Дефицит государственного бюджета — это… Бюджетный дефицит и бюджетный профицит, сбалансированный бюджет. Внутренние и внешние источники финансирования дефицита бюджета. Меры по управлению бюджетным дефицитом: эмиссия, секвестр и налоговое покрытие.
РИА Новости / Екатерина Штукина
Что такое бюджетный дефицит
Дефицит государственного бюджета — это превышение расходов бюджета над доходами.
Простыми словами, если государство тратит больше, чем получает — это и есть бюджетный дефицит. Обычно дефицит бюджета оценивается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП).
Дефицит — всегда проблема, потому что государству нужно где-то найти деньги на оплату расходов.
Основные методы борьбы с бюджетным дефицитом: секвестр — сокращение бюджетных расходов; налоговое покрытие — введение дополнительных налогов и сборов; заимствования — наращивание внешнего и внутреннего госдолга; денежная эмиссия — дополнительный выпуск наличных.
Дефицит бюджета — не карастрофа для страны. Бюджеты многих государств являются дефицитными. Иногда попытки бороться с дефицитом оказываются вреднее самого дефицита — сокращая важные расходы и чересчур повышая налоги, государство может усугубить экономический кризис и спровоцировать долгосрочные проблемы.
Профицит и сбалансированный бюджет
Профицит государственного бюджета — это обратная ситуация, когда доходы выше расходов. Простыми словами, это избыток доходов, при котором в бюджете остаются «лишние» деньги.
Сбалансированный бюджет — это бюджет, где доходы равны расходам. В идеале, государственный бюджет должен быть сбалансированным — общий объем запланированных расходов должен соответствовать общим поступлениям в бюджет. Но учесть все обстоятельства бывает невозможно, и потому возникает дефицит либо профицит.
Причины бюджетного дефицита
Рост государственных расходов. Расходы могут расти в том числе из-за политического популизма — необеспеченных социальных программ.
Рост неоплаченного государственного долга.
Сокращение доходов из-за экономического кризиса.
Чрезвычайные обстоятельства: катастрофы, стихийные бедствия, войны.
Неэффективность финансовой системы государства.
Неэффективность налоговой политики, уход налогоплательщиков в тень.
Коррупция.
Виды бюджетного дефицита
Бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит — это чаще всего следствие затянувшегося экономического кризиса. Временный дефицит способен перерасти в хронический.
Фактический дефицит бюджета состоит из структурного и циклического дефицита.
Структурный дефицит — это дефицит, который возник бы в условиях полной занятости при текущем уровне налогов.
Циклический дефицит бюджета — это дефицит, вызванный экономическим кризисом, то есть спадом деловой активности и сокращением налоговых поступлений.
Последствия дефицита бюджета
Бюджетный дефицит не является чрезвычайным явлением. Он встречается в бюджетах многих государств, особенно в период экономического кризиса. Тем не менее, властям необходимо принимать жесткие меры, чтобы устранить дефицит и минимизировать его последствия.
Дефицит приводит к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных заказов. Это значит, что могут возникнуть проблемы в образовании, здравоохранении, обороне, работе государственных учреждений.
Кроме того, дефицит практически всегда приводит к инфляции — снижению покупательной способности денег.
Если не устранить дефицит бюджета и не принять меры, он рискует стать хроническим.
Источники финансирования дефицита государственного бюджета
Для финансирования дефицита бюджета государство может использовать внутренние и внешние источники.
Внутренние источники финансирования бюджетного дефицита
Размещение государственных ценных бумаг, облигаций в национальной валюте.
Кредиты, полученные от кредитных организаций — банков и фирм.
Бюджетные кредиты.
Доходы от продажи государственного имущества.
Использование государственных резервов.
Внешние источники финансирования бюджетного дефицита
Размещение государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте.
Кредиты иностранных государств.
Кредиты зарубежных банков и фирм.
Кредиты международных финансовых организаций.
Проблема с любыми заимствованиями в том, что они помогают лишь временно. Нарастает государственный долг, который необходимо обслуживать — возвращать с процентами.
Меры по управлению бюджетным дефицитом
В целях облегчения последствий бюджетного дефицита государство может предпринять слеюущие меры:
Денежная эмиссия. Бюджетный дефицит можно покрыть, напечатав больше наличных денег. Это позволит государству оплатить текущие расходы, но если «включить печатный станок», вырастет инфляция — деньги начнут обесцениваться.
Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Увеличение налоговых ставок или введение дополнительных налогов позволит наполнить бюджет. Однако из-за роста налогов предприниматели могут сократить производство или уйти в тень — перестать платить вовсе. В этом случае доходы бюджета снизятся.
Секвестирование бюджета. Урезание бюджетных расходов — секвестр — позволит сэкономить деньги и обойтись имеющимися доходами. Минус в том, что это означает недофинансирование бюджетных программ. Это непопулярная мера, которая вызовет недовольство граждан. А некоторые расходы сократить окажется невозможно — жизненно важные статьи бюджета не подлежат секвестированию.
Источник
Дефицит федерального бюджета в январе-июне 2020 года вырос до 956 миллиардов рублей, сообщил Минфин в понедельник. Недостающие доходы планируется компенсировать продажей валюты из запасов и займами. Глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин считает это возможным без ущерба для стабильности страны, но всем странам стоит опасаться роста госдолга США.
Доходы составили 9,1 триллиона рублей или 44,1% к утвержденным в законе о федеральном бюджете на 2020 год, расходы – около 10,1 триллиона рублей (51,1% от утвержденных на год).
Объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) на 1 июля составил 12,14 триллиона рублей, или 10,7% ВВП. Это эквивалентно 173,544 миллиарда долларам.
За июнь фонд уменьшился на 21,9 миллиарда рублей, но за полгода вырос вопреки продаже валюты из запасов для пополнения недостающих доходов из-за низкой цены нефти.
Фонд заработал от курсовой переоценки – доллар и евро подорожали. Курсовая разница от переоценки средств Фонда национального благосостояния за январь-июнь 2020 года составила 860,1 миллиарда рублей, включая размещения на счетах в иностранной валюте в Банке России в эквиваленте 802,9 миллиарда рублей.
Правительство удвоит займы для восстановления экономики и покрытия дефицита бюджета, но возьмет в долг только на внутреннем рынке – разместит облигации федерального займа (ОФЗ), которые покупают российские и иностранные инвесторы (около трети рынка ОФЗ).
Внешний долг России за первое полугодие текущего года снизился на 14,2 миллиарда долларов, или на 2,9%, и составил 477,2 миллиарда долларов, сообщил 13 июля Банк России. Банки снизили задолженность перед иностранными кредиторами. На сокращение долга повлияла и валютная переоценка.
В предыдущие годы страна снижала госдолг, поэтому сейчас есть возможность его увеличить. Госдолг России в 2020 году вырастет с 12,3% до 16% от ВВП и останется на безопасном уровне, заявил глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин 13 июля в Совете Федерации.
«Общий объем заимствований в этом году составит примерно 5 триллионов рублей, что, на мой взгляд, абсолютно посильно рынку, есть возможности рынка, здесь не требуется даже каких-то дополнительных усилий, – заявил Кудрин. – Госдолг возрастет примерно с 12,3% ВВП до 16% ВВП, что находится в безопасной зоне. Я бы сказал, то, что Россия своевременно снизила долг и он находится в безопасной зоне, это наш серьезный козырь в этом кризисе, мы всегда будем иметь этот резерв возможных заимствований».
По оценке Кудрина, эта сумма позволит покрыть и недостающие доходы бюджета, и расходы на поддержку граждан и восстановление экономики.
Если и ждать опасности от рынка долга, то в Америке. Госдолг США, обновляющий рекорды, угрожает всем, считает Кудрин:
«госдолг США только с начала года вырос со 108% до 123% ВВП (превысил 26 триллионов долларов). Для США это еще не является критическим, но если тенденция не будет существенно изменена, то это будет уже критическим и для доллара, и для мирового рынка.. если эта тенденция будет продолжаться, то это новые риски в мире и для развивающихся рынков, потому что мы очень связаны с ними».
На мировых рынках возможно обесценивание доллара на треть из-за огромного госдолга и нарастающей второй волны коронавируса в США, крупнейшей экономике мира, прогнозирует бывший руководитель Morgan Stanley Asia Стивен Роуч. В Deutsche Bank также ожидают отказ инвесторов от доллара. Поддержку рублю может оказать и дорожающая нефть, если не будет глобального возврата пандемии.
Большая часть мер поддержки экономики прекращена с 1 июля, но правительство планирует увеличить расходы федерального бюджета страны в 2020 году на 1,8 триллиона рублей, заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин на заседании правительства.
В этом случае расходы вырастут на 9% и будут достаточны для антикризисного плана и плана восстановления, и выполнения запланированных бюджетных обязательств. Кабмин готовит поправки в Бюджетный кодекс для включения в расходы бюджета национальный план восстановления экономики стоимостью свыше 5 триллионов рублей.
До пандемии российский бюджет-2020 был утвержден с доходами 20,38 триллиона рублей, расходами в 19,5 триллиона рублей. Бюджетный профицит в 2020 году планировался на уровне 876 миллиарда рублей. При этом ВВП должен был составить 112,863 триллиона рублей, инфляция — 3%. Общенациональный план восстановления экономики нацелен на рост ВВП не менее 2,5% к концу 2021 года, снижение безработицы до 5% и увеличение реальных доходов населения.
ВВП России в 2020 году снизится на 6% до 11-летнего минимума, но затем за 2 года потери будут восполнены, прогнозирует Всемирный банк. По его оценке, если не будет второй значительной волны пандемии, то российский ВВП, как ожидается, вырастет в 2021 году на 2,7% и далее в 2022 году рост ускорится до 3,1%.
Источник
6.2. Финансирование дефицита бюджета
Финансирование дефицита денежных средств сектора государственного управления включает консолидированное финансирование дефицита федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных образований и внебюджетных фондов. Центральное место занимает финансирование дефицита федерального государственного бюджета. Финансирование дефицита государственного бюджета представляет собой покрытие недостатка доходов и соответственно равно величине дефицита.
Общий объем финансирования определяется на основе сопоставления расходов органов государственного управления и источников их покрытия. Он равен величине заимствования, осуществленного органами государственного управления, минус погашение долга, минус приобретение финансовых требований к субъектам других секторов экономики в целях управления ликвидностью за вычетом продаж или погашения таких требований, плюс чистое уменьшение остатков денежных средств (без учета изменений, вызванных переоценкой их стоимости). Следует отметить, что в финансирование включается только погашение основной суммы долга, в то время как выплата процентов отражается в категории расходов.
Финансирование дефицита бюджетов осуществляется двумя основными способами: за счет государственных и муниципальных займов и за счет эмиссии новых денег. На финансирование дефицита оказывает так же влияние увеличение или уменьшение у органов государственного управления остатков ликвидных финансовых средств. Таким образом, категория финансирования включает заимствование, погашение (выплату) задолженности и изменение остатков средств органов государственного управления на счетах в банках, государственных резервов национальной валюты и ценных бумаг.
Финансирование дефицита с помощью займов. Категория финансирования охватывает потоки платежей, поступающих к сектору государственного управления и исходящих от него, которые приводят к возникновению или погашению платежных требований. К ней относятся операции, посредством которых осуществляется управление ликвидными средствами в целях обеспечения бесперебойного функционирования органов государственного управления. Таким образом, государственные финансы оказываются участниками рынка денежных капиталов. В отличие от обязательных и безвозвратных налоговых и неналоговых поступлений заемные средства предоставляются на условиях возвратности и платности. При этом денежные средства могут предоставляться либо в виде непосредственных банковских ссуд, либо в обмен на ценные бумаги.
Для финансирования дефицита бюджетов с помощью займов привлекаются свободные денежные средства других секторов экономики и внешнего мира путем использования различных финансовых инструментов: размещение государственных долговых обязательств и прямые кредиты от других уровней государственного управления, международных организаций развития, правительств, банков и поставщиков. В этом плане заимствование как категория государственных финансов отражает денежные отношения между органами государственного управления и юридическими и физическими лицами, в которых первые могут выступать как в роли кредиторов, так и заемщиков. Государство прибегает к выпуску долговых обязательств (эмиссии ценных бумаг) для финансирования дефицита бюджета, рефинансирования старых долгов, финансирования различных программ, например проведения антиинфляционных мероприятий, финансирования непредвиденных государственных расходов, например в случае выпуска жилищных сертификатов и облигаций внутренних займов. Государственные долговые обязательства считаются наиболее надежным видом ценных бумаг. Этим обусловлена их повышенная привлекательность для инвесторов и одновременно относительно низкая доходность.
Возможности размещения государственных ценных бумаг и стоимость обслуживания государственного долга во многом определяются их качественными характеристиками. Они могут быть обращающимися или необращающимися, именными или предъявительскими, размещаемыми в принудительном порядке или на основе добровольности, размещаемыми на аукционах или по подписке, краткосрочными или долгосрочными, купонными или дисконтными, индексируемыми или неиндексируемыми, погашаемыми в установленный срок или с правом досрочного погашения. Существенной характеристикой государственных долговых обязательств является их доходность, определяемая купонной ставкой или величиной дисконта. Возможен также выпуск выигрышных займов, по которым выплата дохода осуществляется на основе тиражей выигрышей. Однако инвесторы в большинстве предпочитают получение стабильного дохода на основе процентов, объявляемых при эмиссии облигаций и других ценных бумаг.
Краткосрочные государственные ценные бумаги выпускаются, как правило, с дисконтом. Долгосрочные, как показывает мировая практика, в основном являются купонными ценными бумагами. К краткосрочным относятся ценные бумаги со сроком обращения до одного года, к средне срочным — со сроком обращения от одного года до пяти лет. Долгосрочные государственные долговые ценные бумаги выпускаются правительством и другими органами государственной власти со сроком погашения свыше пяти лет. Они размещаются по цене, близкой к номиналу, с регулярной (раз в год или полгода) выплатой по купонам и погашаются по номиналу. Купонный доход может быть фиксированным или с плавающей ставкой. Может иметь место индексация. В большинстве стран используются долгосрочные государственные долговые обязательства с фиксированными процентными ставками.
Развитие рынка государственных и корпоративных ценных бумаг позволяет создать финансовый фонд для регулирования экономической конъюнктуры и денежного обращения. Этот фонд может быть использован для формирования портфеля ценных бумаг и операций по сглаживанию ценовых колебаний и иных операций с ценными бумагами.
Финансирование дефицита за счет выпуска новых денег. Государственное заимствование, погашение задолженности и изменение остатков ликвидных финансовых активов являются неэмиссионными способами покрытия дефицита бюджета. Покрытие дефицита за счет выпуска новых денег увеличивает денежную массу в обращении и способствует развитию инфляционных процессов. При этом собственно эмиссия новых денег рассматривается как функция финансового сектора экономики, в то время как сделанные на этой базе займы у центрального банка отражаются в категории финансирования. В условиях неразвитого рынка государственных ценных бумаг займы у центрального банка являются основным внутренним источником финансирования дефицита бюджета. Однако и в условиях высокоразвитого рынка государственных долговых обязательств органы государственного управления могут и практически используют займы у центральных банков.
Изменение остатков ликвидных финансовых активов включает изменение остатков денежных средств (наличных и депозитов) и изменение финансовых требований к другим секторам, приобретенных органами государственного управления в целях управления ликвидностью. Такой подход позволяет определить, насколько сектор государственного управления в состоянии покрывать свои расходы и обеспечивать кредитование, не увеличивая при этом объема своих финансовых обязательств и (или) не уменьшая резервов ликвидных средств. Включение изменения остатков денежных средств органов государственного управления на счетах в банках и резервов наличных денег в состав операций финансирования объясняется тем, что влияние этих операций на экономическое развитие аналогично операциям заимствования. Хотя использование ранее накопленных ресурсов не сопровождается привлечением заемных средств, оно также приводит к увеличению общего спроса в экономике, как и по лучение кредитов из центрального банка, поскольку и в том и в другом случае потребности других секторов экономики в финансовых ресурсах в текущем периоде не уменьшаются. Подобным образом увеличение остатков средств органов государственного управления на банковских счетах за счет использования средств других секторов ведет к сокращению общего спроса на ресурсы в данном периоде аналогично погашению задолженности центральному банку.
Наряду с указанными выше инструментами факторами финансирования дефицита бюджета могут быть трансферты центрального банка, представляющие собой внереализационную прибыль (убытки) от переоценки иностранной валюты и золота в результате изменения валютного курса. Такие трансферты аналогичны получению кредита от центрального банка, хотя и не означают увеличения долговых обязательств правительства перед центральным банком. Внереализационная прибыль представляет собой бухгалтерскую запись, появляющуюся в результате переоценки в национальной валюте резервов иностранной валюты или золотого запаса. Подобное начисление внереализационной прибыли не означает поступления каких-либо денежных средств из-за границы и не уменьшает размера требований на финансовые ресурсы со стороны других экономических единиц внутри страны. Поэтому любые трансферты внереализационных прибылей, связанных со стоимостной переоценкой, должны включаться в объем финансирования органов государственного управления центральным банком. Внереализационные убытки вследствие стоимостной переоценки, понесенные органами государственного управления, отражаются в виде отрицательной записи в финансировании, получаемом от центрального банка. Этот вид операций финансирования имеет существенное значение при плавающем валютном курсе. В условиях «валютного коридора» роль этого вида операций финансирования снижается.
Финансирование дефицита государственного бюджета может осуществляться как за счет внешнего заимствования, так и за счет заимствования внутри страны. Влияние внутреннего и внешнего заимствования на величину финансовых ресурсов страны, платежный баланс и рост экономической активности различно. С этой точки зрения существенным является разграничение между внутренним и внешним заимствованием.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. При этом кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. В качестве источников финансирования дефицита федерального бюджета Бюджетным кодексом РФ предусмотрены следующие. Внутренние источники: кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Внешние источники: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте. В качестве источников финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ Бюджетным кодексом предусмотрены внутренние государственные займы за счет выпуска субъектом РФ ценных бумаг, бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы РФ, и кредиты, полученные от кредитных организаций. Согласно Бюджетному кодексу субъекты Федерации могут также привлекать внешние займы в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты кредитных организаций.
Профицит представляет собой превышение полученных органами государственного управления доходов, официальных трансфертов и сумм в счет погашения кредитов над расходами и валовым кредитованием. Он используется для уменьшения объема долговых обязательств органов государственного управления, увеличения запасов ликвидных средств или на увеличение расходов. Превышение суммы доходов и полученных трансфертов над величиной текущих расходов характеризует величину сбережений, которые могут быть использованы для чистого приобретения сектором государственного управления финансовых активов, нефинансовых активов, оплаты долговых обязательств и чистых капитальных трансфертов, а если исключить полученные трансферты, то получится величина собственных сбережений.
Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, согласно Бюджетному кодексу РФ направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размеров дефицита и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения дополнений и изменений в закон (решение) о бюджете. В случае необходимости направить дополнительные доходы на иные цели либо в случае превышения ожидаемых фактических расходов над утвержденными более чем на 10% финансирование расходов бюджета сверх ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в этот закон (решение).
Источник