Приветствую вас, дорогие читатели нашего блога. Продолжаем погружаться в хитросплетения финансовых операций. В этой статье я затрону вопрос еще одного инвестиционного инструмента. Муниципальные облигации – довольно интересная возможность вложения своих средств.
Что это такое и зачем они нужны
Выпуском облигаций муниципального займа занимаются муниципалитеты, республиканские, городские, областные и прочие региональные власти. Для любого их вида существуют определенные гарантии возврата средств.
В рассматриваемом мной виде ценных бумаг такой гарантией выступает муниципальная собственность. Они сходны с государственными, однако цели выпуска отличаются.
Цели выпуска
Государственные облигации отвечают целям общегосударственного масштаба – достижение профицита бюджета, финансирование глобальных проектов и тому подобное. Цель выпуска муниципального займа отвечает масштабам регионального уровня. Это может быть строительство новой дороги или моста.
Чем обеспечены
Поскольку большинство облигаций выпускается для обеспечения финансирования проектов, приносящих прибыль, то дивиденды выплачиваются именно из нее. Но для полной гарантии в качестве обеспечения выступает муниципальная собственность. Помимо этого, это могут быть налоговые поступления регионов с высоким инвестиционным рейтингом.
Отличие от государственных
Основное отличие муниципальных бондов от государственных вытекает из их названия. Первые выпускают региональные власти в рамках своего субъекта, вторые – Министерство финансов РФ. Однако у этих ценных бумаг есть и общий признак – правительственный выпуск. Хотя это правительство другого уровня, но надежность при этом практически одинаково высокая.
Кто может быть заимодавцем и заемщиком
Заимодавец – это субъект финансового рынка, готовый при соблюдении заранее оговоренных условий выдать заемщику некоторую сумму.
Заемщик – это также субъект финансового рынка, которому выдали кредит или кто выпустил некую кредитную бумагу – вексель или долговую расписку.
В нашем случае заемщиком при выпуске муниципальных облигаций могут быть города, края и области. При этом заимодавцами могут быть как физические, так и юридические лица.
Виды
ДЦБ с определенной долей условности делят на восемь основных видов:
- бескупонные;
- беспроцентные;
- купонные;
- номинальные;
- премиальные;
- процентные;
- специальные;
- целевые.
Помимо этого, бонды можно разделить по периодам действия:
- Краткосрочные. Выпускаются для оказания поддержки организаций некоммерческого профиля, столкнувшихся с финансовыми трудностями.
- Долгосрочные. Выпуск обусловлен необходимостью инвестиций в крупные проекты.
Как правило, выпуск облигаций муниципального займа связан с необходимостью инвестировать в крупные проекты:
- возведение больниц;
- возведение жилищного фонда;
- прокладка автомагистралей;
- строительство электростанции;
- студенческие займы.
Приведенный список не исчерпывающий. Муниципальные нужды текущего момента выходят далеко за его рамки.
Примеры облигаций
Сегодня почти все облигации электронные и не имеют печатного вида. Предлагаю посмотреть, как выглядели ценные бумаги городского муниципального займа несколько десятилетий назад.
В США
Так они выглядели в Нью-Йорке.
В России
Сберегательный заем нашей столицы.
Плюсы и минусы
Теперь обозначим плюсы и минусы инвестирования в муниципальный заем.
Преимущества:
- Довольно высокая надежность и наличие гарантированного обеспечения.
- Купонный доход по этому виду ценных бумаг не облагается налогом.
Отмечу, что погасить такие облигации муниципалитет может не только в виде денежных выплат. В качестве расчета допустимы земельные участки, другие ценные бумаги или недвижимость.
К относительным недостаткам можно отнести:
- Невысокая ликвидность облигаций, выпущенных неавторитетными регионами.
- Высокий инвестиционный риск долгосрочных облигационных займов.
- Погашение муниципальных облигаций невозможно за счет дополнительной эмиссии денежных средств, в отличие от федеральных займов.
Надежность, ликвидность и риски
Надежность облигаций муниципального займа одна из самых высоких. В этом плане они уступают только государственным ценным бумагам. За последние 16 лет случился только один дефолт по муниципальным займам.
Ликвидность муниципальных облигаций достаточно низкая. Большая часть бумаг приобретается на первичном рынке и держится до погашения либо продается со скидкой.
Чем больше срок облигационного займа, тем выше риск. Компенсация возможна за счет более высоких ставок доходности.
Если рассматривать покупку облигаций с близким сроком погашения, то доходность таких бумаг невысока, приобрести их на вторичном рынке редко удается.
Гарантии возврата на бонды
Инвесторам при покупке облигаций важны гарантии выплат и, следовательно, материальное обеспечение этих бумаг. Соответственно, при приобретении оцените статус субъекта, выпустившего облигации, а также его кредитный уровень.
Но не зря муниципальные облигации считаются надежными. Они обеспечиваются собственностью администрации субъекта. Кроме того, местные власти не могут выпустить ценные бумаги, не получив разрешения вышестоящих органов. Соответственно, государство контролирует этот сектор экономики.
С юридической точки зрения такая гарантия – право обеспечения обязательств, которые возникли в результате займа через ценные бумаги. На этом основании муниципалитеты гарантируют исполнение свои обязательства перед держателями облигаций. Эта гарантия выдается владельцам ценных бумаг в письменной форме.
Как купить
Облигации муниципальных займов изначально вращаются на внебиржевом рынке первичного уровня. Там их приобретают банки и другие финансовые организации, решившие сделать такие инвестиции. Частные инвесторы также приобретают их на первичном рынке.
Где искать информацию по актуальным выпускам
Поскольку этот вид ценных бумаг относится к муниципальному уровню, то в первую очередь стоит обратиться на местные ресурсы муниципалитетов. Существуют и специализированные площадки, где можно получить исчерпывающую информацию. Основные – cbonds и rusbonds.
Лучшие брокеры
Для приобретения и продажи облигаций я рекомендую воспользоваться услугами брокеров-профессионалов. Брокерские компании владеют всей необходимой информацией и способны адекватно оценить риски, доходность и остальные важные параметры по ценным бумагам.
Ниже привожу таблицу с лучшими брокерами.
Старейший российский брокер, работает с 1994 года. Отличный выбор для тех, кто хочет подключиться к автоследованию. Плюсы:
- никаких назойливых звонков с предложениями потратить деньги;
- собственная торговая платформа;
- впечатляющие результаты стратегий (+74% за 2018 год), к которым можно подключиться.
Из минусов:
- нет Quik.
Полный обзор можно почитать здесь.
Хороший брокер для новичка. Здесь я держу российскую часть инвестпортфеля из ETF от FinEx на ИИС.
Брокер радует:
- низкими комиссиями и отсутствием назойливых звонков с предложениями потратить мои деньги.
Из минусов:
- слабый личный кабинет и неудобная система ежегодной перегенерации ключа.
Обзор можно почитать здесь.
Еще один классный брокер, с которым я проработал больше 2-х лет. Именно тут я торговал на FORTS.
Из плюсов:
- Вменяемые комиссии
- Отличный личный кабинет
- Приятные бесплатные сервисы
К минусам отнесу любовь брокера к звонкам с попыткой что-нибудь продать.
Обзор можно посмотреть вот здесь.
Немецкий представляющий брокер IB для прямого выхода на зарубежные рынки. Здесь находится мой инвестиционный портфель.
Из плюсов:
- Работает с россиянами
- Наличие русскоязычной версии сайта
- Вменяемые комиссии
- Отсутствие платы за неактивность
- Страховка в рамках законодательства США на $500к
К минусам отнесу:
- Поддержка исключительно на английском и немецком
- Сама служба поддержки работает плохо
Подробнейший обзор смотрите в этом посте.
Еще один интересный брокер для выхода за рубеж, причем не из семейства IB. К сожалению россиянам открывают договора только на Кипре.
Из плюсов:
- Приемлемые комиссии
- Факт успешной проверки работы со стороны SEC
- Русскоязычный сайт и поддержка
К минусам:
- Кипрская юрисдикция
- Плата за неактивность
Подробный обзор читайте тут. Бонусные 500$ при открытии счета можно получить здесь.
Лучшие муниципальные облигации на сегодня
Одна из лучших муниципальных облигаций по средневзвешенным параметрам – «БашкортостанРесп-34008-об». Перечислю ее основные характеристики:
- доходность – 6,7 %;
- дюрация – 405;
- срок погашения – 18.09.2020;
- купон – фиксированный;
- надежность – высокая.
Топ-3 самых надежных
Теперь представлю вам рейтинг муниципальных облигаций в зависимости от надежности и доходности. Так выглядит тройка лидеров:
- БашкортостанРесп-34008-об;
- БелгородскаяОбл-34009-об;
- БелгородскаяОбл-35007-об.
Топ-3 самых доходных
Вот тройка наиболее доходных:
- Самарская Обл-35012-об;
- Хакасия Респ-35003-об;
- НижегородОбл-35011-об.
Заключение
В завершение статьи отмечу, что описанный выше инвестиционный инструмент хорошо подойдет тем, кто не гонится за сверхприбылями, предпочитая надежность вложений. Такие облигации хорошо подходят для коротких инвестиций на 2–3 года. При этом вам сразу будет известен доход, который можно будет получить, а риск дефолта снижен до минимального уровня.
Подписывайтесь на наши статьи и не забудьте делиться ими в социальных сетях.
Источник
Муниципальные образования в РФ могут привлекать средства в местные бюджеты при помощи выпуска облигаций. Такие бонды имеют чуть большую доходность по отношению к государственным, и при этом они менее рисковые, чем корпоративные. Как правильно инвестировать в муниципальные облигации, читаем далее.
Что такое муниципальные облигации?
Муниципальные бонды – это долговые эмиссионные ценные бумаги, издаваемые городскими краевыми, областными, республиканскими образованиями. Выпускаются они для субсидирования местных программ или покрытия дефицита сметы.
Кто эмитент?
Эмитентами являются те, кто выпускает данные ценные бумаги.
Конкретно муниципальные бонды выпускают органы местного самоуправления краевых, районных, областных, городских и республиканских образований, наделенные правом проведения таких операций. За счет такой эмиссии казна будет получать денежный поток для финансирования разнообразных проектов.
Чем обеспечены?
Облигации почти всегда покрываются каким-либо залогом, а также возможно обеспечение кредитным рейтингом заемщика. Залог подразумевает под собой административное имущество или долю проекта, на который рассчитано финансирование, а также есть возможность обеспечения деньгами или физическими активами.
Выпускаются такие бонды в виде займа средств (как у физических лиц, так и у институциональных инвесторов) под муниципальную собственность ради финансирования разнообразных планов. Полученные таким образом средства могут быть направлены на модернизацию инфраструктуры, а также для восполнения появившегося бюджетного дефицита.
Отличие муниципальных от государственных облигаций
Есть несколько отличий муниципальных облигаций от государственных. Первое – это эмитент. Надежность у ОФЗ также выше, чем у муниципальных. Но считается, что если местные власти не смогут погасить свою задолженность перед держателями облигаций, то за них это сделает государство, хотя оно и не обязано. Но таким образом будет поддерживаться репутация всего государства и конкретного муниципального образования.
Цели выпуска у облигаций тоже разные. На привлеченные при размещении муниципальных облигаций средства финансируются местные проекты и программы. А доходы от ОФЗ идут на общегосударственные траты. Более детально об ОФЗ и порядке их покупки можно прочесть здесь.
Примеры муниципальных бондов в России и за рубежом
В США
Допустим, кто-либо решил вложить деньги в бумаги, которые выпускает муниципалитет Нью-Йорка и которые обращаются на бирже NYSE. В итоге доходность составит 2,53 % годовых в долларах. Выплаты купона производятся каждый месяц, риск банкротства минимален.
В РФ
Рассмотрим другую ситуацию: приобретение облигации Свердловской области 06 серии. При номинальной цене бонда в тысячу рублей годовой купон будет составлять 5,7 %, а регулярность выплат – 4 раза в год.
Доходность
Доходность муниципальных бондов ценных бумаг выше уровня ОФЗ, но зачастую ниже корпоративных облигаций.
Среди наименее низких процентов по купонам можно выделить следующие облигации:
А вот перечень облигаций с самым высоким процентом купонных выплат
Ликвидность
Немаловажный пункт – ликвидность бумаг, возможность продать их как можно быстрее по рыночной цене без скидок. Проблема при продаже возможна при отсутствии спроса на данную бумагу, ведь придется снизить текущую цену. Что и является относительным минусом муниципальных облигаций, так как их ликвидность ниже, чем у ОФЗ. Ведь облигации местного характера не имеют такой популярности.
Риски
Присутствует вероятность дефолта, риска смены процентных ставок и, как следствие, смены стоимости долговых инструментов. Сюда же отнесем и низкую ликвидность, часто приводящую к финансовым потерям.
Такие риски существуют, так как у некоторых регионов уже имеется достаточно большой долг. Как, например, у Хакасии – более 94 % от общего бюджета. Что может затянуть процесс выплаты по облигации.
Но плюс муниципальных облигаций и, как следствие, сниженный риск – наличие амортизации задолженности.
Где купить муниципальные бумаги?
Первичное размещение облигаций происходит среди крупных инвесторов, которые вкладывают в бумаги миллионы. Для желающих приобрести муниципальные бонды на относительно небольшие суммы предусмотрена возможность их покупки на бирже. Но физические лица не могут напрямую заключать там сделки. Нужны посредники. Их называют брокерами.
Плюсы и минусы муниципальных облигаций
К весомым плюсам этих бумаг относится их надёжность (но отдельный муниципалитет и может объявить себя банкротом, к счастью, это редко допустимо государством). Также по ним выплачивается доход, зачастую превышающий ставку депозита банка. Рентабельность этих ценных бумаг выше среднего уровня дохода, обеспечиваемого облигациями федерального займа, например.
Для уменьшения долговой нагрузки облигации погашаются долями. Называется это амортизацией задолженности, и смысл действия в том, что основная часть долга гасится частями.
Амортизация имеет свои плюсы и минусы. Положительная сторона ситуации заключается в том, что заем возвращается постепенно, и риск неполучения вложенных средств все время уменьшается. Недостатком будет неполучение процентов. Ведь их выплата производится лишь на остаточную сумму долга, а чем большая доля будет отдана инвестору, тем меньше дохода будет начислено на остаток. Впрочем, это можно компенсировать реинвестированием высвободившихся средств в другие различные ценные бумаги.
Надёжность хоть и высока, но немного ниже, чем у ОФЗ. При невозможности самостоятельного погашения долга муниципалитет будет ждать помощи от государства, которое далеко не всегда в состоянии её оказать, ведь приоритетом государства могут быть другие задолженности, ОФЗ, например. Таким образом, банкротство части муниципалитета хоть и достаточно редко, но имеет место.
Вывод
Ценные бумаги муниципальных образований выступают в качестве привлекательного инструмента для инвесторов, ищущих надёжность, но которых не устраивает доходность по вкладу в банке. Особенно если это краткосрочные инвестиции, на 2–3 года, например. Ведь доход будет известен заранее, а риск минимизирован.
Источник
Облигационный заём Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги
Облигационный заём — финансовый инструмент, который позволяет мобилизовать финансовые ресурсы через выпуск заемщиком долговых обязательств — облигаций[1].
История[править | править код]
Городские облигационные займы[править | править код]
Городские власти в Российской империи стали использовать облигационные займы в конце XIX века, а активно распространяться они начали в начале XX века. При помощи их выпуска пытались решить проблему, связанную с нехваткой финансирования, которую ощущали города. Никаких гарантий по таким займам государство не давало[2].
В 1875 году был выпущен первый облигационный заем российского города в Санкт-Петербурге, а в 1886 году такой заем выпустили в Москве. Долг города Владимира по городским займам составлял 95 тысяч рублей, а Харькова — 4 миллиона рублей к 1904 году[3].
В 1893 году в Германии ипотечные банки получили право на погашение займов, покупая облигации на бирже[3][4]. В 1898 году у городских кредитных обществ и российских земельных банков появилось право погашать облигации городских займов, скупая их на бирже[4].
В 1910 году облигационных городских займов выпустили на 61 миллион рублей, проценты по городским займам были высокие. У городских облигаций была низкая ликвидность по сравнению с закладными листами земельных банков[4]. В 1875 году Петербург выпустил займов на 2,9 миллиона рублей, в 1891 году — на 12,5 миллионов рублей, в 1899 году — на 8 миллионов рублей, в 1901 году на 30 миллионов рублей, в 1902 году — на 1 миллион рублей, в 1908 году — на 30 миллионов рублей, в 1909 году — на 9 миллионов рублей. В 1913 году сумма займа составила 66,5 миллионов рублей[5]. Российские городские займы пользовались спросом на Лондонской бирже. Городские займы Баку, Киева и Петербурга были выпущены только на рынке ценных бумаг в Лондоне[6].
К 1916 году долг Петербурга по займам достиг 124 миллионов рублей, а Москвы — 147 миллионов рублей. К 1917 году задолженность по займам составляла 154 миллиона рублей в Москве, 125 миллионов рублей в Петрограде[3].
Облигационные займы городов, которые еще называли городскими займами, особенно популярными стали в преддверии Первой мировой войны[3].
Облигационные займы в СССР были государственными. Они существовали в форме свободной купли-продажи или распространялись по подписке[1].
Вторая половина XX века[править | править код]
В 1967 году Государственный банк ЧССР выпустил пробную серию 3,5 % облигационного займа, на сумму 300 миллионов крон. Срок погашения — через 3 года. В 1969 году доход был повышен и составил 4,5 %. В ВНР в 1982 году приняли закон, согласно которому выпуском облигационных займов может заниматься государство, местные органы власти и банковские учреждения. В 1983 году Государственным трестом нефтяной и газовой промышленности и Государственным инвестиционным банком был выпущен облигационный заем на сумму 200 миллионов форинтов, 7,5-9 % составила дифференцированная процентная ставка[1].
Внешние облигационные займы[править | править код]
К концу XIX века долг по внешним облигационным займам составлял 30 миллионов рублей. После железнодорожного бума 1860-х годов облигационные займы стали еще более популярными[7]. В 1821 году на Лондонской бирже было 2 наименования российских государственных облигаций, к началу 1880-х годов торговалось уже 5 наименований российских облигаций[8]. С 1889 по 1894 год были выпущены облигации шести внешних мультивалютных займов. С 1888 по 1898 год внешний долг вырос на 19 % и составил 6,245 миллионов рублей[9].
Внешние облигационные займы постепенно стали источников государственных доходов в Российской империи, особенно во время 1905—1907 годов. Из-за того, что займы заключались исключительно на внешнем рынке, постепенно Россия попала в зависимость от своих кредиторов. В период с 1892 по 1900 год при помощи внешних облигационных займов страна получила 3 миллиарда рублей золотом. По большей части эти деньги были направлены на индустриализацию страны[7].
Внутренние облигационные займы[править | править код]
Внутренние облигационные займы существовали при Екатерине II — ими были бумажные ассигнации. В 1809 году был выпущен первый 7 % заем на 3 миллиона рублей сроком на год. В 1810 году была выпущена первая часть 6 % облигационного займа на 20 миллионов рублей. В 1817—1818 годах выпустили пять долгосрочных внутренних займов, их сумма составила около 330 миллионов рублей. К 1913 году долг по ним составил 38 миллионов рублей, они не были погашены полностью[10].
После реформ начала 1860-х годов внутренние облигационные займы стали еще больше. В 1861—1877 годах было проведено около 50 выпусков внутренних государственных займов, которые принесли 1,2 миллиарда прибыли. В 1877—1878 годах был возобновлен выпуск облигаций государственного казначейства на сумму в 200 миллионов рублей[11].
По времени погашения облигационные займы делились на бессрочные, которые также называли рентными, долгосрочными и срочными. Самое большое распространение получили 4 % государственные облигации (ренты). В 1883 году стали выпускать внутренние рентные займы под 6 % годовых. Их погашение должно было быть как минимум через 20 лет после их выпуска. С 1904 года рентные займы выпускались каждый год[11].
В начале XX века было выпущено 7 внутренних облигационных займов на срок 48-50 лет под 4,5-5 %. Дополнительно выпускались займы, чтобы покрыть военные расходы, связанные с Первой мировой войной. Из краткосрочных процентных бумаг получили распространение облигации государственного казначейства, которые инвесторы называли «сериями». Это были 6 % облигации[12].
Описание[править | править код]
Облигационные займы приобретаются кредитно-финансовыми учреждениями. Значительная часть займов реализуется через фондовую биржу, там облигации продаются и покупаются до срока, когда они должны быть погашены эмитентами[1].
Когда происходит выпуск облигационный займов через биржу, заемщик сообщает о себе информацию, которая касается его юридического статуса, характера деятельности. Степень достоверности информации, изложенной в проспекте облигационных займов проверяется биржей. Биржа обычно ограничивает круг эмитентов займа крупными корпорациями и банками[13].
Если происходит прямое размещение облигационного займа, институт-инвестор изучает кредитоспособность заемщика[13].
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 4 Финансово-кредитный словарь, 1986, с. 334.
- ↑ Рынок ценных бумаг Российской империи, 2014, с. 146.
- ↑ 1 2 3 4 Рынок ценных бумаг Российской империи, 2014, с. 147.
- ↑ 1 2 3 Рынок ценных бумаг Российской империи, 2014, с. 148.
- ↑ Рынок ценных бумаг Российской империи, 2014, с. 149.
- ↑ Рынок ценных бумаг Российской империи, 2014, с. 150.
- ↑ 1 2 Рынок ценных бумаг Российской империи, 2014, с. 113.
- ↑ Рынок ценных бумаг Российской империи, 2014, с. 115.
- ↑ Рынок ценных бумаг Российской империи, 2014, с. 117.
- ↑ Рынок ценных бумаг Российской империи, 2014, с. 136.
- ↑ 1 2 Рынок ценных бумаг Российской империи, 2014, с. 137.
- ↑ Рынок ценных бумаг Российской империи, 2014, с. 138.
- ↑ 1 2 Финансово-кредитный словарь, 1986, с. 335.
Литература[править | править код]
- Финансово-кредитный словарь / Главный редактор В. Ф. Гарбузов. — Москва, 1986. — Т. II.
- Мошенский С. З. Рынок ценных бумаг Российской империи. — Москва: Экономика, 2014. — 560 с. — ISBN 978-5-282-03357-1.
Источник