Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:
1) по субъектам заемных отношений займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления;
2) в зависимости от места размещения государственные займы делятся на внутренние и внешние;
3) в зависимости от обращения на рынке государственные заемные инструменты бывают рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев. Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств не государственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов;
4) в зависимости от срока привлечения средств государственные займы делятся на краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше).
5) в зависимости от обеспеченности долговых обязательств они делятся на закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются чем-то конкретным, например, определенными доходами или имуществом. Такие облигации обычно выпускаются местными органами власти. Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным. В качестве обеспечения служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.
6) по характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Те же, кто хочет получить выигрыш, предпочитают покупать лотерейные билеты. Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается 1,2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение этим долговым обязательствам.
Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Кроме краткосрочных и некоторые долгосрочные долговые обязательства не имеют купонов. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном;
7) в зависимости от метода определения дохода долговые обязательства государства делятся на: с твердым доходом и с плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.
Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20-30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Чтобы избежать подобной ситуации, возможны два варианта.
Первый предполагает покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением долгосрочного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки, инвесторы не проявят интереса к долгосрочному кредитованию.
Второй вариант решает все названные проблемы, поскольку предусматривает систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В качестве базы для этого обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране. Однако такие займы имеют большой недостаток — должник не в состоянии спланировать свои расходы;
8)в зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, потери заемщика и выигрыш инвестора сводятся к минимуму. Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и частями. Если заем гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения выделяются три варианта:
O заем гасится равными частями в течение определенного срока;
O возрастающими долями;
O снижающимися долями.
Источник
Государственные займы классифицируются:
1. По месту размещения:
внутренние займы – обязательства государства перед резидентами;
внешние – обязательства государства перед нерезидентами.
2. По способу размещения:
рыночные – займы, оформленные в виде ценных бумаг, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения;
нерыночные – займы, не имеющие вторичного рынка, т.е. они покупаются инвестором у правительства и могут быть проданы только ему.
3. По сроку заимствования:
краткосрочные (со сроком обращения до 1 года);
долгосрочные (свыше 1 года).
4. По способу обеспечения возвратности:
залоговые – это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами;
беззалоговые займы – не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства.
5. По уровню эмитента:
республиканские;
местные.
6. По форме выплаты дохода государственные займы могут быть следующих видов:
процентные займы – доход по ним устанавливается в виде фиксированного процента от номинала.
дисконтные займы – доход по ним инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, нам который средства были предоставлены заемщику.
выигрышные займы – доход осуществляется на основе тиражей выигрыша. Не предоставляют гарантированного дохода.
индексационные займы – доход по ним выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.
20.3. Государственные ценные бумаги: виды и порядок размещения
В Республике Беларусь эмитируются следующие виды государственных ценных бумаг:
Ø государственные облигации, номинированные в иностранной валюте;
Ø государственные облигации, номинированные в национальной валюте;
Ø облигации государственного сберегательного займа Республики Беларусь;
Ø облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь.
Государственные облигации, номинированные в иностранной валюте.
Владельцами облигаций могут быть юридические лица — резиденты и нерезиденты Республики Беларусь. Облигации могут быть долгосрочными и краткосрочными ценными бумагами с купонным или процентным доходом. Указанные облигации не обращаются на вторичном рынке. Выпускаются в виде записей на счетах. Размещение облигаций осуществляется путем их продажи юридическим лицам на договорной основе. Каждый выпуск данных облигаций оформляется решением Министерства финансов, в котором указывается номер выпуска, номинальная стоимость, валюта номинала, срок обращения, даты выпуска и погашения, порядок выплаты дохода, а также другие условия. Правительство Республики Беларусь гарантирует погашение облигаций и выплату дохода в иностранной валюте, в которой выражен номинал облигации.
Министерство финансов имеет право:
— досрочно погасить облигации путем выкупа всего выпуска или его части;
— обменять (на основании заключенных с инвестором договоров) облигации, срок погашения которых наступил, на облигации других выпусков.
Государственные облигации, номинированные в национальной валюте.
Министерство финансов Республики Беларусь от имени Совета Министров Республики Беларусь эмитирует:
государственные краткосрочные облигации (ГКО), со сроком обращения до одного года;
государственные долгосрочные облигации (ГДО), со сроком обращения один год и более).
Облигации выпускаются в бездокументарной форме (в виде записей на счетах) и являются именными ценными бумагами. Владельцами облигаций могут быть юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты Республики Беларусь. ГКО и ГДО могут выпускаться с дисконтным и процентным доходами.
Министерство финансов имеет право произвести досрочное погашение всего объема выпуска облигаций или его части, а также обмен облигаций одного выпуска на облигации другого выпуска по согласованию с владельцем.
Облигации государственного сберегательного займа Республики Беларусь и облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь являются государственными ценными бумагами для физических лиц.
Облигации государственного сберегательного займа Республики Беларусь.
Министерство финансов Республики Беларусь, начиная с 1 июня 2002 года, осуществляет выпуски облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь. Информация об условиях выпуска облигаций и перечень банков, через которые осуществляется их продажа, публикуются в газете “Рэспублiка”. Предъявителям облигаций предоставляется право на получение в банках — агентах номинальной стоимости облигаций и процентного дохода по ним в соответствии с условиями выпуска в течение шести месяцев со дня наступления срока погашения облигаций. Процентный доход начисляется к номинальной стоимости .
Облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь.
В настоящее время осуществлено девять выпусков данных облигаций на общую сумму 6 миллионов долларов США. Облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь предоставляют право их владельцам на получение процентного дохода, выигрыша и номинальной стоимости облигации. Процентный доход начисляется к номинальной стоимости облигации. Выигрыш определяется путем проведения тиражей выигрышей. Номинальная стоимость облигации выплачивается при ее погашении. Размер процентного дохода определяется условиями выпуска. Сумма начисленных процентов по облигациям или их часть в соответствии с условиями выпуска разыгрывается среди держателей облигаций путем проведения тиражей выигрышей не менее двух раз в течение срока обращения облигаций. Вся информация по проведенным тиражам выигрышей публикуется в газете «Рэспублiка».
Облигации, подлежащие погашению, могут быть предъявлены в банки — агенты для получения процентного дохода, выигрыша и номинальной стоимости в течение шести месяцев со дня наступления даты погашения облигаций. После погашения владельцу выдается верхняя часть облигации, отрезанная по линии верхнего края слова «ОБЛИГАЦИЯ». Корешок облигации необходимо сохранить, так как по окончании займа среди владельцев всех реализованных облигаций будет проведен розыгрыш двух квартир в областных центрах Республики Беларусь.
20.4. Государственный долг: содержание, виды, методы управления
В процессе государственного заимствования возникает государственный долг. Государственный долг выражает отношения между государством, выступающим в качестве заемщика, и физическими юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), выступающими в роли кредиторов, по поводу объема и условий использования и возврата денежных ресурсов, как в виде привлеченных в качестве займа и кредита, так и в результате неисполнения государством принятых на себя бюджетных обязательств.
Государственный долг Республики Беларусь включает в себя подлежащую возврату и невозвращенную сумму внутренних государственных займов и внешних государственных займов, фактически полученных Республикой Беларусь от резидентов и нерезидентов Республики Беларусь
Государственный долг подразделяется на:
— внутренний (кредиторы – резиденты);
— внешний (кредиторы – нерезиденты).
Внутренний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам, в том числе займам органов местного управления и самоуправления, на определенный момент времени. Внешний государственный долг – внешний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени
Валовой внешний долг включает в себя государственный внешний долг (то есть долг центрального правительства) и внешний долг субъектов хозяйствования.
Под погашением государственного долга понимается уплата, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств в части основного долга
Под обслуживанием государственного долга понимается уплата процентов или иного вознаграждения заимодавцу (кредитору), штрафов и прочих платежей по государственным займам, за исключением погашения государственного долга
Источники погашения государственного долга:
— доходы бюджета;
— золотовалютные резервы страны;
— денежные средства, полученные от продажи государственной собственности;
— новые заимствования.
Управление государственным долгом в широком смысле включает:
формирование политики в отношении государственного долга;
определение основных показателей и предельных значений долга;
выделение приоритетных направлений использования.
Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг; регулирование состава и структуры совокупного государственного долга (debt management).
Министерство финансов Беларуси контролирует государственный долг, внешние займы банков — Национальный банк. Все внешние заимствования Беларуси, как элемент макроэкономической стабильности, отслеживает и контролирует Министерство экономики. Минэкономики разрабатывает критерии, пределы экономической безопасности, пути выхода из той или иной сложной ситуации при непосредственном участии Минфина и Национального банка.
Методы управления государственным долгом.
Рефинансирование – процесс погашения существующих государственных займов за счет привлечения новых.
Реструктуризация – означает изменения в условиях долгового контракта, в соответствии с которым кредитор предоставляет должнику какую-либо уступку или преимущество (пролонгация сроков выплаты, отсрочка процентов и т.д.)
Конверсия долга предполагает различные механизмы сокращения величины внешней задолженности и облегчения условий по обслуживанию внешнего долга (обмен долга на собственность или на ценные бумаги государства должника)
Консолидация как разновидность реструктуризации долга. Предполагает предоставление кредиторам возможности переноса срока погашения внешней задолженности на отдаленный период в соответствии с согласованными с заемщиком условиями.
Замещение внешних заимствований внутренними и наоборот. Замещение внешних заимствований внутренними позволяет уменьшить валютную нагрузку и стоимость обслуживания долга. Внутренним долгом легче управлять, он не подвержен влиянию валютных рисков, его обслуживание в настоящее время дешевле
Аннулирование (дефолт) означает полный или частичный отказ страны от платежей по всем займам включая проценты. Объявляется в случае банкротства государства либо прихода к власти новых политических сил.
В настоящее время применяются нестандартные схемы погашения государственного внешнего долга:
— использование СВОП операций;
— долг в обмен на интеллектуальную собственность;
— зачет взаимных долговых требований и обязательств;
— использование государственных внешних финансовых активов;
— уступка прав требования — вторая по масштабам и первая по бюджетной эффективности нестандартная схема урегулирования долга. При применении данной схемы впервые использованы элементы секьюритизации государственного внешнего долга, то есть превращение нерыночных долговых обязательств в рыночные;
— досрочное погашение с дисконтом;
— схема «долг в обмен на инвестиции»;
— схема «долг в обмен на экологические проекты».
Основные параметры государственного долга,
предельный объем внутреннего и внешнего долга, предельный объем предоставления гарантий определяются Законом о республиканском бюджете на очередной год. Так, в соответствии со статьей 13 на 2012 год утверждены:
— лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь в размере 34 трлн. руб.;
— лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 20 трлн. руб.;
— лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь в размере 14,3 млрд. долларов США;
— лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 5 млрд. долларов США;
Показатели, характеризующие внешний государственный долг страны:
общая сумма внешнего долга;
динамика внешнего долга;
величина внешнего долга на душу населения;
отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту (при рекомендуемом Всемирным банком критическом уровне 50 %). Это — наиболее всеобъемлющий показатель, определяющий возможность обслуживания внешнего долга;
отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг (при критическом уровне 250 %);
расходы по обслуживанию внешнего долга;
отношение внешнего долга и официальных международных резервов.
Контрольные вопросы к теме №20
1. Перечислите основные признаки государственных кредитных отношений.
2. Дайте краткую характеристику основных форм государственного кредита.
3. Определите понятия «бюджетный заем» и «бюджетный кредит».
4. Какие функции выполняет государственный кредит?
5. Как классифицируются государственные займы по форме выплаты дохода?
6. Какие виды государственных ценных бумаг эмитируются в Республике Беларусь?
7. Перечислите государственные ценные бумаги для физических лиц.
8. Дайте определение валового внешнего долга.
9. За счет каких источников происходит погашение государственного долга?
10. Укажите основные методы управления государственным долгом.
11. Перечислите показатели, характеризующие внешний государственный долг страны.
Источник