Основное назначение операций
Кредит — предоставление одной стороной денежных средств другой стороне на условиях возвратности, срочности, а также, как правило, платности на основании заключенного кредитного договора.
Центральные банки могут осуществлять кредитование по разным причинам. В качестве инструмента денежно-кредитной политики кредиты применяются для регулирования объема ликвидности и оказания непосредственного воздействия на процентные ставки сегмента овернайт межбанковского рынка. Кроме того, кредиты могут предоставляться для обеспечения бесперебойной работы платежной системы, оказания помощи конкретной организации, испытывающей временные трудности с ликвидностью, а также для восстановления или поддержания финансовой стабильности.
Банк России также использует обеспеченные кредиты при выполнении различных своих функций, но главным образом — в рамках реализации денежно-кредитной политики. При этом обеспеченные кредиты представлены в обеих основных группах, в которые объединены инструменты денежно-кредитной политики, — на сегодняшний день у Банка России есть как кредитные аукционы, так и кредиты постоянного действия.
Кредитные аукционы Банка России, как и любые другие аукционы Банка России, направлены, в первую очередь, на управление совокупным объемом ликвидности банковского сектора. Банк России использует эти операции в ситуации структурного дефицита ликвидности для удовлетворения среднесрочной потребности в денежных средствах, в том числе в условиях нехватки у кредитных организаций рыночного обеспечения.
Кредиты Банка России постоянного действия, такие как внутридневные кредиты, кредиты овернайт, ломбардные кредиты и кредиты, обеспеченные правами требования по кредитным договорам, на срок 1 день и более, могут использоваться кредитными организациями в любой рабочий день в установленном для каждого вида кредитов порядке.
Банк России также предоставляет обеспеченные кредиты в иных целях, то есть не связанных с управлением банковской ликвидностью и ставками сегмента овернайт денежного рынка или с денежно-кредитной политикой в целом.
Специализированные механизмы рефинансирования призваны поддержать банковское кредитование отраслей или сегментов экономики, развитие которых сдерживается структурными факторами. В разное время Банк России предлагал следующие механизмы:
- механизм рефинансирования кредитов, обеспеченных договорами страхования АО «ЭКСАР»;
- механизм предоставления кредитов Банка России, обеспеченных залогом прав требования по кредитным договорам, заключенным АО «МСП Банк» с кредитными организациями или микрофинансовыми организациями, а также с лизинговыми компаниями;
- механизм предоставления кредитов Банка России, обеспеченных поручительствами АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»;
- механизм предоставления кредитов Банка России, обеспеченные залогом прав требования по кредитам, предоставленным лизинговым компаниям;
- механизм предоставления кредитов Банка России, обеспеченных залогом прав требования по кредитам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов, и механизм предоставления кредитов Банка России, обеспеченных залогом облигаций, размещенных в целях финансирования инвестиционных проектов;
- механизм предоставления кредитов Банка России, обеспеченных закладными, выданными в рамках программы «Военная ипотека».
Актуальная информация о процентных ставках по специализированным механизмам рефинансирования приведена в рубрике: «Процентные ставки по специализированным инструментам Банка России».
С 1 сентября 2017 года кредиты Банка России могут предоставляться в рамках механизма экстренного предоставления ликвидности (МЭПЛ). Обратиться к указанному механизму могут банки, испытывающие временные проблемы с ликвидностью в случае исчерпания других источников привлечения средств, в том числе в рамках инструментов денежно-кредитной политики Банка России. Денежные средства в рамках МЭПЛ предоставляются в рублях на срок не более 90 календарных дней. Процентная ставка в этом случае равна действующей в момент предоставления кредита ключевой ставке, увеличенной на 1,75 процентного пункта. Состав обеспечения по таким кредитам шире, чем по кредитам, которые предоставляются в рамках денежно-кредитной политики. Более подробная информация приведена в пресс-релизе «О введении дополнительного механизма предоставления ликвидности».
В целях оказания помощи системно значимым кредитным организациям в соблюдении норматива краткосрочной ликвидности Банк России создал механизм предоставления кредитов в рамках безотзывных кредитных линий. Данный механизм предусматривает предоставление кредитов в соответствии с договорами об открытии безотзывной кредитной линии по процентной ставке, равной ключевой ставке, увеличенной на 1,75 процентного пункта.
Банк России в 2014-2016 годах предоставлял кредиты в иностранной валюте в рамках функции по поддержанию финансовой стабильности для обеспечения кредитных организаций долларовой ликвидностью в ситуации, когда доступ к ней оказался затруднен по независящим от них причинам. Кредиты предоставлялись под обеспечение правами требования по кредитным договорам (номинированным в долларах США) на сроки 28 и 365 дней. Информация о процентных ставках по механизмам рефинансирования в иностранной валюте приведена в рубрике «Процентные ставки по операциям Банка России в иностранной валюте».
Основные характеристики операций
Приведенные ниже разделы относятся только к кредитам, предоставляемым в рамках стандартных инструментов денежно-кредитной политики.
Документы, регламентирующие проведение операций
Обеспеченные кредиты предоставляются в соответствии с Указанием Банка России от 22 мая 2018 года № 4801-У «О форме и условиях рефинансирования кредитных организаций под обеспечение» (далее — Указание) и Условиями проведения операций по предоставлению и погашению кредитов Банка России, обеспеченных ценными бумагами или правами требования по кредитным договорам (далее — Условия).
Для проведения операций в соответствии с Условиями кредитная организация должна в установленном порядке обратиться в территориальное учреждение Банка России, обслуживающее корреспондентский счет кредитной организации, для заключения договора об участии в операциях по предоставлению и погашению кредитов Банка России, обеспеченных ценными бумагами или правами требования по кредитным договорам (далее — Договор об участии).
Контрагенты и критерии допуска к обеспеченным кредитам Банка России
Обеспеченные кредиты предоставляются только российским кредитным организациям. Банк России не устанавливает других критериев для заключения Договора об участии. Но кредиты предоставляются только при условии, что право кредитной организации на получение кредитов не приостановлено, а также при соответствии кредитной организации следующим критериям, определенным в Указании:
- отнесена к 1 или 2 классификационной группе по результатам оценки экономического положения (кредиты, обеспеченные ценными бумагами, предоставляются также банкам 3 классификационной группы);
- не имеет просроченных денежных обязательств перед Банком России, в том числе по кредитам Банка России и процентам по ним;
- не имеет не уплаченного в срок недовзноса в обязательные резервы или имеет и соблюдает утвержденный Банком России план-график поэтапного погашения недовзноса в обязательные резервы;
- не имеет не переведенной в срок суммы невыполнения усреднения обязательных резервов или не уплаченного в срок штрафа за нарушение обязательных резервных требований;
- не имеет не представленного в Банк России расчета размера обязательных резервов.
Документооборот между Банком России и кредитными организациями
Банк России определил перечень документов, которые кредитные организации должны направлять в электронном виде. Данные документы могут направляться в Банк России только с помощью обмена документами через личные кабинеты, направление на бумажном носителе возможно в случае технической невозможности их направления в электронном виде.
Банк России определил подразделения, уполномоченные на принятие данных документов, и время их принятия.
Документы, направляемые в целях получения кредитов, которые не вошли в указанный перечень, кредитные организации могут направлять как на бумажном носителе, так и в электронном виде (при условии, что у кредитной организации есть возможность направить, а у Банка России — принять документ в электронном виде).
Счета, на которые предоставляются кредиты
Обеспеченные кредиты предоставляются на корсчета (субкорсчета), обслуживаемые подразделениями Банка России. Перечень таких счетов, также называемых основными счетами, определяется Договором об участии.
Кредитная организация вправе инициировать изменение перечня основных счетов, направив в Банк России ходатайство о внесении изменений в Договор об участии в порядке, установленном Условиями. В определенных Условиями случаях Банк России может по своей инициативе исключать отдельные основные счета из Договора об участии.
Процентные ставки по кредитам
По внутридневным кредитам проценты не начисляются, плата за право пользования ими не взимается. По остальным кредитам проценты начисляются на сумму основного долга (или остаток этой суммы) со дня, следующего за днем предоставления кредита, по день его фактического погашения включительно, за каждый календарный день по формуле простых процентов.
Актуальная информация о процентных ставках по всем видам обеспеченных кредитов Банка России, в том числе минимальных процентных ставках, которые могут быть указаны в заявках на участие в кредитном аукционе, приведена в рубрике «Процентные ставки по операциям Банка России». Процентные ставки, за исключением минимальных, установлены Указанием Банка России от 1 июня 2018 года № 4808-У «О размере процентной ставки по кредиту овернайт Банка России » и Указанием Банка России от 24 сентября 2018 года № 4916-У «О размерах процентных ставок по кредитам Банка России».
Погашение кредитов и уплата процентов по ним
Погашение кредитов (за исключением внутридневных кредитов), в том числе досрочное погашение кредитов по инициативе кредитной организации или по требованию Банка России, и уплата процентов по ним осуществляется путем списания денежных средств с корсчета (субкорсчета) кредитной организации, на который был предоставлен соответствующий кредит, на основании инкассовых поручений Банка России.
Досрочное погашение кредитов возможно по требованию Банка России при наличии оснований в соответствии с Условиями либо по инициативе кредитной организации. Для досрочного погашения кредита по инициативе кредитной организации последняя должна уведомить об этом Банк России в порядке, установленном Условиями.
Погашение кредитов Банка России осуществляется в соответствии с установленным временным регламентом.
По умолчанию исполнение обязательств по кредитам, в том числе досрочное исполнение обязательств, осуществляется в основное время. При этом если кредитная организация намерена использовать высвобождающееся из залога обеспечение для получения в тот же день нового кредита, она может направить в Банк России обращение об изменении времени предъявления инкассовых поручений в целях погашения кредита либо включить соответствующее условие в уведомление о досрочном исполнении обязательств по кредиту.
При досрочном погашении кредитов по требованию Банка России инкассовые поручения могут предъявляться Банком России в любое время.
Проценты по кредиту уплачиваются вместе с погашением всей или последней части суммы основного долга (в том числе при досрочном погашении кредита), а если кредит, обеспеченный нерыночными активами, предоставлен на срок более 30 календарных дней, — также 20-го числа каждого месяца.
Обеспечение кредитов (виды имущества)
Предоставляемые в соответствии с Условиями кредиты могут быть обеспечены ценными бумагами или правами требования по кредитным договорам (нерыночными активами). Каждый кредит может быть обеспечен только одним видом имущества (или ценными бумагами, или нерыночными активами).
Если Договор об участии предусматривает предоставление на основной счет внутридневных кредитов или кредитов овернайт, то в нем должен быть предусмотрен только один вид имущества, обеспечивающий эти кредиты, предоставляемые на данный основной счет. При этом для других видов кредитов такого ограничения нет, то есть Договор об участии может предусматривать один или два вида имущества, которым обеспечиваются данные кредиты.
Кредитная организация вправе инициировать изменение видов имущества, которым обеспечиваются кредиты, предоставляемые на основной счет, направив в Банк России в установленном Условиями порядке ходатайство о внесении изменений в Договор об участии.
Кредитная организация для получения кредитов для каждого основного счета должна сформировать один или два пула обеспечения (в зависимости от того, какие виды имущества указаны в Договоре об участии). Каждый пул обеспечения состоит только из ценных бумаг или только из нерыночных активов. Порядок формирования пулов обеспечения установлен Условиями.
В список ценных бумаг, принимаемых в обеспечение по кредитам Банка России, могут входить только те ценные бумаги, которые включены в Ломбардный список (требования Банка России к минимальному уровню рейтинга выпусков (эмитентов) ценных бумаг, включаемых в Ломбардный список Банка России: пресс-релиз Банка России от 14.04.2017 «Об уточнении подходов к формированию Ломбардного списка Банка России», пресс-релиз Банка России от 07.07.2017 «Об использовании кредитных рейтингов при формировании Ломбардного списка Банка России», пресс-релиз Банка России от 20.10.2017 «О минимальном уровне кредитного рейтинга для включения ценных бумаг в Ломбардный список Банка России», пресс-релиз Банка России от 30.10.2019 «Банк России повысил требования к минимальному уровню кредитного рейтинга для включения ценных бумаг в Ломбардный список»).
При этом в определенный день некоторые ценные бумаги из Ломбардного списка могут не приниматься в обеспечение по кредитам Банка России из-за их несоответствия установленным Условиями требованиям. Банк России публикует Информацию о ценных бумагах, принимаемых в определенный день в обеспечение по кредитам.
Для включения принимаемых в обеспечение ценных бумаг в пул, кредитная организация должна их перевести на раздел «Блокировано Банком России» своего счета депо владельца, открытого в депозитарии, который уполномочен регистрировать обременения ценных бумаг, являющихся обеспечением кредитов Банка России.
Кроме ценных бумаг, в обеспечение кредитов Банка России принимаются права требования по кредитным договорам. Обязанными лицами по таким правам требования могут выступать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, включенные в установленный Банком России список, а также юридические лица — резиденты Российской Федерации, соответствующие установленным Банком России критериям.
В частности, Банк России, устанавливает перечень основных видов экономической деятельности юридических лиц, выступающих заемщиками или обязанными лицами по указанным правам требования.
Для включения в пул обеспечения права требования по кредитному договору кредитная организация — за исключением случаев, указанных в Условиях, — наряду с направлением соответствующего ходатайства должна представить в Банк России бухгалтерскую отчетность и иную информацию о юридическом лице, обязанном по указанному кредитному договору, и в дальнейшем представлять ее с определенной периодичностью. Банк России проверяет соответствие показателей бухгалтерской отчетности и иной информации о юридическом лице, обязанном по кредитному договору, установленным Банком России требованиям.
Одним из случаев, когда кредитная организация не должна представлять бухгалтерскую отчетность и иную информацию о юридическом лице, обязанном по кредитному договору, является вхождение указанного юридического лица в Перечень (анализ бухгалтерской отчетности и иной информации о юридическом лице в данном случае осуществляется Банком России).
Решение по ходатайству о включении нерыночных активов в пул обеспечения Банк России принимает не позднее 5 рабочих дней со дня его получения.
Поправочные коэффициенты и достаточность обеспечения
Банк России для управления рисками по кредитным операциям использует поправочные коэффициенты, которые устанавливаются как по принимаемым ценным бумагам, так и по правам требования по кредитным договорам.
Стоимость ценных бумаг, принимаемых в обеспечение по кредитам Банка России, и поправочные коэффициенты, на которые корректируется данная стоимость, публикуются в составе Информации о ценных бумагах, принимаемых в определенный день в обеспечение по кредитам.
Стоимость прав требования по кредитному договору, принимаемых в обеспечение по кредиту Банка России, определяется в установленном Условиями порядке, и корректируется на поправочные коэффициенты.
Обеспечение кредита Банка России считается достаточным, если стоимость имущества, принятого в залог, скорректированная на поправочные коэффициенты, равна либо превышает сумму основного долга и процентов за срок использования кредита.
Источник
Это третий пост с разбором «патриотических» мифов о ЦБ (первые два здесь и здесь). Напоминаю, что мифы эти я разбираю не потому что считаю политику ЦБ РФ идеальной и безупречной (отношусь к ней ровно наоборот). Разбираю их потому что упрощенческие толкования и прямые искажения закрывают возможность обсуждения и решения настоящих проблем, энергия людей направляется на борьбу с ветряными мельницами. Настоящую проблему даже увидеть становится невозможно.
Миф №3.
Центральный банк РФ может занимать деньги чужим государствам, но не может давать в долг России, своему государству.
Этот миф активно эксплуатирует Федоров, но так же его повоторяют и другие. Под рукой оказался ролик с выступлением Старикова, его и приведу как пример:
Цитата из ролика: «Я сейчас не помню номер этой статьи, но там написано, что Центральный банк не имеет права покупать долговые обязательства Правительства России. Ну то есть государственные долги России Центральный банк покупать не может. Но при этом он может покупать государственный долг США, государственный долг Великобритании, Швеции и так далее и так далее«. На этом делаются далеко идущие выводы об «оккупационном» характере действий ЦБ, о пятой колоне, о вредных законах и так далее. И предлагаются соответствующие действия — менять законы.
Я помню номер статьи и привожу её здесь целиком. Статья 22 ФЗ № 86 от 10.07.2002 «О Центральном банке Российской Федерации» (жирным выделено мною): «Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов«.
О каких государственных ценных бумагах идет речь? Речь идет главным образом о государственных облигациях. Кто не знает что это такое может посмотреть определение из Википедии, приведенное ниже
[раскрыть определение]
Облига́ция (лат. obligatio — обязательство; англ. bond — долгосрочная, note — расписка) — эмиссионная долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от лица её выпустившего (эмитента облигации) в оговоренный срок её номинальную стоимость деньгами или в виде иного имущественного эквивалента. Также облигация может предусматривать право владельца (держателя) на получение процента (купона) от её номинальной стоимости либо иные имущественные права.
Так вот, действующий закон о ЦБ предполагает следующее:
1. ЦБ может предоставлять кредиты Правительству России и покупать государственные облигации России сразу после размещения, если это предусмотрено законом о федеральном бюджете (который принимается ежегодно, например здесь опубликован закон о бюджете на 2015 год);
2. ЦБ может покупать государственные облигации России на вторичном рынке (то есть после того, как их сперва кто-то купил, а потом опять продает).
Стариков об этом почему-то умалчивает. А ведь это по-существу меняет дело.
Вот например, бюджет РФ в 2015 году имеет дефицит. По плану. О дефиците знали заранее. Государство эмитирует гос.облигации нескольких типов и размещает их на внешнем и внутреннем рынке. Почему в закон о бюджете не заложили возможность покупки этих облигаций Центральным банком?
Стариков дает ответ — потому что это невозможно и надо поменять закон о ЦБ. Враг — это закон о ЦБ.
Что же в реальности? В реальности — это не было сделано по причине проводимой финансовой политики, осуществляемой Министерством финансов РФ совместно с другими министерствами и ведомствами и утверждаемой (если речь идет о законе о бюджете) как минимум Федеральным собранием и Президентом. Почему Министерство финансов и все остальные так делают — это другой вопрос и это вопрос довольно-таки сложный.
Это вопрос и господствующих в нашей элите экономических подходов и парадигм (о чем, например, говорит много Глазьев), и вопрос подготовки соответствующих кадров, которые рассаживаются в министерства и ведомства, а так же всякие консультационные структуры (в каких ВУЗах, к примеру их готовят и что там вкладывают студентам в головы), и решений, принимаемых в элите сообразно её представлению о том, куда и как должна двигаться страна, с кем дружить и договариваться, а так же на каких условиях договариваться.
Как я уже говорил, это проблема не плохого закона и отдельных вредителей (пятой колоны), это проблема большой социальной прослойки, которая называтеся «элита». Которая определяет и политику, и кадровый состав министерств и ведомств, и прочее. Сюда входит и капитал (буржуазия), и бюррократия, и часть научного сообщества, и другие.
Но ведь гораздо легче поверить в сказку о плохом «оккупационном законе», правда ведь?
Возможно следовало бы и изменить закон о ЦБ в части возможности выкупа гос.облигаций РФ, разрешить выкупать гос.облигации субъектов РФ, местных бюджетов и гос.внебюджетных фондов.
Но факт остается фактом — полного запрета для ЦБ кредитовать Россию, выкупать гос.облигации России и гос.долг России в законе о ЦБ нет. И проблема не в плохом оккупационном законе. Проблема гораздо многомернее, сложнее и глубже. И с ней надо разбираться, отбросив ложные трактовки и мифы. Только так можно нащупать настоящий масштаб проблем и осмысленно их преодолеть.
(продолжение следует)
Часть 1 — https://slava-exe.livejournal.com/10801.html
Часть 2 — https://slava-exe.livejournal.com/11156.html
Часть 4 — https://slava-exe.livejournal.com/11686.html
Часть 5 — https://slava-exe.livejournal.com/11838.html
Мифы о ЦБ — общий приницп — https://slava-exe.livejournal.com/12278.html
Источник