znamenka
спросила
15 июня 2009 в 10:59
5328 просмотров
Муниципальное унитарное предприятие (имущество закреплено на правах хозяйственного ведения) имеет возможность, руководствуясь гл.42 ГК РФ, выдать работнику беспроцентный займ за счет прибыли, оставшейся после уплаты всех обязательных платежей, включая проценты от чистой прибыли в местный бюджет, установленные собственником. Вопрос — имеет ли оно право сделать это самостоятельно, без ведома собственника имущества?
Сначала посмотрим правовые аспекты деятельности МУП. Прежде всего, обратимся к Федеральному закону от 14.11.02 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Читаем:
Статья 9. Устав унитарного предприятия
…
4. Устав государственного или муниципального предприятия кроме сведений, указанных в пункте 3 настоящей статьи, должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли.
Статья 16. Резервный фонд и иные фонды унитарного предприятия
…
2. Унитарное предприятие за счет чистой прибыли создает также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия.
Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы унитарным предприятием только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.
Статья 17. Порядок реализации собственником имущества унитарного предприятия права на получение прибыли от использования имущества, принадлежащего унитарному предприятию
…
2. Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Статья 18. Распоряжение имуществом государственного или муниципального предприятия
…
4. Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
Итак, что мы имеем?
Начну с конца. Как мы видим, МУП не имеет права выдавать займы без согласия собственника.
А прибыль, как бы, и не причем…
И все-таки, рекомендую заглянуть в Устав. Что там написано по поводу использования прибыли и формирования разных фондов.
Возможно, там есть некий фонд, из которого можно выдать заем. Правда, на практике я не встречал таких фондов (хотя, особо и не присматривался…).
Парадокс в том, что «подарить» деньги МУПу намного проще, чем дать взаймы. Увы, но так выстроено правовое поле МУП.
Порядок простой. В Уставе МУП должно быть обозначено, как распределяется прибыль после уплаты налогов. Часть – собственнику, остальное – по целевым фондам, из которых МУП уже самостоятельно выплачивает, кому что.
Займы с прибылью в принципе не связаны. Они выдаются за счет оборотных средств. Но, поскольку оборотные средства формируются, в том числе и из прибыли, в учетных целях можно сформировать некий «фонд выдачи займов». Но такой фонд должен быть записан в Уставе. Хорошо бы и Положение о расходовании этого фонда утвердить по согласованию с собственником. Тогда это будет считаться «согласием».
Успехов!
Огромное Вам спасибо! Хочу уточнить. В Уставе записано, что :»…Предприятие имеет право образовывать другие фонды в размерах, допускаемых действующим законодательством Российской Федерации, из прибыли, остающейся в распоряжении Предприятия…Размер, порядок формирования и использования указанных фондов устанавливаются коллективным договором на основании действующего законодательства Российской Федерации…» Можно ли вот под эти «другие» и подвести рекомендованный Вами «фонд выдачи займов» как непротиворечащий действующему законодательству?
Цитата (znamenka):Огромное Вам спасибо! Хочу уточнить. В Уставе записано, что :»…Предприятие имеет право образовывать другие фонды в размерах, допускаемых действующим законодательством Российской Федерации, из прибыли, остающейся в распоряжении Предприятия…Размер, порядок формирования и использования указанных фондов устанавливаются коллективным договором на основании действующего законодательства Российской Федерации…» Можно ли вот под эти «другие» и подвести рекомендованный Вами «фонд выдачи займов» как непротиворечащий действующему законодательству?
Т.е., насколько я понял, Устав отдает формирование Фондов на откуп коллективному договору. Это, конечно, значительно упрощает использование прибыли.
Возможно, можно воспользоваться данной формулировкой, чтобы действительно создать фонд выдачи займов.
И все-таки, я бы постерег от этого шага. Ведь Закон требует в отношении займов согласие собственника. Можно ли считать столь сложную взаимосвязь таким «согласием», не знаю.
Связь такая: Собственник разрешает образовывать фонды из прибыли на основе решения колдоговора – колдоговор определяет тип, направления и порядок использования фонда – МУП образовывает и тратит средства из фонда в соответствии с направлением и порядком, установленным колдоговором.
Как бы прямого «согласия» собственника именно про займы или фонд замов не просматривается. Хотя косвенно можно считать и согласием…
Так что все зависит от Вашей смелости, точнее, смелости руководителя МУП. Ему ведь отвечать перед собственником. И перед котрольно-ревизионными службой финоргана.
Успехов!
Источник
Организации и частные предприниматели имеют право выдавать ссуды другим организациям и собственным сотрудникам не только под низкий процент, но и без оплаты за пользование денежными средствами.
Для работника подобный заем выглядит намного привлекательнее банковского кредита благодаря отсутствию оплаты (при процентной ставке в 0%), а также отсутствию необходимости готовить пакет документов.
Бухгалтерии работодателя следует отразить в учете не только операции по выдаче и погашению ссуды, но и связанные с ними налоговые последствия.
Требования к сотруднику
В каждой компании приняты собственные правила, применяемые при кредитовании работников. Некоторые предприятия в качестве средства мотивации выдают небольшие суммы в долг работникам практически с момента их трудоустройства в компанию, другие – после прохождения испытательного срока работы.
В серьезных компаниях решение о выдаче работнику беспроцентного займа в соответствии с его заявлением принимается руководством организации исходя из материальных возможностей компании и с учетом характеризующих заявителя факторов в виде:
- его личностных качеств (ответственность, качество труда);
- продолжительности работы в компании;
- величины получаемого дохода (заработной платы);
- наличия действующих (непогашенных) долгов по ссудам в различных кредитных организациях;
- характеристики непосредственного руководителя работника;
- целей, для которых запрашивается ссуда.
Потенциальный заемщик входит в число сотрудников организации, в которую он обращается за кредитом, а потому практически все требуемые для рассмотрения вопроса о выдаче средств документы находятся в бухгалтерии и кадровой структуре работодателя.
При положительном рассмотрении заявки в организации готовится соответствующий приказ и уведомление (распоряжение), после чего с работником подписывается договор о займе.
Источником денежных ресурсов для выдачи займов могут служить личные деньги руководителя организации, часть резервного, уставного или других фондов, а также нераспределенная прибыль предприятия.
Выдаваемые средства не касаются коммерческих или предпринимательских целей ни одной из сторон соглашения.
Важно! Если сотрудник запрашивает крупную сумму средств с указанием конкретной цели их использования, работодатель вправе запросить подтверждающие документы (план квартиры проживания или договор-намерение при покупке жилья, справку о составе семьи, медицинское заключение при необходимости лечения).
Оформление соглашения о беспроцентном займе
При заключении договора о кредитовании с сотрудником сделка должна производиться в письменном виде (ст. 808 ГК РФ, ст. 5 ФЗ №82 (19.06.00)). В качестве образца может использоваться стандартный кредитный договор, в который добавляются специфические условия, касающиеся конкретной сделки.
Величина процентной ставки за пользование ресурсами прописывается в тексте документа. Если размер ставки не указан, то получатель ссуды обязан производить оплату вознаграждения по займу в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на день погашения долга. В ситуации с беспроцентной сделкой условие должно прописываться с указанием ставки в размере 0% (ст. 809 ГК РФ).
В тексте должны прописываться и другие условия предоставления займа в виде:
- его размера;
- срока выдачи (даты выдачи средств и окончательного возврата);
- целевого назначения.
Договор должен содержать сведения о:
- месте и дате заключения сделки;
- наименовании кредитора и его руководителе (учредителе);
- данных заемщика (работника);
- периодичности и способах погашения долга с указанием возможности досрочного возврата полученных средств;
- штрафных санкциях при нарушении любой из сторон условий соглашения;
- обстоятельствах форс-мажора, освобождающих участников договора от исполнения обязательств;
- конфиденциальности документа, то есть неразглашении условий соглашения иным лицам за исключением случаев, предусмотренных законодательно;
- способах разрешения сторонами спорных вопросов, возникающих при исполнении соглашения.
В случае продления срока действия сделки или корректировки иных ее условий сторонами подписывается дополнительное соглашение к договору, являющееся его неотъемлемой частью.
Договор вступает в силу с момента получения заемщиком (сотрудником) денег, подтверждаемого кассовым (расходным) ордером или платежным поручением в зависимости от способа получения денег (наличными, перечислением на счет заемщика в банке).
Порядок возврата займа указывается в тексте соглашения, в противном случае заемщик вправе по своему усмотрению погашать долг путем внесения денег в кассу кредитора или перечислением средств на расчетный счет предприятия.
Важно! Если кредит носит целевой характер, то заемщик должен в оговоренный срок представить организации-работодателю документы, подтверждающие использование ссуды на предусмотренные в договоре цели (договор купли, платежное поручение, акт приемки, расписку).
Налогообложение по кредиту работнику компании
Работодатель, выдавший беспроцентный кредит, не получает от исполнения сделки доходов, поэтому не производит выплату налогов.
Получение беспроцентной ссуды сотрудником влечет для последнего налоговые последствия, так как он получает материальную выгоду, выраженную в виде экономии средств на отсутствии процентов по сделке (ст. 212 НК РФ). Подобный доход подлежит налогообложению на общих основаниях.
После выдачи беспроцентной ссуды компания обязана производить:
- начисление НДФЛ по ставке 35% на сумму сэкономленных процентов в течение всего периода действия договора о займе (ежемесячно по последним числам месяца);
- удержание налога с любых доходов сотрудника-заемщика с учетом того, что общая сумма удерживаемого НДФЛ не должна быть больше 50% выплачиваемого дохода;
- перечисление НДФЛ в бюджет на следующий рабочий день после удержания.
Доход в виде экономии на отсутствии процентов не облагается налогом на доходы физического лица в случаях, если:
- ссуда предназначена для нового строительства или для покупки в пределах территории Российской Федерации жилья (дома, комнаты, доли в жилом помещении), земельного участка с расположенным на нем жилым строением или для проведения индивидуального жилищного строительства (ИЖС);
- кредит выдан банковским учреждением, расположенным на территории РФ, для рефинансирования целевого займа, выданного для ведения ИЖС или покупки жилья.
Если долг прощается
Если организацией принято решение не взыскивать долг с сотрудника, а простить его, то налог, начисленный на размер выгоды от сэкономленных процентов по ссуде, должен удерживаться с заработка работника до полного его исчерпания.
Должна облагаться налогом (13%) и сама сумма долга со дня прощения, выраженного в виде уведомления о прощении долга или в виде соглашения о дарении денег (ст. 210, 224 НК РФ).
Итого в случае прощения долга из заработка работника удерживается налог:
- с суммы долга (прощенного);
- с выгоды от сэкономленных процентов на дату прощения;
- на доходы, выплачиваемые физическому лицу (НДФЛ).
В этом случае общая сумма удержанных налогов также не должна превышать 50% выплачиваемого дохода.
Проводки
По бухгалтерскому учету все виды расчетов с сотрудниками (кроме заработной платы и сумм подотчета) отражаются на счете 73, а расчеты по кредитам – на субсчете 73-1.
Проводки по счетам при кредитовании работника выглядят следующим образом:
- в момент выдачи займа — Дебет сч. 73-1 / Кредит сч.50 («Касса») или сч. 51 («Расчетные счета»);
- при погашении ссуды – Дебет сч. 50, 51, 70 (в зависимости от порядка платежа) / Кредит сч. 73-1.
Проценты по договору отсутствуют, поэтому в учете не отражаются.
Важно! При недостатке дохода для удержания всей суммы налога по окончании отчетного года (до 1 марта следующего года) налоговый орган должен быть проинформирован о невозможности удержания налога по форме 2-НДФЛ (с признаком 2).
Некоторые нюансы беспроцентной сделки
Соглашение беспроцентного займа между предприятием и сотрудником регулируется ст. 42 ГК РФ и ст. 809 НК РФ.
Законодательные нормы и акты в РФ, включая Гражданский и Налоговый кодексы, не содержат каких-либо запретов в отношении предоставления организациями кредитов сотрудникам. Но выданная ссуда может привлечь внимание ФНС, если ее размер превысит 600 тыс.руб., согласно ФЗ № 115 (07.08.2001) о противодействии легализации полученных преступным путем доходов.
Факт, что сделка является именно беспроцентной, должен обязательно найти отражение в тексте соглашения. В противном случае по умолчанию ставка по договору принимается равной ставке рефинансирования НБ и производится доначисление налога на прибыль.
Источник
Вправе ли муниципальное казенное предприятие (МКП) выдавать беспроцентные займы своим сотрудникам? Что является основанием для предоставления такой помощи? Как организация отражает в бухгалтерской и налоговой отчетности данный факт? Как рассчитать материальную выгоду сотрудника по полученному займу?
Н.Н. Максимова,
эксперт журнала «Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение»
Журнал «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», N 8, август 2017 г., с. 6-8.
МКП вправе выдавать займы (в том числе беспроцентные) только с согласия собственника (органа местного самоуправления). Выдача займов влияет на показатели баланса и отчета о движении денежных средств, а в налоговой отчетности не отражается. Материальная выгода сотрудников рассчитывается по общим правилам гл. 23 НК РФ.
Обоснование. Согласно ст. 19 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ) МКП вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного ОМСУ. Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, которые не могут совершаться без согласия собственника его имущества.
Таким образом, в уставе МКП может быть закреплено, что предприятие выдает займы (совершает сделки определенного размера) только с согласия собственника. Если устав не содержит такого условия, возможность выдачи займов сотрудникам (допустимые размеры заимствований, условия о беспроцентности займов, а также иные критерии их предоставления — определенный стаж работы, конкретная жизненная ситуация, потребность в приобретении жилья и т.д.) согласуется с ОМСУ.
Решение о предоставлении займа следует оформлять приказом руководителя МКП (с последующим заключением договора между предприятием и работником), поскольку именно он несет ответственность за сохранность имущества МКП, включая денежные средства (см. ст. 21, 25 Закона N 161-ФЗ).
Расчеты с персоналом по выданным и возвращенным займам ведутся на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 1 «Расчеты по предоставленным займам» (Дебет 73-1 Кредит 51, 50 — предоставлен заем, Дебет 51, 50 Кредит 73-1 — возвращен заем). Соответственно, в бухгалтерском балансе при предоставлении займов увеличивается показатель дебиторской задолженности и уменьшается показатель денежных средств (при погашении займов происходит наоборот: «дебиторка» уменьшается, а денежные средства увеличиваются). Кроме того, операции по предоставлению и возврату займов показываются в отчете о движении денежных средств (в разделе «Денежные потоки от инвестиционных операций» по соответствующим строкам).
В налоговой отчетности предприятия выдача и возврат займов не показываются, так как эти операции не образуют объект налогообложения МКП.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ доходом работника, получившего беспроцентный заем, является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами. Данное правило не распространяется на случаи получения физическим лицом займа на новое строительство (приобретение) жилья, а также на рефинансирование займов, полученных ранее на указанные цели.
Размер материальной выгоды определяется налоговым агентом (предприятием-займодавцем) ежемесячно (на последний день месяца — пп. 7 п. 1 ст. 223 НК РФ) как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из 2/3 действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату получения дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
Материальная выгода облагается НДФЛ по ставке 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ). Доход в виде материальной выгоды, исчисленная и удержанная с него сумма налога подлежат отражению в расчете по форме 6-НДФЛ (неудержанный налог показывается по строке 080 разд. 1 расчета — см. Письмо ФНС РФ от 19.07.2016 N БС-4-11/12975@).
В силу п. 4 ст. 226 НК РФ налоговый агент вправе удержать НДФЛ с материальной выгоды из любых доходов налогоплательщика, полученных им от налогового агента в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплачиваемого дохода в денежной форме. Налог удерживается в течение календарного года. Если по итогам года имеется остаток неудержанного налога, он считается невозможным для удержания. О данном факте нужно сообщить заемщику и налоговому органу (путем составления справки по форме 2-НДФЛ с признаком «2») в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства (п. 5 ст. 226 НК РФ).
1 августа 2017 г.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.
Купить документ
Получить доступ к системе ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства «Аюдар Инфо»
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы — это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО «Аюдар Инфо»
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)
Адрес в Интернете: www.audar-press.ru
Источник