Поделись полезной страницей:
Финансовый рынок сложен и разнообразен, существует огромное количество инструментов как для спекуляций, так и для надёжных инвестиций. Несомненно рынок облигаций – это один из самых безопасных способов получить гарантированный доход на биржевой торговле. В этой статье речь пойдёт о государственных облигациях, за выпуском которых стоит само государство. Разберем, что это такое, какие облигации бывают в России и существуют ли риски.
Что это такое?
Государственная облигация – это ценная бумага, которая подтверждает факт, что правительство определённого государства (далее — эмитент облигации) должно собственнику облигации определённую сумму денег.
В РФ выпуском гособлигаций ведает МинФин РФ, они называются ОФЗ — Облигации Федерального Займа. В США, к примеру, государственные облигации выпускает Казначейство США (US Treasury), а облигации именуются «трежерс» (treasures). Государственные облигации выпускают Министерства Финансов или Казначейства разных стран, обеспечивая, тем самым, гарантию государства.
Облигации могут быть не только государственными, есть множество разновидностей по разным параметрам, читайте также в одной из наших статей объяснение сути облигаций простыми словами.
Для чего их выпускает государство?
- Для покрытия дефицита гос. бюджета.
Нехватка финансовых средств наблюдается ежегодно, поэтому для его компенсации государство выпускает облигации среднего и длительного срока. - Для устранения временного дефицита бюджета, который возникает, когда государство потратило часть бюджета, а налоги или какие-либо другие доходы еще не поступили в казну (ещё это называют «кассовый разрыв»). Время от времени наблюдается дефицит бюджета (как правило, в конце/начале квартала), и для его нейтрализации выпускают облигации короткого срока действия.
- Для финансирования гос. проектов.
К примеру, целевые облигации, которые выпускаются для реализации конкретных проектов. Федеральная трасса, развитие какого-то сектора экономики и так далее. - Привлечение средств для выплаты задолженности по другим ценным бумагам. Иначе это называется рефинансирование.
- В особых случаях государства выпускают облигации для того, чтобы рассчитаться ими за работы по гос. заказу.
Облигации – это ценные бумаги, выпускаемые органом, уполномоченным на то государством. Его эмиссия ставит цель – привлечение денежных средств, необходимых в бюджете. В истории РФ за прошлый век до перехода к демократическому обществу выпускались только государственные облигации (однако уже тогда они имели разновидности). Эти долговые бумаги играют важную роль в экономике любой страны. Их доля, обычно, составляет около половины от всей массы облигаций.
Зачем это частному инвестору?
Проще говоря, что мне могут дать облигации? А всё очень просто — на этом можно заработать. Любое физическое лицо может купить государственные облигации, и, тем самым, стать кредитором государства. Причём, если подходить с головой (глупости можно всегда сделать), это всегда будет выгоднее банковского депозита.
Государственные облигации являются самым надёжным инструментом для инвестирования личных средств. Вы можете их потерять только в том случае, если обанкротится само государство, что считается крайне маловероятным, скорее это произойдёт с очередным банком. Так что данный инструмент подойдёт для инвестиций сберегательного характера.
Минусом является то, что нужно разобраться как это всё работает, а это не все хотят делать. Но, вы, кажется не относитесь к их числу, раз читаете это на нашем сайте.
Виды в РФ
Итак, в России государственные облигации называют ОФЗ. Выпускает их Министерство финансов, а регулятором является Центральный Банк России.
Факты об ОФЗ
- Государственные облигации считают наиболее «надёжным» (но и самым «дешёвым») финансовым инструментом из всех остальных финансовых методов.
- Часто их именуют «облигации без риска», потому что гарантом является само государство. Но иногда и государство объявляет о своем дефолте (невозможности рассчитаться по долгу).
- Доходность гособлигаций напрямую зависит от ставки ЦБ. На сегодняшний момент доходность государственных облигаций от 7-11% годовых.
- Кроме ставки ЦБ на доход от облигаций влияет срок её обращения, — чем короче срок обращения, тем меньше рискует владелец долговой ценной бумагой, и тем ниже доход. Так же эта схема работает в обратную сторону.
- На купонный доход не предусмотрена налоговая ставка.
- Доход с облигаций облагается налогом.
- По срокам обращения ОФЗ могут быть короткими, средними или долгими. Самый длительный срок обращения ОФЗ может составлять — 25 лет.
Государственные облигации (как и все прочие) могут быть купонные и бескупонные (с фиксированным постоянным, фиксированным переменным и плавающим купоном). Также они различаются по способу погашения номинала:
- Обычные, когда номинал погашают в конце срока обращения.
- Амортизационные, номинал которых выплачивается частями в течение всего срока обращения облигации.
Читайте в отдельной статье подробнее про ОФЗ и их виды.
ОФЗ-Н
ОФЗ-Н — это ценные бумаги, выпускаемые Минфином России для обычных граждан: их просто купить, а риск крайне мал. Покупая ОФЗ-Н, гражданин занимает деньги государству, получая процентный доход. Это трехлетние государственные облигации с самым высоким уровнем надежности. Они предназначены только для физических лиц. Купить их можно у агентов в отделениях банков ВТБ 24 и Сбербанк.
Если вы частный инвестор и сталкивались с сокращениями ГКО ОФЗ, то знайте, такие облигации больше не выпускаются. Так назывались Государственные Облигации Короткого срока займа (от пары месяцев до 1 года).
Полезное видео, где подробнее рассказывается об ОФЗ и ОФЗ-Н, чем они отличается, что лучше и как они работают:
ОВВЗ
Облигации внешних и внутренних займов, они выпускаются в иностранной валюте всеми российскими эмитентами, включая органы власти.
Еврооблигации
Евробонды – это облигации, которые обращаются вне национального рынка валюты, а в иной иностранной валюте, например, долларах, евро, йенах. Евробонды, в отличие от российских облигаций, выпускаются не для какого-то одного рынка, а как бы являются универсальными для всех финансовых структур мира.
Рассмотрим подробнее чем различаются облигации.
Не только государство может быть эмитентом облигаций, они также бывают:
- Корпоративные, выписываемые корпорацией, акционерным обществом.
- Муниципальные, которые выпускают местные власти.
- Международные, которые выпускаются зарубежными финансовыми структурами.
Разные условия выкупа
Предусмотрены также различные способы расторжения долгового обязательства с обеих сторон. Для этого придумано несколько разновидностей облигаций, которые гарантируют возможность расторжения договора одной из сторон:
- отзывные;
- конвертируемые;
- с возможностью досрочной продажи.
Отзывная облигация (англ. callable bond) предоставляет эмитенту право на выкуп или отзыв долга до окончания срока размещения. Если такое произойдёт, то эмитент обязан выплатить определённую фиксированную премию. Существуют различные условия досрочного отзыва: в Америке можно отзывать только по окончанию указанного срока, в Европе принято отзывать только в предварительно обозначенные дни.
Облигация с правом досрочной продажи (англ. puttable bond) обеспечивает владельцу право на срочную продажу облигации эмитенту до истечения срока размещения.
Купонная ставка
Купонная ставка или гарантированная ставка процента на облигацию — это та сумма, которую получит держатель от эмитента в качестве компенсации за использование средств.
У государственных облигаций размер купонной ставки и рыночная цена на вторичном рынке, главным образом, зависит от величины ключевой ставки Центрального Банка.
Ставка на облигацию может быть нескольких видов:
- фиксированная;
- плавающая;
- обратная плавающая;
- нулевая.
Фиксированная купонная ставка на облигацию предполагает выплату статичного процента по истечению срока размещения облигации. Эти проценты не меняются ни при каких условиях.
Плавающая ставка на облигации зависит от указанной величины, такой как, к примеру, государственная ставка на облигации или процентная ставка национального банка. Изменение ставки проходит прямо пропорционально изменению той величины.
Обратная плавающая купонная ставка меняется обратно пропорционально определенной величине. Обычно, она вычисляется как величина, вычтенная из фиксированного процента.
ПРИМЕР! Обратная плавающая ставка может равняться 15% минус ставка государственных облигаций (которая плавает в районе 7%).
Нулевая процентная ставка гарантирует отсутствие выплаты процентов, от слова совсем. Облигации с нулевой ставкой называют бескупонными. Сделки с такими облигациями осуществляются по дисконтной цене.
Существует ещё такое понятие как конверсия государственного займа — это изменение первоначальных условий займа. Если это происходит, то обычно изменяют процентную ставку, что сказывается на доходности бумаги. Например, такая конверсия была проведена в 1990 году, когда доход государственных облигаций увеличился с 3% до 9%.
Доходность
Доходность по ОФЗ зависит от ключевой ставки Центрального Банка. Чтобы было удобно понимать, она всегда будет немного выше банковских депозитов. Например, если ключевая ставка будет равна 7.25%, то доходность облигаций будет в границах от 7% до 8% годовых. В то время как депозиты в банке будут 5-6% годовых.
Кроме того, доход ещё зависит от рыночной цены облигации (за сколько вы её купите), от размера купона и от срока обращения. Обычно, чем дольше держите бумагу, тем больше получится доход.
В качестве альтернативы валютных вкладов, широкой популярностью среди клиентов банков пользуются валютные ОФЗ. Прибыль от этих бумаг тоже зависит от множества факторов, и валютные ОФЗ на вторичном рынке могут продаваться значительно дороже номинальной стоимости.
Риски
Не забывайте, что риски есть всегда и везде. Даже внести деньги на депозит не всегда надёжно. Давайте же разберемся, какие опасности несёт за собой инвестирование в облигации.
Ликвидность на рынке
Облигации можно продать досрочно, но цена будет ниже из-за малого спроса.
Процентная ставка
Когда процентная ставка растёт, цены на облигации падают. Поэтому если вы приняли решение продать облигации досрочно, то из-за возросшей процентной ставки цена облигации будет ниже цены на момент приобретения. Даже если платежная способность эмитента не снизилась (точнее, ухудшилась из-за возросшей ставки). Если ставка упала, то рисков нет, вы получите дополнительный доход на увеличении цены облигации (если она продается досрочно).
Валюта
Если вы покупаете облигации в долларах, евро или в другой валюте, не стоит забывать, что стоимость облигаций может снижаться из-за скачков курса валют.
Займы
Государственные займы могут быть внутренние, внешние и отдельно можно выделить валютные. Согласно законодательству РФ, внутренними государственными заимствованиями называют такие займы, которые привлекают средства в валюте РФ как от физических и юридичеслих лиц, так и от международных финансовых организаций и иностранных государств. Облигации — это как раз инструмент для получения займов государством.
Валютный внутренний
Важно помнить, что валютные государственные облигации не идентичны друг другу. Различают облигации, которые номинированы в зарубежной валюте (долларах США) и те, что индексировали на валютный курс (номинированные в гривне). Также отличается срок их обращения – он может быть от 1 года до 3 лет.
Доход облигаций, предлагаемых МинФином в том или ином банке может различаться на несколько десятых процента.
Свежие выпуски облигаций Минфин публикует на аукционах пару раз в месяц, о графике размещений можно узнать на сайте министерства.
Внешний
Внешний заем для развивающихся стран предоставляется по «официальному алгоритму помощи развитию». Предусмотрены такие льготы:
- срок до 50 лет;
- ставка по проценту от 0,5 до 2 % годовых.
Внешний заем на 1-2 года выдается обычно частными компаниями (фирменная ссуда) и депозитными финансовым структурами, а ещё банками краткосрочного кредитования. Заем на срок больше 5 лет предоставляется финансовыми организациями, специализирующимися на долгосрочном кредитовании (к примеру, страховыми фирмами, банкирскими домами, международными инвесторами).
В США и Японии крупные внешние ссуды предоставляют экспортно-импортные банковские учреждения.
Правовое регулирование
Проведение государственных и муниципальных займов проводится в форме выпуска разных ценных бумаг, среди которых широко распространены облигации внутреннего гос. займа, которые удостоверяют долговое обязательство государства и дают право ее держателю по истечении указанного срока получить всю сумму долга и проценты по ней обратно.
По сроку действия займы разделяют на краткосрочные (до 1 года), займы среднего срока (от 1 года до 5 лет).
Выводы
Подводя итоги статьи, можно вынести три основных тезиса:
- Само государство выступает в качестве эмитента гособлигаций.
- Гособлигации — самый надежный, но, к сожалению, самый малоприбыльный способ инвестиций на бирже.
- Риски, хоть и небольшие, но присутствуют всегда.
29773 просмотра
Заметили ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Источник
Принято считать, что государственный долг может стать угрозой для безопасности экономики, однако формирование долгового механизма покрытия бюджетных расходов считается нормальной практикой как для России, так и для других развитых стран. Разбираемся, является ли госдолг проблемой современной экономики или необходимым фактором ее существования.
Чем опасен госдолг? Наличие госдолга имеет свои недостатки. Это особенно актуально в отношении внешнего долга. Прежде всего, он усиливает зависимость государства от международных кредиторов, обесценивает национальную валюту. Растущая долговая нагрузка способствует увеличению стоимости государственных заимствований, что ведет к удорожанию стоимости капиталов на финансовом рынке и тормозит деловую активность. Рост объемов заимствований провоцирует инфляцию и нарушает баланс между товарным и денежным обращением.
Актуализация рисков государственного долга в мире наблюдается с 2008 года, когда в условиях мирового финансового кризиса некоторые страны (Греция, Испания, Италия, Португалия и др.) столкнулись с невозможностью рефинансировать накопленный за предыдущие периоды государственный долг для его погашения и обслуживания, что привело к дестабилизации их финансовой системы и экономики. Это обусловило введение в этих странах жестких мер по ограничению государственных займов через сокращение бюджетных расходов и установление контроля за долговыми параметрами.
Кризисные явления и замедление темпов развития мировой экономики становятся причиной для реализации стимулирующей бюджетной политики, следствием которой является рост государственного долга. Несмотря на неоднозначную оценку учеными-экономистами последствий для экономики страны функционирования государственного долга, формирование долгового механизма покрытия бюджетных расходов следует признать нормальной практикой развитых стран.
Ситуация в мире. Количественный анализ стран мира по уровню государственного долга в процентном отношении к ВВП за 2013, 2015 и 2018 годы показывает, что при устойчивом росте совокупной долговой нагрузки ее распределение в процентных диапазонах неравномерно. Заметно выросло число стран с долговой нагрузкой выше 60%. Если в 2013 году с уровнем государственного долга, превышающим 60% ВВП, было 48 стран, то в 2015 году их количество выросло до 61, а в 2018-м — до 67. Количество стран с уровнем госдолга от 80 до 100% также увеличилось: с 10 в 2013 году до 27 — в 2018-м. В то же время количество стран с нагрузкой выше 100% за рассматриваемый период сократилось с 15–17 в 2013 и 2015 годах до 11 к концу 2018 года. Около 64% стран мира от их общего количества к концу 2018 года имеют госдолг, не превышающий 60% ВВП. Среднее значение совокупного государственного долга к мировому ВВП составило при этом 80%.
Среди всех стран наибольший по абсолютному размеру государственный долг имеют США — около 21 трлн долларов. Однако в относительном выражении к ВВП самый крупный долг имеет Япония — 235%.
Количественное распределение стран мира по уровню государственного долга в % к ВВП в 2015 и 2018 годах
Ситуация в России. За последние 10 лет прослеживается умеренный рост совокупного объема государственного долга Российской Федерации с нарастанием его темпов начиная с 2014 года. Это связано с ухудшением мировой конъюнктуры на сырьевых рынках, началом торможения российской экономики, постепенным исчерпанием суверенных резервов и необходимостью финансировать дефицит федерального бюджета. С 2013 по 2017 год государственный долг увеличился на 3,7 трлн рублей, или на 3,6 п.п. к ВВП.
Государственный долг РФ 2010 – 2021 гг.
Тенденция к росту сохраняется даже в периоды утверждения федерального бюджета с профицитом. Более того, этот рост с 2018 года имеет ускоренную динамику. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» государственный долг вырастет на 5,4 трлн рублей (на 3% к ВВП). Причиной такого роста является необходимость расширения финансирования национальных проектов за счет государственных займов, а не за счет дополнительных нефтегазовых доходов, создающих этот профицит. Это обусловлено действующим бюджетным правилом, которое используется при составлении и исполнении федерального бюджета.
Несмотря на рост государственного долга, общая долговая нагрузка Российской Федерации остается на безопасном уровне (менее 20%).
Основные показатели долговой нагрузки Российской Федерации в 2016–2021 годах
Прогноз на 2019–2021 годы. Российская Федерация будет иметь значительный запас как по объему государственного долга, так и по возможностям его погашения и обслуживания. Рост долга будет происходить преимущественно за счет внутренних займов, что снижает валютные риски для суверенного заемщика и экономики в целом. Одновременно в два раза сократится отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга к годовому объему экспорта товаров и услуг.
Сохранение долговой нагрузки федерального правительства на безопасных уровнях является одним из преимуществ бюджетной системы РФ в период нарастающих внутренних и глобальных рисков. Это позволяет Российской Федерации сохранять значительный запас как по объему государственного долга, так и по возможностям его погашения и обслуживания, а также дает возможность в случае возникновения трудностей с привлечением необходимой суммы государственных займов на внутреннем рынке компенсировать дефицит ресурсов с внешнего рынка заимствований.
Источник