Виды и классификация государственных займов
Государство заимствует денежные средства у населения, у различных по характеру деятельности организаций, а также у иностранных государств и международных финансово-кредитных организаций.
Государственный (или муниципальный) заем — это передача во временную собственность Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процентов на сумму займа.
Государственные займы подразделяются на внутренние (займы, осуществляемые в валюте РФ) и внешние (займы, осуществляемые в иностранной валюте).
Государственные займы классифицируются по ряду признаков:
- по заемщикам (эмитентам);
- по кредиторам (инвесторам);
- по способу обращения на рынке;
- по срокам погашения;
- по технологии эмиссии;
- по форме выплаты дохода;
- по методам размещения;
- по форме выплаты дохода;
- по методу определения дохода;
- по обеспеченности долговых обязательств;
- по способу погашения задолженности.
В зависимости от заемщика (эмитента) займы делятся на федеральные, региональные и муниципальные, т.е. заимствуют органы власти всех уровней, но преобладающая часть государственных займов приходится на займы, осуществляемые от имени Российской Федерации (федеральные займы).
В зависимости от кредиторов (инвесторов) займы (а точнее, их финансовые инструменты) подразделяются:
- на реализуемые только среди населения;
- на реализуемые только среди юридических лиц;
- на универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц;
- на специальные, предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах, правительственных учреждениях.
По способу обращения на рынке займы бывают рыночные и нерыночные. Рыночные займы (их финансовые инструменты) свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные займы (удостоверяющие их документы) не могут свободно менять владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенные группы инвесторов, интересам которых и отвечают. Например, нерыночные государственные облигации выпускаются в нашей стране для привлечения средств пенсионных фондов, страховых компаний.
По срокам погашения государственные займы бывают:
- краткосрочные — со сроком погашения до 1 года;
- среднесрочные — со сроком погашения от 1 года до 5 лет;
- долгосрочные — со сроком погашения свыше 5 лет (в России максимальный срок заимствований по федеральным и региональным займам 30 лет, по муниципальным — 10 лет).
По технологии эмиссии займы могут быть облигационными (т.е. сопровождаться эмиссией ценных бумаг, в основном облигаций) и безоблигационными (оформляемыми в виде записей на счетах, подписанием соглашений, договоров, а также путем записи в долговых книгах с выдачей особых свидетельств-сертификатов).
По методам размещения государственные займы подразделяются на добровольные и принудительные. В настоящее время государственные облигации размещаются на добровольной основе, свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Однако иногда государство может прибегать к принудительным займам, которые размещаются согласно постановлению правительства и предусматривают ответственность за уклонение от подписки. Такие займы практиковачись в СССР в период индустриализации страны, Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства.
По форме выплаты дохода долговые государственные обязательства делятся на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном). Владельцы долговых обязательств процентного займа получают доход, начисляемый в виде процентов один, два или четыре раза в год, как правило, на основе купонов. По выигрышным займам выплата дохода осуществляется на основе результатов тиражей выигрышей (доход выплачивается только по выигравшим облигациям при их погашении). Все краткосрочные и некоторые долгосрочные заемные инструменты не имеют купонов. Они продаются по номиналу со скидкой (с дисконтом), а выкупаются по номиналу.
По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердыми или плавающими ставками. Это указывается в условиях выпуска займа. Если государство гарантирует не менять объявленный при выпуске займа размер дохода, — это означает твердый доход, а если в условиях выпуска займа потенциальных инвесторов уведомляют, что государство может изменить в одностороннем порядке размер дохода в будущих периодах — это означает плавающий доход.
По обеспеченности долговых обязательств государственные ценные бумаги бывают закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Их, как правило, выпускают местные органы власти. Беззакладные облигации выпускают органы федеральной власти. Обеспечением их считается все имущество государства.
По способу погашения задолженности различают займы, погашаемые единовременно, и займы, погашаемые частями. Если заем погашается частями, возможны три варианта: 1) заем погашается равными частями в течение определенного срока; 2) заем погашается возрастающими долями; 3) заем погашается снижающимися долями.
В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты подразделяются на обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения. Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным, если на финансовом рынке происходит существенное снижение процентных ставок. В этом случае, если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, их эмитент (заемщик) может уменьшить свои расходы, досрочно погасив старый и выпустив новый заем.
Инструменты государственной задолженности в РФ
Инструментарий государственной задолженности включает государственные ценные бумаги, кредиты от кредитных и международных финансовых организаций, бюджетные кредиты и ссуды, а также государственные гарантии и поручительства.
Государственные ценные бумаги занимают важное место среди инструментов рынка ценных бумаг. Выпуск государственных ценных бумаг — наиболее экономически целесообразный метод финансирования бюджетного дефицита посравнениюс практикой заимствования средств в Центральном банке России или получением доходов от эмиссии денег. Необходимость выпуска государственных долговых обязательств может появиться и в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов, даже при бездефицитности бюджета текущего года.
Другой причиной выпуска государственных ценных бумаг может послужить то, что в течение года у государства могут возникать относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Эти разрывы появляются из-за того, что имеет место несоответствие между поступлениями платежей в бюджет в определенные даты и более равномерным по времени осуществлением расходов. Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Особенность обращения таких обязательств заключается в том, что их владельцы могут через определенный срок возвратить эти обязательства правительства обратно либо использовать их при уплате налогов.
В ряде стран краткосрочные государственные ценные бумаги используются в целях обеспечения коммерческих банков ликвидными активами. Коммерческие банки размещают в выпускаемых правительством ценных бумагах часть своих средств, главным образом резервных фондов, которые благодаря этому не отвлекаются из оборота, более того, эти средства приносят доход.
Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования целевых программ и проектов. В таких случаях государство может не только выпускать ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые, по его мнению, заслуживают государственной поддержки. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.
Хотя по своей природе все виды государственных ценных бумаг по сути долговые ценные бумаги, на практике каждая ценная бумага получает свое собственное название, позволяющее отличать ее от других видов. Обычно кроме термина «облигация» используются термины «казначейский вексель», «сертификат», «заем» и др. Каждая страна использует свою терминологию для выпускаемых государственных ценных бумаг.
Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любы ми другими ценными бумагами и активами. Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и, соответственно, минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала.
В Российской Федерации известны следующие инструменты государственной задолженности: ГКО — государственные краткосрочные облигации (1993-1997), ОФЗ — облигации федеральных займов (с 1995 г.), ОГСЗ — облигации государственного сберегательного займа (1995 г.), ГДО — облигации государственного республ и капского займа РСФСР (1991 г.), золотые сертификаты (1993-1994), казначейские обязательства (1994-1996), ОВВЗ — облигации внутреннего валютного займа, государственные сберегательные облигации, муниципальные облигации, еврооблигации, жилищные сертификаты, приватизационные чеки (ваучеры), бюджетные ссуды и кредиты, внешние кредиты. Более подробно особенности каждого из этих инструментов государственной задолженности будут рассмотрены в соответствующих темах настоящего учебного пособия.
Порядок возникновения долговых обязательств, процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения, порядок раскрытия информации устанавливаются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 1 Зб-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Так, должны быть установлены следующие условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг: вид ценных бумаг; минимальный и максимальный сроки обращения; номинальная стоимость; порядок размещения; порядок осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами; размер дохода или порядок его расчета; иные существенные условия эмиссии, имеющие значение для возникновения, исполнения или прекращения обязательств по государственным или муниципальным ценным бумагам.
Давая общую оценку значения государственных ценных бумаг в экономике, можно выделить следующие моменты: ценные бумаги — гибкий инструмент инвестирования свободных денежных средств юридических и физических лиц; их размещение — эффективный способ мобилизации ресурсов для развития производства и удовлетворения других общественных потребностей; ценные бумаги активно участвуют в обслуживании товарного и денежного обращения; колебания курсов государственных ценных бумаг — барометр любых изменений в экономической и политической жизни той или иной страны. С использованием государственных ценных бумаг в качестве инструмента тесно связано понятие ликвидности и диверсификации государственного долга.
Источник
Ситуация, которая сложилась в современной экономике, и обстановка финансово-кредитной сферы ставят под сомнение нормальное существование не только граждан, но и организаций и даже целого ряда стран без привлечения денежных средств из разных источников.
Различные формы проявления такой материальной поддержки позволяют ре эффективно решать любые появляющиеся проблемы, а также непрерывно развиваться.
Что это такое
Под государственным займом понимают один из наиболее важных инструментов, который может скомпенсировать дефицит, то есть какой-либо недостаток в бюджете страны. Так, фактически – это вид государственного кредита, выражающийся на практике чаще всего в денежном эквиваленте.
При этом важно понимать, что в качестве кредиторов могут выступать не только физические и юридические лица самой страны-заемщика, но и иностранные инвесторы, среди которых различные государства.
Так, средства, которые привлекаются по займу, могут покрыть большинство потребностей в стране. Денежные средства, взятые в займ, должны быть возвращены в заранее оговоренный срок с учетом начисленных процентов.
Классификация
Государственные займы классифицируются в зависимости от целого ряда определяющих их признаков.
По субъектам заемных отношений они различаются на те, которые размещаются центральными, то есть федеральными структурами, и на те, что выдаются территориальными, местными органами управления.
Внешние и внутренние государственные заимствования отличаются между собой определяющей его валютой.
Внешними заимствованиями называют средства, которые привлекаются в форме кредита или займа, при этом в качестве кредиторов могут быть физические и юридические лица, представляющие интересы иностранного государства. При этом их отличительной особенностью является то, что они выражаются в международной зарубежной валюте.
Внутренними долговыми обязательствами считаются различные кредиты и займы, которые фиксируются в отечественной валюте, то есть рублях.
В зависимости от степени свободы в обращении на рынке государственные займы подразделяются на рыночные, нерыночные.
По длительности привлечения денежных средств заимствования разделяются на:
- краткосрочные, то есть те, которые должны быть погашены в течение года;
- среднесрочные – в течение от одного до пяти лет;
- долгосрочные займы должны быть закрыты в течение более пяти лет.
Обеспеченность обязательств каким-либо имуществом страны разделяет их на залоговые и беззалоговые. Кроме того, они различаются также методами, которые определяют доходность государства. Так, государственные займы могут быть как с твердым, так и с переходным доходом.
По методам размещения они различаются на добровольные, принудительные и подписные. Также по форме займа бывают облигационными и безоблигационными.
Где можно получить государственный займ
Государственный займ может быть взят как у граждан, физических лиц, так и у предприятий и каких-либо организаций, то есть юридических лиц.
Банковская система обязана реализовывать ценные бумаги. При этом обязанность в производстве первичной реализации ценных государственных бумаг возложена на Центральный банк Российской Федерации.
Важно отметить, что коммерческие банки осуществляют лишь вторичную реализацию. Именно так происходит не только становление, но и развитие оборота ценных бумаг.
И учреждения, и Центральный банк размещают долговые обязательства в России, регулируют процессы их погашения и выплат доходов. Таким образом, Центральный банк обслуживает государственный внутренний долг Российской Федерации.
Видео: Облигации для населения
Условия
Предоставление займа или кредита оформляется специальным кредитным договором.
Для того, чтобы выпустить государственный кредит, необходимо соблюсти несколько очень важных условий:
- финансовое пространство должно быть наполнено кредиторами, которые располагают достаточными свободными средствами для предоставления кредита или займа любому финансовому институту;
- авторитет государства не должен вызывать ни у кого сомнений;
- инвесторы должны быть заинтересованы в принятии участии в мероприятиях, направленных на поддержку выплат государственных займов;
- государству необходимо иметь возможность для погашения должностного обязательства в строго установленных срок.
Требования
Межправительственные займы и условия их предоставления должны быть зафиксированы в определенных соглашениях. Перед этим необходимо оговорить процентную ставку и валюту, в которой будет предоставляться государственный займ.
При этом необходимо отметить, что внешние (иностранные) облигационные займы, приобретенные в иностранной валюте на международном денежном рынке государством-заемщиком, должны размещаться банковскими консорциумами. Они в свою очередь взимают за это комиссионные начисления.
Так, требованиями для предоставления государственного займа являются следующие:
- государство обязано погасить займ в строго установленный срок;
- займ или кредит должен характеризоваться обеспеченностью;
- в кредитном договоре необходимо прописать размер ставки по проценту.
Формы осуществления
Государственные займы обеспечиваются несколькими ценными бумагами: векселями и облигациями.
Облигацией называют долговое обязательство с четко установленными сроками и процентами, которые начисляются за него.
Облигации бывают двух видов:
- обезличенные, то есть те, которые выпускаются для покрытия недостатка в государственном бюджете;
- целевые, то есть те, что вкладываются в определенный бизнес-проект.
Держатель облигаций имеет право перепродать облигацию и тем самым вернуть потраченные средства. Облигация характеризуется номинальной суммой, которая сумме долговой задолженности и текущей рыночной цене, за которую ее можно продать в случае необходимости.
Курсовая стоимость повышается, если увеличивается доходность. Погашение может осуществляться как натуральным имуществом, так и денежными средствами.
Векселями называют казначейские обязательства, то есть займ, который покрывает большую часть дефицита в муниципальным или государственном бюджете путем начисления доходных выплат с процентами.
Отличительной особенностью векселей является то, что чаще всего они являются краткосрочными, то есть выпускаются на короткий срок до одного года. Реже можно встретить вексель на средний срок до пяти лет.
Образец
Образец простого векселя можно посмотреть по ссылке.
Документы
Любое долговое обязательство должно быть погашено с специально заранее установленные сроки, которые определятся условиями займа и варьируются в зависимости от них.
Закон Российской Федерации, вступивший в силу в ноябре 1992 года, регламентирует все аспекты, связанные с внутренним государственным долгом. Он установил срок равный тридцати годам, в течение которого государство должно расплатиться по всем долговым обязательствам со всеми экономическими субъектами.
Погашение облигаций и кредита
Задолженность по государственному займу можно выплатить различными способами:
- по частям;
- по единовременной выплате.
Итак, долговое обязательство, выплачиваемое по частям, может погашаться несколькими вариантами. Например, выплаты делаются равными частями в течение пары лет. Кроме того, выплаты иногда представляют собой денежную сумму, которая увеличивается с каждым последующим платежом. И наоборот, размер платежа может со временем постепенно уменьшаться.
Последние два варианта чаще всего используются в таких ситуациях, когда государственный доход в ближайшее время может уменьшиться, или наоборот, увеличиться.
Государственные займы могут погашаться в долгосрочном порядке, если это было предусмотрено в кредитном договоре со стороной-кредитором.
Плюсы и минусы
Данная форма привлечения средств в государственный бюджет имеет некоторые преимущества и недостатки.
К очевидным плюсам государственных займов можно отнести:
- возможность контролировать уровень инфляции, поскольку заемные средства обеспечивают сбалансированность государственного бюджета и восполняют его дефицит;
- доступность в получении, так как это один из наиболее очевидных путей в преодолении кризисной ситуации, привлекая средства для стабилизации экономики;
- регулируемость денежной массы граждан.
К ярким минусам государственных займов следует отнести:
- увеличение процентов, выплачиваемых государством, если оно взяло значительное число займов;
- повышение общей суммы государственного долга;
- займы и кредиты могут привести к нестабильности в экономической обстановке, а, следовательно, увеличению налогов;
- авторитет государства может быть подорван, если оно не может выплатить долговое обязательство вовремя;
- в случае увеличения государственного долга, одно поколение перебрасывает свою проблему на другое. Тем самым живет за счет других.
В заключение стоит отметить, что, когда государство решает взять государственный займ, оно должно располагать четким планом на распределение этих средств. Так, данный вид долгового обязательства имеет смысл только в том случае, если денежные средства будут использоваться эффективно.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- 8 (800) 700 95 53
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник