Станислав Джаарбеков, заместитель директора, председатель экспертного совета
Института развития современных образовательных технологий (ИРСОТ),
юрист, аттестованный аудитор, член Московской аудиторской палаты
Сегодня мы поговорим о беспроцентных займах между организациями. Как правило, такие займы выдаются в рамках организации одной группы. Как вы знаете, с 2017 года произошли изменения, обезопасившие предоставление таких займов и, фактически, их узаконившие.
Беспроцентные же займы всегда были законными. Так, если относительно безвозмездных сделок в ст. 575 Гражданского кодекса есть прямой запрет, то беспроцентные займы прямо предусматриваются ГК. Поэтому они всегда были законны с точки зрения гражданского законодательств. Однако и у заимодавца, и у заемщика в этом случае всегда возникают вопросы по налогам и сомнения по налоговым рискам. Первого волнует, доначислят ли ему доход исходя из рыночного уровня процентной ставки, а второго – не включат ли ему в доход сумму материальной выгоды в связи с получением беспроцентного займа.
Что произошло 30 ноября 2016 года? Был принят Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон установил, что сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон выгодоприобретателя по которым является Российская Федерация, не признаются контролируемыми сделками. Это пп. 7, п. 4 ст. 105.14 Налогового кодекса
По беспроцентным займам это единственное изменение, а вот по представлению поручительства их было целых три я. На что влияют эти изменения? Если буквально смотреть на нормы кодекса, то они говорят о том, что беспроцентные займы между взаимозависимыми российскими лицами не являются контролируемыми. Сделки контролируемые обозначены в статье 105.14 Налогового кодекса. Их неудобство состоит в том, что необходимо указать такую сделку в уведомлении о контролируемых сделках. А налоговый орган имеет право проверить уровень рыночных цен по каждой такой сделке. Тот закон, о котором идет речь, фактически установил, что беспроцентные займы между российскими взаимозависимыми лицами признаются неконтролируемыми, то есть налоговый орган не может проконтролировать цены такой сделки.
По сути, это изменение трактуют несколько шире. В этой ситуации говорят, что снимается риск и у заимодавца. До 2017 года налоговая проиграла все споры, где пыталась начислить заимодавцу сумму дохода, исходя из уровня рыночной процентной ставки по займу. Причем налоговый орган предпринимал такие попытки как по контролируемым сделкам, так и по неконтролируемым. Пример: две компании, взаимозависимые между собой. Одна компания выдала другой заем в 10 млн руб. Суммарные обороты между ними небольшие, поэтому сделки неконтролируемые. Напомню, что сделки между российскими лицами считаются контролируемыми, если сумма сделки за один год превысила 1 млрд руб. И в этой ситуации налоговики нередко предлагали включить в доход заимодавцу сумму дохода, исходя из рыночного уровня процентной ставки по таким сделкам. До нового года споров было много, но все они проиграны налоговиками. С 2017 года благодаря изменениям законодательства споров уже быть не должно, потому что в кодексе прямо указано, что такие сделки не подлежат контролю.
Однако тут есть юридический изъян: иногда неконтролируемые сделки могут считаться контролируемыми. Надеюсь, что трактовать этот закон будут правильно, риски у заимодавца будут полностью сняты, и проблемы по доначислению налога на прибыль быть не должно.
Порассуждаем еще немного. В налоговом кодексе написано, что это освобождение касается освобождения займов между российскими взаимозависимыми лицами. То есть если мы выдали заем иностранной взаимозависимой организации, или иностранная выдала заем российской, тогда эта сделка подпадает под определение контролируемой сделки, тем более что для взаимозависимых сделок с иностранными компаниями контроля порога нет.
Итак, первое: эта защита установлена для займов между российскими взаимозависимыми лицами.
И второе: это займы между взаимозависимыми лицами. А если у нас заем между лицами, которые не взаимозависимы? Почему в кодексе не указали просто: «между российскими лицами»? Что будет, если заем будет между лицами, которые не признаются взаимозависимыми?
На мой взгляд, в этой ситуации тоже нет никаких проблем. Исходя из логики НК, сделки между независимыми лицами вообще не подлежат контролю. И поэтому этот пункт не стали отдельно оговаривать. Так что если у нас есть беспроцентный заем между независимыми лицами, то он также не подлежит контролю, и заимодавцу не должны пытаться включить в доход сумму займа по процентной ставке.
Теперь посмотрим на ситуацию со стороны заемщика, то есть той стороны, которая получила беспроцентный заем. У него возникает вопрос, должен ли он включать себе в доход сумму сэкономленных процентов по этому займу. Если российская компания выдает физическим лицам заем, то существует механизм определения материальной выгоды и последующего начисления НДФЛ. Есть ли такая же проблемам при предоставлении займа компании, а не физическому лицу? Раньше этот риск был очень существенным, по нему было очень много споров, но этот вопрос решился аж в 2004 году. Тогда вышло Постановление Президиума ВАС РФ от 03.08.2004 № 3009/04. В этом постановлении говорится, что в описываемой ситуации у займополучателя дохода не возникает. Еще какое-то время продолжались споры, но так как налоговая проиграла из-за упомянутого Постановления все суды, на сегодня это безрисковая ситуация.
Распространяется ли эта защита на займы, которые были предоставлены до нового года? Допустим, одна компания выдала другой заем в ноябре 2016 года. Защищен ли ее заем условиями Федерального закона, или они справедливы только для займов, выданных в 2017 году? В законе 401-ФЗ нет каких-то переходных положений. Исходя из сложившейся практики толкования изменений законодательства, можно предположить, что на займы, выданные или полученные до 2017 года, это правило тоже распространяется, но относительно 01 января 2017 года. Если налогоплательщик в 2016 году получил или выдал заем, то с 1 января 2017 года нет никаких рисков ни у заимодавца, ни у займополучателя. Для займов, выданных до 2016 года, ничего не меняется, эта проблема была разрешена в 2004 году. Были риски для заимодавцев до 2017 года. Теперь на них распространяются гарантии 2017 года и неважно, что этот заем был получен раньше.
Хочу обратить ваше внимание на письмо Минфина от 23 марта 2017 года № 03-03-РЗ-/16846, в котором говорится о новых нормах, в частности, о нормах закона 401-ФЗ, и было прямо сказано, что у займополучателя нет проблем. Про заимодавца в этом письме тоже написано, но, к сожалению, без какого-либо четкого вывода.
Источник
Обновление: 20 октября 2017 г.
Часто у организаций возникает следующий вопрос: если займ оформляется между взаимозависимыми юридическими лицами, то каковы налоговые последствия? Ответ для большинства случаев (за отдельными исключениями) одинаков: никаких последствий, т.к. подобная сделка для того, чтобы оспорить ее цену для целей налогообложения, должна соответствовать определенным критериям, установленным НК РФ.
Контроль за взаимозависимыми лицами
Фискальные органы отдельно контролируют лиц, подпадающих под критерии взаимозависимости, т.к. заинтересованы в том, чтобы налоги исчислялись из реальной стоимости товаров и услуг, а не заниженной (с целью минимизировать обязательные платежи в бюджет). Как показывает практика, могут использоваться различные схемы, приводящие к подобной минимизации (в т.ч. занижаться проценты по займам между взаимозависимыми лицами).
Общепринятые критерии взаимозависимости в целях налогообложения содержатся в НК РФ. Вот некоторые из них:
- участие одного юр. лица в другом, если доля участия превышает 25 процентов;
- взаимозависимость вследствие должностного подчинения;
- родственные отношения.
Более подробно критерии можно узнать, ознакомившись с п. 2 ст. 105.1 НК РФ.
НК РФ прямо указывает на то, что данный перечень критериев исчерпывающим не является и может дополняться судом.
Беспроцентный займ между взаимозависимыми юридическими лицами
Законодательство подобные сделки не запрещает. Налоговые же последствия возможны лишь в случае, если конкретная сделка подпадает под критерии контролируемой. В иных случаях цена, примененная сторонами сделки, не подлежит корректировке со стороны фискальных органов.
Признаки контролируемых сделок перечислены в ст. 105.14 НК РФ.
В их числе:
- доходы по сделкам взаимозависимых лиц составляют свыше 1 млрд. руб.;
- одна сторона (или несколько сторон) сделки является спецрежимником, а другая сторона (стороны) не является;
- одна сторона исчисляет налог с прибыли согласно гл. 25 НК РФ, а другая — нет, и др.
Если сделка является контролируемой, то доходы лица, предоставившего займ, исчисляются из предполагаемых процентов, которые могли быть начислены в иных, но сопоставимых экономических условиях.
Важно знать, что беспроцентный займ между взаимозависимыми юридическими лицами не может быть проверен фискалами на предмет соблюдения законодательства путем проведения налоговой проверки (ст. 105.17 НК РФ).
Не менее важно ознакомиться с перечнем оснований, исключающих возможность соответствующего контроля за сделками (п. 4 ст. 105.14 НК РФ).
Вот некоторые из них:
- если стороны сделки входят в состав консолидированной группы;
- если стороны одновременно зарегистрированы в одном регионе, не имеют филиалов и представительств в других регионах, не платят налог на прибыль организаций в других регионах, не показывают убытков, отсутствуют обстоятельства, предусмотренные пп. 2 — 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
- стороны сделок зарегистрированы на территории нашей страны и др.
Рассматривая критерии контролируемых и неконтролируемых сделок, можно сделать вывод, что они, в частности, направлены на:
- недопущение вывода налоговой базы в офшоры;
- более справедливое распределение налоговой базы по регионам нашей страны.
Если сделка все же является контролируемой, то фискалы по результатам контроля могут исчислить обязательные платежи исходя из сопоставимых условий сделок. Это произойдет с дополнительным начислением пени и привлечением к соответствующей налоговой ответственности.
Источник
На правах рекламы
Информация о компании КСК ГРУПП
КСК групп ведет свою историю с 1994 года. С момента основания и по сегодняшний день компания входит в число лидеров рынка консультационных услуг в области аудита, налогов, права, оценки и управленческого консультирования. За 20 лет работы реализовано более 2000 проектов для крупнейших российских компаний.
КСК групп предлагает комплексное и практическое решение наиболее актуальных задач, стоящих перед финансовыми и генеральными директорами компаний и собственниками бизнеса. Индивидуальный подход, глубокое понимание потребностей и целей клиентов в сочетании с практическими знаниями позволяют решать эти задачи максимально эффективно.
Коллектив КСК групп – это команда из более чем 350 специалистов, имеющих уникальный опыт реализации проектов как для средних, так и для крупнейших российских корпораций.
В настоящее время КСК групп предлагает полный спектр услуг и решений для бизнеса:
- аудит по российским и международным стандартам;
- налоговый и юридический консалтинг;
- аутсорсинг и автоматизация бизнес-процессов;
- решения по привлечению финансирования;
- маркетинговые решения и разработка бизнес-стратегии;
- управленческий и кадровый консалтинг;
- оценка и экспертиза;
- сопровождение сделок с капиталом;
- Due-diligence.
С принятием НК РФ, в котором содержалась ст. 40, регулировавшая налогообложение между взаимозависимыми лицами, многим было непонятно, распространяется ли действие этой статьи на ситуацию по выдаче беспроцентных займов.
В связи с этим вопрос нашел свое отражение в судебной практике. В постановлении Президиума ВАС РФ от 03 августа 2004 г. № 3009/04 было указано, что если организация получила денежные средства взаем под низкие проценты или вообще без процентов (беспроцентный заем), то никаких доходов, облагаемых налогом на прибыль, у нее нет. Вслед за ВАС РФ соответствующие разъяснения появились и в письмах Минфина России (Письмо Минфина России от 2 апреля 2008 г. № 03-03-06/1/245, Письмо Минфина России от 17 июля 2008 г. № 03-03-06/1/415, Письмо Минфина России от 29 августа 2011 г. № 07-02-06/161).
Таким образом, материальная выгода, полученная организацией от пользования вышеуказанным займом, не увеличивает налоговую базу по налогу на прибыль, так как она не указана в качестве объекта налогообложения для налогоплательщиков по налогу на прибыль.
Кроме того, никаких доходов, подлежащих налогообложению, не возникает и у организации, выдавшей беспроцентный заем. Этот вывод подтверждался арбитражной практикой (постановление ФАС Поволжского округа от 23 апреля 2010 г. по делу № А72-15093/2009, постановление Московского округа от 28 июля 2010 г. № КА-А40/7751-10). Минфин России также согласился с этим мнением (письмо Минфина России от 11 августа 2011 г. № 03-03-06/2/120).
После внесения изменений в НК РФ, в частности, вступления в силу с 1 января 2012 года Раздела V.1. «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании», налоговые органы сразу разъяснили, что, поскольку в НК РФ теперь говорится о сделках, а не о цене товаров/работ/услуг, как это было в ст. 40 НК РФ (а договор займа, безусловно, относится к сделкам), то положения указанной главы применяются к договорам займа.
На необходимость применения п. 1 ст. 105.3 НК РФ к договорам беспроцентного займа Минфин России неоднократно указывал (Письмо Минфина России от 2 октября 2013 г. № 03-01-18/40821, Письмо Минфина России от 13 августа 2013 г. № 03-01-18/32745). По мнению госоргана, доходы заимодавца по сделкам по предоставлению беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами определяются исходя из суммы процентов, которые были бы получены заимодавцем в случае совершения сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми, в сопоставимых с анализируемой сделкой коммерческих и (или) финансовых условиях.
Кроме того, с 1 января 2015 года ст. 269 НК РФ изложена в новой редакции (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). Согласно абз. 3 п. 1 ст. 269 НК РФ, по долговым обязательствам любого вида, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с НК РФ контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений разд. V.1 НК РФ, если иное не установлено ст. 269 НК РФ.
По долговому обязательству, возникшему в результате сделки, признаваемой в соответствии с НК РФ контролируемой сделкой, налогоплательщик вправе признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, установленного п. 1.2 ст. 269 НК РФ (п. 1.1 ст. 269 НК РФ в редакции Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 32-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», письма Минфина России от 06 апреля 2015 г. № 03-01-18/19113, от 27 марта 2015 г. № 03-03-06/2/17141).
При несоблюдении указанных условий по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с НК РФ контролируемыми сделками, доходом признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений разд. V.1 НК РФ. На это также указал Минфин России в своем письме № 03-03-06/2/17141.
При этом, согласно п. 1.2 ст. 269 НК РФ в целях п. 1.1 указанной статьи, устанавливаются следующие интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, оформленным в рублях и возникшим в результате сделки, признаваемой контролируемой в соответствии с п. 2 ст. 105.14 НК РФ, – от 0% до 180% (на период с 1 января по 31 декабря 2015 г.), от 75% до 125% (начиная с 1 января 2016 года) ключевой ставки Банка России.
В том случае, если сделка признается контролируемой, то есть совершена между взаимозависимыми лицами и отвечает признакам, изложенным в ст. 105.14 НК РФ, то применительно к договору займа нужно учитывать следующее. При определении для целей ст. 105.14 НК РФ суммы доходов по сделкам за календарный год учитываются только доходы в виде процентов, полученных по договору займа. При этом доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договору займа, а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований, при расчете указанной суммы не учитываются (об этом, в частности, говорится в письме Минфина России от 23 мая 2012 г. № 03-01-18/4-67).
Однако НК РФ напрямую не отвечает на вопрос о том, как быть в тех случаях, если сделка совершена между взаимозависимыми лицами, однако, не является контролируемой. Самый простой случай применительно к нашей теме – это договор беспроцентного займа, гипотетический доход по которому в виде процентов не превышает 1 млрд руб.
В этой связи следует отметить, что сразу после изменений появились разъяснения Минфина, касающиеся порядка контроля цен по неконтролируемым сделкам. Согласно этим разъяснениям,контроль по таким сделкам осуществляет не ФНС РФ, как в случае с контролируемыми сделками, а ее территориальные органы. Об этом, например, говорится в следующих письмах: письмо Минфина России от 26 декабря 2012 г. № 03-02-07/1-316, письмо ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/18615 (вместе с письмом Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-01-18/8-145), письмо Минфина России от 26 октября 2012 г. № 03-01-18/8-149. Аналогичные подходы Минфин и ФНС РФ высказывают и в более поздних письмах (письма Минфина от 19 июня 2015 г. № 03-01-18/35527 и ФНС РФ от 16 июня 2015 г. № ЕД-2-13/710@) .
Сказанное в полной мере относится и к договорам займа. В 2015 году в производстве арбитражных судов появились налоговые споры по налоговым доначислениям по договорам займа, которые не подпадают под разряд контролируемых сделок.
Так, например, в постановлении Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2015 г. по делу № А55-6976/2015 была рассмотрена ситуация, когда организацией был выдан беспроцентный заем, а налоговый орган доначислил займодавцу недополученные проценты. При этом, несмотря на то, что заключенные сделки не являлись контролируемыми, что налоговым органом не отрицается, Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области полагала, что любым налоговым органам Российской Федерации статьей 105.3 НК РФ предоставлено право проверять соответствие рыночных цен по любым сделкам между взаимозависимыми лицами. Рассматриваемые сделки имели своей целью «создание условий для возникновения необоснованной налоговой выгоды», что является основанием для применения п. 3 постановления Пленума ВАС РФ № 53 от 12 октября 2006 г. Вместо предоставления займа займодавец, по мнению налогового органа, мог получить более высокий доход от размещения денежных средств на депозите в банке.
Для оценки «рыночного» уровня процентных ставок налоговым органом была принята информация, предоставленная Международной информационной Группой «Интерфакс» (СПАРК), согласно которой в 2012 году займы в рублях на срок от одного года до трех лет предоставлялись коммерческим организациям по ставке от 12,58% до 13,89%. В результате оспариваемым решением было произведено доначисление налога, исходя из предполагаемого дохода, который мог быть получен при размещении средств на депозите по минимальной ставке.
Указанный довод налогового органа не был принят судом ввиду следующего. Судом отмечено, что право определять для целей налогообложения выручку налогоплательщика (по сделке с взаимозависимым лицом) принадлежит исключительно ФНС России, что прямо указано в п. 2 статьи 105.3 НК РФ. Иным налоговым органам полномочия по контролю за уровнем «рыночности» цен не предоставлены. С учетом изложенного, использование данного механизма налогового контроля к не попадающим под него сделкам является недопустимым, поскольку:
- допускает реализацию непредусмотренных законодательством прав налоговых органов и произвольное применение законодательства;
- влечет за собой произвольный выбор и проведение мероприятий налогового контроля;
- лишает налогоплательщика гарантий, предусмотренных законом, при проведении аналогичных контрольных мероприятий;
- приводит к налогообложению неполученных абстрактных доходов.
Помимо этого, налоговым органом не был установлен факт получения необоснованной налоговой выгоды от совершения данных сделок.
Таким образом, для того, чтобы оценить риск проведения мероприятий налогового контроля в отношении организации-заимодавца, по мнению суда, необходимо определить сумму доходов по сделкам с взаимозависимым лицом, включив в показатель дохода сумму процентов, которую заимодавец мог бы получить от заемщика. Если сумма дохода по сделкам за год не превышает установленного значения, то сделка беспроцентного займа контролю не подлежит. Аналогичные выводы содержатся в постановлении Девятого Арбитражного суда от 30 сентября 2015 г. № 09АП-35789/2015.
В постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 октября 2015 г. по делу № А29-10095/2014 указано, что в ходе проверки инспекция пришла к выводу, что общество не отразило в составе внереализационных доходов в целях исчисления налога на прибыль проценты по займу, выданному взаимозависимому лицу. При рассмотрении дела суд исходил из того, что инспекция не представила доказательств получения обществом необоснованной налоговой выгоды в результате недобросовестного поведения и злоупотребления своими правами. Кроме того, суд пришел к выводу, что инспекцией не соблюдены условия проведения налогового контроля по сделкам с взаимозависимыми лицами, установленные разделом V.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Знаковым стоит считать первое Определение Верховного Суда РФ по данному вопросу: Определение по делу № 301-КГ15-19116 от 10 февраля 2016 года. Суд установил, что инспекцией не представлено доказательств получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в результате недобросовестного поведения и злоупотребления своими правами. При этом сделка по предоставлению займа была реально осуществлена, не противоречит гражданскому законодательству и не оспорена, заключение договора беспроцентного займа не привело к уменьшению налоговой обязанности налогоплательщика. Инспекцией же, напротив, не соблюдены условия проведения налогового контроля по сделкам со взаимозависимыми лицами, установленные разделом V.1 НК РФ, в связи с чем доначисление спорных сумм налога на прибыль, соответствующих им пеней и штрафа произведено неправомерно.
Как можно увидеть, арбитражная практика пока что складывается в пользу налогоплательщиков.
КСК групп оказывает услуги по сопровождению налоговых проверок, а также по обжалованию актов и решений налоговых органов в вышестоящем налоговом органе и в судебном порядке. Стоимость услуг по обжалованию решения налогового органа рассчитывается исходя из объема работ и составляет примерно 250-350 тыс. руб. за одну инстанцию, то есть, например, за обжалование решения в апелляционном порядке или в суде первой инстанции. Стоимость обжалования в вышестоящих судебных инстанциях оговаривается отдельно. Дополнительно Клиент оплачивает премию успеха в размере от 5% до 10% от доначисленных сумм налога. Таким образом, вложив в грамотное разрешение налогового спора определенную сумму, клиент может вернуть себе значительные суммы денежных средств, доначисленных налоговым органом.
Екатерина Лакатош, ведущий юрисконсульт департамента налоговой безопасности международного планирования и развития https://kskgroup.ru/
Источник