Цели софинансирования
Одна из главных целей ЕБРР, как говорится в соглашении о его учреждении, заключается в «привлечении внутреннего и иностранного капитала» в странах его операций. Для достижения этой цели было решено использовать такой гибкий и рыночный подход, как синдицирование займов. Задача заключается в расширении базы софинансирования ЕБРР путем увеличения числа коммерческих кредиторов, с которыми он работает, дальнейшего внедрения новых структур и методов софинансирования и привлечения на этот рынок новых стран. Важнейшим слагаемым успеха этой деятельности является степень готовности коммерческих источников финансирования выделять средства.
Требования и преимущества
Для проектов частного сектора ЕБРР обычно готов выделять – в форме заемных средств или участия в акционерном капитале – средства, обеспечивающие покрытие до 35 процентов потребностей отдельного проекта или компании в долгосрочном финансировании. Цена кредита зависит главным образом от страновых и коммерческих рисков и соответствует преобладающим условиям на рынке синдицированных займов. При оценке этих рисков учитывается положение ЕБРР как международной организации и, в частности, его статус привилегированного кредитора. Займы, предоставляемые международными организациями, такими как ЕБРР, традиционно исключаются из операций по переносу сроков погашения государственного долга. Банки, участвующие в предоставлении займов, официальным кредитором по которым продолжает выступать ЕБРР, пользуются преимуществами этого статуса привилегированного кредитора.
ЕБРР может помочь заемщикам в получении доступа на финансовый рынок путем предоставления гарантий. Банк предоставляет самые разные гарантии, варьирующиеся от гарантий от всех рисков до гарантий от конкретных рисков, однако в любом случае максимальный объем рисков должен поддаваться количественной оценке, а сам кредитный риск – быть приемлемым.
Органы банковского надзора во многих странах допускают – либо непосредственно в нормативных документах, либо в менее официальных инструкциях – распространение на используемый ЕБРР метод софинансирования в виде совместного участия льготного режима при выполнении резервных требований. В результате участники софинансирования в таких правовых системах могут быть освобождены от необходимости выполнения обычных требований в отношении создания резервов для покрытия страновых рисков.
Формы софинансирования
К числу методов синдицирования займов, наиболее часто используемых на сегодняшний день ЕБРР, относятся:
- предоставление синдицированного займа по схеме A/B, когда ЕБРР продолжает выступать официальным кредитором по всему займу, а коммерческие банки пользуются преимуществами статуса ЕБРР как привилегированного кредитора;
- уступка части займа ЕБРР отечественным коммерческим банкам в странах его операций для стимулирования их участия в среднесрочном кредитовании;
- софинансирование с участием других международных финансовых организаций;
- параллельное или совместное финансирование с участием коммерческих банков, поддерживаемых экспортно-кредитными агентствами, или при непосредственном кредитовании этими агентствами;
- предоставление параллельных займов коммерческими банками;
- предоставление параллельных займов официальными государственными агентствами;
- различные виды гарантий;
- закрытое размещение акций;
- заемное софинансирование с участием институциональных инвесторов.
Структура синдицированных займов по схеме A/B и статус привилегированного кредитора
Для проектов частного сектора ЕБРР обычно готов выделять – в форме заемных средств или участия в акционерном капитале – средства, обеспечивающие покрытие до 35 процентов потребностей отдельного проекта или компании в долгосрочном финансировании. Цена кредита зависит главным образом от страновых и коммерческих рисков и соответствует преобладающим условиям на рынке синдицированных займов.
Можно ожидать, что в большинстве стран с формирующимся рынком коммерческие банки будут испытывать первоначальные опасения в связи со страновым риском. Этот риск может включать, в частности, риски возможного пересмотра сроков погашения долга, национализации активов, конвертируемости валюты и проблем с переводом в свободно конвертируемые валюты.
Хотя страновой риск учитывается при определении стоимости кредитов, он в определенной степени нивелируется статусом ЕБРР как привилегированного кредитора. Статус ЕБРР как привилегированного кредитора не означает, что ЕБРР предоставляет гарантии от страновых рисков.
Дополнительным аргументом в пользу статуса привилегированного кредитора по займам, предоставляемым ЕБРР, являются статьи 21 и 49 Соглашения об учреждении Банка. Это соглашение подписано всеми акционерами ЕБРР, включая страны его операций.
Синдицированные займы по схеме A/B
Главной формой мобилизации внешнего финансирования является предоставление возможностей для участия коммерческих банков в выделяемых ЕБРР займах. Благодаря этому коммерческие банки могут наравне с ЕБРР пользоваться преимуществами его статуса как международной финансовой организации (МФО). К числу МФО относятся также Всемирный банк, Международная финансовая корпорация, Азиатский банк развития, Европейский инвестиционный банк.
ЕБРР как официальный кредитор предоставляет заемщику кредит на заранее согласованных банками-кредиторами и ЕБРР условиях и из совместно выделяемых ими средств. По сути, ЕБРР продает банкам возможность участия в таких займах без обращения на себя. Часть средств, выделяемая ЕБРР, обычно называется кредитом A, а средства, выделяемые коммерческими банками, – кредитом B. Аналогичная терминология используется и в Международной финансовой корпорации. Благодаря такому механизму участия любой банк может воспользоваться статусом ЕБРР как привилегированного кредитора.
В соответствии с этим статусом ЕБРР не обязан переносить сроки выплат по займам или распространять действие соглашений о пересмотре сроков погашения долга на кредиты, предоставленные им заемщикам из частного сектора, в тех случаях, когда неспособность заемщика обслуживать свою задолженность вызвана общим дефицитом иностранной валюты в стране заемщика.
Статус привилегированного кредитора
На практике займы МФО, аналогичные ЕБРР, включая предоставленные кредиты и проданные права участия в соответствии с методом участия в займах официального кредитора, исключаются из операций по пересмотру сроков погашения кредита, выданного под госгарантию. Банки, участвующие в предоставлении заемщикам из частного сектора кредитов ЕБРР, официальным кредитором по которым продолжает выступать ЕБРР, могут воспользоваться преимуществами этого статуса привилегированного кредитора.
Кроме того, органы банковского надзора во многих странах допускают – либо непосредственно в нормативных документах, либо в менее официальных инструктивных материалах – распространение на используемый ЕБРР метод софинансирования в виде совместного участия льготного режима при выполнении требований относительно создания резервов на покрытие страновых рисков. В результате банки в указанных правовых системах, участвующие в таком софинансировании, могут быть освобождены от необходимости выполнения требований в отношении создания резервов для покрытия страновых рисков.
Хотя статус привилегированного кредитора призван в определенной степени оградить коммерческих кредиторов от странового риска, важно иметь в виду, что ЕБРР не может гарантировать его действенности в будущем, поскольку такой привилегированный статус в значительной мере является результатом договоренности правительств и органов банковского регулирования, во многом подкрепляемой прошлой практикой.
Статус ЕБРР как привилегированного кредитора прошел испытание временем и оказался эффективным. В августе 1998 года, когда Россия объявила о введении моратория на обслуживание задолженности в свободно конвертируемой валюте, все причитавшиеся платежи по кредитам A и B в рамках займов ЕБРР поступили в полном объеме и своевременно.
Статья 21
Определение и использование валют
1. Если по настоящему Соглашению необходимо определить, является ли какая-либо валюта полностью конвертируемой для целей настоящего Соглашения, такое определение делается Банком, принимая во внимание первоочередную необходимость соблюдения своих собственных финансовых интересов, после консультаций, в случае необходимости, с Международным валютным фондом.
2. Члены не устанавливают каких-либо ограничений в отношении получения, владения, использования или перевода Банком:
i) валют или ЭКЮ, получаемых Банком в счет уплаты по подписке на его акционерный капитал в соответствии со статьей 6 настоящего Соглашения;
ii) валют, получаемых Банком при заимствовании;
iii) валют и других ресурсов, которыми управляет Банк в качестве поступлений в специальные фонды; и
iv) валют, получаемых Банком в оплату в счет основного долга, процентов, дивидендов или других начислений в отношении займов, инвестиций или выручки от реализации таких инвестиций, произведенных из любых средств, указанных в подпунктах (i) – (iii) настоящего пункта, или за счет выплат комиссий, сборов или других начислений.
Статья 49
Свобода активов от ограничений
В той степени, в какой это необходимо для достижения цели и выполнения функций Банка, и с учетом положения настоящего Соглашения все имущество и активы Банка свободны от каких бы то ни было ограничений, предписаний, контроля и мораториев.
Источник
21.04.2016
Специалисты ЕБРР рассказали, какой малый и средний бизнес может получить деньги от банка и что для этого надо сделать.
Что представляет собой программа финансирования МСБ от ЕБРР?
Европейский Союз совместно с Европейским банком реконструкции и развития реализует Программу прямой поддержки малых и средних предприятий в странах Глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли. Эта программа направлена на повышение конкурентоспособности, улучшение их доступа к финансированию, открытие новых возможностей для торговли, обеспечение соблюдения новых стандартов пищевой безопасности и качества, а также технических стандартов и требований к охране окружающей среды.
Выделением ресурсов для этого проекта ЕБРР и ЕС продолжают поддержку сельскохозяйственной отрасли в целом, которая является одним из ключевых факторов роста украинской экономики, а также помогают малому бизнесу в Украине воспользоваться новыми возможностями, создает ГВЗВТ. Программа финансирования МСП включает в себя как финансирование через коммерческие банки путем предоставления целевых кредитных линий и кредитных гарантий, так и прямое финансирование (предоставление прямых кредитов и участие в капитале) МСП.
Основные характеристики прямого финансирования:
- различные финансовые инструменты с учетом потребностей компании:
- кредиты;
- вложения в акционерный капитал (в диапазоне от 20 до 35% капитала компании);
- индивидуальные инвестиции в диапазоне от 1 млн. до 10 млн. евро, срок от 3 до 10 лет;
- номинированных в свободно конвертируемой валюте (евро или доллары США);
- рыночное ценообразование (ЕБРР субсидирует проекты, не предоставляет льготные кредиты и не вступает в конкуренцию с частными банками).
Какие компании могут рассчитывать на кредиты?
Поскольку ЕБРР предоставляет кредиты в основном в иностранной валюте и возможности кредитования в гривне ограничены, предпочтение отдается компаниям генерирующим валютную выручку — то есть, компаниям-экпортерам. Также, предпочтение отдается производителям продукции с более высокой добавленной стоимостью. Сырьевые товары являются хорошим предметом экспорта, однако они легко замещаются. Сейчас Украина имеет неоспоримое ценовое преимущество по всем продуктам местного производства, чем могут воспользоваться производители товаров с более высокой добавленной стоимостью.
В своем сотрудничестве с малыми и средними предприятиями банк ориентирован на комплексный подход и всестороннюю поддержку с помощью консультационной помощи и финансирования.
Начальные требования к Компаний:
- соответствие критериям малого и среднего бизнеса:
- количество сотрудников — до 500 человек;
- объем реализации ≤ € 50 м;
- общий баланс — ≤ € 43 м;
- EBITDA на уровне 1 млн евро и выше;
- желательно наличие доходов в валюте кредита;
- наличие международного аудита консолидированной финансовой отчетности по системе МСФО или готовность консолидировать/комбинировать отчетность, перевести ее на систему учета по МСФО и провести международный аудит;
- готовность сотрудничать с банком в сфере внедрения общепринятых практик в сфере учета, управления, охраны окружающей среды и т.д.
Какие предприятия уже получилина сегодняшний день финансирование от ЕБРР по указанной программе?
На сегодня общий портфель прямого финансирования МСП составляет около 15 проектов, из которых достаточно много проектов по агро-сектору. Последний проект в рамках этой совместной Программы ЕС-ЕБРР и первый проект этого типа в Украине предусматривает предоставление кредита 5 млн долл. ООО «Кищенцы» — частному диверсифицированному производителю сельскохозяйственной продукции, расположенном в Черкасской области (центральная Украина). ООО «Кищенцы» ведет деятельность в различных сферах — от выращивания зерновых и овощных культур до молочного животноводства и свиноводства. Около 60% его продукции успешно экспортируется в Европейский Союз и другие страны. ЕС предоставит с грантовых средств в рамках Программы гарантию покрытия первых потерь для этого кредита.
Кредитные средства будут использованы для обновления парка комбайнов компании и приобретение дополнительного сельскохозяйственного оборудования, в частности культиваторов. Этот проект поможет ООО «Кищенцы» укрепить свой экспортный потенциал и внедрить современные сельскохозяйственные технологии и стандарты, а следовательно создать успешный пример для украинского сельского хозяйства.
Что должно сделать предприятие, чтобы принять участие в программе финансирования МСБ от ЕБРР?
Для предварительной оценки пригодности Компании или проекта к финансированию нужна финансовая отчетность компании за два предыдущих года (по украинским или международным стандартам) и описание компании и проекта. По информации можно не переживать — у ЕБРР действует строгий режим конфиденциальности информации. Период рассмотрения кредита и интенсивной совместной работы по проведению углубленной проверки составляет, в среднем, 6-9 месяцев.
Помимо финансирования, ЕБРР также предоставляет гранты на бизнес-консультации через свою программу Kонсультаций для малого бизнеса и гранты по программе FINTECC для внедрения инновационных практик. В результате прохождения процедуры углубленной проверки ЕБРР, компании часто значительно улучшают свое корпоративное управление, выходят на новые уровни производительности, открывают новые рынки в результате работы с консультантами. Чаще всего, факт прохождения углубленной проверки ЕБРР воспринимается рынком и финансовым сообществом как своего рода «знак качества».
Источник:
PigUA.Info
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 апреля 2020;
проверки требует 1 правка.
Европе́йский банк реконстру́кции и разви́тия (ЕБРР, англ. European Bank for Reconstruction and Development, EBRD) — инвестиционный механизм, созданный в 1991 году 40 странами и двумя международными организациями для поддержки рыночной экономики и демократии в 34 странах — от Центральной Европы до Центральной Азии. Как международная организация, ЕБРР пользуется рядом привилегий, таких как юридическая неприкосновенность сотрудников[1][2].
Как и МБРР, ЕБРР привлекает средства за счёт эмиссии облигаций. Особенностью операций ЕБРР является широкое привлечение средств в национальных валютах стран Восточной Европы, включая российский рубль.
История[править | править код]
Организация возникла в 1991 году — в период, когда в государствах Центральной и Восточной Европы менялся социалистический политический строй и страны бывшего Восточного блока нуждались в поддержке для создания нового частного сектора в условиях перехода к рыночной экономике.
ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает значительные объёмы прямых иностранных инвестиций. Однако, хотя его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнёрами. Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации в них, а также совершенствования коммунального хозяйства. ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.
2015 год стал первым, когда ЕБРР перестал запускать новые инвестиционные проекты в России[3].
В октябре 2017 года было объявлено, что в 2018 году будут закрыты все российские региональные отделения ЕБРР, за исключением офисов в Москве и Санкт-Петербурге. Общий портфель инвестиций в РФ на тот момент составлял 3,5 млрд долларов[4].
К июлю 2018 года в России остался единственное отделение ЕБРР — в Москве. Портфель инвестиций снизился до 2 млрд долларов, планируется его дальнейшее уменьшение[5].
Структура банка[править | править код]
Полномочия ЕБРР являются прерогативой Совета управляющих, в состав которого каждое правительство акционера назначает своего управляющего, как правило, министра финансов. Совет управляющих делегирует большинство полномочий Совету директоров, который отвечает за стратегическое направление ЕБРР.
Совет директоров состоит из 23 директоров и возглавляется Президентом. Каждый директор представляет одного или более акционеров. С учётом общего руководства Совета управляющих, Совет директоров отвечает за руководство общей деятельностью и политику банка. Он осуществляет полномочия, прямо возложенные на него Соглашением, и те полномочия, которые делегированы ему Советом управляющих.
Президент избирается Советом управляющих и является законным представителем ЕБРР. Под руководством Совета директоров, Президент руководит текущей работой банка. Президент избирается Советом управляющих большинством голосов на 4 года и может быть переизбран на второй срок. Вице-президенты назначаются Советом директоров по рекомендации Президента и обычно по срочному контракту на четыре года. В случае отсутствия или недееспособности Президента, вице-президент осуществляет полномочия и выполняет функции президента.
Исполнительный комитет контролирует все ключевые аспекты стратегии, эффективности и финансовой устойчивости банка. Исполнительный комитет банка состоит из Президента (возглавляет его), вице-президентов и других членов высшего руководства банка. Также создан ряд других комитетов, управлений, которые подчиняются Президенту по направлениям деятельности банка.
Уставный капитал банка в 1997 году был увеличен в два раза до 20 млрд ЭКЮ, в 1999 году ЭКЮ заменен на евро[6]. В 2011 году уставный капитал был увеличен на 50 % и составил 30 млрд евро[7]. По состоянию на июнь 2018 года, 63 % акций банка принадлежат странам Евросоюза, а 10 % — Соединенным Штатам[5].
Президенты банка[править | править код]
- Апрель 1991 — июнь 1993: Жак Аттали (фр. Jacques Attali)
- Сентябрь 1993 — январь 1998: Жак де Ларозьер (фр. Jacques de Larosière)
- Сентябрь 1998 — апрель 2000: Хорст Кёлер (нем. Horst Köhler)
- Июль 2000 — июль 2008: Жан Лемьер (фр. Jean Lemierre)
- Июль 2008 — июль 2012 Томас Миров (нем. Thomas Mirow)
- Июль 2012 — настоящее время Сума Чакрабарти (англ. Suma Chakrabarti)[8]
Устав ЕБРР[править | править код]
Устав ЕБРР предусматривает деятельность только в тех странах, которые привержены принципам «демократии». Забота об окружающей среде является составным элементом надёжно работающей системы корпоративного управления и фигурирует во всех инвестиционных операциях ЕБРР.
Во всех своих инвестиционных операциях ЕБРР должен:
- способствовать становлению в стране полноценной рыночной экономики, то есть обеспечивать эффект воздействия на процесс перехода;
- брать на себя риски в целях оказания содействия частным инвесторам, но при этом не вытесняя их с рынка;
- применять рациональные принципы ведения банковской деятельности.
С помощью своих инвестиций ЕБРР содействует:
- проведению структурных и отраслевых реформ;
- развитию конкуренции, приватизации и предпринимательства;
- укреплению финансовых организаций и правовых систем;
- развитию необходимой инфраструктуры для поддержки частного сектора;
- внедрению надёжно работающей системы корпоративного управления, в том числе и в целях решения природоохранных проблем.
Являясь катализатором перемен, ЕБРР:
- стимулирует софинансирование и привлечение прямых иностранных инвестиций;
- привлекает отечественный капитал;
- оказывает техническое содействие.
Страны и организации — участники проекта[править | править код]
Показатели деятельности[править | править код]
В 2004 году банк профинансировал 129 проектов на общую сумму 4,1 млрд евро, из них 1,24 млрд евро получила Россия. Всего за 1991—2008 годы банк выдал странам Восточной Европы 33 млрд евро для 2,2 тыс. проектов, из которых на долю России пришлось более 5,9 млрд евро. В 2004 году прибыль банка составила 297,7 млн евро. Собственный капитал Банка по итогам 2008 года составил 11,8 млрд евро.
Ежегодные заседания[править | править код]
20—21 мая 2011 года — ежегодное заседание банка в Астане (Казахстан)[9].
Примечания[править | править код]
См. также[править | править код]
- Евразийский банк развития (ЕАБР)
- Международный банк реконструкции и развития (МБРР)
- Всемирный банк
Ссылки[править | править код]
- Официальный сайт ЕБРР
- А. В. Егоров. Международная финансовая инфраструктура. М.: Линор, 2009. ISBN 978-5-900889-28-3
- Президентом ЕБРР назначен немец
Источник