Заместитель министра финансов Мусаев тогда заявил, что правительство республики принимает ряд законодательных программ и документов, направленных на усиление соцзащиты, воспитание интеллектуального и здорового поколения, реформирование системы природного газа и питьевой воды, укрепление оборонительной способности страны, а также обеспечение выполнения многих других важных мероприятий. Все это требует огромных денежных вложений из Государственного бюджета.
Тем не менее, по словам аналитиков ресурса “ЦентрАзия”, за двадцать два года, в течение которых они имеют Заем, соцзащита населения сведена к минимуму, здравоохранение стало платным, за каждое обследование, анализ, операцию нужно платить, обучение в высших учебных заведениях платное, полностью на коммерческой основе, дворцы культуры уничтожены, плавательные бассейны и тренажерные залы стали платными и недоступными для основной массы населения. Как считает “ЦентрАзия”, государственный бюджет нужно пополнить за счет повышения налогов на иномарки, роскошь и шикарные особняки, а не за счет бедствующих слоев населения.
При условии развитых товарно-денежных отношений государство имеет возможность привлекать средства населения и свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур к покрытию своих расходов. Основным способом их получения можно назвать государственный кредит. Он определяет отношения многочисленных юридических и физических лиц с государством по поводу формирования особого денежного фонда в руках государства. При осуществлении таких кредитных операций государство, как правило, является заемщиком средств, а предприятия, организации и население — кредиторами. Однако государство может быть и в роли кредитора. Данное явление встречается не только в области межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой деятельности.
Облигации добровольных займов продают и покупают банковские учреждения. Принудительные же займы распространяют среди кредиторов после постановления правительства, которое предусматривает строгую ответственность за уклонение от приобретения облигаций. Формально внутренний 12-процентный государственный Займ 1992 года считается добровольным. Тем не менее, его реализация сопровождалась сильнейшей массово-политической кампанией, которая на практике сделала его обязательным.
В тексте облигаций сообщается, что в течение 20 лет будет проведено 80 выигрышных тиражей (4 раза в год). Тираж должен проводиться в назначенный Кабмином период. Однако никто не слышал о таких тиражах.
Тогда журналисты подали в суд на Министерство финансов с иском о взыскании долга, опираясь на статьи 743 и 735 Гражданского Кодекса Узбекистана. Ответчиком выступал Рустам Махкамов, главный юрисконсульт Министерства финансов. Он просил отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что пока не разработан порядок перерасчета. Суд продолжался два заседания, а затем объявил об отказе в удовлетворении исковых требований.
В решении суда было сказано, что суд отказал в удовлетворении законных требований в связи с тем, что иск был подан преждевременно (срок возврата займа начался еще 1 сентября прошлого года).
Тогда была подана апелляция. Апелляционная инстанция оказалась полностью солидарной с судом первой инстанции, сообщив в обосновании, что доводы, изложенные в жалобе, уже обсуждались судом первой инстанции. В настоящее время журналисты готовят жалобу в Комитет по правам человека при ООН. Они хотят воспользоваться международными механизмами защиты, так как государство нарушило их права.
Источник
Облигации узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа были выпущены в обращение на основании постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан № 165 от 6 апреля 1992 года «О выпуске и порядке распространения узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года» с целью вливания денежных средств населения в экономику страны.
Описание[править | править код]
Облигации узбекского внутреннего выигрышного займа выпускались с 1 июля 1992 года, сроком на 20 лет, до 1 июля 2012 года (облигации могли быть предъявлены к оплате до 1 июля 2014 года), достоинством в 250, 500 и 1000 рублей, отдельными разрядами по 2,5 млрд рублей. Свободная покупка и продажа облигаций производилась через отделения Узсбербанка, Узпромстройбанка, Узагропромбанка, а также через биржи. Продажа облигаций производилась по ценам, установленным Министерством финансов, а покупка по номинальной стоимости, курсовая разница являлась банковским вознаграждением за их реализацию.
Весь доход по облигациям займа выплачивался в форме выигрышей, не облагаемых налогами, при этом общая сумма выигрышей была установлена из расчета 12 процентов в год. За двадцатилетний период 32 % облигаций должны были стать выигрышными и изымались из дальнейших тиражей, оставшиеся 68 % облигаций выкупались по номинальной стоимости по истечении срока займа. Выигрыши по займу устанавливались в размере 250 000, 100 000, 50 000, 25 000, 10 000, 5 000 и 2 000 рублей на облигацию номиналом 500 рублей, на облигации других номиналов выигрыш устанавливался согласно их пропорциональной стоимости к 500 рублёвой облигации. В размер выигрыша также включалась номинальная стоимость облигации. Всего намечалось провести 80 тиражей по 4 тиража в год, начиная с 1992 года. Сроки проведения тиражей, устанавливались Министерством финансов[1].
Погашение облигаций[править | править код]
Ввиду истечения срока обращения облигаций 1 июля 2014 года вышло Постановление Кабинета Министров № 51 от 5 марта 2014 года «О мерах по организации приёма и погашения облигаций узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года». Постановлением устанавливался период приёма облигаций подразделениями Народного банка с 1 апреля по 1 июля 2014 года, облигации не предъявленные в этот срок считались утратившими силу. В документе оговаривалась индексация выплат по облигациям займа, однако конкретный размер индексации постановлением не устанавливался[2].
Постановлением Кабинета Министров № 209 от 31 июля 2014 года был определен коэффициент индексации по облигациям займа в размере 1,373 (1 рубль : 1,373 сум), с учётом проведённой в 1994 году денежной реформы, без выплаты выигрышей. Срок выплаты денежных средств устанавливался с 1 августа по 30 ноября 2014 года[3].
Кампания по гашению облигаций внутреннего займа 1992 года получила широкое освещение в средствах массовой информации Узбекистана[4][5][6][7].
Галерея[править | править код]
250 рублей, лицевая сторона
500 рублей, лицевая сторона
1000 рублей, лицевая сторона
250 рублей, оборотная сторона
500 рублей, оборотная сторона
1000 рублей, оборотная сторона
См. также[править | править код]
- Облигации внутреннего государственного валютного займа
Примечания[править | править код]
Источник
В Узбекистане «Халк банк» начал погашать старые 12% облигации займа, выпущенные в 1992 году. «4 августа в различных городах Узбекистана возле отделений «Халк банка» собрались люди, недовольные малым размером выплат», — пишет Озодлик (радио «Свобода» в Узбекистане). Кроме того людей разозлило еще и то, что возвращаемые деньги перечисляют на пластиковые карточки.
Согласно источникам радио «Озодлик», около 500 человек, большинство которых составляли люди пожилого возраста, собрались в понедельник возле здания «Халк банка» на улице Гаразсизлик города Нукуса, чтобы выразить свое недовольство.
Как стало известно радио «Озодлик», немало людей собралось и возле банков в Ташкентской, Самаркандской, Бухарской, Ферганской и Наманганской областях.
После того как правительство Узбекистана обозначило коэффициент индексации на 12% облигации займа 1992 года, хозяева этих облигаций пошли в банк. Об индексации облигаций было сказано в Указе Кабинета министров Узбекистана от 31 июля нынешнего года.
Как сообщили источники радио «Озодлик» из «Халк банка», принимая во внимание, что с июля 1994 года по июль 2014 год минимальный размер оплаты труда (МРОТ) вырос в 1373 раза, коэффициент индексации был обозначен как 1,373 сума. То есть 1 рубль приравняли к 1.373 сума.
По утверждению источников радио «Озодлик», ответственные отделения «Халк банка» в Узбекистане начали выдавать деньги в обмен на облигации займа.
Принимая во внимание индексацию, выплата по облигациям будет производиться с 1 августа по 30 ноября.
В соответствии с постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан от 6 апреля 1992 года №165 «О выпуске и порядке распространения Узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года» осуществлен выпуск облигаций Узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года для размещения среди населения. В соответствии с условиями выпуска, сроки обращения облигаций установлены 20 лет с предъявлением к оплате до 1 июля 2014 года.
В постановлении Кабинета министров от 5 марта этого года говорится, что «целью является беспрекословное выполнение государством принятых на себя обязательств, обеспечить гарантированную защиту гражданского общества и укрепить веру народа».
Как сообщили источники радио «Озодлик» из «Халк банка», деньги хозяевам облигаций будут перечислены на пластиковые карточки.
Для этого в уполномоченных подразделениях Народного банка Республики Узбекистан будет осуществляться прием от населения (по предъявлении паспорта гражданина Республики Узбекистан) облигаций с открытием на имя держателя облигаций «счета до востребования».
Согласно банковскому источнику, не предъявленные в установленные сроки облигации считаются утратившими силу и не подлежат приему и погашению.
Беседовавший с радио «Озодлик» ветеран труда из Нукуса Сарсенбой ата говорит, как он обманулся, поверив в 1992 году обещаниям правительства Узбекистана.
— В такую жару я с утра стоял в очереди, надеясь получить обратно свои деньги за облигации. Затем вышел сотрудник и сказал, что денег сейчас нет, а когда появятся, то переведут на «пластик». В постановлении сказано, что в 1373 раза. Это означает, что на 1000 сумов получается 1 миллион 272 тысячи сумов. Я и поверил.
А когда пришли, то оказалось, что 1000 рублей 1992 года приравняли к 1373 сумам этого года. И сотрудники смеются над нами. В 1992 году за 10 000 рублей можно было купить автомобиль. А сейчас хотят нам вернуть деньги за полкило мяса. И то – на пластиковую карту, — рассказал пожилой собеседник.
— Когда вышел этот заем, то наш президент Исламхон ака выступил по телевидению и сказал, что если население купит заем, то очень поможет своему государству, в последующем люди вернут свои деньги. Мы поверили. Сейчас стало понятно, что наш руководитель обманул нас. Все старики помнят это. Тогда они, поверив словам Каримова, на все деньги накупили облигации займа, — сказал Сарсенбой ата из Нукуса.
«Министерство финансов смошенничало».
Экономист из Узбекистана, попросив не называть своего имени, поделился с радио «Озодлик» своими мыслями.
Собеседник долгое время работал в финансовых структурах Узбекистана, в частности, в 1997-1998 годах в Министерстве внешнеэкономических связей и торговли.
Специалист, получивший экономическое образование за границей, говорит, что Министерство финансов можно обвинить в мошенничестве из-за невыполнения своих обязательств по погашению 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года.
— Граждане Узбекистана в трудные в экономическом отношении годы купили облигации займа и помогли в экономическом развитии страны. По истечении 22 лет эти граждане вправе ожидать от этого правительства поощрения. Но можно только критиковать Министерство финансов, выпустившее эти облигации. Облигации назвали выигрышными, но никто ничего не выиграл, — утверждает собеседник.
Кроме того, он привел некоторые цифры.
— Всего было выпущено облигаций займа на общую сумму 24 миллиардов сумов в 1992 году. Это составило тогда 70 процентов ВВП Узбекистана. По моим данным, МРОТ в Узбекистане в 1992 году составлял 2000 сумов (рублей), то есть на эту сумму можно было купить 8 облигаций по 250 сумов. В конце 1992 года буханка черного хлеба стоила 5 сумов. На цену одной облигации займа номиналом в 1000 сумов можно было купить 200 буханок хлеба. Если считать, что сегодня цена одной буханки черного хлеба 600 сумов, то облигации займа 1992 года номиналом в 100 сумов сейчас должны стоить 120 000 сумов, — сказал собеседник.
По словам экономиста, правительство Узбекистана откровенно проводит мошенническую политику, «формально» возвращая взятые в долг деньги у населения.
Перевод предоставил Биржевой Лидер
Источник
Постановлением Кабинета Министров от 5 марта 2014 года № 51 установлен порядок приема и погашения Узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года в связи с истечением 1 июля 2014 года срока обращения его облигаций.
Документом определено, что индексация и погашение облигаций займа будут осуществляться за счет средств республиканского бюджета в размерах, определяемых Кабинетом Министров.
Принимать облигации займа от населения с 1 апреля до 1 июля 2014 года будут в уполномоченных подразделениях Народного банка Республики Узбекистан по предъявлении паспорта гражданина Республики Узбекистан. Не предъявленные в установленный срок облигации займа будут признаны утратившими силу и не будут подлежать приему и погашению.
Для погашения займа при предъявлении облигаций на имя держателя открывается счет до востребования с выдачей ему соответствующего подтверждения. Выплата денежных средств будет производиться с учетом индексации в период с 1 августа по 30 ноября 2014 года.
Документом утверждено Положение о порядке приема и погашения облигаций Узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года.
Согласно Положению ответственный работник подразделения банка после получения оригинала облигации займа должен в установленном порядке провести проверку подлинности и платежности каждой облигации займа.
Основными условиями подлинности и платежности облигаций займа являются:
отсутствие явных подделок в нумерационном обозначении облигации займа;
отсутствие пробивных знаков в обозначении прописью нарицательной (номинальной) стоимости облигации займа;
отсутствие оттисков расчетных штампов и рукописных текстов об их оплате, а также вытравления или уничтожения другим путем следов ранее произведенной оплаты;
наличие более половины размера облигаций займа и сохранение на ней (них) в неповрежденном виде обоих номеров серии и одного номера облигации займа, а также их контрольных оттисков на оборотной стороне облигации займа.
При этом ветхость, промасленность, загрязнение, надрывы, надрезы, изношенность по линии сгиба и другие повреждения, имеющие случайный характер, не являются препятствием для приема облигаций займа, если не нарушены остальные признаки платежности облигаций займа.
Руководитель и главный бухгалтер подразделения банка несут персональную ответственность за сохранность принятых облигаций займа до момента их передачи в Центральный операционный филиал банка.
Каждая операция по приему облигаций займа, предъявляемых их держателем, вносится в электронную базу данных. Ответственность за достоверность, полноту и правильность внесенных в электронную базу данных сведений (реестр) возлагается на соответствующего ответственного работника банка, руководителя и главного бухгалтера подразделения банка.
Установлено, что принятые к оплате облигации займа возврату их владельцам не подлежат.
Положением также определен порядок проверки, индексации и погашения, а также уничтожения облигаций займа.
Ответственные работники подразделений банка, допустившие прием поддельных или неплатежных облигаций займа, выплату излишних сумм, а также нарушение условий Положения, несут соответствующую ответственность за ущерб, причиненный их действиями.
Уничтожение ранее не реализованных остатков облигаций займа, хранящихся в банке, должно быть организовано до 20 марта 2014 года.
Координацией работы министерств, ведомств, уполномоченных подразделений Народного банка, а также оперативным рассмотрением и решением вопросов, связанных с приемом и погашением облигаций займа, в том числе внесением предложений в Кабинет Министров по размерам их индексации, займется образованная Постановлением Республиканская комиссия по вопросам приема и погашения займа.
Принятым документом Постановление Кабинета Министров «О выпуске и порядке распространения Узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года» (от 6.04.1992 г. № 165) признано утратившим силу.
Источник
Власти Узбекистана наконец-таки определились с индексацией облигаций 12-процентного займа 1992 года, которые они недавно пообещали погасить. Согласно новому правительственному постановлению, коэффициент индексации принимаемых облигаций установлен в размере 1,373 раза. То есть Каримов и Мирзиёев сочли, что за истекшие 22 года, несмотря на более чем тысячекратную инфляцию, они подорожали всего лишь на треть.
Величина индексации была обоснована очень странным образом: в принятом документе указывалось, что она определена «из расчета роста минимальной заработной платы с июля 1994 года по июль 2014 года в 1373 раза». Однако по непонятной причине коэффициент оказался не тождественным росту зарплаты, а в тысячу раз меньшим.
Условия индексации
Долгожданное постановление правительства «Об установлении коэффициента индексации облигаций Узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года» было принято 31 июля.
«В целях безусловного исполнения принятых государством обязательств и с учетом параметров Государственного бюджета республики Узбекистан на 2014 год…», — говорилось в его вводной части.
Облигация образца 1992 года
Далее излагалось главное: «Согласиться с предложением Республиканской комиссии по вопросам приема и погашения Узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года […] об установлении коэффициента индексации по принятым облигациям займа в размере 1,373 (1 рубль: 1,373 сумов), из расчета роста минимальной заработной платы с июля 1994 года по июль 2014 года в 1373 раза, без выплаты выигрышей по облигациям займа».
То есть после применения коэффициента индексации 1 советский рубль образца 1992 года превратился в нынешние 1,373 сума. «К примеру, если вы сдали облигации на 1000 сумов, то вам выплачивается сумма в размере 1373 сума (1000 х 1,373=1373 сума)», — последовало уточнение ответственного за погашение облигаций Народного банка.
Стоит напомнить, что в 1992 году в Узбекистане ходили еще советские рубли, которые по-узбекски назывались сумами (они были выведены из обращения годом позже). Их и имел в виду Народный банк.
Никакие расчеты, объясняющие взаимосвязь роста зарплаты в 1373 раза и установление коэффициента индексации в тысячу раз меньше в постановлении не приводились. Вычисления, на которых основывала свои предложения т.н. Республиканская комиссия ни для самих держателей облигаций, ни для широкой общественности недоступны.
В предыдущем постановлении правительства на эту тему – «О мерах по организацииприема и погашения облигаций…» от 5 марта 2014 года был установлен срок выплат по облигациям займа: с 1 августа по 30 ноября 2014 года. Осуществлять их было поручено филиалам Народного банка, по предъявлении документа строгой отчётности – подтверждения об их приеме, а также узбекского паспорта.
Любопытно, что вопреки обыкновению, постановление об индексации было подписано не президентом Каримовым, а премьер-министром Шовкатом Мирзиёевым. (По понятным причинам президент предпочел дистанцироваться.) Ответственным за его исполнение был назначен первый заместитель премьер-министра Рустам Азимов.
История вопроса
В 1992 году узбекское правительство, которое тогда возглавлял сам президент Каримов, выпустило облигации 12-процентного внутреннего выигрышного займа на крупную сумму (по некоторым данным – на 24 миллиарда сумов). «В целях дальнейшего формирования рынка ценных бумаг в Республике Узбекистан и привлечения денежных средств населения для решения неотложных задач по осуществлению экономических реформ, развитию народного хозяйства и социальной защиты людей», — разъяснялось в соответствующем постановлении Кабмина от 6 апреля 1992 года.
Там же говорилось, что «заём выпускается отдельными разрядами по 2500 миллионов рублей в каждом разряде». Сколько всего насчитывалось таких «разрядов», неизвестно. Срок погашения облигаций был установлен в 20 лет: с 1 июля 1992-го до 1 июля 2012 года. (То есть, он истек уже два года назад, в июле 2012-го.)
Облигация образца 1992 года
Другой частью этого займа стали выпущенные десятью годами ранее облигации 3-процентного займа 1982 года, которые без объяснения причин были приравнены к ценным бумагам 1992 года. «Распоряжением Кабинета Министров РУз от 26 января 1993 года […] Узсбербанку было поручено, ПО ЖЕЛАНИЮ ГРАЖДАН […], произвести с 1 февраля 1993 года обмен облигаций Государственного займа 1982 года на облигации Узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года», — позже объяснило Министерство финансов Узбекистана.
В общем, из этих двух видов облигаций и образовался тот самый 12-процентный заём 1992 года, который власти недавно решили столь своеобразно «погасить».
В первой половине 1990-х выплаты по облигациям займа были прекращены. По официальной версии это произошло в 1994 году, в связи с тем, что после ввода сум-купонов, а затем национальной валюты, сбережения вкладчиков и держателей ценных бумаг «сгорели», и в их интересах операции с этими бумагами были «временно приостановлены». По словам самих держателей облигаций, это произошло еще раньше, по устному распоряжению министра финансов Бахтиёра Хамидова, причем без их уведомления.
Что касается вкладов, то они и вправду «сгорели». В 1993 году в Узбекистане были введены временные деньги – сум-купоны, в соотношении 1 сум-купон к 1 советскому рублю, а в 1994-м их сменила национальная валюта – сум, в соотношении 1000 сум-купонов к одному суму. (Так как печатный станок работал на всю катушку, результатом этого стала огромная инфляция, поэтому при введении сума, была заодно проведена и деноминация.) Все вклады и сбережения лишились трех нулей. Тысяча советских рублей (в том числе вложенных в облигации) превратилась в один сум.
Потом наступила тишина. Правительство больше не вспоминало о займе и в упор не хотело видеть держателей облигаций. Вкладчики пытались добиться возврата «замороженных» сбережений, но безуспешно: большинство местных газет отказывались обращаться к этой теме, а все их жалобы спускались в Минфин, который неизменно отвечал, что не имеет права заниматься «самодеятельностью» в данном вопросе, поскольку это прерогатива правительства.
В июле 2012-го срок обращения облигаций 1992 года и приравненных к ним облигаций 1982 года истек. Но ни от Минфина, ни от правительства Узбекистана никакой информации об их возможном погашении вкладчики так и не дождались.
И вот неожиданно, почти двумя годами позже, 5 марта 2014-го, вышло правительственное постановление за подписью президента Каримова, где сообщалось, что вскоре облигации 12-процентного внутреннего выигрышного займа всё-таки будут погашены.
«В связи с истечением 1 июля 2014 года срока обращения облигаций Узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года и в целях безусловного исполнения принятых государством обязательств, обеспечения гарантированной защиты сбережений граждан, укрепления доверия граждан к банковской системе…», — говорилось в нем.
Конечно, это была ложь: срок обращения облигаций истек не в 2014-м, а в 2012-м году. И власти тогда промолчали, сделали вид, что Республиканского займа вообще не существовало.
Тем не менее, постановление внушило людям надежду, что власти все-таки помнят о них, и их сбережения будут возвращены. Хотя отдельные положения документа вызывали тревогу, заставляя предположить, что все может быть совсем не так благополучно, как обещают глава правительства и глава государства.
В первую очередь в глаза бросалась фраза «с учетом параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2014 год», так как, насколько известно, погашение долга перед держателями облигаций в бюджет 2014 года заложено не было. То есть в 2013 году, когда утверждался бюджет на будущий год, выплачивать гражданам крупные суммы «наверху» явно не собирались.
Порядок выплат устанавливался такой. Сначала, в течение трех месяцев, с 1 апреля по 1 июля, филиалы Народного банка должны были принимать облигации от их держателей, при этом на имя сдающего должен был открываться счет «до востребования» и выдаваться подтверждение о приеме. Сами же выплаты надлежало производить со второго «захода»: с 1 августа по 30 ноября, с учетом объявленной индексации.
В постановлении также сообщалось, что размер индексации облигаций займа будет установлен ПО ИТОГАМ ИХ ПРИЁМА, на основе предложений специально созданной Республиканской комиссии по вопросам приема и погашения займа 1992 года.
И сразу возникал вопрос: какое отношение к справедливой индексации имеют итоги приема облигаций. Чем меньше осталось в живых их владельцев, тем больше размер выплат? И почему создаваемая комиссия должна внести свои предложения об индексации «по итогам приёма облигаций», а не по итогам 22-летней инфляции?
Вот как, например, определяется понятие индексации в Википедии: «Индексация […] — средство защиты от инфляции, привязка суммы договора, кредита, зарплаты, пенсии, пособий, вкладов и т.д. к индексу потребительских цен». Схожие определения дают и остальные словари и справочники.
Но в том-то и особенность кафкианской узбекской действительности, что провести индексацию на основе инфляции в нынешних условиях невозможно: ее реальный уровень в Узбекистане не признается. Чтобы обмануть международные экономические организации, президент Каримов ежегодно объявляет, что она не превышает 6-8 процентов, хотя на самом деле в отдельные годы последнего десятилетия инфляция достигала 25-35 процентов, а в 1990-е доходила до сотен, иногда тысяч процентов в год.
Какая оценка могла бы быть справедливой
В некоторых блогах высказывались предположения, какой могла бы стать справедливая индексация, если бы власти вдруг решили серьезно выполнить свои обязательства.
К сожалению, они опять-таки базировались на отрицаемой Каримовым высокой инфляции (о ее приблизительном уровне читайте здесь, здесь, здесь и здесь.
«…Если будем ориентироваться хотя бы на динамику инфляции после введения национальной валюты страны, то коэффициент индексации может быть не менее 2632», — высчитывал автор публикации в блоге журнала «Экономическое обозрение».
По мнению другого автора, экономиста Шухрата Бобохуджаева, в июле 2012 года коэффициент индексации мог бы быть в пределах от 1369,55 до 2263,13.
В своей статье он приводит два варианта расчетов, выполненных им на основе данных Всемирного банка об инфляции в Узбекистане, а также с учетом введения национальной валюты и последующей деноминации в 1994 году.
Инфляция в Узбекистане. Данные Всемирного банка
В одном случае у него получился коэффициент 1369,55, в другом — 2263,13. Исходя из этого облигация займа номиналом в 1000 рублей в первом случае стоила бы 1.369.549,6 сума ($475 по курсу «черного рынка» в июле 2012-го), во втором — 2.263.132 сумов ($786).
«Надо учесть, что данный показатель рассчитан на 1 июля 2012 года, а не на объявленный срок погашения, т.е. 1 августа 2014 года. Таким образом, необходимо ещё учесть потери за 2 года (2012-2014 гг.) плюс 1 месяц, что соответственно увеличит коэффициент индексации», — отметил Шухрат Бобохуджаев.
Самое интересное, что опыт индексации и погашения вкладов граждан в Узбекистане уже есть, и осуществлялось всё это как раз с учетом инфляции.
В 1996 году согласно постановлению правительства «О мерах по индексации денежных средств населения во вкладах и по государственному страхованию» вклады в банках, сделанные до 1992 года, были проиндексированы в 4.000-кратном размере. То есть, им были возвращены утраченные при переходе с сум-купонов на сумы три нуля, и всё это было умножено на 4. (Тысяча советских рублей превратилась в четыре тысячи сумов.)
Таким образом правительство признало, насколько обесценились средства граждан всего за четыре года. Собственно, в постановлении, так и говорилось: «Установить размер индексации денежных средств населения во вкладах и по государственному страхованию С УЧЕТОМ РОСТА ИНДЕКСА ЦЕН, имевшего место за 1992-1995 годы, а также в целях сохранения покупательной способности указанных средств населения – в 4000 раз».
Впрочем, Каримов все равно обманул своих сограждан.
Выплаты должны были осуществляться не сразу, а в течение десяти лет – с 1996-го по 2006-й год, с ежегодным добавлением 10 процентов от суммы проиндексированного вклада.
Шухрат Бобохуджаев указывает, что, принимая же во внимание денежную реформу 1994 года (обмен 1000 советских рублей на 1 сум), фактический коэффициент индексации в 1996 году составил всего 4. В то же время только за 1992-1995 годы узбекские деньги обесценились в 34 раза (среднегодовая инфляция в 1992-1995 гг. составила соответственно 712,15 %, 1078,88 %, 1238,6 % и 370,94 %), то есть более чем в 8,5 раза превысила коэффициент индексации.
Другими словами в результате той «индексации» было компенсировано лишь 12 процентов денежных средств населения во вкладах до 1992 года. Но даже эти «проиндексированные» вклады не были выплачены сразу, выплаты растянулись на целых десять лет (1996-2005 годы) — по 10 процентов в год.
В постановлении говорилось, что выплачивающий деньги Народный банк «должен ежегодно начислять проценты с учетом уровня инфляции и пересматривать размеры процентных ставок». Но банк не мог действовать вопреки воле Каримова, отказывающегося признавать реальную инфляцию, поэтому он начислял проценты на основе действующей процентной ставки по вкладам «до востребования» (в 1996 году – 20 процентов, затем — по 5 процентов в год на остаток вклада).
В итоге уже проиндексированные вклады в период с 1996 по 2005 годы из-за огромной инфляции обесценились повторно. То есть, владельцам тех вкладов удалось вернуть лишь несколько процентов от своих сбережений.
Инфляция в Узбекистане. Данные Всемирного банка
Примечательно, что к облигациям 1992 года даже такая индексация, основанная, тем не менее, на «учете роста индекса цен», почему-то не была применена.
«Вот тебе, бабушка, и погашение …»
Худшие опасения вкладчиков сбылись: Каримов снова всех надул. (Никто же не думает, что всё это наворотил Шовкатка Мирзиёев по своему почину?..)
С учетом установленного коэффициента индексации получалось, что если в июле 1992-го человек вложил в облигации 1000 рублей (половину тогдашней минимальной зарплаты), то теперь ему полагается получить за них целых 1373 сума ($0,59 по официальному курсу и $0,46 по «базарному», или одну семидесятую часть минимальной зарплаты).
И тут начинаются вопросы.
Ну, о том, почему индексация определена на основе роста минимальной зарплаты, уже говорилось: потому что сообщать о реальной инфляции запрещено.
Второй вопрос: почему коэффициент индексации определялся из расчета роста зарплаты «с июля 1994 года по июль 2014 года»? Куда дели вторую половину 1992-го, 1993-й и первую половину 1994 года? Кстати, именно с июля 1994-го, при переходе с сум-купонов на сумы все вклады «утратили» три нуля, то есть подешевели в 1000 раз. Может, в этом и заключается нежелание учитывать два предыдущих года?..
Третье: если минимальная зарплата за последние 20 лет выросла в 1373 раза, то почему коэффициент индексации не такой же, а 1,373 (то есть, в тысячу раз меньше)?
Четвертое – отмена выигрышей. Это, конечно, открытый отказ государства от исполнения своих обязательств, вопреки тому, что говорилось в начале постановления. Потому что выигрыши по 12-процентному займу – это именно то, ради чего люди вкладывали свои средства в облигации. (Согласно условиям займа, весь доход должен был выплачиваться в форме выигрышей, общая сумма которых устанавливалась в среднем за двадцатилетний срок займа из расчета 12 процентов в год.)
То есть, даже если бы облигации с момента выпуска ежегодно дорожали всего на 12 процентов, как это изначально и предусматривалось, то коэффициент индексации составил бы 12,1. Сдал облигаций на 1000 рублей — получил на 12100.
К сожалению, получить ответы на перечисленные вопросы невозможно — связь между населением и узбекскими властями исключительно односторонняя. Последние уже много лет не проводят никаких пресс-конференций и избегают общения с журналистами.
Комментарии экономистов
Радио «Озодлик», в передаче, посвященной этой теме, озвучило мнение экономиста из Узбекистана, попросившего не называть его имени. Ранее он работал в финансовых структурах Узбекистана, в частности, в 1997-1998 годах в министерстве внешнеэкономических связей и торговли.
По его словам, «формально» возвращая взятые в долг деньги населения, правительство республики проводит откровенно мошенническую политику.
«В конце 1992 года буханка черного хлеба стоила 5 сумов (имеются в виду советские рубли – AsiaTerra). На цену одной облигации займа номиналом в 1000 сумов можно было купить 200 буханок хлеба. Если считать, что сегодня цена одной буханки черного хлеба 600 сумов, то облигации займа 1992 года номиналом в 1000 сумов сейчас должны стоить 1.200.000 сумов (400 долларов по курсу «черного рынка» — AsiaTerra)», — сказал он.
Шухрат Бобохуджаев, в свою очередь, считает, что правительственное постановление об индексации облигаций 1992 года противоречит и узбекистанскому и международному законодательству. В частности, закону РУз «О рынке ценных бумаг» и международному «Модельному закону об индексации доходов населения», принятому в 1998 году в Санкт-Петербурге на 11 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ. Согласно данному закону, индексация – это установленный государством механизм, позволяющий возместить населению денежные потери, вызванные РОСТОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН на товары и услуги (то есть, инфляцией).
Куда исчезли деньги?..
Реакция обманутых вкладчиков была достаточно предсказуемой: люди громко возмущались, но никаких других действий не предпринимали.
По данным радио «Озодлик», около 500 человек, большинство из которых были пожилыми людьми, собрались 4 августа возле здания Народного банка на улице Гаразсизлик города Нукуса, чтобы выразить недовольство решением правительства. Радио сообщило, что немало людей собиралось возле банков в Ташкентской, Самаркандской,