Евросоюз оказывает Украине беспрецедентную поддержку, заявили в Брюсселе. С 2014 года Киеву предоставлено более 15 млрд евро. Так в ЕС отреагировали на слова президента США Дональда Трампа, обвинившего Брюссель в недостаточной помощи Украине. Сам Трамп решил заморозить финансовую поддержку.
Евросоюз назвал беспрецедентным объем оказанной Украине помощи. Об этом заявила пресс-секретарь главы Европейской дипломатии Федерики Могерини Майя Косьянчич.
«Поддержка, оказываемая Европейским союзом Украине в течение последних 5 лет, была беспрецедентной и последовательной», — цитирует Косьянчич Politico.
Она отметила, что с 2014 года ЕС и европейские финансовые институты мобилизовали более 15 миллиардов евро в виде грантов и займов для поддержки процесса реформ.
«За последние пять лет в результате этой амбициозной программы реформ, решительно поддерживаемой и сопровождаемой ЕС, Украина достигла большего, чем за два десятилетия до этого», — заявила она (цитата по РИА «Новости»).
По ее словам, Брюссель тесно сотрудничает с США и другими союзниками «в поддержку Украины и в защиту ее территориальной целостности, суверенитета и независимости».
Ранее президент США Дональд Трамп упрекнул Брюссель в недостаточной помощи Киеву. Финансовую помощь Украине должен оказывать в первую очередь Евросоюз, а не США, сказал он.
«Я настаиваю на том, что Европа тоже должна выделять деньги Украине. Почему только США выделяют средства?» — сказал он журналистам.
Кроме того, Трамп пообещал, что США будут задерживать выделение средств Украине до тех пор, пока свой вклад не сделает Европа.
Ранее Associated Press со ссылкой на источники сообщило, что Дональд Трамп поручил заморозить выделение почти $400 млн Украине. Это произошло за несколько дней до телефонного разговора с президентом Украины Владимиром Зеленским.
Кроме того, из опубликованной Белым домом стенограммы беседы Зеленского и Трампа следует, что украинский лидер по телефону пожаловался на то, что лидеры Германии и Франции Ангела Меркель и Эммануэль Макрон не предоставляют Киеву должной поддержки, в частности в вопросе антироссийских санкций.
«Я говорил с Ангелой и встречался с ней. Я также встречался и говорил с Макроном, и я сказал им, что они не делают столько, сколько должны делать по вопросам, связанным с санкциями. Они не применяют санкции. Они не работают столько, сколько должны работать для Украины», — сказал Зеленский.
По его мнению, крупнейшим партнером Украины являются США, а не ЕС, поскольку Вашингтон в больше степени вводит санкции против России.
В том же разговоре Трамп попросил Зеленского помочь с расследованием против сына бывшего вице-президента страны Джо Байдена, который входил в состав совета директоров крупной украинской энергетической компании при президенте Петре Порошенко. Демократы заявляют, что Трамп якобы заморозил военную помощь Украине в размере $250 млн именно в качестве давления на Киев. Из-за этого разговора демократы хотят запустить процедуру импичмента Трампа.
Напомним, Байден выдвинулся в качестве кандидата в президенты на выборах 2020 года и считается главным противником главы США.
Сам Трамп связывает приостановку помощи с коррупцией на Украине.
«Очень важно говорить о коррупции. Если мы не говорим о коррупции, почему мы будем давать деньги стране, в которой имеется коррупция?» — такое заявление сделал Трамп для прессы, комментируя разговор с Зеленским.
Ранее стало известно, что конгресс США выделит Украине финансовую поддержку на усиление безопасности в 2020 году.
В июне Конгресс США уже одобрил выделение Украине 250 млн долларов на эти цели в 2019 году. При этом в конце августа предоставление этих денег было заморожено Трампом, который призвал пересмотреть данную программу.
По данным Пентагона, с 2014 года по настоящее время Вашингтон оказал Киеву военную помощь в размере $1,5 млрд
Что касается ЕС, общий объем макрофинансовой помощи, предоставленной Украине с 2014 года, достигает почти 3,3 млрд евро, что «является самым большим объемом такой помощи, направленным в какую-либо страну вне ЕС», сообщали в Еврокомиссии.
Европейский инвестиционный банк предоставил еще 3 млрд евро в виде кредитов. 3,5 миллиарда евро инвестиций в 2014-2017 годах поступили от Европейского банка реконструкции и развития. По линии программ «Европейского соседства» поступило около 1,5 млрд евро.
Видео дня. Цены на бензин в РФ выросли на 13 копеек за неделю
Источник
Едва ли не ежедневно поступают новости о том, что Соединенные Штаты выделили Украине очередную сумму – на «развитие демократии», «противостояние российской агрессии» и тому подобное. Сколько всего Вашингтон тратит сегодня на подкормку украинских властей и насколько это сравнимо с тем, что предлагала в свое время Киеву Москва?
Со времён последнего Евромайдана нам памятна цифра: США вложили в Украину 5 млрд долларов. Это слова тогдашнего помощника госсекретаря США Виктории Нуланд, прославившейся раздачей печенек. Многие тогда поняли эти слова неправильно: мол, пять миллиардов были вложены в сам Майдан, то есть в переворот. Нет, сама же Нуланд тогда разъяснила, что такова, по её оценке, сумма различных затрат на «…поддержку устремлений украинского народа, желающего иметь сильное, демократическое правительство, которое представляет его интересы» с 1991 года. Примерно по 217 млн долларов в год – весьма скромно для американского-то бюджета.
Изменилось ли что-то с тех пор?
На полноценный подсчёт этот обзор, конечно, не потянет. Однако давайте посмотрим, на что США давали деньги Украине за последний год.
Ставки растут
Начать можем с самых свежих примеров. В феврале этого года стало известно о выделении средств сразу по двум проектам. Во-первых, посольство США на Украине заманивает украинские независимые СМИ на конкурс проектов «по укреплению институционального потенциала». Тем, кто укрепит потенциал лучше других, Госдеп выделит 500 тыс. долларов. Не каждому, нет. Это общий призовой фонд. Организаторы ненавязчиво советуют обратить особое внимание на евроатлантический вектор развития. Зато, скорее всего, подобные укрепления – вещь достаточно регулярная. К примеру, вот нечто подобное прошлой весной. И даже суммы примерно те же.
А вот молодёжь в Госдепе ценят явно больше. Для них Агентство по международному развитию США (USAID) собирается выделить сразу 38 млн долларов. Задача: помочь «…молодым украинцам в возрасте от 10 до 35 лет определить общий набор ценностей и реализовать собственное видение страны».
В общем, оба проекта – две стороны одной медали. Одной рукой вбиваем евроатлантический вектор в головы 10-35-летних украинцев, другой – ориентируем на это же «независимые» СМИ.
Забегая вперёд: согласно заявлению посла Украины в США Владимира Ельченко, в текущем году США могут выделить Украине до 1 млрд долларов. Из них 400 млн – на нужды обороны. В свою очередь, 250 млн из этих 400 – по линии оборонного бюджета США. Тут тоже всё логично. Пока USAID и посольство прививают евроатлантические ценности, кто-то должен внедрять в украинской армии стандарты НАТО – иначе зачем те ценности вообще нужны? Кстати, по линии Госдепа Киеву идёт больше, чем по линии Пентагона – 450 млн.
Впрочем, эти новости о военных бюджетах тоже нужно правильно читать. Ведь, по сути, Конгресс США выделяет эти средства не Украине, а собственным оборонным предприятиям. Украина же является их получателем чисто номинально: получила и сразу же отдала обратно за поставки вооружений и амуниции.
Опять-таки: в постмайданный период такая строка в бюджете Пентагона уже успела стать регулярной. 200-300 млн долларов, иногда чуть больше – столько США выделяют для ВСУ на постоянной основе. В целом – 1,4 млрд выделено за 2014–2019 годы.
Ещё с 2014 года фетишем украинской власти было получение от США летального оружия, в частности противотанковых комплексов «Джавелин».
Но они достались Украине в 2018 году, уже под закат эпохи Порошенко. А до этого ВСУ чего только не получала. Бронежилеты, разгрузки, комплекты формы, сухпайки, аптечки, военные катера, броневики HMMWV, беспилотники, приборы контрбатарейной стрельбы, ПНВ, оптику и снайперские винтовки. Причём в ряде случаев под видом военной помощи США попросту сбывали Украине неликвид, о чём писали американские же издания. Боеприпасы – ещё советского производства, сухпайки – в рамках ротации запасов, «хамвики» – почтенного возраста в 25-30 лет. Поэтому в миллионах долларов эта помощь, конечно, выглядит куда внушительнее, чем на деле. Впрочем, в этом году министр обороны Украины Андрей Загороднюк рассчитывает даже на противокорабельные комплексы.
«Как долго они (Украина – прим. ВЗГЛЯД) продержатся в борьбе с Россией?» – задаётся вопросом некто с голосом, похожим на голос Дональда Трампа на записи, опубликованной в конце января агентством Associated Press. И сам же отвечает на этот вопрос. Планируется, что в 2021 году внешняя помощь США другим странам сократится на 21% – с 55,7 до 44,1 млрд долларов. Однако Украины сокращения, похоже, не коснутся.
По словам же директора Украинского центра социальной аналитики Евгения Филиндаша, похожим образом тратятся деньги не только по линии Пентагона. Согласно его подсчётам, Украина ежегодно получала 100-150 млн долларов помощи на здравоохранение. Это не только американские деньги, но в том числе и американские. В качестве примера он приводит программу «HealthLink: Активизация усилий по противодействию ВИЧ/СПИДу на Украине», на которую правительство США выделило 22 млн долларов: «…почти 200 тыс. долларов – это ноутбуки и всевозможные гаджеты. 3,4 млн долларов – это публикация материалов проекта, почтовые услуги. Коммунальные платежи офиса. 143 тыс. долларов на перелеты внутри Украины и 512 тыс. долларов на проживание в гостиницах, аренду, питание на вебинарах и фокус-группах».
Те, кому с украинской стороны перепадают крохи от всех этих щедрот, несомненно, обеими руками поддерживают эти евроатлантические ценности. Остальные называют их метким словом «соросята». Это общий термин, под него попадают украинские участники любых грантовых проектов, не обязательно финансируемых структурами Джорджа Сороса.
Нетрудно заметить, что либо Виктория Нуланд сильно поскромничала в объёмах средств, выделенных Украине в период 1991–2013 годов, либо после Майдана объёмы финансирования значительно выросли. 1,4 млрд от Пентагона, по 300-400 млн долларов в год только по линии Госдепа – уже набегает около 4 млрд всего за шесть лет. Плюс, если USAID – структура, подчинённая Госдепу напрямую, то другие структуры более независимы и их проекты уже по линии Госдепа не проходят.
А что же США за эти деньги имеет?
Во-первых, как видим, часть денег даже не покидает США: на них закупаются видавшие виды сухпайки и броневики для ВСУ. Да и та часть помощи, которую действительно стоит считать таковой – это не безвозвратные расходы. Приучая Украину к своему оружию, США исподволь создаёт себе здесь рынок (рыночек) сбыта. Вертолёты Apache, самолеты F-16, зенитно-ракетные системы Patriot – всё это периодически мелькает в СМИ и озвучивается на переговорах. И того бюджета, что даёт Украине Пентагон, на всё это не хватит.
Наконец, все эти деньги именуются «помощью», но далеко не все ею являются. Есть там и кредиты.
Во-вторых, уже первый год президентства Зеленского выявил любопытную особенность постмайданного круговорота персон в украинской политике. Едва ли не каждый второй (в особенности те, что пришли в политику и госуправление в последние лет десять) имеют опыт работы в проектах, финансируемых США. И пускай они плевать хотели на предвыборные обещания Зеленского – он всё равно назначает их на должности. Потому что больше некого, система давно не производит (не рекрутирует) других.
В команде президента могут сколько угодно называть их «соросятами». Однако тот факт, что избавиться от них у Зеленского не могут, лучше всего показывает прочность позиций лояльных США людей в украинской власти.
В-третьих, даже такие затраты в итоге меньше тех, которыми Россия в конце 2013 года пробовала удержать Украину в своей орбите. Напомним, Украине тогда предлагали льготный кредит в размере 15 млрд долларов (по три миллиарда в течение пяти лет), сохранение торговых преференций с Россией (навскидку – ежегодно плюс 10 млрд долларов украинского экспорта в РФ к показателям 2014–2019 годов), возможно пошли бы в ход топливные «пряники». Расчёт, конечно, грубый, но как не считай, а дельта выйдет в плюс.
Такой расчёт полезно вспоминать всякий раз при ответе на вопрос: «А зачем тратиться на поддержку союзников, зачем кому-то там платить или помогать?». Можно и не платить, тут всё дело в целях. Если готовы смириться с очередной такой «украиной» непосредственно у границ, то режим экономии можно включать сразу же.
Николай Стороженко, ВЗГЛЯД
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки
Источник
Президент США Дональд Трамп подписал законодательные акты о выделении Украине почти $700 млн, говорится в сообщении посольства Украины в США в фейсбуке.
«Президент США Дональд Трамп подписал одобренный конгрессом пакет законодательных актов, который существенно увеличивает помощь Украине на этот год — почти до $700 млн», — указано в сообщении.
США выделят Украине $445,7 млн в рамках «Закона об ассигнованиях Государственного департамента, зарубежных операций и смежных программ на 2019 финансовый год».
С учетом того, что Пентагон уже направил $250 млн на поддержку государства, общая сумма составит $695,7 млн. В посольстве заявили, что американские власти существенно увеличили размер финансовой поддержки.
Дополнительные средства будут направлены на увеличение до $115 млн расходов для предоставления военно-технической поддержки Украины по программе «Международное военное финансирование».
В марте 2018 года в нижней палате представителей конгресса США утвердили выделение финансовой помощи Украине в размере $620,7 млн. Киев получил $200 млн в качестве военно-технической помощи, $420 млн — по линии Госдепартамента США.
С миру по нитке
Деньги Украине поступают далеко не только из США. В конце 2014 года власти Украины договорились о выделении займа в 17,5 миллиардов долларов в рамках четырехлетней программы помощи МВФ с использованием механизма расширенного финансирования (EFF). При этом к окончанию программы финансирования стало очевидным, что Киев не справится с долговой нагрузкой без продолжения работы с фондом.
В конце прошлого года власти страны заключили с МВФ соглашение о новой программе заимствований. Международный валютный фонд (МВФ) перечислил Украине транш на $1,4 млрд.
Транш был предоставлен в рамках программы финансовой поддержки кредитования stand by (SBA). Как заявили тогда в Нацбанке, международные резервы страны благодаря траншу выросли до $20,1 млрд, достигнув таким образом показателей января 2014 года.
Остальные транши в рамках новой 14-месячной программы кредитования stand-by будут направляться по итогам полугодовых обзоров ее исполнения.
МВФ соглашается выдавать кредиты Украине в обмен на ряд требований. Нацбанк обязан придерживаться политики гибкого валютного курса, уровень инфляции должен находиться на отметке в 7% в 2018–2019 годах, бюджет страны в этот период должен сверстаться с дефицитом 2,5%. Также исключается проведение налоговой амнистии. Власти Украины пообещали Международному валютному фонду продолжать повышать цены на газ для население. Очередное повышение цен на газ намечено на май 2019 года.
Без выполнения этих условий Украина не сможет получать транши от МВФ.
Кредитная программа МВФ важна Украине — в 2019-2021 году Киев должен выплатить большие суммы по госдолгу, в частности, по внешним долгам.
В этот период плановые валютные выплаты с процентами составят $17 млрд.
Об этом говорится в декабрьском отчете о финансовой стабильности, который выпустил Национальный банк Украины (НБУ).
Украине придется брать новые долги, признает НБУ. «Ключевой вызов на следующий год – как привлечь достаточно ресурсов, чтобы рефинансировать внешние и внутренние обязательства», — говорилось в материалах Нацбанка.
Сумма в $17 млрд выплат практически равна текущему объему золотовалютных резервов страны, которые на конец ноября составляли $17,7 млрд. Однако выплаты по внешним долгам за последние пять лет составили в два раза больше $33 млрд.
Совет директоров Всемирного банка в декабре 2018 года решил выделить Украине финансовую гарантию на сумму $750 млн. «Гарантия будет действовать 10 лет и позволит Украине привлечь международное финансирование на более благоприятных условиях, чем при самостоятельном заимствовании средств с рынка», — заявили в минфине Украины.
Кроме того, украинские власти надеются, что весной 2019 года им удастся получить второй транш очередного пакета макрофинансовой помощи от Европейского союза – 500 млн евро.
Главное условие получения нового транша — это реформа таможенной службы Украины. Второй транш Киев сможет получить только в марте, спустя три месяца после первого. Он был получен в декабре тоже в размере 500 млн евро.
Макрофинансовая помощь предоставляется в виде займов. Целью выделения средств является «экономическая стабилизация и программа проведения структурных реформ». Это уже четвертая программа помощи, предлагаемая ЕС Украине.
Источник
Государственный долг Украины — общая сумма задолженности Украины, которая состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств.
Понятие[править | править код]
Законодательное определение государственного долга Украины закреплено в статье 2 Бюджетного кодекса Украины:
Государственный долг — общая сумма долговых обязательств государства по возврату полученных и непогашенных кредитов (займов)
по состоянию на отчётную дату, возникающих в результате государственного заимствования[1].
Место Украины на карте глобальной задолженности, 2007
Долговая составляющая в системе государственных финансов имеет функциональное происхождение от государственного кредита.
Государственные заимствования проводятся с целью покрытия бюджетного дефицита на государственном и региональном уровнях, целевого финансирования различных программ, пополнение необходимых резервных активов, а также для рефинансирования ранее осуществленных государственных заимствований.
Экономическая суть государственного долга проявляется в преломлении через такие присущие ему функции:
1. Фискальная — привлечение государством необходимых средств для финансирования бюджетных расходов;
2. Регулятивная — корректировка объёма денежной массы через куплю-продажу ценных бумаг национальным (центральным) банком страны.
Структура[править | править код]
Структурно государственный долг Украины состоит из внутреннего и внешнего. В 1992 году принят Закон «О государственном внутреннем долге Украины[2]», которым определено, что государственным внутренним долгом Украины являются срочные долговые обязательства правительства Украины в денежной форме. Государственный внутренний долг гарантируется всем имуществом, находящимся в общегосударственной собственности.
Государственный внешний долг — это долговые обязательства государства перед нерезидентами по возврату заёмных средств (основная сумма долга) и процентов по ним.
В зависимости от получателя кредитных ресурсов государственный долг может быть прямой и условный (гарантированный).
- Прямой государственный долг — это долг, отражающий объёмы заёмных ресурсов, которые поступили в распоряжение правительства страны.
- Условный (гарантированный) государственный долг — это обязательства государства как гаранта возврата ресурсов кредитору в случае неплатёжеспособности заёмщика.
Государственный долг по признаку валюты обязательств делится на долг в иностранной валюте и долг в национальной валюте; по признаку процентной ставки — на долг с фиксированной ставкой и долг с плавающими ставками.
История[править | править код]
1991 год — І половина 1994 года[править | править код]
Бессистемное образование и накопление долга:
- привлекались прямые кредиты НБУ,
- предоставлялись правительственные гарантии иностранных кредитов украинским предприятиям,
- вырабатывались долговые взаимоотношения с Российской Федерацией.
На начало 1994 года государственный долг Украины составлял 4,8 млрд долларов США (в том числе внешний — 75 %).
ІІ половина 1994 года — І половина 1997 года[править | править код]
Наряду с продолжением долговой политики предыдущих лет Украина активизировала связи с международными финансовыми организациями. За этот период внешний долг вырос на 56 %.
Начиная с 1995 года, внутренний долг формируется преимущественно путём размещения облигаций внутреннего государственного займа[3].
ІI половина 1997 года — 2000 год[править | править код]
Рост внешней задолженности. Государственный долг Украины достиг в 2000 году 48 % от валового внутреннего продукта (ВВП) страны. На 1 января 2000 года сумма государственного долга составляла 15,2 млрд долларов США, в том числе внешний — 12,4 млрд и внутренний — 2,8 млрд.
II половина 2001 года — 2007 год[править | править код]
Период экономического роста. Прямой государственный и гарантированный государством долг постепенно уменьшился до 12,2 % от ВВП Украины.
II половина 2008 года — 2011 год[править | править код]
Глобальный финансовый кризис ликвидности. Падение экспортной выручки, возобновление сотрудничества с Международным валютным фондом (МВФ), рост прямого государственного долга до 29,8 % от ВВП. С 2009 года государственный и гарантированный государством долг находится около своего критического уровня. В 2013 году ожидается его дальнейший рост до 38,5% от ВВП.[4]
С 2014 года[править | править код]
В январе 2014 госдолг составлял 73,2 млрд долл.
После Евромайдана и начала боевых действий на Донбассе положение в экономике страны осложнилось.
В ноябре 2018 года совокупный государственный долг Украины составил 74,76 млрд долларов[5].
На 30 апреля 2019 года он составил 79,82 миллиарда долларов[6]; в конце 2019 года госдолг Украины резко (на 717 млн долл.) вырос[7]
Динамика государственного долга Украины[править | править код]
Государственный долг Украины в процентах к ВВП[8]
Государственный и гарантированный государством долг Украины по данным Национального банка Украины на момент публикации за период с 1 января 2012 по 1 июля 2019 г.
Валютная структура государственного долга Украины[8]
На конец марта 2011 года государственный долг составил 56,4 млрд долл. (внутренний долг 20 млрд долл., внешний долг 36 млрд долл.)[18]
На конец июля 2009 совокупный государственный (прямой) и гарантированный государством долг Украины составляет 33,262 млрд долл. (в гривневом эквиваленте — 256 050 000 000 ₴)[19]
На начало 2009 госдолг в валютном выражении увеличился на 35,2 %, или на 8 663 000 000 долл.
Совокупный государственный долг Украины за 2008 год увеличился на 40 %, или на 7 030 000 000 долл.
По состоянию на 31 мая 2011 государственный и гарантированный государством долг Украины составил[20] 460.575.646,54 тыс. ₴ или 57.784.313,20 тыс.долл. США, в том числе: государственный и гарантированный государством внешний долг — 294.092.385,68 тыс. ₴ (63,85 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 36.897.145,23 тыс.долл. США; государственный и гарантированный государством внутренний долг — 166.483.260,86 тыс. ₴ (36,15 %) или 20.887.167,97 тыс.долл. США.
По состоянию на 31 декабря 2013 государственный и гарантированный государством долг Украины составил 584.114.108,55 тыс. ₴ или 73.078.207,00 тыс.долл. США, в том числе: государственный и гарантированный государством внешний долг — 300.025.383,08 тыс. ₴ (51,36 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 37.536.016,90 тыс. Долл. США; государственный и гарантированный государством внутренний долг — 284.088.725,47 тыс. ₴ (48,64 %) или 35.542.190,10 тыс. долл. США;[21] государственный и гарантированный государством внутренний долг — 284.088.725,47 тыс. ₴ (48,64 %) или 35.542.190,10 тыс. долл. США.
Государственный долг Украины составил 479.975.715,78 тыс. ₴ (82,17 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 60.049.507,79 тыс. Долл. США.
Государственный внешний долг составлял 223.016.140,12 тыс. ₴ (38,18 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 27.901.431,27 тыс. Долл. США. Государственный внутренний долг составлял 256.959.575,66 тыс. ₴ (43,99 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 32.148.076,52 тыс.долл. США.
Гарантированный государством долг Украины составлял 104.138.392,78 тыс. ₴ (17,83 %) или 13.028.699,21 тыс. Долл. США, в том числе: гарантированный внешний долг −77.009.242,97 тыс. ₴ (13,18 %) или 9.634.585,63 тыс. Долл. США;гарантированный внутренний долг — 27.129.149,81 тыс. ₴ (4,64 %) или 3.394.113,58 тыс. долл. США.
По состоянию на 31 января 2014[22]государственный и гарантированный государством долг Украины составил 585.298.486,95 тыс. ₴ или 73.226.383,96 тыс.долл. США, в том числе: государственный и гарантированный государством внешний долг — 298.581.267,09 тыс. ₴ (51,01 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 37.355.344,31 тыс.долл. США; государственный и гарантированный государством внутренний долг — 286.717.219,87 тыс. ₴ (48,99 %) или 35.871.039,64 тыс.долл. США.
Государственный долг Украины составил ‘480.132.569,60 тыс. ₴ (82,03 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или’ 60.069.131,69 тыс.долл. США.
Государственный внешний долг составил 222.421.988,07 тыс. ₴ (38,00 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 27.827.097,22 тыс.долл. США.
Государственный внутренний долг составил 257.710.581,53 тыс. ₴ (44,03 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 32.242.034,47 тыс.долл. США.
Гарантированный государством долг Украины составлял 105.165.917,36 тыс. ₴ (17,97 %) или 13.157.252,27 тыс.долл. США, в том числе: гарантированный внешний долг — 76.159.279,01 тыс. ₴ (13,01 %) или 9.528.247,09 тыс.долл. США;
гарантированный внутренний долг — 29.006.638
По состоянию на 31 июля 2014[23]государственный и гарантированный государством долг Украины составлял 837.445.559,16 тыс. ₴ или 69.226.121,44 тыс.долл. США, в том числе: государственный и гарантированный государством внешний долг — 492.883.903,54 тыс. ₴ (58,86 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 40.743.473,52 тыс.долл. США;
государственный и гарантированный государством внутренний долг — 344.561.655,62 тыс. ₴ (41,14 %) или 28.482.647,92 тыс.долл. США.
Государственный долг Украины составил ‘686.804.516,03 тыс. ₴ (82,01 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или’ 56.773.616,28 тыс.долл. США.
Государственный внешний долг составил 373.912.675,98 тыс. ₴ (44,65 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 30.908.903,91 тыс.долл. США.
Государственный внутренний долг составил 312.891.840,06 тыс. ₴ (37,36 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 25.864.712,38 тыс.долл. США.
Гарантированный государством долг Украины составил 150.641.043,13 тыс. ₴ (17,99 %) или 12.452.505,16 тыс.долл. США, в том числе: гарантированный внешний долг — 118.971.227,57 тыс. ₴ (14,21 %) или 9.834.569,61 тыс.долл. США; гарантированный внутренний долг — 31.669.815,56 тыс. ₴ (3,78 %) или 2.617.935,55 тыс.долл. США.
Безопасный уровень долга[править | править код]
Динамика долга относительно ВВП (построено автором на основе данных Минфина[24] и зтой публикации)
Безопасный уровень долга — это такой уровень, при котором государство может 1) своевременно и в полном объёме выполнять свои долговые обязательства без помощи международных финансовых организаций (или других субъектов), без проведения реструктуризации этих обязательств или объявления дефолта, а также 2) осуществлять государственные заимствования на рынках капитала по приемлемым процентным ставкам.
Согласно украинским и иностранным исследованиям, экономически безопасный уровень государственного и гарантированного государством долга для Украины сейчас составляет около 35% от ВВП.[25][26][27]
Такой вывод базируется на статистике наступления дефолтов в странах с формирующимися рынками, (исследовано МВФ)[26] и на собственном опыте Украины, которая уже дважды была не в состоянии самостоятельно выполнять свои долговые обязательства при их приближении к уровню 30-35 % по отношению к ВВП[28]
в частности, в конце 1990-х годов (что привело к нескольким реструктуризаций внутреннего государственного долга и реструктуризации внешнего государственного долга) и в конце 2000-х годов (что привело к обращению за помощью в международных финансовых организаций (сумма которой была второй по величине в мире после помощи МВФ для Венгрии).
См. также[править | править код]
- Золотовалютные резервы НБУ
- Список стран по государственному долгу
- Список стран по будущему государственному долгу в процентах от ВВП
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Про державний внутрішній борг України | від 16.09.1992 № 2604-XII (укр.)
- Государственный долг Украины — Колено И.В., ДонНУЭТ
- Кравчук О. Історія формування боргової залежності України // Спільне. — 30.04.2015. (укр.)
Источник