Комментарии и сборники
Оценка ключевых агрегатов платежного баланса Российской Федерации в январе-феврале 2020 года
Основные показатели статистики внешнего сектора в январе-сентябре 2019 года
Оценка внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2020 года
Динамика международных резервов Российской Федерации
Опрос пользователей
Анкета «Статистика внешнего сектора»
Если у Вас возникнут вопросы, Вы можете их направить в адрес Департамента статистики и управления данными Банка России. Мы обязательно на них ответим.
Статистические данные
Внешняя торговля услугами
Внешняя торговля Российской Федерации услугами в структуре расширенной классификации услуг (по методологии платежного баланса)
Внешняя торговля Российской Федерации услугами по основным странам-партнерам
Внешняя торговля Российской Федерации услугами по месяцам
Экспорт отдельных видов услуг по субъектам Российской Федерации
Импорт отдельных видов услуг по субъектам Российской Федерации
Экспорт отдельных видов услуг по видам экономической деятельности резидентов Российской Федерации
Импорт отдельных видов услуг по видам экономической деятельности резидентов Российской Федерации
Комментарий по выборочному обследованию туристических компаний
Обменный курс рубля
Основные производные показатели динамики обменного курса рубля
Аналитические показатели обменного курса рубля
Методологические материалы
Форма обследования небанковских организаций в рамках Координированного обследования портфельных инвестиций
Форма обследования «Портфельные инвестиции предприятий в ценные бумаги, выпущенные нерезидентами, по состоянию на 1 апреля 2019 года»
Порядок заполнения и представления формы обследования «Портфельные инвестиции предприятий в ценные бумаги, выпущенные нерезидентами»
Архив
Форма обследования «Портфельные инвестиции предприятий в ценные бумаги, выпущенные нерезидентами, по состоянию на 1 января 2019 года»
Форма обследования «Портфельные инвестиции предприятий в ценные бумаги, выпущенные нерезидентами, по состоянию на 1 октября 2018 года»
Форма обследования «Портфельные инвестиции предприятий в ценные бумаги, выпущенные нерезидентами, по состоянию на 1 июля 2018 года»
Форма обследования «Портфельные инвестиции предприятий в ценные бумаги, выпущенные нерезидентами, по состоянию на 1 апреля 2018 года»
Форма обследования «Портфельные инвестиции предприятий в ценные бумаги, выпущенные нерезидентами, по состоянию на 1 января 2018 года»
Форма обследования по международным денежным переводам
Анкета «Международные денежные переводы»
Макет выходной таблицы для анкетирования
Источник
Оттолкнулись от дна
Рост зарубежных кредитов — один из признаков выхода из рецессии и оживления экономики, говорит ведущий эксперт института «Центр развития» Высшей школы экономики (ВШЭ) Сергей Пухов: это способствует росту интереса к России, несмотря на сохранение санкций. Они по-прежнему сдерживают приток инвестиций, но ограничения распространяются не на все отрасли, отмечает он. Российские компании, как видно из данных платежного баланса, прекратили сокращать свои обязательства, добавляет Пухов: раньше им приходилось гасить долги из-за санкций и кризиса, но теперь они их даже наращивают. «Причем это наращивание не только через кредиторов и прямых инвесторов, но и через займы на внешних рынках», — поясняет эксперт. Рост ВВП во втором квартале составил 2,5%, примерно на 2% экономика вырастет и по итогам третьего квартала, говорил министр экономического развития Максим Орешкин.
Максим Орешкин
(Фото: Артем Коротаев / ТАСС)
Сокращаться зарубежному кредитованию было уже больше некуда, рассуждает глава лаборатории финансовых исследований Института Гайдара Михаил Хромов. Режим санкций в отношении России не менялся, масштабного экономического роста нет, так что главный фактор роста зарубежного кредитования — укрепление рубля, которое делает валютные займы более выгодными для российских заемщиков, говорит он. Для зарубежных кредиторов важен стабильный обменный курс при непадающей нефти, добавляет Хромов.
Ставки помогают
Стимулируют зарубежное кредитование и ставки на рынке российских государственных бумаг. Интерес к корпоративным бумагам российских компаний в последние годы «сместился» к ОФЗ, отмечает Сергей Пухов, хотя в дальнейшем при устойчивом росте ВВП отечественные предприятия вновь начнут привлекать зарубежных инвесторов. Судя по динамике последних кварталов, российские компании в дальнейшем будут чистыми заемщиками и продолжат наращивать внешний долг, поэтому рост трансграничного кредитования должен стать устойчивой тенденцией, рассуждает Пухов, обратного поворота не будет.
Впрочем, отечественные банки, наоборот, ведут себя по-другому и погашают внешние долги, указывает он. Операции банков, которые значительно сокращают свои внешние обязательства, стали главным фактором ускорения оттока капитала в этом году, сообщал ранее ЦБ. Внешний долг банков, по статистике регулятора, за два года сократился с $148,9 млрд (данные на 1 июля 2015-го) до $113,3 млрд (1 июля 2017-го). В компаниях из прочих секторов ситуация более стабильная: в последние два года их внешний долг колеблется вокруг $350 млрд (на 1 июля — $355 млрд). В целом внешний долг России (учитывает задолженность правительства, Центробанка, банков и прочих секторов) на 1 июля составляет $532,8 млрд, это максимум с октября 2015 года.
Оживление трансграничного кредитования связано с более привлекательными ставками по долларовым займам, обращает внимание Татьяна Евдокимова. ФРС начала цикл их повышения, поэтому компании в какой-то степени еще пытаются поймать период низких ставок, рассуждает она. Так как российский ЦБ свою политику смягчает, а ФРС ужесточает, есть вероятность, что внутреннее кредитование будет становиться более привлекательным, оттягивая поток от внешнего кредитования, говорит Евдокимова. С другой стороны, улучшение рейтинга России международными агентствами может сократить риски, что будет способствовать тенденции по росту займов из-за рубежа.
Источник
Внешний долг российских банков и компаний в I квартале вырос более чем на 13% и продолжает увеличиваться. Согласно опубликованным вчера Центробанком данным, внешний долг российских резидентов за этот период вырос с 309,7 до 339,3 млрд. долл. По мнению экспертов, рост внешнего долга угрожает банковской системе массовым невозвратом валютных кредитов, в случае если сбудутся прогнозы о грозящей в среднесрочной перспективе девальвации рубля.
Проводимая Банком России политика укрепления рубля превратила получение за рубежом валютных кредитов с последующей их конвертацией в рублевые инструменты в крайне выгодный, но опасный для финансовой системы страны бизнес. «Внешние долги уже превысили 20% от всех привлеченных средств российских банков, и доля валютных займов в ближайшее время будет только расти», — говорит эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев. По его словам, основной риск для банков представляют ипотечные кредиты, а также займы предприятий, не имеющих устойчивых валютных доходов, — таких, например, как торговля, пищепром или строительство. «Кризис 1998 года показал, что в случае снижения курса рубля заемщики предпочитают не возвращать валютные кредиты, даже если средства для расчета у них имеются», — предупреждает Солнцев. В этом случае крайними в цепочках невозврата наверняка окажутся российские банки, которые не получат назад валюту и не смогут рефинансировать свой долг.
Впрочем, пока среднесрочные риски не пугают ни банкиров, ни предпринимателей. По данным ЦБ, внешние долги банковской системы в прошлом году удвоились. Всего лишь за год их сумма выросла с 50,1 млрд. до 101,2 млрд. долл., а в первом квартале этого года достигла 110,4 млрд. долл. При этом в структуре долга банковской системы на начало II квартала кредиты составляли 74,4 млрд. долл., текущие счета и депозиты — 29,3 млрд. долл. Между тем, несмотря на рост рисков краха банковской системы в случае девальвации рубля, международные рейтинговые агентства не спешат понижать кредитные рейтинги страны.
Кредитный аналитик международного рейтингового агентства Standard&Poor«s Феликс Эйгель считает, что сам по себе «высокий темп роста заимствований на международных рынках не является причиной для пересмотра кредитных рейтингов». С ним согласна и директор Центра макроэкономических исследований компании «БДО Юникон» Елена Матросова, которая считает текущую ситуацию «нормальной для нынешнего состояния российской экономики». «Заимствования нужны, поскольку экономика на подъеме, а конъюнктура рынка благоприятствует для займов в любых формах, в том числе в виде иностранных кредитов, процентная ставка по которым весьма приемлема, — говорит Матросова. — Если бы мы не привлекали заемные средства, то рост ВВП в России был бы не 7, а 2%. Однако, поскольку заемные средства поступают в основном в виде кредитов, рано или поздно может возникнуть проблема с их рефинансированием. При этом есть опасность, что новые кредиты окажутся менее выгодными, чем сейчас, как из-за более высоких ставок, так и из-за худшего соотношения курсов валют.
На фоне частного сектора внешний долг региональных властей выглядит просто смехотворным — всего 1,5 млрд. долл., из которых 1 млрд. приходился на кредиты и 0,5 млрд. — на ценные бумаги в рублях. Впрочем, во многом это связано с жесткой политикой федерального Центра, фактически закрывшего для региональных элит бесконтрольный выход на зарубежный рынок кредитов. Регионы не оставляют попыток ослабить ограничения для наращивания ими долгового портфеля. Чтобы снять ограничения на внешние займы, правительство Москвы направило две недели назад в Конституционный суд (КС) запрос о соответствии Конституции положений Закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» и Бюджетного кодекса. Эти акты запрещают привлекать внешние займы на покрытие дефицита бюджета, что, по мнению столичных чиновников, нарушает конституционный принцип равенства, так как в отношении федерального бюджета такие ограничения не действуют.
Однако Минфин пока не готов допустить региональные власти к «кредитному бизнесу». «Если бы мы разрешили субъектам привлекать внешние займы, мы бы еще более усугубили проблему регулирования денежного предложения», — говорит замглавы Минфина Антон Силуанов, которого цитирует Интерфакс.
Михаил СЕРГЕЕВ, Надежда ПОМЕРАНЦЕВА
Источник
Концептуальной и методологической основой статистики внешнего долга является совместный документ международных организаций «Статистика внешнего долга: руководство для составителей и пользователей», а также шестое издание «Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции» МВФ (далее — РПБ6).
Общие понятия статистики внешнего долга
В соответствии с международной методологией внешний долг на отчетную дату представляет собой непогашенную сумму текущих безусловных обязательств резидентов Российской Федерации перед нерезидентами в виде основного долга и начисленных на отчетную дату процентов, подлежащих погашению в будущем.
Понятие резидентной принадлежности в статистике внешнего долга соответствует РПБ6: институциональная единица является резидентом Российской Федерации, если экономическая территория Российской Федерации является центром ее преобладающего экономического интереса. Институциональные единицы объединяются в институциональные секторы.
Статистика внешнего долга охватывает все виды задолженности всех секторов экономики перед нерезидентами, независимо от того, в какой валюте номинирована эта задолженность, и формы ее погашения. В статистику внешнего долга также включаются данные о просроченной задолженности, которая учитывается вместе с тем финансовым инструментом, по которому она возникла.
Ключевой характеристикой долга является безусловное обязательство должника осуществить выплату основного долга и процентов, поэтому внешний долг не включает гарантии, открытые кредитные линии и прочие условные обязательства, а также инструменты участия в капитале. Исключением являются привилегированные акции, принадлежащие нерезидентам, которые классифицируются в качестве компонента внешнего долга и включаются в долговые ценные бумаги. Позиции по производным финансовым инструментам не учитываются в данных по внешнему долгу.
Структура и характеристика внешнего долга
Данные о внешнем долге классифицируются следующим образом:
- По институциональным секторам и подсекторам: органы государственного управления, в которых
отдельно выделяются федеральные органы управления и субъекты Российской Федерации; центральный банк; банки; прочие секторы, которые подразделяются на другие финансовые организации (кроме банков), нефинансовые организации, домашние хозяйства и НКОДХ (некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства).
Существует также секторальная классификация данных о внешнем
долге Российской Федерации с использованием понятия
государственный сектор
в расширенном определении. В отличие от классификации на основе институциональных секторов, государственный сектор в расширенном определении включает внешнюю задолженность органов
государственного управления,
центрального банка и институциональных единиц
банковского и прочих секторов, которые являются государственными корпорациями. К последним относятся банки и небанковские корпорации, в которых органы государственного управления
и центральный банк
напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или
контролируют их иным способом. Долговые обязательства
перед
нерезидентами остальных институциональных единиц, не подпадающих
под это определение, классифицируются
как внешний долг частного сектора.
- По срокам
погашения — краткосрочные обязательства (с первоначальным сроком погашения один год и менее или выплачиваемые по требованию) и долгосрочные (с
первоначальным сроком погашения свыше одного года и срок погашения по которым отсутствует). - По видам долговых инструментов — долговые ценные бумаги,
ссуды и займы, торговые кредиты, текущие счета и депозиты, прочие обязательства. Финансовый лизинг классифицируется как ссуды и в отдельных
презентациях выделяется в самостоятельную позицию. - По валютам — внешний
долг в национальной валюте и в иностранных валютах. Долг в национальной валюте
определяется как долг, номинированный
в национальной валюте. Остальной долг представляет собой долг в иностранной валюте. - По функциональным категориям — в некоторых презентациях в отдельную позицию
выделяются данные о долговых обязательствах в рамках отношений прямого инвестирования, которые подразделяются на:- инвестиции прямого
инвестора в долговые
инструменты предприятия
прямого инвестирования; - инвестиции предприятия прямого
инвестирования в долговые инструменты
прямого инвестора (обратное инвестирование); - инвестиции в долговые инструменты между сестринскими предприятиями.
- инвестиции прямого
Принципы учета и охват данных
Статистические данные о внешнем долге Российской Федерации формируются в долларах США. При расчете остатков иностранных обязательств на начало и конец отчетного периода, если они номинированы в других валютах, производится пересчет в доллары США с использованием курсов и кросс-курсов, установленных Банком России на эти даты.
Долговые обязательства резидентов оцениваются следующим образом.
- Торгуемые долговые инструменты (эмиссионные ценные бумаги):
- органов государственного управления — в сумме непогашенной части основного долга;
- банков и прочих секторов — по рыночной стоимости.
- Неторгуемые долговые инструменты:
- органов государственного управления, центрального банка и банков — как сумма непогашенной части основного долга и начисленных процентов;
- прочих секторов — как сумма непогашенной части основного долга.
Задолженность федеральных органов управления представлена двумя категориями: «Новый российский долг» и «Долг бывшего СССР».
Новый российский долг:
- кредиты, привлеченные от международных финансовых организаций;
- кредиты, привлеченные от правительств иностранных государств;
- еврооблигации, выпущенные Правительством Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте и в российских рублях, находящиеся в собственности нерезидентов;
- облигации федерального займа, номинированные в российских рублях, находящиеся в собственности нерезидентов;
- прочая задолженность по текущим операциям.
Долг бывшего СССР:
- задолженность по кредитам, привлеченным СССР от стран — членов Парижского клуба кредиторов;
- задолженность по кредитам, привлеченным СССР от официальных кредиторов из социалистических стран;
- задолженность по кредитам, привлеченным СССР от прочих официальных кредиторов;
- прочая задолженность СССР по клиринговым счетам, товарным кредитам, аккредитивам, по кредитам, привлеченным внешнеторговыми организациями.
Задолженность субъектов Российской Федерации:
- задолженность по кредитам, привлеченным субъектами Российской Федерации из-за рубежа;
- облигации, эмитированные на внутреннем и внешнем рынке субъектами Российской Федерации, находящиеся в собственности нерезидентов.
Задолженность центрального банка:
- задолженность по кредитам, включая прямые РЕПО, заключенные Банком России с нерезидентами;
- наличная национальная валюта;
- депозиты, размещенные нерезидентами в Банке России; задолженность Российской Федерации перед Международным валютным фондом по распределенным СДР (специальные права заимствования).
Задолженность банков:
- кредиты — средства, привлеченные банками от нерезидентов, не являющихся банками, по сделкам с ценными бумагами, переданными без прекращения признания (прямые РЕПО);
- текущие счета и депозиты, размещенные в банках нерезидентами. В данную категорию включаются кредиты и иные заемные средства, привлеченные от банков-нерезидентов;
- долговые ценные бумаги и привилегированные акции, эмитированные банками, находящиеся в собственности нерезидентов;
- прочая кредиторская задолженность — задолженность по выплате дивидендов, задолженность, возникшая в результате уступки прав требования, прочая задолженность.
Задолженность прочих секторов:
- кредиты и депозиты — задолженность по кредитам, привлеченным финансовыми организации (кроме банков), нефинансовыми организациями и домашними хозяйствами от нерезидентов, задолженность по прямым РЕПО, текущие счета и депозиты небанковских кредитных организаций, привлеченные от нерезидентов;
- долговые ценные бумаги и привилегированные акции, эмитированные финансовыми организации (кроме банков) и нефинансовыми организациями, находящиеся в собственности нерезидентов;
- торговые кредиты — кредиторская задолженность перед нерезидентами по операциям, связанным с поставками товаров и оказанием услуг;
- задолженность по финансовому лизингу — задолженность по договорам аренды (лизинга) оборудования, полученного от нерезидентов, на срок более 1 года;
- прочая задолженность — задолженность по выплате дивидендов; обязательства страховых компаний, возникающие при заключении договоров страхования с физическими и юридическими лицами — нерезидентами; обязательства страховых компаний, возникающие при заключении договоров перестрахования со страховыми организациями-нерезидентами; задолженность, возникшая в результате уступки прав требования нерезидентам; прочая кредиторская задолженность.
Последнее обновление страницы: 23.08.2019
Источник