(введена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
1. Бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до пяти лет, за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов, и случаев реструктуризации обязательств (задолженности), в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии со статьей 93.6 настоящего Кодекса.
(см. текст в предыдущей редакции)
Цели предоставления бюджетных кредитов и размеры платы за пользование бюджетными кредитами устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете.
(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Абз. 3 п. 1 ст. 93.3 (в ред. ФЗ от 18.07.2017 N 178-ФЗ) применяется в отношении бюджетных кредитов, предоставляемых после 01.01.2018.
Субъект Российской Федерации, получивший бюджетный кредит из федерального бюджета, не вправе размещать средства бюджета субъекта Российской Федерации на банковских депозитах на срок, превышающий один месяц.
(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ)
В случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, за счет межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета), а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.
Предоставление, использование и возврат субъектами Российской Федерации указанных бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
2. Местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до пяти лет.
(см. текст в предыдущей редакции)
Цели предоставления бюджетных кредитов и размеры платы за пользование бюджетными кредитами устанавливаются законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае, если предоставленные местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет дотаций местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в местный бюджет.
Предоставление, использование и возврат муниципальными образованиями указанных бюджетных кредитов, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
3. Бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) из бюджетов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет.
(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Цели предоставления бюджетных кредитов и размеры платы за пользование бюджетными кредитами устанавливаются решением представительного органа муниципального района (городского округа с внутригородским делением) о бюджете муниципального района (городского округа с внутригородским делением).
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае, если предоставленные бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) из бюджетов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет дотаций бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) из бюджета муниципального района (городского округа с внутригородским делением) в случае передачи муниципальному району (городскому округу с внутригородским делением) полномочия субъекта Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских, сельских поселений (внутригородских районов), а также за счет доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты городских, сельских поселений (внутригородских районов).
(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Предоставление, использование и возврат городскими, сельскими поселениями (внутригородскими районами) указанных бюджетных кредитов, полученных из бюджета муниципального района (городского округа с внутригородским делением), осуществляются в порядке, установленном муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального района (городского округа с внутригородским делением).
(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) устанавливают в соответствии с общими требованиями, определяемыми Министерством финансов Российской Федерации, порядок взыскания остатков непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени.
(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ст. 93.3 БК РФ. Предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации, местным бюджетам
Источник
Принятие нового закона, по словам Мишустина, даст регионам «больше маневра в поиске ресурсов для развития местной экономики и повышения уровня жизни людей».
В свою очередь правительство намерено выделить регионам дополнительные средства для исполнения им социальных обязательств и поддержки экономики. «Прошу Министерство финансов ускорить подготовку соответствующих актов, чтобы эти средства как можно быстрее поступили в регионы», — добавил Мишустин.
Накануне, 15 апреля, о необходимости дополнительной финансовой помощи регионам, чьи доходы в условиях пандемии COVID-19 просели, заявил на совещании с членами правительства президент России Владимир Путин.
«А ведь на регионы, на региональный уровень, где разворачивается большая работа по поддержке экономики и граждан, приходится большая нагрузка, и у субъектов Федерации должны быть для этого необходимые ресурсы. Поэтому предлагаю дополнительно направить 200 млрд руб. на обеспечение устойчивости и сбалансированности региональных бюджетов», — сказал Путин.
Выделенные им средства регионы, по словам Путина, должны иметь возможность тратить «гибко», направляя их на меры поддержки занятости и деловой активности, на выплату пособий и зарплат бюджетникам, «решение самых неотложных социальных вопросов и помощь людям».
Какие регионы смогут дать в долг
Предложение таких кредитов вряд ли будет велико, считает директор группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. «Кредиты предоставить могут только те регионы, которые имеют значительные остатки на счетах, но только в тех случаях, если по закону о бюджете на текущий год и на прогнозный период этот регион не планирует потратить свои остатки на финансирование собственного дефицита. А в 2020 году, скорее всего, остатки многих регионов будут потрачены на собственные нужны», — пояснила она РБК.
Теоретически стать кредиторами для других субъектов могут 25 регионов, которые в 2019 году размещали остатки на депозитах, уточнила Анисимова. Среди них Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Краснодарский край, Татарстан, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Тюменская область и др. Дать кредит они, впрочем, смогут только на сумму тех средств, которые останутся у них после финансирования собственных дефицитов. Поскольку норма о горизонтальных кредитах вступит в силу в 2021 году, у многих из этих регионов накопленных остатков уже не останется, предполагает аналитик.
Кредиторами теоретически смогут быть Москва (около 1 трлн руб. остатков на счетах) и нефтяные провинции (ХМАО, ЯНАО и Тюменская область), хотя у последних остатков в десять раз меньше, сообщил управляющий директор группы рейтингов органов власти агентства «Национальные кредитные рейтинги» Андрей Пискунов.
Он подчеркнул, что сейчас регионам понадобятся все ресурсы для финансирования расходов. По оценкам НКР, 62 региона в 2020 году полностью исчерпают накопленные резервы. Совокупная потребность в долговом финансировании составит от 500 млрд руб., в зависимости от того, насколько просядет доходная часть.
Будет ли субъектам это выгодно
Анисимова отметила также, что вопрос целесообразности предоставления бюджетного кредита регионом региону упрется в ставку. «Сейчас бюджетные кредиты (регионам из федерального бюджета. — РБК) дают под 0,1%: для региона-кредитора это [был бы] слишком маленький дополнительный доход по сравнению с возможностью размещать депозиты. Объективно выгоднее разместить депозит, чем дать в долг соседу», — отметила она.
Если же ставка не будет ограничена этим процентом, заемщику, возможно, будет проще обратиться в банк за кредитом, ограничение по ставке по банковскому кредиту для большинства регионов — ключевая ставка плюс 1%, напомнила эксперт.
По словам аналитика АКРА, большинство регионов в 2020–2021 годах будут рефинансировать свой долг, не уменьшая, а только увеличивая его. В случае горизонтальных кредитов закредитованные регионы могут ждать такой же возможности от субъектов-кредиторов. «То есть этот кредит может превратиться в бесконечно пролонгируемую кредитную линию на непонятных условиях, а ликвидность региональных бюджетов в абсолютном большинстве случаев несопоставима с федеральным. Поэтому сомнительно, что регионы будут активно давать друг другу кредиты», — подчеркнула Анисимова.
По словам Пискунова, пока непонятно, как будет работать межрегиональное кредитование. Ранее такой практики в России не было. «Были горизонтальные трансферты (крайне редко) и софинансирование совместных проектов. Но тогда речь шла о регионах-соседях», — сказал он.
Источник
Внимание!
5 мая 2020 г. на сайте Правительства РФ размещена информация о том, что в 2020 г. субъекты РФ освобождаются от платежей по бюджетным кредитам. Данное действие основано на принятии Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 619.
Указанное решение принято для того, чтобы поддержать регионы России, для чего скорректирован график выплат субъектов РФ по полученным бюджетным кредитам.
В соответствии с данным НПА:
• в 2020 г. субъекты РФ полностью освобождаются от обязанности погашать кредиты;
• в период 2021-2024 гг. регионы должны ежегодно выплачивать по 5% от задолженности по кредитам;
• в период 2025-2029 гг. субъекты обязаны будут погашать остаток равными частыми, и при этом им предоставлена возможность досрочного погашения задолженности.
Средства, которые изначально планировалось направить на погашение бюджетных кредитов, регионы вправе использовать для устранения последствий распространения коронавируса. Кроме того, их можно направить на компенсацию снижения налоговых и неналоговых доходов регионов.
Использование такой меры поддержки позволит субъектам РФ обеспечить устойчивость их бюджетов в условиях сложной социальной, эпидемиологической и экономической ситуации.
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 619 опубликовано 5 мая 2020 г., а вступит в законную юридическую силу по истечении 7 дней. Его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
Бюджетные расходы могут финансироваться разными способами. Одной из форм кредитования являются бюджетные займы, предоставляемые субъектам Российской Федерации. Рассмотрим, в чем состоят особенности и нюансы их предоставления согласно Бюджетному кодексу РФ.
Определение из Бюджетного кодекса
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса России бюджетные кредиты относятся к внутреннему кредитованию. Так называют особую фурму предоставления средств на расходы бюджета, которые даются юридическим лицам или другим бюджетам на основе возврата. Разновидностью его является бюджетная ссуда. Она, в отличие от бюджетного кредита, может быть выдана на безвозмездной основе, срок выдачи ограничивается шестимесячным периодом.
СПРАВКА! Бюджетный кодекс, законодательно регулирующий внутренние кредитные отношения, актуален с 1 января 2000 года.
Цели и задачи бюджетного кредитования
Главная функция выдачи федеральных средств в кредит субъектам Российской Федерации – это централизованное перераспределение финансов, которое контролируется государством. Это осуществляется за счет выполнения таких задач:
- фискальной (контролирование уплаты налогов);
- регулирующей (контроль внутреннего перераспределения денег);
- управляющей.
Влияние бюджетного кредитования на экономическое развитие страны заключается в сдерживании или стимулировании. Оно осуществляется за счет следующих возможностей бюджетных займов:
- восполнять дефицит бюджета;
- стремиться нивелировать расхождения в уровне жизни с социально-экономической точки зрения;
- регулировать экономическую стабильность в регионах;
- содействовать развитию экономически важных секторов деятельности.
Кто может брать бюджетный кредит
Заемщиками финансов из федерального бюджета могут быть:
- бюджетные учреждения – ст. 118 Бюджетного кодекса РФ прямо запрещает им иные источники кредитования, кроме бюджетных ссуд и займов из государственных внебюджетных фондов;
- государственные и муниципальные унитарные организации;
- юридические лица, которые не являются учреждениями бюджета или госпредприятиями;
- исполнительная власть бюджетов более низких уровней;
- отдельные категории граждан РФ.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Юрлицам, которые не представляют собой госучреждения и бюджетные организации, бюджетный заем может быть предоставлен только при условии обеспечения гарантий банка, поручительств или имущественного залога, гарантирующих возврат 100% средств, получаемых в кредит.
Формы бюджетных кредитов
По тому, с какой «стороны» кредитного договора находится держава, можно выделить две основных формы бюджетного кредита:
- государство предоставляет средства – выдает деньги из бюджета с условием их последующего возврата;
- государство привлекает средства – на основе определенных договоров осуществляются государственные займы и различные кредиты, которые государство может брать у кредитных организаций, фондов, других государств и т.п.
Условия предоставления
Для того чтобы иметь возможность получить бюджетный кредит, организация-заемщик должна соответствовать следующему основному требованию: по результатам проверки финансового состояния заемщик не должен иметь долгов перед бюджетом данного уровня. Условия выдачи предусматривают следующие моменты:
- Заем с определенным целевым назначением. Когда формируют бюджет, утверждают закрытый перечень целей, на которые может быть предоставлена ссуда. Тут же определяют и организационные вопросы кредитования:
- условия выдачи;
- периоды возврата;
- процентная ставка и др.
- Возврат с процентами. В кредитном договоре определяется, сколько именно денег и в какой срок нужно вернуть по бюджетному кредиту.
- Обеспечение платежеспособности. Сторона, берущая кредит, должна быть финансово в состоянии вернуть 100% взятых средств, что подтверждается обеспечением высокой ликвидности.
Возможные цели бюджетного кредитования
Поскольку бюджетный кредит относится к строго целевому использованию средств, он может быть употреблен строго по определенным назначениям. Бюджетные средства, даваемые в кредит, предоставляются для:
- частичного перекрытия дефицита бюджета;
- корректировки временного кассового разрыва, который образовался при исполнении бюджета;
- ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий на территории РФ.
Юридическим лицам – резидентам РФ бюджетные средства могут быть выданы для участия в производстве – модернизации, перестройки, развития и т.п.
К СВЕДЕНИЮ! Широко используемые до 2001 года, федеральные программы поддержки предпринимателей были большей частью свернуты из-за низкой эффективности и массовых невозвратов кредитных средств.
Как получают бюджетный кредит
Юридическое лицо (бюджетная организация), желающее получить бюджетный кредит, должна оформить специальную заявку, в которой следует указать цель, для которой будут предназначены средства из бюджета. Кроме заявки, следует предоставить:
- учредительные документы;
- финансовую отчетность за последний год;
- доказательства обеспечения займа (гарантийное письмо от банка, залоговое имущество, покрывающее сумму займа, государственное обеспечение).
ВАЖНО! Юридические лица могут претендовать на кредит только после проверки их финансового состояния, а в некоторых случаях – их поручительств.
Сроки кредитования и процентная ставка
В ст. 134 Бюджетного кодекса РФ «Предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов из федерального бюджета» говорится о том, что бюджетным организациям средства из федерального бюджета могут быть предоставлены сроком на 1 год.
Процент по бюджетному кредиту устанавливается Федеральным законом о бюджете на очередной год. В этом же документе устанавливается и размер возможных займов.
Нормативными актами, принимаемыми на основании данного федерального закона, устанавливаются:
- основания предоставления;
- порядок выдачи;
- цели использования;
- процедура возврата.
Непогашенный бюджетный кредит
Проблема неплатежей не так уж редко встречается в бюджетном кредитовании. Поэтому в федеральном законе о бюджете постоянно поднимается тема реструктуризации долгов бюджетных организаций перед федеральным бюджетом. Меры, которые предлагается предпринимать:
- формализация процедуры и критериев выдачи бюджетных ссуд;
- реструктуризация (пролонгация) долга, срок которого истек, если субъект РФ признан «кризисным регионом» по соответствующей процедуре.
Остаток долга в бюджет, в который входят и проценты, и пени, и штраф за просрочку, должен быть погашен:
- за счет дотационных средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;
- за счет налоговых и иных отчислений специального налогового режима, предназначенных для зачисления в местный бюджет.
ВАЖНО! Отчисления должны поступать не от местных, региональных налогов, а только от федеральных, но предназначенных для регионального бюджета.
Учет бюджетного кредитования
Все финансовые органы субъектов РФ, использующих бюджетные кредиты, должны производить регистрацию и учет выданных им средств. При этом обязательно принимать во внимание и отражать в специальной документации основные важные моменты:
- регистрационные реквизиты бюджетного займа: номер и дата договора кредитования, данные заемщика, целевое назначение финансов, сумма, дата выдачи денег, сроки для погашения, процентная ставка и т.п.;
- учет основной денежной суммы и процентов по договору;
- учет непогашенных остатков, в том числе процентов, пени, штрафов;
- составление ориентировочного графика погашения;
- расчеты начислений за будущие периоды;
- при необходимости – проведение пролонгации;
- код УИН – индивидуальный индикатор начисления, присваиваемый выданному бюджетному кредиту.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Необходимо сохранять всю кредитную историю, если бюджетный кредит переходит на новый финансовый год, то есть не был погашен своевременно.
Особенности бюджетных кредитов в 2018 году
Программа бюджетного кредитования, действующая более 10 лет, на сегодня представляется Правительству РФ не вполне эффективной. Было принято решение о ее постепенном сворачивании.
Правительство одобрило проект бюджета на 2018-2020 годы, в котором не предусмотрена статья расходов на бюджетные кредиты, потому что уже выданные составляют значительную часть государственного долга. Недопустимо рассчитывать на займы как на постоянный доход, получаемый регионами из бюджета, чтобы не допустить дефолта.
СПРАВКА! Регионы получили на рефинансирование долгов более 1 трлн. рублей. из федерального бюджета.
Прежде чем думать о новом кредитовании, следует разобраться со «старыми» долгами. Для этого правительство вместо выдачи денег в кредит из бюджета вводит программу реструктуризации накопленных задолженностей. Она рассчитана на длительный срок – от 7 до 12 лет в отдельных регионах. Первые два года регионы обязаны погасить по 5% своего долга, остальное – пропорционально в течение последующих 5-10 лет. Сроки выплат увеличат тем регионам, где инфляция не будет слишком обгонять налоги и неналоговые платежи.
В качестве финансовой помощи руководство страны планирует оставить регионам такие формы денежного обеспечения:
- короткие годичные кредиты на покрытие кассовых разрывов;
- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
- дотации на сбалансированность.
Правда, пока нет ответа на вопрос, как разрешить саму причину возникновения коммерческого долга, на погашение которого регионам и требовались бюджетные кредиты. Но это уже вопрос будущих десятилетий.
Источник