Российским госбанкам будет все труднее найти внешние источники финансирования
Фото:
Fotolia/fuzzbones
С 31 июля все ведущие российские госбанки попали под санкции США и ЕС, запрещающие им привлекать долгосрочное финансирование на западных финансовых рынках. Портал Банки.ру разбирался, где теперь будут брать деньги главные кредитные организации страны и как это повлияет на российскую экономику.
31 июля Евросоюз опубликовал санкционный список российских банков. В нем оказались Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Внешэкономбанк и
Россельхозбанк. Об этом сообщается в «Официальном журнале ЕС». Несколько ранее, 17-го,
а затем 29 июля США ввели пакет санкций по отношению к ряду российских
компаний, среди которых ВТБ, Банк Москвы, Россельхозбанк, Газпромбанк и
ВЭБ. Санкции подразумевают запрет на долгосрочные займы сроком более 90 дней для этих российских банков.
По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», кредиты,
полученные от банков-нерезидентов сроком от одного года, у «Сбербанка» составляют на 1 июля этого года 7 391 714
тыс. рублей, у ВТБ – 9 504 796 тыс., у Газпромбанка – 15 374 645 тыс., у Россельхозбанка – 586 943 тыс., у Банка Москвы – 169 708
тыс. рублей. Как отметил директор по рейтингам кредитных институтов «Эксперта
РА» Станислав Волков, эти цифры отражают примерное состояние задолженности
перечисленных банков, так как еще некоторую часть составляют депозиты юрлиц.
В первой половине 2014 года по понятным причинам российские
банки не смогли привлечь значительных объемов долгосрочного финансирования с
внешних рынков. «По оценкам S&P, в
указанный период такие новые заимствования составили менее 10 миллиардов долларов, или менее 5% от общего объема иностранного заимствования российских
банков по состоянию на июль 2014 года», – говорит заместитель директора группы S&P «Финансовые институты» Наталья
Яловская.
Как подчеркивает главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова, санкции означают, что все
перечисленные банки будут испытывать проблемы с рефинансированием на глобальных
рынках и могут начать погашать все свои иностранные обязательства.
В свою очередь представители банков, попавших под санкции, уверяют, что урона бизнесу эти действия не нанесут. Как заявила член правления
Газпромбанка Екатерина Трофимова, Газпромбанк никогда не полагался на
инвесторов в США, так как все выпуски еврооблигаций не размещались среди
инвесторов в Соединенных Штатах. Также она заявила, что санкции не влияют на текущую
задолженность Газпромбанка: обслуживание
задолженности и торги на вторичном рынке проводятся в обычном режиме. «Ликвидность
и источники фондирования банка находятся на комфортном уровне, погашения
публичных заимствований, привлеченных на рынках капитала, предстоящие в 2014
году, были заранее профинансированы», – заверила Трофимова.
«Банк Москвы сориентирован на работу на внутреннем рынке, и от введенных
санкций бизнес банка никак не страдает. Фондирование за счет внешних
заимствований несущественно и не превышает 2% валюты баланса банка», –
комментируют в пресс-службе кредитной организации.
Как поясняет аналитик UFS IC Илья Балакирев, формально
секьюритизация не попадает под ограничения – так как происходит прямая продажа
активов, что не запрещено. Также возможно использование финансовых посредников,
например, в виде азиатских банков. Но, по мнению старшего директора по финансовым организациям Fitch
Ratings Александра Данилова, схемы с привлечением через посредников или
какие-то другие хитрости не пройдут, так как никто не будет рисковать, особенно
после того, как недавно BNP Paribas был оштрафован на несколько миллиардов долларов
за нарушение режима санкций против Кубы, Судана и Ирана. «Остается
возможность привлекать средства сроком до 90 дней, однако инвесторы могут
осторожничать, что как минимум приведет к росту стоимости таких заимствований», – говорит Илья Балакирев.
В этой ситуации может получиться так, что частные банки
увеличат привлечение средств из-за рубежа, которые потом будут занимать у них
госбанки, говорит начальник информационно-аналитической службы портала Банки.ру Вячеслав Путиловский. Только объем
потребностей госбанков существенно выше, чем возможности заимствований у частных
банков по оценке их финансового положения и размера бизнеса, отмечает он.
Сейчас большая часть внешних займов российских банков
приходится именно на инвесторов из Европы и США, а не из Азии, говорит Александр
Данилов из Fitch Ratings. Что касается «переключения» российских банков на азиатские
и восточные рынки, то, по мнению начальника аналитического управления Банка БКФ Максима Осадчего, для заимствований в серьезных объемах нужно
«приучить» азиатский рынок к российским заемщикам. На это нужны годы. Кроме
того, азиаты могут воспользоваться этой возможностью заработать, и капитал в
конечном итоге станет для российских банков, добавляет он.
Если рассматривать
гипотетическую ситуацию, при которой российским банкам будет вовсе
закрыт доступ к рынку внешнего финансирования, то банковская система даже в
таком случае сможет функционировать. Однако, говорит Илья Балакирев из UFS IC, многие
банковские продукты в отсутствии длинного фондирования, вероятно, станут
недоступными. «Например, «длинных» денег для поддержания рынка ипотеки внутри
страны так до сих пор и не появилось», – отмечает Максим Осадчий.
В целом по сектору, по данным Центробанка на 1 апреля 2014
года, внешние долгосрочные обязательства банковского сектора с госучастием сроком от одного года составляют 105 472 млн долларов. Год назад эта
цифра составляла 98 390 млн долларов. Внешние краткосрочные обязательства составили сроком
до года на 1 апреля 2014 года составили 28 530 млн долларов, а год назад –
24 517 млн. У частных банков внешние долгосрочные обязательства
составили на 1 апреля этого года 47 735 млн долларов, краткосрочные – 27 254
млн. Год назад объем долгосрочных обязательств составлял 49 779 млн
долларов, а краткосрочных – 29 945 млн.
Альтернативой заимствованию средств из-за рубежа может стать помощь Банка
России и Минфина. Как говорится в обзоре банковского сектора Института экономической политики им. Гайдара, суммарная задолженность банков перед монетарными властями на 1 июля этого года достигла 5,944 трлн рублей, из которых 5,369 трлн – кредиты и прочие средства Банка России и 575 млрд рублей депозиты Минфина. Это составляет 9,7% от
совокупных пассивов банковского сектора. Для сравнения: в начале 2009 года, в пик глобального экономического кризиса, этот
показатель был равен 12,3%. Руководство ЦБ неоднократно заявляло о том, что
регулятор готов оказать поддержку банкам, попавшим под санкции.
Как говорит Александр Данилов из Fitch Ratings, нынешний
уровень задолженности перед регулятором хотя и не критичен, но и нормальной такую
ситуацию, когда банки все больше зависят от денег ЦБ, не назовешь. «Внутреннее финансирование более дорогое и более короткое. Поскольку мы
говорим про замену внешних долгов, которые выражены в валюте, вся эта ситуация приведет к снижению
золотовалютных резервов ЦБ, которые являются подушкой безопасности для
кризисного периода. Благо, сейчас их достаточно», – отмечает аналитик Sberbank CIB Владимир Пантюшин.
Юлия ТИТОВА, Banki.ru
Источник
Внешние заимствования для региональных бюджетов, разрешенные с 2014 года, будут по-прежнему недоступны для большинства из них. Вчера премьер-министр Дмитрий Медведев закрыл дискуссию о критериях доступа к займам, введя последнее ограничение: региональные рейтинги не должны быть ниже, чем у страны. Всем требованиям удовлетворяет только Москва. После нее ближе всех к международным финансам, по мнению Минфина, оказался Ханты-Мансийский автономный округ. Эксперты полагают, что большинству регионов стоит задуматься не о внешних займах, а о секвестре своих бюджетов.
Постановление правительства «О требованиях к минимальному уровню кредитных рейтингов субъектов РФ», подписанное вчера премьер-министром Дмитрием Медведевым, завершило прошлогоднюю дискуссию о допуске регионов к международному рынку капитала. Согласно документу, обнародованному премьер-министром на вчерашней встрече с вице-премьерами, право на внешние займы имеют регионы, имеющие кредитный рейтинг на уровне суверенного рейтинга РФ как минимум от двух из трех международных агентств — Fitch, Moody`s или Standard & Poor`s. Сейчас РФ имеет долгосрочный рейтинг по шкале Standard & Poor`s на уровне BBB/A-2, по шкале Moody`s — на уровне Baa1, Fitch — на уровне ВВВ.
Таким образом, за время доработки постановления с ноября 2013 года (см. «Ъ» 18 ноября 2013 года) никаких послаблений регионам сделано не было, несмотря на все заявления губернаторов о нехватке средств для выполнения не только инвестпрограмм, но и майских указов президента. «Порядок достаточно жесткий, он не позволяет большому числу субъектов РФ немедленно приступить к программам внешних заимствований»,— констатировал первый вице-премьер Игорь Шувалов. В первую очередь правительство хочет быть уверено, «что эти субъекты будут проводить ответственную политику заимствований», объяснил он. Игорь Шувалов назвал лишь два субъекта, которые могут претендовать на внешние заимствования,— «это Москва и Санкт-Петербург», и еще «потенциально около пяти регионов могут участвовать в такой программе». В основных направлениях государственной долговой политики РФ на 2013—2015 годы, опубликованной на сайте Минфина, указано, что потенциал внешних заемщиков есть у Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), Ямало-Ненецкого автономного округа и Республики Башкортостан.
В Минфине «Ъ» вчера разъяснили, что полностью всем условиям доступа к международным финансовым рынкам обладает только Москва. У столицы есть все требуемые рейтинги для размещения на внешнем рынке как рублевых, так и валютных займов. Но кроме рейтинга, подчеркивают в Минфине, еще требуется доказать устойчивость бюджетной системы — трансферты из федерального бюджета не должны превышать 5% региональных доходов в течение двух лет. По мнению Минфина, действующие критерии позволят делать внешние заимствования в валюте и ХМАО. Но в рублях этот регион занимать не сможет: не хватает рейтинга. Петербург, по словам чиновника Минфина, удовлетворяет критерию по рейтингу, но требованиям бюджетной стабильности не соответствует. Впрочем, Игорь Шувалов сообщил, что Минфин будет следить за процессом выхода регионов на международный финансовый рынок и «при необходимости через три-четыре года мы должны будем, может быть, вернуться к тому, чтобы эти требования сделать несколько иными».
По мнению экспертов, кроме столицы и нефтяных регионов новый порядок никому использовать в интересах своих бюджетов не придется. По словам гендиректора Экономической экспертной группы Александра Андрякова, за десять лет запрета внешних займов «регионы перестали тянуть кредитные рейтинги, так как это довольно дорого». Но то, что регионы не смогут занимать, нормально, считает эксперт, так как в нынешних условиях это грозит им накоплением долга и большими проблемами. «В 2013 году регионы оказались в очень сложном положении из-за необходимости реализовывать президентские указы в ситуации экономической стагнации и сокращения доходов бюджетов»,— отмечает Андрей Чернявский из Центра развития ВШЭ. Возможность занимать за границей — путь поддержки сильнейших регионов, остальные же не могут помышлять даже о внутренних займах, говорит он. По данным министра финансов Антона Силуанова, дефицит региональных бюджетов за 2013 год вырос в 2,5 раза, до 700 млрд руб. «Для большинства из них источников финансирования дефицита нет. Ситуация с доходами будет не лучше, чем в 2013 году. На банки надежды нет. Остается секвестр»,— говорит господин Чернявский.
Петр НЕТРЕБА, Алексей ШАПОВАЛОВ
Источник
Не стоит делать ставку на форсированный рост банковского кредитования для развития экономики, предупреждают эксперты. Такой путь приведет к массированным зарубежным займам и снизит финансовую устойчивость всей системы, утверждают аналитики.
К таким выводам пришли участники экспертной группы по финансовому и банковскому сектору, работающие над обновлением стратегии социально-экономического развития страны до 2020 года. Финансово-банковскую часть документа, судя по их выступлениям, придется фактически писать заново. Правда, вопрос о том, где брать ресурсы для экономического роста, пока остается открытым.
Мощный рост банковского кредитования заложен в нынешнем варианте «Стратегии 2020». Его доля в ВВП, планировалось раньше, должна вырасти с 34 процентов в 2008 году до 80—85 процентов в 2020 году. Но внутренних ресурсов у банков для такого рывка нет, предупреждает директор Центра структурных исследований Института экономической политики им. Гайдара Алексей Ведев. Нефинансовый сектор в ближайшее десятилетие будет хроническим должником банков. Деньги населения на вкладах тоже не спасут. Их привлечение на длительный срок обходится слишком дорого. В такой ситуации у банков остается фактически единственный путь — вновь занимать за рубежом.
Между тем, именно активное привлечение банками ресурсов за рубежом стало причиной плачевного финансового состояния многих из них во время кризиса. Долг банковского сектора перед зарубежными кредиторами составлял почти 200 миллиардов долларов, общий долг частного сектора — около 500 миллиардов долларов. К этому привел «кредитный бум» 2006—2008 годов, соотношение кредитов к депозитам тогда доходило до 120 процентов, напоминает Ведев. По расчетам эксперта, если бы в предкризисные годы удалось избежать такого перегрева, мы бы пожертвовали примерно 2 процентами роста ВВП, но и частный внешний долг оказался бы в два раза меньше. Будущую модель он предлагает строить на сбалансированном росте и умеренном, до 65 процентов к ВВП, увеличении банковского кредитования.
При этом банки следует ограничить во внешнем кредитовании, развивает идею коллеги директор Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии Сергей Моисеев. Доля внешних заимствований в пассивах банков уже приближается к докризисному уровню, следует из данных ЦБ, — по состоянию на 1 января этот показатель составил 13,2 процента, тогда как годом раньше равнялся 11,7 процента. Центробанк удерживает активность банков на рынке внешнего долга через ставку отчислений по резервам по обязательствам перед нерезидентами. С конца прошлого года она повышалась дважды. Но параллельно эта норма сжимает ликвидность, напоминает Моисеев. Чтобы ограничения не сказывались на внутреннем рынке, можно ввести фиксированную планку отношения внешних займов к активам либо к собственному капиталу банков. Пока, правда, объем внешних займов не приблизился к опасной планке, которая находится примерно на уровне 30 процентов к пассивам, оценивает Моисеев.
Мы слишком рано пришли к либерализации внешних отношений, а во время кризиса столкнулись с тем, что «дочки» иностранных банков выводили деньги в материнские структуры, признает первый зампредседателя Банка России Геннадий Меликьян. Именно он предупреждал банки об опасности массированных внешних займов накануне кризиса. Однако введение нормативов по заимствованиям сейчас уже невозможно, это будет шагом назад, возражает экспертам Меликьян. Доработки, полагает он, требует и предлагаемая экспертами модель сбалансированного роста. О сбалансированном росте сейчас говорят все центробанки мира, напоминает он. Но каким должен быть баланс? В Китае активы банковского сектора к ВВП составляют 250 процентов, в России — 76 процентов. Мы можем двигаться в рамках сбалансированной модели, но тогда за счет догоним другие страны, спрашивает первый зампред ЦБ.
Елена КУКОЛ
Источник
Банк России предлагает дестимулировать внешние заимствования для российских компаний и банков, ужесточив налогообложение операций по привлечению кредитных средств из-за рубежа. Если до кризиса компании могли освобождать от налогообложения до 15% от стоимости валютных заимствований, а с сентября прошлого года — 22%, то с нового года ЦБ предлагает освобождать от налога всего 3%. Российские банки не смогут заместить для компаний зарубежные займы, предупреждают эксперты. К тому же, по оценкам аналитиков, занимать на Западе все равно будет дешевле.
Вчера глава департамента операций на финансовых рынках ЦБ Сергей Швецов, выступая на заседании рабочей группы в Госдуме, заявил, что процентные ставки по иностранным заимствованиям, относимые на расходы, нужно уменьшить в разы. «В Налоговом кодексе есть норма, которая позволяет относить 15% годовых в ставке по иностранным заимствованиям на себестоимость,— сказал господин Швецов.— Раньше она была в два раза больше, чем ставка по рублям, которую можно относить на себестоимость». До кризиса компании могли относить на расходы, то есть освобождать от налогообложения, до 15% от ставки валютных заимствований и до 1,1 ставки рефинансирования ЦБ от ставки по рублевым заимствованиям, напоминает партнер компании «ФБК-Право» Александр Сотов. «После того как грянул кризис, компаниям сделали послабления,— говорит он.— С 1 сентября 2008 до конца 2009 года на себестоимость было разрешено относить до 22% по займам в валюте». Если с 2010 года «этот параметр будет не 15%, а 3%, то это будет некое экономическое обременение на привлечение капитала из-за пределов нашей Родины»,— цитирует господина Швецова агентство Reuters.
Прежде чем вводить ограничение, стоит оценить, готов ли внутренний рынок заместить иностранные займы. «Внутри России невозможно найти длинные деньги по приемлемым ставкам — такие ресурсы можно привлечь только у государства,— считает старший партнер БДО Антон Ефремов.— Но это предполагает участие представителей правительства в совете директоров, и не все частные компании и банки готовы к этому». «Российские банки вряд ли способны обеспечить сейчас кредитными ресурсами реальный сектор, если тот откажется от внешних заимствований»,— согласен господин Сотов.
Внешний долг российских компаний на 1 октября составляет, по данным ЦБ, $303,5 млрд, из них большая часть кредиты — $237 млрд. Долг банковского сектора — $137 млрд. Это немногим меньше, чем объем внутренней задолженности банков и предприятий: объем корпоративных кредитов, выданных российскими банками, достиг 12,8 трлн руб. ($435 млрд), объем корпоративных рублевых облигаций — 458 млрд руб. ($15,5 млрд). Кредиты банковскому сектору — 2,7 трлн руб. ($91 млрд), рублевые долговые заимствования банков — 186 млрд руб. ($5,3 млрд).
Впрочем, эксперты убеждены, что, несмотря на налоговые ограничения, компании не откажутся от иностранных заимствований. Как подсчитал аналитик компании «ВТБ Капитал» Михаил Галкин, если на себестоимость будет относиться только 3% от ставки привлечения (сейчас она составляет около 7—8% для первоклассных заемщиков), то это увеличит эффективную ставку займа примерно на 1%. А рублевый долг для них сейчас стоит в среднем 11—12%, что все равно дороже. «Российским компаниям-экспортерам сам бог велел иметь валютные заимствования — это разумно с точки зрения их валютных рисков,— говорит господин Галкин.— А компании, генерирующие рублевую выручку, и без всяких ограничений отказались от внешних займов». Например, МТС и «Вымпелком» задекларировали цель заменить валютные заимствования на рублевые, напоминает эксперт.
Наталья БИЯНОВА
Источник