Дефицит государственного бюджета — это… Бюджетный дефицит и бюджетный профицит, сбалансированный бюджет. Внутренние и внешние источники финансирования дефицита бюджета. Меры по управлению бюджетным дефицитом: эмиссия, секвестр и налоговое покрытие.
РИА Новости / Екатерина Штукина
Что такое бюджетный дефицит
Дефицит государственного бюджета — это превышение расходов бюджета над доходами.
Простыми словами, если государство тратит больше, чем получает — это и есть бюджетный дефицит. Обычно дефицит бюджета оценивается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП).
Дефицит — всегда проблема, потому что государству нужно где-то найти деньги на оплату расходов.
Основные методы борьбы с бюджетным дефицитом: секвестр — сокращение бюджетных расходов; налоговое покрытие — введение дополнительных налогов и сборов; заимствования — наращивание внешнего и внутреннего госдолга; денежная эмиссия — дополнительный выпуск наличных.
Дефицит бюджета — не карастрофа для страны. Бюджеты многих государств являются дефицитными. Иногда попытки бороться с дефицитом оказываются вреднее самого дефицита — сокращая важные расходы и чересчур повышая налоги, государство может усугубить экономический кризис и спровоцировать долгосрочные проблемы.
Профицит и сбалансированный бюджет
Профицит государственного бюджета — это обратная ситуация, когда доходы выше расходов. Простыми словами, это избыток доходов, при котором в бюджете остаются «лишние» деньги.
Сбалансированный бюджет — это бюджет, где доходы равны расходам. В идеале, государственный бюджет должен быть сбалансированным — общий объем запланированных расходов должен соответствовать общим поступлениям в бюджет. Но учесть все обстоятельства бывает невозможно, и потому возникает дефицит либо профицит.
Причины бюджетного дефицита
Рост государственных расходов. Расходы могут расти в том числе из-за политического популизма — необеспеченных социальных программ.
Рост неоплаченного государственного долга.
Сокращение доходов из-за экономического кризиса.
Чрезвычайные обстоятельства: катастрофы, стихийные бедствия, войны.
Неэффективность финансовой системы государства.
Неэффективность налоговой политики, уход налогоплательщиков в тень.
Коррупция.
Виды бюджетного дефицита
Бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит — это чаще всего следствие затянувшегося экономического кризиса. Временный дефицит способен перерасти в хронический.
Фактический дефицит бюджета состоит из структурного и циклического дефицита.
Структурный дефицит — это дефицит, который возник бы в условиях полной занятости при текущем уровне налогов.
Циклический дефицит бюджета — это дефицит, вызванный экономическим кризисом, то есть спадом деловой активности и сокращением налоговых поступлений.
Последствия дефицита бюджета
Бюджетный дефицит не является чрезвычайным явлением. Он встречается в бюджетах многих государств, особенно в период экономического кризиса. Тем не менее, властям необходимо принимать жесткие меры, чтобы устранить дефицит и минимизировать его последствия.
Дефицит приводит к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных заказов. Это значит, что могут возникнуть проблемы в образовании, здравоохранении, обороне, работе государственных учреждений.
Кроме того, дефицит практически всегда приводит к инфляции — снижению покупательной способности денег.
Если не устранить дефицит бюджета и не принять меры, он рискует стать хроническим.
Источники финансирования дефицита государственного бюджета
Для финансирования дефицита бюджета государство может использовать внутренние и внешние источники.
Внутренние источники финансирования бюджетного дефицита
Размещение государственных ценных бумаг, облигаций в национальной валюте.
Кредиты, полученные от кредитных организаций — банков и фирм.
Бюджетные кредиты.
Доходы от продажи государственного имущества.
Использование государственных резервов.
Внешние источники финансирования бюджетного дефицита
Размещение государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте.
Кредиты иностранных государств.
Кредиты зарубежных банков и фирм.
Кредиты международных финансовых организаций.
Проблема с любыми заимствованиями в том, что они помогают лишь временно. Нарастает государственный долг, который необходимо обслуживать — возвращать с процентами.
Меры по управлению бюджетным дефицитом
В целях облегчения последствий бюджетного дефицита государство может предпринять слеюущие меры:
Денежная эмиссия. Бюджетный дефицит можно покрыть, напечатав больше наличных денег. Это позволит государству оплатить текущие расходы, но если «включить печатный станок», вырастет инфляция — деньги начнут обесцениваться.
Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Увеличение налоговых ставок или введение дополнительных налогов позволит наполнить бюджет. Однако из-за роста налогов предприниматели могут сократить производство или уйти в тень — перестать платить вовсе. В этом случае доходы бюджета снизятся.
Секвестирование бюджета. Урезание бюджетных расходов — секвестр — позволит сэкономить деньги и обойтись имеющимися доходами. Минус в том, что это означает недофинансирование бюджетных программ. Это непопулярная мера, которая вызовет недовольство граждан. А некоторые расходы сократить окажется невозможно — жизненно важные статьи бюджета не подлежат секвестированию.
Источник
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. 01.12.2007))
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
П. 1 ст. 94 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год.
1. В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.
В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации;
поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 457-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
курсовая разница по средствам федерального бюджета;
объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;
разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;
разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов, предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;
разница между средствами, перечисленными с единого счета федерального бюджета, и средствами, зачисленными на единый счет федерального бюджета, при проведении операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета;
(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 2 ст. 94 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год.
2. В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.
3. Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 268-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года:
в объеме дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета отчетного года, не использованных в течение отчетного года на формирование Фонда национального благосостояния, используются в текущем финансовом году на те же цели;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 262-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в объеме неполного использования бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации, бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда отчетного финансового года направляются соответственно на увеличение в текущем финансовом году объемов бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации, бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда;
(см. текст в предыдущей редакции)
в объеме не более одной двенадцатой общего объема расходов федерального бюджета текущего финансового года направляются на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году;
в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на предоставление из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являлись указанные межбюджетные трансферты, направляются в установленном Правительством Российской Федерации порядке на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на цели оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, за исключением бюджетных ассигнований в размере, не превышающем с учетом уровня софинансирования остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на оплату государственных (муниципальных) контрактов, заключенных от имени субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных (муниципальных) контрактов оплате в отчетном финансовом году, которые направляются в установленном Правительством Российской Федерации порядке на увеличение бюджетных ассигнований на предоставление указанных межбюджетных трансфертов;
(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 457-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в объеме, не превышающем сумму остатка неиспользованных бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей субсидий, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии, направляются в установленных Правительством Российской Федерации случаях и порядке на увеличение бюджетных ассигнований на указанные цели;
(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.01.2021 в абз. 7 п. 4 ст. 94 вносятся изменения (ФЗ от 27.12.2019 N 479-ФЗ). См. будущую редакцию.
в объеме остатков средств организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства в соответствии с законодательством Российской Федерации, привлеченных на единый счет федерального бюджета, направляются для возврата указанных средств на счета, с которых они были ранее перечислены;
(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.01.2021 в абз. 8 п. 4 ст. 94 вносятся изменения (ФЗ от 27.12.2019 N 479-ФЗ). См. будущую редакцию.
в объеме, не превышающем сумму остатка неиспользованных бюджетных ассигнований на оплату заключенных от имени Российской Федерации государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году, в случае принятия Правительством Российской Федерации соответствующего решения направляются на увеличение соответствующих бюджетных ассигнований на указанные цели.
(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
Действие абз. 9 — 11 п. 4 ст. 94 приостановлено с 01.01.2020 до 01.01.2021 (ФЗ от 12.11.2019 N 367-ФЗ). Остатки средств на 01.01.2020 используются в 2020 году в соответствии с ФЗ от 12.11.2019 N 367-ФЗ.
Иные остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года могут быть использованы на:
осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства;
сокращение заимствований.
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.01.2021 п. 5 ст. 94 утрачивает силу (ФЗ от 27.12.2019 N 479-ФЗ).
5. В состав операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета включаются:
размещение средств на депозитах и их возврат в соответствии со статьей 236 настоящего Кодекса;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 406-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
предоставление бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета и их возврат в соответствии со статьей 93.6 настоящего Кодекса;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
привлечение и возврат средств организаций, учредителем которых является Российская Федерация и лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
другие операции по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета, осуществляемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(п. 5 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
Ст. 94 БК РФ. Источники финансирования дефицита федерального бюджета
Источник
6.4. Влияние способов и источников финансирования дефицита бюджета на экономику
Управление государственным заимствованием является одним из направлений государственной экономической и финансовой политики. Объемы и инструменты государственного заимствования оказывают воздействие на денежное обращение, уровень процентных ставок, производство и занятость. От способов финансирования бюджетного дефицита в существенной мере зависит финансово-экономическая политика корпораций, в частности направление инвестиций в государственные ценные бумаги или в производство, управление оборотом денежных средств на предприятиях и др. Поэтому операции финансирования должны быть согласованы с общей экономической и финансовой политикой государства в целях обеспечения стабильного развития экономики.
Для покрытия дефицита бюджета, как уже говорилось, могут быть использованы различные финансовые инструменты: внутреннее и внешнее заимствование, денежная эмиссия. Займы могут различаться по типам кредиторов, типам и условиям долговых обязательств c различной, экономической природой. Соответственно они оказывают различное, нередко противоречивое воздействие на экономическое и финансовое положение в стране. В связи с этим процессом финансирования дефицита бюджета нужно и можно управлять с помощью выбора тех или иных источников финансирования, маневрирования условиями (объемом, сроками обращения, доходностью и т. п.) выпуска государственных ценных бумаг, соотношения внутренних и внешних займов, создания благоприятных условий для сохранения внутренних сбережений населения, индексации ценных бумаг и вкладов, ограничения расходов по обслуживанию государственного долга и т. д.
Целью операций по государственному финансированию, как и денежно-кредитных операций, является удовлетворение финансовых нужд органов управления для обеспечения стабильного развития экономики. Поэтому все эти операции должны быть согласованы с изменениями, происходящими в финансовой системе. Эффективное управление бюджетным дефицитом предполагает, что увеличение государственных расходов должно направляться прежде всего на содействие расширению производства и занятости населения. Следует также учитывать, что если в финансировании дефицита и соответственно государственного долга принимает участие значительная часть населения, то это способствует формированию социального слоя, заинтересованного в стабильности социально-политической и экономической ситуации в стране.
Заимствование внутри страны означает перераспределение имеющихся в стране ресурсов между секторами экономики. Воздействие внутреннего заимствования на экономику определяется характером заимствуемых государством средств.
Если кредитные ресурсы, используемые государственными органами, могли быть направлены в секторах экономики на какие-то другие цели, то заимствование их государством уменьшает объем расходов, производимых другими секторами, и не ведет к росту совокупного спроса в экономике. Заимствование средств, которое не сокращает общего объема расходов других секторов, приводит к увеличению совокупного спроса и соответственно к росту экономической активности. Поэтому в условиях, когда частный сектор располагает крупными средствами, которые государство может привлекать на условиях заимствования, государственные займы могут оказывать позитивное влияние на экономику, так как создают возможности для увеличения государственных расходов и общего спроса. В условиях, когда частный сектор сам нуждается в деньгах, когда низка насыщенность экономики деньгами и проводится рестриктивная денежная политика, государственные займы изымают деньги, необходимые самому частному сектору, и сужают возможности экономического развития.
Возможность обеспечения потребностей органов управления без сокращения спроса на ресурсы со стороны других экономических единиц зависит от проводимой государством денежно-кредитной политики. В рамках этой политики определяется, должно ли кредитование государственных органов центральным банком или коммерческими банками приводить к сокращению кредитных ресурсов, предоставляемых другим экономическим единицам.
Взаимосвязь между государственным финансированием и другими финансовыми потоками и воздействием операций финансирования на экономический рост в значительной мере определяется характером предоставляемых ссуд и кредиторами, задействованными в этих операциях. Вероятность сокращения расходов других экономических единиц в случае заимствования у банков, в частности, значительно меньше, чем при заимствовании у домашних хозяйств. В сущности, любая операция, связанная с заимствованием средств органами государственного управления, может оказывать на расходы других экономических единиц только «сокращающее» или нулевое воздействие. Однако с учетом расходования органами государственного управления полученных заемных средств такое воздействие либо ведет к росту расходов в экономике, либо имеет нейтральный характер.
Размещение займов оказывает существенное воздействие на денежное обращение. Центральные банки используют операции по покупке и продаже государственных ценных бумаг или выдаче кредитов под их залог как крупный инструмент регулирования ликвидности коммерческих банков и денежного обращения.
Привлечение средств населения уменьшает его платежеспособный спрос. В случае направления этих средств на инвестиции и другие производственные затраты общая величина денежной массы в обращении сократится, а при использовании на выплату зарплаты и пенсий — не изменится. При заимствовании в бюджет средств хозяйствующих субъектов и использовании их на выплаты населению наличная денежная масса в обращении возрастает.
Выпуск государственных долговых обязательств, увеличивая спрос на деньги, ведет также к росту процентных ставок. Учитывая, что инвестиционные расходы в условиях нормально функционирующей экономики обратно пропорциональны процентным ставкам, государственное заимствование снижает уровень частных инвестиций и некоторых потребительских расходов, связанных с процентными ставками. При погашении государственной задолженности государство выкупает свои долговые обязательства, передавая свои доходы вновь на денежный рынок, увеличивает предложение денег, стимулируя падение ставки процента, инвестиции и потребление. В условиях хронического дефицита бюджетов государственные займы, ведущие к чрезмерному увеличению государственного долга, приводят к повышению кредитных ставок, оказывая негативное воздействие на инвестиции, увеличению расходов по обслуживанию и погашению государственного долга и соответственно к росту налогов. Вместе с тем проведение такой политики в сочетании с рестрикционной денежной политикой может смягчить инфляционное давление и существенно ограничить темпы инфляции.
Денежная эмиссия для финансирования дефицита бюджета в отличие от выпуска долговых обязательств государства позволяет избежать негативного влияния эмиссии государственных ценных бумаг на инвестиции, способствуя одновременно увеличению государственных расходов и совокупного спроса в экономике. Эмиссия новых денег является, таким образом, более стимулирующим способом финансирования дефицита бюджета, чем расширение займов, однако чревата опасностью инфляции.
Внешнее заимствование. Внутреннее заимствование предполагает операции с резидентами, внешнее — с нерезидентами. Потоки средств, поступающих в сектор государственного управления из-за рубежа, и обратные потоки платежей оказывают существенное влияние на доходы, спрос, занятость, цены, денежно-кредитное обращение. Это воздействие затрагивает как непосредственных получателей средств, так и опосредованно их контрагентов путем изменения экономического поведения субъектов хозяйствования в отношении расходов, сбережений, потребления, инвестиций, импорта, приобретения финансовых обязательств.
В момент поступления средств внешнее заимствование приводит к увеличению общего объема финансовых ресурсов страны и позволяет увеличить суммарный спрос государства на товары и услуги национального производства, если средства направляются на эти цели. Вместе с тем займы иностранных государств, международных финансовых организаций и зарубежных банков могут использоваться для оплаты государственных закупок за рубежом, возврата ранее полученных кредитов, процентов по внешним займам, направляться после конвертации в национальную валюту на выплаты населению и для других целей. Внешнее заимствование оказывает прямое воздействие на состояние платежного баланса в момент получения кредита, которое особенно значимо в случае использования поступивших кредитных ресурсов для оплаты государственных закупок за границей, для выплаты процентов и возврата полученных кредитов.
Как правило, страны, имеющие крупную внешнюю задолженность, вынуждены проводить политику жесткой экономии, расширять экспорт и сокращать импорт, направляя доходы от внешней торговли на выплату долга. Использование чистого экспорта на выплату долга сокращает ресурсы для собственного экономического развития. В итоге снижается жизненный уровень населения и формируются тенденции экономического отставания. Возможности внешнего финансирования для той или иной страны, как правило, ограничены различными факторами.
Принципиально важным является разграничение заимствованных средств на направляемые на цели экономического развития и на цели текущего потребления. В случае если займы обусловлены главным образом потребностями покрытия дефицита текущих затрат, то заемные средства «проедаются» и ведут к увеличению государственного долга и расходов по его обслуживанию. Расходование средств на военные нужды означает, что возмещение этих расходов возможно либо за счет налогов, либо за счет новых займов. Расходование средств на социальные нужды ведет к увеличению потребления населения, однако не создает конкретных очевидных источников средств для погашения займов.
В случае, если дефицит бюджета сформировался в результате недостатка средств на инвестиционные нужды, покрытие дефицита за счет заемных средств можно считать экономически обоснованным. Государство и страна в целом будут располагать новыми функционирующими активами. Новые активы будут приносить доход для выплаты процентов, а сами капитальные активы со временем могут быть реализованы для погашения основного долга. При использовании займов на капитальные расходы увеличению государственного долга соответствует равноценное увеличение государственных активов, а чистая стоимость государства остается неизменной. Это «золотое правило» государственных финансов. В ряде стран даже формируется так называемый двойной бюджет. Так, например, в Германии (ст. 115 Конституции) заемные средства разрешается тратить только на инвестиции и на борьбу с рецессиями, а не на цели потребления. При двойном бюджете текущие расходы покрываются за счет налоговых платежей, а капитальные расходы — за счет заемных средств. Аналогичной политики придерживаются в Великобритании. Считается, что «золотое правило» соответствует принципам справедливого распределения налоговой нагрузки между поколениями. Занятые средства, использованные на потребление, облегчая нагрузку на живущее поколение, оплачиваются из доходов последующих поколений. Тогда как осуществленные за счет займов капитальные вложения будут использоваться как живущим, так и последующими поколениями. В России, как и большинстве других стран, действует принцип совокупного покрытия бюджета, однако расходы делятся на текущие и капитальные. Кроме того, предусмотрены данные, характеризующие источники финансирования дефицита бюджета, в том числе и за счет заемных средств. Это позволяет сопоставлять размеры заимствования средств с величиной инвестиционных расходов.
Источник