Власти гарантируют возврат всей суммы вложения гражданина в облигации федерального займа для населения (ОФЗ-Н). Об этом, а также обо всех вопросах, связанных с новыми «народными» ценными бумагами, рассказали журналистам представители Министерства финансов России.
Что такое ОФЗ-Н?
Окончательные условия выпуска облигаций федерального займа для населения (ОФЗ-Н) в Минфине ещё дорабатываются, хотя первая их эмиссия намечена уже на середину апреля. Однако основные параметры новых ценных бумаг известны.
Новые ОФЗ — долговое обязательство государства. Номинальная стоимость одной облигации — 1000 руб. По условиям программы каждый гражданин России сможет приобрести от 30 до 15000 этих бумаг. Как и все нынешние облигации, называть их «бумагами» можно лишь условно: это не бумага, а строчка в банковском компьютере. На руках у владельца будет лишь договор с банком и выписка со счёта, как у банковского вкладчика. Раз в полгода на этот счёт будет начисляться купонный доход. Сегодня он предусмотрен в размере 8,5 % годовых и в дальнейшем будет устанавливаться приказом Минфина, причём по возрастающей. Чтобы уменьшить рыночные риски ОФЗ-Н, в финансовом ведомстве придумали запретить покупку и продажу этих облигаций на вторичном рынке, а также их приобретение юридическими лицами.
Основную сумму долга владелец облигации сможет вернуть при выкупе ценной бумаги.
«В отличие от банковского депозита государством будет обеспечен возврат всей суммы вложений без ограничений, — подчеркнул заместитель министра финансов Сергей Сторчак. — При этом предъявить облигации к погашению их владелец сможет в любой день в течение трёх лет, на которые рассчитан выпуск ОФЗ-Н». Правда, при выкупе в течение первого года владения человек только вернёт большую часть своих денег: купонный доход ему в этом случае не заплатят. Минус банковские комиссии — 1,5 % (платятся и при приобретении, и при выкупе). Такая комиссия будет взиматься при сумме вложений до 50 тыс. руб. При сумме от 50 до 300 тыс. руб. комиссия составит 1 %, свыше 300 тыс. руб. — 0,5 %.
«При выкупе в течение первого года владения условия самые невыгодные, но после года владения купонный доход сохраняется, — объяснил Константин Вышковский, директор Департамента государственного долга и государственных финансовых активов Минфина России. — При сроке вложения от 2 лет доходность будет выше, чем по банковским депозитам».
Кому и зачем это нужно?
Распространять ОФЗ-Н пока будут лишь два госбанка: «Сбербанк» и ВТБ-24. При этом каждый, кто захочет вложить деньги в «народные» облигации, будет обязан открыть два счёта в каком-либо из них.
Облигации первого выпуска можно будет приобрести в течение полугода. «Цена покупки будет связана с конъюнктурой рынка, с показателями России как заёмщика, — сообщил Константин Вышковский. — То есть за 1000 рублей номинала в одну неделю нужно будет заплатить 950 рублей, в другую — 1100. На каждую предстоящую неделю мы будем публиковать стоимость размещения этих бумаг на сайте Минфина. Чем позже гражданин приобретает ОФЗ-Н, тем больше ему придётся заплатить: к стоимости бумаги прибавляется накопленный купонный доход (НКД)».
Таким образом, готовясь вложить деньги в облигации, гражданин должен будет добавить к их цене НКД и банковскую комиссию. Налоги с купонного дохода брать не будут, но в случае приобретения ОФЗ-Н дешевле номинала казне всё-таки придется заплатить 13 % курсовой разницы.
Цель создания ОФЗ-Н — не пополнение бюджета, подчеркнул Сергей Сторчак: «20 млрд рублей — именно таким будет первый выпуск ОФЗ-Н, в дальнейшем он может составить 30-40 млрд рублей в год — эта сумма не будет заметна в бюджете. Наша цель — развитие культуры сбережений».
С этим согласны независимые эксперты. «Минфин хочет восстановить доверие населения к государству, подорванное некоторыми ошибками в финансовой политике, в том числе замораживанием пенсионных накоплений, — считает Александр Абрамов, профессор Высшей школы экономики. — Так что народные облигации — инструмент скорее политический, а не рыночный, их задача в том, чтобы привлечь внимание народа к рынку ценных бумаг».
Смотрите также:
- Народные облигации. Можно ли заработать на инвестициях в госдолг РФ? →
- Ушли в народ: чем для россиян привлекательны облигации ВТБ24? →
- С чего начинаются инвестиции: советы умному вкладчику →
Оставить
комментарий (3)
Самое интересное в соцсетях
Источник
Минфин рассматривает возможность введения принудительного займа, впервые с 1982 года.
«В свете значительных незапланированных государственных расходов, вызванных эпидемией коронавируса и введением карантинных мер, в министерстве финансов рассматривают возможность введения принудительного займа для их покрытия», — сообщают ленты информагентств. К счастью, речь пока идет об Израиле.
Здесь можно было бы подавить зевок: дескать, нас это не касается. Дело, однако, в том, что российские финансовые власти также могут пойти на такой шаг, поскольку обстановка в экономике РФ складывается тяжелая.
Цены на нефть Urals свалились в штопор, из-за карантина целые отрасли — автозаводы, шахты, предприятия сферы услуг — на грани свертывания. В результате, на кубышку ФНБ претендуют, помимо пенсионеров, буквально все — начиная от авиакомпаний и турфирм, и заканчивая нефтяными концернами. При этом капитал бежит из России как ошпаренный — с 12 по 18 марта, по данным BCS Global Markets, инвесторы вывели из российских активов рекордные $ 1,4 млрд.
Это значит, денег правительству Михаила Мишустина взять неоткуда. В такой ситуации израильский опыт может оказаться востребованным.
Механизм принудительного займа, в израильском варианте, предельно прост. Займ взимается вместе с подоходным налогом или с налогом на определенные виды сделок. Государство одалживает эти деньги на определенный срок, и под процент заметно ниже рыночного. По окончании срока заемные средства возвращаются населению с выплатой процентов. Вот и все.
Но вернемся к России. Для нас принудительные займы — тоже не новинка. Еще в конце 1920-х годов в СССР стартовал негласный принудительный займ — подписка на очередные выпуски облигаций государственных займов. В послевоенное время эта практика стала обычной частью быта советских людей. Каждого гражданина страны, исключая детей, обязывали приобретать облигации в размере, равном одному месячному окладу в год.
Чуть позже партия и правительство разрешили отдавать деньги за облигации частями — по 7−8% зарплаты в месяц. Займом эти облигации можно считать, поскольку государство обещало когда-нибудь вернуть деньги гражданам.
И вот тут-то проходит водораздел между израильскими принудительными займами и советскими. Израиль занятые у граждан деньги всегда им возвращал. СССР — возвращал крайне неохотно, десятилетия спустя.
В 1956 году долг СССР населению перевалил за 259,6 млрд. рублей. На его обслуживание стало уходить до 17 млрд руб. в год, и, по расчетам Минфина, рост этих расходов в обозримом будущем должен был сравняться с объемом средств, собираемых с населения. Проблему решили одним махом — в 1957 году власти де-факто объявили дефолт по внутреннему долгу: выплаты по облигациям прекратили. А чтобы народ не особо возмущался, по выпущенным бумагам стали проводить лотереи. Получив крупный выигрыш, можно было купить официально и легально нечто дорогое — автомобиль или дачу.
Только в 1974 году было объявлено, что государство погасит старые облигации.
Другим советским «принудительным займом» можно считать денежную реформу 1991 года. Вечером 22 января, когда закрылись все отделения Сбербанка, в программе «Время» объявили об обмене денег. С полуночи крупные купюры (50 и 100 рублей) образца 1961 года прекратили хождение. Гражданам дали три дня, чтобы обменять их на новые. Суммы обмена были ограничены 1000 рублей, а с банковского счета можно было снять 500 рублей — остальные деньги на вкладах были заморожены. В итоге, правительству удалось «нагреть» свой народ, по разным оценкам, на сумму от 1 млрд. до 7,5 млрд. рублей.
И возникает вопрос: может ли Мишустин решиться на принудительный займ сейчас? И каким путем он пойдет — израильским или советским?
— Я очень подозрительно отношусь к идее принудительного займа, — говорит президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — У нас в советское время были облигационные займы, и назад по ним люди ничего не получали. Все к этому привыкли, никто не протестовал — считалось, так надо.
После же преобразований 1990-х — фактической экспроприации вкладов в Сбербанке, и рухнувшей в 1998-м пирамиды ГКО, — население явно не готово к новым государственным внутренним займам.
На деле, сейчас принудительный займ будет выглядеть, как конфискация. К тому же непонятно, на кого он будет распространяться. Если на олигархов — есть другие методы инвентаризации средств сверхбогатых. Если на население — получится, что деньги забирают у тех, кому надо помогать. У нас, думаю, в ближайшее время до 70% граждан начнут испытывать экономические трудности, у них точно ничего не займешь.
«СП»: — Почему на такой займ идет Израиль?
— Не факт, что Израиль пойдет на это. Раньше, с 1950-х, Израиль находился в ситуации становления государства — выживания, войны со всей округой. Это означает совершенно другой уровень доверия внутри страны, и принудительные займы тогда воспринимались иначе.
На если сейчас даже в Израиле объявить принудительный займ — не уверен, что идея пройдет. Напротив, такой шаг может вызвать недоверие к власти, и отторжение гражданами финансовой системы.
В России о таком доверии вообще говорить не приходится. А если кабмин начнет подобные действия — доверия вообще не останется.
«СП»: — Внутренний займ мог бы спасти экономику России?
— Думаю, нет. Я не вижу, зачем это делать. Вообще, идея займа исходит из того, что сейчас все должны сбежаться и получить помощь. Мол, так происходит в Америке и Европе — там всем что-то раздают.
Но надо пронимать: нынешний кризис на Западе — чисто финансовый, коронаравирус тут ни при чем. Властям в США и ЕС просто необходимо раздавать — это их финансовая система грохнулась, и падение надо компенсировать. Отсюда, кстати, и колоссальные суммы помощи — из-за дисбаланса между реальным сектором и финансовым, и даже в самом финансовом секторе.
В России у кризиса совершенно другая природа: у нас нет дисбаланса, и наша финансовая система очень маленькая — просто ничтожная, по сравнению с мировой. С одной стороны, это убожество. Но в ситуации стресса это выгодно — в нашей системе, по сути, просто нечему лопаться. И дисбаланс у нас в другом: у людей нет денег.
«СП»: — Может, нам тоже надо раздать каждому гражданину по $ 1000, как в Америке?
— Можно в теории, но на это уйдет весь Фонд национального благосостояния. И тогда все сразу рухнет — государство рухнет — пусть у людей на руках останется по $ 1000. По большому счету, эти деньги никому не помогут.
«СП»: — Если не внутренний займ — где кабмину взять деньги в кризис?
— Правительству надо уменьшить налогообложение — прекратить высчитывать, бедный гражданин или нет, есть у него, условно, курица или мотоцикл. Нужно ввести налогооблагаемый минимум — не трогать граждан с низкими доходами.
Огромные резервы в системе ЖКХ — там, по сведениям ФАС, в 2−3 раза завышены тарифы. Ну, зачем нам все эти коммунальные управляющие компании? Ведь даже если раздать российским семьям по 10 тысяч рублей — система мгновенно высосет эти деньги: повысит тарифы на услуги, увеличит платежки.
Кабмину нужно систему ломать — и понятно, как. У нас только незначительную часть жилого фонда составляют богатые дома. Но в остальных домах действительно бедствие: у людей нет денег, а платят они за жилье, относительно своих доходов, чрезмерно много. Вот там надо наводить порядок — убирать посредников, которые выводят деньги за границу.
Если государство национализирует большую часть системы ЖКХ, установит контролируемые тарифы, и обеспечит ее жизнедеятельность силами военных — для людей будет колоссальная экономия. Суммарно население в этом случае выиграет, по моим оценкам, до 3 трлн. рублей. А государство на эту реформу потратит максимум 500 млрд. рублей.
Вот это была бы серьезная мера поддержки. Люди бы успокоились, из них бы не сосали деньги каждый месяц.
«СП»: — Есть еще подобные меры?
— Навести порядок в обеспечении продовольствием. Сейчас мы видим, что торговые сети искусственно создают панику, манипулируют с ценами. Между тем, в стране полно продовольствия — просто производители не могут проникнуть на рынок и предложить товар.
Это тоже решаемая задача: обеспечить логистику, защитить мелких производителей. А сети — оптовое звено — в этих чрезвычайных условиях тоже надо национализировать. Там наценка — в 3−4 раза по многим позициям, это же беспредел! Получается, оптовое звено высасывает из каждого товара 70−80% стоимость — разве это нормально?!
Если торговые сети не могут сами справиться, если провоцирует дефицит — нужно действовать как в военное время. Нужно изъять у них имущество — торговые площади, склады, — чтобы туда свозили продовольствие, которое существует, и которое можно быстро произвести.
И это — тоже колоссальный резерв. Если люди будут получать дешевое продовольствие, у них получится ощутимая экономия, и бюджет сойдется.
Снижение тарифов ЖКХ и дешевое продовольствие — это принципиально лучшее решение, чем внутренний займ, принудительный или добровольный. Потому что займ в итоге означает распределение, причем заранее известно, в пользу кого — структур, аффилированных с властью. А предлагаемые мной меры — это прямая помощь гражданам, которая даст реальную отдачу.
— Не думаю, чтобы наше правительство пошло на такие чрезвычайные меры, как облигации или внутренние займы, реализуемые в принудительном порядке, — считает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Пока ситуация не настолько катастрофична: она сложная, но не кризисная.
Так что в краткосрочной перспективе принудительные займы нам не грозят. А дальше многое будет зависеть от мировой конъюнктуры — не только от нефти, но и от глобальной кризисной ситуации, которая развивается по нарастающей.
Там уже сложно сказать, какие потребуются меры — может быть, они будут связаны и с выпуском внутренних облигаций. Тем более, в свое время были и военные выпуски облигаций, и выпуски на развитие народного хозяйства 1951−1953 годов, которые были погашены десятилетия спустя.
Конечно, к такого рода займам граждане любых стран относятся, мягко говоря, без восторга. У нас, если до подобного дойдет, людей придется подталкивать — по большому счету, заставлять их покупать облигации. Тем более, наше население в последние годы было развращено свободой и относительной демократией. И когда его будут загонять в мобилизационные рамки, оно будет протестовать и плеваться.
Но это, повторюсь, будет уже реально чрезвычайная мера. В настоящий момент есть гораздо более терапевтические методы, которые способны поддерживать стабильность российской экономики.
Новости социальной политики: Кризис не причина: Поднимать пенсии никто не будет
Коронавирус: Глава МВФ рассказала, когда мир оправится от коронавируса
Источник
1
Что такое «народные» облигации?
«Народные» облигации — это облигации для обычных граждан, официально они называются ОФЗ-н. Эти ценные бумаги выпускает государство через Министерство финансов России, в сентябре 2019 года был размещен новый выпуск. В отличие от облигаций, которые торгуются на бирже, купить ОФЗ-н может любой желающий в уполномоченных банках-агентах с большим количеством отделений по всей России: Сбербанке, ВТБ, Почта Банке и ПСБ.
Номинал одной облигации составляет 1 тыс. рублей, срок обращения — три года. Купить ОФЗ-н можно минимум на 10 тыс. рублей, максимум — на 15 млн. При этом банки-агенты не возьмут никаких комиссий, как это было ранее. В течение трех лет, до окончания срока обращения облигаций, вы будете получать доход (его называют еще купоном) два раза в год. По окончании срока обращения государство возвращает все вложенные в облигации деньги.
На какой доход можно рассчитывать? Доходность купона составляет от 6,5% до 7,35% годовых, она увеличивается в течение периода владения облигацией. Очень важно, что эта доходность является гарантированной и не зависит от проблем мировой экономики.
2
Чем ОФЗ-н лучше вклада в надежном банке?
Если говорить о «длинных» вкладах, сроком на 2—3 года, то проценты, которые предлагают банки, невысоки и составляют сейчас примерно 4—4,5%. По вкладам с меньшими сроками они чуть больше: по данным Банка России, в октябре максимальная средняя доходность в десяти крупнейших российских банках составляла 6,48%.
К сожалению, ставки по банковским вкладам падают уже давно вслед за ключевой ставкой Центробанка. Сейчас она составляет 6,5%, и эксперты прогнозируют ее дальнейшее неуклонное снижение — это общемировой тренд. Соответственно, со временем вклады будут становиться все менее и менее доходными.
При этом вложения в «народные» облигации позволят зафиксировать высокую (6,5—7,35%) доходность на целых три года.
3
А насколько это рискованно?
Гарантии по выплате купонов и возврату денег владельцам ОФЗ-н дает государство. В этом смысле у «народных» облигаций также есть очевидное преимущество перед банковскими вкладами. По вкладам максимальная гарантированная сумма страховой выплаты (в случае отзыва лицензии у банка) составляет 1,4 млн рублей, а владельцам ОФЗ-н государство вернет все вложенные в облигации деньги и купонный доход. Напомним, максимальная сумма, на которую можно купить «народные» облигации, составляет 15 млн рублей.
Стоит подчеркнуть, что в России финансовая ситуация весьма стабильна: чрезвычайно низкий уровень внешнего госдолга, профицитный (уже второй год подряд) бюджет, сформирован приличный финансовый резерв, да и от мировых цен на нефть наша страна зависит уже все меньше и меньше. Поэтому вероятность того, что наше государство может допустить дефолт по своим обязательствам и не вернуть деньги, в среднесрочной перспективе ничтожна.
4
Обязательно ли идти в отделение банка, чтобы купить «народные» ОФЗ-н?
Вовсе нет. ОФЗ-н текущего выпуска можно купить как в отделениях уполномоченных банков-агентов (напомним, это Сбербанк, ВТБ, Почта Банк и ПСБ), так и онлайн. Если вы уже являетесь клиентом одного из этих банков, то в мобильном приложении можете увидеть специальную опцию, которая позволяет купить эти облигации дистанционно. В любом случае вначале придется открыть брокерский счет (это также можно сделать онлайн), а затем просто выбрать нужное число облигаций и нажать кнопку «Купить».
5
Как получить максимальную выгоду от этих облигаций?
На самую высокую доходность могут рассчитывать те владельцы облигаций, которые продержат их у себя, не продавая, до окончания срока погашения. Они получат все шесть купонных выплат, размер которых будет постоянно увеличиваться. И это в ситуации, когда ставки по депозитам, наоборот, будут снижаться.
Узнать о том, на какую доходность можно рассчитывать, поможет сайт Минфина. Также можно воспользоваться калькуляторами на сайтах банков-агентов. Текущая стоимость «народных» облигаций публикуется ежедневно.
6
Можно ли продать облигации, если вдруг срочно потребуются деньги?
Приобретенные у банка-агента «народные» ОФЗ-н владелец может продать в любое время. Если с момента покупки прошло менее года, то ему вернут только стоимость облигаций по номиналу. В случае если прошло более 12 месяцев, возвращена будет вся вложенная сумма плюс накопленный купонный доход. Напомним, размер купонного дохода рассчитывается каждый день с момента выпуска облигаций и растет по мере приближения к дате очередной выплаты купона.
7
Есть ли какие-то еще приятные бонусы для владельцев «народных» облигаций?
Конечно, есть! Во-первых, банки могут рассматривать ОФЗ-н в качестве залога, соответственно, наличие этих бумаг поможет при необходимости получить крупный залоговый кредит на выгодных условиях (при наличии соответствующих программ кредитования). Во-вторых, «народные» облигации могут быть переданы по наследству. В-третьих, доход с ОФЗ-н не облагается налогом.
Остались вопросы о «народных» облигациях? Все подробности — здесь.
Источник