С 14 апреля вступают в силу новые требования к валютным операциям и станет больше поводов для штрафов. Изменения касаются тех, кто сам является резидентом и дает в долг нерезидентам.
Теперь всем нужно указывать в договоре срок возврата займа. А если деньги не возвращают вовремя, могут оштрафовать того, кто дал в долг (но не всех).
С 14 мая появятся новые штрафы для должностных лиц. Директор компании, которая работает с нерезидентами, может потерять до 30 тысяч рублей из-за одного нарушения. Уже сейчас штрафы для компании или ИП составляют до 100% от суммы займа. Обычных людей штрафы не касаются, но срок все равно надо указать.
Что такое репатриация?
Репатриация средств — это возврат денег из других государств в Россию. Под разными законными и незаконными предлогами деньги граждан РФ иногда выводятся за границу. А назад по каким-то причинам не возвращаются. Государство не всегда могло это проконтролировать. Например, за внешнеторговыми сделками банки следили по паспортам сделки, но были нюансы, из-за которых не получалось полноценно контролировать договоры займа с нерезидентами.
Екатерина Мирошкина
экономист
Государство беспокоится о репатриации и вводит требования, которые заставят возвращать выведенный капитал.
Как было раньше?
Есть закон о валютном регулировании и контроле. Если какая-то компания заключает внешнеторговый контракт, то вести расчеты она будет по правилам, которые установил закон.
Например, все валютные контракты подлежат учету — раньше для них оформляли паспорт сделки, а с 1 марта контракты от 3 млн рублей для импорта и кредитов и от 6 млн рублей для экспорта ставят на учет (сумма должна быть равна или эквивалентна в любой валюте). По валютным контрактам важно соблюдать сроки поставок и расчетов. За этим следит отдел валютного контроля банка.
Раньше контроль сроков возврата денег касался только внешнеторговых сделок, когда предметом договора является поставка товара или оказание услуг. За нарушения срока расчетов за товары и услуги могли оштрафовать.
Но сроки по договорам займа с нерезидентами банк не контролировал, а за их нарушение не штрафовали.
Новые требования по договорам займа с нерезидентами
С 14 апреля 2018 года появилось новое требование по репатриации средств, которые перечислены нерезидентам. Вот главное:
- В договоре займа с нерезидентом обязательно должен быть указан срок возврата. Если срока нет, банк не примет договор на обслуживание и не проведет операцию.
- Заемщик-нерезидент должен вернуть деньги в установленный срок. Теперь банки будут это проверять. Если деньги не вернутся в срок, банк об этом узнает и должен будет сообщить в ЦБ.
- Валюта договора займа значения не имеет. Вы можете дать в долг в долларах или рублях.
Какие будут штрафы
За нарушение валютного законодательства штрафуют по ст. 15.25 КоАП. Пока в эту статью просто добавили нарушение сроков возврата денег по договору займа. Эта норма уже работает.
Если кто-то дал в долг нерезиденту, а тот не вернул деньги вовремя, заимодавцу могут начислить такие варианты штрафов:
- 1/150 ключевой ставки ЦБ за каждый день просрочки.
- От ¾ до одного размера незачисленной суммы.
Штраф может быть один, а могут применить оба сразу. Штрафы выписывает не банк. Он не имеет отношения к санкциям для клиентов и в свою пользу ничего не получает. Обязанность банка — проконтролировать, как клиент выполняет требования закона, и помочь ему правильно оформить документы.
С 14 мая 2018 года появится штраф для должностных лиц компаний, которые нарушили валютное законодательство: минимум 20 тысяч рублей. До мая за нарушения правил репатриации выручки и займов их не штрафуют. Но штрафы для ИП и компаний есть уже сейчас.
Для обычных граждан штрафов за нарушение сроков возврата займа не будет ни сейчас, ни в мае. Но им тоже нужно указывать срок в договоре, иначе банк не одобрит платеж.
Когда не нужно возвращать деньги в уполномоченный банк
Для репатриации средств по договору займа есть исключения, когда возвращать деньги в уполномоченный банк необязательно.
Список таких исключений был и раньше, но теперь он действует для договоров займа и его расширили. Например, сначала вы дали в долг нерезиденту, а потом он дал вам в долг и перевел деньги на счет в уполномоченном банке. У вас появились встречные обязательства, вы их зачли друг другу — и, хотя формально ваш заем не возвращен, нарушения нет.
Если оформлена и получена страховка от невозврата денег по договору займа, претензий к резиденту тоже не будет.
Если договор займа уже действует
Требования о возврате долгов нужно соблюдать только по новым договорам займа с нерезидентами — по тем, которые будут заключены с 14 апреля.
Для уже действующих договоров новые требования не работают. Если вы полгода назад заключали договор займа, не указывали там срок и вам не возвращают долг, штрафов не будет.
Но если изменятся существенные условия этого договора, придется указывать и соблюдать сроки возврата. Сумма договора займа — это существенное условие. А порядок и срок возврата денег — нет.
Источник
от 10.09.2001 <*> и Инструкции Банка России
«О порядке учета уполномоченными банками валютных
операций резидентов, связанных с получением
от нерезидентов кредитов и займов
в иностранной валюте и предоставлением
нерезидентам займов в иностранной
валюте» N 101-И от 10.09.2001 <**>
———————————
<*> Далее по тексту — Указание N 1030-У.
<**> Далее по тексту — Инструкция N 101-И.
1. Вправе ли уполномоченный банк зачислять на валютный счет юридического лица — резидента кредит (заем) в иностранной валюте, поступивший от нерезидента — третьего лица, не являющегося стороной по договору? Вправе ли уполномоченный банк осуществлять списание иностранной валюты с валютного счета юридического лица — резидента в счет возврата кредита (займа) в пользу нерезидента — третьего лица, не являющегося стороной по договору?
Пункты 1.1 и 1.4 Указания N 1030-У не содержат ограничений по субъектному составу нерезидентов, от которых поступает иностранная валюта в качестве кредитов (займов), предоставленных юридическим лицам — резидентам на срок более 180 дней, а также в пользу которых осуществляется возврат указанного кредита (займа).
На основании пункта 1.1 Указания N 1030-У на счет юридического лица — резидента может быть зачислен кредит (заем), предоставленный на срок более 180 дней, поступивший как от нерезидента, являющегося стороной по договору, так и от нерезидента — третьего лица.
Списание денежных средств в иностранной валюте с валютного счета юридического лица — резидента в счет исполнения обязательств по Кредитному договору на основании пункта 1.4 Указания N 1030-У также возможно в пользу третьего лица — нерезидента, не являющегося стороной по договору.
2. Возможно ли списание иностранной валюты в рамках Указания N 1030-У со счетов физических лиц — резидентов, являющихся третьими лицами, в счет возврата кредита (займа), предоставленного нерезидентом на срок свыше 180 дней?
Указание N 1030-У устанавливает порядок проведения валютных операций, связанных с получением юридическими лицами — резидентами кредитов и займов в иностранной валюте, предоставляемых нерезидентами на срок более 180 дней, и не распространяется на валютные операции, связанные с получением кредитов и займов физическими лицами — резидентами.
На валютные операции, связанные со списанием с банковского счета физического лица — резидента иностранной валюты в счет возврата кредита (займа), предоставленного нерезидентом на срок более 180 дней, уведомительный порядок проведения валютных операций, установленный Указанием N 1030-У, не распространяется.
3. Каким образом осуществляется учет валютных операций в соответствии с Инструкцией N 101-И при погашении через счета третьих лиц кредита (займа), предоставленного нерезидентом резиденту?
В соответствии с Инструкцией N 101-И учет валютных операций при погашении кредита (займа) через счета третьих лиц (как резидентов, так и нерезидентов) осуществляется Банком заемщика на основании представленной клиентом Справки о состоянии задолженности по кредитному договору.
При погашении через счета третьих лиц кредита (займа), предоставленного нерезидентом резиденту, Сведения о договоре, дополнения к Сведениям о договоре (Приложение 2 к Инструкции N 101-И) оформляются заемщиком. Третьи лица — резиденты, осуществляющие погашение кредита (займа), Сведения о договоре (дополнения к Сведениям о договоре) не оформляют. Учет валютных операций осуществляется на основании данных, которые были представлены заемщиком в Банк заемщика.
4. Какие документы необходимо требовать уполномоченному банку от заемщика — резидента для правильного учета валютных операций, подпадающих под действие Инструкции N 101-И, связанных с исполнением обязательств по возврату кредита (займа) со счетов третьих лиц?
В случаях полного или частичного исполнения третьими лицами обязательств заемщика — резидента по возврату кредита (займа) заемщик составляет и представляет в Банк заемщика (заимодавца) Справку о состоянии задолженности по Кредитному договору в порядке, предусмотренном пунктом 2.5 Инструкции N 101-И (с указанием кода основания прекращения или изменения обязательств по Кредитному договору — «10»).
При полном погашении третьими лицами задолженности заемщика по Кредитному договору заемщик представляет в Банк заемщика (заимодавца) заявление на закрытие Сведений о договоре и досье по Кредитному договору (подпункт 2.7.2 Инструкции N 101-И).
При необходимости Банк заемщика запрашивает дополнительную информацию, подтверждающую или уточняющую представленные заемщиком данные о сумме задолженности по основному долгу, в порядке, предусмотренном подпунктом 3.6.3.1 Инструкции N 101-И. В качестве такой информации заемщик может представить в Банк заемщика документы, подтверждающие погашение третьим лицом задолженности по Кредитному договору.
5. Каковы действия уполномоченного банка при учете состояния задолженности клиента по Кредитному договору при представлении информации о проведении операций, указанных в Приложении 7 к Инструкции N 101-И?
При указании клиентом в графе 2 Справки о состоянии задолженности по Кредитному договору кода основания прекращения (изменения) обязательств по Кредитному договору в соответствии с Приложением 7 к Инструкции N 101-И Банк заемщика (заимодавца) учитывает состояние задолженности на основании информации клиента, независимо от наличия или отсутствия информации о нарушении клиентом валютного законодательства при проведении операций, указанных в Приложении 7 к Инструкции N 101-И.
6. В какой графе пункта 10 Сведений о договоре (Приложение 2 к Инструкции N 101-И) необходимо отражать информацию о штрафных санкциях, начисляемых в процентах на просроченные платежи в погашение основного долга?
В соответствии с порядком заполнения пункта 10 Сведений о договоре предусмотренные Кредитным договором штрафные санкции, начисляемые в процентах на просроченные платежи в погашение основного долга, подлежат отражению в графе 6 пункта 10 в составе прочих (дополнительных) платежей, независимо от периода, за который они начисляются.
7. Какая дата должна указываться в графе 2 пункта 14 Сведений о договоре (Приложение 2 к Инструкции N 101-И) при зачислении средств в иностранной валюте на счет клиента: дата зачисления на транзитный валютный счет или на текущий валютный счет?
В соответствии с абзацем 2 пункта 1.1 Инструкции N 101-И под «счетом» понимаются счета в иностранной валюте, открытые уполномоченными банками резидентам на основании договора банковского счета, включая счета, открываемые в соответствии с требованиями валютного законодательства Российской Федерации. Таким образом, понятие «счет», используемое в Инструкции N 101-И, распространяется на любой валютный счет клиента, в том числе транзитный валютный счет.
В связи с этим при поступлении по Кредитному договору средств в иностранной валюте в пользу клиента — юридического лица в графе 2 пункта 14 Сведений о договоре указывается дата первого зачисления иностранной валюты на его счет, которым в данном случае в соответствии с валютным законодательством является транзитный валютный счет клиента.
Источник
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 10 сентября 2001 г. N 1030-У
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ,
СВЯЗАННЫХ С ПОЛУЧЕНИЕМ И ВОЗВРАТОМ ЮРИДИЧЕСКИМИ
ЛИЦАМИ — РЕЗИДЕНТАМИ КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ В ИНОСТРАННОЙ
ВАЛЮТЕ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ НЕРЕЗИДЕНТАМИ НА СРОК БОЛЕЕ
180 ДНЕЙ, И ОБ ОТМЕНЕ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ БАНКА РОССИИ
На основании статьи 9 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» Центральный банк Российской Федерации устанавливает уведомительный порядок проведения валютных операций, связанных с получением юридическими лицами — резидентами кредитов и займов в иностранной валюте, предоставляемых нерезидентами на срок более 180 дней, и исполнением обязательств по возврату указанных кредитов (займов).
Действие разрешений ЦБ РФ на проведение валютных операций по кредитным договорам (договорам займа), указанным в пункте 1 данного документа, а также документов о регистрации этих валютных операций прекращается. Указанные валютные операции проводятся юридическими лицами — резидентами без ограничений, при представлении предусмотренных нормативными актами Банка России документов (Указание ЦБ РФ от 14.02.2002 N 1110-У).
1. Без ограничений при представлении предусмотренных нормативными актами Банка России документов осуществляются следующие валютные операции, связанные с движением капитала.
1.1. Зачисление иностранной валюты на банковские счета юридических лиц — резидентов в уполномоченных банках, поступающей от нерезидентов в качестве кредитов (займов) по кредитным договорам (договорам займа), заключенным между юридическими лицами — резидентами и нерезидентами.
1.2. Зачисление иностранной валюты на банковские счета юридических лиц — резидентов в уполномоченных банках, поступающей от нерезидентов в счет исполнения их обязательств по кредитным договорам, заключенным между юридическими лицами — резидентами и нерезидентами, за исключением операций, предусмотренных п. 1.1 настоящего Указания.
1.3. Зачисление иностранной валюты на банковские счета юридических лиц — резидентов в уполномоченных банках, поступающей от нерезидентов в счет исполнения обязательств по договорам об обеспечении исполнения кредитных договоров, заключенных между юридическими лицами — резидентами и нерезидентами.
1.4. Списание в пользу нерезидентов иностранной валюты с банковских счетов юридических лиц — резидентов в уполномоченных банках, в том числе с банковских счетов третьих лиц, в счет возврата кредитов (займов), предоставленных нерезидентами в иностранной валюте по кредитным договорам (договорам займа), заключенным между юридическими лицами — резидентами и нерезидентами.
1.5. Списание в пользу нерезидентов иностранной валюты с банковских счетов юридических лиц — резидентов в уполномоченных банках, в том числе с банковских счетов третьих лиц, в счет исполнения их обязательств (штрафы, неустойки, комиссии, возмещение расходов, иные обязательства) по кредитным договорам (договорам займа), заключенным между юридическими лицами — резидентами и нерезидентами.
1.6. Списание в пользу нерезидентов иностранной валюты с банковских счетов юридических лиц — резидентов в уполномоченных банках в счет исполнения их обязательств по договорам об обеспечении исполнения кредитных договоров (договоров займа), заключенных между юридическими лицами — резидентами и нерезидентами.
2. Действие настоящего Указания не распространяется на следующие валютные операции.
2.1. Валютные операции, связанные с получением и возвратом кредитов (займов) посредством выпуска, размещения и погашения ценных бумаг (долговых обязательств), выраженных в иностранной валюте.
2.2. Валютные операции, связанные с получением и возвратом кредитов (займов) уполномоченными банками.
2.3. Валютные операции, связанные с получением и возвратом кредитов (займов), не предусматривающие зачисление получаемой от нерезидента в качестве кредитов (займов) иностранной валюты на банковские счета юридических лиц — резидентов в уполномоченных банках.
3. Учет и отчетность по валютным операциям, связанным с получением и возвратом юридическими лицами — резидентами кредитов и займов в иностранной валюте, предоставляемых нерезидентами, осуществляется в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
О порядке учета уполномоченными банками валютных операций резидентов, связанных с получением от нерезидентов кредитов и займов в иностранной валюте и предоставлением нерезидентам займов в иностранной валюте, см. Инструкцию ЦБ РФ от 10.09.2001 N 101-И.
4. Признать утратившими силу с момента вступления в силу настоящего Указания следующие нормативные акты Банка России.
4.1. Положение Банка России «О порядке привлечения и погашения резидентами Российской Федерации финансовых кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов на срок свыше 180 дней» N 527 от 06.10.97 («Вестник Банка России» от 05.11.97 N 71-72).
4.2. Указание Банка России «О временном приостановлении действия пункта 1.3.4 Положения Центрального банка Российской Федерации «О порядке привлечения и погашения резидентами Российской Федерации финансовых кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов на срок свыше 180 дней» от 06.10.97 N 527″ N 56-У от 05.12.97 («Вестник Банка России» от 11.12.97 N 83).
4.3. Указание Банка России «О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России «О порядке привлечения и погашения резидентами Российской Федерации финансовых кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов на срок свыше 180 дней» N 527 от 06.10.97″ N 504-У от 01.03.99 («Вестник Банка России» от 11.03.99 N 15).
5. Внести в Положение Банка России «О выдаче территориальными учреждениями Центрального банка Российской Федерации разрешений юридическим лицам — резидентам на осуществление отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала» N 129-П от 21.12.2000 («Вестник Банка России» от 27.12.2000 N 70), далее — Положение N 129-П, следующие изменения и дополнения.
5.1. Пункт 1.2 изложить в следующей редакции:
«1.2. Настоящее Положение не распространяется на операции, порядок осуществления которых установлен иными нормативными актами Центрального банка Российской Федерации».
5.2. Признать утратившим силу п. 8.2 Положения N 129-П.
5.3. Признать утратившим силу п. 3 Приложения 1 к Положению N 129-П.
5.4. Признать утратившим силу п. 3 Приложения 4 к Положению N 129-П.
6. Настоящее Указание подлежит опубликованию в «Вестнике Банка России» и вступает в силу с 1 октября 2001 года.
Председатель Центрального банка
Российской Федерации
В.В.ГЕРАЩЕНКО
Источник
Напомним, что получение резидентами займов и кредитов в иностранной валюте на срок более 180 дней, а также погашение таких займов и кредитов относятся к валютным операциям, связанным с движением капитала (п. 10 ст. 1 Закона РФ от 09.10.92 ? 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»; в редакции от 08.08.01). Все валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются в порядке, устанавливаемом Банком России (п. 2 ст. 6 закона о валютном регулировании и валютном контроле).Как было раньшеРанее порядок привлечения и погашения резидентами займов и кредитов в иностранной валюте на срок более 180 дней был установлен Положением Банка России от 06.10.97 ?527 (далее — Положение). Согласно Положению, такие валютные операции можно было осуществлять или в регистрационном, или в разрешительном порядке.
Критерии для определения, в каком порядке должна быть проведена операция (регистрационном или разрешительном), были установлены тем же Положением (например, для регистрационного порядка обЪем кредита не должен был превышать 100 млн долларов США). Решение, в каком порядке должна быть проведена операция, принимал уполномоченный банк (банк, у которого есть лицензия Банка России на проведение валютных операций).
При регистрационном порядке привлечения кредитов для проведения кредитной операции заемщику достаточно было представить в уполномоченный банк (филиал) документы, установленные Положением. А регистрацию кредитных операций проводили территориальные учреждения Банка России — главные управления (национальные банки) Банка России, а также ОПЕРУ-2 Банка России.
Разрешительный порядок означал, что для проведения валютной операции необходимо было получить разрешение Банка России на проведение такой операции. В разрешительном порядке проводились все операции, которые не подпадали под критерии операции, проводимых в регистрационном порядке.
Теперь в связи с принятием комментируемого документа Положение утратило силу с 1 октября 2001 года.
Кроме того, комментируемое указание внесло изменения в Положение Банка России от 21.12.2000 ? 129-П «О выдаче территориальными учреждениями Центрального банка Российской Федерации разрешения юридическим лицам — резидентам на осуществление отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала» (далее — Положение ? 129-П). До 1 октября 2001 года порядок выдачи разрешений территориальными учреждениями Банка России распространялся на получение и погашение резидентами финансовых займов и кредитов в иностранной валюте на срок более 180 дней. А с 1 октября 2001 года Положение ? 129-П не действует в отношении этих операций.Что будет сейчасИтак, с 1 октября 2001 года можно без ограничений — но при представлении документов, предусмотренных нормативными актами Банка России — осуществлять некоторые из этих операций.
Сразу же вызывает вопрос формулировка «документы, предусмотренные нормативными актами Банка России». Заметим, что все нормативные акты Банка России, которые устанавливали документы, необходимые для совершения этих операций, с 1 октября 2001 года утратили силу — в связи с изданием комментируемого указания. И сейчас других нормативных актов Банка России нет. Комментируемое указание также не установило перечня этих документов. Скорее всего следует ожидать, что Банк России издаст еще один нормативный акт — с перечнем документов, которые надо будет представлять для совершения нижеперечисленых операций.
Итак, с 1 октября 2001 года без ограничений можно будет совершать следующие операции, связанные с движением капитала:
— зачисление иностранной валюты на банковские счета юридических лиц — резидентов в уполномоченных банках, поступающей от нерезидентов в качестве кредитов (займов) по кредитным договорам и договорам займа между резидентом и нерезидентом, в счет исполнения обязательств нерезидентов по кредитным договорам;
— зачисление иностранной валюты на банковские счета юридических лиц — резидентов в уполномоченных банках, поступающей от нерезидентов в счет исполнения обязательств по договорам об обеспечении исполнения кредитных договоров, заключенных между резидентом и нерезидентом;
— списание в пользу нерезидентов иностранной валюты с банковских счетов юридических лиц — резидентов в уполномоченных банках, в том числе с банковских счетов третьих лиц, в счет возврата кредитов (займов), предоставленных нерезидентами в иностранной валюте, исполнения обязательств резидентов (штрафы, неустойки, комиссии, возмещение расходов, иные обязательства) по кредитным договорам (договорам займа) между резидентами и нерезидентами;
— списание в пользу нерезидентов иностранной валюты с банковских счетов юридических лиц — резидентов в уполномоченных банках в счет исполнения их обязательств по договорам об обеспечении исполнения кредитных договоров (договоров займа) между резидентами и нерезидентами.
Однако есть операции, на которые комментируемый документ не будет распространяться. Это следующие:
— валютные операции, связанные с получением и возвратом кредитов (займов) посредством выпуска, размещения и погашения ценных бумаг (долговых обязательств), выраженных в иностранной валюте;
— валютные операции, связанные с получением и возвратом кредитов (займов) уполномоченными банками;
— валютные операции, связанные с получением и возвратом кредитов (займов), не предусматривающие зачисления получаемой от нерезидента в качестве кредитов (займов) иностранной валюты на банковские счета юридических лиц — резидентов в уполномоченных банках.
Заметим, что для операций, не подпадающих под действие комментируемого указания, нет отдельно установленного порядка совершения. Так что скорее всего надо будет ожидать принятия еще одного нормативного акта Банка России, посвященного этим операциям.
Ежемесячный журнал
для руководителей
малых предприятий
Источник