Содержание
1. Классификация государственных займов. Управление государственным долгом.
2. Виды страхования: социальное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательского кризиса.
3. Сущность и функции кредита.
4. Литература
Классификация государственных займов. Управление государственным долгом.
Государственный кредит: существует несколько понятий.
Государственный кредит — это одна из форм привлечения государством денежных ресурсов для выполнения своих функций.
Государственный кредит — это часть системы государственных финансов. Так как государство почти всегда нуждается в привлечении дополнительных денежных ресурсов, а объем налогов и других доходов в системе государственного бюджета ограничен, то систему безвозмездной передачи ресурсов (сбор налогов и т. п.) государство дополняет привлечением средств на возвратных началах — в форме государственного кредита: внутреннего и внешнего.
Современное государство одновременно является и должником и кредитором.
Являясь мощным экономическим агентом, располагающим огромными средствами, государство одновременно и берет взаймы и дает взаймы другим государствам и заемщикам в иностранных государствах (юридическим и физическим лицам), т. е. выступает в роли заемщика и кредитора. В реальной жизни государство чаще всего − заемщик. Кроме того, государство выступает как гарант возврата займов экономическими субъектами, в деятельности которых государство заинтересовано.
Государственный кредит — это средство регулирования государством экономического развития, он имеет важное значение для регулирования денежного обращения, определения уровня процентных ставок и валютного курса. Государственный долг и государственный кредит — следствие бюджетного дефицита. При нехватке собственных доходов для покрытия дефицита госбюджета государство располагает двумя источниками его восполнения: дополнительным выпуском денег в обращение, что порождает инфляцию, и привлечением заемных ресурсов от граждан, предприятий, организаций данного государства и иностранных государств.
Необходимость государственного кредита заложена объективно в возможности несбалансированности доходов и расходов государства (дефицит госбюджета), которая покрывается привлечением заемных средств.
Инфляция и государственный долг — два пути погашения дефицита государственного бюджета.
Небольшой дефицит госбюджета — встроенный стимул экономического роста в рыночной экономике.
Закономерен вопрос: а нужно ли вообще финансировать дефицит госбюджета? Ведь в небольших размерах дефицит бюджета стимулирует экономическую деятельность и рост национального хозяйства (кейнсианская модель экономики). Но бюджетный дефицит полезен лишь в малых, гомеопатических дозах. В остальных случаях (при стойкой тенденции к его росту) необходимо его регулировать. Выпуск денег в обращение всегда инфляционен. Если он не соответствует реальному росту воспроизводства, то государственные займы становятся основным регулятором дефицита госбюджета.
Государственный внутренний долг возникает в виде займов государства у частных лиц (граждан) и у юридических лиц (предприятий и организаций).
Основной регулятор дефицита госбюджета — государственные займы (внутренние и внешние).
Понятие и формы государственного кредита:
Государственный кредит как экономическая категория — система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая категория — это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т. е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.
В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:
· по срокам действия долговые обязательства РФ могут носить:
· краткосрочный характер (до 1 года);
· среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет);
· долгосрочный характер (от 5 до 30 лет).
Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (закон РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге РФ»);
По праву эмиссии они делятся на:
· выпускаемые центральным правительством;
выпускаемые правительствами национально-государственных- и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом;
по признаку субъектов-держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:
1 только среди населения;
2 только среди юридических лиц;
3 как среди юридических лиц, так и среди населения;
по форме выплаты доходов займы могут делиться на:
· процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;
· выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;
· беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.
по методам размещения делятся на:
1 добровольные;
2 размещаемые по подписке;
3 принудительные.
Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.
По форме займы могут быть облигационными и без-облигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Без-облигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.
Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.
Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.
На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки — вторичную реализацию. Таким образом, происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством без-инфляционных денежных средств.
Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, т. е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.
Виды государственных кредитов и займов
Для выполнения своих функций и обеспечения устойчивости финансовой системы государство привлекает кредиты, а также выдает займы. Эта деятельность государства объединяется в широкое понятие — государственный кредит.
Государственный кредит — отношения, по которым Российская Федерация является либо кредитором, либо заемщиком, либо гарантом. Государственные кредиты могут быть предоставлены российским юридическим и физическим лицам, иностранным государствам, иностранным юридическим и физическим лицам, международным организациям.
В основном государство не предоставляет, а получает займы. Государственный заем — передача в собственность Российской Федерации денежных средств, которые Российская Федерация обязуется возвратить с уплатой процента на сумму займа. Заем позволяет решать проблему временной нехватки бюджетных доходов.
Кредит также используется в сфере межбюджетных отношений.
Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление юридическим лицам средств на возвратной и возмездной основах. Бюджетный кредит надо отличать от бюджетной ссуды.
Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Предоставление кредита оформляется кредитным договором.
Условиями кредитного договора непременно являются:
погашение, возникающее по кредитному договору обязательно в согласованный срок;
· обеспеченность кредита;
· размер процентной ставки.
Через кредитные отношения обеспечивается перераспределение кредитных ресурсов.
Результат государственных займов — появление государственного долга. Он бывает внутренним и внешним.
Внутренний государственный долг играет важную роль в макроэкономическом регулировании, в частности, в регулировании процентных ставок и денежного обращения. В балансах центральных банков всех стран основной актив составляют государственные ценные бумаги — один из видов государственного долга.
Центральные банки приобретают государственные ценные бумаги на вторичном рынке и, учитывая их в своих активах, отражают в пассивах денежную эмиссию, а точнее — рост денежной базы. Так происходит монетизация государственного внутреннего долга. Это означает, что именно государственный долг становится обеспечением эмитируемых денег.
Монетизируется именно государственный долг, потому что невозможно монетизировать частный долг. Но такие предложения делаются. В частности, Ф. Хайеком выдвинута теория частных денег. Она предлагает отмену монополии государства на выпуск денег и разрешение частным фирмам эмитировать собственные деньги. Эта теория была поддержана М. Фридменом, хотя она полностью противоречит количественной теории.
Проценты по государственным займам выступают макроэкономическим регулятором экономики. Если государство привлекает в качестве займов слишком большой объем кредитных ресурсов, предлагая высокий процент, то происходит общее повышение процентных ставок. Это негативно отражается на предпринимательской деятельности.
Государственные займы могут быть оправданы лишь в случае, если они эффективно используются. Например, если на привлеченные государством средства строится железная или автомобильная дорога, способная быстро окупиться. Но если займы используются неэффективно, бремя их выплаты ложится на налогоплательщиков, причем не только ныне живущих, но и последующих поколений.
Поэтому накапливание государственного долга — это моральная проблема. Увеличивая долг, одно поколение перекидывает свои проблемы на другое и живет за его счет.
Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредита. При получении банковского или коммерческого кредита обеспечением служат конкретные ценности: ценные бумаги, товары на складе, станки и оборудование. Обеспечением государственных займов является государственная собственность.
Поэтому при объявлении государственного банкротства (дефолта) может подлежать аресту находящееся за границей государственное имущество, но за исключением имущества посольств.
Аресту могут быть подвергнуты здания торговых представительств, а также банковские счета всех компаний, в которых есть доля государства.
Государственный кредит, предоставляемый юридическим и физическим лицам, благоприятно воздействует на уровень производства и занятость. Во многих странах используются государственные гарантии кредитов, предоставляемых экспортерами для расширения сбыта своей продукции.
Так же существует государственный внутренний кредит, состоит из займов государства у:
· физических лиц;
· юридических лиц
Внутренний госкредит представлен следующими формами:
1 госзаймы путем эмиссии ценных бумаг;
2 кредиты центрального банка;
3 кредиты коммерческих банков и предприятий.
Государственные внутренние займы классифицируются по следующим признакам:
· по праву эмиссии или по субъектам заемных отношений займы делятся на размещаемые центральными и местными органами власти;
· по признаку держателей ценных бумаг на: реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные;
· в зависимости от характера или формы выплачиваемого дохода на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном;
· по срокам погашения займы подразделяются на: краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);
· в зависимости от обеспечения гособязательства делятся на закладные и беззакладные;
· в зависимости от метода определения дохода гособлигации делятся на облигации с твердым и переменным доходом;
· в зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа гособлигации могут быть обязательствами с правом долгосрочного погашения и без права долгосрочного погашения;
· в зависимости от обращения на открытом рынке государственные долговые бумаги делятся на рыночные и нерыночные.
Государственные долговые обязательства или ценные бумаги формируют госдолг страны и составляют особый сегмент фондового рынка — рынок государственных ценных бумаг. Существенная особенность государственных ценных бумаг — сочетание в них всех свойств инструментов фондового рынка с одновременными характеристиками, присущими государственному регулирующему макроэкономическому инструменту. Государственные долговые бумаги представлены в основном облигациями. В целом на фондовом рынке соотношение обращающихся акций и облигаций составляет 1:0,9.
Государственные ценные бумаги подразделяются на группы в зависимости от следующих факторов (критериев):
· эмитент: центральное правительство; муниципалитеты; госпредприятия; правительственные финансовые корпорации;
· срочность: краткосрочные казначейские векселя; среднесрочные ноты; долгосрочные облигации);
· держатель: предъявительские и именные;
метод выпуска: документарные (наличная форма); бездокументарные (безналичная форма);
цель выпуска: покрытие дефицита госбюджета соответствующего уровня; финансирование инвестиционных проектов; финансирование социальных программ;
формы выплаты дохода: выигрышные, процентные, дисконтные;
способ размещения: проведение аукционов; открытая продажа; индивидуальное размещение.
Облигация — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник
Государственный долг – это вся сумма накопленных обязательств государства за определенный период или на определенную дату. Различают внутренний и внешний государственный долг.
Внутренний государственный долг – это обязательства государства перед резидентами страны.
Внешний государственный долг – это обязательства государства перед нерезидентами страны.
Управление государственным долгом – совокупность действий государства по направлениям:
- определение соотношения между различными видами долговой деятельности (государственные заимствования, кредиты, гарантии);
- определение структуры видов долговой деятельности по срокам и доходности;
- разработка механизма построения конкретных государственных займов, кредитов и гарантий;
- установление порядка выпуска и обращения государственных займов;
- определение порядка предоставления и возврата государственных кредитов, предоставления государственных гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним.
Задачи управления государственным долгом:
- удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без причинения значительного ущерба финансированию программы социально-экономического развития;
- сохранение у российского государства репутации первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;
- обеспечение стабильности и предсказуемости рынка государственных заимствований;
- обеспечение целевого использования государственных заимствований;
- диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода с целью удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;
- учет интересов различных групп инвесторов, в том числе участвующих в проведении пенсионной реформы, путем развития нескольких сегментов рынка государственных ценных бумаг;
- повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженной в государственных ценных бумагах;
8. оптимизация стоимости заимствований и платежного графика с целью снижения кредитных рисков и обеспечения возможности гарантированного выполнения Минфином РФ обязательств по погашению и обслуживанию ГД РФ независимо от состояния бюджета;
- обеспечение отлаженности механизма взаимодействия всех уровней власти на долговом рынке страны;
- дальнейшее сокращение внешнего долга, в том числе путем его досрочного погашения;
Управление государственным долгом подразделяется на стратегическое и оперативное. Стратегическое управление ГД включает:
· решение перспективных вопросов развития рынка государственного долга при подготовке проектов бюджетов на всех уровнях бюджетной системы. Так, ежегодно в законе о федеральном бюджете Федеральное собрание, Президент РФ, исполнительные органы власти устанавливают предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долгов, предельные размеры государственных внутренних и внешних заимствований и гарантий, принимают специальные программы по ГД.
Оперативное управление ГД осуществляется Правительством РФ в лице Минфина РФ и ЦБ РФ путем следующих действий:
· определение генеральных условий выпуска отдельных займов;
· определение порядка эмиссии и обращения долговых обязательств, времени выпуска очередного займа и условий его функционирования;
· организация первичного размещения государственных ценных бумах с и их последующего обращения на вторичном рынке;
· погашение долговых обязательств;
· предоставление государственных кредитов и гарантий;
· осуществление контроля за участниками долгового рынка.
Обслуживание внутреннего ГД осуществляет Центральный банк РФ, внешнего – Внешэкономбанк. Их деятельность на долговом рынке строится на основе специальных соглашений с Минфином РФ.
Этапы управления ГД:
1. Обоснование предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, государственных заимствований и гарантий, специальных долговых программ;
2. Разработка программы эмиссии государственных ценных бумаг и определение параметров предстоящих заимствований – сроков обращения, уровня вероятной доходности, порядка выплаты доходов, порядка размещения и др.;
3. Размещение облигаций и регулирование котировок по государственным долговым обязательствам на вторичном долговом рынке;
4. Антикризисное управление – проведение мероприятий по управлению проблемными долгами и разрешению кризисных долговых ситуаций;
5. Исполнение графиков платежей по обслуживанию и погашению ГД.
Методы управления ГД:
1. Административные методы ‑ одностороннее принятие эмитентом управленческого решения по долгу без получения предварительного согласия кредиторов. К административным методам относятся:
а) конверсия – преобразование внешней задолженности в другие виды обязательств, менее обременительные для экономики страны. В счет долга страна-должник предлагает кредитору:
· погашение внешней задолженности товарными поставками;
· выкуп долгов правительством на рублевые средства с последующим направлением их на инвестиции;
· обмен долга на обязательства третьих стран;
· обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий;
· приобретение в счет долга недвижимости, средств производства.
Два последних метода имеют негативное значение для экономики страны, поскольку доля иностранного капитала в национальной экономике увеличивается, а реального поступления денежных средств не происходит.
б) консолидация – объединение кратко- и среднесрочной задолженностей и преобразование их в долгосрочную задолженность. По вновь полученной задолженности осуществляется только периодическая выплата процентов, погашение основной суммы долга отодвигается на длительный срок;
в) унификация – объединение нескольких ранее выпущенных займов в одном новом займе;
г) отсрочка погашения долга;
д) списание долга – сокращение суммы основного долга;
е) аннулирование долга;
ж) рефинансирование долга – выпуск новых займов с целью погашения уже имеющихся займов.
2. Рыночные методы – применяются посредством осуществления переговорного процесса между должником и кредитором с целью принятия совместного управленческого решения по долгу. К рыночным методам относятся:
а) реструктуризация – основанный на соглашении пересмотр сроков и порядка погашения долга;
б) новация – частный случай реструктуризации, заключающийся в замене по соглашению сторон первоначальных долговых обязательств новыми с установлением иных условий обслуживания долга и сроков его погашения. Новация долга проводилась в РФ по обязательствам государства в форме ГКО-ОФЗ, выплаты по которым были прекращены в августе 1998 г. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 12.12.1998 г. «О новации по государственным ценным бумагам» замороженные долговые обязательства государства обменивались на новые обязательства в пропорции: на 70% суммы новых обязательств выдавались облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) со сроками обращения 4 и 5 лет и размером купонного дохода от 10 до 30% годовых, на 20% ‑ облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) со сроком обращения 3 года и нулевым купонным доходом, на 10% ‑ денежные средства. Более привлекательные условия новации были предложены организациям, которым федеральными органами власти устанавливался норматив вложения средств в государственные ценные бумаги. Они имели право получить 30% от суммы новых обязательств денежными средствами с уменьшением доли ОФЗ-ФД до 50%. Физические лица-резиденты, ФОМС и некоммерческие организации имели право получить всю сумму погашения в денежной форме в сроки, установленные при выпуске принадлежавших им облигаций;
в) секъюритизация (метод кредитора) – замена части долговых денежных обязательств ценными бумагами.
Тема 11. Местные финансы
Экономическая сущность местных финансов. Принципы функционирования местных финансов: самостоятельности, финансовой государственной поддержки, единства. Источники формирование доходной базы местных бюджетных и внебюджетных фондов. Собственные и регулирующие доходы местных бюджетов. Расходные полномочия муниципальных органов власти. Фонд финансовой поддержки муниципальных образований в субъекте Российской Федерации как механизм межбюджетного перераспределения ресурсов. Формирование финансовых ресурсов в свободных экономических зонах, ЗАТО.
Экономическое содержание местных финансов
Местные финансы ‑ совокупность экономических отношений, возникающих между муниципальными органами власти и экономическими субъектами в процессе формирования и использования средств местного бюджета, целевых бюджетных и внебюджетных фондов, муниципальных предприятий.
Законодательное регулирование местных финансов осуществляется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», другими федеральными законами, уставами и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправления.
В Приморском крае финансовые основы местного самоуправления определены Законом Приморского края «О местном самоуправлении в Приморском крае» от 09.02.1996 г. № 28-КЗ (см. Приложение 2).
Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» определены принципы функционирования местных финансов: самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти. Права собственника в отношении средств местного бюджета осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или, непосредственно, населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Представительные органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией РФ и бюджетной классификацией субъекта РФ. В случае, если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование финансовых средств муниципального образования до утверждения местного бюджета производится по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере одной двенадцатой суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен. Органы местного самоуправления публикуют сведения об исполнении местного бюджета за истекший финансовый год.
Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 1585 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник