Банковский вклад – надежная инвестиция, поскольку денежные средства передаются на сохранение надежной компании. Однако уровень доходности критически мал. Иногда дивидендов не хватает даже для перекрытия инфляции. Поэтому сбережения граждан РФ продолжают постепенно обесцениваться, находясь при этом в банке. Отличной альтернативой банковскому депозиту станут облигации государственного займа.
Российский чиновник А. Кудрин, ранее занимавший должность министра финансов, считает, что ОФЗ – выгодный и надежный инвестиционный инструмент. Государственные облигации способны обеспечить минимальный уровень финансового риска. Однако действительно ли население сможет зарабатывать на ценных бумагах этого типа?
Понятие облигаций государственного займа
Облигации государственного или федерального займа – рублевые ценные бумаги, выпущенные Министерством финансов России. ОФЗ принято считать одним из наиболее стабильных инвестиционных инструментов отечественного фондового рынка. Главная особенность облигаций, выпущенных государством, заключается в том, что они представлены в качестве документов. Тип хранения – централизованный.
Абсолютно все бумаги подкреплены специальными сертификатами. Они хранятся в Министерстве финансов или у депозитария (это профессиональный участник финансового рынка, оказывающий услугу хранения ценных бумаг). Облигации государственного займа выпускаются со сроком погашения от 1 до 50 лет. Дивиденды выплачиваются преимущественно один раз в год, но могут быть исключения.
Инвестирование в приобретение облигаций государственного займа заключается в том, что вкладчик передает денежные средства государству в долг на установленный срок. Министерство финансов выпускает долговые обязательства с целью урегулирования непредвиденных расходов, которые не были предусмотрены бюджетом. Инвестор получает купонную прибыль до погашения ценной бумаги. Полная стоимость облигации возвращается после окончания срока действия актива.
Наглядный пример
Предположим, что Министерством финансов РФ выпущено долговое обязательство с номиналом 1000 рублей. Правительство устанавливает купонные выплаты в размере 8% годовых. Облигации попадают на фондовую биржу. Однако продажа осуществляется не по номинальной, а по рыночной цене. Это означает, что теоретически инвесторы смогут купить ОФЗ дешевле первоначальной стоимости, или же дороже.
Держатели государственных облигаций получают статус инвестора. Ценная бумага этого типа предполагает, что вкладчик будет получать купонные дивиденды – 8% в год. Во время наступления срока погашения, долговое обязательство продается по номинальной цене. В рамках нашего примера – 1000 рублей.
Первый источник прибыли – купонные выплаты. Второй – погашение или перепродажа. Например, вы сумели купить облигации государственного займа по более низкой рыночной стоимости – 800 рублей. Перепродайте актив, чтобы извлечь из него дополнительный профит.
Доходность облигаций государственного займа
Расчет прибыльности осуществляется на основе всего двух показателей – купонные выплаты и приобретение ценной бумаги ниже номинальной стоимости. В первом случае в учет берутся годовые дивиденды, актуальная цена актива. Второй вариант предполагает сопоставление стоимости покупки и продажи долгового обязательства, стоимости погашения.
На стоимость ОФЗ оказывает воздействие экономический климат в государстве и рыночная стоимость ценной бумаги.
Расчет доходности: наглядный пример
Номинал облигации – 1000 рублей. Рыночная и номинальная цена полностью совпадают. Годовые купонные выплаты – 8,6%. Инвестор за 12 месяцев получит 86 рублей прибыли. Теперь нужно поделить дивиденды на стоимость актива. Получаем 8% — это доходность облигации государственного займа.
Однако на практике не редко возникают дополнительные сложности. В процессе расчета доходности проявляются погрешности, поскольку в расчет берутся следующие показатели:
- налоговые издержки;
- номинальная купонная стоимость;
- разница прибыльности последней торговой операции и актуальной цены.
Чтобы определить доходность с минимальной погрешностью, воспользуйтесь специальным облигационным калькулятором. Например, доступ к такому сервису предоставляет портал Cbonds. Обязательно отслеживайте изменение актуальной цены ОФЗ в режиме online через программу SmartX, скачать которую можно абсолютно бесплатно.
Практика показывает, что зачастую годовая доходность федеральных облигаций варьируется в диапазоне 9-14%.
Классификация облигаций государственного займа
ОФЗ для розничных инвесторов подразделяются на несколько видов. Классификация может изменяться в зависимости от выбранного критерия. По способу выплат:
- Облигации с регулярным купонным доходом. Дивиденды выплачиваются один раз в течение 12 месяцев. Размер выплат не изменяется с момента выпуска ценной бумаги до наступления срока погашения. Покупайте активы этого вида, когда аналитики прогнозируют снижение процентных ставок.
- Облигации государственного займа с фиксированными купонными выплатами. Размер дивидендов определяется перед приобретением ценной бумаги. Однако с течением времени может изменяться. Например, изначально размер купона – 7% от номинальной стоимости, но уже спустя 2 года ставка снижается до 6%.
- Облигации с переменным купоном. Дивиденды привязаны к показателю плавающей ставки, например, к официальной инфляции. Ценные бумаги этого вида необходимо покупать, когда аналитики прогнозируют рост процентных ставок. Их повышение поспособствует максимизации прибыли.
Вторая классификация осуществляется в соответствии с номиналом облигации:
- Амортизация долга – погашение номинала осуществляется частями. Деньги выплачиваются по предварительно установленному графику, не исключено, что в нем будут предусмотрены перерывы.
- Индексируемый номинал – стоимость облигации индексируется в соответствии с показателем потребительской инфляции. Деньги выплачиваются 1 раз в 6 месяцев. Покупайте такие облигации в кризисные периоды, когда растет инфляция, ведь в это время повышаются процентные ставки.
ОФЗ могут также подразделяться на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные виды. Критерием выступает срок погашения.
Инструкция по приобретению ОФЗ для розничных инвесторов
Купить облигации государственного займа намного проще, чем может показаться с первого взгляда. Это доступная операция для всех розничных инвесторов. Первый шаг – выбор брокера. Затем необходимо зарегистрироваться на сайте компании и внести денежные средства на баланс торгового счета.
Сегодня торговля на фондовых рынках осуществляется в режиме online. Поэтому инвесторам необходимо установить на компьютер специальное ПО. Ссылки на скачивание, ключи активации, пользовательское руководство – все это предоставляет брокерская фирма. После инсталляции софта, нужно купить ценную бумагу. Выберите облигацию с выгодными для вас условиями, заполните ордер, кликните на кнопку «Купить».
Денежные средства будут списаны с баланса торгового счета. Инвестор станет официальным владельцем облигации. Продажа актива осуществляется по такому же принципу.
В России функционирует примерно 50 организаций, оказывающих брокерские услуги. Клиенты этих компаний смогут приобрести ОФЗ. Условия торговой операции во многом зависят от выбранного брокера. Брокерская фирма – посредник между розничным инвестором и биржей. Сотрудничайте исключительно с компаниями, получившими лицензию от ЦБ РФ.
Каждый розничный инвестор примет окончательное решение самостоятельно. Инвестиции в облигации государственного займа более чем оправданы. Держатель ценной бумаги получит гарантированный регулярный доход. Финансовые риски минимальны. Поскольку Министерство финансов РФ не обанкротится и не прекратит существование. Банковский депозит практически по всем статьям проигрывает инвестированию в ценные бумаги. ОФЗ – один из самых надежных и безопасных инструментов на современном фондовом рынке России.
Преимущества и недостатки государственных облигаций
ОФЗ доступны всем без исключения розничным инвесторам. Поэтому высокий уровень популярности этого финансового инструмента – вполне обоснованное явление. Статистика подтверждает рост интереса населения к государственным облигациям, который обуславливается широким спектром преимуществ:
- максимальный уровень надежности – в качестве эмитента выступает Правительство РФ, а именно Министерство финансов. Государственные институты абсолютно точно не обанкротятся, следовательно, инвесторы получат обратно свои деньги, а также прибыль в виде дивидендов;
- минимальная стоимость облигаций – сегодня можно приобрести одну ценную бумагу, потратив около 1000 рублей;
- высокий уровень ликвидности – дневной торговый оборот переваливает отметку в 1 000 000 рублей;
- большое количество уже готовых стратегий инвестирования в ценные бумаги, что значительно упрощает работу новичку;
- широкий выбор сроков погашения – от 12 месяцев и до 50 лет. Инвесторы смогут подобрать оптимальные облигации государственного займа;
- большое количество различных видов позволяет подобрать оптимальные ценные бумаги для своей стратегии и актуальной рыночной ситуации;
- льготное налогообложение – физ. лицам не придется платить налог с купонной прибыли. В стоимость ценной бумаги включены все расходы, связанные с заключением торговой операции.
Преимуществ действительно достаточно много. Однако вместе с этим, ОФЗ свойственны определенные недостатки, о которых также нельзя ни в коем случае умалчивать:
- с инвесторов взимается 13% налог с разницы между ценой покупки и продажи ценной бумаги;
- риск минимален, но он есть. Если произойдет дефолт, то инвестор не сможет вернуть свои деньги;
- есть вероятность, что рыночная стоимость облигации государственного займа снизится из-за масштабного финансового кризиса.
Сопоставив преимущества и недостатки ОФЗ, можно прийти к выводу, что положительных качеств у этого инструмента намного больше. Поэтому инвестирование в облигации федерального займа – оправданный шаг.
Все тексты с нашего сайта Школа Инвестора.
Поделитесь своим опытом инвестирования в облигации государственного займа на нашем форуме.
Источник
Библиографическое описание:
Фасиков, Ю. Ф. Облигационные займы как источник финансирования социально-экономического развития на региональном и федеральном уровне / Ю. Ф. Фасиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 16 (96). — С. 319-322. — URL: https://moluch.ru/archive/96/21575/ (дата обращения: 02.11.2020).
Ключевые слова: займ, регион, облигации, экономика.
Облигационный займ — заимствование, который осуществляется путем выпуска заемщиком облигаций. Облигация — это ценная бумага, которая удостоверяет право ее держателя на получение от лица, которое выпустило облигацию, в обусловленный ею срок суммы номинальной стоимости облигации или другого имущественного эквивалента.
Основные преимущества облигационного займа для предприятия-эмитента:
— наличие возможности мобилизации существенных объемов финансовых средств и финансирования больших инвестиционных проектов без опасности вмешательства инвесторов (которыми выступают владельцы облигаций) в управление финансово-хозяйственной деятельностью.
— наличие возможности аккумулирования финансовых средств частных инвесторов (населения), привлечения денежных ресурсов юридических лиц на весьма длительный период и на выгодных условиях с учетом экономической ситуации и ситуации, сложившейся на финансовом рынке;
— в сравнении с оформлением кредита: облигационный займ имеет низкую стоимость, срок на который привлекаются инвестиции посредством облигаций больше срока предоставления кредита, отсутствует необходимость предоставления залога, низкий уровень зависимости от кредитора, в связи с привлечением широкого круга инвесторов, а также имеется возможность привлечения существенной суммы инвестиций.
Главные показатели выпуска корпоративного облигационного займа напрямую зависят от финансового состояния предприятия, суммы необходимых инвестиций, способа размещения облигаций, рыночной ситуации на текущее время и параметров инвестиционного проекта.
Выпуск небольших сумм облигационных займов производится через закрытую подписку среди незначительного круга инвесторов. Данный способ выпуска облигационного займа предоставляет возможность предприятию-эмитенту размещать облигации в пределах своего региона, среди предприятий и частных инвесторов, которые имеют свободные ресурсы.
Позитивным моментом данного способа размещения считается заранее назначенный круг инвесторов, небольшие затраты на выпуск и гарантия размещения всей суммы облигационного займа. К отрицательной стороне можно отнести фиксированную доходность облигации, процентную ставку по купонным выплатам доходности облигации и процентную ставку по купонным выплатам до времени выпуска облигационного займа.
Выпуск существенных сумм облигационных займов производится на фондовой бирже. К таким видам облигационных займов предъявляют особые критерии:
— оптимальный объем облигационного займа должен составлять больше 200 млн. рублей;
— чистые активы предприятия-эмитента должны быть больше по сравнению с его уставным капиталом;
— должен существовать реальный инвестиционный проект, на который будут потрачены полученные заемные денежные средства;
— годовые выплаты по облигационному займу должны быть меньше и равны размеру годовой бухгалтерской прибыли эмитента до уплаты налогов.
Позитивная сторона этого способа размещения — возможность во время размещения корпоративного облигационного займа на фондовой бирже подсчитать оптимальную для эмитента доходность облигации, установить оптимальные процентные ставки по купонным выплатам, привлечь существенно большее количество инвесторов.
Отрицательный момент — наличие вероятности неполного размещения облигаций на первичных торгах, при низком спросе — возрастание уровня доходности облигации.
На примере Пермского края и Перми разберём расходную часть местного и регионального бюджетов.
Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций за 2014 год вырос на 16,8 %, в то время как в 2013 году — на 25,6 %. Традиционно темпы его роста несколько ниже, чем у рынка корпоративного долга: 2012–71,05 %, 2011–79,83 %. При этом облигации регионов и муниципалитетов демонстрируют рост вместе со всем облигационным рынком, стабильно сохраняя свою долю на уровне 10–12 %.
Развитие рынка облигаций сопровождается существенным улучшением условий заимствований — за 3 с небольшим года средняя стоимость заемных средств снизилась более чем на 10 процентных пунктов, а сроки привлечения увеличились с 1,5 до 10 лет и более.
Помимо собственных инициатив органов власти, усилия по улучшению финансово-экономического состояния регионов и муниципалитетов предпринимаются и главным регулирующим органом — Министерством финансов Российской Федерации. Новые изменения в Бюджетный Кодекс Российской Федерации направлены на повышение прозрачности и ответственности региональных и местных органов власти. Администрации регионов и муниципальных образований обязаны внедрять элементы бюджетирования, ориентированного на результат.
Появляется право осуществления внешних заимствований Субъектами Российской Федерации. Меняется методика расчета дефицита бюджета. Ужесточаются требования к его размеру и размеру предельного объема долга для регионов и муниципальных образований с высоким уровнем межбюджетных трансфертов из вышестоящего бюджета (60 % в бюджетах субъектов, и 70 % в местных бюджетах). В целом, возможности органов власти расширяются, но в то же время усиливается контроль.
В идеале проводимая в стране бюджетная реформа должна способствовать принятию решений органами власти, направленными на максимальную эффективность привлечения заемных средств, а именно привлечению долгосрочных финансовых ресурсов при минимальных затратах, в т. ч. трудозатратах, и низких расходах на обслуживание долга.
Регионы и города оказались в сложном положении после вступления в силу Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», когда возникла необходимость проведения открытого конкурса по отбору банковских организаций в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2004г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд».
Похоже, Законодатель осознанно вынуждает регионы и муниципальные образования отказаться от краткосрочных банковских кредитов, по крайней мере, объемы их уже снижаются. Кредиты потеряли ряд преимуществ, например, возросла их цена, снизилась оперативность их привлечения (в раздаточном материале в журнале «Госзаказ» статья, посвященная рынку краткосрочного долга С. 74–76).
Преимущества облигационных займов очевидны. Это прогнозируемо, долгосрочно и дешево. Это вписывается в концепцию среднесрочного бюджетирования. Это имеет положительный финансово-экономический и социальный эффект для региона и города (В раздаточном материале есть наше предложение по организации облигационных займов).
Выпуская облигации, многие администрации расходуют средства — направляя их на финансирование дефицита бюджета, не смотря на то, что привлеченные инвестиции можно и нужно направлять на развитие региона и города.
Понимая, что в соответствии со ст. 35 Бюджетного Кодекса Российской Федерации доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, администрации, используя рыночные инструменты привлечения средств, могут реализовывать дополнительные целевые программы: осваивать земельные участки, проводить дороги, строить новые котельные и т. п.
Основная цель развития региона и города — это обеспечение высокого качества жизни, удовлетворение социальных и экономических потребностей населения на его территории. Регулирование развитием происходит посредством программы, реализацией которой администрация стремится стимулировать развитие экономики региона или муниципального образования, создать новые рабочие места, увеличить налоговую базу, расширить возможности для определенных видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество.
Так, сегодня в рамках программы «Круглого стола» будут рассмотрены проблемы привлечения инвестиций из бюджетных и внебюджетных источников в общественную инфраструктуру, подготовку земельных участков, строительство жилого фонда, развитие дорожной сети, реализацию проектов в рамках проекта «Газификация».
АКБ «Промсвязьбанк» (ЗАО) готов предложить региональным и местным администрациям внебюджетный источник финансирования программ — облигационные займы.
Регионы и муниципальные образования России испытывают острый недостаток средств для инвестиций в развитие и восстановление инфраструктуры.
С этой целью реализуется ряд программ и проектов.
1) Жилищные и инфраструктурные проекты:
В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации, в 2015 году предусматривается направить:
250 млрд. руб. в специальный фонд для эффективной работы по реформированию ЖКХ;
300 млрд. руб. на капитализацию институтов развития, прежде всего Банка развития, и Инвестиционного фонда;
100 млрд. руб. на развитие улично-дорожной сети, то есть на благоустройство российских городов.
Реализуется национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в рамках которого приняты две подпрограммы «Обеспечение земельных участков инфраструктурой в целях жилищного строительства», и «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры».
В рамках приоритетного национального проекта планируется сокращать административные барьеры, развивать рыночную инфраструктуру строительного рынка, совершенствовать градостроительное и антимонопольное регулирование в сфере жилищного строительства, модернизировать уже существующие объекты коммунальной инфраструктуры и привлекать частных инвесторов.
2) Транспортные проекты
Сегодня необходимо обеспечить ускоренное развитие дорожного хозяйства, переломить ситуацию, связанную со значительным отставанием развития дорожной сети от экономических и социальных потребностей общества, повысить эффективность дорожного хозяйства. Актуальной задачей является усиление региональных аспектов в развитии транспортной инфраструктуры, что полностью соответствует целям Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года.
3) Газификация
Очевидна необходимость комплексного подхода к газификации на основе генеральных схем и составления прогнозных топливно-энергетических балансов регионов. Конечной целью программ газификации является доведение природного газа до конкретного потребителя. В этой связи особое значение приобретает взаимодействие «Газпрома» и государственных органов власти. Процессы строительства внутрипоселковых газопроводов и подготовка потребителей к приему газа за счет средств бюджетов всех уровней должны быть синхронизированы с процессами строительства «Газпромом» межпоселковых газопроводов. Успех газификации будет напрямую зависеть от готовности населенных пунктов к принятию газа, в частности — от возможностей Субъектов федерации своевременно привлекать средства из внебюджетных источников.
Выделение средств регионам в рамках программ происходит на основании четких критериев и на условиях софинансирования.
Источником софинансирования программ со стороны региона или муниципального образования могут быть не только текущие доходы бюджета, но и заемные средства.
Ключевая проблема реализации всех программ и проектов — готовность регионов.
Литература:
1. Галкина Л., Медников Е. Областные облигации: средство развития региональных фондовых рынков // Рынок ценных бумаг, 2007, № 4.
2. Городские облигации в дореволюционной России // Сборник трудов молодых ученых и студентов Волгоградского гос. ун-та. — Волгоград, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): облигационный займ, Российская Федерация, займ, облигация, регион, Бюджетный Кодекс, дорожная сеть, дорожное хозяйство, жилищное строительство, коммунальная инфраструктура.
Источник