Разъяснение о порядке отражения в бухгалтерском учете процентов по кредитному договору в течение льготного периода
Разъяснение о порядке бухгалтерского учета кредитных договоров, по которым заемщикам предоставлен льготный период
Разъяснение о порядке отражения кредитными организациями в бухгалтерском учете обязательных резервов
Разъяснение о порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности резервов на возможные потери с 1 января 2019 года до вступления в силу Указаний Банка России от 18.12.2018 № № 5017-У, 5018-У и 5019-У
Разъяснение о применении Главы Д Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях с 1 января 2017 года
Указание Банка России от 4 сентября.2013 года № 3054-У «О порядке составления кредитными организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности»
Положение Банка России от 12 ноября 2018 года № 659-П «О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета договоров аренды кредитными организациями»
Положение Банка России от 27 февраля 2017 года № 579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения»
Разъяснение по вопросам, связанным с применением Указания Банка России от 15.02.2018 № 4722-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 27 февраля 2017 года № 579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения»
Разъяснение по вопросу учета денежных средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)»
Положение Банка России от 16 июля 2012 года № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»
Ответы и разъяснения по некоторым вопросам, связанным с применением Положения Банка России от 4 июля 2011 года № 372-П «О порядке бухгалтерского учета производных финансовых инструментов» и Положения Банка России от 16 июля 2012 года № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» в части порядка бухгалтерского учета на счетах главы Г Плана счетов
Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с отменой Главы Д «Счета депо» Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях и с применением Положения Банка России от 13 ноября 2015 года № 503-П «О порядке открытия и ведения депозитариями счетов депо и иных счетов»
Положение Банка России от 22 декабря 2014 года № 448-П «О порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях»
Положения Банка России от 15 апреля 2015 года № 465-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета вознаграждений работникам в кредитных организациях»
Положение Банка России от 22 декабря 2014 года № 446-П «О порядке определения доходов, расходов и прочего совокупного дохода кредитных организаций»
Положение Банка России от 25 ноября 2013 года № 409-П «О порядке бухгалтерского учета отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов»
Положение Банка России от 4 июля 2011 года № 372-П «О порядке бухгалтерского учета производных финансовых инструментов»
Положение Банка России от 28 декабря 2015 года № 525-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета хеджирования кредитными организациями»
Разъяснения об отражении в бухгалтерском учете в соответствии с принципами Международных стандартов финансовой отчетности сделок кредитования застройщиков при наличии на счетах эскроу денежных средств, размещенных участниками долевого строительства
Положение Банка России от 2 октября 2017 года № 605-П «О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета кредитными организациями операций по размещению денежных средств по кредитным договорам, операций, связанных с осуществлением сделок по приобретению права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме, операций по обязательствам по выданным банковским гарантиям и предоставлению денежных средств»
Разъяснение об особенностях отражения в бухгалтерском учете размещенных денежных средств по кредитным договорам,
по которым заемщикам предоставлен льготный период
Последнее обновление страницы: 31.07.2020
Источник
В связи со сложившейся ситуацией в мировой и отечественной экономике, вызванной пандемией COVID-19, вместе с нерабочими неделями, дистанционным обучением, самоизоляцией, государством предлагаются различные меры поддержки.
Одними из таких мер являются кредитные каникулы и беспроцентное кредитование для малых или средних предприятий.
Нормативно-правовое регулирование предоставления кредитных каникул осуществлено в нескольких источниках:
1. Федеральный закон от 03.04.2020 № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа»;
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»;
3. Информационное письмо «О реструктуризации кредитов (займов) субъектам МСП» от 20 марта 2020 года № ИН-06-59/24.
Стоит отметить, что кредитные каникулы не являются новшеством, они применялись банками до пандемии COVID-19, поскольку в случае существенного уменьшения платежеспособности субъекта хозяйственной деятельности данная мера является обоюдно выгодной как для заемщика, так и для кредитной организации. Ранее реструктуризацию долга, либо отсрочку по внесению платежа можно было получить в индивидуальном порядке, обратившись в банк с соответствующим заявлением. Вопрос о предоставлении либо об отказе в предоставлении кредитных каникул решался по усмотрению банка, положительное или отрицательное решение принималось в зависимости от множества факторов, в том числе деловой репутации заемщика.
По сути, изменение в регулировании кредитных каникул, связанное с пандемией, заключается в том, что в соответствии с вновь принятыми нормативно-правовыми актами, кредитная организации не вправе, а обязана предоставить каникулы.
В соответствии с п 1. Статьи 7 Федерального закона от 03.04.2020 № 106-ФЗ заемщик, относящийся к субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в отраслях, определенных Правительством Российской Федерации в Постановлении от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», вправе в любой момент в течение времени действия кредитного договора, но не позднее 30 сентября 2020 года обратиться к кредитору с требованием об изменении его условий, предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на срок, определенный заемщиком.
Претендовать на льготный период вправе организация, если она:
1. Является субъектом малого и среднего предпринимательства;
2. Осуществляет какой-либо из следующих видов деятельности:
Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (49.3);
Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам (49.4);
Деятельность пассажирского воздушного транспорта (51.1);
Деятельность грузового воздушного транспорта (51.21);
Деятельность автовокзалов и автостанций (52.21.21);
Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным транспортом (52.23.1);
Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений (90)
Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений (93);
Деятельность физкультурно-оздоровительная (96.04)
Деятельность санаторно-курортных организаций (86.90.4)
Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма (79)
Деятельность по предоставлению мест для временного проживания (55)
Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков (56)
Образование дополнительное детей и взрослых (85.41)
Предоставление услуг по дневному уходу за детьми (88.91)
Деятельность по организации конференций и выставок (82.3)
Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения (95)
Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий (96.01)
Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты (96.02).
Если заемщик отвечает двум указанным выше требованиям, то он вправе рассчитывать на отсрочку платежей по кредитам (займам) на срок не более 6 месяцев. Данный срок начинает течь с момента обращения заемщика с требованием в кредитную организацию о предоставлении льготного периода (приостановлении исполнения обязательств по кредитному договору). Направить требование можно в любой момент в течение действия договора между заемщиком и кредитором, но не позднее 30.09.20.
В требовании можно указать срок льготного периода менее 6 месяцев. Если срок не указан, то льготный период будет установлен на 6 месяцев.
В статье 7 Федерального закона от 03.04.2020 № 106-ФЗ установлен способ отправки требования, аналогичный тому, который предусмотрен договором между заемщиком и кредитором.
Кредитная организация обязана рассмотреть обращение заемщика с требованием в срок, не превышающий пяти дней, направив заемщику уведомление способом, предусмотренным договором. Если в течение десяти дней заемщиком не получено уведомление от кредитной организации, следовательно, по умолчанию льготный период считается предоставленным.
После окончания льготного периода кредитор обязан направить заемщику уточненный график платежей по кредитному договору (договору займа).
Преимуществом льготного периода является возможность не исполнять обязательства по оплате в течение определенного промежутка времени, не превышающего 6 месяцев.
В соответствии с п. 9 статьи 7 в течение льготного периода не допускаются начисление неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по возврату кредита и (или) уплате процентов на сумму кредита, предъявление требования о досрочном исполнении обязательства по кредитному договору (договору займа) и (или) обращение взыскания на предмет залога или предмет ипотеки, обеспечивающие обязательства по соответствующему кредитному договору (договору займа), и (или) обращение с требованием к поручителю (гаранту). Сумма процентов, неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по возврату кредита (займа) и (или) уплате процентов на сумму кредита (займа), не уплаченная заемщиком до установления льготного периода, фиксируется и уплачивается после окончания льготного периода.
Недостатком кредитных каникул является то, что после окончания льготного периода итоговая сумма платежей, направляемых на погашение процентов по кредиту, будет больше.
Главным условием, на котором предоставляются кредитные каникулы, является сохранение платы за пользование заемными средствами в кредитный период.
В соответствии с п. 13. статьи 7 Федерального закона от 03.04.2020 № 106-ФЗ по окончании (прекращении) льготного периода в сумму обязательств заемщика по основному долгу включается сумма обязательств по процентам, которые должны были быть уплачены заемщиком в течение льготного периода исходя из действовавших до предоставления льготного периода условий кредитного договора, но не были им уплачены в связи с предоставлением ему льготного периода.
То есть, если процент по кредиту равен 15% годовых, сумма задолженности составляет 600 000 р., то проценты по кредиту за 6 месяцев льготного периода составят 45 000 р.
Если организация является субъектом малого и среднего предпринимательства, но осуществляет деятельность, которая не включена в утвержденный Правительством РФ перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, рассчитывать на отсрочку и реструктуризацию долга она все же может. Такой вывод следует из Информационного письма «О реструктуризации кредитов (займов) субъектам МСП» от 20 марта 2020 года № ИН-06-59/24. Банк России рекомендовал кредитным организациям до 30.09.2020 (срок аналогичен сроку, установленному в ст. 7 ФЗ 03.04.2020 № 106-ФЗ) рассматривать реструктуризацию предоставленных кредитов (займов) субъектом малого и среднего предпринимательства, в том числе путем предоставления отсрочки по погашению остатка основного долга и процентов, в случае поступления соответствующих заявлений от субъектов МСП. Кредитным организациям рекомендовано не начислять заемщику неустойку(штраф, пени) за ненадлежащее исполнение договора кредита(займа).
Информационные письма Банка России, исходя из анализа сложившейся практики, имеют предписательный характер для кредитных организаций. Поэтому возможно направление обращения с требованием о предоставлении льготного периода организацией, осуществляющей деятельность в иных сферах, при этом в качестве обоснования необходимо сослаться на Информационное письмо ЦБ РФ «О реструктуризации кредитов (займов) субъектам МСП» от 20 марта 2020 года № ИН-06-59/24.
Кредитный договор (соглашение) с заемщиком на получение беспроцентного займа может быть заключен с 30 марта 2020 г. по 1 октября 2020 г. на срок не более 12 месяцев.
В соответствии с информацией, опубликованной на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации, 8 апреля 2020 г. к Сбербанку и ВТБ присоединяться МСП-банк, Промсвязьбанк, Газпромбанк, Альфа-банк и также начнут выдавать кредиты субъектам малого и среднего предпринимательства на поддержку занятости под 0% годовых. В ближайшее время Министерство экономического развития РФ обещает расширить список банков, соответствующих критериям, установленным в Постановлении Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 422.
Подводя итог, необходимо отметить, что все указанные выше меры адресованы субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» сведения о юридических лицах, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, находящийся в открытом доступе по ссылке https://ofd.nalog.ru/.
Если организации нет в реестре, то необходимо заполнить заявление по ссылке https://ofd.nalog.ru/appeal-create.html. В случае, если организация не внесена в реестр по ошибке налоговых органов, то после рассмотрения заявления сведения будут внесены в течение 15 рабочих дней с момента отправки заявления.
Если за 2018 год по какой-то причине организация не подала необходимые сведения и на данный момент в реестре отсутствует, но за 2019 год все сведения в ФНС были предоставлены, то 10 августа 2020 года организация в реестре появится.
Также, если организация в реестре не числится, но отвечает всем требованиям, имеет смысл подавать в налоговую заявление в свободной форме о включении в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Также возможно пробовать обращаться непосредственно в кредитную организацию с пакетом документов, подтверждающим соответствие заемщика критериям отнесения предприятия к малому или среднему бизнесу, поскольку только лишь один факт отсутствия предприятия в реестре не может служить основанием для отказа, особенно в сложившейся трудной экономической ситуации. Существует практика ФАС РФ в сфере закупок, в соответствии с которой отсутствие организации в реестре не может служить единственным основанием для отказа в признании субъектом малого предпринимательства (Решение Омского УФАС по делу № 03-10.1/148-2017 по жалобе ООО «Кура» от 27 июня 2017 г.)
Источник