Журнал «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера» № 4/2017
Комментарий к письму Минфина РФ от 30.01.2017 № 02-05-12/4613 «О правомерности заключения бюджетным учреждением кредитного договора».
В комментируемом Письме Минфина РФ от 30.01.2017 № 02 05 12/4613 рассмотрен вопрос о правомерности заключения бюджетным учреждением кредитного договора. По мнению Минфина, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Однако из текста письма не совсем ясно, в качестве кого выступает бюджетное учреждение – заемщика или заимодавца. Рассмотрим оба варианта.
Бюджетное учреждение – заимодавец.
Напомним, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ч. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях[1]).
В силу ч. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными согласно федеральным законам, иным нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу. Бюджетное учреждение вправе осуществлять виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется посредством предоставления из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на выполнение госзадания на оказание государственных услуг, субсидий на иные цели, предоставленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и средств от иной приносящей доход деятельности, осуществляемой согласно уставам указанных учреждений.
Вместе с тем согласно положениям ч. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся для него основными (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), но соответствующие указанным целям – при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Кроме того, по норме п. 3 ст. 298 ГрК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), если она соответствует этим целям и указана в его учредительных документах.
При этом доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Как мы уже отметили, по мнению Минфина, высказанному в комментируемом письме, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Вместе с тем законодательного запрета на такую деятельность нет.
Однако в Письме от 26.11.2013 № 02 01 007/51169 Минфин сообщал о подготовке поправок в ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, дополняющих ее нормами о том, что бюджетные учреждения не вправе предоставлять и получать кредиты (займы). В этом же письме сказано, что в силу Федерального закона № 83-ФЗ [2] контроль деятельности государственных (муниципальных) учреждений возложен на орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этих учреждений.
Федеральным законом № 83-ФЗ установлены механизмы контроля за деятельностью учреждений, в том числе за выполнением ими государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), состоянием размера кредиторской задолженности, совершением крупных сделок, а также предусмотрена ответственность руководителя учреждения за результаты деятельности учреждения.
Кроме того, планируемые объемы поступлений, в частности поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, и поступлений от иной приносящей доход деятельности, а также планируемые объемы выплат за счет указанных поступлений учитываются в плане финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемом и утверждаемом в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.
В соответствии с положениями п. 6 Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 № 11н (далее – Порядок), орган Федерального казначейства принимает платежные документы на осуществление кассовых выплат за счет средств, предоставленных федеральным бюджетным учреждениям в виде субсидий на выполнение государственного задания, а также за счет средств, полученных учреждением от приносящей доходы деятельности, к исполнению в случае выполнения следующих условий:
- платежный документ соответствует требованиям, установленным Порядком;
- указанные в платежном документе коды классификации операций сектора государственного управления (далее – код КОСГУ) являются действующими на момент представления платежного документа;
- указанные в платежном документе коды КОСГУ соответствуют текстовому назначению платежа;
- суммы, указанные в платежном документе, не превышают соответственно остаток на открытом клиенту в органе Федерального казначейства лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетного учреждения.
Таким образом, в случае соответствия платежных документов, представленных бюджетным учреждением, требованиям, установленным Порядком, у органов Федерального казначейства отсутствуют основания для отказа в принятии этих документов к исполнению.
Учитывая вышеизложенное, по мнению Минфина, в случае принятия решения о предоставлении бюджетным учреждением займа и утверждения указанных выплат в плане ответственность за нарушение законодательства РФ несут руководитель указанного учреждения и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.
Бюджетное учреждение – заемщик.
Запрет на получение бюджетными учреждениями кредитов и займов содержался в ст. 161 БК РФ, до внесения в нее изменений Федеральным законом № 83-ФЗ определявшей особенности правового положения указанных учреждений. В настоящее время аналогичная норма БК РФ распространяется исключительно на казенные учреждения. Таким образом, отсутствует законодательно установленный запрет на получение бюджетным учреждением заемных средств.
Но в уставе должен содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и видов деятельности, не являющихся таковыми), которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. Таким образом, получается, что возможность привлечения бюджетным учреждением заемных средств должна быть закреплена в его уставе.
Вместе с тем следует помнить, что если сделка, совершаемая учреждением, относится к категории крупных, действуют особые правила. Согласно ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя этого учреждения. Крупной признается сделка (или несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.Руководитель бюджетного учреждения несет перед ним ответственность в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.
[1] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
[2]Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Источник
Èìååò ëè ïðàâî áþäæåòíàÿ îðãàíèçàöèÿ âûäàâàòü ñâîèì ðàáîòíèêàì áåñïðîöåíòíûå çàéìû è çàéìû ïîä ëüãîòíûå ïðîöåíòû?
Áþäæåòíîå ó÷ðåæäåíèå ìîæåò âûäàâàòü çàéìû ðàáîòíèêàì çà ñ÷åò ñðåäñòâ, ïîëó÷åííûõ îò äåÿòåëüíîñòè , ïðèíîñÿùåé äîõîä (çà ñ÷åò ÷èñòîé ïðèáûëè), åñëè ïðåäîñòàâëåíèå óêàçàííûõ çàéìîâ ïðåäóñìîòðåíî íîðìàìè çàêîíîäàòåëüñòâà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è äàííîå íàïðàâëåíèå ðàñõîäîâàíèÿ ñðåäñòâ ïðåäóñìîòðåíî â ãåíåðàëüíîì ðàçðåøåíèè (ðàçðåøåíèè) ãëàâíîãî ðàñïîðÿäèòåëÿ (ðàñïîðÿäèòåëÿ) áþäæåòíûõ ñðåäñòâ. Ðàñõîäû íà óêàçàííûå öåëè äîëæíû áûòü òàêæå ïðåäóñìîòðåíû â ñìåòå äîõîäîâ è ðàñõîäîâ ïî äåÿòåëüíîñòè, ïðèíîñÿùåé äîõîä, è îòðàæàòüñÿ â áþäæåòíîì ó÷åòå íà ñ÷åòå 2 207 01 000 Ðàñ÷åòû ñ äåáèòîðàìè ïî áþäæåòíûì êðåäèòàì, ïðåäîñòàâëåííûì þðèäè÷åñêèì è ôèçè÷åñêèì ëèöàì, ðåçèäåíòàì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.
Ïîðÿäîê îôîðìëåíèÿ çàéìà
îïðåäåëåí Ãðàæäàíñêèì êîäåêñîì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè (Äàëåå — ÃÊ ÐÔ). Ñ ðàáîòíèêîì, êîòîðîìó âûäàþò çàåì, íåîáõîäèìî çàêëþ÷èòü äîãîâîð çàéìà. Îñíîâíûå òðåáîâàíèÿ ê äîãîâîðó çàéìà ñîäåðæàòñÿ â ãë. 42 ÃÊ ÐÔ. Ïî äàííîìó äîãîâîðó îäíà ñòîðîíà (çàèìîäàâåö) ïåðåäàåò â ñîáñòâåííîñòü äðóãîé ñòîðîíå (çàåìùèêó) äåíüãè èëè äðóãèå âåùè, îïðåäåëåííûå ðîäîâûìè ïðèçíàêàìè, à çàåìùèê îáÿçóåòñÿ âîçâðàòèòü çàèìîäàâöó òàêóþ æå ñóììó äåíåã (ñóììó çàéìà) èëè ðàâíîå êîëè÷åñòâî äðóãèõ ïîëó÷åííûõ èì âåùåé òîãî æå ðîäà è êà÷åñòâà (ï. 1 ñò. 807 ÃÊ ÐÔ).
Äîãîâîð çàéìà ñ÷èòàåòñÿ çàêëþ÷åííûì ñ ìîìåíòà ïåðåäà÷è äåíåã èëè äðóãèõ âåùåé.  äîãîâîðå ñëåäóåò îòðàçèòü: âàëþòó çàéìà, ñóììó, ñðîê, íà
êîòîðûé âûäàþòñÿ äåíåæíûå ñðåäñòâà, ñïîñîá óïëàòû, ðàçìåð è ïîðÿäîê óïëàòû ïðîöåíòîâ, åñëè çàåì íå áåñïðîöåíòíûé (ïðîöåíòû óïëà÷èâàþòñÿ åæåìåñÿ÷íî èëè â ïîëíîì îáúåìå â äåíü ïîëíîãî ïîãàøåíèÿ îñíîâíîãî äîëãà). Ìîæíî ïðåäóñìîòðåòü â äîãîâîðå, ÷òî ðàáîòíèê âîçâðàùàåò äîëã ÷àñòÿìè.  ñëó÷àå, åñëè çàåìùèêîì áóäåò ïðîïóùåí îäèí èç ñðîêîâ, ñîãëàñíî ïîëîæåíèÿì ï. 2 ñò. 811 ÃÊ ÐÔ çàèìîäàâåö âïðàâå ïîòðåáîâàòü äîñðî÷íî âåðíóòü âñþ îñòàâøóþñÿ ñóììó. Êðîìå òîãî, â äîãîâîðå ìîæåò áûòü ïðåäóñìîòðåíî, ÷òî çàåì âûäàåòñÿ íà îïðåäåëåííûå öåëè.  ñîîòâåòñòâèè ñ ï. 2 ñò. 814 ÃÊ ÐÔ öåëåâîé çàåì ìîæåò áûòü âçûñêàí äîñðî÷íî.
Åñëè çàåì áåñïðîöåíòíûé èëè âûäàí ïîä ëüãîòíûå ïðîöåíòû, ó ñîòðóäíèêà âîçíèêàåò ìàòåðèàëüíàÿ âûãîäà îò ýêîíîìèè íà ïðîöåíòàõ (ïîäï. 1 ï. 1 ñò. 212 Íàëîãîâîãî êîäåêñà ÐÔ).
Åäèíûé ñîöèàëüíûé íàëîã ïðè ýòîì íå íà÷èñëÿåòñÿ, ïîñêîëüêó ìàòåðèàëüíàÿ âûãîäà, âîçíèêàþùàÿ ó ðàáîòíèêà ïðè ïîëó÷åíèè èì áåñïðîöåíòíîãî (ëüãîòíîãî) çàéìà, íå ÿâëÿåòñÿ âûïëàòîé ïî òðóäîâîìó äîãîâîðó è, ñëåäîâàòåëüíî, íå ïðèçíàåòñÿ îáúåêòîì îáëîæåíèÿ åäèíûì ñîöèàëüíûì íàëîãîì. Ðàçúÿñíåíèå ïî äàííîìó âîïðîñó ñîäåðæèòñÿ â ïèñüìå
Ìèíôèíà Ðîññèè îò 02.04.2007 N 03-04-06-01/101.
Íàëîã íà äîõîäû ôèçè÷åñêèõ ëèö (ÍÄÔË) ñ ìàòåðèàëüíîé âûãîäû íåîáõîäèìî óäåðæàòü ñ ðàáîòíèêà. Ñîãëàñíî ï. 1 ñò. 226 Íàëîãîâîãî êîäåêñà ÐÔ (äàëåå — ÍÊ ÐÔ) ðîññèéñêèå îðãàíèçàöèè, îò êîòîðûõ (èëè â ðåçóëüòàòå îòíîøåíèé ñ êîòîðûìè) íàëîãîïëàòåëüùèê ïîëó÷èë äîõîäû, îáÿçàíû èñ÷èñëèòü, óäåðæàòü è óïëàòèòü ÍÄÔË ñ óêàçàííûõ äîõîäîâ (ï. 4 ñò. 226 ÍÊ ÐÔ). Óäåðæèâàåìàÿ ñóììà íàëîãà íå ìîæåò ïðåâûøàòü 50% ñóììû âûïëàòû, èç êîòîðîé ïðîèçâîäèòñÿ óäåðæàíèå.
Ñ ñóììû ìàòåðèàëüíîé âûãîäû ÍÄÔË óäåðæèâàåòñÿ ïî ñòàâêå 35% (ï. 2 ñò. 224 ÍÊ ÐÔ). Èñêëþ÷åíèå ñîñòàâëÿþò äîõîäû â âèäå ìàòåðèàëüíîé âûãîäû, ïîëó÷åííîé îò ýêîíîìèè íà ïðîöåíòàõ çà ïîëüçîâàíèå íàëîãîïëàòåëüùèêàìè öåëåâûìè çàéìàìè (êðåäèòàìè), ïîëó÷åííûìè îò êðåäèòíûõ è èíûõ îðãàíèçàöèé Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è ôàêòè÷åñêè èçðàñõîäîâàííûìè èìè íà íîâîå ñòðîèòåëüñòâî ëèáî ïðèîáðåòåíèå íà òåððèòîðèè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè æèëîãî äîìà, êâàðòèðû èëè äîëè (äîëåé) â íèõ, íà îñíîâàíèè äîêóìåíòîâ, ïîäòâåðæäàþùèõ öåëåâîå èñïîëüçîâàíèå òàêèõ ñðåäñòâ. Ê íàëîãîâîé áàçå, îáëàãàåìîé ÍÄÔË ïî ïîâûøåííîé ñòàâêå, íàëîãîâûå âû÷åòû íå ïðèìåíÿþòñÿ (ï. 4 ñò. 210 ÍÊ ÐÔ).
Ïîðÿäîê ðàñ÷åòà ìàòåðèàëüíîé âûãîäû óñòàíîâëåí ï. 2 ñò. 212 ÍÊ ÐÔ. Ïðè ïîëó÷åíèè äîõîäà â âèäå ìàòåðèàëüíîé âûãîäû, âûðàæåííîé êàê ýêîíîìèÿ íà ïðîöåíòàõ çà ïîëüçîâàíèå çàåìíûìè ñðåäñòâàìè, ïîëó÷åííûìè îò ó÷ðåæäåíèÿ, íàëîãîâàÿ áàçà îïðåäåëÿåòñÿ êàê ïðåâûøåíèå ñóììû ïðîöåíòîâ çà ïîëüçîâàíèå çàåìíûìè ñðåäñòâàìè, âûðàæåííûìè â ðóáëÿõ, èñ÷èñëåííîé èñõîäÿ èç òðåõ ÷åòâåðòûõ äåéñòâóþùåé ñòàâêè ðåôèíàíñèðîâàíèÿ, óñòàíîâëåííîé Öåíòðàëüíûì áàíêîì ÐÔ íà äàòó ïîëó÷åíèÿ òàêèõ ñðåäñòâ, íàä ñóììîé ïðîöåíòîâ, èñ÷èñëåííîé èñõîäÿ èç óñëîâèé äîãîâîðà. Ïðè áåñïðîöåíòíîì çàéìå íàëîãîâàÿ áàçà îïðåäåëÿåòñÿ êàê ñóììà ïðîöåíòîâ, èñ÷èñëåííàÿ èñõîäÿ èç òðåõ ÷åòâåðòûõ ñòàâêè ðåôèíàíñèðîâàíèÿ, óñòàíîâëåííîé Áàíêîì Ðîññèè, äåéñòâóþùåé íà äàòó ïîëó÷åíèÿ çàåìíûõ
ñðåäñòâ, è îñòàâøåéñÿ ÷àñòè äîëãà ïî çàéìó. Ïðè ðàñ÷åòå ìàòåðèàëüíîé âûãîäû áåðåòñÿ ñòàâêà ðåôèíàíñèðîâàíèÿ Áàíêà Ðîññèè, êîòîðàÿ äåéñòâîâàëà íà äàòó âûäà÷è çàéìà ðàáîòíèêó. Âñå ïîñëåäóþùèå èçìåíåíèÿ ñòàâêè â ðàñ÷åòå ìàòåðèàëüíîé âûãîäû íå ó÷èòûâàþòñÿ.
Äàòîé ôàêòè÷åñêîãî ïîëó÷åíèÿ äîõîäîâ â âèäå ìàòåðèàëüíîé âûãîäû ÿâëÿåòñÿ äåíü óïëàòû ðàáîòíèêîì ïðîöåíòîâ ïî ïîëó÷åííûì çàåìíûì ñðåäñòâàì (ïîäï. 3 ï. 1 ñò. 223 ÍÊ ÐÔ).
Ïðè áåñïðîöåíòíûõ çàéìàõ ôàêòè÷åñêîé äàòîé ïîëó÷åíèÿ äîõîäîâ â âèäå ìàòåðèàëüíîé âûãîäû ñëåäóåò ñ÷èòàòü ñîîòâåòñòâóþùèå äàòû âîçâðàòà çàåìíûõ ñðåäñòâ. Åñëè çàåì âûäàåòñÿ íà íåñêîëüêî ëåò, à âîçâðàò äåíåæíûõ ñðåäñòâ â ïîëíîé ñóììå îñóùåñòâëÿåòñÿ ïî îêîí÷àíèè ñðîêà äîãîâîðà çàéìà, íàëîãîâàÿ áàçà ïðè ïîëó÷åíèè ìàòåðèàëüíîé âûãîäû â âèäå ýêîíîìèè íà ïðîöåíòàõ îïðåäåëÿåòñÿ ïî ñîñòîÿíèþ íà ïîñëåäíèé äåíü êàëåíäàðíîãî ãîäà.
Источник
Бюджетное учреждение собирается взять кредит.
Каковы правовые основания данной операции? Возможно ли взятие банковского кредита для данного типа учреждения? Если да, то какова процедура в плане бюджетного учета?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Прямого запрета на взятие бюджетным учреждением банковского кредита законодательство не содержит. Вместе с тем бюджетному учреждению необходимо быть готовым обосновать контролирующим органам, а также органу, осуществляющему в его отношении функции и полномочия учредителя, необходимость привлечения заемных средств.
2. Порядок и условия предоставления кредита регулируются договором между банком и клиентом. Договоры, связанные с привлечением учреждением заемных денежных средств, должны заключаться с соблюдением положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Если в совершении сделки по получению займа имеется заинтересованность либо если такую сделку следует относить к крупным, то она может быть совершена бюджетным учреждением только с одобрения органа, осуществляющего в его отношении функции и полномочия учредителя.
3. Операции с заемными средствами бюджетному учреждению следует отражать на лицевом счете, предназначенном для учета средств от приносящей доход деятельности. Для отражения таких операций в бухгалтерском учете бюджетного учреждения применяется счет 301 14 «Расчеты по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом».
Обоснование вывода:
1. Бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).
В соответствии с положениями п. 1 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Источником финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений выступают средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, субсидий на иные цели, предоставленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, средства обязательного медицинского страхования при осуществлении бюджетным учреждением соответствующей деятельности (смотрите также п. 3 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Кроме того, в качестве источника финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения выступают средства, полученные таким учреждением от приносящей доход деятельности, осуществляемой в соответствии с видами деятельности, указанными в уставе учреждения (п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Такие средства могут быть получены как в рамках основной деятельности, так и в рамках иной деятельности бюджетного учреждения. Вместе с тем согласно положениям п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям.
Заемные средства в качестве источника финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения в законодательстве не поименованы. Однако и прямого запрета на привлечение заемных средств в целях исполнения принятых обязательств бюджетным учреждением ни Закон N 7-ФЗ, ни ГК РФ не содержат (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 22.12.2014 N Д28И-2829).
Вместе с тем осуществление бюджетным учреждением операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 30.01.2017 N 02-05-12/4613). Кроме того, расходы на уплату процентов за использование заемных средств могут квалифицироваться контролирующими органами в качестве неэффективного использования средств бюджетного учреждения.
Поскольку привлечение заемных средств для собственных нужд учреждения само по себе не является видом деятельности бюджетного учреждения, то внесение изменений в устав не требуется. Кроме того, даже факт внесения соответствующих изменений в устав относительно возможности осуществлять привлечение заемных средств не исключает вероятность предъявления претензий со стороны контролирующих органов. Бюджетному учреждению необходимо быть готовым обосновать контролирующим органам, а также органу, осуществляющему в его отношении функции и полномочия учредителя, необходимость привлечения заемных средств. К примеру, в отсутствие заемных средств бюджетное учреждение не сможет исполнить принятые перед поставщиками обязательства, что может повлечь дополнительные затраты, связанные с уплатой пени, штрафов, размер которых может превысить расходы на уплату процентов по кредиту, и т.п. При этом следует заручиться расчетами. Необходимость принятия обязательств в отсутствие средств на их оплату также необходимо обосновать. В ином случае бюджетному учреждению отстоять свою точку зрения, связанную с необходимостью привлечения заемных средств, не удастся.
2. Порядок и условия предоставления кредита регулируются договором между банком и клиентом. По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (п. 1 ст. 819 ГК РФ).
Договоры, связанные с привлечением учреждением заемных денежных средств, должны заключаться с соблюдением положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
При принятии решения о получении займа бюджетным учреждением следует иметь в виду, что если в совершении сделки по получению займа имеется заинтересованность либо если такую сделку следует относить к крупным, то согласно положениям п. 13 ст. 9.2 и п. 3 ст. 27 Закона N 7-ФЗ она может быть совершена бюджетным учреждением только с одобрения органа, осуществляющего в его отношении функции и полномочия учредителя.
3. По общему правилу бюджетные учреждения осуществляют операции с поступающими им денежными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований (п. 8 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Необходимость и возможность открытия счета в кредитной организации в целях осуществления операций с заемными средства законодательно не закреплена.
Кроме того, учет операций с привлеченными заемными средствами ведется на счете 301 00 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» (п. 248 Инструкции, утвержденной приказами Минфина России от 01.12.2010 N 157н). При этом указанный счет применяется бюджетными учреждениями в корреспонденции со счетом 201 11 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства» (п.п. 124, 125 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее — Инструкция N 174н). Более того, возможность применения счета 201 21 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации» бюджетными учреждениями Инструкцией N 174н не предусмотрена. Все это указывает на то, что операции с заемными средствами бюджетному учреждению следует отражать на лицевом счете, предназначенном для учета средств от приносящей доход деятельности.
С учетом п.п. 124, 125 Инструкции N 174н, а также рекомендаций, данных в приложении к письму Минфина России и Федерального казначейства от 07.04.2017 NN 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308, операции по зачислению заемных средств, а также по их возврату и уплате процентов за их использование подлежат отражению в учете бюджетного учреждения следующими бухгалтерскими записями:
1) Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 301 14 710, одновременно отражено увеличение забалансового счета 17 (код 710 КОСГУ, код аналитики 710)
— привлеченный кредит (заем) поступил на лицевой счет бюджетного учреждения;
2) Дебет 2 301 14 810 Кредит 2 201 11 610, одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 (код 810 КОСГУ, код аналитики 810)
— перечислен платеж в счет погашения долга;
3) Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 14 710
— отражено начисление процентов по долговому обязательству бюджетного учреждения;
4) Дебет 2 301 14 810 Кредит 2 201 11 610, одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 (код 231 КОСГУ, 853 КВР)
— перечислен платеж в счет погашения процентов по кредиту (займу).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
Ответ прошел контроль качества
5 декабря 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Источник