Добавить в «Нужное»
Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 20 ноября 2015 г.
Содержание журнала № 23 за 2015 г.
А.З. Островская, ведущий налоговый специалист консалтинговой компании «ТаксОптима»
Если руководство вашей фирмы решило удовлетворить просьбу сотрудника о предоставлении ему рублевого займа, бухгалтерии надо будет учесть все налоговые нюансы, связанные с этим решением. Предлагаем вам готовую памятку для подобных ситуаций.
Но прежде напомним, что, когда организация выдает заем физическому лицу, между ними обязательно должен быть заключен письменный договор займаст. 808 ГК РФ. Если в договоре займа ничего не сказано о процентах, предполагается, что их размер равен действующей ставке рефинансированияп. 1 ст. 809 ГК РФ (на сегодняшний день она составляет 8,25%Указание ЦБ от 13.09.2012 № 2873-У).
Когда у работника-заемщика возникает доход, облагаемый НДФЛ, а когда — нет
Если выданный заем:
- <или>беспроцентный;
- <или>проценты по нему ниже 2/3 ставки рефинансирования на дату их уплаты (то есть сейчас это меньше 5,5% годовых), —
то у сотрудника возникает доход в виде материальной выгоды от экономии на процентахподп. 1 п. 1, п. 2 ст. 212 НК РФ.
Материальная выгода облагается НДФЛ:
- <если>заемщик является налоговым резидентом РФ — по ставке 35%п. 2 ст. 224 НК РФ;
- <если>заемщик не имеет статуса налогового резидента РФ — по ставке 30%п. 3 ст. 224 НК РФ.
Помните, что если в течение календарного года работнику выплачивались доходы, облагаемые по разным ставкам, то на него нужно будет подать столько справок 2-НДФЛ, сколько ставок применялосьРекомендации, утв. Приказом ФНС от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@.
Удерживать и перечислять налог в бюджет должна именно организация-заимодавецподп. 2 п. 2 ст. 212 НК РФ из денежных выплат в пользу работника. Только надо внимательно следить, чтобы общая сумма удерживаемого налога не превышала 50% от выплачиваемых работнику денегп. 4 ст. 226 НК РФ.
Если по каким-то причинам организация-заимодавец не может удержать НДФЛ с матвыгоды (к примеру, сотрудник-заемщик уволился или ушел в неоплачиваемый отпуск), организация должна сообщить об этом в свою ИФНС, подав справку 2-НДФЛ. Это надо сделать не позднее 31 января года, следующего за годом получения заемщиком матвыгодып. 5 ст. 226 НК РФ; п. 2 Приказа ФНС от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@.
Датой возникновения дохода в виде материальной выгоды считается:
- <если>заем беспроцентный — дата возврата займаПисьма Минфина от 10.06.2015 № 03-04-05/33645, от 28.10.2014 № 03-04-06/54626;
- <если>заем процентный — дата уплаты работником процентовподп. 3 п. 1 ст. 223, п. 2 ст. 212 НК РФ; Письмо Минфина от 10.06.2015 № 03-04-05/33645.
Но с 1 января 2016 г. независимо от типа займа датой получения такого дохода будет признаваться последний день каждого месяца в течение срока, на который предоставлен заемподп. 7 п. 1 ст. 223 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2016); подп. «б» п. 1 ст. 2, п. 3 ст. 4 Закона от 02.05.2015 № 113-ФЗ.
Посчитать материальную выгоду помогут следующие формулы:
- <если>заем беспроцентный:
- <если>заем процентный:
Пример. Расчет НДФЛ с материальной выгоды от экономии на процентах по займу, выданному в рублях
/ условие / 15 апреля 2015 г. организация предоставила своему работнику — налоговому резиденту РФ заем в сумме 100 000 руб. сроком на 6 месяцев под 4% годовых.
Проценты уплачиваются единовременно при возврате займа. 15 октября 2015 г. работник возвратил заем и уплатил проценты в сумме 2005,48 руб. (100 000 руб. х 4% / 365 дн. x 183 дн.). Ставка рефинансирования на дату уплаты процентов — 8,25%.
/ решение / Материальная выгода от экономии на процентах по займу составит 752,05 руб. (100 000 руб. x (5,5% – 4%) / 365 дн. x 183 дн.). НДФЛ с суммы материальной выгоды — 263 руб. (752,05 руб. x 35%). Налог нужно удержать из ближайшей выплаты в пользу сотрудника.
Материальной выгоды (а значит, и налогооблагаемого дохода) у сотрудника не возникнет при одновременном соблюдении двух условийп. 8 ст. 220, подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ:
- в договоре займа указано, что он предоставлен для покупки или строительства конкретного жилого помещения;
- работник намерен через работодателя получать имущественный вычет по расходам на приобретение жилья, указанного в договоре займа, и с этой целью принес вам из ИФНС уведомление о подтверждении права на такой вычет. Сумма вычета значения не имеетПисьмо Минфина от 19.01.2012 № 03-04-06/9-9.
У тех же, кто получит имущественный вычет в своей инспекции, права на льготу по НДФЛ уже не будет, полагают налоговики. И чтобы доказать им обратное, придется обращаться в судсм., например, Постановление АС ПО от 17.09.2014 № А65-21754/2013.
Учет займа у работодателя-заимодавца
Выданный и возвращенный заем для целей налогообложения не учитывается ни в расходах, ни в доходах. Это касается как общережимников, так и упрощенцевподп. 10 п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
А вот суммы процентов по займу, если таковые предусмотрены договором, включаются в доходы, облагаемые налогом на прибыль или налогом при УСНОп. 6 ст. 250, п. 1 ст. 346.15 НК РФ. Такой доход признается:
- при ОСНО — на последнее число каждого месяца в течение периода, на который предоставлен заемп. 6 ст. 271, п. 4 ст. 328 НК РФ, а также на дату погашения займа;
- при УСНО — на каждую дату фактического поступления процентов на расчетный счет или в кассуп. 1 ст. 346.17 НК РФ.
В бухгалтерском учете выданный заем и проценты по нему отражаются такп. 3 ПБУ 19/02; п. 7 ПБУ 9/99.
В бухучете проценты признаются в доходах:
- на последнее число каждого месяца в течение периода, на который предоставлен заем;
- на дату погашения займа.
Проценты по займам НДС не облагаютсяподп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ. Выходит, нужно вести раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДСп. 4 ст. 170 НК РФ. Входной НДС по общехозяйственным расходам надо распределять на принимаемый к вычету и учитываемый в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) исходя из пропорции. В отношении операций по выдаче займов при расчете пропорции в качестве дохода берутся проценты, начисленные в текущем периодеподп. 4 п. 4.1 ст. 170 НК РФ. Таким образом, при выдаче беспроцентных займов вести раздельный учет не придется. Ведь по таким займам проценты нулевые, а значит, стоимость «заемной» услуги тоже равна нулю.
Для тех, кто выдает процентные займы, тоже есть условие, при котором можно принимать к вычету весь входной НДС: если доля совокупных производственных расходов на операции, не облагаемые НДС, меньше или равна 5% от общей величины совокупных расходов на производствоп. 4 ст. 170 НК РФ.
Как правило, в обычных фирмах выдача займов сотрудникам носит единичный характер. И в квартале, за который начислены проценты по займу, расходов, связанных с его выдачей, вовсе нет. То есть они составляют менее 5% от общей суммы затрат по всем операциям — как облагаемым, так и не облагаемым НДС. Тогда можно весь входной НДС принимать к вычету и ничего не делитьп. 4 ст. 170 НК РФ. В НДС-декларации начисленные проценты нужно отразить в разделе 7 по коду 1010292пп. 44.2, 44.3 Порядка заполнения декларации по НДС, утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.
***
Если работодатель решит простить своему сотруднику долг по займу, то у последнего возникает доход в виде прощенной задолженности, который облагается НДФЛ по ставке 13%Письмо Минфина от 15.07.2014 № 03-04-06/34520.
Что касается страховых взносов, то, по мнению контролирующих ведомств, взносы на сумму прощенного займа начислить надоПисьма Минздравсоцразвития от 21.05.2010 № 1283-19; ФСС от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985. Однако у судов иной подход: такой «подарок» сотруднику нельзя считать выплатой в рамках трудовых или гражданско-правовых отношений, предмет которых — выполнение работ или оказание услугОпределения ВС от 18.08.2015 № 306-КГ15-8237, от 26.09.2014 № 309-КГ14-1674. Чтобы совсем подстраховаться от возможных претензий проверяющих, оформите прощение долга как договор дарения денежных средствп. 2 ст. 574 ГК РФ; Письма Минздравсоцразвития от 27.02.2010 № 406-19, от 05.03.2010 № 473-19.
Понравилась ли вам статья?
- Почему оценка снижена?
- Есть ошибки
- Слишком теоретическая статья, в работе бесполезна
- Нет ответа по поставленные вопросы
- Аргументы неубедительны
- Ничего нового не нашел
- Нужно больше примеров
- Тема не актуальна
- Статья появилась слишком поздно
- Слишком много слов
- Другое
Поставить оценку
Оценивать статьи могут только подписчики журнала «Главная книга» или по демодоступу.
я подписчик электронного журнала
я не подписчик, но хочу им стать
хочу читать статьи бесплатно и попробовать все возможности подписчика
Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «НДФЛ»:
2020 г.
2019 г.
2018 г.
Источник
Дата размещения статьи: 29.04.2016
Беспроцентные займы — весьма популярный инструмент пополнения оборотных средств при их нехватке. Активно им пользуются собственники бизнеса, выступая в зависимости от обстоятельств как в качестве заимодателей, так и в качестве заемщиков. В этой статье мы рассмотрим следующую ситуацию: организация (ИП) выдала беспроцентный заем физическому лицу в 2015 г., возврат займа осуществляется в 2016 г. Каковы обязанности налогового агента (организации, ИП) по исчислению и уплате НДФЛ с сумм материальной выгоды?
Описание проблемы
Согласно официальной позиции при выдаче беспроцентного займа физическому лицу у последнего возникает доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ. Размер этой выгоды определяется в порядке, установленном п. 2 ст. 212. Применительно к беспроцентным займам в рублях доход (облагается НДФЛ по ставке 35% — п. 2 ст. 224 НК РФ) равен величине процентов, рассчитанных исходя из 2/3 ставки рефинансирования за весь период пользования денежными средствами.
Достоверно определить дату возникновения дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах по беспроцентным займам на основании норм НК РФ до 2016 г. было невозможно. Дело в том, что п. 1 ст. 223 НК РФ в качестве даты фактического получения дохода в виде материальной выгоды называл день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам (см. пп. 3 п. 1 ст. 223 прежней редакции). Очевидно, что при отсутствии процентов и их уплаты пользоваться данной формулировкой было затруднительно, так что Минфин разъяснил этот момент письмами. Среди них Письмо от 14.04.2009 N 03-04-06-01/89, где выражено мнение о том, что фактической датой получения дохода в виде материальной выгоды по беспроцентным займам следует считать дату возврата заемных средств.
С тех пор многое изменилось, в частности подкорректировано содержание п. 1 ст. 223 НК РФ относительно подхода к установлению даты фактического получения дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах. Согласно новому пп. 7 п. 1 ст. 223 с 01.01.2016 такой доход определяется на последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства. С момента вступления новой редакции ст. 223 в силу Минфин выпустил ряд писем, разъясняющих ее применение. В частности, в Письмах от 14.01.2016 N 03-04-06/636, от 02.02.2016 N 03-04-06/4762, от 15.02.2016 N 03-04-06/8109 указано, что ежемесячно определять доход в виде материальной выгоды необходимо начиная с 2016 г. и делать это нужно по всем займам, в том числе выданным в 2015 г. и ранее. Вместе с тем в Письме Минфина России от 15.02.2016 N 03-04-06/9399 конкретизировано, что положения пп. 7 п. 1 ст. 223 НК РФ о ежемесячном расчете материальной выгоды распространяются на экономию налогоплательщика, полученную им начиная с 01.01.2016. Иными словами, по состоянию на 31.01.2016 должна быть рассчитана материальная выгода исключительно за январь 2016 г. (прибавлять к ней величину выгоды, полученную налогоплательщиком в 2015 г., и рассчитывать НДФЛ с полученной суммы неправильно).
А как же быть с экономией на процентах, которая приходится на 2015 г., по займам, которые подлежат возврату в 2016 г., то есть в периоде действия вполне четких правил о ежемесячном определении материальной выгоды? На данный момент мы видим несколько способов решения этой задачи. Какой из них выбрать, налоговый агент должен решить сам.
Пути решения
Здесь мы предложим три разных подхода, каждый из которых имеет право на существование, поскольку налицо неопределенность законодательства в части установления даты фактического получения дохода от экономии на процентах по беспроцентным займам, которые были выданы до 2016 г., а погашены после.
Первый подход — оптимальный
Он основан на содержании Писем Минфина России от 15.02.2016 N 03-04-05/7920, от 24.02.2016 N 03-04-05/10113, в которых чиновники, вспоминая неудачную формулировку пп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ в предыдущей редакции, как бы подтверждают свою приверженность прежней позиции: в случае если организацией выдаются беспроцентные кредиты (займы), фактической датой получения доходов в виде материальной выгоды следует считать соответствующие даты возврата заемных средств. Однако далее в тексте Писем приводится выдержка из нового пп. 7 п. 1 ст. 223, после чего делается вывод: доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, с 2016 г. определяется в последний день каждого месяца, в котором действовал договор займа (кредита), вне зависимости от даты получения такого займа (кредита).
Объединив первое утверждение со вторым, можно вывести некую «формулу». Если заем выдан в 2015 г., но его погашение приходится на следующий календарный год (он же налоговый период по НДФЛ), то в 2015 г. дохода в виде материальной выгоды у заемщика — физического лица не возникает. Экономия налогоплательщика за 2015 г. становится доходом только на дату возврата займа в 2016 г.
Получается, что в 2016 г. налоговый агент ежемесячно вплоть до погашения займа должен исчислять и по возможности удерживать НДФЛ с материальной выгоды физического лица от экономии на процентах. А на момент возврата займа агент должен исчислить и удержать налог с материальной выгоды, полученной налогоплательщиком в 2015 г. Проводить удержание налога с материальной выгоды из любых доходов налогоплательщика, выплачиваемых ему налоговым агентом в денежной форме, допустимо на основании п. 4 ст. 226 НК РФ.
Если же удержать налог нет возможности, налоговый агент обязан сообщить об этом в налоговый орган не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства. Порядок представления данных сведений (по форме 2-НДФЛ с признаком 2) утвержден Приказом ФНС России от 16.09.2011 N ММВ-7-3/576@. Применительно к рассматриваемой ситуации — выдаче займа в 2015 г., возврате его в 2016 г. и невозможности удержания налога с материальной выгоды — налоговый агент должен сообщить о сумме неудержанного налога до 01.03.2017.
На заметку. Если налоговый агент сообщит в налоговый орган о невозможности удержания НДФЛ, налогоплательщик должен будет уплатить соответствующую сумму налога не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления (п. 6 ст. 228 НК РФ).
Второй подход — альтернативный
Рассмотрим судебное решение, в котором арбитры поясняют, что дата фактического получения дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах должна определяться не реже одного раза за налоговый период (в целях исчисления НДФЛ — за календарный год (ст. 216 НК РФ)). Иными словами, если беспроцентный заем выдан в одном налоговом периоде, а возвращен уже в следующем, то налоговый агент (организация-заимодавец) должен рассчитать НДФЛ с материальной выгоды заемщика по окончании налогового периода, в котором был выдан заем (в соответствующей части). Это следует из текста Постановления ФАС ЗСО от 23.07.2012 по делу N А46-15254/2011.
При условии что налоговый агент согласен с такой трактовкой закона, он может рассчитать материальную выгоду заемщика от экономии на процентах по беспроцентному займу, полученному в 2015 г., уже по состоянию на 31.12.2015 и НДФЛ с нее. Представление расчета 2-НДФЛ за 2015 г. осуществляется по форме, введенной Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@. Если налоговый агент уже в 2015 г. исчислил и удержал налог с материальной выгоды физического лица по еще не возвращенному беспроцентному займу, то справку 2-НДФЛ с признаком 1 нужно предоставить в налоговый орган не позднее 01.04.2016 (п. 2 ст. 230 НК РФ). Если же налог не был удержан из доходов заемщика, об этом нужно было сообщить до 01.03.2016 (п. 5 ст. 226 НК РФ).
На заметку. Подача сведений с нарушением установленного срока чревата штрафом в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). За представление налоговым агентом недостоверных сведений штраф несколько выше — 500 руб. за каждый документ (п. 1 ст. 126.1 НК РФ) <1>.
———————————
<1> Налоговый агент освобождается от штрафа в 500 руб., если ошибки выявлены им самостоятельно, а уточненные документы представлены до того, как налоговый орган обнаружил неточности.
Третий подход — рискованный
Логика, положенная в основу первого и второго вариантов, взята не из содержания НК РФ (имеется в виду п. 1 ст. 223 НК РФ в предыдущей и действующей редакциях), поэтому налоговый агент вполне может занять и такую позицию: по беспроцентным займам, выданным и не погашенным до 2016 г., материальная выгода не определяется из-за отсутствия порядка ее признания доходом на какую-либо конкретную дату.
На заметку. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ, исходя из сумм полученных доходов, сведения о которых налоговый агент не представил в налоговый орган. При этом физические лица обязаны представить в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ (п. 3 ст. 228). Налог подлежит уплате до 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228).
* * *
Ввиду наличия явных противоречий между разъяснениями Минфина и содержанием п. 1 ст. 223 НК РФ налоговому агенту предстоит самостоятельно определить, возникает ли на стороне заемщика — физического лица материальная выгода от пользования займом в 2015 г. И если да, то должен ли заимодавец удерживать НДФЛ из доходов налогоплательщика или нужно просто сообщить в налоговый орган о невозможности такого удержания. А если сообщать о невозможности удержания, то в какие сроки — до 1 марта 2016 или 2017 г.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Вернуться на предыдущую страницу
Последние новости
Бесплатная консультация юриста по телефонам:
- Москва, Московская область
+7 (499) 703-47-96 - Санкт-Петербург, Ленинградская область
+7 (812) 309-56-72 - Федеральный номер
8 (800) 555-67-55 доб. 141
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
25 августа 2020 г.
Проект Федерального закона № 1013075-7 «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
Законопроектом предлагается сокращение срока аккредитации филиала, представительства иностранного юр. лица; введение ограничения на назначение руководителем филиала (представительства) иностранного юр. лица на определенный срок для физических лиц, ранее задействованных в создании и деятельности юр. лиц с признаками фиктивной деятельности; установление запрета на аккредитацию нового филиала (представительства) иностранному юр. лицу, имеющему задолженность перед бюджетной системой РФ.
14 августа 2020 г.
Проект Федерального закона № 1006855-7 «О внесении изменений в статью 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части расширения оснований применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций»
Цель законопроекта — установление дополнительного механизма поддержки организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, арендующих недвижимость и пострадавших в период распространения новой коронавирусной инфекции.
6 августа 2020 г.
Проект Федерального закона № 1002440-7 «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств»
Цель законопроекта — исключить полномочия Минздрава по утверждению порядка проведения исследования лекарственного препарата для медицинского применения для доказательства отсутствия влияния разных вспомогательных веществ или вспомогательных устройств на безопасность и (или) эффективность воспроизведенного лекарственного препарата для медицинского применения в целях гармонизации законодательства РФ с правом ЕАЭС.
28 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 996066-7 «О внесении изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»
Цель законопроекта — повышение информированности вкладчика об условиях привлечения денежных средств физических лиц во вклады, а также снижение рисков вкладчиков при принятии решения о выборе конкретного вклада и кредитной организации, привлекающей денежные средства во вклады. Изложение условий договора банковского вклада в стандартной табличной форме и информирование вкладчика о минимальной гарантированной процентной ставке по вкладу позволит потребителю сравнивать условия разных банков
20 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 992248-7 «О внесении изменений в КоАП РФ по вопросам защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности»
Законопроект направлен на усовершенствование механизма защиты прав граждан от недобросовестных действий при осуществлении возврата просроченной задолженности. Помимо этого, предлагаемое законопроектом изменение компетенции рассмотрения статьи 14.57 КоАП снизит нагрузку на судебные органы.
В центре внимания:
Особенности правового регулирования железнодорожного транспорта в России и Европейском союзе и необходимость их гармонизации (Куликов А.В., Тюленев Н.И.)
Дата размещения статьи: 28.08.2020
Проблемы определения пределов государственного вмешательства в сферу организации и проведения геномных исследований с учетом практических и функциональных значений саморегулирования со стороны профессионального сообщества (Варлен М.В., Машкова К.В., Зенин С.С., Барциц А.Л., Суворов Г.Н.)
Дата размещения статьи: 28.08.2020
Правовой статус представительного органа местного самоуправления (Малявкина Н.В., Новиков В.Ф.)
Дата размещения статьи: 28.08.2020
Возмещение работодателю судебных расходов в случае неправомерного привлечения его к административной ответственности по результату проверки (Шевченко Л.)
Дата размещения статьи: 28.08.2020
Обратная сила (Бабинова Н.)
Дата размещения статьи: 28.08.2020
Источник