Государственные займы – эффективный инструмент решения проблем в государстве за счет использования долговых денег, предоставленных заемщиками. Если в качестве заимодателей выступают юридические лица, граждане страны-заемщика, имеет место внутренний федеральный заем, при привлечении внешних кредиторов заключают договор внешнего государственного займа. Сам по себе государственный заем можно по праву считать целевым займом, то есть денежные средства выделяются для решения конкретных, отраженных в договоре займа задач и проблем.
Какие бывают государственные займы?
Многие из нас, когда слышат слово «кредитование», сразу представляют себе клиента банка (физическое или юридическое лицо), который обращается в кредитное учреждение с целью взять у него для решения своих финансовых вопросов в долг деньги. На самом деле заемщиками можем выступать не только мы с вами, но и целые государства, которые, к слову, являются участниками кредитных отношений на постоянной основе.
Что представляют собой государственные займы?
Если рассмотреть понятие «государственный заем» в словарях, можно сделать вывод, что, по сути, это деятельность государства, основная цель которой – привлечь дополнительные денежные средства, необходимые для решения вопросов функционирования экономического сектора, социальной сферы, производства и т.д. Государство в данном случае выступает должником (заемщиком) и обязуется в оговоренные сроки вернуть долг заимодавцу (кредитору).
Следует сразу оговориться, что государственные займы могут различаться в зависимости от целей привлечения денежных средств, поэтому при их рассмотрении целесообразно указывать, какой заем имеется в виду. Не менее важно не путать также внутренние и внешние займы государства. В первом случае в качестве кредитора выступают банки, предприятия и граждане страны-заемщика, во втором случае денежные средства в бюджет государства поступают от внешних кредиторов.
Рекомендуем: Микрозаймы без отказа, преимущества микрокредитов
Сами по себе государственные займы выполняют более масштабные функции, чем обычные банковские кредиты, которые ежедневно оформляются нами в кредитных учреждениях. Основными функциями таких займов являются:
- распределительная функция – размещение денежных средств по централизованным денежным фондам, в основе которого лежит принцип приоритетности (сначала деньги выделяются туда, где они наиболее необходимы)
- регулирующая функция – при помощи государственных займов есть возможность воздействовать на денежное обращение, уровни процентных ставок и т.д.
- контрольная функция – при распределении государственных займов очень важен контроль целевого использования денежных средств их получателями
Какие бывают формы займа государственного?
В настоящее время экономисты и финансисты выделяют различные формы займа государственного. Основными критериями большинства классификаций форм займов являются: место получения, срок погашения и роль заемщика.
Что касается форм займа в зависимости от места получения, их мы с вами уже рассматривали. Напомним, займы в данном случае могут быть внешними и внутренними.
По месту получения государственные займы делят на краткосрочные и среднесрочные. Краткосрочные займы необходимо погасить в течение 1-5 лет с момент их получения, крайний срок среднесрочных займов оговаривается в договорах займа и превышает 5 лет.
Можно, в принципе, выделить и такую категорию, как долгосрочные государственные займы. Благодаря такому дополнению в классификации структуризацию долга по периодам проводить станет гораздо проще.
По роли заемщика займы государства обычно разделяют на централизованные и децентрализованные. Если заемщик – правительство, будет оформляться централизованный заем, если местный орган власти – децентрализованный.
Следует сказать, что представленные формы займа государственного – основные формы, но далеко не все. Так, ряд авторов добавляет в классификацию облигационные (предполагающие эмиссию ценных бумаг) и безоблигационные (оформляются путем подписания договоров, соглашений и т.д. и не предполагают эмиссию ценных бумаг) займы государства и т.д.
Рекомендуем: Где взять деньги в долг под проценты?
Государственный заем – целевой займ
В настоящее время практически каждый заем или кредит является целевым займом. Более того, многие программы банков Москвы, СПб и т.д. составляются под конкретные цели кредитования и рассчитаны на конкретные категории заемщиков. Например, желающим приобрести авто будет предложена одна кредитная программа, клиентам, покупающим квартиру или дом, абсолютно другая.
Многим может показаться утверждение, что государственный заем – это целевой займ, слишком смелым. И действительно, разве не может государство с проблемами в большинстве секторов, начиная от производства и заканчивая социальной сферой, занять деньги без указания изначально конкретного направления их размещения? С точки зрения теории, конечно, может, однако на практике такой заем просто никто не даст, поэтому логично считать государственные займы целевыми займами.
При оформлении целевого займа государственного в договоре займа четко прописаны условия использования государством-заемщиком полученных им денежных средств. То есть, если деньги перечислены на развитие сферы образования, а потрачены на покупку производственных заводов и т.д., кредитор (внешний или внутренний) может потребовать досрочный возврат всей суммы займа и платы за него от заемщика-государства.
В большинстве экономических словарей под целевым займом государственным понимают средства, полученные централизованным или местным органом власти для решения, в основном, социальных и экономических проблем или же на какие-либо хозяйственные цели. С одной стороны, подобные трактовки можно считать достаточно понятными, с другой стороны, возможно, целевой заем целесообразно связывать с конкретными видами деятельности, о чем уже долгое время говорят многие экономисты и финансисты.
Особенности договора федерального займа
Если вы посетили ВТБ24, Сбербанк и т.д. с целью оформить кредит, то первое, что вам предложат работники банка – подписать договор кредитования. В том случае, когда оформляются федеральные займы – документами, регулирующими правовые отношения между участниками соглашений, становятся договора государственных (федеральных) займов.
Рекомендуем: Быстрый займ на карту онлайн
Следует отметить, что договор федерального займа предполагает 2-хсторонее сотрудничество между заемщиком в лице государства и заимодавцем в лице гражданина или юридического лица. В настоящее время любой государственный заем является добровольным.
Если заимодавец хочет поучаствовать в договоре федерального займа, ему необходимо приобрести выпущенные государством облигации или другие ценные бумаги, которые в будущем дают право взыскать сумму долга с платой за пользование заемными средствами с заемщика. В данном случае важно помнить, что ни государство, ни заимодавец не могут изменять условия займа, выпущенного в обращение.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что сегодня федеральные займы – эффективный инструмент решения социальных, экономических и многих других проблем в государстве. По сути, государственные займы являются целевыми займами и в зависимости от выбранного классификационного признака могут разделяться на формы.
Релиз был подготовлен специалистами портала — kredibank.ru
Источник
Опытные заемщики по достоинству ценят возможность размещения ценных бумаг на финансовом рынке, так как данный способ привлечения дополнительных средств со стороны более выгоден, нежели обычные банковские кредиты. Расскажем далее, чем именно выгоден облигационный займ, и для кого.
Понятие облигационного займа
Облигационный заем ‒ ссуда, выдаваемая заемщиком в виде эмиссии облигации. При продаже облигации эмитент занимает у покупателя определенную сумму на оговоренный документом временной промежуток, по истечении которого заемщик обязуется вернуть долг кредитору.
Напомним читателю, что такое облигация! Это вид ценной бумаги, подтверждающий право ее держателя получить от эмитента номинала облигации или иного имущества, стоимость которого приравнивается к нему.
Облигационные займы характеризуются большим числом достоинств для эмитента, поэтому и пользуются высокой популярностью на отечественном рынке сегодня.
Виды облигационных займов
Облигационные займы отличаются по факту наличия определенных характеристик. Представим наиболее распространенные классификации.
По сроку
ЦБ делят на несколько групп, исходя из продолжительности срока предоставления кредитных средств:
- Срочные. Выпускаются на период, не превышающий 1 год.
- Среднесрочные. Эмиссия ОЗ такого типа осуществляется на 1-5 лет.
- Долгосрочные. Выпускаются на срок от 10 до 30 лет.
Срок формирования ОЗ во многом определяется актуальным объемом подготовительных мероприятий, юридической схемы выпуска, а также размещения.
Государственные
Государственные ОЗ представляют собой особый вид ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется правительством страны на установленный временной период и с конкретной доходностью по ним. Они чаще использовались в советские времена, сегодня популярность таких бумаг весьма невысока.
Отметим! Природа государственных облигационных займов мало чем отличается от современных государственных облигаций.
Муниципальные
Договор муниципального займа подразумевает покупку инвестором муниципальных облигаций или иных видов ЦБ, реализующих право вкладчика получить от заемщика переданные ему взаймы денежные средства и определенные проценты по ним.
Муниципальные облигации делятся на несколько категорий:
- Ценные бумаги общего покрытия. Обеспечиваются бюджетом или его долей, частным имуществом заемщика, не имеют целевого инвестиционного характера и направляются на перекрытие бюджетного дефицита и обеспечение иных задач. Несколько схожи с государственными краткосрочными займами и реализуются по заранее подготовленным схемам.
- Целевые облигации. Наиболее популярны по количеству эмитированных ЦБ, так как создаются для организации конкретного инвестиционного проекта и гасятся выручкой, полученной в результате его работы. Одним из наиболее популярных сегодня видов таких займов является муниципальный жилищный займ. Он подразумевает ситуацию, когда жилищное строительство осуществляется на аккумулированные средства населения от эмиссии муниципальных ЦБ.
Жилищные займы выполняют сразу несколько важных для населения страны задач: поиски новых возможностей улучшить жилищные условий граждан, усовершенствование механизмов инвестирования в строительство квартир на длительный период, повышение качества построенного жилья.
Ольга Орлова, эксперт в области ЖКХ
Коммерческие
Коммерческие облигационные займы имеют вид ценной бумаги, выпускаемой юридическими лицами для дальнейшего финансового обеспечения своей деятельности с или без залога. Срок погашения ЦБ может меняться от 1 года и более.
Внутренние
Внутренние облигационные займы представляют собой долговые обязательства в виде ЦБ, выпущенной на внутреннем рынке.
В прошлые годы такие бумаги строго соответствовали мировым стандартам по способу эмиссии, сегодня они распределяются между перечнем компаний с российским капиталом, являющимися клиентами Внешэкономбанка и не встречаются на рынке в свободной торговле.
Внешние
Минфин РФ начал выпуск такого типа ЦБ с 2013 году, но в максимально допустимых пределах госдолга, обозначенного Законом о ФБ на 2013-2015 гг. Облигации, выпускаемые правительством, имеют документарную форму и подлежат централизованному хранению.
Владельцем бумаги может стать физическое или юридическое лицо, резидент и нерезидент, и тогда он получит право на номинальную стоимость и проценты.
Размещение внешних облигаций осуществляется в виде закрытой подписки, а сами документы можно предъявить к досрочному погашению, если наступил случай, обозначенный сопровождающими выпуск глобальными сертификатами.
Интересный факт! Номинал одной облигации подобного вида составил 2 000 дол. США. А объем их эмиссии дошел до 7 500 единиц.
Преимущества и недостатки облигационных займов
Облигационный заем в качестве инструмента привлечения финансовых средств со стороны характеризуется рядом преимуществ:
- отсутствие риска вторжения держателей ЦБ в финансово-хозяйственную деятельность компании;
- возможность самостоятельного обозначения параметров облигационного займа: объем эмиссии, процентных ставок, временного периода, условий обращения, погашения и т. п.;
- оптимальное соотношение уровня доходности ценных бумаг для вкладчиков и расходов на эмиссию и обслуживание со стороны заемщика;
- усовершенствование системы взаиморасчетов, структуры дебиторской и кредиторской задолженности эмитента.
Несмотря на описанные достоинства, облигационный займ отличается довольно жесткими условиями. Эмитент берет на себя определенные риски, сопряженные с возможным крахом задуманного мероприятия. Ведь объем затрат при реализации инвестиционного проекта может превысить объем полученной в дальнейшем выручки.
Источник финансирования
В государствах с развитой экономической системой роль облигационных займов весьма значительна. Они используются в качестве основного источника финансирования разного рода инвестиционных проектов.
На заметку! В процессе выпуска облигаций подробно прописываются права и обязанности эмитента и кредитора, ведь нормативно-правовые акты далеко не всех государств регламентируют процедуру выпуска и размещения таких ЦБ в полной мере.
Главный ограничивающий фактор в процессе эмиссии бондов ‒ размер собственности. А их достоинства как источника финансирования заключаются в следующем:
- средства вовлекаются не только от банковского сектора, но иных субъектов финансового рынка;
- низкая стоимость бондов позволяет привлечь много мелких кредиторов;
- сроки погашения долга можно продлить;
- законодательство многих стран допускает переносить расходы, связанные с обслуживанием облигационных займов, на себестоимость продукции, что уменьшит базу налогообложения;
- низкая рискованность.
Выпуск
Выпуск облигационного займа предоставляет возможность привлечь большой объем инвестиций от разных вкладчиков для удовлетворения средне- и долгосрочных планов развития компании. Название предприятия становится более узнаваемым, растет интерес к его деятельности со стороны крупных инвесторов резидентов и нерезидентов. Реализация облигаций происходит на первичном рынке.
Размещение и покупка
Облигационные займы размещаются на первичном рынке, здесь же осуществляется их продажа.
Ценные бумаги могут быть пущены в оборот на вторичном рынке только при условии их продажи частным инвесторам. Реализация ЦБ на вторичке позволяет проявиться их основному достоинству – ликвидности. Согласно действующему законодательству РФ первичное размещение облигационного займа составляет от 3-х до 12-ти месяцев.
Артем Коськин, финансовый аналитик
При эмиссии ЦБ такого вида необходимо зарегистрировать в ФСФР, после чего может пройти не более одного года. За это время облигация должна быть куплена инвестором, но на практике это случается в первые несколько дней. Процесс покупки облигации должен осуществляться при условии тщательно изучения специфики торговли акциями.
Стоимость
Стоимость размещения облигационного займа определяется действием двух факторов:
- кредитной историей заемщика;
- кредитоспособности эмитента.
Стоимость займа определяется до налогообложения путем подсчетов внутренней нормы прибыли от финансового потока по бонду. Ее снижение происходит ввиду развития вторичного рынка бондов и повышения степени доверия к компании-эмитенту со стороны вкладчиков.
Выходит, что благоприятная кредитная история способствует повышению репутацию эмитента и сокращает траты на предоставление займов в последующее время.
Выпуск облигаций ‒ способ привлечения денег
Любая компания переходит на такой этап своего развития, при котором требуются кредитные средства для дальнейшего развития. Руководство должно выбрать наиболее подходящий способ привлечения кредиторов, взвесив плюсы и минусы всех существующих способов достижения данной цели.
Выпуск бондов – один из наиболее перспективных вариантов, так как:
- заемщик может получить внушительный объем денег для реализации масштабного инвестпроекта без риска вторжения иных инвесторов в вопросы, связанные с управлением компанией;
- заемщик получает возможность накопить достаточно денег, полученных от ряда частных инвесторов, юридических лиц, чтобы воспользоваться ими на выигрышных условиях на финансовом рынке.
Рынок облигационных заимствований
Рынок корпоративных облигаций в РФ развивается активными темпами. Основная тенденция, характерная для него сегодня, ‒ постепенный рост сроков, объемов заимствования, а также показателей ликвидности рынка.
Основные участники
Часто необходимость в привлечении заемных средств вынуждает предприятие выпускать облигационные займы и пользоваться услугами следующих лиц:
- Андеррайтер. Является профессиональным участником финансового рынка и обеспечивает размещение бондов эмитента путем поиска инвесторов. В качестве андеррайтера может выступить коммерческий банк, инвестиционный фонд с состоятельной клиентской базой. Он осуществляет реализацию бондов от имени, по поручению и за счет эмитента, получая за это материальное вознаграждение.
- Платежный агент. Следит за исполнением обязательств по выпущенным ЦБ. В качестве такого субъекта финансового рынка может выступить банк, осуществляющий перевод денежных средств для выплаты купонного дохода и погашения бондов на обозначенные инвесторами банковские счета.
- Организатор торговли. Это биржа, имеющая лицензию от ФСФР России и выполняющая первичное размещение облигаций и вторичную торговлю ими.
- Финансовый консультант. Берет на себя обязанности, связанные с оформлением эмиссионных документов, сопровождением государственной регистрации выпуска и т.п.
Важно! Бонды, выпущенные в бездокументарной форме, регистрируются в обязательном порядке. Созданный реестр их владельцев ведет независимый регистратор или должностное лицо компании, ответственное за выполнение данных задач.
Корпоративные облигации
Рынок корпоративных облигаций за последнее время превратился в динамичный сегмент общероссийского финансового рынка.
Однако существует ряд проблем, которые необходимо решить для дальнейшего развития этой среды:
- Отсутствие ценовых ориентиров. Процесс корректировки бондов, уровень их ликвидности зачастую определяются стихийно. Недостаток информации и отсутствие актуальной информационной структуры привело к невниманию инвесторов касательно финансовой устойчивости компаний-заемщиков и риску невозврата вложений.
- Отсутствие продуманной стратегии работы с заемными средствами у многих компаний.
- Налог на эмиссию, а также чрезмерно сложная бюрократическая процедура регистрации эмиссии бондов.
Первичный рынок
Основой рынка корпоративных облигаций выступают фирмы-эмитенты, выбирающие способ первичного размещения облигационных займов:
- аукцион по продаже;
- прямое размещение;
- размещение с помощью инвестиционных банков.
В РФ финансовые институты предпочитают прямое размещение аукционов, так как промышленные компании своими силами на долговой рынок не выходят. По этой причине активно практикуются варианты выпуска ЦБ через посредничество инвестиционных банков, которые зачастую одновременно выполняют функции и финансового консультанта, и игрока вторичного рынка, поддерживающего ликвидность эмиссии.
Параметры займа
При размещении облигационного займа важны следующие его параметры:
Вторичный рынок
Вторичный рынок РФ развивается еще активнее, нежели первичный. Основные индикаторы его роста таковы:
- суммарные объемы торгов;
- количество заключенных сделок;
- объем приобретенных ценных бумаг.
Специалисты настаивают на сложности определения настоящих объемов внебиржевого рынка России. То есть, все его оценки имеют приблизительный характер. Внебиржевые торги сопоставляются с объемами торгов на бирже, что говорит о достаточной величине вторичного рынка облигаций. В ближайшем будущем он должен приобрести высокую ликвидность, что выгодно всем его участникам.
Плюсы и минусы
Среди преимуществ корпоративных займов специалисты отмечают:
- привлечение больших сумм на длительный период;
- возможность маневрирования и самостоятельности при определении параметров эмиссии;
- оперативность управления структурой и объемом задолженности в регионе;
- возможность использовать облигаций в роли расчетного инструмента с целью оптимизации взаимозачетов;
- публичная кредитная история.
Но они имеют и ряд недостатков:
- сложная процедура подготовки документов и осуществления эмиссии;
- наличие промежутка во времени от момента принятия решения о размещении и до реального получения денежных средств, около 4-х месяцев;
- дополнительные расходы на размещение корпоративных облигаций;
- необходимость в максимальном раскрытии информации о предприятии во время подготовки выпуска и обращения облигаций, в демонстрации безубыточности и стабильных темпах развития.
Договор обеспечения исполнения обязательств
Законодательство РФ не вынуждает обеспечителя заключать договор в физическом плане со всеми владельцами облигаций выпуска. Это позволяет упростить систему работы с корпоративными облигациями, поскольку нет необходимости тратиться на создание, подписание, хранение таких бумаг. Помимо этого, не приходится переподписывать договор при смене владельца бонда.
Но наличие договора между компанией-эмитентом и обеспечителем обязательно. Если его нет, эмитент может столкнуться с рядом проблем: к примеру, придется доплатить обеспечителю при отзыве последним своих полномочий или найти нового обеспечителя, зарегистрировав изменения в эмиссионных документах.
Инструмент привлечения инвестиций
Облигационный займ является одним из самых востребованных в наши дни инструментов привлечения дополнительных вложений во многие отрасли экономики. Чем более масштабным является производство, тем больше финансовых ресурсов оно требует для нормальной производственно-хозяйственной деятельности.
Путем выпуска облигаций у компании появляется возможность обеспечить свои потребности финансами на выгодных ей условиях. Вернуть денежные средства потребуется в оговоренный срок, что позволяет рационально спланировать стратегию финансовых действий в это время.
Облигационные займы как альтернатива банковским кредитам
Коснемся преимуществ облигационного займа в сравнении с возможностью воспользоваться кредитом в коммерческом банке:
- обходится дешевле;
- более длительный срок привлечения инвестиций;
- отсутствие необходимости в залоге;
- низкая степень зависимости от одного кредитора, ведь средства привлекаются сразу у широкого круга инвесторов.
В итоге:
Облигационный займ – простой способ привлечь дополнительное финансирование своей деятельности со стороны частных инвесторов. Он позволяет расширить производство, обновить оборудование и достичь иных целей на пути к высоким заработкам.
No related posts.
Источник