. Кодекс Хаммурапи подробно регламентирует также договор найма, как имущественного, так и личного.
B статьях, регламентирующих имущественный наем, предусматривается аренда (наем) земли, садов, жилищ, повозки, судна, волов, ослов. Практиковалась также отдача внаем рабов.
Договоры аренды земли и садов краткосрочные: нормальный срок — один год. Однако срок аренды сада удлиняется иногда до 5 лет, а именно в тех случаях, когда арендатор берет на себя обязательство приумножить растительность сада новыми насаждениями.
Ha практике этот срок сокращался иногда до трех лет.
Наем полей и садов производился как за определенное, фиксированное заранее вознаграждение, так и под условием передачи собственнику земли части урожая. B первом случае устанавливается твердая арендная плата с каждой единицы площади поля или сада: столько-то гур с гана, столько-то ка с capa[35]. Она может быть также установлена в соответствии с доходами соседнего поля или соседних полей. Встречается, однако, и другая форма расчета: уплата вознаграждения в виде определенной доли урожая, обычно 1A или Ѵз для полей и 2A для садов. При найме целины обычно первый год и часто даже первые два года арендатор не платит ничего. B последующие годы арендная плата должна была поступать полностью. Арендная плата при всех формах ее исчисления вносилась натурой.
Арендатор не освобождался от уплаты вознаграждения собственнику поля, если он не вырастил на поле хлеба. B этом случае арендатор должен был уплатить собственнику столько же, сколько платил его сосед (ст. 42). Если же он оставлял поле co- всем без обработки, то помимо уплаты вознаграждения арендатор должен был обработать поле и в таком виде передать его собственнику (ст. 43). B случае аренды пустующего поля (целины) арендатор должен был взрыхлить и прополоть поле и, кроме того, отмерить собственнику 10 гур хлеба за каждые 10 ган (ст. 44). Аналогичные правила установлены были также для случаев аренды сада (ст. 62—63).
Bo всех этих статьях закона обнаруживается некоторая забота о собственниках, отдающих в аренду свои сады и земельные участки. Чьи интересы охранял закон в этих случаях? Возможно, что закон имел в виду обеспечить интересы воинов, которые не всегда могли сами обрабатывать свои земли и вынуждены были сдавать их в аренду.
Следует отметить, однако, что при высоких урожаях, которые давала плодородная вавилонская почва, аренда полей была делом весьма выгодным для арендатора, особенно когда арендная плата устанавливалась в твердых размерах наперед.
Bo многих случаях в роли арендаторов выступали люди, обладавшие значительными средствами, которые, арендуя ряд участков, обеспечивали себе тем самым крупные доходы. Наем садов и полей нередко служил, таким образом, средством обогащения имущих людей за счет вавилонской бедноты. Судебник закрепляет эти порядки, выгодные вавилонским рабовладельцам, но вместе с тем, стремясь предотвратить полное разорение земледельцев и садоводов, вводит указанные выше правила, ставившие известный предел аппетитам богачей.
Закон касается также вопроса об ответственности в случае повреждения посевов бурей или наводнением. Последствия различны в зависимости от условий и порядка расчета. Если плата была установлена твердая и она была получена вперед собственником поля, то весь убыток падает на арендатора. Если же плата не была получена или если предполагалось вознаграждение в виде доли урожая, то собственник и арендатор должны были поделить оставшуюся часть урожая сообразно доле каждого, установленной договором.
B форму договора найма облекалось в Вавилоне предоставление права прохода через чужой участок земли. Договоры этого рода обозначают точно границы, в пределах которых допущено право прохода, и фиксируют арендную плату, обычно 2—3 гура зерна или 5 ка масла, если земля частновладельческая, и 15 гур, если земля принадлежит храму. Договоры эти заключаются, как и прочие арендные договоры, сроком на 1 год.
Ha такой же срок заключались обычно договоры найма жилищ. Как исключение, встречаются этого рода договоры со сроком в шесть месяцев.
B законах Хаммурапи договору найма жилищ посвящена одна статья (78-я). Она гласит: “Если наниматель уплатит вперед собственнику дома всю арендную плату за год, а собственник дома потребует, чтобы наниматель до истечения срока договора покинул жилье, собственник дома лишается всей уплаченной ему арендной платы за то, что он понуждал нанимателя выселиться из дому до окончания срока договора”.
Статьи закона, регулирующие наем движимости, устанавливают, во-первых, таксы наемной платы, во-вторых, в некоторых случаях объем ответственности за гибель или порчу нанятой вещи. Законы содержат таксы за пользование волом (3—4 гура зерна в год), ослом, повозкой, судном. Ответственность нанимателя установлена в отношении найма вола, найма судна. Несомненно, что она распространялась и на другие случаи найма движимых вещей.
Наниматель вола признавался ответственным за гибель вола лишь в том случае, если вол погибал в результате небрежности нанимателя или дурного обращения с ним (от ударов). Если же оказывалось, что вола схватил в поле лев, наниматель освобождался от ответственности (ст. 244). To же относилось к случаю падежа вола без всякой вины со стороны нанимателя (ст. 249). Повреждение вола, по-видимому, влекло ответственность нанимателя также лишь в случае его вины. Закон таксирует эту ответственность. За перелом ноги или повреждение шеи арендатор должен был отдать хозяину вола за вола. За повреждение глаза волу он должен был уплатить половину его стоимости. За менее значительное повреждение он должен был уплатить 1A часть стоимости вола (если наниматель сломает волу рог, оторвет ему хвост или повредит ему ноздри).
Законы Хаммурапи не останавливаются особо на найме рабов, однако дошедшие до нас документы свидетельствуют о распространенности этого рода сделок.
Отдача внаем детей их родителями или младших братьев старшими не являлась отдачей их в рабство. B этих случаях, однако, в силу их несамостоятельного положения в семье домовладыка приобретал возможность заключить договор о сдаче внаем их рабочей силы и получить в свою пользу всю причитающуюся за их работу плату.
Еще по теме б) Имущественный наем:
- Раздел III. Наем жилых помещений Глава 1. Социальный наем жилых помещений
- в) Личный наем
- § 1. Имущественные права участников хозяйственных обществ как элементы содержания корпоративных правоотношений 1. Критерии классификации имущественных прав участников хозяйственных обществ
- Оптимизация структуры имущественного комплекса в рамках действующего хозяйствующего субъекта Типология структур и варианты изменений структуры имущественного комплекса (предприятия)
- Глава 2. Коммерческий наем жилых помещений
- Глава 3. Наем специализированных жилых помещений
- § 139. Наем вещей (locatio-conductio rerum)
- § 140. Наем услуг (locatio-conductio operarum)
- § 139. Наем вещей (locatio-conductio rerum)
- § 140. Наем услуг (locatio-conductio operarum)
- Глава 4. Наем жилого помещения жилищного фонда социального использования
Источник
Приведите тексты статей с применением принципа талиона и ордалий (используйте источники, например Законы Хаммурапи, Салическую правду).
Проведя анализ источников древнего права (Законов Хаммурапи и Законов Ману, Салической правды) мною обнаружены следующие упоминания о применении принципа талиона и ордалий
Ордалии в Законах Хаммурапи
Ст. 2. Если человек бросит на человека обвинение в чародействе и не докажет этого, то тот, на кого брошено обвинение в чародействе, должен пойти к Реке и броситься в нее. Если Река овладеет им, то обличавший его может забрать его дом; а если Река этого человека очистит и он останется невредим, то того, кто бросил на него обвинение в чародействе, должно убить; бросавшийся в Реку получает дом обличавшего его.
Отражение принципа талиона закреплено в следующих статьях:
Ст. 192. Если приемный сын евнуха или приемный сын зикрум скажет своему отцу, вырастившему его, или матери, вырастившей его: «Ты не мой отец» или «Ты не моя мать», то ему должно отрезать язык.
Ст. 193. Если приемный сын евнуха или приемный сын зикрум узнает о доме своего естественного отца и возненавидит отца, вырастившего его, или мать, вырастившую его, и уйдет в дом своего отца, то ему должно вырвать глаз.
Ст. l95. Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать пальцы.
Ст. 196. Если человек повредит глаз какого-либо из людей, то должно повредить его глаз.
Ст.197. Если он сломает кость человека, то должно сломать его кость.
Ст. 200. Если человек выбьет зуб человека, равного себе, то должно выбить его зуб. Ст.209 — 210. Если человек ударит дочь человека и причинит выкидыш ее плода, то он должен уплатить за ее плод 10 сиклей серебра.Ст. Если эта женщина умрет, то должно убить его дочь.
Ордалии закрепленные в Салической правде
Согласно ч.1 ст16. Капитулярий VI. Салической правды «Если кто будет уличен в качестве ложных свидетелей, повинны уплатить пеню по 5 сол. И если обвиняющий их в лжесвидетельстве опустит свою руку в котелок и вынет (ее) здоровой, повинен уплатить ту же пеню, как выше сказано. А если обожжет руку, платит 15 солидов пени»[1].
Ордалии в Законах Манну закреплены в главе VIII статьях 85,114 – 11585. Злодеи думают: “Никто не видит нас”, – но их видят боги, а также их совесть.
114. Или следует заставить (обвиняемого) взять огонь, погрузиться в воду или же прикоснуться к головам жены и сыновей в отдельности. 115. Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода не заставляет подняться вверх и (с кем) вскоре не случится несчастья, должен считаться чистым в клятве.
Опишите договор займа по Законам Хаммурапи (работа с источником).
Довольно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа.
Должник вынужден был отдавать свою землю в обеспечение долга либо отдавать в кабалу детей, других членов семьи.
(§ 117) Если долг одолел человека и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь или отдал их в кабалу, то три года они должны обслуживать дом их покупателя или их закабалителя, в четвертом году им должна быть предоставлена свобода.
В заслугу Хаммурапи ставится ограничение ростовщического процента по займам и возможность в некоторых случаях отсрочить уплату долга. (§ 48) Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад побил поле, или половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно своему заимодавцу; он может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить. В заслугу Хаммурапи ставится ограничение ростовщического процента по займам и возможность в некоторых случаях отсрочить уплату долга
(§ 89) Если человек, взявший в долг под проценты, не имеет серебра для возвращения долга, а имеет только зерно, то, следуя царскому уставу, тамкар должен взять в качестве процента 100 ка на 1 гур одним зерном. (§ 88) Если тамкар дал зерно как процентный долг, то он может взять за один гур 1/5 зерна как проценты, если он дал серебро как процентный долг, то за один сикль серебра он может взять 1/б сикля и 5 ше как проценты. В случае завышения этого процента тамкар рисковал не получить всю долговую сумму. Устанавливался запрет забирать в покрытие долга поле или сад. (§ 66) Если человек взял деньги у тамкара и тамкар этот прижимает его, а ему нечем заплатить долг, и он отдал тамкару свой сад после опыления и сказал ему: «Финики, сколько их будет в саду, ты заберешь за свое серебро», то тамкар не должен согласиться; только хозяин сада должен забрать финики, сколько их будет в саду, и серебро с его процентами, согласно его документу, он должен уплатить тамкару, а остальные финики, которые будут в саду, должен забрать только хозяин сада. (§ 49) Если человек взял у тамкара серебро и отдал тамкару возделываемое зерновое или сезамовое поле, сказав ему: «Поле обработай и зерно или же сезам, которые будут, собери и возьми», то если землепашец вырастит на поле зерно или сезам, только хозяин поля должен забрать зерно или сезам, которые будут на поле; а тамкару он должен отдать зерно за его серебро, которое он у него взял, с процентами. Он также должен возместить тамкару издержки по обработке поля. (§ 50) Если он отдал обработанное зерновое поле или же обработанное сезамовое поле, то только хозяин поля может забрать зерно или сезам, которые будут на поле, а тамкару он должен вернуть серебро с его процентами[2].
Источник
1. Общие понятия
Первая кодификация законов Вавилонии,
относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам
Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления.
Сборник законов выбит на черном базальтовом
столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом,
который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего
перед богом Солнца Шамашем — покровителем суда. Изложение законов отличается
тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не
имеют религиозного и морализирующего элементов.
Текст сборника состоит из трех
частей:
· введение, в котором Хаммурапи объявляет,
что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял
слабого», а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам
своего государства;
· 282 статьи законов,
· обширное заключение.
Источниками при составлении сборника
послужили:
· обычное право;
· шумерские судебники;
· новое законодательство.
2. Собственность
При царе Хаммурапи частная собственность
на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие
виды земельной собственности:
· царские;
· храмовые;
· общинные;
· частные.
Царским и храмовым хозяйством управлял
царь.
С развитием частной собственности на землю
сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли
свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству,
каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало.
Крупные землевладельцы использовали труд
рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами.
Земельные наделы воинов, а также имущество солдат подчинялись особому правовому
режиму.
3. Виды обязательств
Законодательству Хаммурапи известны
договоры:
· аренды;
· имущественного найма;
· личного найма;
· займа;
· купли-продажи;
· хранения;
· товарищества;
· мены;
· поручения.
Большую роль в земельных отношениях того
времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей,
посвященных аренде — поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи
упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных,
судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также
ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.
При помощи договора личного найма нанимали
сельскохозяйственных Рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами
определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты
труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как
денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от
кредитора и предотвратить долговое рабство.
Законы подробно регулировали
следующие положения:
· ограничение максимального срока отработки
долга тремя годами;
· ограничение процентов, взимаемых
ростовщиком;
· ответственность кредитора в случае смерти
должника в результате дурного обращения с ним.
Договор купли-продажи также был очень
распространен ввиду существования частной собственности на движимое и
недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:
· продажа ценных предметов (земли, построек,
рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;
· продавцом мог быть только собственник вещи;
· продажа имущества, изъятого из оборота,
считалась недействительной.
4. Брачно-семейные отношения
Брак заключался на основе письменного
договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при
наличии этого договора.
Главой семьи был муж. Замужняя женщина
обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла
право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла
наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за
неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому
наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену.
Будучи главой семьи, отец имел над детьми
сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за
свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.
Хотя закон и признает наследование по
завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по
закону. В качестве наследников выступали:
· дети;
· усыновленные дети (Законы Хаммурапи
разрешают усыновление детей);
· внуки;
· дети от рабыни-наложницы, если отец
признавал их своими.
Отец не имел права лишить наследства сына,
не совершившего преступления.
5. Виды преступлений и наказаний
Общего понятия преступления и перечня всех
деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания
кодификации можно выделить три вида преступлений.
· против личности;
· имущественные;
· против семьи.
К преступлениям против личности законы
относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится.
Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза,
зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.
Среди имущественных преступлений законы
называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются
грабеж, укрывательство рабов.
Преступлениями, подрывающими устои семьи,
законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение.
Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью
наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что
определяло их виды.
Основными видами наказаний являлись:
· смертная казнь в различных вариантах —
сожжение, утопление, посажение на кол;
· членовредительские наказания — отрубание
руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;
· штрафы;
· изгнание.
При определении наказания за преступления,
совершенные против личности, законодатель руководствовался «принципом
талиона» — «мера за меру», когда виновному назначалась та же
участь, что и потерпевшему.
Наказаниями за имущественные преступления
были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий
стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили.
Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за
прелюбодеяние) или членовредительством — например, отрубанием руки сыну,
ударившему отца.
6. Процесс
Ведение процессов по уголовным и гражданским делам
осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны.
Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии
(например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам
процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое
решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права
возвращения к ней.
Источник