Займы могут предоставляться по ставке не выше 2,25% годовых. Деньги можно тратить на выплату зарплаты, исполнение договоров по 44-ФЗ, 223-ФЗ, а также договоров, обеспечивающих проведение капремонта МКД и их строительство по ДДУ.
Цели предоставления займа
Заем у СРО можно получить:
-на выплату зарплаты;
-покупку стройматериалов, конструкций, оборудования для исполнения договоров подряда;
-уплату вознаграждения банку за предоставление новой или внесение изменений в действующую гарантию, обеспечивающую договор подряда.
Договоры подряда, под которые можно получить заем, должны отвечать трем критериям.
1. Предмет договора:
подготовка проектной документации;
инженерные изыскания;
строительство, реконструкция, капремонт, снос объектов капстроительства;
сохранение объектов культурного наследия.
2. Дата заключения договора — до 1 апреля.
3. Основания заключения договора:
публичные закупки по законам N 44-ФЗ или N 223-ФЗ;
закупки в целях обеспечения ремонта МКД по постановлению N 615;
выполнение работ для строительства МКД или иных объектов недвижимости по Закону о ДДУ.
Важный момент: получение займов у СРО — временная мера поддержки. Заключить договор можно до конца текущего года.
Сумма займа, срок, процентная ставка
Максимальную сумму займа определит сама СРО согласно лимиту, установленному правительством.
Предельный срок предоставления займа зависит от его цели:
выплата зарплаты, переоформление или изменение банковских гарантий — 1 год со дня заключения договора займа;
покупка стройматериалов, конструкций, оборудования для исполнения договора подряда — не позднее пяти рабочих дней со дня окончания срока исполнения обязательств, предусмотренного договором подряда.
Размер процентов за пользование займом не может превышать половины ключевой ставки ЦБ РФ на день выдачи займа. Напомним, текущий размер ставки составляет 4,5%, значит, предельный размер процентов — 2,25.
Пакет документов, необходимый для получения займа
1. Справка за подписью уполномоченного лица заемщика о том, что на 1 апреля не было долгов по зарплате.
2. Справка из налоговой о наличии или отсутствии задолженности по состоянию на 1-е число месяца, в котором представляются документы. Максимально допустимый размер задолженности для получения займа составляет 300 тыс. руб.
3. Копия бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год.
4. Справка о том, что нет неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики:
у учредителей (участников) организации-заемщика или членов коллегиального исполнительного органа;
руководителя организации;
управляющего или руководителя управляющей организации (если им переданы полномочия по управлению заемщиком).
Справка может быть предоставлена не сразу, но в любом случае до заключения договора займа.
5. Сведения о том, что вышеперечисленные лица не привлекались к субсидиарной ответственности в делах о банкротстве.
6. Договор об открытии банковского счета, на который СРО перечислит сумму займа.
Требования к договору:
счет должен быть открыт в том же банке, в котором СРО разместила средства компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
предусматривается отказ банка в списании денег со счета в пользу третьих лиц, если поступило соответствующее уведомление от СРО;
предусматривается списание денег на счет, на котором размещены средства компенсационного фонда (спецсчет СРО), если СРО потребовала досрочно вернуть заем и проценты по нему.
7. Трехсторонние соглашения между заемщиком, банками, в котором открыты его счета, и банком, в котором открыт спецсчет СРО, о списании денег со счетов заемщика по требованию СРО.
8. Справка из налоговой о банковских счетах заемщика.
9. План расходования займа. В плане должны быть указаны цели использования займа и лица, которым будут перечисляться заемные средства.
10. Документ, подтверждающий обеспечение возврата займа хотя бы одним из трех способов:
поручительство;
залог имущества, стоимость которого минимум на 30% превышает сумму займа;
уступка прав требования денежных средств по договорам подряда на сумму займа.
11. Договоры подряда и документы, подтверждающие объем выполненных по ним работ (при наличии).
Отметим, что есть еще несколько требований к заемщикам:
не находиться в реестрах недобросовестных поставщиков по законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ;
не находиться в стадии ликвидации, внешнего управления, конкурсного производства;
не иметь административного наказания в виде приостановления деятельности. Скорее всего, подразумевается отсутствие приостановления деятельности на момент предоставления займа.
Какие-либо документы, подтверждающие соответствие данным требованиям, подавать не требуется.
Контроль за использованием заемных средств
Заемщик обязан:
ежемесячно предоставлять в СРО документы, подтверждающие целевое использование заемных средств, а также справку из налоговой о своих банковских счетах на последний день месяца, предшествующего отчетному;
по запросу СРО в пятидневный срок направлять дополнительную информацию об использовании заемных средств и подтверждающие документы, выписки с банковского счета.
Документ:
Постановление Правительства РФ от 27.06.2020 N 938
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗАЙМОВ ЧЛЕНАМ
САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ
ПО ТАКИМ ЗАЙМАМ
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 июня 2020 г. N 938
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗАЙМОВ ЧЛЕНАМ
САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ
ПО ТАКИМ ЗАЙМАМ
1. Настоящее Положение определяет предельные размеры займов для одного члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств таких саморегулируемых организаций (далее соответственно — заем, саморегулируемая организация, компенсационный фонд), предельные значения процентов за пользование такими займами, предельный срок их предоставления, цели их предоставления, требования к членам саморегулируемых организаций, которым могут быть предоставлены указанные займы, и порядок контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам.
2. Предельные размеры займов для одного члена саморегулируемой организации не могут превышать 15 процентов от 50 процентов средств компенсационного фонда при условии, что выдача таких займов не приводит к снижению размера средств компенсационного фонда ниже его размера, определяемого на день принятия саморегулируемой организацией решения о предоставлении суммы займа исходя из фактического количества членов саморегулируемой организации и уровня их ответственности по обязательствам.
3. Предельные значения процентов за пользование займами не могут превышать 1/2 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день выдачи займа.
4. Заем может быть предоставлен на следующие цели:
а) выплата заработной платы работникам члена саморегулируемой организации;
б) приобретение строительных материалов, конструкций, оборудования для выполнения по заключенным до 1 апреля 2020 г. договорам (контрактам) работ по подготовке проектной документации и (или) инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с федеральными законами «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. N 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», а также для выполнения указанных работ по договорам, заключенным в целях строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — договор подряда);
в) уплата вознаграждения банку за предоставление новой банковской гарантии или внесение изменений в ранее выданную банковскую гарантию, обеспечивающих исполнение обязательств подрядчика по договорам подряда.
5. Предельный срок предоставления займа не может составлять более 1 года со дня заключения договора о предоставлении займа (далее — договор займа), а в случае, если заем предоставлен на цели, предусмотренные подпунктом «б» пункта 4 настоящего Положения, — более 5 рабочих дней со дня указанного в договоре подряда срока исполнения обязательств по нему.
6. Заем предоставляется при условии соответствия члена саморегулируемой организации следующим требованиям:
а) член саморегулируемой организации не имеет задолженности по выплате заработной платы по состоянию на 1 апреля 2020 г.;
б) член саморегулируемой организации не имеет по состоянию на 1-е число месяца, в котором подается заявка на получение займа (далее — заявка), задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации, превышающей 300000 рублей;
в) член саморегулируемой организации — юридическое лицо не находится в состоянии ликвидации и не имеет решения суда о введении в отношении его внешнего управления или о продлении срока такого внешнего управления либо решения суда о признании его несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
г) член саморегулируемой организации не имеет административного приостановления его деятельности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
д) член саморегулируемой организации не находится в реестрах недобросовестных поставщиков, ведение которых осуществляется в соответствии с федеральными законами «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
е) учредители (участники) или члены коллегиального исполнительного органа, единоличный исполнительный орган члена саморегулируемой организации — юридического лица, а в случае передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему — единоличный исполнительный орган управляющей организации или управляющий не имеют непогашенную или неснятую судимость за преступления в сфере экономики;
ж) учредители (участники) или члены коллегиального исполнительного органа, единоличный исполнительный орган члена саморегулируемой организации — юридического лица, а в случае передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему — единоличный исполнительный орган управляющей организации или управляющий не привлекались к субсидиарной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;
з) представлено обязательство об обеспечении исполнения обязательств заемщика по договору займа одним или несколькими из следующих способов:
залог имущества стоимостью, превышающей сумму займа не менее чем на 30 процентов;
уступка права требования денежных обязательств по договорам подряда на сумму запрашиваемого займа;
поручительство учредителей (участников), единоличного исполнительного органа заемщика — юридического лица, поручительство иных лиц;
и) член саморегулируемой организации имеет заключенный с кредитной организацией, в которой предоставляющей заем саморегулируемой организацией размещены средства компенсационного фонда, договор банковского счета, предусматривающий:
отказ кредитной организации в списании денежных средств с банковского счета заемщика в пользу третьих лиц в случае получения кредитной организацией уведомления саморегулируемой организации, предоставившей заем, об осуществлении отказа в списании денежных средств;
списание денежных средств на специальный банковский счет, на котором размещены средства компенсационного фонда (далее — специальный банковский счет саморегулируемой организации), в случае направления саморегулируемой организацией заемщику и в кредитную организацию требования о досрочном возврате суммы займа и процентов за пользование займом;
к) член саморегулируемой организации имеет заключенные трехсторонние соглашения с кредитной организацией, в которой открыт специальный банковский счет саморегулируемой организации, и кредитными организациями, в которых членом саморегулируемой организации открыты банковские счета, о списании с данных банковских счетов суммы займа и процентов за пользование займом в пользу саморегулируемой организации на основании предъявленного саморегулируемой организацией требования о списании суммы займа и процентов за пользование займом;
л) член саморегулируемой организации имеет план расходования займа с указанием целей его использования, соответствующих пункту 4 настоящего Положения, и лиц, в пользу которых будут осуществляться платежи за счет средств займа;
м) член саморегулируемой организации представил следующие документы, подтверждающие его соответствие указанным требованиям:
справка об отсутствии задолженности по выплате заработной платы работникам члена саморегулируемой организации — юридического лица по состоянию на 1 апреля 2020 г., подписанная уполномоченным лицом члена саморегулируемой организации;
справка налогового органа о задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации, по состоянию на 1-е число месяца, в котором представляются документы;
справка о наличии (отсутствии) непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики у лиц, указанных в подпункте «е» пункта 6 настоящего Положения (в случае отсутствия такой справки на день подачи документов она может быть представлена до подписания саморегулируемой организацией договора займа);
копии бухгалтерской (финансовой) отчетности за год, предшествующий году подачи документов;
сведения о наличии (отсутствии) привлечения к субсидиарной ответственности лиц, указанных в подпункте «ж» пункта 6 настоящего Положения;
обязательство об обеспечении исполнения обязательств заемщика по договору займа, указанное в подпункте «з» пункта 6 настоящего Положения;
договор банковского счета, указанный в подпункте «и» пункта 6 настоящего Положения;
соглашения, указанные в подпункте «к» пункта 6 настоящего Положения;
справка налогового органа об открытых банковских счетах заемщика в кредитных организациях;
договоры подряда с приложением документов, подтверждающих объем выполненных по таким договорам работ (при наличии);
план расходования займа с указанием целей его использования, соответствующих пункту 4 настоящего Положения, и лиц, в пользу которых будут осуществляться платежи за счет средств займа.
7. Контроль за использованием средств займа осуществляется саморегулируемой организацией, предоставившей такой заем.
В целях контроля саморегулируемой организацией соответствия производимых заемщиком расходов целям получения займа заемщик направляет в саморегулируемую организацию:
ежемесячно — документы, подтверждающие соответствие использования средств займа условиям договора займа, и справку налогового органа об открытых банковских счетах заемщика в кредитных организациях на последний день месяца, предшествующего отчетному;
в 5-дневный срок со дня получения соответствующего запроса саморегулируемой организации дополнительную информацию о расходах, произведенных за счет средств займа, с приложением подтверждающих документов, а также выписки с банковского счета заемщика, выданной кредитной организацией.
В случае выявления саморегулируемой организацией несоответствия производимых заемщиком расходов целям получения займа саморегулируемая организация направляет уведомление в кредитную организацию, в которой открыт банковский счет заемщика, на который зачислена сумма займа, об осуществлении отказа в списании денежных средств с данного банковского счета в пользу третьих лиц и направляет заемщику требование о досрочном возврате суммы займа и процентов за пользование займом. В случае невыполнения заемщиком данных требований саморегулируемая организация обращается в кредитные организации, указанные в подпункте «к» пункта 6 настоящего Положения, с требованием о списании суммы займа и процентов за пользование займом с банковских счетов заемщика на специальный банковский счет саморегулируемой организации.
8. Саморегулируемая организация направляет в Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, либо в Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство:
решения о предоставлении займов и копии документов, представленных в соответствии с подпунктом «м» пункта 6 настоящего Положения, — в течение 3 рабочих дней со дня принятия таких решений;
сводный отчет о движении денежных средств на банковском счете заемщика по каждому договору займа, выписки по банковскому счету заемщика, выданные кредитной организацией, и информацию о соответствии производимых заемщиком расходов целям получения займа — ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.
Ваши проблемы наша работа!
Правовой анализ ваших проблем — бесплатно!
Скорый правовой совет пиши zacuju@mail.ru
Источник
Продолжаем изучать правовые коллизии, которые уже возникли и еще будут возникать при реализации права СРО выдавать займы из средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.
Часть 3: Выдача займа является размещением КФ ОДО?
Частью 5 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ определен исчерпывающий перечень случаев перечисления кредитной организацией средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. Предоставление саморегулируемыми организациями займов своим членам за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств может подпадать только под пункт 2 указанной части: размещение средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в целях их сохранения и увеличения их размера.
Таким образом, в постановлении Правительства РФ должно быть четко регламентировано, что предоставление саморегулируемыми организациями займов своим членам за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств является размещением средств такого компенсационного фонда в целях их сохранения и увеличения их размера. В случае отсутствия указанной записи под размещением средств компенсационного фонда ОДО следует понимать размещение средств на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 55.16-1 ГрК РФ) или, в противном случае, под размещением будет пониматься любая операция по любой сделке с компенсационным фондом ОДО: понятие «размещение» в законодательстве отсутствует, а инвестирование средств КФ ОДО запрещено. В тоже время Градостроительный кодекс РФ предусматривает 2 вида размещения: размещение на специальном банковском счете (часть 1 статьи 55.16-1 ГрК РФ) и последующее размещение средств путем выполнения операции в целях их сохранения и увеличения их размера (пункт 2 части 5 статьи 55.16 ГрК).
Удастся ли внести понятие «размещение» в постановление Правительства покажет время.
В любом случае, для целей исполнения вновь принятой нормы потребуется согласование с кредитными организациями проведение операций по предоставлению займов членам СРО в качестве размещения средств КФ ОДО.
Часть 4: Нюансы проекта постановления Правительства РФ
Подпунктом «е» пункта 1 предусматривается в проекте постановления правительства РФ, что срок возврата займа составляет не более 5 рабочих дней со дня перечисления заемщику оплаты по договору подряда и не более 1 года со дня заключения им договора займа с саморегулируемой организацией.
Как видно из приведенной нормы, одновременно должны совпасть два условия (обусловлено союзом «и»): 5 рабочих дней со дня перечисления заемщику оплаты по договору подряда и 1 год со дня заключения договора займа. Но все понимают, что в реальной жизни очень редки случаи совпадения данных условий. Поэтому логично будет, если вместо союза «и» появится союз «или». В то же время это никак не повлияет на ситуацию с возвратом полученного займа, если у члена СРО будут отсутствовать денежные средства.
Далее в подпункте «ж» предусматривается возложение на кредитные организации фактического контроля за использованием полученных денежных средств в виде займа. Однако в силу статьи 814 Гражданского кодекса РФ заемщик обязан обеспечить возможность осуществления займодавцем контроля за целевым использованием займа.
Несомненно, дополнительный контроль со стороны кредитных организаций за целевым использованием займа это плюс. Но его возложение без заключения трехстороннего соглашения, в котором участвуют СРО (займодавец), член СРО (заемщик) и кредитная организация как иная сторона осуществляющая контроль, приведет к размыванию ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение контроля целевого использования займа. Непонятно опять же, сможет ли СРО сможет получать из банка информацию о произведенных операциях и, если сможет, то как оперативно?
В случае наступления нецелевого использования займа, кто будет нести ответственность: СРО, которая в силу договора обязана осуществлять контроль за целевым использованием займа, или банк, осуществляющий мониторинг и фактически разрешающий проведение списание денежных средств со специального счета?
Дополнительный контроль со стороны банка – это затратное мероприятие, требующее расходов со стороны банка. Как минимум, нужно будет разработать тарифы по ведению специального банковского счета для предоставления займа членам СРО с использованием мониторинга проведения операций по такому счету, потребуется разработка типового договора с учетом всех нюансов законодательства, обучение сотрудников банка и т.д. Очевидно, что даже для банковской системы это не быстрый процесс. Даже при наилучшем стечении обстоятельств урегулировать озвученные вопросы удастся не раньше сентября.
Подпункт «з» предписывает обязательное обеспечение договора займа со стороны члена СРО:
- залогом в объеме, превышающем размер займа не менее чем на 30 процентов;
- договором уступки права требования денежных обязательств по договорам подряда с условием о поручительстве за должника перед саморегулируемой организацией на сумму запрашиваемого займа;
- договором поручительства учредителя (участника) заемщика – юридического лица.
В залог можно взять почти любую вещь – от недвижимого имущества, транспортного средства до строительных материалов. С недвижимостью и транспортными средствами более-менее ситуация понятна: залог недвижимости подлежит государственной регистрации, а транспортных средств – в специальном реестре залогового имущества, которое ведется в нотариальной системе. А с иным движимым имуществом могут возникнуть сложности, особенно по части его фактического взыскания в случае неисполнения договора займа.
Также необходимо понимать, что для определения стоимости залога потребуется оценка предлагаемого в залог имущества. Такая оценка стоит денег, а само по себе имущество имеет свойство дешеветь в случае его последующей реализации в качестве объекта залога. Все это дополнительные риски СРО при возврате выданного займа. Да и вряд ли у микро и малого бизнеса окажется имущество, которое он сможет передать в залог.
Договор уступки права требования – отличнейший инструмент. Но и тут не все так просто. В данном случае сумма контракта должна раз в 5 минимум превышать сумму займа, чтобы не возникло ситуации, когда член СРО, стремясь побыстрее выполнить контракт и закрыть заем, не будет соблюдать качество строительства и исполнение обязательных требований законодательства. В противном случае все, что будет получено по переуступке права требования, впоследствии может пойти в обеспечение договорных обязательств по данному контракту.
Исходя из предлагаемой формулировки договор уступки прав требования должен быть трехсторонним: член СРО (сторона, передающая права требования), Заказчик по контракту или иное лицо поручитель за члена СРО, СРО. В противном случае Заказчик или иное лицо может отказаться от поручительства. Согласно статье 385 Гражданского кодекса РФ, требуется обязательное уведомление должника о передаче права требования. Также Кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право (требование), и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления этого права (требования). Все это должно быть отражено в таком договоре.
При этом передать право требования можно любому юридическому лицу, которое согласится выступить поручителем за члена СРО. Требования к такому поручителю никак не регламентируются, а следовательно, такие договоры могут заключаться с организациями, которые впоследствии не будут отвечать по обязательствам. Определить на практике состоятельность поручителя и его фактические намерения не представляется возможным. Даже серьезные финансовые и правовые аналитики не всегда могут выявить возможные последствия будущего банкротства или мошеннических действий. Уверен, что в СРО нет возможности и специалистов, которые смогут со 100% достоверностью утверждать, что поручителем в установленные сроки и в полном объеме будет погашен представленный члену СРО заем.
Если учесть, что проект постановления Правительства РФ разрабатывался в Минстрой совместно с НОСТРОЙ, то можно смело утверждать, что юристы, работающие там, сплошь теоретики, которые не могут просчитать все риски для договоров переуступки прав требования, глубоко изучив сложившуюся практику по этому вопросу. Если все же здравый смысл в этих ведомствах возобладает, то столь рискованное положение о возможности заключения договора переуступки права требования любому поручителю будет исключено из документа или же существенно переработано.
Договор поручительства учредителя (участника) заемщика – юридического лица. По сути, тоже самое, что и при переуступке права требования, разница лишь в том, что СРО не знает, каким образом учредитель будет впоследствии возмещать оплаченное по договору поручения. Риски в принципе остаются все теми же для определения платежеспособности и намерений юридического лица.
Вывод напрашивается сам собой: СРО предоставляет заем своему члену на свой страх и риск и, как следствие, несет полную ответственность перед своими членами и органами государственного надзора за потерю части компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.
Часть 1
Часть 3
Источник