûì äîëãîì.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [78,6 K], äîáàâëåí 08.02.2013
Ïîíÿòèå, ñóùíîñòü, ôîðìû ãîñóäàðñòâåííîãî êðåäèòà; åãî çàäà÷è, ôóíêöèè è ïðàâîâàÿ îñíîâà. Óñëîâèÿ âîçíèêíîâåíèÿ êðåäèòíûõ îòíîøåíèé. Êëàññèôèêàöèÿ ãîñóäàðñòâåííûõ çàéìîâ, èñòî÷íèêè è ñðîêè èõ ïîãàøåíèÿ. Ãîñóäàðñòâåííûé êðåäèò è ãîñóäàðñòâåííûé äîëã.
ïðåçåíòàöèÿ [1,6 M], äîáàâëåí 02.04.2012
Àíàëèç äèíàìèêè è ñòðóêòóðû âíóòðåííåãî è âíåøíåãî äîëãîâ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, ñïîñîáû èõ ïîãàøåíèÿ. Ðîëü ãîñóäàðñòâåííûõ çàéìîâ. Ôîðìû è âèäû ãîñóäàðñòâåííîãî äîëãà, õàðàêòåðèñòèêà åãî ôóíêöèé. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ âíóòðåííåãî äîëãà ãîñóäàðñòâà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [1,5 M], äîáàâëåí 12.06.2015
Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî äîëãà. Âçàèìîñâÿçü áþäæåòíîãî äåôèöèòà è ãîñóäàðñòâåííîãî äîëãà. Ïîñëåäñòâèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî äîëãà. Êîíâåðñèè è êîíñîëèäàöèè ãîñóäàðñòâåííûõ çàéìîâ. Âëèÿíèå ãîñóäàðñòâåííîãî äîëãà íà ðàçâèòèå ýêîíîìèêè Ðîññèè.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [38,9 K], äîáàâëåí 10.11.2009
Ñîäåðæàíèå è ñòðóêòóðà ãîñóäàðñòâåííûõ ôèíàíñîâ. Ìåñòî è ðîëü áþäæåòà â ôèíàíñîâîé ñèñòåìå ñòðàíû. Èñòî÷íèêè ôîðìèðîâàíèÿ äîõîäîâ ãîñóäàðñòâà è ìåòîäû èõ ìîáèëèçàöèè. Ðîëü áþäæåòà â ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêèõ ïðîöåññàõ è ðåãóëèðîâàíèè ýêîíîìèêè Ðîññèè.
ðåôåðàò [223,6 K], äîáàâëåí 27.01.2017
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник
Что такое государственный и муниципальный кредиты? Для чего они нужны? В этой статье мы рассмотрим понятия и основные черты, присущие данным финансовым инструментам.
Наверняка все вы слышали такие понятия, как «государственный кредит» и «муниципальный кредит». Но что это такое, и чем они отличаются, знает не каждый. Попробуем разобраться.
Что такое государственный кредит?
Определение говорит нам: государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством и физическими либо юридическими лицами по вопросам образования, распределения, использования централизованного фонда денежных средств на условиях возвратности, срочности, платности для выполнения функций участников таких отношений.
На первый взгляд, достаточно сложно и не очень понятно, что же это означает на практике. Если говорить более простым языком, то госкредит – это финансовая сделка между государством или ее субъектом и отдельным юридическим или физическим лицом.
Либо еще можно сказать, что это использование государством временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, которое регулируется нормами финансового права.
Чаще государство является заемщиком, нежели кредитором. Также оно может быть гарантом – если самостоятельно осуществляет погашение займов, взятых физическими и юридическими лицами, либо выполняет иные их обязательства.
Суть государственного кредита
Объем налоговых поступлений и других доходов, поступающих в бюджет, ограничен законом. При этом государство практически всегда нуждается в дополнительных финансах. Здесь на помощь и приходит государственный кредит, когда органы власти заключают с юридическим или физическим лицом, имеющим свободные средства, соглашение об их привлечении для нужд государства. Данная форма госкредита называется внутренним.
Также государственный кредит может быть внешним – в том случае, если средства получены от других государств или международных организаций.
Особенности государственного кредита
Государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от других поступлений в бюджет:
- представляет собой разовую операцию (в отличие от налогов и сборов, взимаемых на постоянной основе);
- носит добровольный и избирательный характер (в то время как налоги и сборы уплачиваются подавляющим большинством граждан);
- средства привлекаются на возмездной и возвратной основе;
- как следует из предыдущего пункта, финансы двигаются в двух направлениях: прямом и обратном;
- имеет определенный срок, установленный законодательством, в течение которого обязательства по кредиту должны быть погашены.
Что такое муниципальный кредит?
Муниципальный кредит представляет собой денежные отношения, где кредитором или должником является муниципальное образование.
При этом второй стороной могут быть:
- физические лица,
- юридические лица,
- государственные и муниципальные органы другого уровня,
- международные организации,
- иностранные государства.
По основным своим особенностям и функциям муниципальный кредит схож с государственным.
Значение государственного и муниципального кредита
Государственный и муниципальный кредит могут помочь покрыть дефицит бюджета, уменьшить уровень инфляции, оказать поддержку малому и среднему бизнесу и, как следствие, повысить занятость населения. Кроме того, благодаря данному виду финансирования появляется возможность регулировать микро- и макроэкономические процессы, а также влиять на социальную и кредитно-денежную политику.
Источник