Выпуск государственных долговых обязательств – рядовая практика, а ОФЗ давно стали привычным инструментом для инвестора. Но зачем Минфин проводит аукционы по размещению своих бумаг и почему об этом так много говорят на рынке? И, если об аукционах объявляется публично, может ли обычный инвестор поучаствовать в них? Об этом поговорим подробно в данном обзоре.
Аукционы ОФЗ: как они влияют на рынок
Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.
Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора, в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).
Подробнее
Любое государство не только собирает налоги, но и занимает на рынке дополнительные средства. Такие заимствования помогают балансировать доходы и расходы, финансировать различные социальные нужды, федеральные инвестиционные проекты и т. п. Основные параметры выпуска гособлигаций обычно заложены в бюджет. Но, в отличие от годового или тем более трехлетнего бюджета, план аукционов по размещению ОФЗ обычно объявляется на предстоящий квартал, что позволяет распоряжаться ликвидностью более оперативно.
Если говорить о масштабах, то на 2019 год запланировано занять на рынке 2.4 трлн рублей (41 млрд в неделю). Доля нерезидентов на аукционах постепенно снижается, но держится на уровне 30-40%. В 2018 заявленный Минфином объем заимствований был реализован лишь на 60%. Размещениям помешали санкции, удешевление нефти, повышение ставки ЦБ, волатильность рублевых инструментов. Выходить с предложением на такой рынок – означает заведомо привлекать слишком дорогую ликвидность или не найти спроса со стороны инвесторов. Из-за этого откладывают выпуски долговых бумаг и корпоративные эмитенты. В результате российские компании сделали на 31% меньше заимствований, чем годом ранее. Это негативно сказывается на рынке в целом.
Как и в случае с обычным аукционом, торги могут быть как успешными для продавца, так и провальными. В случае если цена, в силу сложившихся рыночных условий, не устраивает продавца, он отзывает свою заявку. Например, участники торгов оценили риски высоко и запросили чересчур большую доходность по купону. Примеры таких несостоявшихся аукционов наблюдались, например, во второй половине 2018. Еще больше было случаев, когда инвесторы выкупали только часть предлагаемого объема. Такой аукцион обычно признается состоявшимся, но оценивается как неудачный.
Чем больше спрос, меньше дисконт и ниже ставка купона ОФЗ, тем лучше для курса рубля и кредитного рейтинга РФ. Последний, в свою очередь, проецируется на рейтинги регионов и крупных компаний, особенно связанных с государством. Удачно проведенный аукцион – позитивный сигнал для корпоративных эмитентов. Используя благоприятный момент, они могут выгодно разместить выпуски своих рублевых облигаций.
Наоборот, отмена аукциона, низкий объем спроса, высокая ставка доходности – первые приметы ухудшения ситуации и плохой знак для Правительства, Центрального банка и для инвесторов. При этом инвестор, анализируя ситуацию, необязательно должен быть участником торгов. Хорошие или плохие результаты аукциона неизбежно сказываются на других российских активах, которые имеются в его портфеле.
Есть и обратная зависимость: не только результаты аукционов влияют на рынок, но и наоборот. Пример: на успешное размещение начала 2019 года воздействовали сразу несколько совпавших по времени факторов:
- оживление на зарубежных биржах;
- повышение цен на нефть;
- передышка в санкциях;
- пауза в повышении ставки ФРС;
- рост аппетита к риску на развивающихся рынках;
- Подтверждение Moody’s и S&P инвестиционного кредитного рейтинга РФ;
Сыграл свою роль и тактический выбор Минфина в пользу 5-летней дюрации облигаций. Риск по таким бумагам ниже, чем по более распространенным 10-леткам. При столь благоприятной конъюнктуре выпуски были размещены практически без премии к рынку и полностью выкуплены.
В 2019 году Минфин начал практиковать аукционы без заявленного объема предложения. То есть, «сколько будут готовы купить, столько и продадим». Но сделано это было не для того, чтобы стимулировать спрос. Этому научил опыт провальных аукционов 2018 года, когда нерезиденты уходили с рынка из-за санкций. Если лимит выпуска заранее не объявлен, на рынок не давит негативное впечатление от невыкупленных объемов. Иными словами, если нет выраженной в цифрах цели, то нет и провала при её достижении.
Имеется и другое тактическое соображение. Когда инвесторы видят большой объем предложения, они запрашивают большую премию. Если объем заранее неизвестен, манипулировать ставками им становится сложнее. Конечно, это даст лишь временный эффект. Как только инвесторы поймут, что предложение Минфина в действительности безлимитно, они не будут спешить делать покупки «здесь и сейчас».
Как работает схема аукциона ценных бумаг
За эмиссию государственных ценных бумаг отвечает Правительство в лице Минфина. Первичное размещение проводится в форме аукциона на специальной секции Московской биржи. Любой желающий может ознакомиться с планом выпусков, которые проводятся еженедельно по средам (график на сайте Минфина). Полная информация об аукционах доступна по этой ссылке.
В каждом сообщении на сайте подробно расписываются параметры выпуска, регламент торгов, механизм подачи заявок. Там же можно ознакомиться с результатами последнего проведенного и всех предыдущих аукционов:
- Объем предложения (млрд руб.);
- Объем спроса (млрд руб.);
- Цена отсечения от номинала (минимальная цена, установленная Минфином, %);
- Доходность по цене отсечения (%);
- Средневзвешенная доходность и др.
Каждую неделю выставляется 2-4 выпуска ОФЗ с разными сроками погашения. По срокам преобладают 10-летние облигации со стандартным номиналом 1000 руб. Объем выпуска обычно составляет от 5 до 50 млрд руб. Купон может быть как постоянным, так и переменным (ОФЗ-ПК). В сообщениях на сайте объявляется ставка переменного купона перед очередной выплатой. Номинал может быть фиксированным или индексируемым (зависит от индекса потребительских цен, ОФЗ-ИН). Пример отчета по результатам размещения выпусков с портала Минфина:
За день до начала аукциона на сайте Мосбиржи выходит пресс-релиз. В нем объявляются окончательно согласованные условия завтрашних торгов, а также утвержденный регламент подачи заявок. В целом все происходит как на обычном аукционе, с той разницей, что продается не антиквариат, а ценные бумаги:
- На публичные торги выставляется лот;
- Система выбирает победителем тех, кто предложил максимальную цену;
- Продавец устанавливает минимальную планку, ниже которой он отказывается реализовывать лот.
Биржа принимает от инвесторов 2 типа заявок:
- По цене, заявленной инвестором. Минфин, действуя через биржу как оператора торгов, удовлетворяет запрос полностью или частично. Такая заявка называется конкурентной (имеется в виду, что инвесторы конкурируют между собой со своим ценовым предложением).
- По средневзвешенной цене, сложившейся в ходе торгов. Эта заявка называется неконкурентной и удовлетворяется при наличии предложения.
Может ли частный инвестор участвовать в аукционе?
Аукционы ОФЗ – предмет пристального внимания со стороны аналитиков и крупных биржевых игроков. Результаты размещения непосредственно влияют на оценку состояния экономики, наличия в ней рисков кризиса или рецессии, внешних санкций, политической стабильности и т. д. Успешность аукциона определяется тремя основными показателями:
- Соотношение спроса и предложения;
- Доходность (по цене отсечения);
- Цена от номинала (дисконт).
Для инвестора аукцион – уникальная возможность получить преимущество при покупке ОФЗ. Участники ждут от него того же, чего ожидают от аукциона по продаже антиквариата: выгодных условий для покупки, которых нет на вторичном рынке. Например, при недостаточном спросе, можно получить повышенную доходность. Потом, под влиянием рыночной конъюнктуры, ставка купона выровняется и уже не будет столь привлекательной.
Доступ к участию в аукционе можно получить обычным способом – через своего брокера (инвестиционная компания или банк). Но, поскольку сам брокер оперирует на аукционах крупными лотами, ему невыгодно нести операционные издержки на обслуживании мелких розничных клиентов. Услуга допуска к аукционам не рекламируется на брокерских сайтах и для разговора на эту тему требуется звонок или персональный визит. Если ваш депозит составляет менее 10-15 млн руб., лучше поискать выгодные предложения на вторичном рынке. Главные игроки аукционного рынка – институциональные или крупные частные инвесторы.
Интерес розничного инвестора с небольшим капиталом должен сосредоточиться в первую очередь на мониторинге аукционов ОФЗ. Их планы и результаты проведения – важный индикатор состояния рынка, помогающий прогнозировать курс рубля, динамику ставок, тенденции на вторичном рынке облигаций как государственных и муниципальных, так и корпоративных. Если у кого-то есть личный опыт участия в аукционах Минфина – делитесь в комментариях к статье.
(3 оценок, среднее: 3,67 из 5)
Загрузка…
01.03.2019
Источник
Один из самых надежных способов получения дохода от инвестиций — покупка облигаций Мин Фин РФ, или облигаций федерального займа (ОФЗ). Главное отличие таких ценных бумаг — заёмщиком в этом случае выступает государство, следовательно, риск дефолта сведен к минимуму. С 26 апреля 2017 года Минфин начал выпускать «народные» ОФЗ — облигации, предназначенные не для компаний, а для частных лиц. Для государства это возможность привлечь дополнительные средства, а для инвесторов — получать доход с гарантией возврата вложений.
Особенности эмитента
Такие ценные бумаги выпускаются только в цифровом виде, для их приобретения потребуется воспользоваться брокерскими услугами. Брокеры — это биржевые посредники, за определенное вознаграждение предоставляющие доступ к специальным счетам. После оформления сделки покупатель становится владельцем государственных ценных бумаг, минимальное количество для покупки составляет 30 штук.
Со 2-ого квартала 2019 года Мин Фин начал выпускать облигации в новом формате: в отличие от первого выпуска, клиентам не придется платить крупные брокерские комиссии, все расходы эмитент берет на себя. Кроме того, у держателей появится возможность получать кредиты в банках под залог таких ценных бумаг. Первая версия не позволяла проводить такие операции.
Облигации Мин Фина — это возможность привлечь широкий круг инвесторов по всей стране и получить дополнительный капитал на реализацию различных государственных проектов. Покупателей привлекает возможность получать доход по плавающей ставке: чем дольше облигация будет на руках у покупателя, тем выше по ней будет доходность, такая схема выгодна именно тем, кто планирует долгосрочные инвестиции.
Условия приобретения облигаций
Общий объем первой государственной эмиссии 2017 года составил 15 миллиардов рублей. Номинал 1 облигации — 1000 рублей, следовательно, для минимальной покупки потребуется инвестировать не менее 30 тысяч. У таких ценных бумаг есть несколько особенностей:
- Невозможность перепродажи третьим лицам. В отличие от обычных облигаций, ценные бумаги Мин Фина не допускается перепродавать на бирже.
- Возможность предъявления к выкупу в любой момент. Владелец может потребовать досрочно вернуть долг — в этом случае он потеряет только не выплаченный за остаток срока купонный доход.
- Растущая процентная ставка. Чем дольше ценные бумаги остаются на руках владельца, тем выше будет их прибыльность. Стартовая ставка равна 7,5%, вторая выплата — 8%, третья — 8,5% и т.д.
- Периодичность выплат — 2 раза в год.
- Продолжительность возврата — 3 года.
Средняя доходность облигации Мин Фина находится в районе 9% годовых, это существенно больше, чем средний доход по предлагаемым банковским вкладам. Из-за этого ОФЗ станут выгодным приобретением для широкого круга покупателей.
Преимущества инвестирования в ОФЗ
Вложение в облигации федерального займа — это возможность гарантированно не потерять инвестированные средства. Коммерческий сектор подвержен различным экономическим факторам, даже самые надежные компании могут неожиданно столкнуться с финансовыми трудностями и не справиться со своими обязательствами. Государство же выступает гарантом погашения долга.
Дополнительные плюсы инвестирования:
- Увеличенная доходность, по сравнению с банковскими вкладами. Можно получить более крупную пассивную прибыль.
- Средние сроки возврата. Долгосрочные программы интересуют не всех инвесторов, вложение на 3 года станет оптимальным вариантом.
- Относительно небольшой порог входа. Это делает ОФЗ доступными для частных лиц.
- Заранее известная прибыль — важное отличие от вложения в акции крупных компаний. Они могут не выплатить дивиденды, а государство гарантированно выполнит свои обязательства по купонному доходу.
Минусом ОФЗ можно назвать относительно невысокую процентную ставку. Такой вариант подходит для тех, кто предпочитает консервативные, а не рискованные стратегии инвестирования.
Надежность вложения в ОФЗ
Среди всех вариантов инвестиций вложение в государственный долг остается наиболее надежным решением. Такие облигации н торгуются на рынке, поэтому они не могут потерять в цене, обязательства по ним гарантированно будут исполнены. Покупка позволит получать заранее известные выплаты в течение всего срока погашения, а при необходимости можно сразу вернуть вложенные деньги.
Это оптимальный вариант для начинающих инвесторов, которые не рискуют вкладывать крупный капитал в менее надежные проекты и предприятия. Оформление такой сделки позволит гарантированно сохранить и приумножить накопления, причем доход по ним будет достаточно высоким. Обновленный вариант облигаций не требует уплаты комиссий за брокерские услуги, поэтому они становятся еще более выгодными.
Источник
Как проходят аукционы Минфина по размещению ОФЗ и какую информацию можно получить из его итогов расскажем в данном обзоре.
Продажа государственных долговых бумаг инвесторам может преследовать различные цели. За счет привлеченных средств покрывается дефицит бюджета, финансируются государственные инвестпрограммы и проекты.
В России управление госдолгом осуществляется Правительством, которое устанавливает предельные объемы госдолга на очередной финансовый год, утверждает генеральные условия эмиссии и обращения государственных долговых бумаг, а также принимает другие ключевые решения по этому вопросу. А вот непосредственно эмиссию и обслуживание выпусков гособлигаций осуществляет от своего лица Министерство финансов, привлекая в качестве генерального агента Банк России.
Объемы планируемых заимствований регулярно публикуются на официальном сайте Минфина и доступны для ознакомления всем желающим. Непосредственно само первичное размещение ОФЗ происходит посредством аукционов, которые в плановом режиме проводятся на еженедельной основе каждую среду.
Точный график на следующий квартал ведомство также публикует на сайте, однако в некоторых случаях, когда конъюнктура рынка не позволяет привлечь средства по требуемой ставке, аукцион может быть отменен, о чем сообщается в соответствующем пресс-релизе.
Форма проведения в виде аукциона позволяет оценить реальную конъюнктуру рынка и понять, под какую доходность инвесторы готовы кредитовать государство. Высокий уровень спроса позволяет государству рассчитывать при следующем размещении на более низкий процент по займам, в то время как низкий спрос, напротив, говорит о необходимости дать инвестором большую доходность или дождаться более подходящей рыночной ситуации.
Кто участвует в аукционах Минфина
Покупателями долговых бумаг на первичном рынке в основном выступают крупные институциональные и частные инвесторы, которые в силу размера капитала не могут без потерь в доходности купить бумаги на вторичном рынке. Также инвесторы могут ожидать, что из-за низкого спроса на аукционе удастся получить более выгодные условия, чем на вторичном рынке.
Теоретически, принять участие в аукционе может любой желающий. Однако на практике брокеры и банки, предоставляющие клиентам доступ к аукционам Минфина, могут устанавливать определенные ограничения по минимальному размеру капитала или предоставлять такую услугу только отдельной категории клиентов.
Для рядового частного инвестора, объем инвестиций которого не превышает 20-30 млн руб., ликвидности в большинстве выпусков ОФЗ вполне хватит, чтобы приобрести бумаги на вторичном рынке. Если же вы оперируете более существенными суммами или рассчитываете на большую доходность, можете обратиться к своему брокеру для участия в аукционе.
Как проходит аукцион
Проводится аукцион через специальную торговую систему на базе инфраструктуры Мосбиржи. Там же на сайте биржи за день до аукциона публикуется пресс-релиз, где указаны выпуски предлагаемых на аукционе бумаг, время подачи заявок и другие особенности. Как правило, Минфин предлагает на аукционах два или три выпуска ОФЗ с разными сроками погашения.
Участники аукциона могут подавать два типа заявок: конкурентные и неконкурентные. Конкурентные заявки исполняются исключительно по цене, указанной в заявке, и могут быть полностью или частично не удовлетворены эмитентом. Неконкурентные заявки удовлетворяются по средневзвешенной цене аукциона при наличии предложения.
Зачем аналитики следят за аукционами Минфина
По итогам аукциона биржа публикует итоги. На основании средневзвешенной доходности, сформировавшейся на аукционе, участники рынка оценивают справедливую доходность по бумагам и общие сентимент на рынке.
Существенное превышение спроса над объемом размещения или дисконт в доходности аукциона по сравнению с ценой на вторичном рынке — эти факторы говорят о высоком спросе и возможном снижении доходности по бумагам в будущем. Имеет значение и то, на бумаги с каким сроком погашения спрос оказался выше.
Напротив, если выпуск был размещен не полностью, размещен с премией по доходности или аукцион вообще был отменен, то это явный сигнал для рынка о том, что спрос на бумаги низкий, и справедливая доходность на рынке может быть выше, чем предлагаемая государством.
открыть счет
Галактионов Игорь
БКС Брокер
Источник
Брокерские услуги оказывает ПАО Сбербанк (Банк), генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015г., лицензия на оказание брокерских услуг № 045-02894-100000 от 27.11.2000г.
Подробную информацию о брокерских услугах Банка Вы можете получить по телефону 8-800-555-55-50, на сайте www.sberbank.ru/broker или в отделениях Банка. На указанном сайте также размещены актуальные на каждый момент времени Условия предоставления брокерских и иных услуг. Изменение условий производится Банком в одностороннем порядке.
Содержание настоящего документа приводится исключительно в информационных целях и не является рекламой ценных бумаг и/или иных финансовых инструментов и/или финансовых услуг. Никакая часть настоящего документа не рассматривается и не должна рассматриваться как предложение со стороны Банка о покупке или продаже каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг какому-либо лицу. Никакие финансовые инструменты, продукты или услуги, упомянутые в настоящем документе, не предлагаются к продаже и не продаются в какой-либо юрисдикции, где такая деятельность противоречила бы законодательству о ценных бумагах или другим местным законам и нормативно-правовым актам или обязывала бы Банк выполнить требование регистрации в такой юрисдикции. В частности, доводим до Вашего сведения, что ряд государств (в частности, США и Европейский Союз) ввел режим санкций, которые запрещают резидентам соответствующих государств приобретение (содействие в приобретении) долговых инструментов, выпущенных Банком. Банк предлагает Вам убедиться в том, что Вы имеете право инвестировать средства в упомянутые в настоящем документе финансовые инструменты, продукты или услуги. Таким образом, Банк не может быть ни в какой форме привлечен к ответственности в случае нарушения Вами применимых к Вам в какой-либо юрисдикции запретов.
Никакие положения настоящего информационного материала не являются и не должны рассматриваться как индивидуальные инвестиционные рекомендации и/или намерение Банка предоставлять услуги инвестиционного советника. Банк не может гарантировать, что финансовые инструменты, продукты и услуги, описанные в нем, подходят лицам, которые ознакомились с такими материалами. Банк рекомендует Вам не полагаться исключительно на информацию, с которой Вы были ознакомлены в настоящем материале, а сделать свою собственную оценку соответствующих рисков и привлечь, при необходимости, независимых экспертов. Банк не несет ответственности за финансовые или иные последствия, которые могут возникнуть в результате принятия Вами решений в отношении финансовых инструментов, продуктов и услуг, представленных в информационных материалах.
Банк прилагает разумные усилия для получения информации из надежных, по его мнению, источников. Вместе с тем, Банк не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся в настоящем информационном материале, являются достоверными, точными или полными. Любая информация, представленная в данном документе, может быть изменена в любое время без предварительного уведомления. Любая приведенная в настоящем документе информация и оценки не являются условиями какой-либо сделки, в том числе потенциальной.
Финансовые инструменты и инвестиционная деятельность связаны с высокими рисками. Настоящий документ не содержит описания таких рисков, информации о затратах, которые могут потребоваться в связи с заключением и прекращением сделок, связанных с финансовыми инструментами, продуктами и услугами, а также в связи с исполнением обязательств по соответствующим договорам. Стоимость акций, облигаций, инвестиционных паев и иных финансовых инструментов может уменьшаться или увеличиваться. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходов в будущем. Прежде чем заключать какую-либо сделку с финансовым инструментом, Вам необходимо убедиться, что Вы полностью понимаете все условия финансового инструмента, условия сделки с таким инструментом, а также связанные со сделкой юридические, налоговые, финансовые и другие риски, в том числе Вашу готовность понести значительные убытки.
Банк и/или государство не гарантирует доходность инвестиций, инвестиционной деятельности или финансовых инструментов. До осуществления инвестиций необходимо внимательно ознакомиться с условиями и/или документами, которые регулируют порядок их осуществления. До приобретения финансовых инструментов необходимо внимательно ознакомиться с условиями их обращения.
Банк обращает внимание Инвесторов, являющихся физическими лицами, на то, что на денежные средства, переданные Банку в рамках брокерского обслуживания, не распространяется действие Федерального закона от 23.12.2003. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.
Банк настоящим информирует Вас о возможном наличии конфликта интересов при предложении рассматриваемых в информационных материалах финансовых инструментов. Конфликт интересов возникает в следующих случаях: (i) Банк является эмитентом одного или нескольких рассматриваемых финансовых инструментов (получателем выгоды от распространения финансовых инструментов) и участник группы лиц Банка (далее — участник группы) одновременно оказывает брокерские услуги и/или (ii) участник группы представляет интересы одновременно нескольких лиц при оказании им брокерских или иных услуг и/или (iii) участник группы имеет собственный интерес в совершении операций с финансовым инструментом и одновременно оказывает брокерские услуги и/или (iv) участник группы, действуя в интересах третьих лиц или интересах другого участника группы, осуществляет поддержание цен, спроса, предложения и (или) объема торгов с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, действуя, в том числе в качестве маркет-мейкера. Более того, участники группы могут состоять и будут продолжать находиться в договорных отношениях по оказанию брокерских, депозитарных и иных профессиональных услуг с отличными от инвесторов лицами, при этом (i) участники группы могут получать в свое распоряжение информацию, представляющую интерес для инвесторов, и участники группы не несут перед инвесторами никаких обязательств по раскрытию такой информации или использованию ее при выполнении своих обязательств; (ii) условия оказания услуг и размер вознаграждения участников группы за оказание таких услуг третьим лицам могут отличаться от условий и размера вознаграждения, предусмотренного для инвесторов. При урегулировании возникающих конфликтов интересов Банк руководствуется интересами своих клиентов. Более подробную информацию о мерах, предпринимаемых Банком в отношении конфликтов интересов, можно найти в Политике Банка по управлению конфликтом интересов, размещённой на официальном сайте Банка: (https://www.sberbank.com/ru/compliance/ukipk)
Источник