Декрет
от 21 января 1918 года
Об аннулировании государственных займов
1. Все государственные займы, заключенные правительствами российских помещиков и российской буржуазии, перечисленные в особо публикуемом списке, аннулируются (уничтожаются) с декабря 1917 года. Декабрьские купоны названных займов оплате не подлежат.
2. Равным образом аннулируются все гарантии, данные названными правительствами по займам различных предприятий и учреждений.
3. Безусловно и без всяких исключений аннулируются все иностранные займы.
4. Краткосрочные обязательства и серии Государственного Казначейства остаются в силе. Проценты по ним не уплачиваются, а самые их облигация имеют хождение наравне с кредитными билетами.
5. Малоимущие граждане, владеющие аннулируемыми государственными бумагами внутренних займов на сумму не свыше 10.000 рублей (по номинальной стоимости), получают взамен именные свидетельства нового займа Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на сумму, не превышающую 10.000 рублей. Условия займа будут определены особо.
6. Вклады в государственные сберегательные кассы и проценты по ним неприкосновенны. Все облигации аннулируемых займов, принадлежащие сберегательным кассам, заменяются книжным долгом Российской Социалистическое Федеративной Советской Республики.
7. Кооперативы, местные самоуправления и другие общеполезные или демократические учреждения, владеющие облигациями аннулируемых займов, удовлетворяются на основании правил, вырабатываемых Высшим Советом Народного Хозяйства совместно с представителями этих учреждений, если будет доказано, что эти облигации приобретены до опубликования настоящего декрета.
Примечание. Местным органам Высшего Совета Народного Хозяйства предоставляется определять, какие местные учреждения подходят под понятие общеполезных или демократических.
8. Общее руководство ликвидацией государственных займов возлагается на Высший Совет Народного Хозяйства.
9. Все дело ликвидации займов возлагается на Государственный Банк, которому и вменяется в обязанность немедленно приступить к регистрации всех имеющихся в руках различных владельцев облигаций государственных займов, а также других процентных бумаг, как подлежащих, так и не подлежащих аннулированию.
10. Советы Рабочих. Солдатских и Крестьянских Депутатов образуют, по соглашению с местными советами народного хозяйства, комиссии для определения того, какие граждане относятся к числу малоимущих.
Эти комиссии имеют право аннулировать полностью сбережения, приобретенные нетрудовым путем, даже если эти сбережения не превышают суммы в 5.000 рублей.
Распубликован в № 20 Газеты Рабочего и Крестьянского Правительства от 28 января 1918 года.
См. также[править]
- Постановление ВСНХ от 07.03.1918 О правилах применения декрета об аннулировании государственных займов
- Постановление СНК РСФСР от 26.10.1918 Об аннулированных государственных процентных бумагах
- Декрет СНК РСФСР от 16.09.1920 О прекращении выдачи возмещения за аннулированные ценные бумаги
Источник
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Номер: 2-3
Год: 2017
Страницы: 119-122
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук
- Издательство
Научное издательство «Институт стратегических исследований»
ISSN (печатный вариант): 2073-0071
Область наук
- Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук
- Общественные науки в целом
Ключевые слова
external debt, gold reserves, decree, «Russian loans», bonded loans, intervention
Просмотр статьи
⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)
Аннотация к статье
В статье рассматриваются и анализируются основные положения Декрета ВЦИК «Об аннулировании государственных займов от 21 января (3 февраля) 1918 г. Основное внимание уделено последствиям принятия декрета и путям разрешения финансовых споров по результатам его принятия. На основе имеющейся исследовательской литературы, данных бюджетных росписей Государственного банка и открытых статистических источников проведена оценка уровня государственного долга и залогового золота под выдаваемые кредиты.
Текст научной статьи
Введение В настоящее время вопрос российского внешнего долга также как и золотого запаса времен Первой мировой войны периодически поднимается в средствах массовой информации. Данная проблема так и не была окончательно урегулирована с рядом стран, в частности Францией и Японией. Само же выражение «русский заем» уже стало одним из фразеологизмов, означающее долг, который невозможно вернуть. Сегодня царские облигации свободно продаются в интернет-магазинах и на аукционах за символическую плату. Это конечно мало радует их владельцев, которые годами участвуют в судебных тяжбах за получение купонных выплат. Безусловно, за истекший век с момент выхода Декрета ВЦИН «Об аннулировании государственных займов от 21 января (3 февраля) 1918 г. споры в большей мере были разрешены, однако актуальность этого вопроса не теряется. Дефолты и отказы по государственным обязательствам периодически сотрясают мировую финансовую систему. Из последних наиболее громких таких отказов стоит отметить технический дефолт Греции в 2015 г., дефолт Аргентины в 2014 г. и отказ Украины в 2015 г. от выплаты суверенного долга России в 3 млрд. долларов США. Историческая практика, пройденная Россией в этом вопросе, позволяет наиболее адекватно оценить все последствия таких отказов и корректировать странам свою долговую политику. Принятие декрета Октябрьская революция 1917 года явилась завершением финансовых отношений между Россией и ее союзниками в Первой мировой войне: большевики отказываются признать долги старого режима. Согласно Декрету ВЦИК «Об аннулировании государственных займов» от 21 января (3 февраля) 1918 года «все государственные займы, заключенные правительствами российских помещиков и российской буржуазии, перечисленные в особо публикуемом списке, аннулируются (уничтожаются) с 1 декабря 1917 г. Декабрьские купоны названных займов оплате не подлежат» [1]. Декрет аннулировал также все гарантии по займам различных предприятий и учреждений и все иностранные займы. В связи с аннулированием «царских долгов» и отказом от их обслуживания в одностороннем порядке вывезенное за годы Первой мировой войны за рубеж золото так и не было возвращено. Золотой запас Российской империи вывозился преимущество либо с целью закупок на военные нужды, либо в качестве залога под целевые кредиты, выделяемые странами-союзниками. Вывоз физического золота за границу производился в несколько этапов. По данным советского историка А.Л.Сидорова, поставки золота в Великобританию производились в декабре 1915 г., в июне 1916 г. и в феврале 1917 г. [4]. Наиболее интересна последняя отгрузка физического золота примерно на 147 т., не нашедшая отражения в официальной статистике Государственного банка, поскольку числилось в разделе «В пути». Взамен Великобритания выделяла целевые кредиты, под которые Государственный банк Российской империи производил дополнительную денежную эмиссию кредитных билетов. Помимо вывоза золотого запаса в Великобританию отгрузки происходили по некоторым сведениям в США (1915 — 1916 гг.) и Швецию (октябрь 1917 г.). Вывоз физического золота в США для закупки оружия и бездымного пороха подтверждает профессор В. А. Сироткин [5, 209-2010], однако, по мнению, А. Л. Сидорова для закупки бездымного пороха и оружия использовалось залоговое золото, направленное в Великобританию. Таким образом, по мнению А. Л. Сидорова и большинства исследователей по данному вопросу США являлись лишь транзитной стороной по вывозу золотого запаса России. Помимо этого, золотовалютные запасы находились во французских банках в качестве залога предоставленных Францией кредитов. Франция являлась главным заемщиком России начиная со второй половины XIX в. Накануне Первой мировой войны Россия перевела все золотые запасы из германских банков во французские, предчувствуя приближение военного конфликта. Впоследствии Франция объявила мораторий на использование этих валютных ценностей, опасаясь неисполнение Россией своих долговых обязательств, что в целом было оправдано. Золотовалютные ценности России, хранящиеся во Франции, пошли на частичные выплаты процентов французским держателям «русских займов», аналогичная судьба ожидала и золотовалютные резервы, направленные в Великобританию. Оставшийся в России золотой запас после Октябрьской революции и заключения Брестского мира с Германией еще больше уменьшился. Согласно договоренностям в рамках «Брестского мира» Россия выплачивала 6 миллиардов марок репараций и возмещала убытки Германии в размере 500 млн. золотых рублей. Тем не менее, золотого запаса Российской империи не хватило для покрытия всех обязательств. Он неоднократно фигурировал на множестве переговоров сначала советского руководства, а позже и российского. Вопрос золотого запаса обсуждался на Генуэзской конференции в 1922 г. Западные страны отказывались возвращать золотой запас в связи с отказом советского правительства от выплат по «царским долгам». Урегулирование споров Сдвиг по вопросу «царских долгов» произошел лишь под конец существования СССР. В августе 1986 г. М. С. Горбачев и М. Тэтчер подписали межправительственное соглашение об урегулировании всех взаимных претензий в области финансов и собственности, относящихся к периоду до 1 января 1939 года. Согласно этому документу, Великобритания сняла свои претензии по «царским долгам» (прежде всего, имеются в виду государственные облигационные займы, размещенные в Соединенном Королевстве перед первой мировой войной) на 900 млн. фунтов стерлингов. Россия же отказалась от требований компенсировать ущерб от британской интервенции 1918-1920 годов, размер которого был согласован на Генуэзской конференции 1922 года, на сумму 2 млрд. фунтов. Кроме того, наша страна отказалась от претензий, касающихся золотого залога на сумму 60 млн. фунтов, который царское и временное правительства разместили в годы первой мировой войны в британских банках [2]. В 1990 г. М. С. Горбачёв подписал соглашение, согласно которому Советский Союз признается правопреемником Российской империи и последующих государственных образований на ее территории в 1917-1922 гг., обещая проработать вопрос царских займов. Уже через два года 7 февраля 1992 г. Россия и Франция подписывают договор, в котором отмечается, что Российская Федерация является правопреемником СССР и намерена решить вопрос долгов по царским займам [3, 18-23]. Соглашения об урегулировании финансовых требований между правительствами РФ и Франции были подписаны в 1996-1997 гг. Урегулированию подлежали все финансовые обязательства, возникшие до 9 мая 1945 года. Согласно этим договорам Россия и Франция отказались предъявлять взаимные претензии по финансовым и имущественным спорам, объект которых возник до 9 мая 1945 года. В первую очередь, эти соглашения затронули все царские займы и облигации, выпущенные до 7 ноября 1917 года и гарантированные царским или Временным правительством. В свою очередь сумма уступки по данному соглашению от России Франции составила 400 миллионов долларов США, которые должны были пойти на частичную компенсацию держателям «русских займов» во Франции, которых к 1999 году насчитывалось по данным французского казначейства более 316 тысяч человек с 9 миллионами облигаций на руках. Безусловно, урегулирование взаимных финансовых требований открыло дорогу более глубокому экономическому сотрудничеству двух стран. Однако после завершения расчетов стало понятно, что компенсации владельцам «русских займов» будет чисто символической и не превысит 1% от суммы долговых требований в пересчете по текущим валютным курсам. Это стало глубоким разочарованием для держателей «царских займов», которые не поддержали вышеуказанные соглашения. С этого момента началась борьба владельцев «русских займов» против заключенных межправительственных соглашений и принципов расчета компенсаций. Тем не менее, французские суды посчитали правомерными и действительными как международные договоры, так и условия компенсаций. Однако на этом претензии владельцев «русских займов» к своему правительству не закончились. В частности ими были выдвинуты новые обвинения в поощрении приобретения царских облигаций и асимметричности предоставляемой информации. Действительно, в конце XIX — начале XX века имела место быть широкомасштабная пропагандистская кампания в поддержку приобретения «ненадежных» ценных бумаг. Лозунги «Одолжить России — это одолжить Франции» стали вершиной такого продвижения. Хотя трудно согласится с определением «ненадежных бумаг», тем более что с 1897 года царский рубль обеспечивался золотом и был свободно конвертируемой валютой, да и доходность по российским облигациям была в разы ниже, чем доходность по современным российским облигациям и не превышала 4%, что только подчеркивает низкие риски по этим бумагам. Сами бумаги котировались на французской бирже более ста лет, даже после отказа большевиками по обязательствам царского правительства. Однако накануне заключения межправительственных соглашений котировка была приостановлена. Несмотря на требования владельцев «русских займов» о возобновлении котировок, французский суд и по этому требованию им отказал с формулировкой, что стоимость ценных бумаг установить невозможно, и перспектив купонных выплат по ним нет [3, 18-23]. После безуспешных попыток опротестовать решение суда по межправительственному соглашению французские держатели «русских займов» пытались неоднократно добиться ареста российского имущества во Франции: недвижимости и выставок, организованных российскими музеями. В 2003 году такой арест чуть было не коснулся экспонатов, привезенных Эрмитажем в Дом инвалидов в Париже в рамках тематической экспозиции «Когда русские говорили по-французски», посвященной духовной и культурной близости двух народов. А в 2010 году ассоциация владельцев царских облигаций изучало вопрос ходатайства в суд об аресте Свято-Николаевского собора в Ницце и всех внесенных в опись предметов имущества и искусства». Однако и в том, и в другом случае арестов удалось избежать. Российская Федерация считает неправомерными иски владельцев царских бумаг, ссылаясь на урегулирование этого вопроса Меморандумом 1997 года, освободившего ее от экономических и финансовых притязаний французских держателей царских долгов. Неурегулированными остаются и споры между Россией и Японией по вопросу золотого запаса в связи с перехватом Японией части царского золота, предназначавшегося для Великобритании. Российский опыт долговых отношений является важной исторической практикой для стран, проводящих рискованную долговую политику и должен приниматься в расчет российскими экономическими властями.
Источник
Законы об аннулировании государственного долга России. 1918 г.
Вскоре после захвата власти отказались платить все внешние и внутренние долги России. Основной причиной этого было стремление ухудшить положение иностранных правительств и отечественных состоятельных классов в видах ускорения мировой революции.
Декрет ВЦИК об аннулировании государственных займов. 21.1.1918 г.
1. Все государственные займы, заключенные правительствами российских помещиков и российской буржуазии, перечисленные в особо публикуемом списке, аннулируются (уничтожаются) с декабря 1917 года. Декабрьские купоны названных займов оплате не подлежат.
2. Равным образом аннулируются все гарантии, данные названными правительствами по займам различных предприятий и учреждений.
3. Безусловно и без всяких исключений аннулируются все иностранные займы.
4. Краткосрочные обязательства и серии государственного казначейства остаются в силе. Проценты по ним не уплачиваются, а самые их облигации имеют хождение наравне с кредитными билетами.
5. Малоимущие граждане, владеющие аннулируемыми государственными бумагами внутренних займов на сумму не свыше 10.000 рублей (по номинальной стоимости), получают взамен именные свидетельства нового займа Российской Социалистической Федеративной Советской республики на сумму, не превышающую 10.000 рублей. Условия займа будут определены особо.
6. Вклады в государственные сберегательные кассы и проценты по ним неприкосновенны. Все облигации аннулируемых займов, принадлежащие сберегательным кассам, заменяются книжным долгом Российской Социалистической Федеративной Советской республики.
7. Кооперативы, местные самоуправления и другие общеполезные или демократические учреждения, владеющие облигациями аннулируемых займов, удовлетворяются на основании правил, вырабатываемых Высшим советом народного хозяйства совместно с представителями этих учреждений, если будет доказано, что эти облигации приобретены до опубликования настоящего Декрета.
Примечание. Местным органам Высшего совета народного хозяйства предоставляется определять, какие местные учреждения подходят под понятие общеполезных или демократических.
8. Общее руководство ликвидацией государственных займов возлагается на Высший совет народного хозяйства.
9. Все дело ликвидации займов возлагается на Государственный банк, которому и вменяется в обязанность немедленно приступить к регистрации всех имеющихся в руках различных владельцев облигаций государственных займов, а также других процентных бумаг, как подлежащих, так и не подлежащих аннулированию.
10. Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов образуют, по соглашению с местными советами народного хозяйства, комиссии для определения того, какие граждане относятся к числу малоимущих.
Эти комиссии имеют право аннулировать полностью сбережения, приобретенные нетрудовым путем, даже если эти сбережения не превышают сумму в 5.000 рублей.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного комитета советов
Я. СВЕРДЛОВ
Секретарь
АВАНЕСОВ
Постановление СНК об аннулированных государственных процентных бумагах. 26.10.1918 г.
В разъяснение, развитие и изменение постановлений декрета от 21 января 1918 года «Об аннулировании государственных займов» (Собр. Узак., 1918, № 27, ст. 353) и Постановления «О правилах применения декрета об аннулировании государственных займов» (Собр. Узак., 1918, № 29, ст. 386) Совет Народных Комиссаров постановляет:
1. Всем лицам и учреждениям надлежит немедленно сдать все принадлежащие им аннулированные и гарантированные правительством государственные процентные бумаги, перечисленные в приложенном при сем и могущем быть дополнительно изданном списке[1], в соответствующие учреждения Народного банка Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, а где таковых не имеется, в казначейства или в государственные сберегательные кассы, поскольку таковая сдача еще не последовала.
2. Устанавливаемые нижеследующими статьями правила распространяются лишь на аннулированные процентные бумаги, находящиеся в банках, казначействах и сберегательных кассах или своевременно заявленные их держателями к регистрации.
3. Гражданам, владеющим аннулированными государственными и гарантированными правительством процентными бумагами, перечисленными в прилагаемом при сем списке, на сумму не свыше 10.000 рублей (по номинальной их стоимости), зачисляется на их текущий счет в Народном банке Российской Социалистической Федеративной Советской республики или на их книжку в государственной сберегательной кассе сумма, соответствующая стоимости этих бумаг согласно расценкам, указанным в означенном списке. При этом вычитается долг по ссудам, выданным под эти бумаги в учреждениях Народного банка, казначействах и государственных сберегательных кассах.
4. Комиссиям, образуемым согласно ст. 8 сего Постановления, предоставляется право в особых исключительных случаях возбуждать через посредство финансовых отделов губернских исполнительных комитетов советов депутатов перед главной комиссией, учреждаемой на основании ст. 7 сего Постановления, ходатайства об удовлетворении в пределах не свыше 10.000 рублей по нормам ст. 3 сего Постановления отдельных лиц, владельцев аннулированных процентных бумаг, на сумму свыше 10.000 рублей по номинальной стоимости.
5. Держатели аннулированных процентных бумаг, поместившие таковые в государственные сберегательные кассы, удовлетворяются также лишь в порядке ст. ст. 3 и 6 настоящего Постановления.
6. Устанавливается следующий порядок удовлетворения правительственных учреждений, общеполезных и демократических организаций, признанных таковыми в порядке ст. ст. 7 и 8 настоящего Постановления и представивших доказательство того, что облигации аннулированных займов ими приобретены или получены до издания декрета от 29 декабря 1917 года «О прекращении платежей по купонам и дивидендам» (Собр. Узак., № 13, ст. 185):
а) Совершенно не возмещаются убытки, причиненные аннулированием государственных процентных бумаг, принадлежащих правительственным учреждениям, в том числе советам депутатов, бывшим городским и земским самоуправлениям и национализированным предприятиям.
Средства, необходимые на покрытие расходов, прежде удовлетворявшихся за счет доходов с этих аннулированных бумаг, надлежит испрашивать в обычном сметном порядке.
б) Суммы, соответствующие тому процентному доходу, коего лишились по находившимся в их обладании аннулированным государственным процентным бумагам общеполезные и демократические организации, признанные таковыми в порядке ст. ст. 7 и 8 сего Постановления, должны включаться в сметы тех комиссариатов, к ведению коих эти организации относятся.
в) Потребительские кооперативы, кассы взаимопомощи, рабочие страховые кассы и страховые товарищества, в случае, когда последние преобразованы на началах самоуправления застрахованных, ссудо-сберегательных, эмеритальных, пенсионных, похоронных касс рабочих и служащих, удовлетворяются путем записи на их текущие счета в Народном банке Российской Социалистической Федеративной Советской Республики стоимости принадлежащих им аннулированных процентных бумаг, соответственно расценке, приложенной к сему Постановлению.
Примечание. Порядок расходования денежных сумм, записанных взамен аннулированных процентных бумаг на текущие счета ссудо-сберегательных, эмеритальных, пенсионных, похоронных и т.п. касс рабочих и служащих, определяется народным комиссариатом труда.
7. Для общего руководства делом ликвидации аннулированных займов образуется при народном комиссариате по финансовым делам главная комиссия в составе двух представителей от народного комиссариата по финансовым делам и по одному от Высшего совета народного хозяйства, народных комиссариатов государственного контроля, труда, социального обеспечения, а равно представителей заинтересованных в каждом отдельном случае ведомств.
8. Для разрешения вопросов, возникающих на местах при применении настоящего Постановления, а равно декрета от 21 января с.г., при финансовых отделах губернских исполнительных комитетов советов депутатов образуются смешанные комиссии из двух представителей финансового отдела и по одному от местных органов государственного контроля труда, социального обеспечения и губернского совета народного хозяйства, с привлечением в каждом отдельном случае к участию представителей заинтересованных учреждений.
Примечание. Смешанные комиссии губерний, входящих в состав признанных Всероссийским Центральным Исполнительным комитетом советов областных объединений, сносятся с главной комиссией через комиссариат по финансовым делам своей области.
9. Отменяются пункты 8 и 10 декрета от 21 января 1918 года.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В.И. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Народный комиссар по финансовым делам
Н. КРЕСТИНСКИЙ[2]
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
В.Д. БОНЧ-БРУЕВИЧ
[1] Не приводится.[2] Крестинский Николай Николаевич (1883-1938) – государственный деятель. С 1903 социал-демократ, с 1905 большевик. Неоднократно арестовывался и ссылался. В 1908-1941 юрисконсульт профсоюзов и социал-демократических фракций III и IV Государственных дум. В 1917 председатель Екатеринбургского комитета большевиков. Член Учредительного собрания. Видный деятель левых коммунистов. В августе 1918 – октябре 1922 нарком финансов. Подготовил и начал денежную реформу 1922-1925 гг. Одновременно в 1919-1922 ответственный секретарь ЦК РКП(б). Во внутрипартийной борьбе в 1921-1926 поддерживал Троцкого, затем перешел на сторону большинства. В 1922-1930 полпред в Германии, в 1930-1937 заместитель и первый заместитель наркома иностранных дел. Расстрелян по приговору военной коллегии Верховного суда по делу «правотроцкистского блока». В 1963 реабилитирован.
Источник