В данном списке приводятся перечень актов списания по внешнему государственному долгу перед Российской Федерацией (страной-правопреемницей СССР) за период с 1991 года по настоящее время.
Корпоративные долги, внутренний и внешний долг России[1][2] в данной статье не рассматривается, их значения могут быть приведены только для сравнения.
История списаний[править | править код]
История списаний долгов перед Россией дана в хронологическом порядке по материалам печати[3][4][5] ,так как официальные документы не всегда доступны.
В 1992 году были прощены $2,55 млрд из $3,11 млрд государственного долга Никарагуа. В 1996 году были списаны ещё 90 % из $3,4 млрд долга[6].
В 1996 году Россия списала $3,5 млрд из $5 млрд долга Анголы. Остаток суммы должен быть возвращен России до 2016 года в виде векселей[7].
Вступая в Парижский клуб в 1997 году, Россия имела в активе около 150 млрд долл., которые должны были ей, как правопреемнице СССР, развивающиеся страны, в первую очередь Эфиопия, Мозамбик, Йемен, Вьетнам, Алжир, а также другие страны Африки и Азии. При этом, подчиняясь уставу Парижского клуба, Россия была вынуждена списать своим должникам большой объем долгов за поставку оружия. Военные долги составляли около 80 % от общего объема российских активов. Кроме того, Россия стала обязанной списывать долги странам, относящимся к разряду «бедных» и «развивающихся». В итоге, после вступления в Парижский клуб, оказалось, что Россия может претендовать на сумму менее 8 млрд долл. что составляет чуть больше 5 % от общей суммы дебиторской задолженности СССР[8].
В июне 1999 года Россия в рамках Парижского клуба кредиторов подписала так называемой Кельнское соглашение, в соответствии с которым Россия в 2000—2003 годах списала 60-90 % долгов — всего более $15-20 млрд следующих стран: Танзании, Бенина, Мали, Гвинеи-Бисау, Мадагаскара, Гвинеи, Чада, Йемена, Мозамбика, Буркина-Фасо и Сьерра-Леоне. На оставшиеся части долгов эти страны получили рассрочку до 30 лет[7][4].
В сентябре 2000 года Россией были списаны $9,53 млрд из $11,03 млрд долга Вьетнама. Выплата оставшейся суммы отсрочена на 2016—2022 годы[3].
В 2001 году Россия списала Эфиопии $4,8 млрд (из $6 млрд), по другим данным $3,8 млрд (из $4,8 млрд)[7].
В 2003 году Россия списала Монголии $11,1 млрд (всего было $11,4 млрд). Оставшиеся $300 млн долга Монголия вернула сразу после списания[7].
В 2003 году Россия списала Лаосу $960 млн долга Лаоса из суммы в $1,3 млрд[7].
В 2004 году Россия полностью списала остаток задолженности Никарагуа размером $344 млн[7].
В 2004 году Россия списала Ираку $9,5-9,8 млрд долга (всего было в $10,5 млрд). Президент Владимир Путин выразил надежду, что новое руководство страны в ответ учтет интересы российских компаний в Ираке[4].
В 2005 году Россия списала Сирии $9,782 млрд (из $13,4 млрд) долга перед СССР[7]. В свою очередь, эта страна обязалась закупать российское вооружение и провести модернизацию поставленной в советские времена бронетехники. Также был подписан целый ряд договоров по строительству в сфере нефти и газа[9].
В том же году Россия списала Эфиопии $1,104 млрд (из $1,268 млрд) оставшегося после 2001 года долга[7].
В 2006 году Россия списала Алжиру $4,7 млрд по долгу перед СССР[7][3].
В 2007 году Россия списала Афганистану $11,1 млрд долга[7].
В том же году Россия списала Ливии $4,5 млрд долга[7][5]. У Ливии тогда был золотой запас около 143—156 тонн[10][11]. Некоторые финансовые эксперты оценивали золото-валютные запасы Ливии в 200 млрд[12] . На этот момент Ливия добывала нефть (в размере около 1.6 миллиона баррелей в день[13]) при средней цене барреля нефти Брент от $100 до $110[14]. Одновременно с этим российским компаниям было заказано строительство железнодорожной ветки и доля в нефтяных и газовых месторождениях[15].
В 2008 году Россия списала Ираку $12 млрд (из $12,9 млрд). Причем это был уже новый долг, по кредитам, набранным уже после прощения предыдущего долга в 2004 году[7][16].
В 2010 году Россия списала Афганистану $891 млн долга, после чего весь объем списанных Россией афганских долгов достиг $12 млрд[17].
В 2010 году Россия списала Монголии $180 млн долга[18].
В 2012 году Россия списала КНДР $11 млрд долга. Россия предоставила стране первичную скидку в размере 90 % от суммы долга. Остаток долга в размере более $1 млрд будет использоваться по схеме «долг в обмен на помощь» в сфере образования, здравоохранения и энергетики при реализации проектов в КНДР[7].
В апреле 2013 года Россия списала Киргизии $500 млн долга . Из них $188,9 млн списали сразу, задолженность в размере $300 млн будут списывать равными долями в течение десяти лет[7].
В 2014 году Россия списала Кубе $31,7 млрд (или 90 % от $35,2 млрд) долга перед СССР. Остальные 10 % долга (порядка 3,5 миллиарда долларов) будут погашаться Кубой в течение десяти лет равными полугодовыми платежами. Надо отметить — данное списание стало крупнейшим во всей истории России. До этого самым большим списанием долга было списание Ираку 12 млрд долларов за раз[19][20].
В 2014 году Россия списала Узбекистану $865 млн (из $890 млн) долга[21][22][23]. Правительство России внесло соглашение на ратификацию[24]. Это постановление было ратифицировано Федеральным законом от 5.04.2016 N 83-ФЗ[25] — по условиям соглашения Узбекистан должен перевести России единовременным платежом $25 млн. Если деньги не поступают вовремя, то эта задолженность объявляется просроченной и на нее начисляются проценты по ставке LIBOR (по Лондонскому межбанковскому рынку) для 6-месячных депозитов в долларах США, увеличенной на маржу в размере 3 процентов годовых. По утверждению некоторых источников Узбекистан отказывался признавать долг государственным и не платил по нему под предлогом изменения форм собственности предприятий[26][27].
В 2018 году Россия списала Киргизии $240 млн долларов долга[28].
В 2019 году объявлено, что общая накопленная сумма списаний долгов с 1991 по 2019 г. в пользу стран Африки со стороны России составила сумму более чем $20 млрд[29].
Итоговая сумма прощенных Россией государственных долгов[править | править код]
Замечание
В таблице ниже есть риск дублирования списаний, так как заключение соглашения «Об урегулировании…» и его ратификация могут быть сильно растянуты по времени.
Всего, если считать только крупные кредиты, которые превышают $1 миллиард, то получится, что за 20 лет Россией было списано около $140 млрд[30].
На веб-сайте МинФина России (https://minfin.ru/ru/) нет никакой статистики по списанным или выплаченным долгам стран-заемщиков у России.
Таблица списанных долгов[править | править код]
- P — сумма долга на момент списания, млрд. долл. США
- R — сумма списания, млрд. долл. США
- S — состояние оставшейся части долга: не погашен / погашен (когда) / нет данных
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Кому Россия прощала долги. Коммерсантъ. www.kommersant.ru (10 декабря 2013). Дата обращения 22 февраля 2019.
- Диана Хачатрян. За 11 лет Россия простила внешних долгов на $80 млрд, зато сама выплатила кредиторам $124 млрд. Новая газета (3 ноября 2011). — Финансовые власти со всей широтой русской души «отпускают грехи» развивающимся странам. Эксперты «Новой» о том, есть ли в этой щедрости толика прагматизма. Дата обращения 22 февраля 2019.
Источник
Государственный долг — это… Что такое внешний и внутренний госдолг. Структура государственного долга. Госдолг РФ в 2019 году. Что такое санкции против госдолга России и чем они грозят?
РИА Новости / Наталья Селиверстова
Что такое государственный долг
Государственный долг — это сумма задолженности государства перед внешними и внутренними кредиторами, включая займы и начисленные по ним проценты.
Простыми словами, госдолг — это то, сколько денег государство взяло взаймы и теперь обязано вернуть собственным гражданам и иностранцам. Как и любые кредиты, государственный долг нужно обслуживать — выплачивать проценты и постепенно погашать основную сумму долга.
Государственный долг делится на внутренний и внешний. Внешний госдолг России на июль 2019 года составил 53,9 миллиарда долларов, отчиталось Министерство финансов РФ. Госдолг США превышает 22 триллиона долларов, сообщает Министерство финансов США.
Однако абсолютный размер государственного долга не говорит о том, хороша или плоха экономическая ситуация в стране. Важнее его величина относительно ВВП, объема экспорта, величина на душу населения и расходы по обслуживанию долга.
У экономистов нет единой точки зрения на то, как госдолг влияет на экономический рост. Одни исследования указывают, что положительно — в странах с более высоким госдолгом активнее растет ВВП. Другие исследования показывают отрицательную связь госдолга с ВВП на душу населения.
Структура госдолга: внешний и внутренний государственный долг
Государственный долг делится на внутренний и внешний.
Внутренний долг — это долговые обязательства правительства перед юридическими и физическими лицами внутри страны. К внутреннему долгу относятся:
Долг по государственным ценным бумагам (облигации федерального займа etc).
Гарантии государства под ценные бумаги, выпущенные акционерными обществами.
Кредиты, выданные государству банками и другими кредиторами.
Не выплаченные физическим и юридическим лицам компенсаций и т.д.
Внутренние обязательства делятся на рыночные и нерыночные.
Рыночные обязательства — это обязательства по выпущенным облигациям.
Нерыночные обязательства возникают в результате исполнения государственного бюджета — к концу года долги бюджетных организаций переоформляются во внутренний долг.
Внешний долг — это задолженность по внешним займам, в иностранной валюте. Внешний долг — долг перед другими государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. К внешнему долгу относятся:
Долг по государственным ценным бумагам.
Кредиты, выданных государству внешними кредиторами.
Гарантии государства под кредиты, полученные за рубежом организациями-резидентами.
Задолженность по внешнеторговым операциям бюджетных организаций.
Что такое реструктуризация госдолга
Когда страна не может выплачивать долг на заранее оговоренных условиях, ей необходима реструктуризация. Реструктуризация долга — это пересмотр условий обслуживания долга: процента, суммы, сроков выплаты. Условия реструктуризации обсуждаются на переговорах должника с кредиторами.
Госдолг России. Сумма Госдолга РФ в 2019 году
Государственный долг России — это сумма долговых обязательств перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, говорится в Бюджетном кодексе РФ.
После распада СССР в 1991 году Российская Федерация взяла на себя обязательства по долгам Советского Союза взамен на отказ бывших союзных республик от зарубежных активов СССР. Длительное время советский долг — до 110 млрд долларов — составлял большую часть внешнего долга России.
В 1990-е годы в связи с тяжелой экономической ситуацией Россия стала набирать новые кредиты за границей. Пик российского государственного долга пришелся на 1998 год — он составил 146,4% ВВП (из сообщения МИД РФ).
На 1 января 2000 года внешний госдолг достиг 146 млрд долларов (суммарный внешний и внутренний госдолг — 84% ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5% ВВП).
На 1 июля 2019 года государственный внешний долг России составляет 53,9 миллиарда долларов, сообщает Министерство финансов РФ. Государственный внешний долг России находится в пределах 16-16,5% ВВП, это очень мало, признают аналитики. Для сравнения, у некоторых стран еврозоны он превышает 100% ВВП.
Общий внешний долг России (включая негосударственный) на 1 июля 2019 года составляет 482,4 млрд долларов, приводит данные ЦБ РФ. Он полностью покрыт золотовалютными резервами, а этим не может похвастаться ни одна развивающаяся экономика мира.
Впервые в истории наши резервы полностью покрывают внешний долг как государства (он у нас очень небольшой), так и коммерческого сектора. И эти деньги работают, в том числе в полном объеме поступают в российский бюджет доходы от размещения средств Фонда национального благосостояния.
Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию, февраль 2019 года
За первую половину 2019 года Россия нарастила внешний госдолг. При этом растет и профицит федерального бюджета. Строго говоря, никакой нужды занимать за рубежом у Минфина нет, отмечает telegram-канал Anews «Ясно Понятно».
Однако заимствования на внешнем рынке, во-первых, дешевы, во-вторых, носят «имиджевый» характер — позволяют заявить о себе на мировом рынке долга. Минфин РФ, судя по всему, решил воспользоваться благоприятными обстоятельствами и занимал по принципу «на черный день», указывает «Ясно Понятно».
Что такое санкции против госдолга России и чем они грозят
Внешний госдолг России — это облигации, номинированные в основном в иностранной валюте. Чаще всего покупают такие облигации инвесторы-нерезиденты.
В США неоднократно говорили о возможности ввести санкции против госдолга России, то есть запретить иностранным инвесторам приобретать российские государственные ценные бумаги. Это предполагает один из пунктов законопроекта «О защите безопасности США от агрессии Кремля» (Defending American Security from Kremlin Aggression Act — DASKA). В очередной раз данный законопроект бурно обсуждали в феврале 2019 года, однако пока разговоры так и остались разговорами.
Угроза санкций может оказать прямое влияние на объем российского госдолга через спекулятивные денежные потоки, объяснял экономический обозреватель Anews Александр Яковлев. Ведь именно эти деньги подпитывают покупки российских государственных ценных бумаг и помогают долгу расти. Парадокс: чем сильнее санкции, тем меньше темпы роста госдолга.
Важно понимать, что резкий роста внешнего госдолга в 2019 году создает риски для рубля. Не цены на нефть, а потоки иностранного капитала на долговом рынке становятся главной силой, которая двигает курс. Российская национальная валюта становится более уязвимой: если горячие спекулятивные деньги по какой-либо причине начнут уходить, рубль может резко ослабеть.
В августе 2019-го президент США Дональд Трамп все-таки ввел санкции против российского госдолга, но очень ограниченные. Американским финансовым организациям запретили покупать долговые бумаги Минфина РФ, номинированные в валюте. Да и то только первичные выпуски — вторичный рынок не закрыт.
Это означает, что ключевого сегмента рынка русского долга — рублевых облигаций федерального займа — санкции не коснулись, объясняет аналический блог Anews «Ясно Понятно». К тому же, никто не запрещает выпускать бонды в других валютах — евро, британском фунте, швейцарском франке, йенах — и продавать их неамериканцам.
Кроме того, в указе Трампа никак не упомянуты крупные корпорации и банки — их долги американцам покупать по-прежнему можно.
Источник
За 18 лет мы простили более $140 млрд
Россия простила другим государствам более 140 миллиардов долларов долгов.Фото: GLOBAL LOOK PRESS
Изменить размер текста:
В прошлом году министр иностранных дел России объяснил, почему Москва простила другим государствам более 140 миллиардов долгов. По словам Сергея Лаврова, на 90% эта сумма невозвратная. Ведь долг был не перед Российской Федерацией, а перед Советским Союзом, и юридически очень трудно доказать, по какому курсу предоставлялись эти деньги. Теперь на повестке дня еще одна проблема — Венесуэла. За последние десятилетия мы выдали этой стране порядка $17 млрд. И если теперь там произойдет смена власти, то в лучшем случае придется реструктурировать долг. А в худшем — занятые деньги никогда не вернут.
«Комсомолка» вспомнила, кому еще Россия простила долги.
1. Куба — около $32 млрд
«Остров свободы» по-прежнему лидирует по размеру списанного Россией долга. В свое время СССР вкладывались в экономику страны-партнера, чтобы под боком у США были советские уши и глаза. По мнению экспертов, так как долги все равно никогда не вернут (нечем), то пусть хоть продолжают быть нашими союзниками на фоне российско-американского нелегкого диалога.
2. Ирак — $21,5 млрд
Долг этой арабской страны списывался дважды — в 2004-м простили $9,5 млрд из $10,5, а в прошлом году разрешили иракцам не платить 93% из почти $13 млрд. То есть $12 млрд
3. Африканские страны — более $20 млрд
Президент страны Владимир Путин в 2017-м пояснил, что долги африканцам списаны «в рамках инициативы по оказанию помощи беднейшим странам». Другими словами, с безнадежных должников просто нечего взять.
4. Монголия — более $11 млрд
По состоянию на 2003 год сумма долга в несколько раз превышала годовой ВВП страны. Поэтому Москва простила Улан-Батору 98% долга, а оставшиеся $300 млн Монголия вернула. И на этом спасибо.
5. Афганистан — $11 млрд
Основная часть задолженности — это поставки советской военной техники. В 2006 году долг простили, полагая, что эти деньги помогут Афганистану нарастить экономические связи с Россией. Увы, как и прежде, мы экспортируем в это неспокойное государство в основном оружие и военную технику.
6. КНДР — $11 млрд
Еще один 11-миллиардный должник, которому СССР поставлял технику, продукты, энергоресурсы, а также строил предприятия.
7. Сирия — $10 млрд
Для Дамаска Москва — основной союзник, помогающий бороться с террористами. Однако дружба между странами длится давно. За 10 лет до того, как российская армия пришла на помощь Арабской Республике, сирийцам был прощен 10-миллиардный долг (из $13,4 млрд). Взамен страны подписали ряд соглашений в сфере строительства, нефти и газа.
8. Вьетнам — $9,5 млрд
В 2000 году вьетнамцам списали $9,5 млрд из $11,03 млрд. Остаток должен быть выплачен к 2022 году. Но не деньгами, а через вложения в российско-вьетнамские проекты (причем на территории Вьетнама).
9. Эфиопия — около $6 млрд
В 2001 году списано $4,8 млрд из $6 млрд долга, через четыре года — еще $1,1 млрд — практически все.
10. Алжир — $4,7 млрд
Взамен на списание алжирцы обещали закупить у нас промышленных изделий на соответствующую сумму.
11. Ливия — $4,6 млрд
Казалось бы богатое нефтью государство. Очень неплохо живущее (особенно в сравнении с соседними странами). Но в 2008 году Москва и ему списала 4,6 миллиарда. В ответ в Триполи пообещали построить совместно с РЖД железную дорогу стоимостью в 2,5 млрд долларов. Понятно, что в нынешнем положении ливийцам не до поездов.
Кому Россия списала больше всего долговФото: Наиль ВАЛИУЛИН
ЭКОНОМИСТ: ПРОЩАТЬ НЕЛЬЗЯ
— Нельзя списывать долги платежеспособным странам таким, как Алжир, Ливия или Вьетнам. Если у должника денег нет (например Африка или Куба) — можно было заморозить долг, чтобы не росли проценты. Но сам по себе долг необходим. Это важнейший рычаг влияния. И Соединенные Штаты это понимают. И демонстрируют, как нужно обращаться с должниками, — рассказал «КП» экономист Михаил Делягин. — Тоже самое касается и Венесуэлы. Нам нужна эта страна, потому что это влияние. Те, кто говорят, что Венесуэла нам не нужна — это те же, кто говорили, что нам не нужен Северный Кавказ. Дело в том, что нет выбора между колбасой и влиянием. Как показывает практика США, Великобритании и Китая, только влияние может обеспечить колбасой.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Долги прощать нужно, — считает политолог Игорь Шатров. — Ведь долг сам по себе тоже товар. Он меняется на какую-то услугу, и это, как правило, гораздо выгоднее, чем требовать деньги от государств, у которых этих денег нет. Мы заключаем взамен на списание задолженности новые контракты, получаем доступ к месторождениям и так далее. Это международная практика. Главное что мы не должники, а кредиторы. А быть кредитором — это почетно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
10 стран, которым Россия списала больше всего долгов
С 2000 года прощено более $140 млрд (подробности)
ИСТОЧНИК KP.RU
Источник