Согласно правилам использования нефтегазовых доходов, Минфин для компенсации выпадающих нефтегазовых поступлений сначала должен был потратить валютные средства, еще не зачисленные в ФНБ. В первом квартале 2020 года, когда цены на нефть еще были относительно высоки, Минфин успел приобрести на рынке без зачисления в ФНБ более $9 млрд. Августовское вскрытие фонда означает, что Минфин полностью потратил валюту, купленную в начале года, после чего по правилам обязан брать деньги из ФНБ. В результате только с августа фактически начались чистые траты валютных резервов Минфина.
«Начиная с августа 2020 года, после образования нулевых остатков на валютных счетах по учету средств дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, Минфин России перешел к продаже иностранной валюты за счет средств ФНБ», — подтвердила пресс-служба Минфина России. С января по март 2020 года Минфин приобретал валюту за счет дополнительных нефтегазовых доходов бюджета, начиная с апреля Минфин продавал валюту в целях компенсации недополученных нефтегазовых доходов. «Суммарный объем проданной иностранной валюты в текущем году [по состоянию на август] эквивалентен объему приобретенной валюты за счет дополнительных нефтегазовых доходов 2020 года», — заявили в Минфине.
Замминистра финансов Владимир Колычев в июле прогнозировал, что по итогам года из ФНБ заберут 250–300 млрд руб. В последние два месяца Минфин направляет на продажи валюты примерно по 60 млрд руб. в месяц при ценах на нефть Urals, стабилизировавшихся на уровнях $44–46 за баррель. С августа предельный уровень нефтедобычи для России в соответствии со сделкой ОПЕК+ (по сокращению с 1 мая поставок на мировой рынок) повысился с 8,5 млн до 9 млн барр. в сутки. Если в оставшиеся месяцы года ценовая конъюнктура не поменяется, чистое использование ФНБ как раз может составить около 250 млрд руб.
Минфин продал имевшуюся на счетах по учету дополнительных нефтегазовых доходов валюту, которая была куплена с начала года, и теперь для осуществления продаж берет ее из ФНБ, подтверждает макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. «На деле это пока фактически нулевые траты (3,6 млрд руб.)», — заметил он.
Валютные резервы Минфина — около $120 млрд
На 1 сентября ликвидные активы ФНБ (средства в долларах, евро и фунтах) составили $119,4 млрд. В сентябре Минфин направит на продажу валюты около $730 млн. Несмотря на превышение фактических цен нефти над заложенной в бюджете базовой ценой ($42,4 за баррель), российский бюджет продолжает недополучать нефтегазовые доходы относительно базового уровня. Это связано с тем, что Россия резко сократила добычу нефти по сравнению с изначальным прогнозом в результате договоренностей ОПЕК+. Но текущие темпы использования ФНБ невелики, и по итогам года размер его ликвидных активов будет превышать 7% ВВП.
Средняя цена нефти Urals в 2020 году сложится на уровне $41 за баррель, ожидает главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Софья Донец. В этих условиях объем чистого расходования валютных средств Минфина составит около 450 млрд руб. (чуть более $6 млрд), говорит она.
В марте 2020 года в ФНБ была зачислена валюта, приобретенная по бюджетному правилу в 2019 году, — 3,3 трлн руб. по курсу на момент перечисления, напоминает замдиректора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. Если учитывать и это, чистые траты ФНБ за полный 2020 год будут отрицательными, то есть стоимость фонда вырастет. Использование ФНБ для замещения выпадающих нефтегазовых доходов составит 0,3–0,4 трлн руб., оценил он. «С учетом операций, валютной и курсовой переоценки сальдо пополнения/использования ФНБ за год может составить +4,6 трлн руб.», — полагает он.
Покупка акций Сбербанка на средства ФНБ за 2,1 трлн руб. привела к снижению объема ликвидных средств фонда, но в целом для его величины (валюта плюс активы) операция носила нейтральный характер. «Так как среднегодовая цена нефти по итогам года, вероятно, окажется близкой к базовой цене нефти (+/-5% от базовой), на выпадающие нефтегазовые доходы в 2020 году, скорее всего, значимо повлияет меньший объем добычи и экспорта энергоресурсов (в основном в результате сделки ОПЕК+)», — говорит Куликов. Величину выпадения нефтегазовых доходов за счет обоих факторов — цена и объем — в АКРА оценивают примерно в 0,3 трлн руб. с учетом дополнительных нефтегазовых доходов начала года, говорит он.
До пандемии Минфин планировал начать инвестировать свободные средства ФНБ во внутренние доходные проекты и экспортные кредиты. По Бюджетному кодексу это возможно после достижения ликвидной части ФНБ планки 7% ВВП. Однако возобновления дискуссии об инвестировании средств ФНБ в обозримом будущем Донец не ожидает, подход правительства к расходованию резервов будет консервативным. Вопрос инвестирования ФНБ будет отложен, согласен Мурашов.
Авторы
Иван Ткачёв, Юлия Старостина
Источник
Вплоть до 2000г. В Российской Федерации существовала практика принятия бюджета со значительным превышением его доходной части над расходной, что оказывало негативное влияние на уровень экономического развития страны. Как правило, все дискуссии по поводу размеров дефицита и профицита бюджетов сводятся к общему мнению о необходимости принятия сбалансированного бюджета с возможностью незначительных отклонений в ту или иную сторону. По мнению ряда ученых-экономистов, наличие незначительного объема бюджетного дефицита может позитивно сказаться на темпах экономического роста.
В соответствии с российским законодательством в случае превышения расходов над доходами образуется дефицит бюджета и возникает необходимость утверждения источников его финансирования. Одним из источников финансирования бюджетного дефицита являются государственные заимствования.
Государственные заимствования представляют собой займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации.
Государственные внутренние заимствования Российской Федерации – это займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.
Государственные внешние заимствования Российской Федерации представляют собой займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте.
Для финансирования дефицита местных бюджетов могут привлекаться муниципальные заимствования, которые представляют собой займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в местный бюджет других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.
При принятии бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим законом (решением) о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга. Текущие расходы бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, утвержденные законом о бюджете или нормативным документом, не могут быть больше объема доходов соответствующего бюджета.
Размер дефицита федерального бюджета не должен превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в соответствующем финансовом году.
Все источники финансирования бюджетного дефицита подлежат обязательному утверждению органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.
Источниками финансирования дефицита не могут выступать кредиты Банка России и приобретенные Банком России долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении.
Все источники финансирования дефицита федерального бюджета принято подразделять на две группы: внутренние и внешние источники.
В качестве внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета может выступать разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение; разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации; поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение; курсовая разница по средствам федерального бюджета.
Внешними источниками финансирования дефицита государственного бюджета являются: разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение; разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц; разница между полученными и погашенными Российской Федерацией займами в иностранной валюте.
Финансирование дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может осуществляться из следующих форм внутренних источников: разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение; разница между полученными и погашенными субъектом Федерации в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными бюджету субъекта Федерации другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; разница между полученными и погашенными субъектом Федерации в иностранной валюте бюджетными кредитами, предоставленными Российской Федерацией в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований); поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Федерации; курсовая разница по средствам бюджета субъекта Федерации; разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение; разница между полученными и погашенными субъектом Федерации кредитами иностранных банков в иностранной валюте.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета может выступать разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение; разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций в валюте Российской Федерации; изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года; поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования; курсовая разница по средствам местного бюджета.
Долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц образуют государственный долг Российской Федерации, который полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. При этом федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств Российской Федерации и обслуживания государственного долга Российской Федерации.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в формах:
• кредитов, привлеченных от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
• государственных ценных бумаг, выпущенных от имени Российской Федерации;
• бюджетных кредитов, привлеченных в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
• государственных гарантий Российской Федерации;
• иных долговых обязательств, ранее отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.
Долговые обязательства Российской Федерации в зависимости от срочности подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет до 30 лет). Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. При этом изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
Государственный внутренний долг Российской Федерации включает основную номинальную сумму долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, объем основного долга по кредитам, предоставленных Российской Федерации, объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней, и объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Государственный внешний долг Российской Федерации состоит из номинальной суммы долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте, объема основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации; объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.
Государственный долг субъекта Российской Федерации представляет совокупность долговых обязательств субъекта Федерации и полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта Федерации имуществом, составляющим казну субъекта Федерации.
Долговые обязательства субъекта Российской Федерации существуют в форме: государственных ценных бумаг субъекта Федерации, бюджетных кредитов, привлеченных в бюджет субъекта Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитов, полученных субъектом Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, государственных гарантий субъекта Федерации.
Государственный долг субъекта Российской Федерации включает основную номинальную сумму долга по государственным ценным бумагам субъектов Федерации, объем основного долга по кредитами и объем обязательств по государственным гарантиям, полученным субъектом Федерации, а также объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, предоставленным субъекту Федерации от бюджетов других уровней. Долговые обязательства субъекта Федерации должны быть погашены в установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет.
Законодательные (представительные) и исполнительные органы субъекта Федерации используют все полномочия по формированию доходов бюджета субъекта Федерации для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.
Муниципальный долг представляет собой совокупность всех долговых обязательств муниципального образования, которые полностью и без условий обеспечиваются всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме ценных бумаг муниципального образования, бюджетных кредитов, привлеченных в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитов, полученных муниципальным образованием от кредитных организаций, гарантий муниципального образования.
Муниципальный долг включает основную номинальную сумму долга по муниципальным ценным бумагам, объем основного долга по кредитам и объем обязательств по муниципальным гарантиям, полученным муниципальным образованием, а также объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, предоставленным муниципальному образованию от бюджетов других уровней. При этом органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.
Долговые обязательства муниципального образования должны быть погашены в установленные сроки, которые не могут превышать 10 лет.
Дата добавления: 2016-03-28; просмотров: 762 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник