В условиях рынка социально-экономическое развитие муниципальных образований во многом должно зависеть не от центра и не от региональных властей, а от собственных ресурсов муниципальных образований. Рост экономической самостоятельности муниципальных образований дает возможность для проявления большей инициативы органам местного самоуправления, хотя при этом и возлагает на них бо́льшую ответственность за проводимую на территории муниципального образования экономическую политику. Одно из направлений решения проблемы дефицита местных бюджетов, реализации местных инвестиционных программ, ослабления зависимости муниципального образования от дотаций федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ – выпуск муниципальных займов. Муниципальный заем – это привлечение финансовых ресурсов органами местного самоуправления в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели с помощью долговых цепных бумаг. Муниципальный заем, таким образом, осуществляется посредством выпуска и продажи муниципальных ценных бумаг, как правило облигаций, в которых содержится обязательство муниципального образования через определенный срок, при наступлении определенного условия (или без этого) выплатить определенную денежную сумму или предоставить какое-либо материальное благо.
Путем эмиссии (выпуска) таких ценных бумаг органы местного самоуправления привлекают дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы для временного наполнения местного бюджета недостающими средствами, для кредитования различных муниципальных программ и т.п. Следует отметить, что извлечение прибыли обычно не является целью муниципального займа. Нельзя не отметить, что в современной России такой способ пополнения местного бюджета, как муниципальный заем, до сих пор находится в стадии зарождения или, точнее, возрождения, поскольку ранее, в дореволюционной России, он широко использовался в практике российских муниципалитетов (земств). С помощью муниципального займа финансовые ресурсы привлекаются на сравнительно благоприятных условиях, поскольку ставка доходности по ним обычно невысокая, а срок обращения, как правило, длительный. Местная администрация или ее специальное структурное подразделение контролирует эффективность и целевой характер использования привлеченных средств. При решении вопроса о выпуске муниципального займа наиболее важным является определение его «стоимости», т.е. того, сколько орган местного самоуправления должен будет заплатить за привлечение ресурсов (в виде процентов, например).
Цели, для которых выпускаются муниципальные займы, могут быть различными. Чаще всего к этому способу пополнения ресурсов органы местного самоуправления вынуждены прибегать ввиду временного дефицита бюджета, например в связи с необходимостью авансовых выплат сельхозпроизводителям, оплаты «северного завоза» (комплекса ежегодных государственных мероприятий по обеспечению территорий Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и Европейской части России основными жизненно важными товарами, прежде всего продовольствием и нефтепродуктами, в преддверии зимнего сезона) и т.п. Другой случай – необходимость погашения ранее размещенного муниципального займа. Достаточно часто муниципальные займы выпускаются с целью финансирования инвестиционных программ и проектов муниципального образования, например программ строительства или создания (реконструкции) транспортной сети. Практика показывает, что в муниципальных образованиях не издаются комплексные акты, регулирующие вопросы проведения муниципальных займов. Как правило, по каждому случаю, т.е. под каждый отдельный муниципальный заем, разрабатывается специальная нормативная база. Проблемы, которые могут возникнуть в данной сфере, связаны, как и в случае с муниципальным заказом, с тем фактом, что в рамках данного института вновь пересекаются публично-правовые и частноправовые функции местного самоуправления. В связи с этим велика возможность злоупотреблений и необходимость государственного контроля за действиями и решениями органов и должностных лиц местного самоуправления. Следует помнить и о том, что ответственность по своим обязательствам муниципальное образование несет всем своим имуществом, прежде всего средствами бюджета. Поэтому социальная цена неверных действий в данной области является крайне высокой, и в силу этого представляется необходимым установить механизмы не только последующего государственного контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления по привлечению муниципальных займов, но и элементы предварительного контроля, в частности, обязательность согласования займов с органами государственной власти субъектов РФ, обязательность получения заключения компетентных финансовых органов и (возможно) независимых экспертов (аудиторов).
Как представляется, наиболее существенные вопросы, касающиеся возможности привлечения муниципальных займов, должны регулироваться на уровне закона, а нс исключительно муниципального правового акта. Кроме того, возможность заимствований для муниципальных образований сейчас законодательно ограничена: муниципальные займы могут быть только внутренними. По-видимому, серьезные инвестиции могут быть привлечены в муниципальную экономику лишь при условии получения муниципальными образованиями доступа на международный рынок заимствований. Эффективность такого подхода подтверждена и международным опытом: органы местного самоуправления многих западных стран, например Франции или Нидерландов, имеют (практически ничем не ограниченное) право привлечения внешних инвестиционных займов. Но при этом органы государственной власти, безусловно, должны иметь в своем распоряжении эффективные механизмы контроля за деятельностью органов местного самоуправления в данной сфере.
В целом идущая в настоящее время реформа местного самоуправления сопровождается определенным расширением полномочий органов местного самоуправления в области управления собственностью. Такой подход объясняется тем, что органам местного самоуправления помимо собственных хозяйственных вопросов приходится решать и возложенные на них задачи, связанные с реализацией экономической политики государства. Вместе с тем органы государственной власти явно стремятся предотвратить возможность того, что ресурсы, предоставляемые органам местного самоуправления для решения вопросов государственного значения, будут использоваться ими в иных целях. Именно поэтому Федеральный закон № 131-ФЗ вводит разные по целевому назначению виды муниципального имущества и предпринимает попытку детально определить перечни муниципального имущества. Осуществление правового регулирования в указанной форме показывает, что государство не ставит перед собой задачу полного поглощения местного самоуправления, его подчинения государственным нуждам. У органов местного самоуправления остается достаточное количество ресурсов и возможностей для решения местных хозяйственных проблем. Кроме того, такое регулирование устанавливает и определенные гарантии для органов местного самоуправления, создавая барьеры, препятствующие органам государственной власти требовать от местного самоуправления исполнения делегированных государственных полномочий за счет муниципальных ресурсов.
Предельные объемы выпуска муниципальных ценных бумаг определены в ст. 114 БК РФ. Порядок возникновения в результате осуществления эмиссии муниципальных ценных бумаг и исполнения обязательств муниципальных образований, процедура эмиссии муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения, порядок раскрытия информации эмитентами муниципальных ценных бумаг, правовые основы муниципального образования в отношениях, возникающих в результате осуществления эмиссии муниципальных ценных бумаг, определяются нормами гл. 7 части первой ГК РФ и Федерального закона от 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
Вопросы раскрытия информации о муниципальных ценных бумагах, содержащейся в решении о выпуске муниципальных ценных бумаг и в отчете об итогах эмиссии этих ценных бумаг, урегулированы приказом Минфина России от 06.04.2001 № 30н «Об утверждении стандартов раскрытия информации о ценных бумагах субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумагах, содержащейся в решении о выпуске ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг и в отчете об итогах эмиссии этих ценных бумаг, формы заявления о государственной регистрации акта, содержащего условия эмиссии ценных бумаг, и формы представления отчета об итогах эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг».
Источник
Органы государственной власти, расположенные в конкретных субъектах Российской Федерации обязаны вести самостоятельную экономическую политику, направленную на обеспечение нормального уровня жизни населения в регионе и на свое самообеспечение.
В связи с постоянной нехваткой средств и дефицитом бюджета все чаще возникают вопросы, связанные с привлечением капиталов. Одним из способов пополнения регионального бюджета являются муниципальные займы.
Что это такое
Муниципальные займы как инструмент инвестиционной политики представляют собой способ привлечения заемных средств, которые впоследствии будут направлены в местный бюджет, внебюджетный фонд или на определенные ранее цели (например, строительство автодороги).
Муниципальные займы могут быть в форме:
- эмиссии ценных бумаг;
- ссуды.
Денежные средства привлекаются путем выпуска ценных бумаг, которые впоследствии распространяются среди физических и юридических лиц. Наиболее предпочтительной формой ценных бумаг считаются облигации.
Облигация – это разновидность ценной бумаги, в которой закреплено право держателя (владельца облигации или в данном случае займодавца) получить в указанный срок всю номинальную стоимость бумаги и зафиксированный при эмиссии (выпуске) процент.
Другим видом муниципального займа является ссуда. Как правило, ссуда берется местными органами управления в одном из крупнейших банков своего региона.
Однако за пользование ссудой банками начисляются большие проценты. С точки зрения экономии на оформление и обслуживание, муниципальные займы выгоднее получать путем выпуска облигаций.
Основные цели муниципального заимствования определяются как:
- увеличение бюджетных средств;
- погашение обязательств по ранее полученным займам;
- сглаживание сильных колебаний бюджетных средств, вызванных сезонными поступлениями налогов;
- финансирование разработанных местными властями программ;
- поддержка предприятий, имеющих большое значение для развития и жизнедеятельности региона.
Кто является заимодавцем
Займодавец – это лицо, представляющее заемщику определенную сумму денежных средств на оговоренных ранее условиях.
В качестве займодавца муниципального займа могут выступать:
- физические лица;
- юридические лица;
- коммерческие организации.
Причем абсолютно неважно является ли то или иное лицо резидентом Российской Федерации. Муниципальные ценные бумаги могут распространяться и среди иностранных граждан и компаний.
Кто может быть заемщиком
В качестве заемщика по муниципальному займу является лицо, выпустившее ценные бумаги или получившее ссуду. Заемщиками могут быть и правительство субъекта РФ в целом и определенная организация, работающая в составе местных органов управления, например, департамент финансов.
Получение муниципального займа проходит по следующей схеме:
- эмитентом определяется количество необходимых для привлечения средств, в соответствии, с чем выпускается определенное количество ценных бумаг;
- выпущенные бумаги передаются генеральному агенту (в качестве генерального объекта может выступать банк или иная инвестиционная компания) для реализации;
- генеральный агент, опираясь на полученные полномочия, распространяет ценные бумаги, заключая от имени эмитента соответствующие договора.
Генеральный агент выступает и в роли контролирующей организации.
Классификация
Поскольку муниципальные займы относятся к государственным займам, то и их классификация незначительно различается.
Муниципальные займы можно поделить по следующим признакам:
- в зависимости от срока займа различают краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1 – 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет) обязательства;
- по валюте заимствования выделяют внутренние (выраженные в валюте государства) и внешние (выраженные в валюте иностранного государства) займы. В большинстве случаев муниципальный заем является внутренним;
- муниципальные займы могут быть рыночными (то есть свободно обращающими на фондовом рынке) и нерыночными;
- по дополнительному обеспечению займы можно разделить на залоговые (имеющие обеспечение) и беззалоговые (не имеющие конкретного обеспечения);
- не последнюю роль в классификации муниципальных займов играет характер доходности ценной бумаги.
В связи с этим фактором выделяют:
- выигрышные займы, то есть доходность займа определяется результатами проводимого розыгрыша;
- процентными, то есть предполагающими выплату определенной суммы;
- смешанными или процентно-выигрышными. Доходность займа состоит из двух частей. Одна часть является фиксированной, а другая зависит от розыгрыша;
- беспроигрышными, то есть имеющим гарантии, что в результате одного из розыгрышей займодавец обязательно получит доход;
- беспроцентными или целевыми, то есть выплатой по займу являются не деньги, а определенное ранее имущество.
Однако в современной экономике есть и другая классификация муниципальных займов, основанная на целях выпуска ценных бумаг.
В соответствии с этим все муниципальные займы делятся на:
- займы ликвидности, направленные на сглаживание неравномерности поступающих в бюджет налогов. Срок таких займов в среднем составляет 2 – 3 месяца;
- займы стабилизации, призванные зашить бюджет от образовавшегося дефицита. Срок займа составляет не более 1 года;
- займы развития, направляемые на развитие инфраструктуры региона. Иначе такие займы называются инвестиционными и получаются органами местной власти на срок, превышающий 1 год.
Гарантии
При выпуске ценных бумаг, после распространения, которых местные органы власти получат муниципальный заем, необходимо предусмотреть из каких средств задолженность будет погашена. Иными словами каждый муниципальный займ должен иметь гарантии возвратности.
Все гарантии платежеспособности органов местного управления, в зависимости от видов дохода можно условно разделить на следующие категории:
- средства, выделенные из бюджета региона или иного внебюджетного фонда, принадлежащего местным управленческим органам;
- средства, состоящие из какого-либо имущества эмитента или принадлежащих ему имущественных прав;
К такому виду гарантии возвратности можно отнести здания и земельные участки, принадлежащие органам местной власти; товарные или сырьевые активы, находящиеся в распоряжении эмитента; объекты, на строительство которых были потрачены полученные заемные средства и так далее.
- средства из резервных фондов, созданных специально для обеспечения возврата задолженности. Размер таких фондов может покрывать часть полученного займа или всю сумму займа целиком.
Гарантами возврата задолженности могут выступать любые юридические организации.
На практике часто встречается, что гарантами являются крупнейшие в регионе банки или само правительство региона. Этот фактор является главным при выборе способа инвестирования займодавцем. Ни что не может быть более стабильным и иметь постоянный доход как органы власти.
В большинстве случаев в современной экономической ситуации все займы выпускаются с несколькими гарантиями, обеспечивающими своевременное погашение задолженности. В связи с этим муниципальные займы получили название – комбинированные.
Внутренние заимствования
Внутренние муниципальные заимствования осуществляются на основе разработанных в конкретном регионе программ, которые можно реализовать в наступающем отчетном периоде (как правило, берется 1 год).
Все программы, до вступления их в стадию реализации, утверждаются главой администрации местного органа власти.
В соответствии с этими документами регламентируется размер внутренних заимствований, сроки, на которые могут быть привлечены средства и гарантии, покрывающие привлеченные деньги.
Внутренние муниципальные займы могут быть направлены на погашение дефицита местного бюджета и на осуществление имеющихся планов реконструкции и развития региона.
Законом утверждается, что муниципальные органы власти могут привлекать внутренние средства в размерах, которые по сумме не превышают разработанный и утвержденный бюджет региона.
Причем, расходы, связанные с выпуском и обслуживанием ценных бумаг не должны составлять более 15% предусмотренных местным бюджетом расходов.
Муниципальные облигационные займы
Одним из способов привлечения необходимых властям денежных средств является выпуск и распространение облигаций.
Ценные бумаги могут быть выпущены на:
- строительство или модернизацию определенного объекта. В этом случае предусматривается, что доходность облигации будет рассчитываться исходя из доходности объекта, на который были направлены привлеченные средства;
Причем, погашение облигации так же осуществляется из средств, вырученных за счет работы объекта. Самой распространенной формой такого облигационного заимствование считается привлечение средств инвесторов на строительство жилых домов.
Условиями выпуска облигаций может быть предусмотрено, что владелец ценной бумаги в момент наступления срока ее погашения получает не денежную сумму, а квартиру в построенном здании.
- иные цели, предусмотренные законодательством РФ. При этом может быть оговорено, что погашение задолженности будет осуществляться от результатов определенной деятельности.
В настоящее время большинство муниципальных образований привлекают в свой бюджет дополнительные средства путем выпуска облигаций. Такой способ инвестирования считается наименее затратным.
Однако существует ряд проблем, связанный со свободным обращением выпущенных ценных бумаг на рынке и как следствие ненадлежащей ликвидностью займов.
В настоящее время Правительство РФ усиленно работает над решением этой проблемы, тем самым, передавая большую часть полномочий по управлению регионом органам местного управления.
Видео: открытые уроки по финансовой грамотности — муниципальные облигации
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
- Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
- Регионы — 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник