Многие люди задаются вопросом, являются ли кредиты и займы грехом? Запрета на пользование чужими деньгами Библия не дает, однако, в тексте Писания содержится достаточное количество цитат, ознакомившись с которыми, вы поймете, является ли ваше желание залезть в «долговую яму» греховным или приемлемым для каждой конкретной ситуации.
Источник: https://www.financialblogger.co.uk
Очень часто люди занимают деньги без острой жизненной необходимости, а желания увеличить свой достаток ради получения какого-либо удовольствия или повышения комфорта
Есть такая категория людей, которая привыкла жить в кредит. Они не испытывают острой нужды в финансах, а просто хотят жить не хуже других. С одной стороны, в этом нет ничего плохого, чтобы купить новый телевизор взамен старого, но, с другой стороны, займы портят, разрушают отношения и периодически приводят к плачевному финалу. По этому поводу Библия говорит следующее:
«Вы желаете чего-то, но не получаете и потому убиваете и завидуете другим. Но всё равно не можете получить то, чего хотите, и потому препираетесь и ссоритесь. Вы не получаете то, чего хотите, потому что не просите Бога. Когда же просите, то не получаете, потому что просите из неправедных побуждений, лишь для того, чтобы воспользоваться всем, что получите, ради собственного удовольствия«.
(Иак 4:2-3, Современный перевод Библии)
Иногда люди занимают деньги с целью воспользоваться обеспеченным человеком или тем, кто по каким-либо причинам, наверняка, простит долг
Писание четко говорит о том, что долги необходимо выплачивать, даже в ситуациях, когда мы знаем, что должник простит долг. Это часто относится к нашим близким родственникам, особенно родителям. Должников Библия называет нечестивыми и грешными.
«Торопится взять грешник деньги в долг и никогда не возвращает, но праведник даёт всем безвозмездно».
(Пс. 37:21, Современный перевод Библии)
Отсутствие необходимости занимать деньги — это благословение от Господа. Большую часть времени, когда мы слушаемся Бога, правильно распоряжаемся своими деньгами, мы никогда не будем в долгах
Очень часто мы мало задумываемся о том, что считает Бог по поводу необходимости занять деньги или получить кредит. Мы рассуждаем исключительно житейскими понятиями. Но когда речь заходит о трудностях выплаты долга или процентов, многие начинают взывать к Богу: «Помоги, за что нам всё это?». Другими словами, после драки мы начинаем махать кулаками.
«… Если ты будешь повиноваться Господу… Господь, Бог твой, благословит тебя, как обещал, и у тебя будет достаточно денег, чтобы давать взаймы многим народам, тебе же ни у кого не придётся одалживать».
(Втор. 15:5-6, Современный перевод Библии)
Источник: https://smart-lab.ru
Бог не хочет, чтобы мы были чьими-то рабами
Даже если мы берем в долг небольшую сумму и точно уверены, что выплатим все во время, мы становимся рабами нашего кредитора. Нет такой классификации ни у Бога, ни у людей: маленький раб родственника или большой раб Сбербанка. Факт остается фактом и при миллионном кредите и при займе до получки.
«Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца».
(Притчи 22:7)
Библия учит нас не одалживать деньги, а благословлять нуждающихся
Если кто-то у нас просит взаймы, разумнее или отказать, если нет такой возможности, или просто дать денег из любви, ничего не ожидая взамен.
«И если даёте взаймы тем, от кого рассчитываете получить обратно, заслуживаете ли вы за это благодарности? Ведь и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Вы же, возлюбите врагов ваших, делайте им добро, давайте взаймы, не рассчитывая на возврат, и будет вам награда великая, и будете вы сынами Всевышнего, ибо милостив Он даже к неблагодарным и злым».
(От Луки 6:34-35, Современный перевод Библии)
Правильно ли начислять проценты по кредиту или получать свой долг с процентами?
Нижеследующие отрывки Библии свидетельствуют о том, что Писание разграничивает кредиты и займы для развития бизнеса и долги перед родственниками, друзьями и нуждающимися.
Про начисление процентов в рамках предпринимательской деятельности говорится в Евангелие от Матфея в притче о талантах:
«Ты должен был пустить мои деньги в оборот, и тогда, возвратясь, я получил бы своё с прибылью«.
(От Матф. 23:27, Современный перевод Библии)
Однако, мы не должны брать проценты за пользование нашими деньгами с близких людей и малообеспеченных.
«Если разбогател, обманывая бедных, то всё потеряешь. Богатство твоё перейдёт к тому, кто был добр с бедными».
(Притчи 28:8, Современный перевод Библии)
«Если кто из моего народа беден и ты одолжишь ему денег, то не бери с него процентов и не принуждай его заплатить тебе немедленно».
(Исход 22:25, Современный перевод Библии)
Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Занимать деньги нужно при крайней необходимости, а давать — от чистого сердца. Такой подход позволит нам не нажить дополнительных проблем, кроме финансовых, а также сохранить отношения с нашими близкими людьми.
❤️ Дорогие друзья, Библия — интересная книга! Давайте читать ее вместе! Ставьте лайк, подписывайтесь на канал! ❤️
Источник
Долг, заем, кредит – это все играет очень значительную роль в жизни современного общества, и конечно в жизни христиан также. Что говорить Библия о том, стоит ли брать или давать в долг? И как решить вопрос с процентами?
Эми Линн Фулбрук, директор по развитию бизнеса «Relevant Magazine»
Сам по себе долг – это не зло.
Долг может предоставить нам возможность и доступ там, куда бы мы никогда не попали иначе. Будь то кредит на оплату обучения в колледже, или маленький стартовый капитал для семьи, которая пытается наладить бизнес в развивающихся странах, сама идея выдачи и просьбы взаймы отнюдь не греховна.
Иногда взять в долг – это единственно правильное решение. Когда человеку дают в долг, то, возможно, это и есть решение от Бога в данной ситуации.
Таким образом, как последователи Христа, мы должны проанализировать свои мотивы и покопаться в мыслях, чтобы точно понять, почему мы берём в долг, просить Святого Духа открыть нам, откуда идут наши желания – по воле Бога или из-за наших грехов. Когда вам надо решить взять в долг или нет (а для многих из нас, вопрос стоит по-другому – а взять ли ещё в долг?), то надо сначала тщательно взвесить положение, а уж после этого действовать.
Быть в долгах – это не грех.
Даже если вы влезли в долги из-за какого-то греха, ваш статус должника не является греховным. Подумайте: обжорство может привести к ожирению, и обжорство – это грех. Но если люди с лишним весом начнут меньше кушать, то они уже не обжоры – хотя процесс снижения веса может растянуться на годы. Таким образом, именно обжорство, а не ожирение, является грехом.
Точно также и тут – возможно, нас довели до долговой ямы какие-то грехи, – мы позавидовали или пожадничали и в тот момент позволили себе потратить больше денег, чем нужно было. Но это не означает, что наш долг – это постоянный грех, висящий над нами как дамоклов меч.
Денис Подорожный, пастор, религиовед
Читая Библию, мы обнаруживаем двоякое отношение к долгам.
Во-первых, Писание допускает давать взаймы (Втор.15:6,10; 28:12; Пс.11:15; Лук.6:34,35).
Во-вторых, оставаться должным и жить в долг — не является благословением (Втор.28:44; Пр.22:7; Рим.13:8).
Также Библия предписывала в законе не давать деньги в рост (в долг под проценты) своим братьям по вере (Втор.23:19), при этом не запрещалось давать в рост сторонним (Втор.23:20: «…иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею»).
Эти и другие места Писания (Пс.14:5; Иер.15:10 и пр.) дают основание полагать, что ростовщичество осуждаемо Богом.
Но чтобы быть честными в освещении этого вопроса очень важно также понять, почему же Иисус рассказал притчу о талантах, где человек, который взял талант, сохранил его и возвратил в целости и сохранности, услышал осуждающие слова: «посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.25:27-30).
Почему же Иисус привел человека, не отдавшего деньги в рост, в качестве негативного примера? Смысл этого кажущегося противоречия кроется в сути запрета на ростовщичество, которое мы видим в Писании. Приведу небольшой отрывок из книги Левит: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришелец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою; серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» (Лев.25:35-37). Как мы видим,
Бог строго воспрещает наживаться на бедах и несчастьях ближних. Исходя из сказанного, следует понимать, что всякое даяние денег в долг под проценты, когда человек находится в нужде, недопустимо.
Совсем другая ситуация описывается в притче Иисуса о талантах. Там не идет речь о ростовщичестве и даянии денег взаймы нуждающимся. Речь идет об инвестиции в ТОРГУЮЩИХ.
Давая деньги торгующим (другими словами — вкладывая в бизнес), человек становится как бы финансовым соучастником бизнеса.
Один вкладывает в бизнес свои средства (как инвестор, акционер, собственник), другой вкладывает свою идею (к примеру, создатель определенного «ноу-хау» — секрета производства, технологии, идеи бизнеса), третий — свои управленческие способности, время, силы, и берет ответственность развить бизнес. Также существует множество людей, которые в этом бизнесе находят возможность трудиться и зарабатывать деньги. В конечном итоге бизнес должен принести прибыль, и было бы нечестным, если на нее мог рассчитывать только один из тех, кто его воплощал бизнес в жизнь.
Успеха нельзя было бы достичь без труда управляющего, идеи изобретателя, денег акционеров или инвесторов, труда работников.
В таком случае тот, кто давал деньги — также получает свой процент. Но это не деньги полученные нечестием. Это его участие в бизнесе.
Финансовое участие. Поэтому, когда человек берет деньги под проценты (или дает их), не узнав, на что они идут, кому они даются, и с чего будут отдаваться, то это всегда не правильно. В таком случае дающий становится ростовщиком, а берущий деньги также рискует заработать проблемы.
Нуждающемуся надо просто помочь, или если нет возможности, то дать взаймы НЕ ПОД ПРОЦЕНТЫ, имея при этом готовность при необходимости простить.
В крайнем случае, уж лучше ничего не сделать, чем навредить, загнав бедного в долговую яму и удерживая его там «включенным счетчиком»!
Такие действия — просто беззаконие! Если кто-то решает мудро использовать свои деньги и иметь с них проценты, то не в рост их надо давать, а вкладывать в определенное дело — способствовать своими финансами развитию конкретного бизнеса. Тогда Ваши проценты будут получены, как часть прибыли предприятия (бизнеса), в которое Вы вложили. Но и тут, помните правило, что бизнес есть бизнес — не все зависит от человека. Бизнесмен (или компания) может обанкротиться, оказаться без прибыли или обрести иные проблемы. Всегда просчитывайте риски, допуская вероятность, что деньги или их часть можно потерять.
Шерри Ливелл, финансовый консультант, лидер женского служения «Southeast Christian Church» (штат Кентукки)
Христиане являются распорядителями всего, что дал им Бог, в том числе и деньгами. Давая деньги в долг, человек рискует своими благими намерениями создать проблему и для себя, и для заемщика. Однако, если нужда обоснована, а подарок бы был поощрением безрассудства или унизил нуждающегося, дать в долг кажется разумным шагом.
Кстати, Библия на этот счет как раз совсем не молчит. Приведу несколько уместных отрывков: «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Галатам 6:9-10); «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исход 22:25); «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Иоанна 3:17-18).
Одалживание денег ставит человека в прямые взаимоотношения с теми, кто нуждается.
«Бедные люди» перестают быть абстрактной концепцией в нашем молитвенном списке и становятся людьми, о которых мы заботимся, потому мы приняли решения помогать нашим с ними отношениям не одним единственным способом.
Давать ли другу в долг? На этот вопрос я не могу ответить за вас. Но мы знаем Того, Кто может. Когда мы приносим к ногам Христа все наши жизненные ситуации и справшиваем: «Как лучше поступить?», Господь направляет нас. В молитве мы размышляем, нужно ли дать в долг, подарить или только помолиться об этом человеке и сказать ему слова ободрения. Дух покажет, избавив нас от нашей известной тяги к суждению и осуждению. Вполне возможно, что Господь побудит нас дать в долг человеку, который никогда не вернет долг. Но это уже между Богом и тем человеком. Мы сделали то, к чему призвал нас Бог, а в послушании мы всегда получаем благословение.
Игорь Фомин, протоиерей, член редакционного совета журнала «Фома»
Обязательно ли давать в долг?
Отказать можно. Если у вас нет свободной суммы в семейном бюджете, если кто-то другой попросил денег в долг на что-то более важное. Отказать можно и в воспитательных целях. Не потому что вам стало жалко денег: если жалко, тогда лучше дать. Очень часто человеку надо отказать ради того, чтобы он начал что-то делать, менять свою жизнь.
Уметь говорить «нет» в ситуации, когда это необходимо, — важное качество и достоинство человека.
Но прежде чем говорить твердое «нет» выслушайте человека. Если он все-таки серьезно настроен заработать свои деньги, вы можете помочь ему на первых этапах.
Алексей Коломийцев, пастор-учитель Библейской церкви «Слово благодати», (Battle Ground, WA)
Два основных Библейских финансовых принципа выражены в десяти заповедях.
Первый – не присваивай того, что тебе не принадлежит, (заповедь «Не кради» Исх 20:15).
В новом Завете Павел представляет эту истину в Еф 4:28, «Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись…».
Второй принцип – будь доволен тем, что у тебя есть, (заповедь «Не пожелай чужого» Исх 20:17).
Новый Завет подтверждает этот принцип в 1 Тим 6:6-10 «Великое приобретение быть благочестивым и довольным…».
Из этих принципов можно сделать ясный вывод – христиане должны уметь жить по средствам и быть довольными тем, что у них есть.
Именно этот принцип в наибольшей степени формирует отношение к кредитам. Нельзя занимать деньги на то, без чего можно обойтись. Нет ничего плохого в том, чтобы жить в хорошем доме, пользоваться дорогой техникой или носить красивую и удобную одежду. Но это верно только тогда, когда вы действительно можете себе это позволить. Если же ради этого вам приходится занимать деньги, покупать эти вещи в кредит, обкрадывать Бога, не жертвуя на служение Церкви, или же работать день и ночь, отрывая время от семьи и от поклонения Богу – это грех. Вы пользуетесь тем, что вам не принадлежит, и делаете это по причине того, что вам просто хочется лучше жить. Бог даёт каждому из своих детей разный материальный уровень, исходя из Его целей определённых для нас. Нам же нужно научиться выбрать правильный уровень жизни и быть довольным тем, что у нас есть. Единственным исключением здесь может быть ипотека, или mortgage, когда вы занимаете на приобретение дома. Это связано с тем, что дом обычно не теряет своей ценности, и его реальным собственником являетесь не только вы, но и банк, давший вам на него деньги. Но даже в случае покупки дома, нужно быть реалистом и не покупать того, за что вы не в состоянии платить.
В тоже время, в определённых ситуациях, Библия допускает возможность просить материальной или финансовой помощи у других, беря что-то в займы. Это касается тех ситуаций, когда человек попадает в чрезвычайные обстоятельства. Иисус Христос приводит такой пример, в Лук. 11:5-10. К человеку поздно вечером пришёл гость, а у него нет хлеба, чтобы гостя накормить. Он идёт к соседу и настойчиво просит его, дать ему хлеба взаймы. Ясно, что в данной ситуации у человека есть острая необходимость просить хлеб в долг. Он не мог её предусмотреть. Кроме того, он берёт столько, сколько реально сможет отдать. Отказ просить в долг в подобных ситуациях, часто может быть продиктован гордостью.
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
Источник
А.Г. Долженко
Свои поучения о непротивлении злу Иисус Христос поясняет примерами о подставлении второй щеки, об отдавании рубашки и одежды, о том, что нужно идти не одно, а два поприща и завершает фразой:
«Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отворачивайся» (Матф.5:42).
В древнееврейском государстве существовал закон, предписывающий евреям с заботой и вниманием относиться к ближним своим, в том числе и к тем, которые стали нищими. Имущему человеку надлежало проявлять заботу о нищих и не отказывать им в помощи. Однако евреи по жестокосердию своему очень часто нарушали этот закон и не исполняли этого гуманного морально-нравственного долга. Такое поведение евреев было обусловлено не только их жестокосердием, но и их эгоизмом, непомерной жадностью, стремлением удовлетворять только свои желания и обогащаться. Таким поведением древние евреи нарушали заповедь о любви к ближнему и заповедь о сострадании и заботливом отношении к нищим.
А между тем закон, данный евреям Богом через Моисея, обращенный к заскорузлой совести евреев, провозглашает:
«Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей перед нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается» (Втор.15:7–8).
Иисус Христос видел, что евреи не выполняют этого закона о сострадании и помощи нищим, а наоборот ожесточили сердца свои даже против не нищих своих ближних. Поэтому в Нагорной проповеди Иисус Христос вновь напомнил евреям об этом древнем морально-нравственном законе, провозгласив
«просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отворачивайся». Этими словами Иисус Христос осудил поведение тех евреев, которые имеют что дать нищим, могут занять в долг нуждающимся, но от излишков своих не подают даже милостыню по жестокосердию своему, и не занимают в долг никому.
Эти слова Иисуса Христа о том, чтобы дать просящему и хотящему, продолжают развивать мысль о непротивлении злому. Указав на то, что зло можно победить добром, в этих словах Иисус Христос под злом как раз и подразумевает жестокосердие евреев, связанное с тем, что они не дают просящему и отворачиваются от хотящего занять. А победить это зло жестокосердия евреев можно проявлением доброты в виде щедрости, сострадания и помощи к просящему нищему и человеку хотящему занять.
Как видим и в этом случае, как и в примерах со второй щекой, рубашкой, поприщем, нам Иисус Христос опять показал виновного человека. Вина такого человека состоит в том, что он, имея что дать, не помогает нищему, и имея возможность занять, отворачивается, то есть не занимает просящему. Как и в предыдущих примерах, связанных со щекой, рубашкой и поприщем, так и в этом разбираемом случае Иисус Христос указывает виновному человеку на путь исправления его вины, который заключается в том, чтобы давать просящим нищим и занимать хотящим (то есть желающим) у него занять.
Тем, что человек будет давать нищему и занимать просящему, он не только исправит свою вину, связанную с не проявлением заботы и помощи к нищим и просящим, но и исполнит заповедь любви к ближним и выполнит заповедь о проявлении сострадания к неимущим людям, тем самым совершив доброе богоугодное дело. К тому же, подавая просящему и не отказывая желающему занять, состоятельный человек, совершая добрый поступок в виде милосердия и заботы, не будет побежден злом жадности, жестокосердия, но победит зло любовью к ближнему своему.
Тем, что состоятельный человек не будет проявлять злобу, нетерпимость, агрессию и раздражительность к тем людям, которые у него просят и хотят занять, данный человек не будет противиться злому, то есть своим злым чувствам и мыслям, вызванным приходом просящих и желающих занять. А тем действием, что состоятельный человек даст просящему и займет хотящему (желающему занять), данный человек совершит добрый, богоугодный поступок, проявив щедрость и великодушие, сострадание и заботу о нищем и нуждающемся. Этим поступком данный человек не даст победить себя злу (так как сумеет заглушить в себе злые чувства жадности, жестокосердия и раздражительности в адрес просящих и хотящих людей). Но совершением доброго поступка в виде щедрости и заботы о нищих победит зло добром.
Именно такой путь победы добра над злом и именно такой способ исправления вины в виде жадности и рекомендовал в данном рассматриваемом случае Иисус Христос, когда посоветовал просящему дать, а от хотящего занять не отворачиваться.
Слова Иисуса Христа
«просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отворачивайся» подвергались различным комментариям. Так, например, Августин Блаженный говорил о том, что не всякую просьбу нужно исполнять ссылаясь на то, что Иосиф не обязан был исполнять любовные требования жены Пантефрия, или Сусанна не должна была уступать иудейским старцам в исполнении их просьб, связанных с любовными домогательствами. Анализируя слова Иисуса Христа о просящем и хотящем с точки зрения, предложенной Августином Блаженным, нужно признать его правоту. Действительно, не каждая просьба подлежит удовлетворению.
Под словом
«просящему» нужно подразумевать любого человека, который обратился с просьбой. В этом случае Иисус Христос никаких ограничений не дает. Говоря о том, что
«просящему у тебя дай» Иисус Христос не заканчивает своей мысли словами «дай буквально все, о чем просящий не попросит». А это значит, что Иисус Христос предоставляет право дающему человеку самому выбирать, каждому ли просящему следует давать и сколько нужно давать. В таком случае дающий человек и должен нести ответственность за то, для какого дела, доброго или злого, просящий использует данное ему. Поэтому нельзя давать или занимать деньги тому, кто хочет воспользоваться ими во зло, или для удовлетворения своих порочных потребностей.
Очень часто бывают просьбы, которые грешно просить, преступно исполнять, а посему полезно в них отказать. Например, в просьбе пьянице на выпивку и т.п. Повеление Спасителя «просящему у тебя дай» прежде всего нужно рассматривать в том смысле, что просящему нужно давать не то, что он просит (с учетом существования греховных просьб) а то, что полезно для просящего. Поэтому, если человек отпустил от себя алкоголика, дав ему конкретный рецепт как избавиться от пьянства (но не дав ему денег на выпивку), то в этом случае просящий получил то, что ему нужнее более всего, хотя и не получил просимых денег для удовлетворения своего порока.
Подтверждением правоты этой мысли является пример, когда к Иисусу Христу подошел
«Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лук.12:13–15). Как видим в данном случае Иисус Христос не разделил имения, то есть не стал удовлетворять просьбу, но дал просителю совет, который для просящего был нужнее и полезней удовлетворения его просьбы.
В Ветхом завете существовало правило, которое повторил Иисус Христос, тоже рекомендовав давать просящему или хотящему занять, с учетом потребностей просящего и давать то, в чем он нуждается, а не то что просит.
«Дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается» (Втор.15:7–8). Иными словами нужно давать «смотря по его нужде», учитывая пределы потребностей просящего. То есть давать для удовлетворения определенного количества запросов. Например, человек нуждается в деньгах (еде, питье). Это предмет нужды. А количество нужды и составляет количество денег (еды, питья). А под словами
«в чем он нуждается» подразумевается не количество нужды как в вышеуказанной фразе, а предмет нужды. Например, человек нуждается в еде, питье, деньгах. Однако рассуждения о том, что дающий, просящему и хотящему должен давать только на доброе дело, и что дающий ответственен за то, куда пойдут средства, которые он дал, и что дающий должен давать просящим то, что им полезно, а не то, что они порой просят, ни в коей мере не отменяют заповедь Христа о совершении подаяния. Многие дающие не хотят подавать нищему, потому что видят в нем лентяя, пьяницу, не желающего работать, или потому что не знают с какой целью будут использованы их подаяния (на выпивку и т.д.). В таком случае пусть совесть подскажет подающему, нужно ли подавать конкретно данному просящему.
Поэтому, чтобы избежать сомнений и укоров совести, нужно в каждой отдельной ситуации мысленно вставать на место просящего, посострадать ему. То есть попытаться проникнуться его страданиями и постараться понять его желания и нужды, и оценить что для просящего является благом, а что нет. Для этой цели нужно прочесть молитву в которой попросить Бога чтобы Он вразумил дающего и дал возможность разобраться в этой ситуации. И если нужды просящего, вам покажутся достойными внимания, а его просьбы не будут нарушать заповедей Божьих, то эти просьбы стоит удовлетворить как свои собственные, проявляя заботу о ближнем, исполняя долг милосердия и сострадания не во вред, а в пользу просящего.
Скептики могут, возражая, задать такой вопрос: а если человек, у которого просят, не может удовлетворить просимого, так как у него нет такой возможности, хоть он и осознает просьбу безгрешной. Как нужно поступить в этом случае. Для того чтобы ответить на этот вопрос нужно обратиться к словам Иисуса Христа и повнимательней их прочесть. Спаситель рассматривает как раз именно ту ситуацию когда человек, у которого просят, может удовлетворить просьбу. Ведь не может дать и занять тот, у кого нет такой возможности. Иначе бы Иисус Христос не говорил «просящему у тебя дай и от хотящего занять не отворачивайся». Эти слова Иисуса Христа процитированы по Евангелию Матфея (Матф.5:42). Эти же слова Спасителя Евангелист Лука пересказывает несколько в ином виде, добавляя к ним новую мысль.
«Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад» (Лук.6:30). Как видим, Евангелист Лука указывает на то, что Иисус Христос рекомендовал оказывать людям помощь безвозмездно.
«Взаймы давайте, не ожидая ничего» (Лук.6:35).
Таким образом, у Евангелиста Луки в отличии от Матфея слова Спасителя о подаянии просящим и хотящим, дополнены указанием о безвозмездной помощи. По этому поводу Святой Иоанн Златоуст писал так: «Сделав доброе дело, – не ищи благодарности, чтобы не иметь тебе должником Самого Бога, Который сказал: «Взаймы давайте тем, от которых вы не надеетесь ничего получить. Имея такого должника, для чего же ты оставив Его, требуешь от меня, человека бедного и скудного? Разве Этот должник гневается, когда с Него долг? Или Он беден? Или отказывается платить? Но разве ты не видишь Его неисчислимых сокровищ? Разве ты не видишь Его неизреченной щедрости? Итак с Него спроси и требуй. Это ему приятно. А если Он увидит, что ты с другого требуешь Его долг, то Он оскорбится этим, и не только не отдаст тебе, но и осудит тебя. В чем ты нашел Меня неблагодарным – скажет Он. Какую болезнь у Меня нашел, что оставив Меня идешь к другим? Одному дал взаймы, а с другого требуешь? Ведь хотя человек получил, но велел дать Бог … Ты дал взаймы Богу, с Него и требуй» (Иоанн Златоуст, «Беседы на Матфея», глава 15).
Чтобы понять слова Иисуса Христа и рассуждения Святителя Иоанна Златоуста о том, почему надо давать просящему безвозмездно, нужно знать слова Бога о том, что человек,
«благотворящий бедному, дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч.19:17). Эти слова нужно понимать так, что человек дает кому-либо взаймы по воле Божьей. В одном случае Воля Божия проявляется как перст судьбы, и в этой ситуации даже злодей, вопреки своему злому характеру, помогает бедному бессознательно, под влиянием сил, осуществляющих предначертанное Богом. В другом случае человек, соблюдая закон Божий, исполняя волю Божью чтобы творить добрые дела и чтобы выполнять заповеди о любви и сострадании к ближнему, дает взаймы просящему и не отворачивается от хотящего. Но в обоих случаях человек, дающий ближнему, то есть «благотворящий бедному» в конечном счете дает взаймы Богу, так как за всем в мире стоит Господь Бог.
Именно с этой точки зрения и нужно понимать слова из Библии: человек
«благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч.19:17). Поэтому именно благотворительность, как одно из богоугодных дел, является совершением доброго, бескорыстного поступка, приносящего радость человеку и награду от Бога за совершение доброго дела.
«Радость человеку – благотворительность его» (Притч.19:22). За щедрость, бескорыстие и благотворительность, проявленные человеком к ближнему, Господь
«воздаст ему за благодеяние его» (Притч.17:19). Помогая бедному, человеку служит Богу тем, что выполняет Божью заповедь о любви к ближнему и творит добро. За этот поступок бескорыстной помощи бедному, Господь одарит человека добром. Вот как об этом говорится в текстах Ветхого Завета.
«Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его. Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь все ложе его в болезни его» (Пс. 40:2–4).
В Новом завете также подтверждается мысль о благодеяниях Бога человеку за помощь нищему.
«И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Матф.10:42). Это надо помнить и учитывать. В Новом Завете также повторяется мысль о том, что человек, помогающий нищим, служит Богу тем, что делает добрый богоугодный поступок. Иисус Христос так говорит об этом:
«Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф.25:40).
Из всего вышесказанного становится ясно, что человек, исполняя заповедь Божью, должен давать взаймы и помогать бедным не надеясь за это на благодарность.
«И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за это благодарность» (Лука 6,34). Поэтому в жизни получается так, что когда человек кому-то делает пользу в ожидании за это получить выгоду, похвалу, благодарность или добро, то чаще всего в ответ получает не благодарность, как плату за не бескорыстие. Так пусть будут бескорыстны люди в совершении добра и пусть не остановит их в этом деле человеческая неблагодарность, часто возникающая в ответ.
Так пусть же люди, научась совершать бескорыстное добро, не вменяют себе это в заслугу, потому что это является нравственным законом жизни, повелением Божьим и исполнением Его заповедей. Пусть же люди, могущие помочь просящим, не упускают возможности сотворить бескорыстное добро, чтобы ещё и ещё раз исполнить заповедь любви к ближнему, заповедь сострадания и бескорыстия. Так спешите делать добро ближним так же бескорыстно как дарит его нам Господь Бог!!
Источник